На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психика человека (разбор ситуации из практики)

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
П л а н
 
Введение………………………………………………………………………..3
1. Общее понятие психики человека……….…………………………………5
2. Учет психики собеседника в  профессиональной беседе (разбор  ситуации из практики)……..…………………………………………………………….11
Заключение.……...……………………………………………………………17
Список использованной литературы......…………………………………….18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
      В познании тайн природы и самого человека, в величайших открытиях и изобретениях, в создании шедевров искусства и повседневном труде - во всех видах деятельности человека проявляется его психика.
     На стыке психологии и юридических наук возникла судебная психология, а затем и юридическая психология.
     Психология — наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.
      Психология изучает, каким образом  внешнее воздействие переходит  во внутреннее, психическое отражение  и становится регулятором нашей  деятельности.
     Юридическая психология - прикладная отрасль психологии. Она базируется на общей психологии. Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности изучение юридической психологии невозможно1.
      Для полного раскрытия актуальности  данной темы рассмотрим понятие  предмета юридической психологии.
     Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей2.
     Таким образом, понятие психики занимает главное место в данной дисциплине. В сфере правоприменительной деятельности участвуют личности (человек). Каждая личность имеет неповторимое сочетание психологических особенностей – психический склад, это и составляет ее индивидуальность.
      Юристы своего рода психологи,  должны уметь учитывать психический  склад каждого человека, участвующего  в сфере правоприменительной  деятельности.
      Исходя из выше перечисленного, целью данной контрольной работы  является: изучить сложную систему, которую представляет собой психика человека и на основе изученного разобрать ситуацию из практики. Где необходимо учесть психику собеседника в профессиональной беседе.
      Для реализации данной цели  были поставлены следующие задачи:
- дать понятие «психика»;
- выделить  и раскрыть в психике человека  психические процессы, психические  свойства личности и психические  состояния;
- раскрыть  понятие «сознание» как высшую  форму психики человека;
- проанализировать  уровни психической регуляции;
- рассмотреть  и проанализировать, опираясь на  теорию вопроса, коммуникативную  ситуацию из практики.
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Общее понятие о психике человека
 
       Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
      Психология изучает свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
      Основным понятием психологии является понятие психического образа.
      Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
      Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией — регуляция деятельности3.
     Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.
       Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.
      Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
       Итак, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
       Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и вне образные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия4.
      Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность. Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния5.
      Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющим свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
      Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
      Психические процессы подразделяются на:
- познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение);
-   эмоциональные;
-   волевые.
       Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
      Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
      Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
      Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
- мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
- эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация, тревога, радость, печаль);
- волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);
- состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
       Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики.
       К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент; 
2) направленность;
3) способности;
4) характер.
       Психические процессы, состояния и свойства человека — это единое проявление его психики.
       Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.
      Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.
       Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания ("Сверх-Я")6.
       Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. "Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".
        Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта.
        Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.
        К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
        Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.
        Итак, психика человека, его сознание — это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
        Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:
    Категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.
    Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.
    Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.
    Самосознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
      Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.
      Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:
1) эволюционно  сформированным бессознательно-инстинктивным  уровнем; 
2) подсознательно-субъективным  эмоционально-импульсным уровнем; 
3) сознательными,  произвольными, логико-семантическими  программами.                                           
        В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.
      Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:
1) бессознательно-инстинктивные,  врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежание физически опасных ситуаций);
2) привычно-автоматизированные  подсознательные действия (умения, навыки, привычки, интуиция);
3) сознательные, волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой)7.
 
 
 
 
 
 
    Учет психики собеседника в профессиональной беседе
(разбор  ситуации из практики)
 
         В ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения, в процессе расследования  преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде, не только психологи, но и юристы в своей практической деятельности широко используют такой метод, как беседа.
         Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением8.
        Итак, ситуация, являющаяся профессиональной беседой – допрос потерпевшего.
        Допрос в ходе предварительного следствия является наиболее распространенным видом процессуального общения9. С социально-психологической стороны допрос — довольно динамичная разновидность профессионального общения, протекающего в особом режиме, характеризующемся целым рядом психологических особенностей, обусловленных процессуальным порядком его проведения, а также теми
правовыми последствиями, которые связаны с его результатами10.
        Рассматриваемая мной коммуникативная  ситуация будет являться бесконфликтной, так как, в большинстве случаев, допрос потерпевшего проходит в бесконфликтной ситуации, поскольку человек, пострадавший от преступления, чаще всего заинтересован оказывать помощь правоохранительным органам, тем более когда он видит, что работники этих органов активно защищают его права и законные интересы.
         Для того чтобы потерпевший  во время допроса (профессиональной  беседы) точно, лаконично, без  путаницы излагал информацию, необходимую  для юриста (следователя), необходимо  установить психологический контакт  с допрашиваемым (собеседником).
         Рассмотрим на примере из практики, как и в каких действия следователь учитывает психику потерпевшего при допросе.                     
         Потерпевшего следователь допрашивал в рабочем кабинете, поскольку официальная обстановка побуждает к осознанию серьезности предстоящего допроса, способствует установлению деловой атмосферы. Следователь определил время явки потерпевшего на допрос. Это было время, близкое ко времени совершения преступления, так как физическое и психическое состояние потерпевшего позволяло произвести допрос. Следователь поступил так, потому, что показания, полученные сразу же после совершенного преступления, бывают более полными и достоверными, так как в них еще не привнесены посторонние детали и запечатленные его памятью образы (представления) не подвергались забыванию или корректировке под воздействием информации, полученной в результате обсуждения деталей преступления с родными, близкими, знакомыми
         Допрос потерпевшего включает три стадии:
- подготовительную;
- свободный рассказ;
- ответы на вопросы.
         Изучение индивидуально-психологических особенностей свидетеля началось с первых же контактов с ним, предваряющих собственно допрос, и продолжалось на всем протяжении следственного действия.
         На подготовительной стадии следователь получил дополнительные сведения о психологических характеристиках потерпевшего. Выяснил его анкетные данные, уточнил сведения о личности потерпевшего, завязал с ним беседу на отвлеченные темы. С одной стороны, это помогло следователю уточнить свое предварительное мнение о допрашиваемом, составить более полное представление о психологических характеристиках его личности. С другой стороны, беседа способствует снятию у потерпевшего внутреннего напряжения, неизбежно возникающего при контакте с представителем правоохранительных органов.
          В ходе беседы следователь  установил психологический контакт с допрашиваемым. Он избрал тактически правильную форму предупреждения потерпевшего об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Данная форма заключалась в том, следователь разъяснил допрашиваемому, что оснований сомневаться в его искренности нет, но необходимо выполнить предписание закона. Тональность речи следователя соответствовала коммуникативной ситуации допроса. Общение с потерпевшими ставило перед следователем задачу снять у них состояние избыточной психической напряженности, отвлечь, насколько это возможно, от переживаний, попытаться успокоить, переключить внимание на другие, личностно более важные обстоятельства.
         Стадия свободного рассказа началась с предложения допрашиваемому рассказать все, что ему известно об обстоятельствах расследуемого преступления. Во время свободного рассказа потерпевшего следователь не перебивать его, даже если он говорит слишком пространно. Это побудило допрашиваемого сообщить факты, о которых он и не собирался рассказывать. При допросе не давалась оценку показаниям, а тем более не выражалось недовольство, ибо это могло привести к тому, что потерпевший замкнется. В дальнейшем полученные сведения были детализированы. В установлении психологического контакта с потерпевшими особенно велика роль эмпатического слушания, которому соответствовало поведение следователя в момент допроса (сдержанное, внимательное выражение лица, заинтересованность при постановке вопросов и т.п.).
          Потерпевшему допросом причиняется физический, моральный или имущественный ущерб, что накладывает эмоциональный отпечаток на его восприятие происходящего.
        Причинами неполноты показаний были:
а) ошибки восприятия, запоминания и воспроизведения информации. Потерпевший, подвергшийся преступному нападению, длительное время испытывал состояние психической напряженности, которое искажающим образом воздействовало на процессы восприятия, памяти, мышления, что, в свою очередь, отрицательно влияло на полноту и достоверность его показаний Психофизическое состояние потерпевшего, пережившего нервное потрясение в связи с преступлением, служит причиной того, что в его показаниях могут быть преувеличение опасности пережитого посягательства, пробелы в описании события преступления; непоследовательность изложения и др.;
в) негативное психологическое состояние во время допроса. Чувство стыда, состояние психической подавленности (стресса), переживаемые потерпевшей. Несомненно, учитывались следователем при выборе форм обращения, при формулировании вопросов, особенно интимного характера. Следователем учитывалось и того, что сама ситуация допроса, актуализирующая в сознании потерпевшего обстоятельства совершенного преступления, в значительной мере обостряет его и без того сильные переживания.
       Устранение противоречивости и неполноты показаний, вызванных ошибками восприятия, запоминания и актуализации воспринятого, требовало от следователя понимания процесса формирования показаний и действия мешающих факторов, а также использования тактических приемов для оказания допрашиваемому помощи в припоминании фактов, интересующих следствие.
        Процесс формирования показаний потерпевшего состоит из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе обстоятельств расследуемого преступления. Восприятие представляет собой процесс отражения в человеческом сознании события преступления или его отдельных деталей на основе зрительных и слуховых, реже обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений. Запоминание еще более сложный процесс образования в памяти свидетеля образов (представлений), связанных с воспринятыми фактами. Воспроизведение состоит в том, что свидетель на допросе, оживляя в своей памяти образы (представления), запечатлевшиеся в результате восприятия и запоминания, сообщает соответствующие сведения следователю.
        Показания потерпевшего формируются под влиянием различных факторов. Их нельзя учесть заранее, однако из основных и наиболее часто встречающихся одни связаны с индивидуальными свойствами самого потерпевшего, другие с внешними условиями и обстоятельствами, в которых происходило восприятие, сохранение в памяти и воспроизведение.
        Следователь учел:
    Свойства восприятия и памяти потерпевшего: состояние органов зрения и слуха, обоняния и осязания. Разная память накладывает специфический отпечаток на показания свидетелей, в которых одни события (факты) изложены полно и точно, а другие в общих чертах.
    Физическое и психическое состояние в момент восприятия. Болезненные ощущения, нервное расстройство, усталость, опьянение, сильное душевное волнение и другие факторы неблагоприятно влияют на процесс формирования свидетельских показаний.
    Направленность внимания обусловливает целенаправленное или непреднамеренное восприятие. Для получения полных показаний следователь применял тактические приемы, призванные помочь допрашиваемому в припоминании забытых обстоятельств. Здесь была задействована эмоциональная память, а также ассоциации по смежности во времени и пространстве, по сходству или контрасту.
    Патологические дефекты психики и нервной системы могут влиять на процесс формирования свидетельских показаний весьма существенно. В сложных случаях рекомендуется назначить судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, но только с согласия свидетеля (ч. 5 ст. 56 УПК РФ). В данной ситуации судебно-психиатрическая или комплексная психолого-психиатрическую экспертиза не назначалась.
    Обстановка восприятия: удаленность от наблюдаемого события, условия видимости, наличие или отсутствие препятствий, которые могут поглощать звуки, состояние погоды и др.
    Промежуток времени, прошедшего со дня восприятия до момента дачи показаний. Чем он больше, тем выше вероятность искажения, полной или частичной утраты воспринятой свидетелем информации.
    Склонность к фантазированию (восполнение пробелов восприятия и запоминания вымыслом). Основная сложность получения показаний здесь состояла в том, чтобы отличить заведомую ложь от фантазии свидетеля, отделить достоверные показания от вымышленных. В этой ситуации от следователя потребовалось умение формулировать и задавать допрашиваемому контрольные и уточняющие вопросы.
       Более полные и точные показания потерпевший дал на повторном допросе, поскольку снова и снова возвращался в мыслях к событию преступления, припоминая его отдельные детали. Поэтому после первого допроса потерпевшему было разъяснено, что если он вспомнит какие-либо обстоятельства, связанные с преступлением, то об этом следует немедленно сообщить следователю11.
Заключение
 
      Понимание закономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельность людей и взаимоотношений между ними.
     Психологические познания необходимы юристу не только для решения отдельных частных юридических проблем.12.
    В юридической психологии описывается психология обыска, аспекты выемки, допроса (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, несовершеннолетнего), проверки показаний на месте, следственного эксперимента. В результате всех этих действий следователь должен учитывать психику людей, участвующих в данных ситуациях, для того чтобы качественно выполнять работу. Следователь своего рода психолог.
       Контрольная работа состоит из  двух глав.
       В первой главе описывается  общее понятие психике человека. Говорится о том, что психика  представляет собой сложную систему,  в которой выделяют психические  процессы, психические свойства  личности и психические состояния.  Раскрывается понятие «сознание»  и выделяются уровни психической  регуляции. 
       Вторая глава – это практическая  работа, в которой, на основе  изученного о психике человека, раскрывается ситуация из практики. В данном случае примером ситуации  профессиональной беседы послужил  допрос потерпевшего. Ситуация анализируется,  опираясь на теорию, раскрытую  в первой главе, а также на  теорию по психологии допроса. В анализе учтены этапы допроса и на примерах раскрыто как следователь производит учет психике потерпевшего для получения достоверной информации.
        Таким образом, задачи поставленные в контрольной работе решены, а значит цель достигнута.
 
Список использованной литературы:
 
    Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001.
    Васильев В. А. Юридическая психология: Учебник для вузов / В. А. Васильев, 5-е изд., перераб. и доп. – Изд-во: Питер, 2005.
    Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие, - М., 2003.
    Еникеев М.И.  Основы общей и юридической психологии. – М., 2006. – 625 с.
    Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – 488 с.
       
1 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. – М., 2006. с. 4
2 Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – с. 8.
3 Еникеев М.И.  Основы общей и юридической психологии. – М., 2006. – с. 45.
4 Еникеев М.И.  Основы общей и юридической психологии. – М., 2006. – с. 49.
5 Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие, - М., 2003 -  67.
6 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. – М., 2006. с. 45, 46.
7 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. – М., 2006. с. 45, 46.
8 Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – с. 58, 313.
9 Обширный перечень литературы по психологии допроса содержится в таких известных монографиях: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 286—289; Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. Минск, 1978. С. 174—180: и в ряде других работ.
10 Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – с. 407.
11 См.: Васильев В. А. Юридическая психология: Учебник для вузов / В. А. Васильев, 5-е изд., перераб. и доп. – Изд-во: Питер, 2005. – 385 – 397.
12 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. – М., 2006. с. – 4.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.