На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование техники броска в кольцо с учетом типичных ошибок баскетболистов-юношей

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 
Кафедра теории и методики спортивных игр и восточных единоборств 
 
                                                  Григорян Джаник Дереникович
                                                         студент ТП-41 группы специализации
                                                      «теория и методика спортивных игр»
 
 
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БРОСКА В КОЛЬЦО С УЧЕТОМ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК БАСКЕТБОЛИСТОВ-ЮНОШЕЙ
Выпускная квалификационная работа
(по направлению  032100 – «Физическая культура»)
 
 
Научный руководитель:
                                                                                       канд.пед наук, доцент
                                                                                                Л.Р. Исламова
 
 
 
 
 
Уфа, 2013
 
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ПРОБЛЕМЫ…………………......4
1.1. Характеристика круговой тренировки и ее разновидности……………….4
1.2. Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе…………………………………………………………………………..14
1.3. Индивидуализация нагрузки в круговой тренировке борцов……………22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ  И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………34
2.1. Организация исследования…………………………………………………34
2.2. Методы исследования………………………………………………...…….34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ…………….36
3.1. Содержание модернизированной круговой тренировки борцов вольного стиля в специальной физической подготовке…………………………………..36
3.2. Межгрупповой  анализ тестовых показателей специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.....................................................................................................
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...……………..45
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность исследования. Основу специфики «достиженческого» спорта составляет соревновательная деятельность: в процессе противоборства у борцов вольного стиля максимально выявляются, сравниваются и оцениваются определенные способности и подготовленность. Для того чтобы борцы могли повышать уровень спортивного мастерства, им необходимо совершенствовать способности к максимальной мобилизации своих возможностей в тренировочной деятельности [12].
С прошлого века в вольной борьбе принято использовать круговую тренировку для расширения функциональных возможностей организма  спортсменов, где для развития специфических  качеств физической подготовленности для более эффективного воздействия  принято использовать строго-регламентированные методы спортивной тренировки [14]. Как утверждают различные авторы [7; 8; 9] с помощью круговой формы тренировки можно не только создать юным борцам базовый фундамент общей физической подготовленности, но и развивать специфические качества физической подготовленности, главным условием для этого является «игра» с интенсивностью и временем [9].   Таким образом, возникает необходимость исследования круговой тренировки борцов вольного стиля с целью будущей разработки эффективной методики развития специфических для вольной борьбы качеств.
Актуальность  исследования заключается в том, что на данный момент комплексы упражнений круговой тренировки борцов вольного стиля в большей степени направлены на воспитание общей физической подготовленности и используются на ранних стадиях подготовки, специальные физические качества старших юношей чаще воспитываются по средствам строго-регламентированных методов. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью воспитания специальных физических качеств борцов вольного стиля 16-17 лет и недостаточной разработанностью методик круговой тренировки в процессе их специальной физической подготовки.
Гипотеза. Предполагается, что процесс воспитания специальных физических качеств борцов вольного стиля 16-17 лет будет проходить более эффективно, если в тренировочный процесс внедрить модернизированную методику круговой тренировки в процессе воспитания специальных физических качеств.
Цель работы –  модернизировать и экспериментальным путем определить эффективность методики круговой тренировки в процессе специальной физической подготовки борцов вольного стиля 16-17 лет.
Для решения  цели работы и проверки гипотезы определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы по научно-методической литературе.
2. Модернизировать методику круговой тренировки в процессе специальной физической подготовки борцов вольного стиля 16-17 лет;
3. Экспериментальным  путем подтвердить эффективность модернизированной методики круговой тренировки в процессе специальной физической подготовки борцов вольного стиля 16-17 лет.
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
 
1.1. Характеристика круговой тренировки и ее разновидности
 
Круговая тренировка является методом комплексного воздействия  различных тренировочных средств, направленных на укрепление органов, систем и функциональных возможностей организма. Круговая тренировка представляет собой целостную форму занятий и в то же время не сводится к какому-либо одному методу.  Для круговой тренировки подбираются строго регламентированные упражнения с избирательным и с общим воздействием на организм занимающихся [12].
Различаются следующие  основные разновидности круговой тренировки [14]:
– по методу  непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);
– по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);
– по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированную выносливость).
Круговая тренировка по методу непрерывной работы проводится без перерывов и состоит из нескольких повторений прохождения  круга в зависимости от количества станций и имеет следующие  варианты.
Вариант 1.
Упражнения проводятся без пауз в момент выполнения их в комплексе и между кругами. После того как разучены упражнения и проведено испытание, определившее максимальное число повторений  (максимальный тест  – далее МТ), каждый получает стандартную дозировку МТ / 4 или МТ / 2. Упражнения на каждой станции выполняются в  свободном темпе, без учета времени. Повышение нагрузки идет за счет увеличения повторений на одно или два каждой станции (МТ / 2 + 1) или за счет перехода к следующему, более трудному комплексу.
Вариант 2.
Упражнения  проводятся без пауз, но с целевым  временем. После того как разучены упражнения и на каждой станции проведен максимальный тест (30 с упражнения и 30 с отдыха), засекается тренировочное  время для однократного прохождения  круга с дозировкой МТ / 2 и МТ / 4. Время прохождения одного круга умножается на количество кругов (в зависимости от количества станций), получается целевое время. При стандартном объеме упражнений учащимся на уроке необходимо стремиться к сокращению времени за счет определения нового МТ или перехода к более сложному комплексу. При этом заводится карточка достижений [10].
Вариант 3.
Упражнения  проводятся без перерывов со стандартизированным  временем тренировки и стандартным  числом повторений, но с различным  количеством прохождения кругов. После того как разучены упражнения и определены МТ на каждой станции по принципу 30 с работы и 30 с отдыха, проводится тренировка со стандартным тренировочным временем. Дозировка и время прохождения каждого круга остаются стандартными, а количество кругов увеличивается [12].
Последний вариант  особенно важен для подготовительной второй половины основной части урока  физвоспитания, так как тренировочное  время стандартизировано. Минимальное  время, необходимое для проведения этого варианта, позволяет вводить круговую тренировку практически в каждый урок. Преимущество третьего варианта заключается и в простоте фиксации времени. Это  позволяет преподавателю постоянно следить за ходом тренировки и значительно облегчает учет. После окончания круговой тренировки ученики заносят в карточку достижений только число пройденных кругов и станций.
Все варианты круговой тренировки по методу непрерывного упражнения можно применить на уроках по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и гимнастике, а также для профессий, связанных с активным физическим трудом.
Круговая тренировка, организованная по методу интервального  упражнения с жесткими интервалами  отдыха, проводится с кратными интервалами, так называемыми «действенными паузами» как между упражнениями, так и между кругами.  Эта тренировочная направленность имеет три варианта [4].
В первом и втором  вариантах  упражняются на станциях по 15 с и постоянным перерывом  в 30 – 45 с. Круговая тренировка по этим вариантам строится следующим образом:  проводится тренировка с индивидуальной дозировкой МТ / 2 за 15 с и интервалом отдыха 30 – 45 с. Время отдыха зависит от величины нагрузки избранного упражнения и физической подготовленности учащихся.
Чем выше интенсивность  упражнения, тем успешнее будет развиваться максимальная сила, а также такие комплексные физические качества, как скоростная сила и скоростная выносливость. При выполнении работы по первому и второму вариантам  необходимо добиваться четкого выполнения упражнений в среднем тренировочном темпе. Увлечение максимальным темпом в ущерб точности выполнения упражнений недопустимо. В третьем варианте упражняются на станциях в течение 30 с с постоянным 30-секунд-ным перерывом. Для третьего варианта необходимо подбирать упражнений, которые занимающиеся могли бы выполнять непрерывно 30с с допустимой точностью. Повышение индивидуальной нагрузки в третьем варианте идет за счет увеличения количества повторений на станциях (МТ + 1) / 2, (МТ + 2) / 2 и т. д., а общей  – за счет увеличения прохождения количества кругов всей группой [6].
Применение  круговой интервальной тренировки с  паузами отдыха в начале урока  заменяет разминку и общефизическую подготовку при прохождении одного круга. Прохождение двух-трех кругов в основной части урока решает, помимо задач общефизической подготовки, еще и задачи целенаправленного  профессионально-прикладного развития физических качеств комплексного характера, таких, как специальная выносливость, скоростная сила, а также силовая выносливость.
Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения с полными паузами отдыха при интенсивно-интервальной работе с мощностью до 75 % от максимальной является разновидностью интервальной тренировки, которая направлена на развитие скоростной и силовой выносливости и имеет два варианта. В первом варианте на каждой станции упражняются 10 – 15 с с паузами отдыха 30 – 90 с, которые зависят от тренировочного эффекта нагрузки. Повышение нагрузки идет за счет сокращения тренировочного времени с 15 до 10 с при условии сохранения прежнего количества повторений, но за более короткое время. Во втором варианте работа на каждой станции не ограничена временем, и каждое упражнение повторяется 8 – 10 раз в среднем темпе, а пауза отдыха колеблется от 30 до 180 с в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки. Повышение нагрузки идет также за счет выполнения упражнений в более быстром темпе при постоянном интервале отдыха. Во время отдыха применяются упражнения на расслабление и растягивание [9].
При использовании  круговой тренировки по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха количество занимающихся на станциях подбирается так, чтобы один – два учащихся выполняли упражнения на расслабление, не нарушая полный цикл работы и отдыха. При такой организации на станциях может находиться сразу  четыре учащихся. Круговая тренировка по методу интенсивно-интервальной работы с полными интервалами отдыха отличается не только организацией проведения, но также и определением МТ. Учащиеся на каждой станции занимаются не все одновременно, так как размещены по двое – четверо, а выполняют задание поочередно. При этом организация процесса тренировки может быть обычной, включающей прохождение одного и более кругов, или специфической, когда каждое упражнение на станции выполняется сериями до трех раз, а затем происходит переход к следующей станции. Применение этого метода во всех вариантах направлено на совершенствование скоростной силы и скоростной выносливости [16].
Для занятий  по типу круговой тренировки с использованием метода непрерывного упражнения можно применять 10 – 15 станций в зависимости от обеспечения учащихся на каждом конкретном уроке инвентарем. Нагрузки рассчитываются практическим путем. В расчет берется временной отрезок в 15 – 30 с. Дозировка определяется максимальным и минимальным числом упражнений, выполняемых на каждой станции. Например, максимально выжимать гантели массой 10 кг можно 20 – 30 раз за 30 с. В этом случае общее задание для группы будет следующее: максимальное 30 раз, минимальное – 15. При этом нужно следить за тем, чтобы выполнение упражнений на разных станциях занимало одинаковое время, включая переходы [12].
Целесообразность  дальнейшего применения комплекса  будет зависеть от правильного соотношения  нагрузки и отдыха, а также последовательности подбора упражнений. Повышать нагрузки можно путем усложнения комплексов, а также за счет увеличения прохождения количества кругов. Спортсмен  самостоятельно может проследить за своим физическим развитием, регулярно измеряя свой пульс. При успешной адаптации организма пульсовая кривая имеет тенденцию в сторону уменьшения, а пульс в покое становится реже, чем был в начале тренировочных занятий, что связано с более экономичной работой сердца. При занятии по типу круговой тренировки с использованием интервального метода можно включать в комплекс также 10 – 15 станций. Дозировка и число повторений колеблется от 10 до 20, последовательность перехода – против часовой стрелки по порядку расположенных станций.
Иногда в  практической работе целесообразно  использовать нетрадиционный вариант круговой тренировки. Отличие этого варианта состоит в направленности мышечной работы на воспитание конкретного двигательного качества в одном занятии. При этом на каждой из четырех станций используются различные по структуре упражнения, но сохраняется один и тот же физиологический режим. Собственно биомеханическая структура движений учитывается, но отходит, исключая комплексы в воспитании ловкости, на второй план, в то время как режимы их использования выдвигаются на первый. Подобная методика построения занятий возможна лишь при физиологически обоснованном и оптимальном для каждого занимающегося сочетании физических упражнений на каждой из четырех станций. Однократная же нагрузка избирается в соответствии с ее индивидуально переносимой величиной. Показателем времени является способность занимающихся выполнять работу без снижения заданной мощности (темпа, скорости), а критерием готовности к повторной работе – время восстановления пульса до определенных величин [19].
Данные режимы базируются на двух концепциях. Сущность первой в основном сводится к тому, что срочный тренировочный эффект, а, следовательно, и кумулятивный, отставленный по времени, может быть достигнут при достаточно значительном нарушении гомеостатических констант организма. Вторая концепция касается механизмов энергообеспечения различной по мощности и длительности мышечной работы. Из нее следует, что работа максимальной мощности возможна лишь в течение 5 – 10 с, субмаксимальной – не более 30 – 40 с, умеренной и малой мощности – от 60 с до нескольких часов. Реализация этих положений возможна не только в практике спорта высших достижений, но и в физическом воспитании курсантов и массовой физической культуре, ибо, как справедливо замечает В.В. Волков, максимальные усилия распространены не только в спорте. Без них, например, невозможно повысить уровень двигательной подготовленности населения, выполнить нормы зачетного комплекса. Максимальные напряжения являются неотъемлемой частью производства, бытовой и военной деятельности человека, не говоря уже об экстремальных ситуациях. Однако следует уточнить [15]: максимальные напряжения должны соответствовать текущему функциональному состоянию каждого индивидуума и обуславливаться, что крайне важно, неодинаковой по мощности и длительности физической нагрузкой.
Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке. По характеру мышечного сокращения в КТ применяются в основном динамические упражнения, но наряду с ними имеют место статические и упражнения с комбинированным режимом работы мышц.
В основе спортивной деятельности лежит реальное явление - двигательное действие, посредством которого решается спортивная задача. Именно движение является тем объектом, на который прямо или косвенно направлен комплекс тренирующих воздействий в ходе многолетней подготовки спортсмена [21].
Сама возможность  и результативность двигательной деятельности обуславливается развитием физических качеств. К числу важнейших физических качеств, определяющих эту возможность, относится «сила». Правильнее будет называть это качество - «силовые способности», и проявляются они любых режимах мышечной деятельности.
Никакие физические упражнения невозможно выполнить без  проявления мышечной силы. Для любой  спортивной специализации характерно проявление мышечной силы, от уровня ее развития зависит развитие и проявление целого ряда других физических качеств и способностей спортсмена. Поэтому такое большое место в процессе физической подготовки отводится воспитанию силовых качеств (В.В. Кузнецов, 1975). Вместе с тем силовые способности нельзя сводить к только механической характеристике их сократительных свойств. Необходимо иметь в виду, что мышечная сила, являясь динамическим компонентом любого движения, может иметь различные качественные характеристики в зависимости от скорости, внешнего сопротивления и продолжительности работы. Основным критерием оценки силовых способностей спортсмена выступает показатель мощности рабочего усилия (Ю.В. Верхошанский, 1988).
Рабочее усилие в спортивной деятельности может  проявляться однократно, повторно, в циклической или переменной работе, против большого или небольшого внешнего сопротивления, с высокой или медленной скоростью движения, при различном предрабочем состоянии мышц. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий, уступающий), изометрический и многообразные формы смешанного режима [23].
Изучение специальной  научно-методической литературы и опыта  спортивной практики позволяет определить круг решенных и нерешенных вопросов методики тренировок, в частности  развития силовых способностей.
Вопросы совершенствования  методов тренировки, повышающих эффективность  тренировочного процесса, а также  поиск режимов работы мышц, способствующих эффективному развитию силы, особенно интересны для нас, поскольку  в нашей работе была поставлена задача исследовать различные методы КТ с использованием средств, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств [26].
Изучению режимов  работы мышц посвящено много исследований, в которых выявились режимы, обеспечивающие наибольший рабочий эффект мышечного сокращения в задаче проявления силы или скорости.
Однако они  не дали однозначных результатов  и, скорее, показали бесполезность поиска абсолютного режима. Каждый режим  и способ его использования имеют  четко выраженное специфическое тренирующее воздействие, в соответствии с которым его и следует использовать. В то же время выяснилась целесообразность таких средств, в которых сочетаются различные режимы работы мышц при главной роли преодолевающего. Это позволяет достигать больших напряжений и, кроме того, сохранять типичные признаки соревновательного упражнения (В.М. Дьячков, 1961, 1966, Ю.В. Верхошанский, 1961, 1970, В.В. Кузнецов, 1968, 1970).
В практике известно несколько режимов работы мышц - это преодолевающий, уступающий, удерживающий и комбинированный (классификация режимов работа у Ю.В. Верхошанского, 1977).
Ряд авторов (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977, В.К.Петров 1966, И.М. Добровольский, 1973, А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975 и другие) указывают на то, что применение в тренировке различных режимов мышечной деятельности наряду с миометрическим (динамическим) режимом дает значительный эффект в росте силовых возможностей занимающихся.
Как отмечалось выше, большинство спортивных упражнений выполняется в преодолевающем режиме, он считается основным. В тяжелой атлетике большое значение имеет и уступающий режим работы, так как он дает возможность развивать силу больше максимальной на 20-40% (АЛ. Слободян, 1979).
Одним из методов  развития силы является метод изометрических упражнений, получивший довольно широкое распространение. По некоторым данным (R.A. Berger, 1962) этот метод дает значительный прирост силы мышц и их массы уже в первые месяцы тренировки, В своих опытах по применению изометрических упражнений Т. Hettinger (1966) нашел, что оптимальной можно считать величину нагрузки в 40-50 % от максимальной силы. Другие авторы (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977) отмечают, что наибольший эффект дают напряжения, составляющие 80-120 % предельных с оптимальным временем напряжения 6 с. По данным А.Н. Воробьева (1981) в практике спорта применяется напряжение 55-100% от максимума в течение 5-Юс. С увеличением напряжения уменьшается время удержания позы. Более высокий прирост силы при использовании изометрических упражнений выявлен у лиц, не занимающихся спортом. Полученные данные говорят о большой эффективности тренировки при сочетании уступающего, изометрического и смешанного режимов мышечной деятельности для развития силовых и скоростно-силовых качеств. Это составляет один из резервов интенсификации тренировочного процесса (А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975, В.М. Зациорский, 1962).
В спортивной тренировке довольно широко используется уступающий режим мышечной деятельности, особенно когда упражнения выполняются медленно. Все виды приседаний связаны с уступающей работой. Тяжелоатлеты на приседание отводят около 10-20% тренировочной нагрузки. Обычно высококвалифицированные тяжелоатлеты выполняют приседания в уступающем режиме с весом 110 - 120 % от их лучшего результата при преодолевающей работе, но не чаще чем один раз в 7-10 дней. А.С. Слободаном (1979) был проведен эксперимент, с целью выяснения оптимальных параметров преодолевающей, удерживающей (изометрической) и уступающей работ. Наиболее эффективной оказалась тренировка, 75 % которой составляла преодолевающая работа, 15 % уступающая и 10 % удерживающая [27].
С биологической  точки зрения комбинация различных  режимов мышечной деятельности и, кроме  того, апериодичность их применения создают условия для относительно меньшего приспособления организма к раздражителю. Применяемые раздражители в большинстве случаев значительны по силе, и поэтому ответная реакция организма на них более выражена.
Итак, рассмотренные  выше режимы мышечной деятельности, являются важным критерием для отбора физических упражнений в комплексы КТ. Здесь действует принцип, требующий, чтобы характер упражнений соответствовал преобладающему в избранном виде спорта режиму мышечных сокращений. Указанный принцип характеризует основную тенденцию в силовой подготовке спортсмена.
 
1.2. Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе
 
В зависимости  от периода подготовки и уровня развития двигательных качеств борцов вольного стиля планируется соотношение  общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки. Применительно к требованиям вольной борьбы она направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возможностей, а также целевое развитие двигательных качеств.  Физическое воспитание следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, в каждом из них циклически повторяется программа, но на качественно более высоком уровне. В связи с этим особое место в нем занимает планирование общей и специальной физической подготовки, осуществляемой по методу круговой тренировки [29].
Для циклического планирования круговой тренировки следует  использовать комплексы упражнений, направленные в первую очередь на общефизическую подготовку спортсменов  с учетом профиля вольной борьбы.
Избранный комплекс применяется на четырех – шести  смежных занятиях, после чего проводится его коррекция, предусматривающая  замену одного, нескольких или всех упражнений комплекса с тем, чтобы  повысить его направленность на решение конкретных задач физической подготовки спортсменов.
Материал по общей и специальной физической подготовке планируется на все занятия  в течение учебного года в соответствии с программой. По усмотрению тренера, этот материал может быть объединен  в комплексы круговой тренировки или пройден раздельно в любой из частей тренировки. Целевая направленность комплексов круговой тренировки имеет то преимущество, что позволяет решать три важные задачи общего и специального характера одновременно и взаимосвязано в относительно короткий промежуток времени, а главное, с большой эффективностью.
На первом году обучения применение круговой тренировки можно испытать по упрощенному варианту, когда учет в карточках достижения не ведется и предлагается дифференцированный подход к учащимся с использованием стандартной нагрузки и разных вариантов упражнений [25].
Круговую тренировку целесообразно планировать, используя  на первом году обучения 30 – 50 %, на втором – 50 %, на третьем году – 50 – 70 % времени, запланированного по всем разделам программы  физической подготовки. Какой раздел программы проходить, используя метод круговой тренировки, целиком зависит от тренера. При наличии определенных условий и соответствующей подготовки круговую  тренировку можно включать во все разделы учебной программы.
Контрольные нормативы (тесты) по ППФП планируются и определяются с учетом характерных особенностей. Такими нормативами могут быть учебные нормативы, предлагаемые программой для оценки физической подготовленности спортсменов. На контрольных тренировках, как правило, планируется проведение зачетов по одному, максимум двум видам физических упражнений [24].
Перенос тренированности  и повышение эффекта круговой тренировки. Силовые, скоростные, скоростно-силовые возможности спортсмена, выносливость и гибкость во многих случаях (но не всегда!) взаимосвязаны друг с другом. Также взаимосвязаны друг с другом и эффекты тренировки различных физических качеств. Эта взаимосвязь особенно выражена на начальном этапе занятий спортом. Поскольку физические качества проявляются при выполнении физических упражнений, то изменение уровня развития этих качеств приводит к изменению результата в этих упражнениях (Л.Б, Губман, М.Р. Могендович, 1969). В ряде случаев данное явление не зависит от того, применялось или не применялось упражнение в тренировке. 
 
Явление, когда изменение результата в одном упражнении влечет за собой изменение результата в другом, получило название «перенос тренированности».
Но не всегда улучшение результата в одном  упражнении сопровождается улучшением в другом. Иногда с увеличением  силы, например, уменьшается скорость движения или подвижность в суставах, то есть следует уточнить, что перенос бывает как положительный, так и отрицательный. При положительном переносе наблюдается одновременное улучшение результатов в разных упражнениях. В случае отрицательного переноса улучшение результата в одном упражнении влечет за собой ухудшение результата в других упражнениях [21].
В спорте и физическом воспитании различают перенос двигательных навыков и физических качеств (Л.П. Матвеев, 1965). Условность такого разделения переноса очевидна. Напомним, что формирование и совершенствование двигательных навыков зависит преимущественно от процессов образования условно-рефлекторных связей в ЦНС (Н.А. Бернштейн, 1947). Для воспитания физических качеств при сохранении роли ЦНС большое значение имеют фундаментальные, морфогистологические и биохимические изменения в органах и тканях (Н.Н. Яковлев, 1955). Все это значит, что вышеназванные процессы протекают во взаимосвязи друг с другом, как две стороны одного и того же процесса совершенствования двигательных возможностей человека. Но поскольку в круговой тренировке решаются в основном задачи физической подготовки, то наибольший интерес для нас представляет перенос физических качеств.
Положительный перенос может быть однородным и  разнородным. При положительном однородном переносе наблюдается повышение уровня одного и того же физического качества в применявшихся и не применявшихся в тренировке упражнениях. В случае разнородного переноса, тренировка, направленная на развитие одного физического качества, приводит к изменению уровня, как этого, так и других физических качеств.
Разнородный перенос  может быть отрицательным. В этом случае увеличение уровня одного физического  качества сопровождается снижением  уровня другого.
При косвенном  однородном и разнородном переносе создаются предпосылки более успешного развития физических качеств в процессе последующей тренировки. Косвенный перенос используют при физической подготовке на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Средствами косвенного переноса являются в основном общеподготовительные упражнения. Одно из необходимых условий для эффективного переноса физических качеств с помощью КТ - это общность элементов функциональных систем, обеспечивающих выполнение упражнений комплекса КТ, с функциональными системами, обеспечивающими выполнение основного упражнения. Чем больше необходимость направленного воздействия на результат основного упражнения, тем выше должна быть общность по таким показателям, как режим деятельности структур и функциональных систем организма, участвующим в работе мышечным группам и другим показателям [27].
С ростом тренированности  происходит уменьшение эффекта переноса физических качеств (В.Н. Кряж, 1969). Наряду с этим экспериментальными исследованиями установлено, что переносом тренированности возможно управлять в определенных пределах, изменяя объем и интенсивность тренировочной нагрузки. Увеличение объема и интенсивности нагрузки в КТ приводит оживлению адаптационных сдвигов, увеличению прироста тренированности и, как следствие этого, к активизации ее переноса.
Другой путь активизации переноса тренированности  достигается сужением круга упражнений, применяемых в комплексах КТ, до специально-подготовительных, и сближением по силе их воздействия с основным упражнением, а в ряде случаев  и превышением этого воздействия. С этой целью заменяют применявшиеся ранее методы выполнения упражнений КТ на другие, более интенсивные (В.Н. Кряж, 1982). Такой путь используют для физической подготовки в основном уже высококвалифицированные спортсмены.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что отбор упражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способствует активизации переноса тренированности и повышению тренировочного эффекта КТ [24].
Методические  правила тренировки. Круговая тренировка как комплексная организационно-методическая форма использования физических упражнений должна применяться в соответствии с рядом методических правил. Некоторые из них разрабатываются на ос-нове экспериментального изучения особенностей проявления закономерностей спортивной тренировки и физического воспитания при использовании круговой тренировки в учебном или тренировочном процессе. Другие формируются на основании анализа и логического вывода В.Н. Кряж (1982) предполагает следующие основополагающие правила.
Первое правило  гласит: нужно воспитывать сознательное и активное отношение к круговой тренировки у занимающихся. Грамотно подобранный комплекс круга, удачно подобранный метод его выполнения и тщательная подготовка мест занятий круговой тренировки еще не являются залогом эффективного ее применения. Формирование осознанного отношения детей к круговой тренировке, управление их активностью на занятиях - важная задача тренера. Одним из основных путей повышения активности занимающихся при круговой тренировке является формирование социально-значимых мотивов физкультурной и спортивной деятельности. Таковыми мотивами могут стать стремление к совершенствованию, потребность в движении, стремление к материальному вознаграждению и т.д. Чтобы все эти мотивы стали для детей убеждениями, их необходимо укреплять результатами самоконтроля, фактами из биографии известных спортсменов, статистическими данными. Такой подход к решению воспитательно-образовательных задач способствует формированию устойчивого интереса к занятиям [25].
Необходимость такой целенаправленной работы с  занимающимися объясняется тем, что интерес к спорту постепенно слабеет с возрастом, для предупреждения этого процесса необходимы соответствующие  социальные воспитательные меры в комплексе с другими мероприятиями. Это отражено в трудах В.Хеннинга (1976).
Следующими  факторами, влияющими на интерес  студентов к физическому воспитанию и спорту, являются качество и условия  проведения занятий, соответствие их направленности (общеподготовительной, спортивной) и содержания интересам занимающихся.
При проведении круговой тренировки представляется широкая  возможность воспитывать у детей  инициативу, самостоятельность и  творческое отношение к тренировкам. Здесь могут быть использованы такие педагогические приемы, как взаимный контроль за правильностью выполнения упражнения, подсчет количества повторений или определение времени работы, самостоятельная подготовка станции круговой тренировки и уборка мест занятий после выполнения упражнения, взаимопомощь. Все это способствует воспитанию у детей сознательного и активного отношения к круговой тренировке и повышению ее эффективности.
Второе правило  заключается в следующем: обеспечение  наглядности во многом определяет успешность круговой тренировки. Основными задачами наглядности при проведении круговой тренировки являются [26]:
- уменьшение времени объяснения содержания комплекса;
- обеспечение правильной техники выполнения упражнения;
- ознакомление занимающихся со способом определения величины нагрузки на каждой станции.
Дня этой цели на каждой станции устанавливают таблички со схемой выполнения упражнения: исходное положение и базовые элементы техники, а также количество подходов, повторений в подходах, интервал и  характер отдыха.
Для обеспечения  дисциплины и безопасности при проведении круговой тренировки рекомендуется  назначать групповодов из числа  наиболее подготовленных учеников. По команде преподавателя они демонстрируют  упражнения, акцентируя внимание на основные моменты техники, отслеживают и наравне с преподавателем устраняют ошибки занимающихся.
Соблюдение  всех этих требований по обеспечению  наглядности особенно важно при  проведении круговой тренировки в учебных  группах подготовительного отделения  и в отделении спортивного совершенствования на начальном этапе занятий спортом [12].
Третье правило: строгое соблюдение меры доступного при дозировании нагрузки.
Сам термин «нагрузка» в физическом воспитании означает величину воздействия физических упражнений на занимающихся (Л.П. Матвеев, 1973). В качестве меры воздействия предлагают «прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей». Характер воздействия определяет по специализированности, направленности тренировочного эффекта, координационной сложности нагрузки [12].
Доступность нагрузки - сложный вопрос при составлении  комплекса круговой тренировки, так  как в практике физического воспитания пока еще нет достаточно объективных способов измерения нагрузки В.П.Киселев и др., 1980). Доступной считается нагрузка, не приносящая вреда занимающемуся, однако она должна быть достаточной, чтобы вызвать прирост показателей общей и специальной работоспособности.
Факторами, определяющими  доступность нагрузки, являются возможности  занимающихся - субъективные и трудность  упражнения - объективные. Примерными ориентирами оценки доступности  могут быть симптомы утомле-ния, регистрируемые визуально или полученные путем опроса. Пополнив эти наблюдения данными оперативного контроля, например, по частоте сердечных сокращения, показателям работоспособности, выраженными в максимальной величине поднятого веса, количестве повторений в заданное время, во времени выполнения работы на станциях и других показателях.
При работе с  детьми подготовительного отделения  в круговой тренировке не рекомендуется  превышать среднюю нагрузку, то есть она всегда должна быть меньше предельной работоспособности. Например, если максимальное количество повторений (МП) определяют за 60 сек, то работа на станции должна быть МП/2 [18].
Четвертое правило: систематическое повышение тренировочной  нагрузки. Человек является живой динамической системой. Одно из важных свойств этой системы - адаптация. Адаптация - это универсальное свойство живого организма, позволяющее ему приспосабливаться к изменяющимся ус-ловиям существования. Она развивается в ответ на воздействия, превышающие физиологически «привычную» норму [12].
Упражнения  круговой тренировки при методически  правильном являются достаточно сильным стимулом адаптации. Под действием круговой тренировки в организме занимающегося наступают значительные функциональные сдвиги. Примером этому служат наш педагогический эксперимент по проведению круговой тренировки по методу серийно-интервального упражнения с жестким интервалом отдыха применялась в одной из двух групп. Через год занятий в этой группе наблюдалось более выраженное снижение ИСС после дозированной работы на всех пяти минутах восстановления, а также скорости восстановления внешнего дыхания.
Круговая тренировка должна строиться с учетом особенностей протекания адаптационных процессов  под влиянием тренировочных нагрузок. Одна из них заключается в том, что при неизменной тренировочной  нагрузке в круговой тренировке адаптация  проявляет тенденцию к угасанию по мере воздействия нагрузки. Для активизации адаптационности процессов, приводящих к повышению к уровню функциональных возможностей, необходимо увеличивать воздействие нагрузки. Это увеличение не должно вызвать срыв адаптационных возможностей организма занимающихся. Средствами увеличе-ния воздействия тренировочной нагрузки являются повышение ее нагрузки и интенсивности [22].
В подготовительном учебном отделении могут быть использованы линейно-восходящий или  ступенчатый способы повышения объема нагрузки и ступенчатое повышение интенсивности. Количество станций увеличивается с 6 до 10 в круге на каждом занятии или через занятие. Затем, увеличивая количество станций в круге на 1-2, доводят объем работы до 2-3 кругов. После этого определяют МП и рассчитывают новую индивидуальную норму нагрузки, по-вышая, таким образом, интенсивность круговой тренировки.
 
1.3. Индивидуализация нагрузки в круговой тренировке борцов
 
По своему характеру  все упражнения подразделяются на три  основные группы [32]: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - менее 1/3 всех мышц.
Направленность  воздействия упражнений в круговой тренировке в основном определяется следующими их компонентами [12]:
- видом и характером упражнения;
- величиной отягощения или сопротивления;
- количеством повторения упражнений;
- скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;
- темпом выполнения упражнения;
- характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.
В методе круговой тренировки выделяют:
1. «Максимальный тест»;
2. «Повторный максимум».
1. «Максимальный тест» или метод максимальных усилий.
Метод максимальных усилий включает упражнения с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями или сопротивлениями. Тренирующее воздействие метода направлено преимущественно на совершенствование  возможностей центральной моторной зоны генерировать мощный поток возбуждающей импульсации на мотонейроны, а также на увеличение мощности механизмов энергообеспечения мышечных сокращений. Он обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Для практической реализации метода используется несколько методических приемов: равномерный, «пирамида», максимальный.
Примеры:
1. Методический прием «равномерный» - упражнение выполняется с усилием 90-95% от максимального: повторить 2-3 раза в 2-4 подходах с интервалами отдыха 2-5 минут. Темп движений - произвольный.
2. Методический прием «пирамида» - выполняется несколько подходов с увеличением отягощения и сокращением количества повторений упражнения в каждом последующем подходе.
Интервалы отдыха между подходами - 2-4 минуты.
3. Методический прием «максимальный» - упражнение выполняется с максимально возможным в данный момент времени отягощением: 1 раз х 4-5 подходов с произвольным отдыхом [8].
Метод максимальных усилий включает упражнения с максимальными и близкими к максимальным отягощениями или сопротивлениями. Метод обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, к проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Использовать данный метод может спортсмен с хорошей базовой физической подготовкой, обычно это 1 год и более занятий с отягощениями [12].
Типичные черты:
- от 80-90% до 95-97% от максимального;
- небольшой суммарный объем;
- интервалы отдыха до восстановления;
- различные способы дозирования: прямолинейно-восходящая, ступенчатая, пирамида.
Достоинства:
- вес и время тренировки подбирается индивидуально;
- достигается тренировка на этапе суперкомпенсации.
Недостатки:
- кратковременность и малый общий объем, недостаточный для активизации обменных процессов;
- затруднение самоконтроля за техникой;
- увеличение риска травматизма и перенапряжений.
2. «Повторный максимум» или метод повторных усилий.
Это метод тренировки, в котором в качестве основного  тренирующего фактора является не предельное отягощение (или сопротивление), а количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным (сопротивлением). В этом методе используются различные варианты построения тренировки. В зависимости от избранных компонентов упражнения направленность метода может широко варьировать.
Для его практической реализации применяют различные  методические приемы: равномерный, суперсерий и комбинаций упражнений, круговой. При этом возможно использование  как изотонического, изокинетического, так и переменного режимов работы мышц.
Типичные черты:
- относительно невысокий темп выполнения;
- небольшие интервалы отдыха между сериями;
- значительный суммарный объем нагрузки.
Достоинства:
- активизация обменных процессов;
- возможность самоконтроля за техникой;
- уменьшение риска получения травмы.
Недостатки:
- длительное время работы;
- утомление может вызвать искажения в технике.
Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие тренеры понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он несомненно повышает плотность тренировки. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение [11].
В методической литературе и практике теории спорта известен такой способ проведения упражнений, как поточный мелкогрупповой. Группу делят на несколько небольших групп (5 - 6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания - повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. Д [12].
Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено - для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Есть
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.