На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «Культурологии»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
                                                                                                  Федеральное государственное бюджетное 
                                                                                                  образовательное учреждение                          
                                                                                                  высшего профессионального образования
                                                                                               « Самарский государственный  университет»
                                                                                                  Психологический факультет
 
 
Контрольная работа
По «Культурологии»
 
 
 
Выполнил студент
1курса13.101.70 группы                                                                      
(заочно отделение)
Хасанов А.Д.
Проверил преподаватель  кафедры
культурологии
Рафикова Катерина Владимировна
 
 
 
 
Самара 2013
                                 Введение 
 
1. Подходы к проблеме взаимодействия культуры и цивилизации.
2. Смысл понятия «диффузия  культуры».
3. Смысл понятия «культурная  инновация». Примеры.
4. Теория «осевого времени» К.Ясперса
5. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вариант 21.
1. Какие существуют подходы  к проблеме взаимодействия культуры  и цивилизации?
 
Феномен культуры
Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется  в виду определение того или иного  объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное  или отрицательное значение для  человека и человечества. Лишь для  человека и общества вещи, явления  имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами культуры". Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи или пронизанная солнечным  светом листва. Все это воспринимается и переживается как нечто высокое  и торжественное. Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство  ненависти или презрения.Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как  раз и составляют то, что именуется  вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, благородное, величественное, возвышенное, сокровенное, священное  и т.п. Мы, например, испытываем удовольствие при "виде полезного для нас  предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным".
Та или иная вещь обладает в наших  глазах определенной ценностью благодаря  не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое  интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших  вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а  хорош, потому, что мил". Таким  образом, можно сказать, что ценность -это субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что вкусах не спорят, реально о них всю  свою жизнь люди спорят, отстаивая  право на приоритет и объективность  именно своего вкуса. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему  наслаждение, прекрасным - то, что ему  только нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем  он усматривает объективную ценность" (3*).Нечего и говорить о том, насколько  значимы оценочные суждения для  разумной ориентации чело­века в  жизни.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или  созданная человеком, имеет кроме  своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически  закрепленную за ней функцию и  поэтому имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или  работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы  нравственности и т.д. Понятие ценности выражает обществен­ную сущность бытия  материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это  значит, что оно так или иначе  включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении  с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с  чем они имеют дело, с точки  зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит  оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или 
ложной, субъективной, реакционной. В  нашем мировоззрении научное  познание мира и 
ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие 
ценности тесно связано с  понятием культуры.
 Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного  поколения другому. История культуры  представлялась бы колоссальной  нелепостью, если бы каждое следующее  поколение начисто отметало достижения  предыдущего. В культурном наследии  необходимо вдумчиво отделять  то, что принадлежит будущему, от  того, что отошло в прошлое.
ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.
На ранних ступенях общественного  развития человек был слит с той  общностью (родом, общиной), частичкой  которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически  не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению  Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.
Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный" характер. Родо-племенные, а также внутри и  межобщинные отношения "естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в  суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.
Анализируя переход от первобытности  к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности  отделение города от деревни, умственного  труда от физического, возникновение  товарно-денежных отношений и товарного  производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие  этого -появление государства, права  наследования имущества, глубокий переворот  в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного  производства. Энгельса интересуют в  первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и  более разностороннего подхода  к цивилизации как явлению  глобальному, всемирно-историческому.
Понятие цивилизации долгое время  оставалось на периферии интересов  марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для  характеристики этапов общественного  развития вполне достаточно категории  общественно-экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало  своей неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое  различное содержание.
Термин "цивилизация" происходит от латинского стИз (гражданский, государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и  как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как  началу духовному ; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества,
пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация  этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного  гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О.Шпенглеру, цивилизация - это  этап упадка культуры, ее старения.
Современные представления о цивилизации  рассматриваются мыслителями как  нечто Единое, находящееся вне  рамок социальных систем. Это связано  с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного  характера в наличное бытие современного челове­чества.
Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому  употребляется на различных уровнях  абстракции:
1) в общефилософском смысле - как  социальная форма движения материи;
2) как общая социально-философская  характеристика всемирно-исторического  процесса и 
качественно-определенных стадий его развития;
3) как культурно-исторический  тип, характеризующий регионально-традиционные  особенности развития общества;
4) как обозначение цивилизованных  обществ, сохраняющих в течение  длительного времени свою жизненную  целостность (майя, шумеры, инки, этруски).
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
 
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
 
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и  редко кто путает эти слова, когда  контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной про­тивоположности. И в самом деле: вряд ли кто  из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к  феноменам цивилизации, а атомные  бомбы и прочие средства уничтожения  людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук  человеческих.
 
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно  прояснил эту проблему. Ранее под  культурой в отличие от природы  понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что  человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды  на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
 
Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью   противопоставил  "культуре  умения"   "культуру "воспитания", а чисто  внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал  это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет  с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного  измерения, порождает опасность  технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы  столь же органичны по своему поражающему  наше воображение строению, как и  культура. Ведь и общество есть некий  чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего  собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.
 
Бесспорно, что следует различать  культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни  и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому  человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в  расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не
общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего  на разум, а нравственными основаниями  самого человека, его совестью.
Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен  и актуален. В нашем обществе сегодня  наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или  же современный этап ее развития. В  социально-философской литературе цивилизацией назывался этап человеческой истории, следующий за варварством. Этой идеи придерживались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варвар­ство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтительных концепций  социального прогресса. Вместе с  тем в литературе довольно часто  встречаются определения типа "европейская  цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация"... Это  подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление  в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть  основных цивилизаций: европейская  и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для  этого, очевидно, служат соответствующий  уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой  культуры, качество жизни.
Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по смыслу с  понятием "культура". Если первое , возникнув в 18 веке, фиксировало  окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества, то второе еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе гово­ря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культура", оставив за ним то, что относится к формированию личностного, творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием "цивилизация" закрепилась в качестве из его определений характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Скажем, в культурологической концепции О.Шпенглера, представленной в его книге "Закат Европы", рассматривается переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.
 
Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, - это внешнее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования  любой культуры, когда возникает  огромное скопление людей в больших  городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в "безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, -эпоха духовного упадка.
По Шпенглеру цивилизация оказывается  самым поздним этапом развития единой культуры, который рассматривается  как "логическая стадия, завершение и исход культуры".
В Энциклопедическом словаре Брокгауза  и Ефрона (т. 38) читаем следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом и которое  характеризуется удалением от первоначальной обстановки и общественных отношений  и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение понятия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура" ". Далее  Д.Каринский (автор этой обширной статьи) отмечает, что главное содержание истории 
должна  составлять культурная история или  история цивилизации, и следующим  образом определяет структуру цивилизации (или культуры) : 1) материальный быт, все то, что служит человеку для  удовлетворения его физических потребностей; 2) общественный быт (семья, сословные  организации, ассоциации, государство  и право); 3) духовная культура (религия, мораль, искус­ство, философия и  наука). Он указывает и на основные вопросы или изучении цивилизации: 1) исходная точка ее развития; 2) законы, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факторы этого развития и их взаимодействие; 4) характеристики изменения духовной и физической природы человека с развитием цивилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации.
 
Таковыми были основные представления  о цивилизации на рубеже 19-20 веков. Социальные преобразования и научные  достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилизации, которую  стали рассматривать как целостность  экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в  определенных пространственных и временных  границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием  экономических и социальных законов.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители  англоязычной литературы апеллируют в  большей степени к понятию "цивилизация" (начало этой традиции положил А. Фергюсон), а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура".
В отечественной литературе еще  в начале 19 века понятием "культура" вообще не пользовались , заменяя его  рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании, цивилизацию. Русская  социальная мысль стало использовать понятие "культура" в контексте  рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Достаточно обратиться к "Историческим письмам" П.Л.Лаврова или знаменитой книге  Н.Я.Данилевского "Россия и Европа". Так, например, П.Л.Лавров писал: " Как  только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".
 
В настоящее время рассматриваемый  вопрос касается, как правило, того, какие стороны культуры и цивилизации  выступают предметом совместного  анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического  анализа выступает экономическим  фактором культуры и сферой развития различных элементов материальной и духовной (наука) культуры. А в  ракурсе цивилизационного анализа  способ производства предстает материальной основой существования и развития цивилизации - локальной либо мировой. "Сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде, - писал Н. Я. Бромлей, - накладывается  одно на другое. Так, в обыденных, повседневных    употреблениях,    когда    мы    говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим 'цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются  и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация  не имеет никакого сущностного отличия  по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь  показателей данного общества. Когда  мы говорим "культура", то речь может  идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется  специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду".
Соглашаясь с положением, высказанным  Н. Я. Бромлеей, следует отметить, что  необходимо учитывать еще культуру человеческих отношений. Так, говоря, например, о культурном человеке, мы подразумеваем  его воспитанность, образованность, духовность, обусловленные наличной в обществе культуре (литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда  же речь заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания оказывается то, каким образом  государственное устройство, социальные институты, идеология, порождаемые 
определенным способом производства, обеспечивают культурную жизнь. Иначе  говоря,
культурный человек - это творец и потребитель наличной материальной и духовной культуры. Цивилизованный человек - это во-первых, человек, не относящийся к стадии дикости  или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного, гражданского устройства общества, в том числе  регламентирующие место и роль культуры в нем.
 
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и  варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.
 
В истории человечества принято  выделять следующие основные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя  Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
 
Между этими цивилизациями можно  выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи. Такая точка зрения имеет место  в научной литературе, в которой  можно встретить суждения о зарождении единой планетарной цивилизации  и указания на формирование общезначимых ценностей. Однако такое развития нельзя представлять упрощенно. Футурологическая мысль как раз усматривает  контраверзы в цивилизационном  развитии: утверждение универсального образа жизни, с одной стороны, и  углубление культурного рационализма как реакции на массовый экспорт  западной культуры в различных регионах, - с другой. Особого внимания заслуживает  вопрос о том, какую роль в становлении  современной цивилизации играет компьютерная революция, преобразующая  не только сферу материального производства, но и все сферы человеческой жизнедеятельности. Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это  концепции структурной антропологических  концепций. Это концепции структурной  антропологии К. Леви-Стрcса, а таюке  концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др.
Многие культурологические концепции  доказывают невозможность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.
Знание проблемы цивилизации поможет  понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это  сближение - реальный процесс, который  приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого  человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И  вопрос о способе овладения материальными  и духовными ценностями другого  народа - далеко не праздный вопрос.
ВЫВОДЫ.
 
1.Проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
Много связанных с культурой  проблем имеют международный  и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро  стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. Все  большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных  культур, в том числе отношения  современной западной культуры и  традиционных культур развивающихся  стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания.
При изучении истории и прогнозировании  будущего социальная философия уже  не может обходиться без учета  культурной составляющей общественно-исторического  процесса. А это открывает широкое  поле для разнообразных исследований культуры.
2. Не менее актуальной является  проблематика цивилизации. Цивилизация  включает в себя преобразованную  человеком, окультуренную, историческую  природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и  способного жить и действовать  в окультуренной среде своего  обитания, а также совокупность  общественных отношений как форм  социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование  и продолжение.
Правильный подход к проблеме позволяет  более определенно уяснить природу  многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое  отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую  ситуацию, ставшей одной из острейших  глобальных проблем цивилизации, для  решения (или хотя бы смягчения) которой  требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят  за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный  характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием  растущего населения Земли. Перед  всем человечеством стоит общая  цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.
3. Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся    споры, порой обретая острый  характер. Порой вполне правомерно  употребление их как синонимов:  так тесно они переплетены.  Но между ними имеется не  только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее  даже до враждебной противоположности.
Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или  же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе довольно часто  встречаются определения типа "европейская  цивилизация",  "американская  цивилизация", "русская цивилизация". Это подчеркивает своеобразие регио­нальных  культур.
Как говорит Н. Я. Бромлей, "сущностное содержание понятий    "цивилизация" и "культура" в определенной среде  накладывается одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим, "цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь  показателей данного общества. Когда  мы говорим "культура", то речь может  идти о духовной культуре, материальной,
либо о  той и другой. Тут требуется  специальные пояснения -какую культуру мы имеем в виду".
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и  варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.
По Канту цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого  поведения. Культуру Кант связывает  с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой  и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными  основаниями самого человека, его  совестью.
О. Шпенглер рассматривает переход  от культуры к цивилизации как  переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной  рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.
 
2. Раскройте смысл понятия «диффузия   культуры».
Культурная диффузия и диффузионизм
В ходе развития как этнографической, так археологической наук становилось  все более ясным, что распространение  культуры совершенно не обязательно  связано с перемещением людей. Самостоятельность  культуры может проявлять
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.