На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Добыча нефти в Китае. Месторождение ДАЦИН

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки российской федерации
Российский Государственный  Университет нефти и газа им. И.М. Губкина
 
Кафедра международного нефтегазового бизнеса
 
 
 
Доклад на тему:
«добыча нефти в  Китае. Месторождение ДАЦИН»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнили: Проверил:
Студенты гр. ВММ-12-02 Голованова  А.Е.
Новикова Т.Е.
Гацаев Р.
 
 
 
Москва
2013
 
 
Нефтедобыча и потребление  нефти в КНР
Несмотря на то, что Китай  – одна из самых быстрорастущих экономик мира, структура потребления  энергоносителей в нем очень  отличается от свойственной развитым странам. Доля нефти и газа в энергетическом балансе страны составляет лишь 25%; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире – 2 т. 
Собственных топливных ресурсов Китая уже сейчас недостаточно для  нужд его развивающейся промышленности. С 1993 года Китай превратился в  нетто–импортера нефти, что означало фундаментальную перемену на энергетическом рынке всего АТР.  Ясно, что в перспективе объем развития нефтегазового сектора промышленности в Китае вряд ли будет соответствовать внутренним потребностям экономики, и в ближайшем будущем страна будет вынуждена импортировать нефть и природный газ во все возрастающих количествах.
Сведения о запасах  нефти в КНР до недавнего времени  относились к категории государственной  тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных. Во многих документальных источниках информации разная степень вероятности запасов не учитывается; по мере выработки старых и открытия новых нефтяных месторождений оценки часто менялись. Например, в печати КНР в годы культурной революции (1966-1969) и в конце 1970-х годов (с целью привлечения иностранных компаний для разведки) потенциальные запасы явно завышались. Даже в настоящее время суммарные данные по запасам на отдельных месторождениях и общие данные по стране не совпадают. 
Доказанные запасы нефти  в Китае в 2000 году оценивались  в 3,2 млрд т, что составляет приблизительно 2,4% мировых запасов. Достоверные запасы нефти на суше, по китайским данным, оцениваются в 5,3 млрд т и в 4 млрд т на шельфе. 
Потенциальные запасы нефти  выросли за 30 лет в 5 раз, с 6 до 30 млрд т. На оценку запасов нефти в стране влияет также их привязка к двум показателям (доле от мировых запасов, оцениваемой в 2,3-2,4%, и так называемому R/P Ratio, т.е. соотношению запасов к производству, принятому для Китая в 20 лет). 
В настоящее время Китай  производит около 160 млн. т. нефти в год, а потребляет 200 млн т. В 2000 году импорт нефти составил около 60 млн. т., в основном из Омана. Поскольку трудно точно спрогнозировать, какими темпами будет развиваться экономика Китая, предположения экспертов относительно будущего импорта расходятся: так, одни утверждают, что в 2010 году он может составить 70-90 млн. т., тогда как в других публикациях приводится цифра в 120 млн т уже в 2005 году. 
В то же время, несмотря на нехватку нефти, часть ее ранее экспортировалась, преимущественно в Японию, а также (в небольших количествах) в КНДР И Вьетнам.  Впрочем, объемы экспорта нефти, начиная с 1980-х годов, неуклонно снижались:  если в 1986 году Китай экспортировал 28,4 млн т нефти, то в 1999 году - всего 8,3 млн т, тогда как в 2000 году экспорт прекратился вовсе.
Общая протяженность нефтепроводов  в стране в 1997 году составила 9,3 тыс. км.  Обращает на себя внимание крупнейший энергопровод из города Голмуд (Цайдамское месторождение) в Тибет до Лхасы протяженностью 1080 км. 
 
В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше, однако с 1969 года пробную нефть начали извлекать на шельфах Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей  и Бохайского залива. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун).
Потенциальные запасы нефти  на шельфе Южно-Китайского моря (на который  претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд. т .
В районе Южно-Китайского моря в настоящее время добывается 150-200 млн т нефти в год (все страны региона). Из этого объема на всем шельфе Китая 1993 году было добыто 4,5 млн. т. нефти, в 1996 году - около 15 млн т, в 1997 году - 16,2 млн. т.
В 1994 году на шельфе Южно-Китайского моря Китай добыл 6,47 млн т сырой нефти, в 1996 году - 11,8 млн. т. В настоящее время добыча возросла до 14-15 млн. т., однако, по оценкам экспертов, разработки шельфовых месторождений принесли в целом разочаровывающие результаты. Первоначальные оценки нефтяных запасов китайского сектора шельфа (до 1,7 млрд. т.) оказались явно завышенными в целях привлечения иностранных инвесторов. 
Итоги на сегодня:
Собственных ресурсов Китаю  не хватает. И хотя руководством постоянно  отмечается,что страна почти полностью обеспечивает себя и импортирует лишь 6% от необходимого объема, для нефти показатели значительно больше названного значения19. Так, если в 1998 г. зависимость Китая составила 23%, в 2003 г. – 37%, то сейчас более половины потребностей в нефти покрывается за счет импорта20. В 2006 г. Китай импортировал 138,84 млн т нефти – на 16,9% больше, чем в 2005 г.21. По долгосрочным прогнозам МЭА, в 2030 г. Китай будет потреблять 13,3 млн баррелей ежедневно, из них придется импортировать порядка 10 млн. Таким образом, зависимость возрастет до 74%
 
Нефтедобывающие компании
Добыча полезных ископаемых в Китае вертикально интегрирована  и находится под жестким контролем  государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована, и две из четырех  существовавших тогда государственных  компаний объединены. На данный момент добычей нефти и газа в КНР  занимаются:
- Китайская национальная  нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC). В 1998 году активы КННК составили 57,8 млрд долларов, компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. Объем добычи 107 млн т в год (1998). В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами;
- Китайская национальная  морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд. Отделения: China National oil and gas exploration and development Corporation (CNODC), China offshore oil Nanhai East (CONHE);
- Китайская нефтехимическая  корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы - 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.
В 2000 году доли в нефтегазовой промышленности Китая распределялись между этими тремя компаниями следующим образом
Специализированные компании
Существуют и отдельные компании, созданные со специализированными  целями:
      China Petroleum Engineering and Construction Corp (CPECC) (строительство инфраструктуры нефтяного сектора, участие в строительстве предприятий нефтепереработки);
      Китайские нефтегазовые бюро (КНБ), которые занимаются строительством газо- и нефтепроводов;
      В 1997 году образована China National Star Petroleum Co (добыча нефти в южных провинциях КНР);
      Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае), сумма продаж 1,6 млрд долларов;
      Zhenhai Referining & Chem. (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае), сумма продаж 1,3 млрд долларов;
      В Сянгане (Гонконге) монополистом по снабжению нефтью, а также переработке и складированию нефтепродуктов является японская компания Tokyo Electric Power Company.
 
Законодательство в сфере  нефте - газодобычи
В КНР приняты довольно четкие правила и постановления  в отношении разработки нефтяных ресурсов. Следует отметить в этой связи:
      Временные правила регулирования регистрации данных разведки и добычи нефти и природного газа (приняты Госсоветом КНР в 1987 году);
      Постановление о внесении платы за использование территории нефтяного шельфа при освоении нефтяных ресурсов (1968);
      Положение об охране нефтепроводов и газопроводов (1969);
      Постановление о возмещении ущерба при сейсмической разведке нефтяных залежей (1989);
      Временное постановление о внесении платы за использование месторождений при освоении континентальных нефтяных ресурсов путем кооперации китайских и иностранных предприятий (1990);
      Положение КНР о сотрудничестве с иностранцами в разработке нефтяных ресурсов на суше (1993). 
Наличие достаточно хорошо разработанной  правовой базы позволяет иностранным  компаниям успешно работать в  Китае. К началу 1998 года было подписано  более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря. Все вместе они вложили около 3 млрд долларов. Так, консорциум из трех компаний (China Offshore Oil Nanhai East (CONHE) - 51% акций, Amoco Orient Pertoleum - 24,5%, Kerr McGee China Pertoleum - 24,5%) вложил 650 млн долларов в проект Люйхуа - месторождение в 120 милях к юго-западу от Гонконга в дельте р. Жемчужной, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. В 1990 году образована группа CACT (China National Offshore Oil Corporation - 51%, Agip China BV, Chevron Overseas pertoleum Inc. - 49%) с участием Texaco China B.V., которая продолжает разведку другого месторождения - Хуэйчжоу в дельте р. Жемчужной, с предполагаемым уровнем добычи 5-6 млн т в год.
В стране имеется программа  строительства крупных емкостей для хранения нефтепродуктов общим  объемом 2171 тыс. м?, в том числе, в Шэньчжэне, Циндао, на о. Хайнань (Лингао), Шанхае (Пудун), Чэнду (Сычуань) [7, 8]. В строительстве принимают участие иностранные компании – Agip, Feoso, Marubeni, Shell, Saudi Aramco, Sangyong, Mitsui. В разведке новых месторождений принимают участие также компании Santa Fe (США), Occidental Petroleum, JHN oil operation Co, Exxon Corp.
 
 
Международные отношения
Как уже упоминалось выше, в настоящее время 50% сырой нефти  Китай импортирует из Омана, с  которым заключен ряд долгосрочных соглашений. Однако КНР не может  устраивать такая зависимость от одного поставщика, поэтому сейчас прорабатываются варианты долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа из Саудовской Аравии, Ирака, Перу, Кувейта, ОАЭ, Брунея, Индонезии, Малайзии. Китай добивается права на участие в разработках нефтяных и газовых месторождений Папуа-Новой Гвинеи, Судана, Таиланда, Венесуэлы; в Судане, Ираке и Перу приобретены права на проведение поисково-разведывательных работ на ряде месторождений. 
В соответствии с Генеральным  соглашением между Министерством  энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской  Национальной нефтяной корпорацией (CNPC) была начата разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода. Казахская часть трубопровода Актау-Кумколь составит 1200 км, китайская часть - 1800 км (по территории СУАР). От нефтяных месторождений СУАР китайская трубопроводная система продолжается до города Шаншань. В случае, если загрузка нефтепровода будет не менее 20 млн т нефти в год, трубопровод может быть продлен до Ланьчжоу, откуда уже имеется магистральный нефтепровод в Восточный Китай. Общая длина нефтепровода Актау-Кумколь, таким образом, составит около 3000 км при стоимости 2,4-2,7 млрд долларов и гарантированной пропускной способности 20 млн т в год (максимальная – 40 млн т). 
Строительство по расстоянию и необходимым вложениям разбито  на три этапа:
1. Кенкияк-Кумколь – 785 км, 785 млн долларов.
2. Атасу - Алашанькоу (КНР) – 1100 км, 1,3 млрд долларов.
3. Атырау-Кенкияк (410 км, 359 млн долларов) и Кумколь-Каракоин (199 км, 131 млн долларов).
В 1997 году было заключено  рамочное соглашение о намерениях, однако в 1999 году все работы по ТЭО  были приостановлены.
К очевидным преимуществам  проекта можно отнести отсутствие риска транзитных стран. Между 1996 и 1998 годами Китай в лице CNPC приобрел за 4 млрд долларов 60% акций компании АО “Актобемунайгаз” (АМГ), которой принадлежит месторождение Узень на п-ове Мангышлак. В то же время специалисты указывают на очевидные недостатки проекта: большую протяженность, отсутствие развитой внутренней сети, соединяющей СУАР и восточные районы Китая, опасность недостатка нефти, поскольку рентабельным трубопровод может стать при перекачке не менее 20 млн т в год. К тому же в самом СУАР пока не подтверждаются большие расчетные запасы нефти на месторождениях Таримской впадины. Казахская нефть никогда не будет дешевле, чем ближневосточная, и может рассматриваться прежде всего с точки зрения политической необходимости диверсифицировать источники углеводородного сырья. 
Наблюдатели подчеркивают, что  китайская сторона пока считает  проект в целом неэффективным, и  Казахстан вынужден считаться с  этим выводом.
Следует учесть и негативный опыт сотрудничества Казахстана и КНР. Ежегодно, начиная с 1997 года, “Актобемунайгаз” экспортировал в Китай через Россию около 2 млн тонн нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную. Однако в январе 2001 года срок льготы на экспорт для АО “АМГ” истек, но договоренности и лицензия на экспорт не были переоформлены CNPC. В результате Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, в дома актюбинцев перестал поступать газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ. Только с большим трудом CNPC удалось достичь соглашения с владельцем Орского НПЗ – Тюменской нефтяной компанией. Кроме того, казахстанской стороной отмечалось, что CNPC не выполнила взятого на себя при покупке акций АМГ обязательства построить трубопровод из Казахстана в Западный Китай (нефть по-прежнему доставляется туда по железной дороге) и не выдерживает графика инвестиций, предусмотренного договором: в 1999 году он был выполнен лишь на 59% [34].
Следует отметить также участие  китайской корпорации CNPC в двух совместных проектах с туркменской государственной  компанией “Туркменнефть” по разработке нефтяного месторождения Гумдаг, а также месторождений на шельфе Каспийского моря.
 
Контрактные отношения
 
    В настоящее время в Китае существуют две формы пользования недрами.
Первая – лицензирование пользования  недрами. Применяется к недропользованию с участием только отечественных геолого-разведочных организаций. Правовые отношения регулируются законом "О недрах" и соответствующими нормативными правовыми актами, на базе общего налогового режима.
Вторая –договорная форма, применяется при осуществлении совместной деятельности с участием иностранных инвесторов в сфере поиска, разведки и добычи нефти и газа.  В этом случае правоотношения регулируются специальными законодательными актами. Заключается так называемый "Нефтяной договор".
    Компетентный орган управления при Госсовете (в настоящее время это Министерство земельных и природных ресурсов) определяет форму сотрудничества, определяет геологический или горный отвод в качестве договорной территории, предоставляемый в совместное пользование, разрабатывает  программу совместной деятельности в сфере поиска, разведки и добычи нефти и газа, рассматривает и утверждает технический проект разработки нефтяного месторождения. Правительство Китая делегирует Китайским национальным  нефтяным компаниям исключительное право на сотрудничество с иностранными партнерами в сфере поиска, разведки и добычи нефти и газа на море и на суше Китая, а также сбыта нефти и газа.
    В соответствии с законодательством в Нефтяном договоре, заключаемом между национальной компанией и иностранным инвестором, устанавливается, что иностранный контрагент осуществляет геологоразведочные операции за свой счет и на свой риск. После коммерческого открытия месторождения, стороны договора начинают совместно инвестировать разработку месторождения. При этом иностранный контрагент отвечает за производственные операции (выступает в качестве оператора).
 
Россия  и Китай. Основной проект.
 
Ключевое  направление экспорта углеводородов  из России – это ЕС, так как  российские экспортные нефте и газопроводы ориентированы на европейского потребителя. Подобная структура логистики, доставшаяся в наследство от Советского Союза, значительно
ограничивает  спектр экспортных возможностей. Отсутствие мобильности приводит к тому, что  Россия чрезмерно зависит от экспорта углеводородов в Европу. На данный момент 86% российского экспорта нефти  и 92% газа приходится на страны Европы.
С другой стороны, в Брюсселе осознают значительную зависимость от поставок из России: 28 и 40% нефти и газа соответственно14. В свете разногласий в вопросе о транзите с Украиной в январе 2006 г. и Белоруссией в январе 2007 г. Европа усилила попытки диверсифицировать свои источники импорта и снизить зависимость от России.
Энергетическая  стратегия России, в свою очередь, также предусматривает диверсификацию экспортных рынков. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и Южная Азия названы высокие темпы роста на протяжении последних десятилетий, что ведет к трансформации структуры мирового спроса на нефть. Китай, Япония, Южная Корея и Индия указаны в качестве наиболее перспективных стран. Кроме того, Стратегия предусматривает, что «доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3% в настоящее время до 30% в 2020 г., а природного газа – до 15%»15. Наиболее привлекательным партнером здесь является Китай.
 
Для устойчивого  развития Поднебесной, как и любой  стране, необходимы ресурсы. Рост ВВП находится в тесной зависимости от потребления энергоресурсов, поэтому основной стратегической целью китайского правительства является установление прочных внешнеторговых отношений со странами, которые могут обеспечить Китай углеводородами.
 
После нормализации отношений в 1989 г. российско-китайское взаимодействие развивается по нарастающей как в военно-стратегической и политической сферах, так и в области торгово-экономического сотрудничества. По итогам 2007 г. объем торговли между Россией и Китаем превысил 48 млрд долл., в результате чего Россия вышла на седьмое место среди внешнеторговых партнеров Китая28. Темпы роста российско-китайской торговли превысили показатели развития внешней торговли КНР в целом, однако основное место в российских поставках в Китай занимают сырьевые товары.
Россия  занимает пятое место среди основных экспортеров нефти в Китай, уступая  только Анголе, Саудовской Аравии, Ирану  и Оману и поставляя около 8% импортируемых ресурсов.
В интервью китайской газете Женьминь Жибао министр экономического развития и торговли Г.О. Греф отметил, что для увеличения экспорта нефти в Китай российской стороне необходимо эффективнее осваивать нефтяные ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока, расширяя при этом каналы экспорта нефти.
Программа освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока –прямой путь к подъему экономики этого региона. Инфраструктура в данном случае становится средством промышленного развития, давая толчок к освоению месторождений.
Развитие  газовой и нефтяной промышленности региона предполагает не только традиционное использование углеводородов в  качестве топлива, но и создание новой базы выпуска продукции нефте и газопереработки, нефтехимии. Развитие энергетической инфраструктуры, таким образом, призвано обеспечить одновременно и выход России на топливно-энергетический рынок АТР, и региональное развитие Сибири и Дальнего Востока.
Сотрудничество  с Китаем выглядит довольно перспективным. Однако реальное развитие в этом направлении  началось относительно недавно, так  как вплоть до визита В.В. Путина в  Китай в марте 2006 г. оставались серьезные  возражения о целесообразности такого сотрудничества.
Изначально  за активизацию энергетического  сотрудничества выступал ЮКОС. Именно эта компания лоббировала строительство нефтепровода Ангарск – Дацин. Генеральное соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) этого проекта было подписано еще 8 сентября 2001 г. в Санкт-Петербурге в присутствии премьер-министров двух стран. Однако в качестве приоритетного проекта был назван нефтепровод Ангарск – Находка: попытки Китая направить нефтепровод исключительно на себя не увенчались успехом. Свою роль здесь сыграло уголовное дело, возбужденное против владельцев ЮКОСа, а также заявления Японии о готовности финансировать строительство нефтепровода до тихоокеанского побережья.
Постановление о проектировании и строительстве  нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) 31 декабря 2004 г. подписал председатель правительства РФ М.Е. Фрадков. Программа рассчитана на 2005–2020 гг. Транснефть выступает заказчиком проекта строительства нефтепровода ВСТО. Нефтяная магистраль будет проходить по территории Иркутской, Амурской и Читинской областей, а также Еврейской автономной области, Бурятии, Хабаровского края и Приморья.
Инвестиционные затраты на реализацию всей программы строительства нефтепровода ВСТО, по расчетам, должны составить 16 млрд.долл.
 
Для реализации проекта магистральных нефтепроводов  ВСТО на 2005–2020 гг. предусматривается  строительство 4386 км линейной части  диаметром 1020 мм и резервуарного  парка объемом 4250 тыс. м3. Обозначено четыре этапа реализации проекта  с организацией комбинированной  трубопроводно-железнодорожной перевозки. На заключительном этапе запланированная транспортировка нефти составит 80 млн. т в год34. В настоящее время строительно-монтажные работы ведутся на участках Тайшет – Усть-Кут Тында – Сковородино и Усть-Кут – Талаканское месторождение. Завершение первого этапа запланировано на второе полугодие 2013 г.
Строительство нефтепровода до тихоокеанского побережья  приведет к тому, что Россия сможет поставлять нефть в страны АТР. При  этом Китаю уделяется значительное внимание: из запланированных 80 млн. т. 30 млн. т.может пойти в Китай. Для реализации этих планов ведется строительство ответвления от ВСТО на Китай в районе Сковородино.
Ожидается, что строительство ответвления  до Дацина будет завершено в 2008 г. Начало транспортировки нефти в китайском направлении намечено на 2011 г.
 Соглашение  о строительстве ответвления  от между Транснефтью и Китайской национальной нефтяной компании (CNPC) предусматривает, что сооружение нефтепровода от Сковородино до Дацина стоимостью порядка 436 млн. долл. финансируется китайской стороной. Протяженность ответвления на Китай составит 1030 км, мощность первой очереди– 15 млн. т.
Ситуация  вокруг строительства этого ответвления  весьма симптоматична для российско-китайского энергетического сотрудничества: хотя необходимость в его налаживании была признана достаточно давно, сама практическая реализация шла достаточно медленно. Медленное продвижение объясняется несколькими причинами. Дело здесь не только в опасениях, что строительство трубы на Китай может значительно ограничить экспортные возможности России и привести к диктату на цены со стороны монополиста_потребителя. Япония открыто предлагает не строить ветку на Китай, а направить всю нефть на Тихий океан.
Еще одно возражение поступает от Российских железных дорог (РЖД). Все поставки российской нефти в Китай сейчас осуществляются по железной дороге. В 2003 г. в Китай и порты Дальнего Востока было перевезено 3,5 млн т нефти. В 2004 г. – 6,4 млн т.
В октябре 2004 г. между Россией и Китаем в  соответствии с планом действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве РФ и КНР на 2005–2008 гг. были достигнуты договоренности о доведении объема поставок нефти в 2005 г. до 10 млн т, а в 2006 г. – до 15 млн т. Однако план не был выполнен ни в 2005 г. (фактический объем поставок составил 7,6 млн. т), ни в 2006 г. (около10,3 млн т). А в связи со срывом соглашения на поставку сырой нефти в Китай на сумму в 1 млрд долл., которое должно было быть подписано во время визита председателя
КНР Ху Цзиньтао в Москву 26–28 марта 2007 г., не была достигнута и планка в 15 млн. т.
Еще одна проблема заключается в падении  поставок со стороны российских компаний: фактически их продолжает только Роснефть, имеющая обязательства по поставке в Киай до 2010 г. 48 млн. т нефти в обмен на кредит в 6 млрд долл. от CNPC42. Но и Роснефть в ноябре 2007 г. рассматривала вопрос о сокращении поставок или как минимум пересмотра цены, так как в данный момент она занижена в несколько раз.
РЖД активно  продвигают идею перевозки нефти  в железнодорожных цистернах. Этот проект находит поддержку и в Китае. К примеру, 14 октября 2006 г. на заседании российско-китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики китайская сторона попросила рассмотреть вопрос об увеличении поставок российской нефтив Китай до 40–45 млн. т в год. Максимальная расчетная мощность китайского ответвления от трубопровода ВСТО – 30 млн. т в год, и Транснефть не намерена ее увеличивать, поэтому можно говорить о поставках еще 10–15 млн. т нефти в год, но уже по железной дороге. Тем не менее для Китая основным приоритетом все-таки остается нефтепровод.
 
Восточные риски.
При всей перспективности китайского рынка  существуют и некоторые проблемы. Нежелание Москвы идти на сотрудничество исключительно с Китаем – яркое  тому подтверждение. Говоря о рисках восточного направления энергетической стратегии, нельзя не учитывать последствия усиления позиций Китая как основного рынка для российских энергоносителей. Китай позиционирует себя именно так, поэтому вполне могут возникать опасения появления еще одной потребительской монополии – теперь уже на Востоке. Кроме того, в российской политической элите есть группы, которые заинтересованы в сотрудничестве с Японией и западными странами больше, чем с Китаем, и которые активно продвигают свою повестку дня.
Еще один нерешенный вопрос – это ценообразование. Китай хочет получить как можнобольше по как можно меньшей цене. Пока не подписан договор между Россией и Китаем о принципах ценообразования на нефть. В газовой сфере желание Китая получать голубое топливо по цене значительно меньшей, чем рыночная, также не способствует значительному прогрессу.
С другой стороны, Китай ведет активное строительство мощностей для приема сжиженного природного газа на юго-востоке страны. Если КНР готова платить за такой товар значительные деньги, то не совсем понятно, почему (по утверждениям российских чиновников) Китай настаивает на гораздо более низких ценах на переговорах с Россией.
Во многом поэтому неясна ситуация со строительством газопровода «Алтай». Еще 21 марта 2006 г. во время визита в Китай президент России В.В. Путин заявил о намерении российских властей в ближайшее время построить два газопровода в Китай из Сибири. По словам президента, возможно создание новой трубопроводной системы через западную границу РФ и КНР. Как заявил президент, Россия будет поставлять в Китай 60–80 млрд м3 газа в год. Председатель правления Газпрома А.Б. Миллер заявил, что стоимость нового газопровода может составить около 10 млрд долл.46. Приэтом ожидается, что газопровод будет запущен в 2011 г.47. Этот срок кажется едва ли достижимым.
Кроме того, существуют разногласия в оценках  роста энергопотребления в Китае.
Во-первых, стоит учитывать намерения Китая по импорту российской нефти не только для удовлетворения внутреннего потребления, но и для ее возможного реэкспорта в страны АТР.
Во-вторых, оценки взрывного роста нефтепотребления могут быть существенно завышены, так как до половины роста спроса на нефть в 2004–2006 гг. пришлось на дизельные электрогенераторы ввиду нехватки мощностей по производству электричества. Однако такие мощности были построены, что уже привело к снижению темпов роста спроса на нефть.
Наконец, многочисленные прогнозы роста в  ближайшее десятилетие, на который  рассчитывают российские поставщики, основываются на сегодняшних статистических данных и не учитывают того непростого положения, в котором находится  экономика КНР.
Если  Китай постигнет кризис, подобный азиатскому финансовому кризису 1997 г., это будет означать не только провал проектов по экспорту энергоносителей в эту страну, но и изменение структуры потребления нефти на мировом рынке. В таких условиях, при резком падении спроса и цен, строительство нефтепровода в восточном направлении станет нерентабельным. Так или иначе, но для Китая Россия является не единственным вектором в его энергетической стратегии. В поисках источников углеводородов Китай все более активно действует в Центральной Азии, где обостряется борьба между российскими, китайскими и западными компаниями.
 
Месторождение Дацин.
 
Нефтегазовое месторождение Дацин - супергигантское нефтяное месторождение, крупнейшее в Китае.
Располагается в провинции Хэйлунцзян между реками Сунгари и Нуньцзян. Открыто в 1959 году.
Залежи на глубине 1-4 км.
Геологические запасы нефти составляет 6,36 млрд. тонн, а природного газа - 1 трлн. м3.
Нефтеносность связана с отложениями  мелового и юрского возрастов.
В настоящее время разработку месторождения  ведёт Daqing Oilfield Company Limited, принадлежащее китайской нефтяной компании CNPC.
Добыча нефти на месторождении в 2006 г. — составила 50 млн. тонн
Китайская государственная нефтяная компания PetroChina обнаружила в первом полугодии 2007 г. в границах крупнейшего китайского нефтяного месторождения Дацин 250 млн. т. новых запасов нефти.
Компания полагает, что новые  запасы помогут прекратить спад нефтедобычи  на Дацине.
Так, в 2009 добыча упала на 2% относительно 2008 г., составив 22,26 млн. т. Новые запасы сосредоточены в четырех блоках.
Один из них, на площади Тайдун-Цицзябей (Taidong-Qijiabei), расположен в провинции Хэйлунцзян. Его запасы оценены в 73 млн т.
Второй блок расположен в той  же провинции, на площади Далаха-Чанцзявэйци (Talaha Changjiaweizi). Здешние подтвержденные запасы равны примерно 60 млн т.
Также в Хэйлунцзяне расположена площадь Гулун-Маосин (Gulong-Maoxing); здешние запасы оценены в 96 млн т.
И наконец четвертый блок находится в АР Внутренняя Монголия, в бассейне Хайлар. Здесь, на площади Воэрсунь (Woerxun), открыты 30 млн т нефти.
Полных запасов нефти на месторождении  Дацин PetroChina не сообщает.
Город нефтяников.
То, что Дацин – город нефтяников, понимаешь сразу, как только в  него попадаешь. По всему городу стоят  нефтяные насосы. На улицах, во дворах, возле магазинов и даже в парках.     
А началось все 26 сентября 1959 г., когда  вблизи поселка Датун уезда Чжаочжоу провинции Хэйлунцзян была обнаружена нефть. С того момента родились Дацинские нефтепромыслы. К настоящему времени общий объем разведанных в Дацинском месторождении нефтяных запасов оценивается в 6 млрд. т, а объем разведанных запасов природного газа – в 100 млрд. кубических м. Эти ресурсы создали основу для строительства и развития нефтепромышленного центра. В 1979 году центральное правительство утвердило создание города Дацин.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.