На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сатьяграха как концепция ненасилия и её роль в современных практиках управления персоналом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА»
 
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Основы философии управления»
на тему:
Сатьяграха  как концепция ненасилия и  её роль в современных практиках  управления персоналом
 
Выполнила:
студентка 2 курса
заочного отделения
Милашевич
Дарья Владимировна,
обучающаяся по профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров
«080400 –Управление персоналом»
 
Научный руководитель:
доктор философских  наук,
заведующий кафедрой
управления персоналом,
профессор
Гелих Олег Яковлевич
 
 
                                                      Санкт-Петербург 
                                                               2013
                                              ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
  Введение. ………………………………………………………......
3
Раздел 1
 Ненасилие как концепция современного управления   социумом  и  социально экономическими организациями. ...
 
5
1.1.
Исторические предпосылки возникновения  концепции. ……….
5
 
1.2.
 
Результаты  ненасильственных методов  управления социумом в истории и  современности: преимущества и проблемы. ………….
 
11
1.3
Ненасильственные методы современного управления социально- экономическими организациями…………………...........................
 
16
Раздел 2
Роль и значение сатьяграхи в современных  практиках и теории управления персоналом. …………………………………..
 
 
22
2.1.
Меры допустимого насилия в  управлении..……………………..
 
-
 
2.2.
«Ненасилие сильного» и «ненасилие слабого» как принципы в современном управлении персоналом. …………………………...
 
 
24
2.3.
Эффективность и возможность использования  сатьяграхи в управлении персоналом российских организаций и обоснование действенности предлагаемых рекомендаций………………………
 
 
 
26
  Заключение. ………………………………………………….........
 
29
  Источники и литература. ……………………………………….....
30
30

 
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях динамичного развития рынка труда и прогрессирующего общества невозможно оставаться в рамках устаревших взглядов на способы управления как социумом. Так и социально- экономическими организациями. Важно рассмотреть и выявить допустимые меры насильственного воздействия в управлении, с целью достижения наибольшей  эффективности в работе тех или иных организационных структур и добиться высоких результатов в управлении и, как следствие достижения поставленных перед ними целей.
Объектом исследования являются современные теории и практики управления персоналом и человеческими ресурсами в обществе и его организациях.
Предмет исследования – феномен ненасилия и его роль в современных практиках управления персоналом организации.
Цель исследования состоит в определении допустимых мер насильственного воздействия управлении и разработке эффективных рекомендаций по эффективному применению принципа и средств ненасилия в современных практиках управления персоналом.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
    Определить сущность, преимущества  и проблемы ненасильственных методов управления обществом и его организациями.
    Рассмотреть возможность допустимого насилия в управлении.
    Рассмотреть основные способы и методы применения принципа ненасилия в управлении персоналом организации.
    Разработать и обосновать проектные рекомендации по использованию концепции ненасилия в практиках управления персоналом в российских организациях
Методы исследования. В ходе решения поставленных задач курсовой работы были использованы следующие методы исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, методы сравнения и обобщения.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и учебные пособия.
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, два раздела и шесть подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи; заключение, список источников и литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РАЗДЕЛ I.
НЕНАСИЛИЕ КАК КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИУМОМ И СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
 
1.1.  Исторические предпосылки  возникновения концепции.
Концепция ненасилия является чрезвычайно  всеобъемлющей. Она подразумевает  не только не причинение вреда физического, но, так же вреда морального, вреда  мыслям и чувствам других, ненасилие  не только в действиях, но и в речи и мыслях.
Чтобы понять сущность данной концепции, необходимо обратиться к её истокам, к истории  её возникновения. Какие факторы  повлияли на развитие концепции? В какое  время и кем были сделаны первые шаги, послужившие дальнейшему  развитию исследуемой концепции? Концепции, которая повлияла в различное  время на ход истории, событий  и, в своё время, перевернувшей в  сознании людей понимание сопротивления  злу и отношения к насилию.
Обратимся к природе и генезису философии  ненасилия в Древнем мире, в  Средних веках и в наше время. Проблема ненасилия актуальна с древних времён. «He-деяние и ненасилие» анализируются в философии и культуре  Древней Индии и Древнего Китая. Именно в культурах Древней Индии и Древнего Китая заложены одни из основ понимания ненасилия в истории и современности.  Ключевой компонент ненасилия прослеживается в основных учениях Индии: Ведах, брахманизме, веданте, йоге, джайнизме, буддизме, этике Гиты, индуизме. К примеру, социальная философия ненасилия в йоге – это выработка  людей хороших привычек и качеств в себе (доброжелательность,  дружелюбие, бодрость ), и ответственность за совершаемые поступки. Один из главных социально-философских принципов джайнизма, йоги, буддизма  заключается в том, что любой человек, не зависимо от его класса, социального статуса, положения в обществе, может достичь совершенства. В буддизме наиболее важны следующие добродетели: правильная решимость (отказ от вражды к людям) и правильное поведение (отказ от уничтожения живого). В джайнизме для достижения совершенства необходимо исполнять «пять великих обетов», главным из которых является «ахинса» (неповреждение жизни).
Говоря  о Древнем Китае, и развитии концепции  ненасилия, нельзя не упомянуть о  великом философе древности –  Конфуции. Для  Конфуция основным этическим  и социально-философским законом  выступает принцип «жень» (гуманность). Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Моизм отбрасывает конфуцианские принципы неравенства и утверждает в качестве основного нравственного закона принцип всеобщей любви. С этим принципом связаны понятия гуманности, справедливости, честности. Справедливость рассматривается  как соблюдение равного уважения всех людей. Ван Чун как и даосы считает, что естественность есть недеяние. Мудрым является тот человек, который следует недеянию. В качестве основных архетипов именно недеяние и ненасилие оказываются порождающими моделями философии ненасилия.
Аспекты ненасилия обнаруживаются в моральном  учении софистов античности. Софисты  впервые в античном мире провозгласили  идею равенства всех людей.
Сократ  считал, что истинное знание или  мудрость есть сущность всех добродетелей (мужества, умеренности, справедливости и т.д.). Касаемо ненасилия, он писал: «Принуждающий нас силой как  бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Как благодетелей наших, мы любим тех, кто умеет  убедить нас. Не мудрый, а грубый, непросвещенный человек прибегает  к насилию. Чтобы употребить силу, надо многих соучастников, чтобы убедить, не надо никаких. Тот, кто чувствует достаточно силы в самом себе, чтобы владеть умами, не станет прибегать к насилию: к чему ему устранять человека других взглядов, когда в его же интересе дружеским убеждением привлечь его на свою сторону».
Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной Проповеди  Иисуса Христа, в качестве средоточия духовных усилий человека обозначил  резкий поворот в истории европейской  культуры1. Заповеди непротивления злу были ясными, но и пародоксальными, противоречащими той логике, которая присутствовала в сознании людей и укреплялась на протяжении многих веков. Вот некоторые из заповедей Нагорной Проповеди Иисуса Христа:   «Мирись с соперником твоим скорее, пока еще ты на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф 5: 23-25).
На первый взгляд может показаться, что другое высказывание Христа: «Не мир пришел я принести, но меч» (Мф 10:34) — вступает в противоречие с только что процитированным. Для правильного понимания Его  позиции следует руководствоваться  не буквой, но духом христианского  вероучения, основанного на ненасилии  и всеобщем примирении, придающего первостепенное значение не внутреннему, а внешнему. Тогда становится ясно, что «меч» должен быть обращен  не против других людей, а против собственных  грехов и недостатков.
Это один из глубоких смыслов  Нагорной проповеди, где Иисус Христос призывает  бороться в первую очередь со своими слабостями. «Вы слышали, что сказано  древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату  своему: «рака», подлежит синедриону; а  кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (5:13–22).
Гнев, пока он всего лишь чувство, «подлежит  суду» – в смысле морального осуждения. Излившийся в виде бранного слова («рака» значит «дурак, ничтожество»), он становится деянием и заслуживает судебного разбирательства в синедрионе. И, наконец, отнесение кого-либо к безумным есть причинение серьезного морального и правового ущерба, за которым следуют Суд Божий и «геенна огненная»
О непротивлении  злу насилием: «Вы слышали, что  сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься  злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою  и взять у тебя рубашку, отдай  ему и верхнюю одежду. И кто  принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у  тебя дай, и от хотящего занять у  тебя не отвращайся» (5:38–42)2.
Наше  время  внесло существенные изменения  в понимание ненасилия, они связаны  с именами и практической деятельностью  Г. Торо, Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга, и их последователей во всём мире. Каждый из них внёс свой не малый вклад в развитие концепции.
Моханда?с Ганди, духовный лидер Индии, последователь  концепции ненасилия, и создатель  Сатьяграхи – концепции ненасильственного  сопротивления, спустя 19 веков после  Нагорной проповеди Иисуса Христа скажет, что фраза «если тебя ударят по правой щеке, подставь левую» не буквальна. «Она скорее означает. Что нужно  быть сильным человеком. Конечно, вы не должны отвечать в ответ. Но вы должны сохранять спокойствие, т. к. после  этого вас не только не будут ненавидеть. Но и начнут уважать».  О Сатьяграхи, как о важном этапе развития концепции  ненасилия в истории, следует  сказать подробнее.
"Сатьяграха" – новое слово, придуманное в начале ХХ века. Когда Мохандас Ганди впервые начал применять новую форму политической борьбы, основанную на построенной им философской системе, он попытался как-то ее обозначить, выделить. Используя вначале выражение "пассивное сопротивление"(passive resistance), он вскоре решил, что такое название не очень удачно. Необходимо было подчеркнуть, что его движение по своему замыслу исключает всяческое насилие над кем либо. Он видел и понимал, что и пассивные формы могут привести к насилию. Его родственник Маганлал Ганди, помог ему выйти из ситуации, когда перебрав десятки вариантов, он так и не нашёл искомого.  Соединив два слова: "сад" (истина) – "аграха" (твердость),  Маганлал предложил термин "садаграха" (sadagraha), который сам Махатма лексически откорректировал: "сатьяграха" (satyagraha). Так в 1908 году появился еще один неологизм, которому суждено было стать международным.
Сатьяграха, таким образом,  – это твердость  в поиске и достижении Истины; "Истинная сила" или "ревностное служение истине", как сказано в Британской энциклопедии.  Позднее  по аналогии с "сатьяграхой" возник термин - "дура-граха", означающий нечто противоположное, а точнее  упорство в заблуждении, во лжи, "злая сила". Сторонник дураграхи стремится  только к своей эгоистичной выгоде (будь то эгоизм личности, клана или  нации), ему нет никакого дела до интересов и нужд других. Человек  же практикующий сатьяграху, напротив, ищет некоторого оптимального, "истинного" положения дел, ищет возможной гармонии между интересами различных людей и групп. И ради этого истинного положения вещей он готов поступиться своей выгодой, если понадобится.
Любое насилие  для Ганди связано с темной стороной жизни, с "дураграхой", поэтому  он отвергает его – как в личной, так и в общественной жизни. Мысль о том, что насилие – зло, и что нужно отказаться от его применения, сама по себе стара как мир. Этому учил Христос.
Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение  к совести эффективнее, чем угрозы и насилие. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.
Оказала  сильное влияние  на выработку Ганди своей собственной  концепции, философия ненасилия  Льва Николаевича Толстого. «Россия  в лице Толстого дала мне учителя, который предоставил теоретическую  основу моего ненасилия», писал Ганди. В учение Толстовства в качестве главных принципов входили «всеобщая  любовь», непротивление злу насилием, духовное и нравственное самосовершенствование. Согласно учению, сущностно необходима любовь к ближнему, духовные ценности важнее материальных3.
В XX веке последователем Ганди становится Мартин Лютер Кинг. Самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме.
Это ярчайшие, но не единственные в истории развития концепции  ненасилия фигуры. Светлые умы  всех эпох и разных цивилизаций изучали  её с разных сторон и развивали, понимая  важность концепции добра, гуманности, терпимости.
Таким образом, в данном подразделе нами установлено и показано, что концепция ненасилия, исследуемая в данной курсовой работе, имеет долгую историю. Мы увидели, что в различных цивилизациях и религиях, она имеет похожий  смысл, и великие умы разных эпох, заботясь о благе человечества, и своего народа уделяли ненасилию особое внимание, делясь своим опытом в теории и на практике, что ещё раз подчёркивает её исключительную важность для дальнейшего изучения.
 
1.2. Результаты  ненасильственных методов управления социумом в истории и современности: преимущества и проблемы.
Как у любого феномена, у  концепции ненасилия есть свои преимущества и проблемные аспекты, зная которые  можно с успехом использовать их в современной практике управления персоналом. Обратимся к наиболее ярким примерам из истории , чтобы  понять, какие преимущества у данной концепции и каковы её проблемные аспекты.
Ярчайший  пример использования принципа ненасилия  представляет Мохандас  Ганди, его  ненасильственные способы управления социумом, массами, умение убеждать и  вести за собой людей, без применения силовых мер. Ганди организовал  в 40-х годах 29 века ненасильственное сопротивление индийского народа британским колонизаторам, в результате чего Индия  обрела независимость. В то время, когда  все говорили, что Англичане слишком  сильны, Ганди, медленно, но верно, вёл  страну к освобождению. Надо только представить! Ненасильственное противостояние хорошей государственной машине с сильной армией. И оно впервые  закончилось победой, и это вызвало  шок в Европе, где привыкли мыслить  при появлении конфликтов в категориях "силовых решений". И эта  заслуга принадлежит главным  образом именно Ганди.
Последователю Махатмы Ганди, Мартину Лютеру Кингу, принадлежат не меньшие достижения в практике ненасильственной политической борьбы и ненасильственным управлением  социумом, как средством на пути к преследуемой цели.
Результатом его деятельности стал закон, запрещающий  расовую дискриминацию. Его роль в ненасильственной борьбе была отмечена Нобелевской премией мира. Обладая  великолепными ораторскими способностями, он сумел в своих выступлениях, когда его слушали тысячи людей, перевернуть в их сознании отношение  к расизму. В социуме тех лет  дискриминация чернокожих была повсеместно  встречающейся практикой.
Речи  Кинга стали классикой ораторского  искусства. Они стали толчком  для движения за гражданские права  в обществе. В своих призывах он прибегал к религиозным терминам и высказываниям, вызывая тем  самым бурный отклик в сердцах  слушателей. Он был лидером, вещающим в христианскую любовь, при этом был талантливым политиком, тем  самым представлял уникальную фигуру.
К определённым результатам в управлении социумом в истории. Привела религия. Религия  выступает, как своего рода оппозиция  насилию. Ей принадлежит роль в локализации  и блокировке насилия,  регулировании  отношений в социуме. В религии  в качестве управления социумом , присутствовали как насильственные меры регулирования, когда провинившиеся за не соблюдение канонов могли понести тяжкое наказание. Как например. Сожжение на костре еретиков в средние века, так и ненасильственные меры регулирования. В европейской традиции (вплоть до наших дней) пространство нравственных и правовых отношений в социуме  конституируется вокруг ветхозаветного принципа ограничивающего поведение  индивидов в социуме.
Ветхозаветные заповеди, например: не кради; не убивай; не прелюбодействуй, почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе; не произноси  ложного свидетельства на ближнего твоего и т.д. В первую очередь они были обращены к совести человека, к отвращению от не угодного Богу. Силой проповедей обществу вселялось понимание плохого и хорошего. Любовь к ближнему, прощение своих врагов, ведение  правильного образа жизни и Царствие Небесное, как награда за праведную жизнь. Всё это было способно, в зависимости от места церкви в обществе, регулировать социальные отношения. Например, в исламе, влияние религии очень сильное. Коран ограничивает насилие, регулируя отношения в социуме, не столько предписывая возмездие за убийство, сколько принимая его как правовую реальность. Он  признаёт справедливость равного воздания, поскольку оно сужает насилие, вводит его в конкретные рамки: «Если кто-либо убьет человека не в отместку за [убийство] другого человека и [не в отместку] за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей»4. Понятие «джихад», в понимании многих «Святая война против неверных».  В реальном контексте оно означает усилие верующего, на пути к Богу, « великую войну», которую каждый верующий мусульманин ведёт внутри самого себя, против своих пороков, невежества и зла. Религиозная организация здесь изначально слита с организацией социальной. Итогом огромного влияния религии на социум, путём ненасильственного регулирования поведения в обществе, становится способность каждого человека уже к саморегулированию, способность ограничивать свои действия, в рамках принятых социумом. Это ограничения формируются на уровне сознания и подсознания и проявляются в социальных взаимоотношениях. Религия, как регулятор социума ненасильственными методами, помогла человечеству достигнуть положительных результатов в увеличении степени нравственности. Например,  в Ветхом Завете сказано:  «Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего», и опять же « не прелюбодействуй»5. А в том же  Коране написано: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – распутство и плохая дорога! (17:32)»; «Прелюбодейку и прелюбодея – бичуйте каждого из них сотней ударов. Прелюбодею (разрешается) женится только на прелюбодейке, или на многобожнице. И прелюбодейке (разрешено) выходить замуж только за прелюбодея или за многобожника. Это запрещено верующим. (24:2-3)»6. Такие правила, могут показать через чур суровыми, однако бога боязнь и строгое следование подобным заповедям, лишь укрепляло социум в прошлом и настоящем, и семьи, как его неотъемлемую часть.
Отдельно  необходимо сказать и о законодательном  регулировании, как способе ненасильственного  управления социумом. Конституция Российской федерации, обладающая высшей юридической  силой, является ярким примером. В  ней, помимо всего прочего  прописаны  права и свободы гражданина России. То есть то, что он имеет право  делать, а чего не имеет право  делать на территории страны. Какими правами  обладает, и то, к чему его не имеют  право принуждать.
В ней  говорится о том, что каждый человек  и гражданин имеет право на: неприкосновенность личности; свобода  передвижения, выбора места пребывания и жительства; неприкосновенность жилища; неприкосновенность переписки; запрет принудительного труда и т.д.
Уголовный кодекс Российской Федерации, следующий  пример ненасильственного управления социумом, единственный нормативный  акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации. Но здесь  ненасильственное регулирования поведения индивидов  в обществе при помощи закона и  статей, определяющих наказание в  случае нарушения закона, может  вылиться в силовые меры воздействия, через какое-либо вынесенное судом наказание. И порой это является минусом ненасильственного управления социумом – сокрытое в нём насилие. Увы, не каждое общество может себе позволить ненасилие в чистом виде, но стремиться нужно. Так как плюсы очевидны. Конституция и Уголовный кодекс Российской Федерации, так или иначе, снижают уровень преступности и насилия индивидов по отношению друг к другу.
Исходя  из выше рассмотренных примеров, становится, очевидно, что применяя концепцию  ненасилия, можно достичь значительных результатов. Отсутствие насилия приводит к отсутствию жертв, кровопролития (как в случае с М. Ганди), психологического ущемления, ведь результат достигается мирно, и в том числе силой любви, убеждением. «Закон любви действует, как действует закон гравитации, независимо от того, принимаем мы это или нет. Так же как ученый творит чудеса, по-разному применяя закон природы, так и человек, применяющий закон любви с аккуратностью ученого, может творить еще большие чудеса. Сила ненасилия безгранично более тонка и чудесна, чем материальные силы природы, как, например, электричество. Люди, открывшие для нас закон любви, были более великими учеными, чем любой из наших современных ученых»7 - писал Ганди. Человек, выбравший путь ненасилия, для управления в социальной сфере, должен обладать определёнными духовными качествами, постоянно их развивать, что делает его только выше на порядок с духовной и нравственной стороны, что является несомненным плюсом. «Ненасилие – это оружие сильных» – писал Ганди. Принуждение, насилие, вызывают лишь ответную волну злобы и опять же насилия.
Таким образом, в данном подразделе, нами установлено, что в различных социальных сферах жизни, в религии, а так же современных государствах, где приняты законодательно правила регулирования социума, присутствует феномен ненасилия, в той или иной мере. Рассмотренные примеры, помогли понять масштабы возможного влияния ненасильственного подхода к управлению социумом.  Стало понятно, что его сила в возможности мирно донести до общества необходимую информацию, влияющую на поведение и сознание.  Но, как  и во всём, проблемные аспекты в данной концепции так же имеются, как наличие обратной стороны - сокрытого насилия, в случаях, когда блага можно достичь, лишь применив силовые меры.
 
1.3. Ненасильственные методы современного управления социально-экономическими организациями.
Для рассмотрения современных методов управления социально- экономическими организациями необходимо понимать сам термин «организация» и «организовывать». Обратимся к тому, как его понимал «отец классического менеджмента» Анри Файоль. Он считал, что организовывать – это значит «строить двойной – материальный и социальный организм предприятия». Организация – социальный организм, который направлен на достижение цели и осознанно структурирован (по Р. Дафту).
Согласно  М. Мескону, М. Альберту, Ф. Хедоури, организация – это группа людей (т.е. общность, социум), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Организацию правомерно представить как открытую большую социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: технико-технологической, организационно-экономической и социальной, для эффективной деятельности которых требуются специфические виды обеспечения следующих групп: научно-методическое, финансовое, правовое, кадровое, материально-техническое, организационно-экономическое, информационное.
Организацию образуют и являются субъектами и  одновременно объектами управления отдельные личности, группы (формальные и неформальные), весь трудовой коллектив (часто коллектив и принимается за организацию).
Восприятие  организаций как социально-экономических  систем изменило круг требований к современному менеджеру, которое подразумевает: непременное и постоянное саморазвитие; развитие коммуникативных и представительских навыков, и как следствие умение находить подход к каждому сотруднику; управление информацией; формирование и поддержание гармоничной культуры, обеспечивающей командную творческую работу и соответствующие трудовые и межличностные отношения; помощь работникам в условиях нестабильности; постоянное развитие персонала; управление командами, состоящими из представителей разных культур; Здесь необходимо подчеркнуть, что любая социально – экономическая организация состоит в первую очередь из людей, которые отличаются друг от друга по ряду критериев. Поэтому, важно понимать, что толерантность – неотъемлемая часть менеджмента. Поясним, что под толерантностью, понимается, прежде всего терпимость друг у другу людей различных взглядов и позиций, основанных на неповторимо – личном опыте каждого. Как концепции толерантность есть поиск возможностей для общих точек зрения даже в тех видах деятельности, которые, на первый взгляд, кажутся не совместимыми. Социум и менеджмент – всегда общение разных людей, идущих в то самое время к личным целям, через достижение целей общих. Так же как организация, преследуя свои собственные экономические цели, приносит пользу обществу, предоставляя товары и услуги.
Толерантность внутри организации позволяет установить доброжелательные отношения, не смотря на различия между находящимися в  ней индивидами. Дать каждому возможность  внести свою лепту в производственный процесс. Руководитель, должен обладать способностью, увидеть хорошие качества в каждом сотруднике. Ведь, как говорил  Мартин Лютер Кинг – «Даже в  самом худшем из нас есть частица  добра, даже лучшем из нас есть частица зла». Толерантность – основа ненасильственных методов управления. Толерантность – не есть терпение и покорность насилию. Толерантность и сатьяграха есть концепции, сущность которых – в стремлении выпрыгнуть из «заколдованного» круга ненависти, насилия не справедливости8.
Помимо  вышеперечисленных функций управляющего, помогающих в ненасильственном управлении организацией, существует и ряд ненасильственных методов, которые практикуются в  настоящее время. Какие из них  наиболее эффективны, в достижении стоящих перед социально- экономической  организацией целей? Поясним, что социально-экономическая  организация характеризуется наличием социальных и экономических связей, между работниками. К социальным связям относятся:
- межличностные,  бытовые отношения;
- отношения  по уровням управления;
- отношение  к человеку общественных организаций.
К экономическим  относятся:
- материальное  стимулирование и ответственность;
- прожиточный  уровень, льготы и привилегии.
Возьмём, в  качестве примера, социально –  экономическую организацию производственного  типа, занимающуюся пошивом одежды.
Её руководитель, менеджер, как предприниматель, заинтересован  в получении экономической прибыли, а её размер напрямую связан с качеством  производимого товара. Поэтому руководитель  данной организации должен приложить  усилия к тому, чтобы скоординировать  усилия работающего в организации  персонала так, чтобы производимый товар смог удовлетворить социальные потребности потребителя. Вследствие этого будут удовлетворены и  экономические потребности работников и руководителя.
Мотивация – один из аспектов ненасильственного  управления организацией, стимулирования трудовых усилий персонала. К ней  можно отнести: повышение заработной платы за итоги деятельности работника/коллектива; систему премирования, бонусы. То есть до работников чётко и ясно доводится информация о том, каким качеством должна обладать выполненная работа/продукция, в какие сроки должна быть выполнена, и какое вознаграждение в денежном эквиваленте он получит за её выполнение. В современных социально-экономических организациях распространена сдельно-премиальная система оплаты труда, которая  предусматривает наряду с получением основной заработной платы по сдельному наряду за выполненный объем работ и согласно действующим расценкам получение премии за обусловленный конечный результат (сроки или качество работ). Имеет место и аккордно-премиальная система, которая предусматривает дополнительно к сдельному заработку, начисленному по нормативу, выплату премии за результаты и качество труда (сокращение нормативного срока, высокое качество продукции).
Повременно-премиальная система оплаты труда применяется для вспомогательных рабочих высокой квалификации, работающих на сложном оборудовании, машинах и механизмах, которые наряду с оплатой отработанного времени получают премию за высокое качество труда, безаварийную работу, сдачу в срок готовой продукции. Премирование труда является дополнительной формой вознаграждения персонала наряду с заработной платой, выплачиваемой в случае достижения плановых результатов предприятием в целом или его конкретным подразделением. Существует индивидуальное премирование, отмечающее особую роль отдельных личностей (высшего руководства, новаторов, изобретателей) и коллективное премирование, направленное на мотивацию социальных групп. Премирование из выручки предусматривает, что работник или подразделение получает свою долю вознаграждения при достижении определенного, заранее установленного объема (выручки, реализации, продажи, сбыта продукции) в виде некоторого процента с выручки или абсолютной величины премии. Премирование из дохода позволяет увязать получение вознаграждения с достижением определенного экономического результата (валового, хозрасчетного или чистого дохода) в виде заранее установленного процента с дохода или абсолютной величины премии. Премирование из дохода является главной формой поощрения в бригадном и коллективном подряде. Премирование из прибыли предусматривает, что работник или подразделение получают свою долю вознаграждения при достижении определенной величины прибыли (валовой, чистой) в виде фиксированного процента с прибыли или абсолютной величины премии от числа должностных окладов.
Также, в качестве стимулирования трудовых усилий сотрудников, без применения каких-либо силовых мер, в современных  организациях используются дополнительные выплаты, как стимулирование инноваций.9 Инновационно ориентированные социально-экономические организации, уделяют большое внимание организации стимулирования творчества. К примеру, та же самая компания по пошиву одежды. Человек, занимающийся разработкой нового вида одежды, достигнув успеха, произведя приносящую прибыль организации, и нужную обществу часть гардероба поощряется, получая 25% общей суммы экономии в течение двух лет после его внедрения.
В результате, сотрудник  имеет серьёзный стимул, для того, чтобы приложить максимум усилий, для разработки и внедрения инновационного продукта. В этой ситуации, выигрывают все – от руководителя, который  получает экономическую выгоду, до сотрудников организации, и, конечно  общества, потребителя,  который получает нужный, качественный продукт или услугу.
Таким образом, в данном подразделе, нами установлено и показано, какие ненасильственные методы современного управления социально-экономической организацией существуют, какую пользу они приносят организации, руководителю, обществу.
 
Выводы по первому раз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.