На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические учения в Западной Европе в 17-19 веках

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Некоммерческое акционерное  общество
«АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»
 
Кафедра социальных дисциплин
 
 
 
 
 
Семестровая  работа №1
по дисциплине «Политология»
Тема: «Политические  учения в Западной Европе в 17-19 веках»
 
 
 
Специальность: 050718 – Электроэнергетика
Выполнил: студент Сапаргалиев М.С. Группа: БЭ-09-10
№ варианта: 08
Руководитель: ст.пр. Шокатаев Д.К.
 
__________ «____ »______________2012 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
Алматы 2012
Содержание
Введение
    Основные направления, характерные черты и особенности
западноевропейской  политико-юридической мысли

1.1 Естественное право как натуралистическая концепция жизни…………………………………………………………………………..…..3

1.2 Первые школы политических учений и отдельные представители……………………………………………………………….…….5

1.3 Либеральная трактовка прав человека…………………………………………………………………….…..…7

 
    Первые документы о правах человека……………………………………………………………….…….…13
Заключение………………………………………………………………………14
Список  литературы………………………………………………………….…15
 
 


Введение
Вторая половина XIX в. в Европе (прежде всего в Западной Европе) отличается рядом характерных черт. Во многих странах континента достаточно прочно утверждаются буржуазные порядки. Дальнейшее развитие получает капиталистическая рыночная экономика со своей сложной инфраструктурой. Внедряются в жизнь институты, обеспечивающие включение в политический процесс все более широких слоев населения. Происходит постепенная демократизация этого процесса. Крепнет движение за расширение политических и социальных прав личности, за установление всеобщего избирательного права, и оно добивается определенных успехов. На общественную арену в качестве самостоятельной организованной силы выходит пролетариат, создающий свои профсоюзы, партии, прессу и активно отстаивающий собственные классовые интересы.
Панорама интеллектуальной жизни второй половины XIX в. будет  неполной без упоминания таких явлений, как попытки возвысить авторитет  иррационализма, распространение религиозно-философских  и религиозно-политических доктрин, обоснование исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы и  борьбы и т.д., эти явления заметно  усилились в последние десятилетия XIX в.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Естественное право как натуралистическая  концепция жизни

 
Естественное право формулирует представление о неизменных принципах социальной регуляции, которые следуют из структуры миропорядка, природы социума или природы человека. Многозначность самой идеи и неустойчивость терминологии привели к тому, что в разные эпохи этому понятию придавался различный смысл. Среди наиболее распространенных терминов наряду с собственно естественным правом бытовали такие выражения, как “право природы”, “закон природы”, “естественный закон” и др. Затруднена и типология естественного права, так как способы его толкования меняются в зависимости оттого, что считается естественным и что — правом, как трактуются “неизменность” и “обязательность”.
Естественное  право представляет собой первую в истории философии модель возникновения  общества и принципов общественного  устройства. Естественное право исходит  из того, что существует система  норм взаимоотношений между людьми, которая отличается от системы норм установленных государством. Нормы, установленные государством, получили название позитивного права. Естественное право в соответствии с этой теорией  значимо само по себе. Оно предшествует позитивному праву и, в случае расхождения с последним, имеет  безусловное превосходство. Противоположностью естественно-правовых теорий выступает  юридический позитивизм, согласно которому существует только позитивное (наличное) право, которое никак не соотносится  с нормами морали.
В истории философии были три различные  концепции источников естественного  права:
1. Первая концепция возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику.
2. Концепция рассматривает естественные законы как привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ.
3. Источником естественного права считают разум человека, перенося, таким образом, источник в человека.
Права человека – неотъемлемые свойства каждого  человека и существенные признаки его  бытия. Государство не “дарует” права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное т.п.).
Обычно право воспринимается как  совокупность правил поведения, установленных  государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой  государства. В целом это определение  права правильно. При таком подходе  выделяются следующие признаки права:
1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.
2) Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.
3) Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму - законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.
4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.
С середины 17 века теологическое направление  начинает уступать первенство гуманистическим  и светским теориям. К ним относится, прежде всего, теория естественного права. Ее основатель Гуго Гроций утверждал, что, наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т.е. то, "что согласно с природой общества разумных существ". Оно не обусловлено ни временем. ни местом, никем не может быть изменено. Эта теория сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Она получила широкое развитие в трудах французских просветителей 18 века - Ж.-Ж. Руссо. Ш.-Л. Монтескье, М.Ф. Вольтера и др., русских просветителей Радищева, Десницкого.
Естественное право выступало  как некое идеальное право, обусловленное  природой человека, которому необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества.
 
 
 
Первые  школы политических учений и отдельные представители
 
В конце 18 - начале 19 века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя. а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда "национально" и в разные эпохи имеет различное содержание.
Во второй половине 19 века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм становится одним из основных направлений теории права (К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии). Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.
Позитивистская юриспруденция  в начале 20 века нашла свое продолжение  в современном нормативизме, "чистой теории права" Г. Кельзена. Он видел все право в виде "лестницы норм", на вершине которой стоит "основная норма", а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. "Основная норма" не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов.
Во второй половине 19 века сложились  социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права.
К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон  волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни  этого класса. В этом случае право  выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых  классов. Рассматривая соотношение  общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.
Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государствах, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это "живое право" противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов "праву в книгах". Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.). С точки зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как средство социального контроля. Ряд американских сторонников концепции "права, созданного судом" считают правом лишь те нормы, которые применены или созданы судом (К. Левеллин).
Психологическая школа права, созданная в начале 19 века русским профессором Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние и сегодня. По его мнению, наряду с "официальным правом", установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, - переживание своего долга перед другими ("императивность") и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других ("атрибутивность").
В современной российской теории права  получил развитие понимание сущности права как меры свободы ("либертарная теория" - В.С. Нерсесянц) либо справедливости ("этическая" концепция - Р.З Лившиц), возникающей в обществе еще "до закона", до создания норм позитивного права. Т.е. право и закон здесь четко разведены.
Признание определенных правовых и  нравственных постулатов, от которых  не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло  отражение в Конституции Российской Федерации.
Современное понимание права как  меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и  средневековью. и молодому капитализму 17-19 вв., и тоталитарно-коммунистическим режимам 20 века.
Воплощение идеалов свободы  и справедливости - цель правового  развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а  каждый гражданин - свое поведение.
 

Либеральная трактовка  прав человека

 
Свое  воскрешение, либеральное переосмысление и развитие идеи естественного права  получили в 17-18 вв. в трудах выдающихся мыслителей либерализма  и Просвещения: Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Джефферсона, Смита, Милля, Бентама и других. Они по существу заложили краеугольные камни современного понимания прав человека, обосновали понимание фундаментальных прав человека: на жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и некоторых других как естественных, неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных императивов и норм взаимоотношений между людьми и властью.
В 1625-ом г. голландец Гуго Гроций написал трактат "О праве во время войны и во время мира". Он совершил принципиальное изменение акцентов такой трактовки, подразделив все право на естественное право и воле-установленное, причем в последнее включаются и веления божественной воли. Фактически естественное право выступает здесь как международное право. Здесь представлена необходимость согласования естественного права с позитивным правом, а также легитимный характер неподчинения тем законам, которые расходятся с естественным правом.
 “Право  естественное есть предписание  здравого разума, коим то или  иное действие, в зависимости  от его соответствия или противоречия  самой разумной природе, признается  либо морально позорным, либо  морально необходимым;  а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим богом, создателем природы” (О праве войны и мира). Тем не менее, в этом своем последнем качестве оно отнюдь не произвольно: “Естественное право... столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом”. Постигаемое разумом однозначно, а природа существующего неподвластна богу. Поэтому рационалистическая дедукция приобретает столь важное значение. Одновременно Гроций подчеркивает социальное значение права: к природе человека относится “стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными”, “благоразумная соразмерность в безвозмездном распределении между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ с оказанием предпочтения... поскольку это сообразно с действиями каждого и природой каждой вещи”.
Переход к сугубо социологическому понятию  естественного права стал возможен только тогда, когда идея совокупного миропорядка потеряла значение. В социальных учениях Нового времени впервые становится возможным исследовать индивидуальные права человека безотносительно к тому, вступил ли он в общение. Появляется понятие индивидуальных естественных прав, основанное на взаимосвязанных формулировках права самосохранения:
1. Человек как природное тело имеет право на чисто физическое самосохранение;
2. Для этого ему служит здравый (“правый”) разум, возможный лишь при интенсивном самосознании, требующем сохранения достоинства и чести;
3.  Как природное тело, наделенное разумом, он способен на целесообразные действия (труд) и имеет право на их результаты;
4. Поскольку, как таковые, люди все совершенно одинаковы, ни один из них не имеет больше прав, чем другой (неравный социальный статус в принципе неестествен);
5. Социальность перестает быть сама собой разумеющейся, поэтому индивидуальные права (естественно присущие человеку в досоциальном состоянии), в социальном состоянии должны быть гарантированы (естественным становится взаимное соблюдение прав, договоренность об их ненарушении) — отсюда формулы о необходимости мира, понятие обществ, соглашения (общественный договор), акцентирование святости договора.
Теоретиками естественного права в 17-ом веке выступают Гоббс и Локк. Они определили основные категории естественного права: "естественное состояние", "естественный закон", понятие "природы человека", "разума" и "общественного договора". Под природой человека понимается совокупность влечений человека, вложенных в его сердце природой. Это, например, стремление к спокойному доброжелательному общению с себе подобными, справедливость. Разум трактуется как естественная способность человека. Природа человека является над-исторической, вневременной, абсолютной и потому, конечно же, абстрактной. Однако представление о всеобщей природе человека приводило к универсализму в понимании общественного устройства.
Обратимся к Гоббсу как теоретику естественного  права. В трактате "О гражданине" он называет естественным состояние  людей вне гражданского общества. Гражданское общество для Гоббса еще неотличимо от государства, различие между политическим и гражданским  обществом проведет Гегель в 19 веке. Принципом естественного состояния  Гоббс считает "войну всех против всех", так как людям свойственна от природы взаимная склонность вредить друг другу. Кроме того, в естественном состоянии существует естественное равенство, и каждый имеет право на все вещи. Собственно естественными законами Гоббс называет веления правого разума. Под правым разумом он понимает акт рассуждения, то есть собственно правильного суждения каждого отдельного человека о совершаемых им действиях. Правый разум дан нам природой, это естественная способность. Поскольку, согласно логике, правильное суждение вытекает из истинных и правильно подобранных посылок, то всякое нарушение естественных законов состоит в ложном рассуждении или в глупости людей, которые не видят своих обязанностей по отношению к другим людям. Но эти обязанности необходимы ради самосохранения. Правом Гоббс называет свободу каждого располагать своими естественными способностями в соответствии с требованиями правого разума. Значит, основание естественного права состоит в том, чтобы каждый защищал свою жизнь и оберегал свое тело, как только он может. При этом он имеет право выбирать какие угодно средства и в определении этих средств является сам себе судьей. Гоббс говорит, что долго находиться в естественном состоянии невозможно, так как оно ведет к взаимному истреблению людей. Вследствие взаимного опасения люди решают выйти из такого состояния и ищут себе для этого союзников. Первый основной естественный закон по Гоббсу - нужно искать мира по всюду, где его можно достичь; там, где мира достичь невозможно, нужно искать помощи для ведения войны. Из этого основного закона Гоббс выводит 20 производных законов:
1. Право всех на всё невозможно сохранить, надо заключить договор. Договор – это действие двух или нескольких лиц, переносящих друг на друга свои права.
2. Вытекает из первого: соглашений нужно придерживаться, или не следует обманывать чье-либо доверие. "Нарушение права есть своего рода бессмыслица в человеческом общении".
3. Нельзя, чтобы тот, кто первым оказал вам услугу, оказался после этого в худшем положении, чем раньше.
4. Каждый должен проявлять ко всем предупредительность. Тот, кто нарушает этот закон, может быть назван невыносимым и обременительным для остальных. Гоббс здесь как бы ссылается на Цицерона, который предупредительным и отзывчивым людям противопоставлял людей бесчеловечных.
5. После мер предосторожности на будущее мы должны прощать людям их прошлые провинности, если они просят нас об этом. Этот закон Гоббс называет "дарование мира".
6. При наказании или мести надо иметь в виду не ущерб прошлому, а благо в будущем. Нарушение этого закона называется жестокостью.
7. "Никто не должен показывать другому делом, словом, выражением лица или смехом, что он его ненавидит или презирает", нарушение этого закона называется оскорблением, за которым следует война.
8. Каждого человека по природе следует считать равным любому другому, этому праву противоречит гордость.
9. Каждый человек, притязающий на какие-то права, должен признавать эти права за любым другим лицом. Соблюдение этого закона называется скромностью, а нарушение - невоздержанностью и нескромностью.
10. Каждый человек при распределении права между другими людьми должен предоставлять им равные права. Соблюдение этого указания называется справедливостью, а нарушение его называется лицеприятие.
11. Утверждается совместное пользование теми вещами, которые невозможно разделить. Это пользование осуществляется в соответствии с заранее определенной мерой пропорционально числу пользующихся, иначе нельзя сохранить равенство.
12. Если вещи нельзя разделить, то вещью нужно пользоваться поочередно, при этом очередность устанавливается жребием. Жребий является двух типов: искусственный, основанный на случае, который люди называют счастьем; естественный, называемый  первородством.
13. Вытекает из предыдущего: вещи переходят к тем, кто завладевает ими первый.
14. Обеспечивает неприкосновенность посредникам, которые способствуют установлению мира.
15. Подчиняет обе стороны, спорящие о праве, решению кого-нибудь третьего.
16. Никто не может быть судьей или арбитром в своем собственном деле.
17. Арбитром не должен быть никто из тех, кто надеется обрести большую выгоду или славу от победы одной из сторон.
18. Обязывает судей выносить свое решение на основании показаний незаинтересованного свидетеля, если недостает фактических данных.
19. Арбитр должен быть свободен от соглашения или обязательств, в силу которых он был бы обязан высказываться в пользу одной из сторон.
20. Нарушает закон тот, кто предается пьянству, которое разрушает способность правильно рассуждать.
Гоббс говорит, что естественные законы должны быть известны всем. Людям мешают узнать эти законы страсти (надежда, страх, гнев, честолюбие, скупость, тщеславие). Однако нет такого человека, который  хоть раз находился бы в спокойном  состоянии. В случае сомнения, что  ваши действия расходятся с естественным правом, необходимо себя поставить  на место того человека, на которого направлены  воздействия. Естественный закон всегда и везде обязывает человека по совести, но не всегда перед судом внешним. Это моральные законы, составляющие существо моральной философии. Они неизменны и вечны, соблюдать их легко, нужно только иметь к ним стремление. Такие люди называются справедливыми. Именно такие люди назывались просвещенными, то есть которые познали естественные законы и могли устроить общество на основе этих естественных законов.
Естественно-правовая теория Локка в некоторых существенных моментах отличается от теории Гоббса. Естественное состояние Локк определяется так же, как и Гоббс, то есть как состояние полной свободы в отношении действий, распоряжения своим имуществом и личностью, в соответствии с тем, что он считает для себя подходящим, но в границах закона природы. Естественное состояние – это состояние природы, но не своеволия. Это состояние равенства; вся власть является взаимной, и никто не имеет больше другого. Для Локка равенство людей самоочевидно и неоспоримо. Он говорит: "Мы не может представить, чтобы между нами может быть такое подчинение, которое дает нам право уничтожать друг друга».
Самосохранение  – это также главный естественный закон для Локка. Разум учит людей, что они не должны наносить ущерба друг другу, ибо они все равны. Естественный закон обязателен для  каждого, каждый обязан сохранять себя и, как говорит Локк, не оставлять  самовольно свой пост. В тех случаях, когда собственной жизни не угрожает опасность, он должен сохранять остальную  часть человечества и не может, не должен лишать жизни другого человека иначе, чем творя правосудие. Таким  образом, каждый в естественном состоянии  обладает властью проводить главный  закон природы в жизнь и  тем самым обуздывать нарушителей  и охранять невинных. Закон природы  требует мира и сохранения всего  человечества. И если бы каждый не обладал  властью его исполнять, то он оказался бы бесполезным. Значит, в естественном состоянии один человек может  приобретать какую-то власть над  другим, но не полную и не деспотическую. Даже преступником нельзя распоряжаться  под влиянием вспышки страсти, но только для возмездия. Степень распоряжения жизнью преступника диктуется спокойным  рассудком и совестью, а именно настолько, чтобы это служило  воздаянием и острасткой. Только эти  два повода, воздаяние и острастка, служат основанием для того, что  один человек законно причинял другому  зло, то есть то, что мы называем наказанием.
Таким образом, в естественном состоянии для  Локка нет "войны всех против всех", но есть некоторые неудобства. Они  проявляют себя тогда, когда люди оказываются судьями в своих делах, здесь “себялюбие” делает людей пристрастными к себе, другим, друзьям, с другой стороны, страсть или мстительность могут увести от истины.
Поэтому из естественного состояния необходимо выйти, но если Гоббс причиной выхода из естественного состояния называл взаимное опасение людей, то для Локка основанием для выхода является долг взаимной любви, который возникает из нашего разума. Локк описывает свободу как следование своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, а также как состояние независимости от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воле другого человека.
Локк  говорит, что свобода настолько  тесно связана с человеком, что  он не может расстаться с ней, не поплатившись за это своей безопасностью  и жизнью. Но лишить себя жизни человек  не может, значит, он не может и дать другому власть над собой, то есть отказаться от свободы. Мы сами не обладаем властью над своей жизнью, значит, мы не может передать кому-то другому по соглашению то, чем не обладаем сами.
С разной степенью отчетливости эти элементы присутствуют в концепциях Монтескье и Руссо. Чем более радикальной становилась идея равного права на самосохранение, на индивидуальное определение способа жизни (при условии ненарушения равных прав других людей), на свободное (и обусловленное взаимными договорными обязательствами) вхождение в соглашение с другими индивидами как членами общества и на равное политическое участие в общественной жизни, тем более естественное право выступало в качестве негативного критерия наличной ситуации и наполнялось революционным содержанием в духе формул классических буржуазных революций.
Историческая  заслуга Просвещения в вопросе  о правах человека состоит не только в их теоретическом обосновании  как гуманистических целей человечества, но и в нахождении важнейших способов их практического осуществления. К  ним относятся прежде всего принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый из них, разработанный Локком и Руссо, означает подчиненность власти индивидам, добровольно объединившимся в народ (общество) и обладающим правом на расторжение «общественного договора» и свержение власти в том случае, если она посягает на фундаментальные права человека на жизнь, свободу и собственность. Второй принцип, гарантирующий индивидуальные свободы, - разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Первым его сформулировал в современной форме Шарль Монтескье в 1748 году. Этот принцип и сегодня является важнейшим инструментом, ограждающим личность от злоупотреблений и притеснений со стороны власти.
 
 
Первые документы о правах человека
 
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном  виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная за основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Непреходящее значение  имеет французская Декларация прав человека гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико – правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских    и     политических    правах    и    Международный    пакт   об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
История человеческого познания мира политики, государства и права  – важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая  предпосылка его дальнейшего  развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится все яснее, что без истории невозможны также научная прогностика, футурология в области современных юридических, политологических и других социальных наук.
Представители различных  теоретических и идейно-политических направлений черпают из политических и правовых учений прошлого суждения и аргументы для обоснования  отстаиваемых ими позиций, критики своих противников и т.д. История политико-правовых идей широко используется в многочисленных современных интерпретациях проблем прав и свобод человека, правового государства и т.д. К авторитету и идеям древних и новых классиков политической и правовой мысли (от Платона, Аристотеля, Цицерона до Гоббса, Руссо, Канта, Гегеля, Фихте, Маркса, Ницше, Вебера и др.) апеллируют многие современные концепции социального, политического и правового развития.
Исторически первой формой осмысления и утверждения  индивидуального достоинства и  автономии личности по отношению  к власти явились идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.
 
 


Список литературы
 
    Мальцев В.А.  Основы политологии: Учебние для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998.
    Корельский В.М. , Превалова В.Д.  Теория государства и права. – М.: НОРМА – ИНФРА, 1998.
3. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений. М., 2002. - 288 с.
4.  История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000. - 512 с.
5. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Филологическое общество «СЛОВО», 2001.
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.