На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика: механизм и последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство    образования    и    науки    Украины
Дон ГТУ
Кафедра    экономики    и    управления
 
 
Курсовая работа
По курсу: «ОЭТ»
Вариант 22
 
 
 
 
Выполнила:
Ст. гр. ЭП-10-2
Шейко Марина
Проверила:
Закарьян Е. Е.
 
Алчевск, 2010
Содержание
Введение_______________________________________________________3
    Фискальная политика: механизм и последствия._________________4
      Мультипликаторы фискальной политики____________________4
      Инструменты и последствия дискреционной  и автоматической
фискальной  политики_________________________________________8
      Проблемы реализации фискальной политики________________12
      Современные взгляды на фискальную политику_____________15
    Замещаемость  ресурсов. Эффект масштаба.____________________20
      Эффект масштаба________________________________________20
      Замещаемость ресурсов___________________________________25
    Общественное производство. Сущность труда.
          Факторы производства.______________________________________27
      Общественное  производство______________________________27
      Понятие общественного производства______________________27
      Структура общественного производства____________________31
      Сущность труда_________________________________________36
      Социальная  сущность труда, его  характер и содержание______36
      Факторы  производства___________________________________45
      Производственные возможности___________________________47
      ВВП  и ВНП____________________________________________49
      Производственная функция и предельный продукт труда______52
Практическая часть______________________________________________56
Вывод_________________________________________________________59
Список  используемой литературы_________________________________60
Введение
Экономическая наука охватывает ряд самостоятельных научных  дисциплин - макроэкономику, микроэкономику, политическую экономию, маркетинг, менеджмент, страховое дело, теорию финансов и  денег и др. Методологической основой  всех экономических наук является экономическая  теория.
Экономическая теория - наука  об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства разнообразных товаров и услуг  и распределении их между людьми и различными группами общества с  целью потребления.
Предмет экономической науки - изучение способов, при помощи которых  можно достичь конкретных экономических  целей, поставленных отдельной личностью  или обществом в целом.
"…Экономическая  наука не дает готовых рекомендаций, которые непосредственно используют  в хозяйственной политике. Скорее  она выступает методом, нежели  учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, делать правильные  выводы…" (Дж Кейнс)
М.А. Балудянский - последователь А. Смита; автор труда "Экономическая система", в котором обосновывает принципы построения национальной экономики  на основе свободных рыночных отношений.
М.И. Туган-Барановский - исследователь  теории рынка и экономических  кризисов, разработал концепцию экономической  конъюнктуры.
Е.Е. Слуцкий - первым предложил использовать математические методы в экономической  науке.
 
1. Фискальная политика: механизм и последствия
      Мультипликаторы фискальной политики
Налоги и государственные  расходы предполагают друг друга. Каждый является экономическим рычагом, воздействующим на рост валового национального продукта. Но действие этих рычагов противоположно, поэтому эффекты их одновременного использования могут взаимопогашаться.  Рост налогов подавляет динамику ВНП, а увеличение государственных  закупок, создавая дополнительный спрос, может вести к увеличению предложения  товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень  воздействия указанных рычагов  одна и та же, то эффекты  их применения будут бесполезными.
Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:
                                             Прирост ВНП
         MPG =

                                Прирост государственных расходов
Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных  расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.

Рис. 1. Мультипликатор государственных  расходов
 
Пусть объем государственных  расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно  прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов  на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.                         
Таким образом, рост объема государственных закупок  увеличивает равновесный уровень  выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.
   Для эффективного  использования налогов и государственных  расходов важно точно определить  силу воздействия каждого из  них на динамику ВНП. Для  решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалансированного бюджета, представляющий своеобразный вектор действия противоположных сил,— налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов. Сопоставим их между собой, чтобы найти мультипликатор сбалансированного бюджета. Для решения этой задачи предположим, что суммы государственных расходов и величина собранных налогов равны между собой и составляют 20 единиц.
Если известна предельная склонность к потреблению (МРС) и предельная склонность к сбережению (MPS), можно определить мультипликационные эффекты. Пусть МРС будет равна 3:4, a MPS - 1:4.
Увеличение государственных  расходов (G) вызовет цепную реакцию роста совокупного спроса и увеличения ВНП. В этом примере прирост  на 20 единиц приведет к приросту ВНП на 80 единиц, так как мультипликатор государственных расходов MG обратно пропорционален предельной склонности к сбережениям (если MPS =-1:4, то Мц = 4).
Рост налоговых поступлений  также вызовет цепную реакцию  изменений в экономике, так как  произойдет сокращение  объёма потребления, а значит и падение совокупного  спроса и величины ВВП. Силу этой цепной реакции отобразит налоговый  мультипликатор МТ. Налоговый мультипликатор имеет отрицательный знак, так как отражает процесс сжатия ВНП при росте налогов.
Увеличение налогов сокращает  личные расходы, которые население  реализует через личное потребление и сбережения. Если сбережения не вкладываются, то они не способны оказать влияние на динамику ВНП. Это означает, что такие сбережения не обладают мультипликативным эффектом. Сокращение потребления же такой эффект даст. Увеличение налогов на 20 единиц сократит потребление, но не на всю указанную величину, а только на 15 единиц (- DС= Т· МРС). Еще на 5 единиц сократятся сбережения.
Сжатие  потребления на 15 единиц приведет к  последующему сокращению совокупного спроса, что, с учетом мультипликативного эффекта, приведет к сжатию ВНП на 60 единиц (-15 • 4).
Итак, прирост государственных  расходов на 20 единиц увеличил ВПП на 80 единиц, а увеличение налогов на 20 единиц сократило ВНП на 60 единиц. В результате действии, указанных взаимопогашающихся эффектов, ВНП увеличился всего на 20 единиц, что равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Т = +20         S = -5           ВНП=-60

                      C=-15
               Чистый прирост ВНП = +20,
G = +20                             ВНП = +80

где Т — налоги; G — госрасходы; S — сбережения; С — потребление.
Предыдущий анализ показал, что множительный эффект прироста государственных расходов МG оказался мощнее множительного эффекта сжатия налогом потребления, т. е. налогового мультипликатора МТ (МG>MT). Налоговый мультипликатор представляет меньшую величину по сравнению с мультипликатором государственных расходов, поскольку множителем MT  является МРС — доля, приходящаяся на прирост потребления в общем приросте дохода. Эта доля меньше единицы.
Итак, при обозначении  мультипликатора государственных  расходов через МG формула налогового мультипликатора MT приобретает следующий вид:
MT = -МРС · МG,
где МТ — налоговый мультипликатор; МG - мультипликатор государственных расходов; МРС— предельная склонность к потреблению.
При этом более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения, в итоге — к повышению реального ВНП; стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта [20, с. 25].
Таким образом, налоги также  приводят к мультипликационному эффекту. Однако налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта.
      Инструменты и последствия дискреционной  и автоматической
фискальной политики
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
Государственная программа  занятости является одной из мер  в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа  за счет средств государства и  местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны. Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы. Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом. Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.
В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу  в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда  люди теряют работу. Программы занятости  обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и  могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.                                          
Расходы на социальные программы  включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы  позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более  эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем  самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы. Но есть здесь  и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так  как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.                                      
 Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятием решений правительства.
Запаздывание действия необходимых  рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.
Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении  достаточно большого срока времени.
Отмеченные запаздывания, временные лаги, между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
Встроенные  стабилизаторы. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способным непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
 
 

Рис. 2. Встроенные стабилизаторы:
где G — государственные расходы; Т— налоговые поступления
На графике размеры  государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений  парламента и правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.
   В этот период  налоговые поступления превышают  государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.
График отображает и падение  налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию  дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, то хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало бы дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
Детализируя типы фискальной политики  мы приходим к инструментарию, представленному в приложении 1. Основные цели фискальной политики иллюстрирует приложение 2.
      Проблемы реализации фискальной политики
Эффективность и результативность фискальной политики зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных условий - такие, как, во-первых, разнообразие и уровень адаптированности применяемых форм, методов регулирования к изменениям экономической конъюнктуры; во-вторых, достижение комплексного использования налогового, бюджетного, кредитно-денежного, внешнеэкономического и социального механизмов государственного регулирования в интегрированной экономической политике.
В то же время на степень  эффективности, гибкости национальной фискальной политики влияют такие субъективные факторы, как наличие сильной государственной власти в законодательной и исполнительной ветвях, уровень организации и компетентности налоговых институтов регулирования. [20, с.26]
В значительной степени реализация и эффективность стабилизационной политики зависят оттого, насколько взаимоувязаны элементы экономического воздействия (бюджетное, налоговое, кредитно-денежное, в том числе — внешнеэкономическое регулирование).
При этом в механизме реализации бюджетно-налоговой политики налоги и государственные расходы образуют единство противоположностей. Налоги являются инструментом долгосрочного регулирования. Механизм налогообложения соответствует реально существующему состоянию экономики. Государственные расходы — это инструмент краткосрочного регулирования. Величина их и направления использования отражают желаемую перспективу развития общества. Размеры налоговых поступлений (виды, количество налогов, уровень ставок) находятся в прямой зависимости от планируемой при составлении бюджетов суммы государственных закупок и трансфертных платежей. Поэтому в соответствии с предполагаемыми изменениями в государственных расходах корректируется структура налогообложения.
При разработке стабилизационных мероприятий бюджетно-налоговой  политики избирается альтернативный вариант: манипулирование налогами или государственными расходами. В то же время одним  из вариантов налогового механизма, как отмечалось, является сочетание  снижения (повышения) уровня налоговых изъятий с увеличением (уменьшением) величины государственных расходов в виде правительственных закупок и трансфертных платежей.
Необходимо отметить, что  воздействие стабилизационной политики зависит от правильного сочетания  сокращения объема государственных  заказов, трансфертных платежей и повышения налогов, поскольку это обусловливает возможность поддержания совокупного спроса на желательном уровне и экономической системы в состоянии стабильности. В случае неточного сочетания данных мероприятий можно спровоцировать рост инфляции и нарушить равновесное состояние экономики.
  Нарушение равновесного  состояния экономики может явиться следствием реализации нереально расширенного государственного бюджета, предполагающего одновременное увеличение выплат из него и снижение налогов, внедрение проектов по созданию новых рабочих мест. В кратковременном периоде последствия будут благоприятными: возрастет реальный объем производства, незначительно — цены, сократится безработица. Но в перспективе в связи с повышением совокупного спроса начнется резкий взлет заработной платы, цен на ресурсы и привлекаемые факторы производства. Фирмы, чтобы компенсировать затраты, будут вынуждены повышать цены на товары и услуги, сокращать объемы производства, следовательно, способствовать увеличению безработицы. Таким образом, в результате конъюнктурных мероприятий правительства по формированию бюджета экономическая система может выйти из стационарного состояния.
Взаимодействие налогового и бюджетного механизмов находит применение по следующим направлениям: во-первых, использование налоговых поступлений затрагивает создание целевых фондов государства и расходование средств бюджета на развитие государственного сектора, образование новых государственных и смешанных компаний, финансирование строительства, содержание инфраструктуры, НИОКР, субсидирование капиталовложений и пр.; во-вторых, налоговые инструменты применяются для обеспечения вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетной системы; в-третьих, налоги выступают инструментом регулирования дефицита (избытка) государственного бюджета.[20, с. 27]
Таким образом, средством  достижения фискальной политики является бюджетно-налоговый механизм, который  включает совокупность различных организационно-правовых форм и методов, используемых государством в целях обеспечения реализации стабилизационной политики, его институциональное оформление.
      Современные взгляды на фискальную политику
Современное теоретическое  рассмотрение проблем фискальной политики проводится в рамках неоклассического синтеза (П.Самуэльсон, Дж.Хикс (1904-1989)). В основе теоретических построений лежит хиксианская IS-LМ модель и разделение стран по типам.
Так, сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свой бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.

             Рис.  3. Денежное приспособление  фискальной политики
Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.
 Итак, при растущем  предложении денег наблюдается  сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику,  сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики — это сложный вопрос.
Важно рассмотреть, как они  влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому — быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.
Фискальная  политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).
Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики  на ключевые переменные. Один из интересных случаев — инвестиционные субсидии, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рис. а(см. ниже)).
Кривая IS (рис. б(см. ниже)) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а(см. ниже)) (еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных субсидий.

а)                                                  б)
 Рис. 4. Влияние инвестиций  на ВНП. 
 

Рис. 5. Выбор  между денежной и фискальной политикой.
 
На рисунке показана экономика, первоначально находившаяся в точке Е с неполной занятостью, а затем, достигающая уровня выпуска продукта у* при полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2). Можно также подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз, фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст наибольшую выгоду.
Консерваторы доказывают необходимость  снижения налогов. Они поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и, следовательно, поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов. Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.                                                   
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют  важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических  бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает  при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
    наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
    административные задержки;
    пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
 
2. Замещаемость ресурсов. Эффект масштаба.
    Эффект масштаба
Анализ долгосрочной стратегии  фирмы очень важен в различных  ситуациях: от частного бизнеса до общественных школ, при регулировании деятельности как коммунальных, так и частных  служб и предприятий. Например, анализ работы средней школы может привести к заключению, что школьная программа была бы более эффективной (больше изучаемых предметов и лучше оборудование и пособия), если бы в школьной системе была одна большая школа с 3000 учеников, а не три небольшие школы по 1000 учеников в каждой. Изучение деятельности телефонных компаний дает основания предполагать, что региональные телефонные компании могут обеспечить лучшее местное телефонное обслуживание, чем единая национальная компания.
Лучше всего начать долговременный анализ с масштаба деятельности фирмы. Зависимость прироста объема выпуска продукции от увеличения использования всех производственных факторов раскрывает отдельные особенности производственного процесса фирмы на долговременном этапе. Как меняется выпуск продукции фирмы, когда пропорционально возрастают использованные производственные факторы? Например, если использование факторов удвоилось, удвоился ли объем выпуска продукции или он увеличился в большей или меньшей степени? Если объем выпуска продукции увеличился более чем в 2 раза (при удвоении производственных факторов), такое увеличение называется положительным эффектом масштаба. Выпуск растет, потому что крупномасштабная деятельность позволяет руководителям и рабочим углубить специализацию при выполнении своих задач и использовать более сложное и мощное оборудование. Автомобильный сборочный конвейер представляет собой известный пример положительного эффекта масштаба.
Положительный эффект масштаба необходимо учитывать при разработке государственной политики.
Если действует положительный  эффект масштаба, то экономически выгоднее иметь одну крупную фирму, производящую (при относительно низких издержках) продукцию, чем множество мелких фирм (с относительно высокими издержками). Такая крупная фирма может контролировать устанавливаемую ей цену, и в связи с этим может потребоваться вмешательство государства в вопросы регулирования таких цен и деятельности компаний. Например, положительный эффект масштаба в производстве электроэнергии послужил причиной государственного регулирования деятельности крупных энергетических компаний.
Второй тип влияния  увеличения масштаба производства заключается  в том, что объем выпуска продукции  может удвоиться при удвоении производственных факторов. В данном случае производство осуществляется в  условиях неизменного эффекта масштаба. При неизменном эффекте масштаба размер деятельности фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов. Средняя и предельная производительность факторов производства фирмы остается неизменной как для крупных, так и для мелких предприятий. При неизменном эффекте масштаба вместо одного завода, использующего определенную производственную технологию, можно построить два завода, выпускающих вдвое больше продукции.
Например, крупное туристическое  агентство может иметь такие  же издержки на одного клиента и  такое же соотношение капитала (помещение  конторы) и труда (агенты), что и маленькое туристическое агентство, обслуживающее меньшее число клиентов.
Наконец, объем выпуска  продукции может увеличиться  менее чем в 2 раза при удвоении используемых факторов производства. В данном случае мы сталкиваемся с отрицательным эффектом масштаба, применимым к любой фирме с крупномасштабными операциями. В конечном итоге трудности управления, связанные со сложностями организации и проведения крупномасштабных операций, могут привести к снижению капитале- и трудоотдачи. Таким образом, отрицательный эффект масштаба связан с проблемами координации задач и сохранения контактов между руководством и рабочими.
Положительный и отрицательный  эффекты масштаба графически показаны на рис. 6. 9. Производственный процесс представляет собой такой процесс, при котором труд и капитал используются как факторы производства в соотношении 5 ч труда на 1 ч машинного времени. Луч OP содержит различные сочетания труда и капитала, которые могут использоваться для выпуска продукции при сохранении постоянных пропорций факторов производства.  
Для относительно низких объемов  выпуска продукции производственная функция демонстрирует положительный  эффект масштаба, как показано на отрезке OA. Когда сочетание используемых факторов составляет 5 ч труда и 1 ч машинного времени, производится 10 единиц продукции (как показано на нижней изокванте рисунка). Когда оба вводимых фактора удваиваются, выпуск продукции утраивается (с 10 до 30 единиц). Когда факторы производства увеличиваются наполовину (с 10 до 15 ч труда и с 2 до 3 ч машинного времени), выпуск продукции удваивается (с 30 до 60 единиц).
Для относительно высоких  объемов выпуска продукции производственная функция фирмы демонстрирует  отрицательный эффект масштаба, как показано на отрезке AP. Когда сочетание факторов возрастает на '/з (с 15 до 20 ч труда и с 3 до 4 ч машинного времени), выпуск продукции возрастает лишь на '/е (с 60 до 70 единиц). А когда производственные факторы возрастают на 50 % (с 20 до 30 ч труда и с 4 до 6 ч машинного времени), выпуск продукции увеличивается только на 1/7 (с 70 до 80 единиц).
Рис. 6. 9 показывает, что при  положительном эффекте масштаба изокванты приближаются все ближе  друг к другу, если используемые факторы  возрастают пропорционально. Однако при  отрицательном эффекте масштаба изокванты все больше удаляются  друг от друга, так как требуется  все большее и большее количество производственных факторов. При неизменном эффекте масштаба изокванты равномерно распределяются в пространстве (на рис. 6. 9 не показаны).
Эффект масштаба играет важную роль для фирм в различных отраслях производства в США и во всем мире. При прочих равных условиях чем больше эффект масштаба, тем более крупные фирмы действуют в той или иной отрасли промышленности. Обычно производственные отрасли промышленности имеют больший эффект масштаба, чем отрасли сферы услуг, так как производству требуются существенные капиталовложения в оборудование, чтобы фирмы могли действовать самым эффективным образом. Отрасли сферы обслуживания являются трудоемкими и обычно обеспечивают эффективную отдачу затрат как в крупных, так и в малых масштабах.
Во многих работах понятие  «экономия, обусловленная ростом масштаба производства» используется как  синоним понятия «возрастающий  эффект масштаба». Однако первое понятие  применимо, когда масштаб деятельности возрастает и фирме дано достаточно времени (скажем, один или два года), чтобы удешевить производство путем замены тех или иных вводимых факторов другими. Эффект масштаба соизмерим с расширением производства, когда вводимые факторы в пропорциональном отношении остаются неизменными. Таким образом, фирма может удвоить выпуск продукции, используя некоторое кратное число всех вводимых факторов меньше двух, и получить возрастающий эффект масштаба. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства, включает, следовательно, возрастающий эффект масштаба как особый случай, но в более общей форме он допускает изменение всех сочетаний вводимых факторов по мере изменения уровня выпуска продукции. 
Выводы
1. Производственная функция  описывает максимальный объем  выпуска продукции, который фирма  может произвести для каждого определенного сочетания используемых факторов производства.
2. Изокванта представляет  собой кривую, которая показывает все сочетания производственных факторов, дающих определенный объем выпуска продукции. Производственная функция фирмы может быть представлена группой изоквант, связанных с различными уровнями объема производства.
3. На краткосрочном отрезке  времени хотя бы один производственный фактор остается неизменным, тогда как в долговременном периоде все производственные факторы изменяются.
4. Производство с одним  переменным фактором (трудом) можно описать, используя понятия среднего продукта труда (который выражает производительность труда среднего рабочего) и предельного продукта труда (который выражает производительность труда последнего включенного в производственный процесс рабочего).
5. Когда один или более  производственных факторов неизменны,  переменный фактор (обычно трудозатраты) должен иметь предельный продукт,  который сокращается по мере  увеличения использования переменного  фактора. Закон убывающей отдачи  определяет общую тенденцию к  сокращению предельного продукта  в процессе производства.
6. Изокванты всегда имеют  наклон вниз, так как предельный продукт всех используемых факторов производства положителен. Форма каждой изокванты может быть описана при помощи определения предельной нормы технического замещения в каждой точке на изокванте. Предельная норма технологической замены труда капиталом (MRTS) представляет собой количество, на которое затраты капитала могут быть сокращены, когда используется дополнительная единица труда, а выпуск продукции остается неизменным. MRTS указывает на возможность фирмы производить замещение одних производственных факторов другими.
7. Уровень жизни населения  страны тесно связан с уровнем производительности труда в этой стране. Снижение темпов роста производительности труда в развитых странах частично объясняется недостаточным ростом капиталовложений.
8. Возможность замещения  одних производственных факторов  другими в производственном процессе  различна для каждой производственной  функции: от функции, в которой факторы идеально заменяемы, до функции, в которой пропорции используемых факторов производства неизменны (производственная функция с фиксированной структурой использования факторов).
9. При долговременном  анализе мы склонны сконцентрировать внимание на выборе необходимого масштаба или размера деятельности фирмы. Неизменный эффект масштаба означает, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции. Положительный эффект масштаба означает, что при этом выпуск продукции более чем удваивается, тогда как сокращающийся эффект масштаба означает, что выпуск продукции увеличивается менее чем в 2 раза.
    Замещаемость ресурсов
Эластичность  спроса на экономические ресурсы. Как реагирует спрос на изменение цены ресурсов, или какова эластичность спроса. Чувствительность спроса на ресурсы, его реакцию на изменение цен ресурсов определяют факторы: а) эластичность спроса на конечную продукцию; б) замещаемость ресурсов; в) доля ресурсов в общих издержках; г) изменение предельной доходности ресурса; д)  структура рынка.
Замещаемость  ресурсов: эластичность спроса на ресурс будет высокой, если при повышении цены на него существует возможность замены данного ресурса. Подобную замену можно осуществить либо путем прямого, непосредственного использования иного ресурса вместо применяемого ранее, либо путем совершенствования технологии производства. Например, эластичность спроса на бензин зависит от того, что его можно заменить в двигателях внутреннего сгорания дизельным топливом (прямая замена), или разработать такую модель автомобиля, который потребляет меньше топлива (изменение технологии производства).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Общественное производство. Сущность труда. Факторы производства.
    Общественное производство
    Понятие общественного производства
Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений  общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципиального положения социально-философской теории марксизма тема "производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство ("производство сознания"), производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от чисто экономического толкования сущности производства, философский подход позволяет рассмотреть последнее как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности.
В составе историко-материалистического  учения об обществе категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального и духовного начал (процессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) общественного производства выступает развитие человека, как общественного существа.
Маркс писал: "Если рассматривать  буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях. Все, что имеет прочную  форму, как, например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как  момент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс производства выступает здесь только как момент. Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются моментами,  а в качестве субъектов выступают только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях,  которые они как  воспроизводят, так и производят заново. Здесь перед нами их собственный постоянный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в такой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатства." /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./ Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество, или, что то же самое, производство человека, как общественного существа. По отношению к этой цели и результату все остальное - будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непосредственный процесс производства - оказываются лишь моментами, или средствами и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом.
Развивая это положение  в плане раскрытия структуры  общественного производства и взаимодействия ее составных частей, необходимо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства материальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка развития собственно человеческой (общественной) истории и самой способности людей делать историю. Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, возникают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важные, существенные. По мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Производство сознания включается непосредственно в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда появляется собственно духовное производство). Однако еще более важной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство условий и средств материального существования людей с самого начала было (объективно, независимо от степени осознания этого факта) производством самого человека, способом формирования и развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и развития производства нельзя даже представить себе возможность выделения человека как самостоятельного субъекта, активного деятеля из первоначально нерасчлененного общественного целого.
Общественное производство есть динамичная система и структура. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на первый план и становятся определяющими. Труд, средства производства, знания (наука и опыт), также природные и социальные условия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внутреннюю структуру производительных сил (материальных и духовных) на всех этапах развития общественного производства. Однако живое движение этих сил в истории общественного производства многообразно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые могут превращаться по отношению к друг другу из средства в цель; преобразуется само отношение между трудом и производством вообще.
Из предыдущего изложения  следует, что недостаточно признать определяющую роль способа производства в общественном развитии - необходимо также осознать, что сам человек  является основой общественного производства. Энгельсовское положение о "производстве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение семьи, частной собственности и государства") рассматривает производство человека не только в плане продолжения рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств индивида, становления и развития личности. И если не упускать из вида, что человек есть главная производительная сила, то надо признать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффективного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отношение к историческим изменениям общественного производства и прогрессу общества.
Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства заключена в "обработке людей людьми" (К.Маркс), в том, как люди производят друг друга, в характере общественной связи. Это относится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание, собственно, только там и возникает, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо искать в реальной системе общественных отношений.
Итак, понятие общественного  производства занимает в системе  категорий исторического материализма особое место. Оно вбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим  образом) таких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предметно-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей. В этом плане понятие общественного производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определенной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалектическом единстве.
    Структура общественного производства
Структурирование общественного  производства опирается на три пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, производство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых оно предстает как "многократно расчлененная" (К.Маркс) категория.
Общественное производство как механизм общественного развития является диалектически противоречивым единством процесса и продукта. Процесс производства "угасает в продукте" (К.Маркс), а его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.191). Процесс производства осуществляется ради продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания процесса производства. Целостность процесса и продукта производства есть целостность общественного труда, в котором они совпадают, ибо продукт это овеществленный, а процесс - живой труд. Овеществленный труд - первая характеристика целостности общественного производства.
Совпадение процесса и  продукта производства лежит в основе и качественной скачкообразности общественного  развития, выражающейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывности его количественных изменений и их накопление. Количественная непрерывность производства выступает как расширенной воспроизводство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить непрерывность своего производства означает конец ее развития и существования. Непрерывность истории - это непрерывность производства, которая не исключает, а предполагает прерывность производства отживающих общественных систем, на смену которым приходят другие. Непрерывность общественного производства, его совпадение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также как общество не может перестать потреблять, так не может оно перестать производить. Поэтому всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства - вторая (количественная) характеристика целостности общественного производства.
Целостность производства как  воспроизводства выступает системным единством четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют "собственные моменты" производства и выступают как "части единого целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и абстрактное определение системной структуры общественного производства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потребление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма развития общества.
Непрерывность воспроизводства  порождена совпадение производства и потребления: "производство есть потребление, потребление есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат "процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата". Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.
Системная структура общественного  производства принимает таким образом более конкретный вид:
1. Производство результатов;
2. Распределение результатов; 
3. Обмен результатов; 
4. Потребление предпосылок.
Продукты воспроизводства  едины и многи. Едины они в  том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый продукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество..."
Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообразие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой его компонент - тоже продукт производства, который не является монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов требует потребления других предпосылок. Единственным основанием выделения классов общественного продукта может быть только признак "необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводства" (К.Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо отсутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроизводства невозможной: материальные блага в составе средств производства и предметов потребления (для краткости вещи); общественные отношения и их организационные формы (для краткости организации), общественное сознание, выраженное как информация (для краткости информация); население, люди, человек (для краткости люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоотражают друг друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом.
Системная структура общественного  производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство результатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).
Единый процесс общественного  производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая - сфера материального производства, результат которого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, результат которого - организации, организованные общественные отношения. Третья - сфера духовного производства, результат которого - информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая - сфера производства человека, результат которого люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.
Так потребление вещей  воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалектическое противоречие между материальной и социальной сферами общественного производства, где первая определяет вторые (основной социалогический закон), а вторые создают все необходимые социальные условия для производства материальных благ (вещей) из материала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует мере и уровню первой.
Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех сфер, а потребляет части всех четырех  классов предпосылок, поскольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части, что выражается следующей продуктовой матрицей:
В1  В2  В3  В4, где В-вещи                      = В1 + В2 + В3 + В4,
О1  О2  О3  О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,
И1  И2  И3  И4, где И-информация  = И1 + И2 + И3 + И4,
Л1  Л2  Л3  Л4, где Л-люди                      = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.
(Примечание: в матрице  4х4 строки выражают результаты  сфер производства по буквенному  обозначению, а столбцы - их  предпосылки - по цифровому обозначению).
Отсюда системная структура  общественного производства принимает следующий более конкретный вид, который представлен в таблице. 1
 
Производства
Продукты
водство
деление
ление
  Материальное производство
Вещи
Вещей
Вещей
Вещей
В1  О1
И1  Л1
  Организацион. производство
Органи-
зации
Органи-
заций
Органи-
заций
Органи-
заций
В2  О2
И2  Л2
  Духовное производство
Инфор-
мация
Инфор-
мации
Инфор-
мации
Инфор-
мации
В3  О3
И3  Л3
0
Производство
Человека
Люди
Людей
Людей
Людей
В4  О4
И4  Л4

 
Дальнейшая конкретизация  полученной сферной структуры общественного производства осуществляется на пути рассмотрения многообразных исторических проявлений и уровней развития средств производства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной формации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.
    Сущность труда
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
    Социальная сущность труда, его характер и содержание
Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда  и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых  человеку свойств.
Предметы труда - это все  то, на что направлен труд, что  претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.
Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся  машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также  здания и сооружения, создающие необходимые  условия для эффективного использования  этих орудий.
Средства производства - это совокупность средств труда  и предметов труда.
Технология - это способ воздействия  на предметы труда, порядок использования  орудий труда.
В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и  приспособленные к человеческим потребностям.
Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами  проявления труда являются:
- Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
- Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.
- Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).
Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных  дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового  права и т.д.
Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для  жизни и развития людей, создается  трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого  общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без  него не была возможна сама человеческая жизнь.
Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком  и природой, процесс, в котором  человек своей собственной деятельностью  опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой  и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях  создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает  свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в  разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга  животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов  чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали  носить сознательный характер.
Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая  категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом  и отдельных его индивидов.
Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения  друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой  заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных  групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального  процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис. 1).
Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отраж
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.