На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рыночная система хозяйствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Министерство науки  и образования Российской Федерации
НОУ СПО
«Русско-азиатский экономико-правовой колледж»
 
Экономическое отделение
Специальность: «Экономика и бухгалтерский учёт»
 
 
 
 
 
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика организаций»
 
 
 
 
Рыночная  система хозяйствования
 
 
 
 
 
 
Выполнил: студентка 2 курса
Карпова Екатерина Борисовна
Проверил: Маричева Инна Владимировна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ангарск, 2013
 

Содержание
 
Введение
1. Сущность рыночной экономики
5
  1.1. Определение рынка

5

  1.2. Условия функционирования рынка

5

  1.3. Структура и инфраструктура  рынка

9

  1.4. Объекты и субъекты рыночной  экономики

15

2. Функции и механизм рыночной  экономики
21
  2.1. Главные и важные функции  рынка
21
  2.2. Механизм рынка
22
3. Основные черты рыночной экономики
23
  3.1. Конкуренция
23
  3.2. Кругооборот товара и денег.  Виды рынков
26
4. Роль государства в рыночной  экономике
27
Выводы и предложения
29
Список используемой литературы
32

 

Введение
Рыночная система хозяйствования представляется как система, базирующаяся на частной собственности, свободе  выбора и конкуренции, она опирается  на личные интересы своих субъектов, ограничивая роль правительства. Рыночная экономика гарантирует свободу  потребителя - это выражается в свободе  выбора потребителей на рынке товаров  и услуг. Личный интерес производителей и потребителей выступает главным  основанием и главной движущей силой  экономики. Для потребителей этим интересом  является увеличение свойств и качеств  услуг или товаров, а для производителей данным интересом будет являться максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.
В мировом хозяйстве рыночное регулирование  в рациональном виде зародилось не так давно. Функционирование и развитие рынка было целиком и полностью  стихийным на протяжении нескольких столетий.  Данное обстоятельство было также подкреплено доводами теоретической  идеи А. Смита о «невидимой руке»  во второй половине XVIII века, этим представлением обосновывался основной принцип  неуправляемого рынка. С тех пор  эту идею активно развивали и  распространяли другие неоклассики, классики буржуазной политической экономии, либеральные  теоретики и другие.
Актуальность данной работы очевидна, ведь возросшая сложность социально-экономического процесса, как следствие, приводит к  непременному регулированию рынка  и расширению функций государства  в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов. Многие значительные капитальные проблемы нынешнего общества не могут быть результативно решены при помощи только лишь рыночных механизмов. Это, в первую очередь, укрепление социальной сферы, ставшая одним из наиболее существенных источников экономического роста.
Рыночная  экономика является на сегодняшний  момент самой распространённой и  считается самой эффективной  современной экономической системой. Современные экономические системы  трактуются преимущественно с позиций  особенностей организационно-хозяйственной  структуры экономики.
Целью данной курсовой является изучение рыночной экономики и её особенностей.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие рыночной  системы, ее структуру;
- рассмотреть методы регулирования  рынка;
- рассмотреть функции рынка  в современном обществе и виды  рынков;
- проанализировать причины необходимости  регулирования рынка;
- выявить субъекты и объекты  регулирования.
Объектом  работы выступает рынок и рыночная экономика.
Предметом работы являются характерные черты  рыночной экономики.
 
 
 
 
 


1. Сущность рыночной экономики
1.1. Определение рынка
Появился  рынок очень давно. Предположительно, рынок – изобретение финикийцев. Его возраст порядка 3000 лет. Возникнув  в период разложения родовой общины, рынок эволюционировал в течение  нескольких тысяч лет. Впервые детальное  описание и анализ рынка предпринял испанский и перуанский юрист  и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
В середине XIX века рынок определяли просто как место торговли, рынок – это место, где продают и покупают (В.И. Даль). Это самое простое и одновременно самое поверхностное понятие рынка. В современности, рынок уже не только место для купли-продажи услуг, заключения торговых сделок, но и система экономических и иных отношений, связанных с обменом товаров и услуг.
Другими словами, современный рынок –  это реальное, виртуальное или  абстрактное пространство, в котором  взаимодействуют предложение и  спрос на те или иные товары и  услуги, включая рабочую силу, капиталы и тому подобное. А также способ этого взаимодействия и совокупности условий, благодаря которым покупатели и продавцы товаров и услуг  вступают в контакт друг с другом с целью покупки данных товаров  и услуг.
Рынок – основная форма организации  общественного хозяйства в условиях товарного производства, обеспечивающая взаимодействие между производством  и потреблением, распределение ресурсов в интересах его участников –  собственников этих ресурсов. Хозяйственные  связи, как показывает практика, могут  быть двух типов: натуральные; товарные, базирующихся на меновых отношениях, эквивалентном обмене, свободной  купле-продаже товаров и услуг.
Наряду  с этим определением существует множество  других, подчеркивающих ту или иную сторону рынка. Однако при всем многообразии трактовок сущности рынка незыблемым остается то, что основными участниками  его являются покупатели и продавцы, вступающие в отношения обмена. Отсюда следует, что необходимой и безусловной  предпосылкой существования рынка  является товарный характер производства - производство для обмена.
Хозяйственная практика знает два  основных типа производства: натуральное  и товарное.
Натуральное производство - производство, в котором  блага создаются для внутрихозяйственного пользования, для удовлетворения собственных  потребностей самого производителя. Для  натурального производства характерны: замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность хозяйств, обыденная  техника и медленное развитие.
Товарное  производство - производство, в котором  блага создаются для обмена, реализации. Товарное производство может базироваться на труде самого собственника вещественных факторов производства (к примеру, фермерское хозяйство изготавливает продукты для реализации, но собственниками хозяйства и работниками на нем  считаются члены одной семьи), а может функционировать на базе наемного труда.
Конечно, в  современном мире, безусловно преобладает  производство на базе наемного труда.
Итогом товарного  производства считается товар - продукт, предназначенный для реализации.
Однако продуктами могут быть не только продукты производства, но и любые ограниченные блага, в  случае если они выступают объектами  обмена между людьми (продукты природы, интеллектуальные способности, наличные средства и так далее). Следовательно, товар - это любое финансовое благо, созданное для обмена методом  купли-продажи.
Товар обладает двумя качествами: полезностью (потребительной стоимостью) - способностью удовлетворять  какую-либо потребность людей и  ценой, характеризующей в денежном выражении ценность блага; пропорцию  обмена этого товара на иной продукт (деньги).
Характерной особенностью товаров является то, что они удовлетворяют потребности  не тех людей, которые их произвели, а потребности иных людей, к коим товар поступил вследствие обмена.
Товарное производство - итог длительного  исторического становления человеческого  общества. Его зарождение и существование  связано с появлением и наличием трех ключевых условий.
1.2. Условия функционирования рынка
Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система  оказалась наиболее продуктивной и  гибкой для решения основных экономических  проблем.
    Первым условием возникновения и существования рынка является общественное разделение труда - обособление различных видов трудовой деятельности.
Общественное  производство состоит из разнородных  единиц, каждая из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Современная, чрезвычайно дробная  специализация производства является результатом длительного исторического  процесса углубления разделения труда.
В основе разделения труда, специализации  производителей лежит принцип сравнительных преимуществ - способность хозяйствующего субъекта производить товар с наименьшими по сравнению с другими производимыми им товарами альтернативными издержками.
    Второе условие возникновения и существования товарного производства - это экономическая (хозяйственная) самостоятельность производителей, дающая им возможность принимать независимые решения по поводу того, что, как и для кого производить. Такую самостоятельность дает частная собственность.
Общественное  разделение труда служит формой материальной связи между людьми: каждый член общества, специализируясь на производстве определенного товара, производит его для других членов общества, но, в свою очередь, нуждается в товарах и услугах, производимых другими.
Специализация на производстве определенного продукта и частная собственность на него делают необходимым обмен производимыми продуктами.
    Таким образом, третьим условием существования товарного производства является обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями.
Потребитель получает большинство необходимых  ему благ в результате обмена, купли-продажи. Если такой обмен осуществляется по взаимному желанию двух сторон, без принуждения, то между производителями  и потребителями возникают отношения  свободного обмена. А это и есть рынок.
Также условия возникновения и существования  рынка можно разделить на две  группы. Первая связана с введением  общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
    Реализация многообразных форм собственности (частной,                                               кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях.
    Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм ''развивается сам по себе''.
    Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок.
Вторая  группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового  законодательства и принятия экономических  положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются  четкие меры по формированию и обладанию  многообразными формами собственности  и хозяйствования, недопускающие  расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через  структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение  экономики в открытую систему  с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.
 
1.3. Структура и инфраструктура  рынка
Характеристику рынка как совокупности или арены купли - продажи можно  раскрыть через его структуры, систему  и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка, их удельный вес в общем  объеме рынка.
Признаками  любой структуры являются:
    тесная связь между ее элементами;
    определенная устойчивость этих связей;
    целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит  от выбранных критериев.
Можно выделить следующие критерии для  характеристики структуры и системы  рынка.
Структура рынка.
По  объектам рынка:
    потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
    рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
    рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
    рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
    рынок недвижимости
    рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
    рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников, важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
    рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) - к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально - экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли - продажи - патенты, лицензии.
    денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
    рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
    рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
    рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий - здесь объектом купли - продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).
По  субъектам:
    рынок покупателей - предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
    рынок продавцов - значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
    рынок государственных учреждений - совокупность актов купли - продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
    рынок промежуточных продавцов - совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По  общественному разделению труда:
    местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
    региональный рынок
    национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
    мировой рынок, охватывающий все страны мира.
 
 
По уровню насыщения:
    равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;
    дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
    избыточный рынок - предложение превышает спрос.
По степени зрелости:
    неразвитый рынок;
    развитый рынок;
    формирующийся рынок.
По степени ограниченности конкуренции:
    свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
    монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
    олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
    смешанный рынок.
По соответствию действующему законодательству:
    Легальный рынок (открытый, узаконенный);
    Нелегальный рынок ("черный" и "серый") - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).
 
 
 
По  организации рыночного обмена:
    оптовый рынок;
    розничный рынок;
    экспортный рынок;
    импортный рынок
С учетом ассортимента товаров:
    замкнутый рынок, где товары только первого производителя;
    насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
    рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
    смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.
По  отраслям
    автомобильный;
    нефтяной;
    и др.
По характеру продаж
    оптовый;
    розничный.
Для нормального функционирования рынка должна быть создана соответствующая  инфраструктура, под которой понимают совокупность институтов, предприятий, систем и служб, обеспечивающих его  нормальное функционирование. Основными  элементами инфраструктуры рынка являются:
-биржи: товарные, сырьевые, труда, фондовые, валютные;
-частные страховые компании;
-эмиссионные и коммерческие банки;
-кредитные институты;
-аудиторские компании;
-частные транспортные компании;
-рекламные и информационные агентства;
-консультативные агентства;
-независимые профсоюзы;
-зоны свободного предпринимательства;
-другие элементы.
Инфраструктура рынка призвана выполнять две основные задачи:
1)    обеспечить оперативность  и эффективность работы субъектов  рыночных отношений;
2)    облегчить участникам  рыночных отношений реализацию  их интересов.
 
1.4. Объекты и субъекты регулирования  рыночной экономики
Под субъектами регулирования следует понимать важнейших участников регулирования  рынка. Среди них можно выделить:
- государство и его основные  органы;
- крупные собственники;
- общественные организации;
- трудовые коллективы;
- международные объединения. 
1)Правительство  - более очевидный и постоянный  участник регулирования рынка. 
2)Следующим  субъектом регулирования рынка  считаются трудовые коллективы - относительно образовавшийся персонал  предприятий, организаций, учреждений. Их роль фактически состоит  в том, чтобы направлять регулирование  рынка в интересах широких  слоев населения, то есть содействовать  росту, прежде всего коллективного  и трудового личного достояния. 
3)Международные  Объединения также участвуют  в регулировании рыночных отношений.  Сюда входят транснациональные  предпринимательские союзы и  межгосударственные учреждения. Они  фактически занимаются координацией  рыночных отношений в глобальных  масштабах. 
Чтобы участники  упорядочения рыночных отношений имели  возможность эффективно исполнять  свое предназначение, им нужно как-то взаимодействовать, координировать свои практические шаги. Иначе не исключена  длительная разнонаправленная деятельность, в том числе и конфронтация, отчего положительное регулирование  рынка навряд ли достижимо. Основой  взаимодействия субъектов рыночного  регулирования должно стать разумное сочетание их побудительных мотивов.
Организатором названного сотрудничества, в известном  смысле партнерства, могут выступать, прежде всего, государственные органы, особенно хозяйственные. Это и делается во многих современных капиталистических  странах. Аналогичная роль вполне подходит помимо прочего для правящих партий.
Формы взаимодействия субъектов рыночного регулирования  могут быть довольно разнообразными: создание смешанных надправительственных организаций, временные или долговременные соглашения, проведение общих мероприятий, «круглые столы», совместное согласование узловых вопросов и так далее. Так, во Франции по конституции 1958 г. создан Экономический и социальный совет, в котором третья часть  членов назначается правительством, а оставшиеся представляют разные слои общества. Совет считается самостоятельным  органом, официально независимым от исполнительной и законодательной  власти. Основная его задача - обеспечить участие всех активных сил страны в экономической жизни, посодействовать  правительству в реализации его  политики (прежде всего хозяйственной). Каждые пять лет персональный состав Совета обновляется.
Очевидно, что  наиболее общим объектом регулирования  служит сам рынок, представляющий систему  конкретных экономических отношений. Ее и надо считать основным объектом упорядочения товарно-денежного обмена.
К системе  рыночных отношений относятся взаимодействия между продавцами и потребителями, а также внутри группы продавцов  и внутри группы потребителей. На координацию  данной совокупности отношений, прежде всего и должно быть нацелено регулирование  рынка. К объектам регулирования  можно отнести:
1) Структурные  разновидности рынка. Объектами  регулирования могут быть все  структурные разновидности рынка.  К ним относятся, прежде всего,  типы рынка: неразвитый и развитый, свободноконкурентный и монополистический  рынок, его формационные разновидности  и так далее 
2) Перемещение  товаров и наличных средств.  На рынке, как известно, участвуют  не только люди, их объединения,  но и определенные вещи, а именно - товары и деньги. Их обращение  также должно подвергаться упорядочению, и, следовательно, тоже становится  объектом рыночного регулирования.  Движение товаров в большей  мере и более конкретно координируется  продавцами, движение денежных масс - потребителями. 
3) Торговля  и ее формы. В общем плане  речь идет о торговле как  таковой (в ее широком понимании). В свою очередь этот внешний  объект управления подразделяется  на некоторые более частные  виды:
- непосредственно торговля;
- сфера услуг;
- общественное питание;
- банковская система;
- биржевая деятельность;
- страховое дело;
- информационно-консультативная служба  и так далее
У любой из перечисленных сфер также есть собственные  специфики регулирования. Скажем, собственно торговля или купля-продажа услуг  могут успешно координироваться посредством обычного ценообразования, банковская деятельность - с помощью  изменений величины ссудного процента, биржевые операции - путем влияния  на курс ценных бумаг.
В конечном же счете, в повседневной практике внешние  объекты регулирования выступают  в виде конкретных предприятий и  организаций рыночной сферы. Функционирование подобных объектов соответствующие  структуры и даже отдельные люди в состоянии координировать непосредственно. Через них происходит упорядочение только что отмеченных более глубинных  и более масштабных процессов: рыночных отношений в целом, их разновидностей, обращения товаров и денег, торговли вообще.
Рассмотрев  основные черты регулирования экономики, можно сделать ряд выводов:
1. Регулирование  экономики - это процесс, направленный  на создание правовых условий  для ведения бизнеса, защита  прав и гарантий всех участников  рынка, соблюдение принципов рыночной  экономики (например, принцип конкурентности), защита социальной сферы граждан.
2. К причинам  необходимости регулирования можно  отнести: неспособность рынка  справляться с социальными проблемами; появление «теневого» сектора  экономики, криминального мира; усиление  влияния глобализации экономики.
3. Современная  рыночная экономика имеет ряд  особенных черт, среди которых  выделяются: социальная направленность  регулирования, соблюдение оптимальных  соотношений между различными  отраслями, выделение различных  приоритетов в развитии экономики,  приданию ей характера долгосрочного  развития.
4. К субъектам  регулирования экономики относятся  государство, крупные собственники  производства, общественные организации,  международные объединения, трудовые  коллективы.
5. К объектам  регулирования можно отнести  разновидности рынка, движение  денег и товаров, формы торговли  и деятельности участников рынка.
 
 


2. Функции и механизм рыночной  экономики
2.1. Главные и важнейшие функции  рынка
Сущность  находит свое выражение в главных  его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории  и отражающих её сущность.
    Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговцев - посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
    Регулирующая функция - самая важная. Предполагает: воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
    Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? как производить?
    Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно - технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О. Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
    Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
    Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
    Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства.

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.