На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Товароведение упаковочных материалов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Функции и требования, предъявляемые к упаковочным материалам и таре
 
Роль упаковки в системе  товародвижения определяется функциями, которые она выполняет:
1) предохранение товаров от внешних воздействий среды, а окружающей среды — от вредных воздействий товара;
2) защита товара от влияния других товаров;
3) обеспечения условий для сохранения количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу обращения;
4) придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизированных и трудоемких процессов;
5) создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству, а также облегчение количественного учета;
6) выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы.
В товароведении потребительская  тара, которая выполняет функцию  сохранения качества и количества упакованного товара, считается неотъемлемой частью товара.
Для того чтобы упаковка выполняла указанные функции, она  должна отвечать определенным требованиям: функциональным,
эргономическим, эстетическим, экологическим (безопасности для человека и окружающей среды), а также требованиям  надежности и социального назначения.
Требования социального  назначения характеризуют соответствие производства различных видов упаковки и упаковочных материалов потребностям общества в целом, отдельных групп  населения, оптимальному ассортименту и объемам производства упаковываемого товара.
Поскольку упаковка является частью любого товара, то потребность  в ней будет до тех пор, пока существуют товары. Потребность в  упаковке дифференцируется в зависимости  от доступности и стоимости сырьевых материалов, от видов и разновидностей упаковки.
Функциональные требования тесно связаны с основной функцией — защитой товара от внешних воздействий. Упаковочные средства должны отвечать следующим функциональным требованиям: предохранять упакованный товар  от отрицательного воздействия влаги, кислорода воздуха, тепла, света, механических воздействий и др., обеспечивать полную сохранность качества и количества товара при транспортировании, хранении и реализации. Упаковка должна быть химически инертна и устойчива  к действию упакованного товара.
Если упаковка не может  отвечать функциональным требованиям, то она не может быть использована по назначению.
Требования к надежности выражаются в способности сохранять  свои функции и свойства в течение  определенного времени. За этот период упаковка должна обеспечивать сохранность  товаров. Кроме того, упаковка многократного  использования сама должна обладать хорошей сохранностью. Однако сохранность  разовой тары не должна превышать  долговечности (или срока годности) упакованного товара, поскольку это  может отразиться на требованиях  по утилизации упаковки.
Кроме того требования к  надежности напрямую зависят от требований к ее ремонтопригодности, долговечности, взаимозаменяемости. Ремонтопригодность характеризует пригодность
возвратной тары к обнаружению  и устранению неисправностей путем  ремонта.
Долговечность подразумевает  обеспечение и сохранение основных физико-механических и физико-химических показателей качества и способность  выполнять свои функции в течение  необходимого времени при упаковывании, хранении, транспортировании, распределении  товара и использовании его в  течение срока годности. Долговечность  предполагает неизменность свойств  тары при погрузочно-разгрузочных работах (удары), штабелировании (давление верхних рядов, устойчивость к торцевому сжатию, скольжение), транспортировании (вибрация, удары) и потреблении товара (возможность повторного закрывания и др.).
Взаимозаменяемость —  способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании  по одному функциональному назначению.
Эстетические требования. Эти требования связаны с выразительностью и рациональностью форм упаковки, внешним дизайном, с четкостью  и совершенством исполнения всех элементов упаковки.
Дизайн упаковки рассматривается  по средствам графики и структуры. В новом оформлении в основном используют графику — то, что  находится на поверхности тары (сочетание  цветов, шрифта, эмблем и всего стиля  оформления). Структура — физическая форма тары, ее устойчивость, контуры, способные привлечь внимание, ощущение упаковки в руке, способ открывать  ее и распределять содержимое. Часто  узнаваемость торговой марки в значительной степени зависит от структуры, т. е. внешней формы упаковки. Немаловажным элементом упаковки является стиль  оформления, который связан с культурными, национальными традициями, уровнем  художественной школы дизайнеров, графиков и художников.
Эргономические требования рассматриваются с точки зрения удобства использования тары, ее соответствия особенностям человеческого организма, обеспечения оптимальных
условий использования  упаковки и потребления товара. Упаковка обеспечивает удобство дозирования  и обусловливает практичное использование  содержимого. Данная функция особенно характерна для различных видов  потребительской упаковки с отмеряющими  крышками, дозирующими устройствами, пульверизаторами и другими укупорочными приспособлениями.
Эргономические требования подразделяются на гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические характеристики человека.
Гигиенические требования обеспечивают безопасные условия для  жизнедеятельности человека при  его взаимодействии с упаковкой  и упакованным в нее товаром.
Антропометрические требования предусматривают соответствие упаковки размерам и форме руки человека. При разработке упаковки учитывается  не только удобство и комфортность использования, но и ориентация на возрастную группу потребителей (антропометрические характеристики взрослых и детей  различны, соответственно и к упаковке будут предъявляться различные  требования). В России существует ГОСТ ИСО 8317-93 «Упаковка, откупоривание которой  недоступно детям. Требования и испытания  упаковки многоразового использования», то есть существуют такие виды товаров, доступ к которым должен быть ограничен  детям, в основном это лекарственные  препараты, некоторые косметические  средства, средства бытовой химии  и пр.
Психологические требования характеризуют соответствие упаковки психике человека, ее восприятию на подсознательном уровне. Зачастую невозможно предсказать, как на человека повлияет цвет, форма упаковки, что приведет к принятию решения о покупке  той или иной продукции.
Экологические требования предусматривают отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду  при производстве, транспортировании, хранении и эксплуатации упаковки, а также после ее функционального  использования. Абсолютно безопасных для окружающей среды видов упаковки нет, потому что все ее производство и утилизация так или
иначе загрязняет окружающую среду. Самыми низкими экологическими свойствами отличается полимерная тара, так как она утилизируется  сжиганием, выделяя в атмосферу  вредные соединения. Экологические  свойства упаковки повышаются, если она  используется многократно (возвратная тара) или подвергается вторичной  переработке (например, бумагу и древесину  перерабатывают в картон).
Требования безопасности являются основными при установлении качества упаковки, так как обеспечивают безопасность человека при использовании  упаковки. Они прописаны в Законе РФ «О защите прав потребителей» и в Федеральном законе «О техническом регулировании».
Кроме того, среди требований к упаковке можно выделить экономическую  эффективность, которая определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и утилизации. Стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также технологичности производства. Экономическая эффективность упаковок разных видов неодинакова и неразрывно связана с особенностями товаров, которые должны быть упакованы в  нее. Невозможно выделить такой вид  упаковки, который бы отличался высокой  эффективностью для разных групп  товаров.
 
    Полимерная тара. Виды, назначение, особенности.
 
Выбор тары и полимерных материалов для ее изготовления определяется характером затариваемого продукта и требованиями эксплуатации. Ассортимент пищевых продуктов, упаковываемых в полимерную тару, чрезвычайно многообразен: различные виды мясных продуктов (охлажденное и соленое мясо; мясо, прошедшее тепловую обработку; субпродукты, полуфабрикаты и т. д.); колбасные и сосисочные изделия; различные виды птицы; рыба (свежая, замороженная, копченая, соленая, пресервы); натуральные и плавленые сыры; молоко, кисломолочные продукты; соки и винно-водочные изделия; свежие и замороженные овощи и фрукты; кондитерские изделия; хлебобулочные изделия; сыпучие продукты (сахар, круп, соль, кофе и т. д.); жиры и масла; консервируемые продукты.
 
 Классификация  тары
В зависимости от функционального  назначения полимерная тара подразделяется на потребительскую, производственную и транспортную Потребительская тара получила широкое распространение в промышленности, в торговой сети, в сельском хозяйстве.
Потребительская тара, как  правило, поступает к потребителю  вместе с продукцией и не представляет собой самостоятельную транспортную единицу. Основное назначение потребительской  тары — это предохранение продуктов  от деформаций, разрушений, разливания, высыпания, усушки и от других видов  потерь. Форма, конструкция и вместимость такой тары определяются свойствами и конфигурацией упаковываемой продукции, применяемым полимерным материалом, способом ее изготовления. Вместимости тары может составлять от нескольких единиц до нескольких десятков килограммов. Потребительская полимерная тара может быть жесткой и мягкой. Основные способы ее изготовления — экструзия, экструзия с раздувом, литье над давлением, термо- и вакуум-формование и в меньшей степени — прессование.
Производственная тара получила распространение в качестве цеховой  или заводской межоперанионной упаковки: ящики различной конструкции, поддоны, лотки для транспортирования готовой продукции в различных отраслях народного хозяйства. Основными способами ее изготовления являются литье под давлением, раздувное формование, механо-пневмоформование, ротационное формование, в отдельных случаях может быть использовано прессование.
Транспортная тара подразделяется на жесткую и мягкую. В жесткой транспортной таре особенно нуждаются отрасли АПК, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. Этот вид тары из пластмасс пришел на смену таре из традиционных материалов. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет красивый внешний вид. Из используемых для ее изготовления термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конструкции, что обеспечивает рациональное затаривание продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные площади, без применения дополнительных устройств.
Основные способы изготовления транспортной тары — литье под  давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки.
Широкое применение в качестве транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные  вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для  перевозки продукции с использованием пенопластов.
К мягкой транспортной таре относятся - мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки. Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химических удобрений и пестицидов, семян, гранулированных продуктов, красителей и др.
Мягкие контейнеры используются для транспортирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных  и жидких продуктов. Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и  могут транспортироваться, заполненные  грузом, на железнодорожных платформах или водным путем. Применение их снижает  трудоемкость операций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию  погрузочно-разгрузочных работ. Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.
В последние годы в качестве транспортной тары получают все более  широкое распространение упаковки с использованием термоусадочных пленок, которые применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Основной способ получения пленки — экструзия или соэкструзия. Производственную и транспортную тару иногда (главным образом, за рубежом) называют распределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспределительную сеть от предприятия-изготовителя до пункта назначения.
Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. Использование тарооборудонаиия создает большие удобства как при транспортировании продуктов, так и при их реализации.
В торговом зале такой ящичный  поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Это позволяет исключить  очень трудоемкое звено в цепи товародвижении — отбор тонаров на складе по заказам розничных магазинов; эта работа перекладывается в данном случае на самих покупателей. Устраняется также и целый ряд других операций: выкладка товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен, что приводит к ускорению доставки товаров, снижению издержек обращения, уменьшению потерь от порчи товаров и в конечном счете — к увеличению прибыли в торговле.
Применение поддонов очень  удобно в торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, поэтому они используются в пищевых отраслях АПК, а также  в текстильной, химической, парфюмерной  промышленности.
Поддоны легко штабелируются  как в рабочем, так и в сложенном  виде. Они отличаются малой собственной  массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей  водой и паром.
Ящичные поддоны из ПЭВП отличаются разнообразием конструкции  и размеров. Они выдерживают статическую  нагрузку до 1,4 • 10"Н. Изготавливаются  складные ящичные поддоны литьем под давлением. Размер поддонов в  плане — 1000Х 1200 мм, внутренняя высота — 600 мм, наружная (габаритная) — 750 мм; высота в сложенном виде составляет 305 мм. Для обеспечения возможности замены поврежденных деталей все боковые стенки делаются съемными.
Важнейшая роль на стадии доставки продуктов питания в торговую сеть отводится транспортной таре. Именно с помощью этой тары должна быть обеспечена доставка населению  продуктов питания с минимальными потерями.
Эффективным способом повышения  экономичности полимерной транспортной тары является ее максимальная унификация и стандартизация.
Унификация тары
Унификация тары производится по виду (форме), по типоразмерам и конструкции  или по отдельным конструктивным элементам. Унификация тары необходима для сокращения числа ее видов. Она  способствует снижению расходов на разработку и изготовление полимерной тары, оснастки; содействует организации специализированных производств с высокопроизводительным оборудованием, механизации, автоматизации и роботизации технологического процесса. Некоторое однообразие унифицированной тары может быть компенсировано полиграфическим оформлением, варьированием цветовой гаммы используемых полимеров, декорированием отдельных элементов упаковки. Эти приемы позволяют создавать однотипную упаковку, отвечающую высоким эстетическим требованиям.
Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в  основу которой положены площади  плоских поддонов, составляющие для  стран — членов СЭВ 1200x800 мм, а  для стран — членов ИСО—1200X800, 1000X800 и 1200X1000 мм. Принцип создания унифицированных  ра;.мерой состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары.
Исходными данными при  разработке тары являются внутренние размеры. Они в свою очередь разделены  на сетку кратных размеров, определяющих наружные размеры потребительской  тары.
Требования кратности  распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала  и любым способом. При этом размеры  стандартного поддона являются модульной  единицей для конструирования и  проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских  помещений, платформ различного вида транспорта. Эти размеры положены также в  основу пакетных перевозок.
Унификация элементов  тары обеспечивает возможность замены быстроизнашивающихся деталей, способствует сокращению потерь рабочего времени  при остановке оборудования, выходе на режим, отработке технологических  параметров и сокращению технологических  потерь перерабатываемых материалов.
Стандартизация полимерной тары призвана обеспечить современный  уровень упаковки, т. е. единство четких показателей качества, механических и амортизационных свойств, возможность  укладки в штабели, технологичность, эстетичность, пригодность к нанесению  красочной печати.
Стандартизация упаковочных  материалов, общих технических требований к полимерной таре и методов испытаний  способствует сохранению качества упаковываемой  продукции, снижению потерь при транспортировании, хранении и реализации, а также  улучшению технико-экономических  показателей во всех звеньях народного  хозяйства, применяющих полимерную тару и упаковку.
С учетом широкого ассортимента полимерных материалов, многообразия тары и упаковываемой продукции  стандартизация приобретает значение большой комплексной проблемы, решение  которой начинается с разработки требований, предъявляемых к транспортной таре и включает следующие этапы: выбор базового полимера, оптимизация  состава композиции, определение  способа производства тары и оптимизация  режимов переработки, оценка качества и определение срока службы тары при эксплуатации.
Требования, предъявляемые  к полимерной таре
Требования к полимерной таре определяются факторами, которые  условно можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним факторам относятся: физико-химические свойства, химическая стойкость и износостойкость  материалов, из которых изготавливается  тара, деформирующее воздействие  упаковываемых продуктов и изделий. К внешним факторам относятся: механические нагрузки (статические и ударные, вибрация), климатические условия (солнечная  радиация, колебания температуры  и относительной влажности воздуха) полимерных ящиков при транспортировке. способность полимерного материала, определяющая качество нанесения печати и внешний вид изделия, обусловливает ее эстетические свойства.
Выполнение всех предъявляемых  к таре требований обеспечивается не только выбором необходимого полимерного  материала или композиции, но и  разработкой технологии изготовления, включая оптимизацию технологических  режимов и выбор соответствующего оборудования. Оптимизация состава  композиции и технологических режимов  процесса переработки позволяет  достигать необходимых эксплуатационных характеристик, хорошего внешнего вида получаемой тары, ее высокого качества и долговечности. При этом необходимо обеспечение высокой производительности перерабатывающего оборудования, оптимального расхода сырья, материалов и электроэнергии, максимальной механизации, автоматизации  и роботизации технологического процесса, использования вторичного полимерного сырья.
Из всех требований, предъявляемых  к полимерной таре, используемой для  транспортировки пищевых продуктов, наиболее важными являются санитарно-гигиенические, направленные на сохранение здоровья людей. Пластмассовая тара в виде бочки для рыбной сельскохозяйственной продукции должна быть физиологически безвредной и химически безопасной, так как при контакте с пищевыми средами в них могут мигрировать  остаточные мономеры из полимерных материалов, различные низкомолекулярные продукты, стабилизаторы, красители и другие вещества, обладающие токсичностью и  наносящие вред здоровью человека.
Существенным требованием, предъявляемым к пластмассовой  таре, является ее оптимальная конструкция. Выполнение этого требования позволяет: штабелировать ящики таким образом, чтобы транспортируемая тара занимала минимальные производственные площади  при установке на поддоны или  при хранении; легко заменять в  штабелях вышедшие из обращения ящики  при их поломке и переносить их вручную, используя ручки или  специальные конструкции, а также  перемещать с помощью транспортеров; подвергать мойке и другой санитарной обработке, для чего на верхней кромке ящика делаются сквозные отверстия  для удаления промывной воды. Использование  модульной конструкции ящика, имеющего различные ребра жесткости, позволяет  применять их при больших нагрузках  и изготавливать ящики большой  вместимости (от 10 до 165 л), расширяя возможности  транспортировки и хранения продуктов.
Полимерные материалы, используемые для производства транспортной тары
полимерный тара унификация упаковочный
Для производства изделий, сочетающих легкость и прочность (к таким  изделиям относится и транспортная полимерная тара), все реже используются полимеры в чистом виде. Для этих целей необходимо применять полимерные материалы в виде композиций. В  самом принципе создания таких композиций заложены неограниченные возможности  получения материалов с заранее  заданными свойствами, отвечающими  требованиям эксплуатации.
Основные физико-механические характеристики полимерного композиционного "материала"' во многом определяются свойствами и структурой непрерывной  матрицы (базового полимера), характером вводимых добавок и их распределением, г для наполненных композиций — адгезией полимера к наполнителю и свойствами межфазного (граничного) слоя полимер — наполнитель. В качестве наполнителей могут использоваться не только дисперсные или волокнистые минеральные и органические продукты, но и сами полимеры (полимер-полимерные композиции или смеси полимеров). Стремление повысить деформационную стойкость полимерной композиции, предназначенной для производства тары, используемой при повышенных температурах, приводит к выбору жестких линейных полимеров (таких, как ПЭВП, ПП, ПС, ПА). Для сохранения монолитности такой матрицы, особенно в условиях динамического, циклического нагружения и вибрационных воздействий, в том числе при низких (минусовых) температурах, необходимо введение эластифицирующих и модифицирующих добавок в процессе переработки. Этого можно добиться введением в полимерную матрицу низкомолекулярных или олигомерных пластификаторов, а также высокомолекулярных эластифицирующих добавок. При получении наполненных композиций важно обеспечение равномерного распределения наполнителя в полимере с целью достижения однородной структуры получаемого материала и необходимой текучести расплава при формовании тары.
Создание композиции начинается с выбора исходного (базового) полимера.
 
Исходные полимеры
Для производства полимерной тары пригодны следующие термопласты: полиэтилен низкой плотности (ПЭНП), полиэтилен высокой плотности (ПЭВП), полипропилен (ПП), поливинилхлорид (ПВХ), полистирол (ПС), полиамид (ПА), поликарбонат (ПК), полиэтилентерефталат (ПЭТФ).
Полиэтилен низкой плотности  — ПЭНП или ПЭВД (ГОСТ 16337—81) является во всех странах наиболее многотоннажным продуктом. ПЭНП легко формуется, химически стоек, нетоксичен, имеет довольно высокую проницаемость по отношению к маслам и топливам. Изделия из ПЭНП обладают высокой эластичностью, морозостойкостью (до —70 °С), стойкостью к кислотам, щелочам и многим органическим растворителям (до 60 °С), хорошей водостойкостью, газо- и паропроницае-мостью, легко термосвариваются. Достоинством их также является умеренная стоимость. Плотность ПЭНП — до 940 кг/м3. Недостатки ПЭНП — невысокие механическая прочность (до 20 МПа) -и модуль упругости, низкие теплостойкость и стойкость к растрескиванию. Повышения-модуля упругости можно достигнуть; при изготовлении двухслойных материалов, комбинируя полиэтилен с картоном, фольгой и др.
В некоторых странах находят  широкое применение двухслойные  и двухцветные полиэтиленовые мешки  с термосварными швами, внутренний слой которых имеет черный цвет, а наружный — белый. ПЭНП применяется в основном для производства мелкой раздувной и термоформованной тары одноразового использования.
Для производства крупногабаритной транспортной тары ПЭНП непригоден, о  чем свидетельствуют результаты прогнозирования его поведения  в условиях длительной эксплуатации под нагрузкой при разных температурах.
При эксплуатации тары в  условиях статической нагрузки (особенно в режиме хранения) лимитирующим фактором, ограничивающим ее работоспособность, является недлительная прочность, а  ползучесть; деформация к моменту  разрыва значительно превышает  допустимый предел для ПЭНП. По этой причине ПЭНП не рекомендуется использовать для производства транспортной тары, работающей в условиях статической  нагрузки. Для изделий, работающих в  условиях релаксации напряжений (потребительская  тара), сочетание значительной длительной прочности с малой жесткостью является благоприятным. Поэтому ПЭНП в основном используют для получения  потребительской тары.
Основные способы изготовления тары из ПЭНП: литье под давлением, экструзия, экструзия с раздувом (раздувное формование), ротационное  формование, термоформование.
Полиэтилен высокой плотности  — ПЭВП или ПЭНД (ГОСТ 16338). К ПЭВП относятся ПЭ низкого и среднего давления (ПЭНД и ПЭСД). ПЭВП наиболее широко используется для получения  тары. Его мировое производство составляет около 10 млн. т в год. Этот полимер  является линейным, в отличие от ПЭНП, который имеет разветвленную  структуру. ПЭВП используется в тех  случаях, когда требуется высокая  стойкость к растрескиванию и  короблению, глянцевая поверхность  изделий, высокая теплостойкость и  хорошие прочностные показатели.
Он обладает значительной жесткостью, высокой ударной прочностью, стойкостью к растрескиванию под  напряжением, имеет более высокие  прочностные и теплофизические  характеристики, чем ПЭНП, малые  водо-поглощение и газопроницаемость. Его плотность — до 960 кг/м3. ПЭСД также пригоден для производства транспортной тары. ПЭВП перерабатывается экструзией, литьем под давлением, экструзией с раздувом, ротационным формованием.
Полипропилен — ПП (ТУ 6-05-1105—78). В последние годы значительно  расширено производство отечественного ПП, который является наряду с ПЭВП одним из наиболее перспективных-полимеров для производства транспортной тары. ПП занимает в настоящее время первое место по темпам роста производства и применения во всем мире. Его мировое производство в настоящее время составляет более 10 млн. т в год. Предполагается, что к 2000 г. ПП станет самым крупнотоннажным из всех термопластов. Растущий интерес к ПП не случаен. Он обусловлен, с одной стороны, благоприятным сочетанием физико-механических, химических, теплофизических и электрических свойств, а также его хорошей перерабатываемостью, а с другой стороны, доступностью необходимого для его производства мономера, более дешевого, чем этилен и стирол, что создает ему прочное конкурентоспособное положение на мировом рынке. Это положение ПП обеспечивается достигнутым уже значительным прогрессом в технологии его производства и интенсивной деятельностью в области ее усовершенствования. ПП вследствие особенностей структуры легче других термопластов подвергается модификации и наполнению с целью совершенствования его эксплуатационных свойств. ПП является одним из наиболее легких полимеров (плотность его составляет 910 кг/м3), поэтому основным его потребителем являются пищевые отрасли промышленности, где он используется не только в производстве пленок, но и для получения флаконов, ящиков; а также транспортной тары. Полипропилен обладает по сравнению с другими полимерами более высокой теплостойкостью, в связи с чем получаемые из него изделия можно подвергать стерилизации. Недостатками ПП являются: низкая светостойкость, а также малая деформируемость при минусовых температурах (низкая морозостойкость). Эти недостатки можно устранить модификацией при создании и переработке композиций на основе ПП. Перерабатывается ПП теми же методами, что и ПЭВП.
Поливинилхлорид — ПВХ (ТУ 6-01-997—79). ПВХ широко используется для  изготовления потребительской тары. Мировое производство его составляет 19 млн. т в год. Такие свойства непластифицированного ПВХ, как прозрачность, жесткость, высокая статическая и ударная прочность, хорошая формуемость, жиростойкость, а также доступная сырьевая база для получения способствуют его применению в производстве бутылок для расфасовки пищевых масел, дешевых столовых вин, минеральных вод и некоторых других напитков. Непластифицированный ПВХ характеризуется и высокими деформационно-прочностными показателями при обычных и повышенных температурах, что имеет существенное значение для транспортной тары. По сравнению с полиолефинами он имеет большую плотность — более 1000 кг/м3. Однако низкий уровень термостабильности ПВХ вследствие его химической нестойкости и повышенной склонности к деструкции,, высокая вязкость расплава требуют введения различных стабилизаторов, наполнителей, пластификаторов, смазок и других функциональных добавок. Это приводит к необходимости приготовления многокомпонентной композиции из ПВХ для переработки. Подготовку таких композиций проводят в две стадии: 1) "сухое" смешение компонентов; 2) смешение в расплаве. Целью "сухого" смешения является распределение добавок, частичное их диспергирование и взаимное растворение ПВХ и вводимых пластификаторов.
Существенным недостатком  ПВХ как материала для изготовления тары является его токсичность и  канцерогенность мономера — винилхлорида. В настоящее время во всем мире уделяется большое внимание проблеме получения ПВХ с минимальным остаточным содержанием мономера. В ПВХ идентифицировано 88 органических соединений, из которых наибольшую опасность представляют стирол и винилхлорид. Их токсичность составляет 86,8 и 74,5 % соответственно по отношению к токсичности НСІ, принятой за 100%. Поэтому при переработке ПВХ на всех его стадиях необходимо предусматривать дополнительные мероприятия по удалению остаточного мономера и других токсичных продуктов деструкции ПВХ.
За рубежом, как упоминалось  выше, в тару из ПВХ упаковывают 45 % молока, 80 % минеральных вод; 95 % пищевых  продуктов упаковывают в тару из ПВХ и ПЭВП.
Помимо перечисленных  свойств ПВХ обладает высокой  влаго- и кислородонепроницаемостью, стойкостью ко многим химикатам, что делает его весьма перспективным материалом для создания композиций, используемых в производстве транспортной тары.
Полистирол — ПС (ОСТ 6-05-406—80). Для упаковывания большей части  молочных продуктов (простокваши, сливок, творога) используется в основном ПС. Он не обладает такими высокимизащитными характеристиками, как полиолефины или ПВХ, однако он является жестким материалом, поэтому получаемые из него изделия отличаются достаточно высокой механической прочностью и точностью размеров. ПС из всех термопластов обладает самой малой усадкой, плотность его составляет около1100 кг/м. Для повышения непроницаемости упаковки из ПС его покрывают защитными слоями из других полимеров.
Мировое производство полистирольных пластиков, включая АБС-со-полимеры, превысит в 1987 г. 13 млн. т. Из них значительная доля идет на производство упаковки различными методами, основными из которых, как  и для ПВХ, являются термоформование из листовых заготовок и раз-дувное формование.
В последние годы было доказано отсутствие канцерогенных свойств как у мономера — стирола, так и у полимера. При обеспечении содержания мономера в полимере в концентрациях, не превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК), определяемые санитарными нормами, полистирол не представляет опасности для здоровья человека и может использоваться для изготовления тары.
Для продовольственных упаковок из полимерных материалов установлены  предельно допустимые концентрации (ПДК) миграции остаточного мономера в пищевые продукты. Для стирола  общая миграция не должна превышать 60 мг/кг продукта, что соответствует  значению ПДК, равному 10 мг/дм2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.