На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность финансового контроля

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 Введение 
 Глава 1. Финансовый  контроль 
1.1 Понятие и значение  финансового контроля 
1.2 Виды финансового контроля 
1.3 Методы финансового  контроля 
 Глава 2. Органы, осуществляющие  финансовый контроль 
2.1 Государственный финансовый  контроль 
2.1.1 Финансовый контроль  со стороны Счетной палаты  РФ 
2.1.2 Финансовый контроль  со стороны Президента РФ 
2.1.3 Финансовый контроль  со стороны Правительства РФ 
2.1.4 Финансовый контроль  со стороны специализированных  органов 
2.2.1 Понятие и цели аудиторской  деятельности 
 Заключение 
 
 ВВЕДЕНИЕ 
 Неотъемлемой составной  частью финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований является финансовый  контроль.
 Финансовый контроль  является контролем законодательных  и исполнительных органов власти  всех уровней, а также специально  созданных учреждений за финансовой  деятельностью всех экономических  субъектов (государства, предприятий,  учреждений и организаций) с  применением особых методов. Он  включает контроль за соблюдением  финансово-хозяйственного законодательства  в процессе формирования и  использования фондов денежных  средств, оценку экономической  эффективности финансово- хозяйственных  операций и целесообразности  произведенных расходов.
 Финансовый контроль  является стоимостным контролем,  поэтому в отличие от других  видов контроля (экологического, санитарного,  административного и др.) он имеет  место во всех сферах общественного  воспроизводства и сопровождает  весь процесс движения денежных  фондов, включая и стадию осмысления  финансовых результатов. 
 Одна из основных  функций государственного управления  — создание и поддержание эффективной  финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового  контроля. Финансовый контроль является  составной частью, или специальной  отраслью, осуществляемого в стране  контроля. Наличие финансового контроля  объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присущи не только распределительная,  но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач.
 Учитывая всепроникающий  характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях  формирования рынка как важнейшей  функции финансов, представляется  возможным говорить об особой  роли финансового контроля и,  в первую очередь, государственного  финансового контроля на каждом  этапе осуществления финансовой  деятельности.
 Финансовый контроль  осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке всей  системой органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, в том числе специальными  контрольными органами при участии  общественных организаций, трудовых  коллективов и граждан. 
 
1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 
1.1 Понятие и значение  финансового контроля 
 Финансовый контроль - составная часть или специальная  отрасль осуществляемого в стране  контроля. Наличие финансового контроля  объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присущи не только распределительная,  но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов  для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их  помощью контроля за ходом  выполнения этих задач. 
 Финансовый контроль  можно рассматривать в двух  аспектах:
1)      как строго  регламентированную деятельность  специальных контролирующих органов  за соблюдением финансового законодательства  и финансовой дисциплины всех  экономических субъектов; 
2)    как неотъемлемый  элемент управления финансами  и денежными потоками для обеспечения  целесообразности и эффективности  финансовых операций.
 Финансовый контроль  присущ всем финансово-правовым  институтам. Поэтому помимо общих  финансово-правовых норм, регулирующих  организацию и порядок проведения  финансового контроля в целом,  имеются нормы, предусматривающие  его специфику в отдельных  финансово-правовых институтах.
 Основное содержание  финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в следующем: 
 а)   проверка выполнения  финансовых обязательств перед  государством и органами местного  самоуправления со стороны организаций  и граждан; 
 б)      проверка  правильности использования государственными  и муниципальными предприятиями,  учреждениями, организациями находящихся  в их хозяйственном ведении  или оперативном управлении, денежных  ресурсов (бюджетных и собственных  средств, банковских ссуд, внебюджетных  и других средств);
 в)     проверка  соблюдения правил совершения  финансовых операций, расчетов и  хранения денежных средств предприятиями,  организациями, учреждениями;
 д)   устранение и  предупреждение нарушений финансовой  дисциплины.
 В результате реализации  задач финансового контроля укрепляется  финансовая дисциплина, выражающая  одну из сторон законности.
 Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных  предписаний и порядка образования,  распределения и использования  денежных фондов государства,  субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины  распространяются не только на  предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственные  органы власти, органы местного  самоуправления, их должностных  лиц. Из этого следует что,  финансовый контроль обеспечивает  интересы государства, а также  способствует соблюдению прав  и интересов конкретных граждан,  предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства  о предоставлении льгот по  платежам в бюджет, за правильностью  взимания налогов и т.д.). Однако  объект финансового контроля  не ограничивается проверкой  только денежных средств. В  конечном итоге он означает  контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других  ресурсов страны, поскольку в  современных условиях процессы  производства и распределения  опосредствуются денежными отношениями. 
 Эффективность финансового  контроля предполагает необходимость  глубокого экономического анализа  финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами  предложений по улучшению качества  работы проверяемых организаций. 
 В условиях перехода  к рыночным отношениям, хозяйственной  самостоятельности предприятий,  организаций, учреждений усиливается  значение повседневного внутрихозяйственного  самоконтроля, контроля собственников. 
 Более глубоким, неформальным  стал контроль со стороны представительных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  за финансовой деятельностью  исполнительной власти. В их системе  создаются специальные контрольные  органы.
 Законодательство определяет  формы взаимодействия органов,  осуществляющих финансовый контроль  с правоохранительными органами  в целях усиления его эффективности,  что имеет важное значение  в связи с ростом преступности  в экономической сфере. 
1.2 Виды финансового контроля 
 Финансовый контроль  подразделяется на несколько  видов, исходя из разных оснований.  В зависимости от времени проведения  он может быть предварительным,  текущим и последующим. 
 Предварительный финансовый  контроль проводится до совершения  операций по образованию, распределению  и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение  для предупреждения нарушений  финансовой дисциплины. В этом  случае проверяются подлежащие  утверждению и исполнению документы,  которые служат основанием для  осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов  и смет, кредитные и кассовые  заявки и т.п. 
 Текущий финансовый  контроль - это контроль в процессе  совершения денежных операций (в  ходе выполнения финансовых обязательств  перед государством, получения и  использования денежных средств  для административно-хозяйственных  расходов, капитального строительства  и т.д.).
 Последующий финансовый  контроль - это контроль, осуществляемый  после совершения финансовых  операций (после исполнения доходной  и расходной частей бюджета,  использования предприятием или  учреждением денежных средств  и т.п.). В этом случае определяется  состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути  предупреждения и меры по их  устранению. Так же можно выделить  обязательный и инициативный  финансовый контроль.
1. Обязательный финансовый  контроль.
 а) в силу требований  законодательства (например, контроль  со стороны представительных (законодательных)  органов власти за исполнением  бюджета по итогам за год); б)  по решению компетентных государственных  органов (например, проверки и  обследования налогоплательщиков  по вопросам налогообложения  со стороны органов государственной  налоговой слухжы, контроль, проводимый  на основе решения правоохранительных  органов).
2. Инициативный финансовый  контроль осуществляется по самостоятельному  решению хозяйствующих субъектов. 
 В зависимости от  субъектов, на которых возложен  финансовый контроль, он подразделяется  на виды. Н.И. Химичева называет  следующие виды контроля:
1)  представительных органов  государственной власти и местного  самоуправления;
2)   Президента РФ  или Администрации Президента  РФ;
3)   исполнительных  органов власти общей компетенции; 
4)   финансово-кредитных  органов; 
5)   ведомственный и  внутрихозяйственный; 
6)   общетвенный; 7) аудиторский. 
 Поскольку в подсистеме  государственных финансов различают  государственный кредит, государственное  страхование, пенсионное обеспечение,  бюджетное финансирование, налогообложение,  формирование общенациональных  страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в  зависимости от ведомства, к  компетенции которого относится  управление этими финансовыми  отношениями, т. е. в соответствии  со сферой финансовой деятельности, делится на:
 а) бюджетный; 
 б) налоговый; 
 в) валютный;
 г) банковский;
 д) за страховой деятельностью. 
 Таким образом, финансовый  контроль классифицируется в  зависимости от:
 времени проведения, он  может быть предварительным, текущим  и последующим; 
 органов (субъектов), осуществляющих  его, он может быть представительных  органов государственной власти  и местного самоуправления, президентский  контроль, контроль исполнительных  органов власти общей компетенции,  финансово-кредитных органов, ведомственный  и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, аудиторский  финансовый контроль.
 Ведомства, к компетенции  которого относится управление  этими финансовыми отношениями,  он может быть бюджетный, налоговый,  валютный, банковский, за страховой  деятельностью. 
1.3 Методы финансового  контроля 
 Под методами финансового  контроля понимают приемы, или  способы, средства его осуществления.  Применение конкретного метода  зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм  деятельности органов, осуществляющих  контроль, от объекта и цели  контроля, основания возникновения  контрольных правоотношений и  др.
 По методам проведения  финансовый контроль можно классифицировать  на:
 а) проверки — на  основе отчетной документации  и расходных документов рассматриваются  некоторые вопросы финансовой  деятельности, намечаются меры по  устранению обнаруженных нарушений; 
 б) обследования —  охватывают более широкий спектр  финансово-экономических показателей  экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние  и перспективы развития обследуемого  экономического субъекта;
 в) надзор — осуществляется  контролирующими органами за  экономическими субъектами, получившими  лицензию на проведение какого-либо  вида финансовой деятельности;
 г) анализ финансовой  деятельности — предполагает  детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности для определения общей  оценки результатов финансовой  деятельности, финансового состояния  и обеспеченности собственным  капиталом, а также эффективности  его использования; 
 д) наблюдение (мониторинг) — предполагает постоянный контроль  кредитными организациями предприятий-клиентов  по поводу использования ими  полученной ссуды, а также за  их финансовым состоянием;
 е) ревизия — предполагает  полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта  с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и  эффективности. 
 Таким образом, применяются  следующие методы финансового  контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности  и т.д.), рассмотрение проектов  финансовых планов, заявок, отчетов  о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации  должностных лиц и др. Проведение  их, как правило, планируется.  Однако они могут осуществляться  и вне плана, в связи с  возникшей необходимостью.
 
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ  ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 
2.1 Органы, осуществляющие  государственный финансовый контроль 
 Государственный финансовый  контроль — это способ реализации  финансовой политики государства,  он способствует созданию условий  для финансовой стабилизации. Государственный  финансовый контроль в Россий  ской Федерации включает контроль  за исполнением федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов, организацией  денежного обращения, использованием  кредитных ресурсов, состоянием  государственного внутреннего и  внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых  и налоговых льгот и преимуществ.  Государственный финансовый контроль  возложен на федеральные органы  законодательной власти, федеральные  органы исполнительной власти, в  том числе на специально созданные  органы исполнительной власти. Органы, осуществляющие государственный  финансовый контроль: Счетная палата  РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба, Центральный  банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора. Было признанно необходимым  проведение не реже одного  раза в год соответствующими  контрольными и финансовыми органами  комплексных ревизий и тематический  проверок поступления и расходования  бюджетных средств на приме  федеральный бюджет 2007 года.
2.1.1 Финансовый контроль  со стороны Счетной палаты  РФ 
 Особое место в системе  финансового контроля со стороны  представительных органов принадлежит  Счетной палате РФ.
 Счетная палата РФ  — это не зависимый от Правительства  РФ, постоянно действующий орган  финансового контроля, наделенный  широкими полномочиями и подотчетный  Федеральному Собранию РФ. Его  деятельность регулируется Федеральным  законом «О Счетной палате  Российской Федерации» от 11 января 1995 г. [н-п № 3] В соответствии  с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для  осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Совет Федерации  и Государственная Дума образуют  Счетную палату», [н-п № 1] Счетная  палата РФ — юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого  Государственной Думой РФ на  шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации  РФ также на шесть лет, 12 аудиторов,  шесть из которых назначает  Государственная Дума РФ и  шесть - Совет Федерации РФ, а  также из аппарата Счетной  палаты — инспекторов. Объектом  контроля со стороны Счетной  палаты РФ выступают средства  федерального бюджета, федеральных  внебюджетных фондов и федеральная  собственность. 
 К субъектам, на которых  распространяются контрольные полномочия  Счетной палаты, относятся: 
1)        все  государственные органы (в том  числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды; 
2)        органы  местного самоуправления, предприятия,  организации, банки, страховые  компании и другие финансово-кредитные  учреждения, их союзы, ассоциации  и иные объединения вне зависимости  от видов и форм собственности,  если они получают, перечисляют,  используют средства из федерального  бюджета или используют федеральную  собственность, либо управляют  ею, а также имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные  и иные льготы и преимущества;
 В рамках задач, определенных  законодательством, Счетная палата  обладает организационной и функциональной  независимостью. К основным задачам  Счетной палаты РФ относятся: 
 —      организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам,  структуре и целевому назначению, определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности; 
 —     оценка  обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;
 —     финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, а также иных нормативно-правовых  актов органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих  на формирование федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;
—     регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий;
 —     контроль  за поступлением в федеральный  бюджет денежных средств от  приватизации государственной собственности,  продажи и управления ею.
 Счетная палата, осуществляя  контрольную деятельность, вправе  проводить ревизии и тематические  проверки, которые являются основной  формой ее контроля.
 Таким образом, Счетная  палата Российской Федерации  является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным  Собранием Российской Федерации  и подотчетным ему. Деятельность  Счетной палаты направлена на  проведение ряда мер в отношении  намечаемых, осуществляемых и уже  произведенных государственных  расходов.
2.1.2 Финансовый контроль  со стороны Президента РФ 
 Контроль за финансами  со стороны президента РФ осуществляется  в соответствии с Конституцией  РФ путем издания указов по  финансовым вопросам, подписания  федеральных законов, назначения  и освобождения от должности  министра финансов РФ, министра  Федеральной налоговой службы  РФ, представление Государственной  Думе кандидатуры для назначения  на должность Председателя Центрального  Банка. В соответствии с Конституцией  РФ Президент страны обращается  с ежегодным бюджетным посланием  к Федеральному Собранию.
 Определенные функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление  Президента РФ, образованное в  соответствии с Указом Президента  РФ от 8 июня 2004г. Как структурное  подразделение Администрации Президента  оно подчиняется непосредственно  Президенту РФ, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной  власти. Среди его функций: контроль  за деятельностью органов контроля  и надзора при федеральных  органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти  субъектов Федерации; рассмотрение  жалоб и обращений граждан  и юридических лиц. [ н-п № 7] Главное контрольное управление  наделено правом требовать от  руководителей государственных  органов, организаций и предприягий  (независимо от формы собственности)  представления документов, материалов  и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать  к проверкам специалистов и  представителей правоохранительных  органов и вносить на рассмотрение  Президента РФ предложения по  результатам проверок. Оно вправе  направлять предписания об устранении  финансовых нарушений, которые  должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие - либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия соответствующих мер. Таким образом, Президент РФ осуществляет финансовый контроль путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ -структурное подразделение Администрации Президента, подчиняется непосредственно Президенту РФ. Его функции: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
2.1.3 Финансовый контроль  со стороны Правительства РФ 
 В соответствии с  Конституцией РФ и ФКЗ РФ  «О Правительстве РФ» от 17 декабря  1997 г. № 2-ФКЗ оно наделено  самыми широкими полномочиями. Правительство  РФ контролирует процесс разработки  и исполнения федерального бюджета,  осуществление единой политики  в области финансов, денег и  кредита. Оно контролирует и  регулирует финансовую деятельность  федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных  ему органов финансового контроля, [н-п №2] Федеральное казначейство  РФ утверждено «Положением о  Федеральном казначействе» постановлением  Правительства РФ от 1 декабря  2004 г. № 703 Единую централизованную  систему органов Федерального  казначейства возглавляет руководитель  Федерального казначейства и  начальник Главного управления  Федерального казначейства Министерства  финансов РФ. В соответствии с  Положением о Федеральном казначействе  РФ, единая централизованная система  органов Федерального казначейства  состоит из главного управления  Федерального казначейства Министерства  финансов РФ и починенных ему  территориальных органов Федерального  казначейства по республикам  в составе Российской Федерации,  краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт- Петербургу, городам (за исключением городов  районного подчинения), районам и  районам в городах. Органы Казначейства  подчиняются своему вышестоящему  органу и руководителю Казначейства - начальнику Главного управления  Федерального казначейства Министерства  финансов РФ. Органы казначейства  взаимодействуют с органами государственного  управления субъектов Федерации  в процессе зачисления доходов  и взаиморасчетов между бюджетами,  а так же координации работ  по созданию информационной базы  о создании бюджетной системы  Российской Федерации. Казначейство  информирует законодательные и  исполнительные органы государственной  власти Российской Федерации  о результатах исполнения федерального  бюджета, иных финансовых операциях  Правительства РФ, а также о  состоянии государственных (федеральных)  внебюджетных фондов и бюджетной  системы Российской Федерации  в целом. 
 В целях улучшения  организации работы и усиления  контроля^ за исполнением федерального  бюджета Главное управление Федерального  казначейства Министерства финансов  РФ взаимодействует с Банком  России, Министерством РФ по налогам  и сборам, иными федеральными  органами исполнительной власти. Органы Казначейства осуществляют  контрольные функции во взаимодействии  с соответствующими органами  исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и  банками, материалы по фактам  нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.
 Главные задачи органов  Казначейства:
 организация, осуществление  и контроль за исполнением  федерального бюджета, управление  доходами и расходами этого  бюджета на открываемых в банках  счетах Казначейства исходя из  принципа единства кассы; 
 регулирование финансовых  отношений между федеральным  бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение  этих фондов, контроль за поступлением  и использованием внебюджетных (федеральных)  средств; 
 сбор, обработка и анализ  информации о состоянии государственных  финансов, представление высшим  законодательным и исполнительным  органам государственной власти  отчетности о финансовых операциях  Правительства РФ по федеральному  бюджету, о государственных (федеральных)  внебюджетных фондах, а также  о состоянии бюджетной системы  в целом; 
 краткосрочное прогнозирование  объемов государственных финансовых  ресурсов, а также оперативное  управление этими ресурсами в  пределах, установленных на соответствующий  период государственных расходов;
 Таким образом, Федеральное  казначейство является органом  исполнительной власти подведомственным  Министерству финансов Российской  Федерации. Доводит до главных  распорядителей и получателей  средств федерального бюджета,  показатели сводной бюджетной  росписи, лимиты бюджетных обязательств  и объемы финансирования. Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора  является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по контролю и надзору  в финансово-бюджетной сфере,  а также функции органа валютного  контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора находится в ведении  Министерства финансов Российской  Федерации. Федеральная служба  финансово-бюджетного надзора руководствуется  в своей деятельности Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, федеральными  законами, актами Президента Российской  Федерации и Правительства Российской  Федерации, международными договорами  Российской Федерации. Осуществляет  свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, общественными объединениями  и иными организациями. 
 Федеральная служба  финансово-бюджетного надзора осуществляет  следующие полномочия в установленной  сфере деятельности, осуществляет  контроль и надзор:
1.     за использованием  средств федерального бюджета,  средств государственных внебюджетных  фондов, а также материальных  ценностей, находящихся в федеральной  собственности; 
2.    за соблюден
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.