На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство в России. Проблемы и перспективы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ
 
 
 
Кафедра экономики и  менеджмента
 
Оценка_________
Подпись преподавателя_________
 
«___»_____________2008г.
 
 
 
 
 
 
 
 
Предпринимательство в России. Проблемы и перспективы  развития
                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
По Экономике фирмы
Рябовой В. В.
Студентки курса III, группы МО-43
Специальность: «Менеджмент  организации» (080507.65)
Руководитель:
Пыткин А.Н.
Дэн
профессор
 
 
 
 
 
 
 
2009г.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
                                                                                                                                                    с.
Введение………………………………………………………………………………………..3
 
Раздел I Основы предпринимательства в РФ………………………………………………..3
1.1.История развития  коммерческой деятельности в  России……………………….4
1.2.Сущность и основные  черты предпринимательской деятельности…………….7
1.3.Организационные формы предпринимательства………………………………...9
1.4.Участники предпринимательской  деятельности в России……………………..12
1.5.Внутренние и внешние  источники накопления предпринимательского  капитала……………………………………………………………………………………….20
1.6.Принципы ведения  коммерческой деятельности предприятия………………..23
1.7.Предпринимательский риск……………………………………………………...24
1.7.1.Предпринимательский риск: истоки и сущность……………………………..24
1.7.2.Виды предпринимательского  риска…………………………………………...24
1.8.Государственная поддержка малого предпринимательства…………………...26
 
Раздел II Анализ возможностей развития предпринимательства в РФ и оценка факторов препятствующих развитию………………………………………………………………….31
          2.1.Принципы развития предпринимательства  в России, этапы развития……….31
2.2.Анализ перспектив развития малого предпринимательства в России………...33
2.3.Анализ поддержки предпринимательства……………………………………….36
2.4.Анализ факторов, препядствующих  развитию российского бизнеса………….37
 
Раздел III Проблемы и перспективы………………………………………………………...40
З.1.Доступность  инструментов финансирования для малого бизнеса……………40
3.2.Перспективы кредитования ……………………………………………………...41
           3.3.Проблемы социально ответственного поведения предпринимательства и перспективы его развития……………………………………………………………………42
3.4.Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды…………………………………………………………………………………………..43
 
Заключение……………………………………………………………………………………45
Список использованных источников и литературы………………………………………..46
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Мировой опыт подтверждает  - предпринимательство важный элемент  рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает  необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного  тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.
Развитие предпринимательства  началось, по существу, с появления  Закона о кооперации (1987 г.), который  создал правовую основу для легальной  трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий.
 Однако понадобилось еще некоторое количество времени, чтобы сложилась сколько-нибудь массовая база предпринимательства.
Сегодня предпринимательство  в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.
Развитие предпринимательства  в значительной мере зависит от масштабов  его финансовой поддержки государства. Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении предпринимательства. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня.
Государственную поддержку  необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфрастуктуры, системы государственной и общественной поддержки.
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная  на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимых результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
В своей курсовой работе я хочу рассказать о сущности предпринимательства, принципах его развития, охарактеризовать предпринимательство, как один из резервов социально – экономического развития экономики современной России. Проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах и перспективах,  о факторах, сдерживающих развитие предпринимательства и об основных направлениях создания благоприятной предпринимательской среды.
 
 
 
 
Раздел I
 
1.1.История  развития коммерческой деятельности  в России
 
Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников.  В России становление  торговли относят к VIII – IX вв. Центрами древнерусских городов были рынки (“торг”, “торжище”). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X – XII вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов.
Прасол – посредник, который собирает товар непосредственно  от производителей и направляет его  в определенные торговые или сортировочные  пункты, откуда этот товар поступает  в более крупные распределительные центры (пункты) для последующей его продажи. По такой схеме до покупателя доходили соль, мед, воск, смола, меха, лен, пенька.
Офеня (коробейник) –  странствующий торговец, развозящий по всюду мелочный товар. Если прасол был максимально приближен к производителям продукции, то офеня - к конечному покупателю.
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или производителями различных видов товаров).
В Древней Руси употреблялись  в основном два термина - “купец” (горожанин, занимающийся торговлей) и “гость” (купец, торгующий с другими городами и странами). Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северно-Восточной Руси на рубеже XIII – XIV вв.
Развитие городов и  численный рост купечества привели  к выделению наиболее богатых  и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде, Вологде. И др.
В XIII в. купечество было оформлено как новое купеческое сословие с образованием гильдии (привилегированное гильдейское купечество).
Впервые основы правильной коммерческой деятельности в России были заложены Петром Великим, который  проявлял много заботы и прикладывал немало трудов для развития и расширения Русской торговли.
Несмотря на все свое знание торгового дела, Петр I сам нередко сознавался, “что из всех дел управления торговля представляет наиболее затруднений”. Главное препятствие заключалось в том, что русские люди, несмотря на всеми признанную свою способность к торговле и промышленной деятельности и на свою изворотливость и сметливость, не имели, однако, никакой опытности в торговле, особенно во внешней торговле, которую до Петра Великого почти никто в России не занимался.
Между тем, торговое дело, и особенно международное, больше всякого  другого дела требует опыта и  обширного знакомства с развитыми  странами. Когда, например, пришлось заключать  договор с Голландией, в России не нашлось ни одного человека, кроме самого царя, который знал бы, какие товары принадлежат ввозу-вывозу и каких выгод следует добиваться, заключая этот договор. В ту пору много вредила коммерческим делам (особенно иностранцам) привычка русских купцов к обману, которую Петр Великий всячески старался искоренить.
Много делал царь для  развития внешней торговли. Русские  торговцы вели внешнюю торговлю вразброд, каждый сам по себе, на свой риск и  страх. Оттого силы и средства отдельных  русских купцов, как правило, были недостаточны для этого дела, оттого они не могли выдержать конкуренции иноземных купцов и постоянно оставались в убытке. Иностранные же купцы уже в те времена действовали во внешней торговле большей частью в складчину или компаниями и во всяком случае всегда сговорившись между собой.
Поэтому Петр I сам всегда выбирал, какой товар следует вести за границу, рассчитывая на верный сбыт, и учил русских купцов вывозить товары туда, где не было конкуренции иностранных торговцев. А главное Петр I старался приучить русских торговцев действовать сообща “компаниями”, как торгуют в иностранных государствах. Он всячески поощрял попытки русских купцов к объединению в общество для производства торговли с Персией, Восточно-Китайское купеческое общество, поощрял отправление детей купцов в иностранные государства для обучения торговому делу и развития в русских людях духа торгового предпринимательства.
В области внутренней торговли Петр I также провел огромные преобразования. В 1713 г. он даровал право всем людям без исключения свободно вести торговлю в России с уплатой умеренных пошлин; ограничил так называемую казенную торговлю, которая стесняла частную промышленность; была создана торговая (коммерческая) коллегия при Сенате, руководившая торговыми делами в государстве. В 1703 г. в Санкт-Петербурге Петром I была создана первая биржа. Позднее биржи стали создаваться в крупных приморских торговых городах (Рига, Архангельск). При биржах учреждались присяжные маклеры, записи (решения) которых имели силу судебных (ссудных) протоколов. На биржах купечество собиралось для ведения торговых операций, оборота векселей, принятия постановлений.
Таким образом, эпоха  Петра Великого послужила мощным импульсом для развития коммерческой деятельности в России.
В XIX - начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу.
Репутация купца в  деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства.
После октябрьской революции  отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но   в основном резко  отрицательное.
В период “военного коммунизма” коммерческая деятельность была запрещена. В период нэпа (1921 -1928) произошло оживление коммерческой деятельности в связи с развитием товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета. Но по мере ввертывания нэпа административно-командные методы, жестокая централизация управления и планирования стали вытеснять коммерческие отношения, экономические методы хозяйствования.
До второй половины 60-х  годов отношение к коммерческой деятельности в стране по-прежнему резко отрицательное. Считалось, что “коммерция”,  “коммерсант” – понятия, чуждые социализму, советской торговле, порождение капитализма, капиталистической торговле с их неизбежным злом.
Во второй половине 60-х  годов в связи с попытками  осуществить хозяйственную реформу  и оживить товарно-денежные отношения повышается интерес к коммерческой деятельности, организации коммерческих отношений. И наконец, в 1990 г., с началом перестройки нашего общества и перехода к рыночным отношениям, отношение к коммерческой работе меняется, ее значение резко повышается.
Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и  самофинансирования способствовали появлению  нового типа организаций коммерческих отношений между поставщиками и  покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в рыночных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.
Существовавшие ранее  административно-командные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле в основном распределительными функциями. Сверху спускались многочисленные плановые задания на производство продукции, так же распределялись и фонды. От работников нижестоящих звеньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было решено на верху.
При переходе предприятий  на полную хозяйственную самостоятельность, самофинансирование и самоуправление, с развитием предпринимательства  и рыночных отношений коренным образом  меняются принципы и методы коммерческой работы, порядок формирования товарных ресурсов. Эти принципы характеризуются, в частности, следующим:
-Свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;
-Множеством источников закупки (поставщиков);
-Экономическим равноправием партнеров;
-Саморегулирование процессов поставки и купли-продажи товаров;
-Свободой ценообразования;
-Конкуренцией поставщиков и покупателей;
-Строгой материальной и финансовой ответственностью сторон за выполнение принятых обязательств.
Переход СССР, а затем России от планово-распределительной системы к рыночным условиям хозяйствования потребовал быстрого освоения методов коммерческой деятельности, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. К сожалению, переход к рыночным отношениям начался без разработки руководством страны обоснованной стратегии развития торговли, создания правовой базы рыночных отношений, полного устранения государства от регулирования товарно-денежных отношений, в условиях развала хозяйственных связей между республиками бывшего Союза.
Опоздание в разработке нормативной базы, чрезмерное налоговое  давление, отсутствие поддержки отечественного производителя породило много негативных явлений в коммерческой деятельности, загнало значительную часть предпринимателей в теневую экономику со своими неписаными законами, далекими от принципов цивилизованных коммерческих отношений.
Вместе с тем, наметившийся в последнее время прогресс в  развитии отечественной правовой законодательной  базы не вызывает сомнения в неизбежности позитивного развития коммерческих отношений в сфере товарного обращения страны.
 
 
 
 
1.2.Сущность  и основные черты предпринимательской  деятельности
 
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет ”предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”.
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель может  заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая  хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.
Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть1:
-граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
-граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
-объединения граждан (партнеры).
Статус предпринимателя  приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.
Из этого следует, что  предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:
-самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность),
-руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.
Собственник имущества  не имеет права вмешиваться в  деятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем) за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.
В соответствии с законом  «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприниматель (руководитель) имеет право:
-привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
-самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
-осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
-осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
-нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.
По всем пунктам предприниматель  обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством РФ и заключенными им договорами и нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.
Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
Целью предпринимательской  активности является производство и  предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и  который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Предпринимательство как  особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:
-предпринимательство государственное;
-предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).
Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос).
 Предприниматель,  как говорят, не сидит на  месте, он непрерывно ищет что-то  новое. Чтобы выдержать конкуренцию,  он непрерывно совершенствует  технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его действия.
 
 
1.3.Организационные  формы предпринимательства
 
Все многообразие видов  предпринимательских структур является проявлением видовых различий трех организационных форм предпринимательства: индивидуальной, товарищества или партнерства и корпорации (акционерные общества). Названные формы принято делить на две группы - частные и общественные. К первой группе относятся индивидуальные предприниматели и партнерства, а ко второй - корпорации.
Деление это носит  не формальный характер. Во-первых, для индивидуальной, частной формы и товарищества обычно характерно непосредственное объединение функций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обособление этих функций. Во-вторых, что касается частных форм, то хозяйственная ответственность по осуществлению предпринимательской деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность предприятия не отделена от собственности владельца, в отличие от корпораций, где такое отделение четко зафиксировано, ограничивая ответственность ее владельцев. В-третьих, если корпорации обязаны функционировать в открытой для общества форме, публикуя ежегодно отчет о результатах своей финансовой деятельности, то индивидуальные предприниматели и товарищества вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только уполномоченным органам. 
Индивидуальные предприниматели  – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей  им собственности, непосредственно  управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты. 
В странах рыночной экономики  индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации предпринимательства, хотя их доля в обороте не столь  значима. Единоличное предпринимательство - самая простая форма предпринимательства. Тем не менее, распространенность ее обусловлена не только простотой организации и оформления, но и в силу ряда имеющихся у нее преимуществ, - сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.
Являясь единоличным  собственником, индивидуальный предприниматель  присваивает весь полученный доход, что уже само по себе является мощным стимулом для инициативной деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.
Индивидуальные предприниматели  в наибольшей степени приближены к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость - важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности. 
Вместе с тем, она  имеет и ряд недостатков. Во-первых, отдельный предприниматель не в  силах организовать крупное производство, так как его финансовые возможности ограничены. Закупая ресурсы небольшими партиями, он вынужден платить более высокую цену за них. Ограничены у него возможности в получении всей возможной экономии от масштаба производства. Все это оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность мелкого предприятия. Во-вторых, осуществление одним человеком разных функций - управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой - снижает эффективность руководства в целом как в силу чрезмерной нагрузки, так и по причинам недостатка знаний. Привлечение же к решению этих вопросов посторонних лиц или организаций ведет к снижению мотивации и рассредоточению ответственности, что нежелательно для предпринимателя. И все же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы предпринимательства является полная хозяйственная ответственность предпринимателя. Она как бы делает его заложником своего "дела". Ведь в правовом отношении предприниматель отвечает не только активами предприятия, но и всем своим имуществом и в случае неблагоприятного исхода дел может его лишиться. Риск очень высок, и это сдерживает новаторские возможности индивидуального предпринимателя.
Стоящие перед индивидуальным предпринимателем проблемы ограниченности ресурсов и высокого риска могут быть в известной степени преодолены посредством организации товарищества.
Товарищество (партнерство) - объединение закрытого типа с  ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой  собственности и принимающих непосредственное участие в управлении.
В ряду характеризующих  товарищество черт следует выделить:
-фиксированный состав участников;
-долевое участие в предприятии;
-участники несут личную имущественную ответственность.
В организационном плане  товарищество, хотя и требует договора между его участниками, остается достаточно простой формой организации предпринимательства. Между тем, сохраняя преимущества индивидуального предпринимателя, эта форма дает куда большие возможности для привлечения ресурсов в силу расширения круга участников. Более широкая имущественная база позволяет расширить возможности привлечения кредитных источников, гарантируемых теперь имуществом всех участников. Товарищество - это, по сути дела, специфическая форма разделения риска. Будучи разделенным среди участников товарищества, риск снижается в отношении каждого из них. Кроме того, объединение знаний многих людей, возможности их специализации на определенных функциях управления предприятием в значительной степени снимают проблемы, с которыми сталкивается отдельный индивидуальный предприниматель. В значительной степени повышается устойчивость самого предприятия, существование которого теперь не столь сильно связано с личностью владельца, поскольку паи могут быть переданы другим лицам в случае выхода кого-либо из участников из дела.
Однако и товарищество не лишено недостатков. Во-первых, разделение функций управления среди участников товарищества создает трудности  в виде возможного возникновения  конфликтов как на основе конкуренции  между участниками, так и борьбы за лидерство. Кроме того, снижается оперативность в принятии решений. Во-вторых, товарищество все же сохраняет в себе чрезмерную ответственность участников притом в значительной степени теперь обусловленную и чужими ошибками. Все это делает данную форму организации предпринимательской деятельности достаточно уязвимой, Не случайно она наименее распространена.
Корпорация - основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Корпоративная форма организации предпринимательства сложилась в конце ХIХ века и была обусловлена качественными сдвигами в производительных силах общества. Она как раз явилась той формой, которая, с одной стороны, расширила базу привлечения финансовых средств, обеспечив мобилизацию капиталов, а с другой, ограничила уровень риска чрезвычайно возросшего в связи с масштабными финансовыми вложениями.
В современной рыночной экономике именно корпорации играют ключевую роль. Имея скромную долю в структуре организационных форм – не более 20-25%, корпорации дают 80-90% хозяйственного оборота. Между тем, сущностные особенности корпорации связаны отнюдь не с масштабностью их деятельности, тем более что большинство корпораций все же имеют довольно скромные размеры.
Главная экономическая  особенность корпоративной формы  состоит в том, что она выступает  законченной формой обособления  собственности от управления и экономически и юридически обособлена по отношению  к ее учредителям и участникам, что в корне отличает ее от единоличных предпринимателей и партнерств. Обособление собственности и управления обеспечило корпорации те неоспоримые преимущества, которые и обусловили ее ведущую роль в экономике. Во-первых, ограничение имущественной ответственности, позволило привлечь к инвестированию широкие слои населения, обеспечивая достаточно быструю по времени и значительную по объемам централизацию капитала. Кроме того, снижение риска способствует активизации новаторской функции предпринимательства. Во-вторых, обособление функции управления функции от собственности обусловило чрезвычайную устойчивость корпорации как хозяйственного образования, существующего не зависимо от ее учредителей и участников. Это создало условия для стабильного, ориентированного на перспективу развития и выдвинуло на первый план задачи реализации долгосрочных стратегических целей, что при способности корпоративной форм централизовать значительные капиталы дает ей неограниченные возможности для роста. В-третьих, беспрепятственное, в условиях развитого рынка ценных бумаг, перемещение долевого участия через куплю-продажу акций дает еще одно существенное преимущество - ликвидность, т.е. возможность обратить инвестированные средства в денежную форму, что является чрезвычайно привлекательным для широких масс потенциальных инвесторов.
Конечно, как и любая  другая форма, корпорация также не лишена недостатков. Прежде всего, это организационные трудности, возникающие оформлении и регистрации данной формы, преодоление которых требует значительных усилий и средств. Кроме того, сам порядок образования корпоративных образований достаточно жестко регулируется и связан с определенными ограничениями. Существенным недостатком корпоративной формы организации является излишнее налоговое бремя, возникающее в связи с двойным налогообложением - сначала прибыли корпорации, а затем выплачиваемых акционерам дивидендов. Требования открытости в виде обязательной публикации ежегодных отчетов о финансовом состоянии не только делают корпорацию более уязвимой для конкурентов, но и ориентируют управляющих на достижение краткосрочных целей, чтобы удовлетворить требования акционеров и привлечь инвесторов.
Однако наиболее сложный  вопрос для корпоративной формы  – это взаимоотношения между  акционерами и управляющими. Хотя юридически корпорация принадлежит  акционерам, они редко заняты в  управлении ею. Чаще всего их управленческое воздействие ограничивается выборами руководящих органов корпорации и участием в выработке стратегии хозяйственной деятельности. Потенциально держатели акций могут оказывать влияние путем смены руководства, но не располагая достаточной информацией они обычно склонны поддержать предложения руководства. Поэтому реальная власть оказывается сосредоточенной в руках управляющих, повседневно осуществляющих руководство корпорацией. Эта проблема может быть смягчена при помощи инструментов как законодательного, так и экономического характера. В первом случае в виде механизмов контроля за деятельностью управляющих, а во втором - форм материального стимулирования как способа вынудить управляющих работать в интересах акционеров. Ясно одно, чем более распыленным является акционерный капитал, тем более вероятной становится возможность злоупотреблений со стороны управляющих.
Существуют разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным из них является акционерное  общество, мобилизующее капитал путем  выпуска ценных бумаг: акций и  облигаций. Держатели акций общества являются совладельцами и имеют право на участие в управлении им, в то время как держатели облигаций, получающие фиксированный доход, выступают лишь в роли кредиторов и не принимают участия в управлении. Главная отличительная особенность акционерного общества состоит в свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Поэтому их часто называют общественными, хотя по сути это частные предприятия. Среди других типов корпоративной организации следует отметить, так называемые S-корпорации, представляющие собой сочетание качеств корпорации и партнерства. Как и в акционерном обществе, держатели акций S - корпорации, количество которых законодательно ограничивается, несут ограниченную ответственность, избегая в то же время двойного налогообложения. Нельзя не сказать о холдингах, являющихся держателями акций других корпораций и выступающих, таким образом, своеобразной формой регулирования всей корпорацией. Довольно широкое распространение получили профессиональные корпорации, представляющие собой объединения по профессиональному признаку - юристов, медиков и т.п., участники которых оказывают соответствующие услуги. Профессиональные корпорации - это своеобразная форма акционерного общества закрытого типа.
 
 
1.4.Участники  предпринимательской деятельности в России
 
Один и тот же тип  организации предпринимательской  деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения  имущественных правомочий, принципов  организации и управления, что  требует соответствующего их правового оформления. Поэтому на практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны. В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых форм определена «Гражданским Кодексом РФ». Он подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических лиц и юридических лиц, а по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие организации.
Каждая из этих форм хозяйствования занимает свое конкретное место в  структуре  предпринимательской  деятельности. Каждый субъект выполняет  определенные, присущие исключительно  ему функции.
Далее рассмотрим  вкратце  особенности некоторых из перечисленных форм хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.
К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями.

Юридическими лицами признаются организации, в том числе  и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать  имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей - в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, то есть определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество которых участники имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. Наконец, третья группа - общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, союзы и ассоциации юридических лиц, в отношении которых участники не имеют имущественных прав и обязательств. В-третьих, в зависимости от особенностей организации, юридические лица подразделяются на ряд видовых форм.
Коммерческой  организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются товарищества наиболее распространенной формой коммерческих и общественных образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков.

Товарищества представляют собой образования, построенные на началах членство и объединения капитала, в то время как общества, - только на объединении капиталов. Это не формальное различие, так как оно обусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственности учредителей, а с другой, - характер их взаимоотношений с созданной предпринимательской структурой. Учредители товарищества несут полную солидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом. Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им. Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе гражданских правоотношений, то есть гражданского договора.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме  полного хозяйственного товарищества и товарищества на вере.
Полное  хозяйственное товарищество (ПХТ) - основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами, поэтому в случае, когда в действующем товариществе остается единственный участник, оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.
Деятельность самого товарищества, а также правомочность  каждого его участника регулируется Учредительным договором. Управление деятельностью ПХТ осуществляется по общему согласию. При этом участники могут вести дела совместно, принимая решения как путем общего голосования, так и через поручение ведения дел отдельным его участникам. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.
Главной отличительной  особенностью ПХТ является чрезвычайно  высокая степень хозяйственной  ответственности его участников. Они несут полную субсидиарную, то есть взаимную ответственность всем своим имуществом. Неслучайно закон устанавливает, что каждый участник ПХТ может участвовать только в одном полном товариществе, а полученная товариществом прибыль может распределяться только в том случае, если чистые активы товарищества превышают размеры его уставного капитала.
Товарищество  на вере (коммандитное) - объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.
Товарищество на вере создается по тем же основаниям, что и полное товарищество, с тем  лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков (коммандитистов), по крайней мере одного. В случае же выбытия всех вкладчиков оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму. Функционирует оно примерно на тех же принципах, что и полное товарищество. Отличительной особенностью "товарищества на вере" является различие в степени хозяйственной ответственности между учредителями - полными товарищами и вкладчиками, а также вытекающие из этого различия в их правоспособности. В отличие от полных товарищей вкладчики не в праве выступать от имени товарищества, они не принимают участия в управлении деятельностью товарищества и даже не в праве оспаривать действия полных товарищей по ведению его дел. Однако в случае ликвидации товарищества вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на возврат вкладов из имущества товарищества.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме "Общества с ограниченной ответственностью", "Общества с дополнительной ответственностью" и "Акционерного общества".
Общество  с ограниченной ответственностью - организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.
Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено  одним или несколькими участниками, число которых не должно превышать законодательно устанавливаемого предела их численности. В своей деятельности общества данного типа руководствуются подписанным учредителями Учредительным договором и утвержденным ими Уставом, отражающих основные положения организации и управления обществом. Формирование активов общества осуществляется за счет вкладов учредителей. И хотя капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, общество не вправе выпускать акции и подобные им ценные бумаги. Минимальный размер уставного фонда для обществ данного типа регулируется законодательно и должен быть не менее 100 минимальных месячных оплат труда, причем в случае снижения объема чистых активов общества ниже установленной величины общество ликвидируется.
Управление обществом  осуществляется через общее собрание учредителей и созданный ими исполнительный орган. Только общее собрание обладает исключительной компетенцией в отношении изменения Устава, размеров уставного фонда и утверждения финансовой отчетности. Поскольку общества в отличие от товариществ не являются объединениями лиц, участие любого из учредителей в управлении или иной деятельности общества строится на основе трудовых договоров. Текущее руководство деятельностью общества осуществляется через исполнительный орган - коллегиально или единолично в зависимости от принятых на общем собрании учредителей решений. В своей деятельности исполнительный орган руководствуется положениями Устава и хозяйственного законодательства.
С момента регистрации  общества оно становится юридическим лицом и единственным собственником всего имущества. Ни один из учредителей не выступает в качестве собственника имущества общества или отдельной его части. Происходит как бы обособление хозяйствующего субъекта от учредивших его лиц. Поэтому они и не несут ответственности по обязательствам общества, ограничивая тем самым риск убытков только величиной внесенного вклада. Помимо данного преимущества, каждый учредитель вправе в любое время выйти из общества безо всякого на то согласия других участников, возвращая свою долю на условиях и в порядке, определяемых Уставом общества. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью может быть произведена добровольно по единогласному решению учредителей или в предусмотренном законом порядке, т.е. в случае несостоятельности либо по решению суда. Оно может быть реорганизовано в акционерное общество или в производственный кооператив.
Акционерное общество (АО) - образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.
Основанием для создания акционерного общества является договор, заключенный между учредителями. Между тем, сам процесс образования AO регулируется законом об акционерных обществах. При образовании акционерного общества на базе приватизируемых предприятий порядок его создания регулируется законодательством о приватизации.
Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формирование его капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд АО складывается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. При этом его минимальная величина определена в 1000 минимальных месячных оплат труда, а открытая подписка на акции допускается только после полной оплаты учредителями уставного фонда. Увеличение уставного фонда для покрытия убытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомления об этом всех кредиторов. АО также не в праве выплачивать дивиденды как до полной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы общества меньше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивидендов. Использовать же такой инструмент увеличения активов, как облигации, АО могут только после третьего года своего существования и на сумму, не превышающую размер уставного фонда. В то же время закон допускает возможность преодоления указанных требований при условии обеспечения выпуска облигаций третьими лицами.
Важно отметить, что до регистрации АО полную ответственность  по его обязательствам несут учредители, однако после нее АО, приобретая права юридического лица, становится полностью независимым от своих учредителей хозяйственным субъектом и единственным собственником всего своего имущества. В этом смысле АО не выступает формой долевой собственности, а его акционеры не являются собственниками имущества АО. Акционеры обладают лишь правом на участие в управлении и получение известного дохода.
Управление АО осуществляется через общее собрание акционеров, имеющее исключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которых могут выступать как непосредственно управляющий орган, осуществляющий текущее руководство, так и Совет директоров или Наблюдательный совет, если число акционеров более пятидесяти. При этом компетенция исполнительных органов АО и порядок принятия решений регулируются не только Уставом общества, но и законодательством об акционерных обществах.
Ликвидация АО может  быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в  установленном законом порядке. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.
Производственный  кооператив (артель) - добровольное объединение граждан на основе членства, образованное для совместного ведения хозяйственной деятельности посредством личного участия
Артель может быть создана гражданами числом не менее  пяти человек. При этом никто из них  не может участвовать в другом аналогичном кооперативе. Хотя основу артели должны составлять физические лица, допускается участие в нем  и юридических лиц, что должно быть оговорено в Уставе кооператива.
Активы кооператива  образуются за счет денежных и имущественных  взносов участников. Разделенная  на паи собственность кооператива  является долевой собственностью, и  каждый член артели сохраняет за собой  притязания не только на принадлежащий ему пай в денежной форме, но и часть имущества кооператива. Вместе с тем, Уставом может быть предусмотрено создание неделимых фондов, решение, о чем должно быть принято членами кооператива единогласно. По обязательствам кооператива его члены несут субсидиарную ответственность, размеры которой определяются Уставом артели. Поскольку пай каждого члена есть часть его собственности, то на него может быть наложено взыскание для покрытия личных долгов члена кооператива. Так как в своей деятельности артель опирается на личное трудовое участие каждого члена кооператива, распределение прибыли между его членами осуществляется на основе их трудового  участия, хотя Уставом может предусматриваться и иной порядок распределения доходов, например с учетом размера пая и переданного имущества
Кооперативная форма  предусматривает равное участие  всех членов в управлении. Каждый член артели имеет только один голос, не зависимо от величины пая. Управление производственным кооперативом осуществляется непосредственно его членами. Только из них могут формироваться Правление или Совет. Решения, относимые к исключительной компетенции, принимаются на собрании членов артели только единогласно. Член артели может покинуть ее в любое время, однако, возврат внесенного паи осуществляется только по окончанию финансового года. Передача членом кооператива своего пая третьим лицам или же его наследование допускается только с согласия других членов артели, имеющих преимущественные права приобретения паи выбывающего члена. Преобразование производственного кооператива  в хозяйственное товарищество или общество возможно только по единогласному решению членов кооператива.
Унитарное предприятие – выступающая юридическим лицом коммерческая организация, права собственности, на имущество которой закреплены за ее учредителем.
Главным признаком унитарного предприятия является концентрация собственности у одного лица. Отсюда собственно и само понятие унитарного. Имущество унитарного предприятия  не может быть разделено на доли, паи или акции. Само унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Оно принадлежит тому, кто учредил данное предприятие. Главной же отличительной чертой является то, что его правоспособность как юридического лица несколько сужена. В отличие от других субъектов предпринимательства, правомочных совершать любые не противоречащие закону сделки, унитарное предприятие может совершать только такие, которые соответствуют установленным собственником целям деятельности, притом некоторые только с согласия собственника. Скажем, любая форма отчуждения имущества либо его залога должна быть согласована с собственником.
Законом предусмотрено  существование двух типов унитарного предприятия: основанного на праве  хозяйственного ведения и на праве  оперативного управления. Различия между ними сводятся к различиям в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на распоряжение закрепленных за ними имуществом. Право хозяйственного ведения, предусматривая для предприятия самостоятельное распоряжение закрепленным за ним имуществом в определенных собственником пределах, является более широким, нежели право оперативного управления, допускающее только использование имущества в соответствии с заданиями собственника, а распоряжение им  - исключительно с согласия последнего.
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут быть двух видов: государственные, образованные Российской Федерацией и ее субъектами (республиками, областями и краями), и муниципальные, образованные муниципальными образованиями (городами, районами и т. п.). Учреждение государственных и муниципальных предприятий осуществляется уполномоченными на то органами соответствующего уровня. Источником формирования капитала этих предприятий является государственная и муниципальная собственность соответственно. Знаменательно то, что регулирующее воздействие законодательства в отношении унитарных предприятий проще, чем других коммерческих образований. Уставной фонд унитарного предприятия должен быт оплачен собственником полностью еще до самой регистрации предприятия. Он должен быть не менее 1000 минимальных месячных оплат труда. Снижение чистых активов ниже этого уровня влечет немедленную ликвидацию предприятия. В то же время, хотя закон и предусматривает известную взаимную независимость имущественной  ответственности предприятия и собственника по обязательствам друг друга, часть ответственности предприятия может быть возложена на собственника, если несостоятельность предприятия возникла по его вине.
Управление унитарными предприятиями осуществляется единоличным руководителем, назначаемым собственником и действующим в соответствии с уставом предприятия и указаниями собственника. Предмет деятельности, ее цели, механизмы управления и контроля определяются собственником. Сохраняя за собой собственность на имущество предприятия, собственник приобретает право на присвоение части полученной предприятием прибыли. Вопросы реорганизации и ликвидации предприятия также находятся в компетенции собственника
Казенное  предприятие - это предприятие, основанное на праве оперативного управления обособленной частью собственности государства, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия
Казенное предприятие  находится под наиболее жестким  контролем государства. Распоряжаться  движимым, иногда включая даже продукцию, и недвижимым имуществом оно может только с согласия собственника. Напротив, собственник по своему усмотрению может изъять часть имущества у предприятия и передать его третьим лицам. С другой стороны, государство несет и ответственность по имущественным и иным обязательствам казенного предприятия, покрывая возникающие убытки из бюджетных средств. Ликвидируются казенные предприятия только по решению правительства Российской Федерации.
Некоммерческой  организацией является образование, не имеющее извлечение прибыли в  качестве цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль среди участников. Она может быть представлена общественными и религиозными организациями, учреждениями, потребительскими кооперативами и благотворительными фондами, различными союзами и ассоциациями юридических лиц.
В индустриально развитых странах некоммерческие организации  действуют очень активно, и их роль постоянно растет. Важнейшим  аспектом деятельности некоммерческих организаций являются координация действий и защита интересов различных групп населения. Чрезвычайно активны эти организации в научной и образовательной сферах, а также в области инвестиционного посредничества, где они осуществляют подбор и экспертизу проектов, проведение исследований на рынке ценных бумаг и формирование фондовых портфелей
 Хотя  в  России  деятельность некоммерческих организаций  не столь ощутима и они занимают  пока скромное место в хозяйственной  системе, становление их идет  довольно быстрыми темпами. Между тем, должного законодательного обеспечения деятельности этого типа организаций пока нет, а новый Гражданский Кодекс России дает лишь общие принципы их организации.
Статус некоммерческой организации не означает, что она  не может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль. Специфика состоит лишь в том, что к некоммерческим организациям предъявляется ряд особых требований. Во-первых, в Уставе организации должны быть четко зафиксированы ее задачи, а также то, что она не ставит извлечение прибыли своей главной целью. Во-вторых, их предпринимательская деятельность может осуществляется только в целях обеспечения уставной деятельности. В-третьих, полученные  доходы не подлежат распределению среди участников. В четвертых, их имущество и средства могут использоваться только для достижения уставных задач. В-пятых, в учредительных документах должен быть строго прописан порядок принятия решений, реорганизации и ликвидации организации.
К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, союзы и ассоциации юридических лиц.
Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников.
Под данную хозяйственно-правовую форму подпадают различного рода потребительские союзы и общества, образуемые путем объединения паевых взносов участников. Потребительские  кооперативы занимают особое место  среди некоммерческих организаций. И связано это с тем, что в отличие от других некоммерческих организаций, в отношении кооператива как юридического лица его члены сохраняют имущественные права и обязательства. Это означает, что они, с одной стороны, несут солидарную и субсидиарную имущественную ответственность по его обязательствам и должны покрывать возникающие убытки за счет дополнительных взносов, а с другой, имеют право на распределение полученной от деятельности кооператива прибыли среди своих членов.
Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности интересов с целью удовлетворения нематериальных потребностей.
Собственность этих организаций  образуется за счет передаваемого их участниками имущества и взносов  последних. Члены организаций не несут никакой имущественной ответственности по обязательствам "организации", равно как и она по обязательствам своих членов.
  Фонд - не имеющая членства организация, образованная на основе добровольных имущественных взносов граждан и юридических лиц и преследующая в своей деятельности общественно полезные цели.
Фонды создаются для  осуществления благотворительной, культурно-просветительской, социальной, образовательной и т.п. деятельности. После регистрации в установленном  порядке фонд становится единственным собственником переданного ему имущества, а его учредители утрачивают всякие имущественные права и обязательства в отношении учрежденного образования. В случае же ликвидации фонда его имущество направляется на выполнение уставных целей. Самим фондам заниматься предпринимательской деятельностью запрещено, но они могут создавать хозяйственные общества и участвовать в них.
Управление фондом осуществляется через руководящие органы, создаваемые  в соответствии с Уставом, утвержденным учредителями. При этом непременным условием является назначение Попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда. Уставные положения фонда могут быть изменены только в том случае, если это допускается Уставом, в противном же случае право внесения изменений предоставлено только судебным органам. Ликвидация фонда возможна исключительно по решению суда в случае уклонения фонда от выполнения целей, предусмотренных его уставом, или невозможности их выполнения из-за недостатка средств.
Учреждение - организация, созданная собственником для выполнения функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
По направленности своей  деятельности "учреждения" во многом походят на фонды. Однако, в отличие  от них, учреждения не являются собственниками переданного им имущества и только распоряжаются им на правах оперативного Управления. Таким образом, собственник сохраняет за собой все права в отношении имущества учреждения и он же несет субсидиарную имущественную ответственность по обязательствам последнего. Учреждение может быть ликвидировано по решению собственника.
Объединения юридических лиц - договорное объединение юридических лиц, создаваемое в целях координации деятельности или защиты общих интересов его участников.
Обычно такие объединения представлены в форме различного рода "ассоциаций" и "союзов". Их имущество образуется из взносов его членов, которые несут имущественную ответственность по обязательствам "объединения" в порядке и размерах, определенных уставом. Осуществлять предпринимательскую деятельность "объединениям" запрещено. Она может вестись ими только через специально создаваемые для этого хозяйственные общества или участие в таковых. Состав "объединения" может изменяться, как пополняясь новыми членами, так и в результате выбытия отдельных участников - выходящих  по собственному желанию или исключенных. При этом выбывающий участник несет субсидиарную имущественную ответственность в отношении "объединения" еще в течение двух лет с момента выбытия.
 
 
1.5.Внутренние и внешние источники накопления предпринимательского капитала
 
На протяжении всей своей  деятельности предпринимателю приходится осуществлять инвестиции, объемы, характер и источники которых зависят  от периода деятельности.
Для организации предпринимательского бизнеса на его начальной стадии приходится осуществлять первоначальное вложение капитала. Выделяют стартовый капитал, представляющий собой сумму первоначального капитала и текущих расходов на начальной стадии производства. Стартовый первоначальный капитал расходуется на регистрацию предприятия, открытие банковского счета, покупку здания или права на его аренду, ремонт или перестройку здания, покупку машин, оборудования, приборов, патентов, лицензий.
Текущие же расходы включают: покупку сырья и материалов, арендную плату, зарплату, отчисления в социальные фонды и пр.
Таким образом, стартовый  капитал отражает потребность предпринимателя  в основном и оборотном капитале, направляемом на покупку производственных фондов (основных и оборотных), зарплату и затраты по управлению и другие производственные и непроизводственные расходы.
Все имеющиеся у предприятия  средства представлены в виде схемы [16, с.167]
 
Схема [16, с.167]
 

Источники покрытия стартового капитала и пополнения средств предпринимателя могут быть как собственные (внутренние), так и заемные (внешние).
Соотношение собственных  и заемных источников средств  определяется двумя видами факторов:
-Объективными – организационно-правовой формой предпринимательства, хозяйственной и рыночной конъюнктурой, состоянием и развитием национальной экономики, требованиями государственных регулирующих органов;
-Субъективными – предпринимательской способностью, положением и личными возможностями предпринимателя.
К собственным источникам относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, другие виды доходов, уставной фонд, амортизационный фонд, задолжность покупателям за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и пр.
К заемным источникам относят: кредиты и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолжность.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал.
Уставной капитал –  источник основных и оборотных средств фирмы, формируемый при ее организации. В свою очередь источники формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. В России они определены законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В качестве источников могут выступать: акционерный капитал, паевые взносы учредителей, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного капитала показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.
Внешнее финансирование может осуществляться путем получения  займов или путем выпуска акций. Финансирование с помощью займов представляет собой метод финансирования с использованием ссудных инструментов на рынке ссудных капиталов.
Кредит – это форма  движения ссудного капитала, т.е. денежного  капитала, представляемого в ссуду  на условиях возвратности и прибыльности. Источниками ссудного капитала являются:
-Капиталы рантье, т.е. лиц, не склонных заниматься предпринимательской деятельностью и живущих на проценты;
-Сбережения широких слоев населения; капиталы лиц, меняющих сферу предпринимательской деятельности; бюджетные остатки;
-Свободные капиталы предприятий; капиталы, переходящие от предприятия к предприятию в форме товарного кредита;
-Капиталы, образованные за счет выпуска банкнот.
В целом наличие кредита  способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение  оборота капитала и увеличивает  прибыль предпринимателя. Предприниматели чаще всего пользуются коммерческим и банковским кредитом. В зависимости от длительности пользования кредиты подразделяются на краткосрочные (возврат в течении года) и долгосрочные.
Краткосрочные займы  используются для покрытия ежедневных затрат по выплате зарплаты, покупке  сырья или продаже готовых  товаров. Из краткосрочных наиболее часто встречаются:
-Коммерческий кредит, напоминающий кредит по открытому счету в универсальном магазине, предоставляется одним предприятием другому для оплаты сегодняшней покупки в будущем;
-Займы у финансовых институтов, например банковский кредит, который является надежным источником для краткосрочных вложений, но имеет свои недостатки: размер может быть ограничен, срок возврата устанавливается банком, система возврата может быть неудобна;
-Займы у инвесторов, когда крупные предприятия могут обратится к своим вкладчикам в поисках средств для краткосрочных целей (например, продав коммерческие бумаги – своего рода долговые расписки корпорации, обязующейся вернуть долги с процентами).
Источниками долгосрочного  финансирования служат: нераспределенная прибыль, продажа акций и облигаций и долгосрочные займы.
Долгосрочные займы  – это средства, которые будут  использоваться года. Они применяются в основном при дорогостоящих покупках оборудования, зданий, развертывания большинства исследовательских работ. Наиболее часто встречается такой вид долгосрочного займа, как закладная, или кредит под обеспечение недвижимостью (землей, зданиями и пр.)
Многие крупные корпорации получают дополнительные средства за счет выпуска облигаций. Облигация  – это ценная бумага, свидетельствующая  о внесении ее владельцем определенной суммы денег, которая должна быть возвращена ему через определенный срок, и дающая право на получение процентов один или два раза в год. Реализация облигаций является удобной для корпорации формой привлечения инвестиций по нескольким причинам:
-это тоже кредит, только у общества;
-как и в банке, по облигациям платятся проценты чаще всего два раза в год (купонный платеж);
-длительный срок – обычно 10 лет до погашения (иногда 30 лет).
Выпуск облигаций более  предпочтителен, чем банковский кредит, но проценты должны быть выше, чем в  банке, иначе облигации не будут покупаться. Облигации корпораций представляют собой долговые расписки, продаваемые обычно по номиналу.
Акционерные общества используют такую форму привлечения общественного  капитала, как выпуск акций. Акция  – ценная бумага, свидетельствующая о внесении денежной суммы ее владельцем и дающая право на получение дивиденда, а также участие в управлении данной компанией.
В отличие от держателей облигаций, которые являются кредиторами  корпорации, акционеры являются ее собственниками. Это дает им возможность  принимать участие в голосовании по выборам в совет директоров и распределении доходов.
Открытая подписка на акции имеет свои преимущества и  свои недостатки. К преимуществам можно отнести:
 во – первых, способствует  сбору средств. Полученные за  счет продажи ценных бумаг средства могут быть использованы для расширения  и модернизации производственных мощностей, погашения задолжности, диверсификации деятельности и других целей. Первичное размещение ценных бумаг способствует также успеху  в будущей деятельности по мобилизации капитала: увеличение собственного капитала элемента дает акционерной компании возможность привлекать заемный капитал на более выгодных условиях,  облегчает доступ к рынкам ценных бумаг для дополнительного предложения акций или долговых обязательств;
во – вторых, обеспечивает информацию для партнеров и клиентов;
в – третьих, стимулирует  персонал за счет продажи акций внутри фирмы;
в – четвертых, создает  возможность использования акций.
К недостаткам следует  отнести:
-потери в контроле и гибкости управления; расходы по выпуску и размещению акций;
-давление рынка (при изменении конъюнктуры);
-необходимость подбора компетентной команды для организации выпуска и размещения акций.
Финансирование корпораций посредством выпуска новых акций  – самый дорогостоящий способ финансирования. Западные компании прибегают к нему в самом крайнем случае, если нет возможности профинансироваться через выпуск облигаций, банковский кредит или даже продажу части имущества. Выпуская акции из-за недостатка средств, бизнесмен теряет пропорционально выпуску долю самостоятельности в управлении.
Следует помнить, что  чем больше используется различных  источников финансирования, тем большие  проблемы испытывает предприятие в  своем росте.
 
 
1.6.Принципы  ведения коммерческой деятельности предприятия
 
Итак, существует огромное количество коммерческих предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в различных областях экономики: производство, сельское хозяйство, строительство, предприятия платных медицинских  услуг, оптовая и розничная торговля,  кредитование, финансы и страхование и т.д.
Извлечение максимальной прибыли  является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение  и реализацию набора целевых установок  тактического и стратегического порядка, таких как:
-увеличение объема продаж;
-достижение более высоких темпов роста;
-увеличение доли рынка;
увеличение прибыли по отношению  к вложенному капиталу;
-увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
-увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
-изменение структуры капитала.
Характер целевых установок  предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, часто не столько ради достижения определения уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
Минимизация убытков  является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия  неразрывно связанны между собой. Будучи ориентированно на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение  прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков.
 
 
 
 
 
 
 
1.7.Предпринимательский риск
 
1.7.1.Предпринимательский  риск: истоки и сущность 
 
О


существление предпринимательства  в его любом виде связано с  риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским. Выясним истоки и причины такого риска и формы его проявления для того, чтобы далее уяснить способы его предотвращения.
В связи с развитием  рыночных отношений предпринимательскую  деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Рынок – это, прежде всего  экономическая свобода. Государственное  регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, а в какой-то степени складывается случайным образом.
За экономическую свободу  приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся,  прежде всего, к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.
Следовательно, осваивая предпринимательство, приходится иметь  дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы. Из сказанного следует первое правило поведения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.
Предприниматель вынужден изучать риск, возникающий при  производстве, закупке, продаже продукции  и при всех других видах деятельности предприятия.
В рыночной экономике первостепенными элементами риска являются непредсказуемость конъюнктуры рынка, спроса цен и поведения потребителя. Предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучение доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде пре
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.