На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Язык как признак этноса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Контрольная работа
 
По предмету:  Этносоциология
На тему:
«Язык как признак этноса»
 
 
 
Специальность «Политология»
                                                                       ФИО
 
         Проверил:_________________
 
 
 
 
 
 
 
 
Краснодар 2013
 
 
 
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность работы обусловлена непростой языковой ситуацией в современном российском обществе. Государственная власть предпринимает попытки создать благоприятные условия для сохранения богатства и развития русского языка, а так же «материнских» языков российских этносов.
Разработка эффективной языковой политики невозможна без учёта этносоциального контекста эволюции и функционирования языка. Активизация различных иноязычных влияний и ускорение процессов языковых взаимодействий актуализируют значимость проблем языковой идентичности, роли и места языка в процессе этногенеза.
Предметом исследования является язык в качестве важнейшего, генерирующего этнокультурного  признака.
Цель работы: рассмотреть роль и место языка в системе признаков этноса, продемонстрировать функцию этнической консолидации, которую реализует язык.
Методологической базой работы послужили исследования зарубежных и отечественных философов, культурологов, лингвистов, этносоциологов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Язык: теоретические аспекты
 
В учебнике С.Г.Тер-Минасовой «Язык и межкультурная коммуникация» представлены наиболее известные определения языка1. Приведём их:
Язык — совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих (В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Язык — одна из самобытных семиологических систем, являющаяся основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и т. п. (О.С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов).
Язык — стихийно возникшая  в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Н. Д. Арутюнова, Г. В. Степанов. Русский язык).
Язык — исторически  сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся  орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
Язык является важнейшим  определяющим признаком этнической общности.
В мире насчитывается несколько тысяч языков. Большинство из них объединяются в семьи. Семьи - крупные объединения родственных языков, произошедших от одного праязыка. Самая большая семья – индоевропейская.
В неё входят такие группы, как славянская, германская, иранская, романская, кельтская, индоарийская, балтийская и др. В свою очередь группы делятся на подгруппы.
По языковому признаку все народы России можно объединить в 4 языковых семьи2:
 
1. Индоевропейская семья  (80% всех жителей)
славянская группа
иранская группа
романская группа
германская группа
русские
украинцы
белорусы
поляки
таджики
осетины
курды
молдоване
 
немцы

 
2. Алтайская языковая  семья
 
тюркская группа
монгольская группа
тунгуссо-маньчжурская группа
палеазиатская группа
якуты
алтайцы
шорцы
тувинцы
хакассы
башкиры
татары
чуваши
карачаевцы
балкарцы
буряты
калмыки
эвены
эвенки
нанайцы
чукчи
коряки

 
 
3. Уральская языковая  семья
 
финская группа
угорская группа
самодийская группа
карелы
коми
коми-пермяки
марийцы
мордва
ханты
манси
ненцы
селькупы 

 
4. Кавказская языковая  семья
 
картвельская группа
дагестанская группа
адыго-абхазская группа
нахская группа
грузины
аварцы
лезгины
лакцы
даргинцы
адыгейцы
абхазцы
черкессы
кабардинцы
чеченцы
ингуши

 
Термин «русский язык» употребляется в широком смысле в 4 значениях:
1) Он обозначает совокупность  всех живых языков восточнославянской  ветви от времени вступления  их на историческое поприще  вплоть до момента образования  великорусской, украинской и белорусской  народностей; 
2) Применяется для  обозначения того письменного языка, который, сложившись на основе общеславянского литературного языка (т.н. церковнославянского), выполнял функции в Киевской и Московской Руси до образования русского (великорусского) национального языка;
3) Обозначает совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется в качестве родного языка русский народ;
4) Наконец, он обозначает  общерусский национальный язык - язык прессы, образования, государственной  практики3.
Язык – это не только система знаков, символически опосредующая мир человека, но и важнейший инструмент человеческой деятельности. В деятельности человека язык выполняет несколько важных функций4.
Основные из них:
    коммуникативная;
    познавательная (когнитивная);
    номинативная;
    аккумулятивная.
Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду – говорящему – выражать свои мысли, а другому – воспринимающему – понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка.
 Коммуникация –  значит общение, обмен информацией.  Иными словами, язык возник  и существует прежде всего  для того, чтобы люди могли  общаться.
 Познавательная, или когнитивная, функция языка (от латинского cognition – знание, познание) связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.
Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи. Способность слов символически замещать предметы помогает нам создавать свой второй мир – отдельный от первого, физического мира.
Аккумулятивная функция языка связана с важнейшим предназначением языка - собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека. Язык живет гораздо дольше человека, а порой даже и дольше целых народов.
Таким образом, чаще всего, характеризуя язык, квалифицируют его как средство общения, тем самым как бы подчеркивая его второстепенность, вспомогательность, сугубо «техническую» предназначенность. Безусловно, язык является совершеннейшим и универсальнейшим средством общения. Но это лишь одна из функций языка, но не единственная, а в каких-то условиях, может быть, даже и не самая главная.
 
2 Сущность и признаки  этноса
 
Социальная структура  общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей5.
К общностям социально-этнического  типа относятся:
    племя;
    народность;
    нация;
    этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в результате естественно-исторического процесса.
«Понятие «этнос» является исходным для характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность  для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях «нация», «народность», «этническая  группа» и др. Это общее – наличие определенной языковой и культурно-бытовой специфики, единого самосознания. Его принято называть этническим, а совокупности людей – «этносами». Понятие «этнос» охватывает все социально-этнические общности.
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Всего в мире насчитывается около 3-4 тысяч этносов.
Племя – этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов. Оно располагает своей территорией, племенной экономической общностью, имеет единый язык, собственное наименование, единство религиозных представлений и обрядов.
Народность – этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации.
Нация - исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре.
Производным от понятия  «этнос» является «этническая группа».
Этническая  группа – это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками.
Признаки этноса:
    язык;
    народное искусство;
    обычаи;
    обряды;
    традиции;
    нормы поведения;
    привычки.
Признаки – т.е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру.
В литературе есть ряд  попыток определения понятия  «этническая общность». Так, С. А. Токарев  формулирует это понятие следующим  образом: «Этническая общность есть такая общность людей, которая основана на одном или нескольких из следующих  видов социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии (если последняя сохраняется)»6.
Другой точки зрения придерживается В.И. Козлов: «Этническая общность – социальный организм, сложившийся на определенной территории из групп людей при условии уже имевшейся или достигнутой ими по мере развития хозяйственных и социально-культурных связей общности языка, общих черт культуры и быта, ряда общих социальных ценностей и традиций, а также значительного смешения резко отличавшихся расовых компонентов. Основными признаками этнической общности являются этническое самосознание и самоназвание, язык, территория, особенности психического склада, культуры и быта, определенная форма социально-территориальной организации или стремление к созданию такой организации»7.
При характеристике этноса, этнических общностей, немаловажное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается процесс  образования этнических общностей.
Этнические группы находятся в непрерывном контакте. В полиэтническом обществе функционируют различные языки, которые влияют на содержание и формирование этнокультурных норм. В свою очередь, формирование последних в значительной степени зависит от взаимной языковой компетентности этнических групп.
Коммуникативная компетенция предполагает владение средствами языковой системы, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, умение его организовать с учетом этнокультурных норм поведения.
 
3 Этнические характеристики языка
 
Оценка языка как  формального феномена - средства общения - неотделима от рассмотрения его функций  во внутри- и межэтническом измерениях8.
Язык в этнических границах его носителей - это не только и не столько средство общения, сколько память и история народа, его культура и опыт познавательной деятельности, его мировоззрение и психология, закреплявшийся из поколения в поколение багаж знаний о природе и космосе, о болезнях и способах их лечения, о воспитании и подготовке к жизни новых поколений людей в интересах сохранения и умножения этноса и его самобытности. Тем самым язык представляет собой форму культуры, воплощающую в себе исторически складывавшийся национальный тип жизни во всем ее разнообразии и диалектической противоречивости.
Таким образом, язык является средством идентификации для  тех, кто им владеет, а следовательно, и системой символов, значений, ценностей, вокруг которых консолидируется  человеческая общность, с четко выраженными, неповторимыми качествами, свойственными только ей.
Французский лингвист Ж. Вандриес писал: «В любой общественной группе вне зависимости от ее свойств  и величины язык играет важнейшую  роль. Он - самая крепкая связь, соединяющая  членов группы, в одно и то же время  он - символ и защита группового единства. Может ли быть более действительное орудие для утверждения факта существования группы? Язык так гибок, так богат оттенками, так тонок, так пригоден к самому различному употреблению; он - средство общения между членами группы, условный знак принадлежности к группе»9.
Важны тезисы Ж. Вандриеса  о том, что:
а) язык - это символ и  защита общественной группы;
б) язык - это «могущественный  инстинкт» этноса.
Утрата языка может привести к уничтожению его носителя – определенной общности, нации, этноса. Утрачиваются те ценности, ориентиры, которые были добыты этносом в ходе его истории.
Таким образом, язык –  это не просто форма и не просто средство коммуникации, это плюс к  тому и целый вполне самостоятельный  мир, законы и правила которого, будучи языковыми по своей сути, оказываются  исключительно тонко соотнесенными  как с соц
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.