На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Национализация экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Ведение.
Несмотря на наличие многих уровней, элементов и звеньев  хозяйствования, в экономической  системе любой страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния и содержания, проблем  и задач, факторов и перспектив совершенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные  сравнения), с показателями некоего «стандарта» благополучной хозяйственной системы. В эффективном управлении развитием хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет экономическая наука, которую можно рассматривать как отрасль национальной экономики.
Целью данной работы является изучение национальной экономики: ее сущности, структуры, уровней и целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
1.Национальная экономика  и ее сущность.
Национальная экономика  любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая  система. Она обладает совокупным экономическим  потенциалом, состоящим из отдельных  потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно  выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство  страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике  в неразрывном комплексе выступают  производство, распределение, обмен  и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она  есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
Национальная экономика  как целостный организм характеризуется  следующими признаками:
    Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
    Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
    Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
Объект национальной экономики  — это хозяйственная система  страны, входящие в нее уровневые  и звеньевые составляющие.
 
Предметом национальной экономики  выступают социально-экономические  процессы воспроизводства, проявляющиеся  в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.
Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные  на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам  страны, ее населения.
Субъект национальной экономики  — органы управления хозяйственной  системой страны, ее отраслями и  регионами, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед  данной наукой и областью национальной практики хозяйствования.
В национальной экономике  каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь  в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
2.Уровни и цели национальной  экономики.
Национальная экономика  стремится к стабильности, эффективности, справедливости через ряд целей:
1. Стабильного роста национального  объема производства;
2. Высокого и стабильного  уровня занятости при снижении  уровня безработицы до 5% ЭАН ;
3. Стабильного и невысокого  уровня инфляции;
4. Поддержание равновесного  внешнего баланса. 
Названные цели достигаются  через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования. Ими являются:
    фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
    денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
    политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
    внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
    Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
В национальной хозяйственной  системе страны выделяются несколько  уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны.
    Межстрановый уровень, т. е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
    Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.
    Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.
    Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.
    Комплексы отраслей национальной экономики: агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др
    Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.
    Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.
    Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций, всех видов промышленно-финансовых групп.
    Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества — АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).
    Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т. п.
В составе национальной экономики  любой страны происходят постоянные структурные, организационные и  другие изменения, обусловленные особенностями  ее хозяйственной системы и характеризующиеся  определенными тенденциями и  закономерностями развития.
Все уровни функционирования экономики страны, сегменты национального  рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между  уровнями национальной экономики и  внутри них опосредованы:
    формами собственности;
    движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов;
    потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т. п.).Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.
Деятельность отдельных  составляющих экономической системы  страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации  и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны современной системе         мирохозяйствования.
В настоящее время в  хозяйственной системе России действует  примерно 2 млн предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн человек, создающих валовой внутренний продукт государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики. При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.
 Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе охватывают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:
1) производство; 3) обмен;
2) распределение; 4) потребление.
В реальной практике национального  хозяйствования все процессы воспроизводства:
    развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным экономическим законам;
    не терпят волюнтаризма, т. е. волевого вмешательства в их содержание и развитие;
    находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;
    поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;
    не допускают разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;
    требуют комплексного, профессионального подхода в своем познании и управлении. Весь воспроизводственный процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:
    объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и стоимостном выражении;
    темп развития (спад или подъем);
    пропорция (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Структура национальной  экономики.
В.В.Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.
 Существуют два вида  структуры национальной экономики:
1) экономические структуры  определяющие функционирование  экономических единиц национальной  экономики. Изучение характера  взаимосвязей между ними представляет  интерес, так как они определяют  сущность национальной экономики;
2) неэкономические структуры,  определяющие функционирование  неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ  представляет интерес только  в той степени, в которой  эти единицы и взаимосвязь  между ними оказывают влияние  на функционирование национальной  экономики. Ф. Перу полагает, что  структура национальной экономики  отличается пропорциями и отношениями  между ее составляющими частями.
 Пропорция – это  значение подвергнутой анализу  единицы национальной экономики  по отношению к другим.
Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами  национальной экономики, способные  к изменению и сохранению.
 Р.Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:
1) он позволяет более  полно объяснить протекающие  в национальной экономике процессы;
2) он дает возможность  на основании данных, полученных  в результате проведения структурного  анализа, выработать более эффективную  и результативную национальную  экономическую политику, которая  будет более гибкой, адаптированной  и актуальной. Структура национальной  экономики
 Структура национальной  экономики – это совокупность  исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству  функциональных взаимосвязей между  различными единицами национальной  экономики. Выделяют следующие  виды структуры национальной  экономики: 
1) домашнее хозяйство,  подразумевающие рассмотрение структуры  национальной экономики как взаимосвязи  между домашними хозяйствами.  Выделение этого вида структур  связано с тем, что домашние  хозяйства являются мощным экономическим  субъектом, производящим значительную  часть национального богатства,  влияющим на характер других  взаимосвязей;
2) социальная структура,  исходящая из деления национальной  экономики на определенные сектора,  которые находятся между собой  в органичной взаимосвязи. Деление  производится по различным критериям,  например группам населения, предприятий,  видам труда. Обычно выделяют  государственный и частный сектора  экономики;
3) отраслевая структура,  предполагающая выделение отраслей  экономики и определение характера  и сущности взаимосвязи между  ними. Отрасль национальной экономики  – это единицы национальной  экономики, в процессе общественного  производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
4) территориальная структура,  предполагающая анализ географического  распределения производительных  сил в рамках национальной  экономики – разделение национальной  экономики на различные экономические  районы;
5) инфраструктура национальной  экономики, исходящая из определения  рода и характера взаимодействия  сфер экономики; 
6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера  соотношений различных товарных  групп, их импорта и экспорта.
 ВВП России, млрд. долларов  США 
 
 
Размер реального ВВП  России, млрд. долларов США
год
значение                   
2003
430.3
2004
591.2
2005
763.7
2006
989.9
2007
1299.7
2008
1660.8
2009
1222.0
2010
1479.8
2011
1885.0

 
Источник - CIA World Factbook
Показатели развития национальной экономики.
 Структура определенной  национальной экономики постоянно  изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает  научно-технический прогресс, который  изменяет характер производства, способствует возникновению новых  отраслей и сфер экономики.  Изменение характера общественного  производства, возникновение новых  отраслей, оказывает влияние на  характер взаимосвязей в национальной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.