На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по "Прогнозированию и планированию"

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2. Директивное  и индикативное планирование.
  Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
До  второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран  Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговариваться и ограничиваться.
Индикативное  планирование — это средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.
Индикативное  планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.
 
4. Планирование  как хозяйственно-организаторская  функция государства.
Сущность планомерности  в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность  свойственна каждому трудовому  акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования,
сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности  за невыполнение. По существу план —  это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.
 План выражает  наиболее оптимальный вариант  развития, ориентирует на получение  заранее известного результата, он — руководство к действию  и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при  наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться.
 Различают  планы стратегические, перспективные,  текущие, оперативные. 
Главной задачей  стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов.
Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования,
ожидаемых результатов  на период до 1 года.
 Процесс планирования  состоит из ряда звеньев, образующих  единую цепь.
Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем.
 
 
 
 
 
3. Зарубежный  опыт социально-экономического прогнозирования  и планирования.
В экономически развитых странах прогнозирование  обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.)
В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При  американском конгрессе функционирует  Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. XX в. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования - программирования - бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:
 
* как обеспечить  своевременное и эффективное  государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне;
* как обеспечить  свободу конкуренции, инициативу  и предприимчивость, должную мотивацию  к труду, инвестиции и инновации,  не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга.
С 1988 г. в США  введена система финансирования федеральных целевых программ, она  осуществляется в форме целевых  трансфертов, которые предоставляются  на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.
В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.
Большое значение, как и в других странах, придается  сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.
В настоящее  время в мире созданы мощные международные  организации, осуществляющие прогнозирование  в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.
В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых  оценивается экономичная ситуация:
1) на рынке  отдельного товара;
2) в конкретном  секторе экономики; 
3) на мировом  рынке. 
В прогнозах  рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления  государственных мер по регулированию рынка.
Мировая система  хозяйствования в настоящее время  активно использует возможности  не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:
а) макропланирование;
б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;
в) территориальное  планирование, т.е. прогнозы, бюджетные  планы и программы региональных и местных властей;
г) микропланирование  на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает  опыт индикативного планирования, который  уже несколько десятилетий плодотворно  используется в ряде стран мира.
 
 
5. Взаимосвязи  между прогнозированием и планированием.
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет количественно характеризовать будущее состояние объекта. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.
Формы предвидения тесно связаны в  своих проявлениях между собой и представляют последовательные, конкретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса — общенаучное предвидение состояний объекта; завершающий этап — разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.
 
6. Стратегическое  и тактическое планирование.
Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.
   Основная цель стратегического  планирования — обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.
 
13. Прогнозирование  научно-технического прогресса.
             Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогнозы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-технического прогресса.
В мировой практике в процессе разработки прогнозов развития науки и техники применяются как интуитивные, так и формализованные методы.  
При прогнозировании фундаментальных исследований широкое распространение получили системный анализ и синтез, методы экспертных оценок: сценариев, построения "дерева целей", морфологического анализа, "Дельфи", коллективной генерации идей.
При прогнозировании прикладных исследований и разного рода разработок применяются методы экстраполяции, экспертных оценок, моделирования, оптимизации, а также методы, основанные на анализе патентной документации и научно-технической информации.
В процессе прогнозных расчетов производства и эксплуатации новой техники используются методы экспертных оценок, экстраполяции, оптимизации, факторные и имитационные модели, система укрупненных балансовых расчетов. При выборе методов прогнозирования важным является глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение формализованных методов оправдано. В случае появления скачков необходимо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления. А на участках эволюционного процесса следует применять формализованные методы.
Стратегия НТП формируется на основе комплексного прогноза научно-технического развития и отражает приоритетные направления развития науки и техники. В рамках приоритетных направлений разрабатываются научно-технические программы.
В программно-целевой  технологии планирования новое содержание приобретает государственный заказ. Он должен играть роль своеобразного моста, соединяющего  текущее общественное потребление с новыми технологическими возможностями, а также быть как бы катализатором, инициирующим революционные технологические изменения.
План развития науки и техники должен являться стержнем плановых документов экономического и социального развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл.
8. Методы  прогнозирования. 
Прогнозирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого должен решаться широкий круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используются всего 15—20.
По  степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные .
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Среди интуитивных методов широкое  распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) приблизительно одного и того же уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы. Полученный таким путем "образец" — лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития.
К формализованным  методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.
Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНЕ). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНЕ: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.
Методы, моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.
 
10. Прогнозирование социального развития.
Прогнозирование социального развития представляет сложный многоэтапный процесс. В  данном процессе приходится решать множество разноплановых проблем, как теоретического, так и практического характера. Для успешного решения многих из проблем необходимо обладать обширным инструментарием прогнозирования. Основу инструментария прогнозирования составляют методы прогнозирования. На сегодняшний день разработано более двухсот различных методов, каждый из которых обладает своей областью применения, своими особенностями. Любой метод прогнозирования позволяет делать прогнозы с максимальной степенью достоверности в одних условиях, и является абсолютно неприменимым в других. Однако на практике сегодня на региональном уровне используются порядка 10-20 наиболее распространенных методов прогнозирования социально-экономического развития. В процессе совершенствования прогнозирования социально-экономического развития региона одним из направлений должно стать расширение базы применяемых методов. Для этого следует четко понимать особенности, преимущества и недостатки конкретных методов.
В рамках классификацииметодов социального прогнозирования можно выделить две большие однородные группы: интуитивные и формализованные методы прогнозирования. Данные группы принципиально отличаются по своей сущности. В рамках научных исследований наибольший интерес представляют методы, отнесенные ко второй группе, однако последние время всё чаще предпринимаются попытки исследования интуитивных методов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9. Методы  планирования и расчета плановых  показателей.
Плановый показатель - это форма выражения конкретного  задания, содержащегося в управленческом решении. Система плановых показателей должна учитывать объективные потребности и закономерности экономического и социального развития предприятия АПК.
Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно. Чтобы выполнять свою функцию - выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям.
Система показателей  должна:
охватывать все  стороны и аспекты развития предприятия;
обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);
обеспечивать  сопоставимость и сводимость различных  разделов плана;
быть динамичной, отражающей изменения в состоянии  объектов планирования, тенденциях их развития;
ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической  эффективности;
соответствовать ориентации предприятия на поддержание  устойчивой конкурентоспособности  на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);
иметь ограничения  в рамках обоснованной достаточности.
В планировании выделяют следующие группы показателей:
натуральные и  стоимостные;
количественные  и качественные;
абсолютные и  относительные;
утверждаемые и расчетные;
частные и обобщающие.
Натуральные показатели;
Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются  в физических единицах (тоннах, метрах, штуках и т.д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок и т.д.).
Современная экономика - сложнейшая система, развивающаяся  на инновационной основе, все блоки  которой теснейшим образом взаимосвязаны, требует сознательного постоянного поддержания основных динамических пропорций как на уровне народного хозяйства, региона, так и на уровне предприятия. В ней все большее значение отводится стоимостным показателям. С их помощью выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах. Например, показатель валовой продукции в сопоставимых ценах используется для выражения фактического объема продукции, изучения ее динамики, в том числе по отдельным отраслям и продуктам, расчетов производительности труда, материалоемкости и капиталоемкости продукции, уровня производства на единицу расходуемых ресурсов, уровня издержек на единицу валовой продукции.
 
6. Стратегическое  и тактическое планирование.
Стратегическое  планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.
   Основная цель стратегического  планирования — обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.
Если стратегия  организации отражает ее долгосрочные цели, то тактика отражает краткосрочные  цели, согласованные с ее долгосрочными  целями.
Тактика, как  правило, разрабатывается средним  звеном руководства организации в развитие стратегии и на более короткие сроки.
Процесс формирования тактических планов организации  предполагает, как правило, процедуру  их согласования между руководством организации и менеджерами среднего управленческого звена.
Нередко на разных фирмах в процессе согласования тактических планов можно наблюдать наличие противоположных интересов их руководства и менеджеров среднего управленческого эшелона.
 
 
 
 
 
 
 
 
11. Прогнозирование  экономического роста
Конечной целью  эк-го роста является рост потребления и состояния. В масштабе всего общественного производства, он характеризует увеличение объема производства товаров и услуг, и измеряется как в абсолютных, так и в относительных величинах.
Различают 2 типа экономического роста: экстенсивный и  интенсивный.
Экстенсивный тип представляет экономический рост, достигнутый путем наращивания масс используемых факторов производства, т.е. за счет количественного увеличения объема производства применяемых ресурсов, при сохранении неизменной технической базы производства.
Основными факторами  этого типа является увеличение числа  занятых работников, рабочего времени, основных и оборотных фондов, инвестиций при стабильном уровне. При этом типе развития  может возрастать эффективность хозяйствования, т.к. имеет место эффект масштаба (экономия, получаемая от снижения постоянных издержек производства в результате увеличения его объема или масштаба самого предприятия). Это обеспечивает возможность углубления специализации и управления, применение крупных производственных мощностей, повышающих производительность труда.
Интенсивный тип  развития имеет место тогда, когда  эк-ий рост базируется на применении в  процессе производства более совершенных  факторов производства, а также более  напряженного использования имеющегося производственного потенциала и других ресурсов.
К основным факторам этого типа относят: 1) разработка и  внедрение новой техники и  технологии; 2) повышение квалификации работников; 3) сокращение производственного  цикла; 4) ускорение операции и оборота  имеющегося фонда; 5) структурное преобразование в экономике; 6) улучшение организации производства; 7) снижение ресурсоемкости продукции и т.д.
Результатами  интенсивного развития является увеличение выхода конечной продукции с каждой единицы повышения качества и  рентабельности продукции.
В последние  годы появляется еще один тип развития – инновационный. Он отличается от других целенаправленным производством  новой и постоянно-обновляемой  продукции, в том числе факторов инновации продуктов (материалов, техники), ему присуще нововведение в технологической базе. Такие свойства обеспечивают эффективный экономический рост.
Для оценки динамики эк-го развития используются эк-ие показатели, отражающие производство и потребление  совокупного продукта, созданного хозяйствующими субъектами, имеющими отношение к данной стране: ВВП и ВНП.
Все показатели в рамках системы национальных счетов ВВП рассчитываются с помощью  нескольких методов: производственный метод, метод конечного использования  и подоходный метод.
При расчете  методом конечного использования суммируются все расходы. В итоге мы получаем стоимостное отношение товаров и услуг на территории данной страны и потребленных внутри страны и вне.
ВВП = C + G + I + Nx, где С – личные потребительские расходы, G – расходы гос-ва, I – валовые частные инвестиции, Nx – чистый экспорт товаров и услуг, сальдо экспорта и импорта (минус).
Для характеристики эк-го роста используется динамика общего производства, показателями которой  являются темпы роста и прироста.
Т = (ВВПt / ВВПб)* 100  Годовые темпы прироста определяются как разность между ВВПt и ВВПб        дельтаТ =( ВВПt - ВВПб) / ВВПб
Специалисты считают, что экономика любой страны должна стремиться обеспечить рост национального  дохода в размере 3-4%, иначе население  перестанет ощущать улучшение жизни.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12. Прогнозирование  и регулирование внешнеэкономических  связей.
Внешнеэкономические связи (ВЭС) охватывают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность. В то же время ВЭС представляют собой подсистему мирового хозяйства. Во всем мире в настоящее время наблюдается развитие интеграционных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и имеют определенную договорно-правовую основу. Важнейшими направлениями интеграции в мировую экономику являются международная торговля и интернационализация производства. Наиболее полно внешнеэкономические связи реализуются при обеспечении научно обоснованного их прогнозирования и планирования. Среди важнейших форм ВЭС следует выделить: внешнюю торговлю; кредитные взаимоотношения; научно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами; межгосударственные связи в сфере услуг; валютно-финансовые операции. Практическое осуществление экономических связей хозяйствующими субъектами данного государства с другими странами характеризуется как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она охватывает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных товаров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с совершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров. Объем внешней торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту). Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, без их переработки. Импорт — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера. Реимпорт — ввоз из-за границы отечественных товаров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не подвергались там переработке. Способность страны производить определенное количество конкурентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономических и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры. Для осуществления регулирования ВЭД государство вырабатывает внешнеэкономическую политику, которая представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда. Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика. Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и нетарифное регулирование. Прогнозирование ВЭС позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, межгосударственной специализации и кооперирования, кредитного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны. Центральное место занимает прогноз внешней торговли, в процессе которого определяются: совокупный объем внешнеторгового оборота; объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и отдельным странам; спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках; динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза; внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу международного оборота. Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию ВЭС.
 
21. Планирование  развития государственного сектора  экономики.
Одним из видов  комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.
Разработка комплексного экономического прогноза преследует две  цели:
Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области  экономической и социальной политики.
Во-вторых, его  показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.
Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено  без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.
 
 
15. Классификация  прогнозов и планов.
В соответствии с установленным порядком в Российской Федерации разрабатываются государственные  прогнозы и программы социально-экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития отражают демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер деятельности.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется. Исходной основой разработки является концепция  социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, содержащаяся в первом после вступления в должность Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
Краткосрочный прогноз социально-экономического развития включает разделы:
Основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ;
Социальное развитие;
Развитие науки;
Формирование  и расходование средств внебюджетных и целевых бюджетных фндов;
Приватизация;
Платежный баланс;
Развитие фондового  рынка;
Консолидированный бюджет;
Динамика производства и потребления.
Разрабатываются также прогнозы социально-экономического развития на квартал. Для этого Госкомстат РФ представляет в Минэкономики РФ итоги развития РФ за 2 месяца и оценку развития за предыдущий квартал. Минфин РФ представляет в Минэкономики РФ прогноз финансовых показателей на предстоящий квартал и итоги выполнения бюджета за прошедший квартал. Минэкономики РФ ожидаемые показатели развития за истекший квартал и варианты прогноза на будущий квартал представляет на рассмотрение в Правительство РФ.
Планирование  подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское.
Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения  необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на основные средства производства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.
Индикативный  план опирается на два начала. С  одной стороны, он является ориентирующей  информацией для разработки программ или отдельных показателей. В  этой части он носит рекомендательный характер: показатели используются в  качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении. Для вошедших в орбиту индикативного плана хозяйствующих субъектов его показатели являются обязательными, так как их невыполнение делает невозможным решение поставленных планом задач.
Договорное планирование регулирует коммерческие отношения  субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления. Договорные отношения формируют  устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка.
Предпринимательским планированием является функция  предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
16. Классификация  и содержание целевых комплексных  программ.
Федеральные целевые  программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы  являются одним из важнейших средств  реализации структурной политики государства, активного воздействия на его  социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа  может включать в себя несколько  подпрограмм, направленных на решение  конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Целевая программа  состоит из следующих разделов:
 характеристика  проблемы, на решение которой  направлена целевая программа;
 основные  цели и задачи целевой программы  с указанием сроков и этапов  ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
 перечень  программных мероприятий;
 обоснование  ресурсного обеспечения целевой  программы;
 механизм  реализации целевой программы,  включающий в себя механизм  управления программой и механизм  взаимодействия государственных заказчиков;
 оценка социально-экономической  и экологической эффективности  целевой программы.
Целевая программа  также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются  следующие требования.
Первый раздел целевой программы должен содержать  развернутую постановку проблемы, включая  анализ причин ее возникновения, обоснование  ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел целевой  программы должен содержать развернутые  формулировки целей и задач программы  с указанием целевых индикаторов  и показателей.
Требования, предъявляемые  к целям программы:
 специфичность  (цели должны соответствовать  компетенции государственных заказчиков целевой программы);
 достижимость (цели должны быть потенциально  достижимы);
 измеряемость (должна  существовать возможность проверки  достижения целей);
 привязка к временному  графику (должны быть установлены  срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
Раздел должен содержать  обоснование необходимости решения  поставленных задач для достижения сформулированных целей программы  и обоснование сроков решения  задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой  программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
Программные мероприятия  должны предусматривать комплекс мер  по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при  их реализации.
В отдельных случаях для  достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может  содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных  правовых актов.
В четвертом разделе целевой  программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к  пятому разделу целевой программы  изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ".
Шестой раздел целевой  программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Методика оценки эффективности  целевой программы разрабатывается  государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
17. Методы планирования  и расчета плановых показателей.
Плановый показатель - это  форма выражения конкретного  задания, содержащегося в управленческом решении. Система плановых показателей должна учитывать объективные потребности и закономерности экономического и социального развития предприятия АПК.
Плановые показатели не могут  устанавливаться произвольно. Чтобы  выполнять свою функцию - выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям.
Система показателей должна:
охватывать все  стороны и аспекты развития предприятия;
обеспечивать  единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных  и информационно-ориентированных);
обеспечивать  сопоставимость и сводимость различных  разделов плана;
быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;
ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической  эффективности;
соответствовать ориентации предприятия на поддержание  устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);
иметь ограничения  в рамках обоснованной достаточности.
В планировании выделяют следующие группы показателей:
натуральные и  стоимостные;
количественные и качественные;
абсолютные и  относительные;
утверждаемые  и расчетные;
частные и обобщающие.
Натуральные показатели;
Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются  в физических единицах (тоннах, метрах, штуках и т.д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок и т.д.).
Современная экономика - сложнейшая система, развивающаяся на инновационной основе, все блоки которой теснейшим образом взаимосвязаны, требует сознательного постоянного поддержания основных динамических пропорций как на уровне народного хозяйства, региона, так и на уровне предприятия. В ней все большее значение отводится стоимостным показателям. С их помощью выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах. Например, показатель валовой продукции в сопоставимых ценах используется для выражения фактического объема продукции, изучения ее динамики, в том числе по отдельным отраслям и продуктам, расчетов производительности труда, материалоемкости и капиталоемкости продукции, уровня производства на единицу расходуемых ресурсов, уровня издержек на единицу валовой продукции.
 
18. Программа  социально-экономического развития  РФ на среднесрочную перспективу.
Программа социально-экономического развития - документ, определяющий цели и основные направления развития региона или муниципального образования на среднесрочную перспективу (3-5 лет) в соответствии со стратегическими целями развития:
 Обеспечивает  реализацию Стратегии развития  субъекта РФ или муниципального  образования с точки зрения  механизмов и ресурсов;
 Обеспечивает  реализацию стратегических целей  федерального уровня на территории  региона, а для муниципального  образования - реализацию целей  федерального и регионального  и регионального уровня на  территории муниципального образования; 
 Направлена  на эффективное использование экономического потенциала, повышение уровня и качества жизни населения субъекта РФ или муниципального образования;
 Для субъекта  РФ разрабатывается в соответствии  с Типовым макетом, утвержденным  Минэкономразвития России.
 
14. Планирование доходов государственного бюджета.
Доходы госбюджета: налоги; поступления от внешнеэкономической  деятельности; поступления средств  от приватизации имущества предприятий; централизация части амортизационных  отчислений; поступления средств  от продажи военного имущества; сборы и другие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.