На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Международная торговля и внешнеторговая политика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Министерство  науки и образования РФ
 
Вологодский государственный  технический университет.

Кафедра экономики  и менеджмента

 
 

Контрольная работа по дисциплине

Мировая экономика

Тема: «Международная торговля и внешнеторговая политика»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вологда

СОДЕРЖАНИЕ                                                                       Стр.

Введение                                                                                                 3

Международная торговля и внешнеторговая политика                  4

Практическая часть                                                                               12

Список литературы                                                                               14 
ВВЕДЕНИЕ

 
Международная торговля товарами занимает центральное место в общей системе международных экономических отношений. Именно с международной торговлей, так или иначе, связано население всех без исключения стран современного мира. В сфере международной торговли реализуются экономические интересы ее участников — отдельных государств, их группировок и союзов, корпоративного бизнеса разного уровня — от малых предприятий до сверхкрупных ТНК, участвующих в международной торговле физических лиц. При этом, осуществляя внешнеторговые операции, субъекты международных экономических отношений включаются в сложные и противоречивые процессы международной конкуренции.
Используемые государствами в своей внешнеторговой политике элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе МЭО, во внешнеторговой политике других государств, группировок и используемые при этом формы политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств.
Россия, имеющая большую долю малоэффективных предприятий, вынуждена опираться на методы протекционизма.
 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Внешняя торговля занимает важное место в системе международных  экономических отношений. Для многих стран в последние годы она стала основным фактором экономического развития. Широкий обмен товарами между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка в целом. Современный мировой рынок – это сфера обмена, которая охватывает совокупное товарное обращение различных стран, являющихся его составными элементами.
Рост мировой торговли обусловлен рядом причин:
– развитием национальных рынков товаров и услуг;
– неравномерностью развития отдельных отраслей в рамках национальных экономик;
– тенденцией постоянного расширения производства в целях получения прибыли.
Стремление к получению  прибыли и сравнительно узкие  рамки национальных рынков заставляют корпорации и отдельные предприятия  искать источники сбыта на внешних  рынках. Для промышленных стран необходимы рынки сбыта промышленных товаров, оборудования, новых технологий. Развивающиеся страны нуждаются в новых рынках для сырья и сельхозпродукции.
В современных условиях отдельные страны стали звеньями мирового хозяйства, а их экономики  попали в сильную зависимость от внешнего рынка. Особенно это характерно для экономик развивающихся стран. Связана данная особенность с тем, что в течение длительного времени эти страны развивались как аграрно-сырьевые придатки индустриальных стран Запада. Поэтому развивающиеся страны в основной своей массе имеют слабую промышленную базу и зависят от индустриально развитых стран.
Растущая зависимость  стран от внешней торговли и внешних  рынков отражает объективно действующую  тенденцию к хозяйственному сближению  различных государств. Это нашло свое отражение в создании различных торговых союзов, объединений, в развитии интеграционных процессов в Западной Европе, Азии, Америке и Африке на протяжении второй половины ХХ века.
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государствами. Ввозимые в страну товары образуют ее импорт, а вывозимые – экспорт. Сумма импорта и экспорта каждой страны составляет ее внешнеторговый оборот. Разница между совокупным импортом и экспортом называется сальдо торгового баланса. Оно может быть активным и пассивным. При отрицательном сальдо страна-должник обязана выплатить другим странам задолженность денежными средствами или поставкой дополнительной продукции либо получить кредит от страны-поставщика.
Степень включения страны во внешнеэкономические отношения характеризуется отношением стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Рост экспортных заказов означает увеличение занятости и доходов, а рост импорта равносилен по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и общий спрос сокращается.
Структура мирового товарооборота  показывает соотношение в общем  его объеме тех или иных частей в зависимости от избранного признака.
Общая структура отражает соотношение экспорта и импорта  в процентах или в долях. В физическом объеме это соотношение равно 1, а вот в суммовом доля импорта всегда больше, чем доля экспорта. Это связано с тем, что экспорт оценивается в ценах FOB (Free on board), по которым продавец оплачивает только доставку товара в порт и его погрузку на борт судна; импорт же оценивается в ценах CIF (cost, insurance, freight, т.е. они включают в стоимость товара, стоимость фрахта, страховые расходы и иные портовые сборы).
     Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь ввиду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы – спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.
В мировой практике используются различные системы классификации  товаров и услуг. Например, в торговле товарами используется Стандартная  Международная Торговая Классификация (ООН) – СМТК, в которой 3118 основных товарных позиции объединены в 1033 подгрупп (из них 2805 позиций входят в 720 подгрупп), которые агрегированы в 261 группу, 67 отделов и 10 разделов. Большинство стран используют Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (в т.ч. с 1991 г. – РФ).
Географическая структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков – совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении) движущихся между странами.
Различают товарные потоки: между СРРЭ. Их принято обозначать “Запад-Запад” или “Север-Север”. На них приходится около 60% мирового товарооборота; между СРРЭ и РС, которые обозначают “Запад-ЮГ” либо “Север-Юг”, на них приходится свыше 20% мирового товарооборота; между СРРЭ и странами переходной экономики (СПЭ) – “Запад-Восток”, “Север-Восток”, на которые приходится около 10% мирового товарооборота; между РС – “Юг-Юг” – около 10%; между странами переходной экономики и социалистическими странами – “Восток-Восток”, “Юг-Восток” – примерно по 1% мирового товарооборота.
В географической структуре следует различать также региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточной Азии), одной интеграционной группировки (например, ЕС) или одной корпорации (например, какой-либо ТНК). Каждый из них характеризуется своей общей, товарной и географической структурой и отражает тенденции и степень интернационализации и глобализации мировой экономики.
Поскольку национальные хозяйства всех стран в той или иной мере зависят от внешней торговли, то государство в законодательном порядке устанавливают определенные правила и условия внешнеторговой политики. Исторически сложились два подхода такой политики: протекционизм и свободная торговля.
Протекционизм– это система ограничений импорта, которая включает введение высоких таможенных пошлин, запретов на ввоз определенных продуктов и других мер, препятствующих конкуренции импортных товаров с местным производством. Политика протекционизма, с одной стороны, защищает национальную промышленность и сельское хозяйство, способствует развитию общественного производства. С другой стороны, она выводит национальное хозяйство из жесткой конкуренции, ослабляет стимулы к снижению затрат на производство продукции и повышению ее качества.
Свободная торговля– это внешнеторговая политика, при которой не устанавливаются какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику могут проводить только страны с высокой эффективностью национальной экономики.
На практике все государства  стремятся проводить сбалансированную внешнеторговую политику, избегая как  излишнего протекционизма, так и  абсолютного либерализма.
Внешнеторговая  политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.
Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм).
Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики.
В период первоначального  накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.
Протекционизм – это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции.
В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных  отраслей отечественной экономики  необходима на определенный срок, чтобы  способствовать организованной перестройке  производства. Однако при этом существует опасность, что такая защита станет постоянной, если она служит интересам деловых или политических кругов.
Такая временная защита не противоречит главной цели сторонников  свободной торговли – максимальной специализации на основе сравнительных  преимуществ. Только с помощью временного равенства условий конкуренции отрасль способна достичь той стадии развития, которая позволит ей в полной мере использовать свой потенциал.
Негативным моментом при защите новых отраслей с помощью  мер протекционизма является тот  факт, что отрасли, нуждающиеся в опеке, часто выбираются не на основе сравнительных преимуществ, а по политическим мотивам. При этом предоставляемая протекция может быть чрезмерной и продолжаться дольше, чем это необходимо.
В современной практике регулирования международного обмена проявляется объективная потребность в повышении степени интернационализации производства и капитала.
Современный механизм либерализации мировой торговли обладает рядом особенностей.
1. Значительно расширен круг регулирующих мер со стороны как национальных государств, так и наднациональных экономических организаций. Эти меры вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни.
2. Существенно возросла роль согласованных международных действий, координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового оборота.
3. Несмотря на то что между отдельными странами до сих пор вспыхивают «торговые войны», в настоящее время удалось добиться долговременного и значительного снижения экономических барьеров на пути развития международной торговли.
Необходимо отметить, что активизация международного обмена обусловила объективную потребность  в его либерализации. Причем либерализация  – это не столько предпосылка, сколько средство в расширении товарооборота. Либерализация торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах мира после окончания Второй мировой войны.
Таким образом, тенденция к либерализации  обусловлена решением задач расширения мирохозяйственных связей в условиях интернационализации производства. Она нужна для экономической кооперации в интересах взаимной выгоды благодаря более эффективному использованию ресурсов мировой экономики.
Основных успехов политика либерализации  достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в период после Второй мировой войны существенно сократился. Характер таможенных тарифов обусловливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание соответствующего международного института – Всемирной торговой организации, по линии которой проходят многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин.
В основу правового механизма  ВТО были положены следующие принципы и нормы:
– не дискриминация в торговле, т. е. уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также по отношению к правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
– использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;
– прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;
– взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
– разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
Понятие открытой экономики. Открытость экономики обычно рассматривается в функциональном и институциональном аспектах. Функциональный подход определяет степень вовлеченности страны в международное разделение труда или зависимость национального воспроизводства от внешнеэкономических связей. На практике функциональная открытость оценивается чаще всего отношением экспорта и импорта к ВВП страны.
Институциональная открытость измеряется уровнем либерализации торгового и валютного режимов страны. Принимается в расчет значение торговых субсидий, косвенных налогов, валютных, лицензионных и других ограничений.
Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировой экономике. Считается, что внешнеторговый оборот начинает оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на национальную экономику с того момента, когда он достигает уровня около 25 % к валовому внутреннему продукту.
Другим критерием открытого  характера экономики является коэффициент  эластичности внешнеторгового оборота  п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.