На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центральные органы исполнительной власти РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение
 
1. Органы исполнительной  власти: понятие, система и правовое  положение
1.1 Понятие и принципы  органов исполнительной власти
1.2 Классификация органов  исполнительной власти
1.3 Полномочия органов  исполнительной власти: регулирование,  реализация
2. Система и структура  федеральных органов исполнительной  власти и их правовое положение
2.1 Система федеральных  органов исполнительной власти
2.2 Правительство РФ  в системе органов исполнительной  власти
2.3 Федеральные органы  исполнительной власти РФ
3. эффективность деятельности 
Заключение
Список использованных источников
 
 
 
 
 
 
Введение
Государство осуществляет свои функции через органы и должностных  лиц. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и органы местного самоуправления», — гласит ч. 2 ст. 3 Конституции РФ 1993 года. Эту позицию поддерживает Э.В. Талапина: «Соотношение государства и его органов можно представить следующим образом. Государство как политическая организация общества существует в лице своих органов. Нет и не может быть государства, представляющего собой абстрактную системную категорию, без реальной «жизни» его в виде государственных органов. Орган государства – не просто его часть, это олицетворение государства, если так можно выразиться, осязаемая его часть. Всю систему государственных органов можно представить в качестве формы существования государства. Соотношение рассматриваемых понятий является диалектическим – государственный орган выступает внешней формой государства. Не переставляя при этом оставаться наполнителем, составляющим структуру государства»1
Понятие органа исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия  определяется свойствами исполнительной власти, — считает Ю.М. Козлов. Орган исполнительной власти относится к государственным органам и в этом своем качестве отличается в соответствии с современным состоянием российского законодательства, от органа исполнительной власти местного самоуправления, а также исполнительных органов предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений. Функциональное назначение первого – осуществление исполнительной и распорядительной деятельности по руководству хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Для выполнения возложенных функций органы исполнительной власти наделены государственно-властными полномочиями, реализуемыми ими в характерных для этих органов правовых формах. Для органа исполнительной власти критерием является его место в общественном разделении труда. А таковым является — управление, реализация государственной власти. Органы исполнительной власти как государственные органы — это организации, наделенные государственно-властными полномочиями. Они наделены ими для осуществления руководства государственными предприятиями, учреждениями, населением, а также для выполнения иных специальных задач [1, с.104]
Объектом  моей курсовой работы являются «Центральные органы  федеральной исполнительной власти в Российской Федерации». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Я так же  рассмотрела деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что органы  исполнительной власти являются частью государственного аппарата  и выполняют значительный объем функций государства. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность.  А так же актуальность выбранной темы состоит еще в том, что без органов исполнительной власти невозможна организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение органов федеральной исполнительной власти.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику  органов исполнительной власти;
- рассмотреть систему и структуру органов федеральной исполнительной власти в Российской Федерации;
- рассмотреть  деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных  министерств и иных федеральных органов исполнительной власти  и  эффективность деятельности.
Курсовая работа написана с использованием учебной литературы, на основе положений Конституции  Российской Федерации 1993г.,указов Президента Российской Федерации , федеральных законов, актов и положений.
 
 
 

1. Основная часть
1.1 Характеристика органов исполнительной власти
Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о государственной  деятельности по её практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно государственно-властному механизму, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция Российской Федерации 1993 г. установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной [1;68].
Впервые конституционное  упоминание об органах исполнительной власти появляется в ст.77 Конституции  Российской Федерации, в которой говорится о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. [2;231].
Действующее российское законодательство, наряду с широким  использованием термина "органы исполнительной власти", часто содержит упоминания об "исполнительных органах", о "государственных  органах управления".
Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.
Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.
Для исполнительной власти характерны следующие признаки: [4;60]
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную  ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.
Исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
Отличительным признаком  исполнительной власти является то, что  власть реализуется в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.
Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации [4;77]. Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.
Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий[4;11].
Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения. [5;47] Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
1.2 Система и структура  органов исполнительной власти
В Российской Федерации  создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции(приложение 1).
В Конституции закреплены термины системы и структуры  федеральных органов исполнительной власти. Так, п. "г" ст. 71 Конституции устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Однако о структуре федеральных органов исполнительной власти в Конституции упоминается только в связи с назначением Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Система федеральных  органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. "О  системе федеральных органов исполнительной власти" и Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" [2;8] и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России.
Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую  составляет совокупность государственных  органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный  механизм ее реализации.
Постоянно действующим  организационным фактором механизма  исполнительной власти являются находящиеся  на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны, видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов, не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они не "изымаются". В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Все это -- "рабочий механизм" исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления. [6;98]
Взаимосвязь различных  звеньев федеральных органов  исполнительной власти можно представить в виде схемы (приложение 2).
Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями  республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с принципом  федерализма действующая система  исполнительной власти состоит из следующих  звеньев:
1. Федеральные органы  исполнительной власти Российской  Федерации:
· Правительство Российской Федерации.
· Федеральные министерства.
· Федеральные агентства.
· Государственные комитеты Российской Федерации.
· Федеральные комиссии России.
· Федеральные службы России.
· Федеральные надзоры  России.
· Иные федеральные органы исполнительной власти.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) это:
· правительства республик  и других субъектов Федерации;
администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

Правовой статус органов исполнительной власти

 
 
Правовой статус органов исполнительной власти. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Статья 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В своей деятельности Правительство РФ руководствуется рядом основных принципов: верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. О полномочиях Правительства РФ имеются статьи в ряде федеральных законов и указов Президента РФ. Правительству подчинено большое число других федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.д.).
Система органов государственной  власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Пока такого закона нет (имеется лишь его проект, обсуждаемый в Федеральном Собрании). Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации определяются сейчас главным образом их законодательством и отличаются значительным разнообразием. Однако наличие некоторых органов предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (так, Законом РФ «О милиции» в республиках установлено наличие министерств внутренних дел, а в остальных субъектах Федерации – главных управлений или управлений внутренних дел; указами Президента РФ предусмотрено наличие в областях и краях глав их администраций, очерчены основы их компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти).
При рассмотрении компетенции  федерального Правительства необходимо учитывать, что, хотя Президент РФ по Конституции 1993 г. не является более главой исполнительной власти (он теперь глава государства, призванный, в частности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти – ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), за ним сохранился ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти (право назначения высших должностных лиц, присвоения высших чинов, рангов, воинских званий и т.д.). Решение таких вопросов, естественно, не входит в компетенцию Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, хотя Президент решает их, как правило, по представлениям этих органов.
Следует также иметь  в виду, что Президент РФ является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности. В связи с этим ряд федеральных министерств и ведомств непосредственно подведомственны Президенту (см. гл. 13).
Правительство обязано  выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.
Председатель Правительства  – это не спикер его заседаний. Он, как сказано в Конституции  РФ, «определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу» (ст. 113). Право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). В таком случае Председатель Правительства уступает ему свое место председательствующего.
Подведомственные Правительству  РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии России, службы, агентства, надзоры и т.д.
Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство РФ по атомной  энергии, Министерство обороны РФ, Министерство путей сообщения РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики, Министерство труда и социального развития РФ и т.д.). Имеются и министерства по крупным проблемам (Министерство по делам федерации и национальностей РФ). Некоторые государственные комитеты являются межотраслевыми органами (например, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии), другие – отраслевыми органами (Государственный комитет РФ по кинематографии). Иные органы федеральной исполнительной власти бывают и отраслевыми, и межотраслевыми, и проблемными (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная архивная служба России, Федеральная служба геодезии и картографии России, Федеральная служба налоговой полиции РФ). Наименование «надзор» имеют органы, возглавляющие системы контрольно-инспекционных органов (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности).
Основы компетенции  многих из этих органов (Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ и др.) очерчены федеральными законами. О каждом министерстве, ином федеральном органе исполнительной власти имеется Положение, утверждаемое или Президентом, или Правительством.
Многие федеральные  органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.
Министерства Российской Федерации и иные федеральные  органы исполнительной власти действуют  на основе сочетания единоначалия и  коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных  органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.[3]
 
Правительство Российской Федерации- высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации  
 Правительство РФ  осуществляет исполнительную власть  в Российской Федерации. Оно  является коллегиальным органом,  возглавляющим единую систему  исполнительной власти в Российской  Федерации. Вопросы деятельности  Правительства РФ определяются  федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". 
   Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 
   Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ - Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. 
   Возглавляет Правительство РФ Председатель Правительства РФ, который определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. 
   Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. 
   Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в следующих случаях: 
   - по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке; 
   - в случае невозможности исполнения Председателем Правительства РФ своих полномочий. 
   Об освобождении от должности Председателя Правительства РФ Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ. 
   Председатель Правительства РФ осуществляет следующие функции: 
   - представляет Правительство РФ в РФ и за пределами территории Российской Федерации; 
   - ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; 
   - подписывает акты Правительства РФ; 
   - представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; 
   - распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ. 
   Председатель Правительства РФ систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ. 
   Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 
   В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (особенности руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, устанавливаются ст. 32 данного Федерального конституционного закона). Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. 
   Правительство распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Правительство устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. 
   Правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации. 
   Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также другие органы при Правительстве РФ. 
   Правительство РФ осуществляет следующие общие полномочия: 
   - организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; 
   - осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; 
   - обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; 
   - формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; 
   - реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. 
   Правительство РФ осуществляет полномочия в различных сферах государственной жизни. 
   В сфере экономики: 
   - осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов; 
   - обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; 
   - прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; 
   - вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; 
   - осуществляет управление федеральной собственностью; 
   - разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; 
   - осуществляет общее руководство таможенным делом; 
   - принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; 
   - формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации. 
   В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики: 
   - обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; 
   - разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 
   - представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; 
   - разрабатывает и реализует налоговую политику; 
   - обеспечивает совершенствование бюджетной системы; 
   - принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; 
   - осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; 
   - осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль; 
   - руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; 
   - разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. 
   В социальной сфере: 
   - обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; 
   - принимает меры по реализации трудовых прав граждан; 
   - разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; 
   - обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; 
   - принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; 
   - содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; 
   - взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; 
   - разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы. 
   В сфере науки, культуры, образования: 
   - разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; 
   - обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; 
   - обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; 
   - обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ. 
   В сфере природопользования и охраны окружающей среды: 
   - обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 
   - принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; 
   - организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; 
   - координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. 
   В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: 
   - участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; 
   - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; 
   - разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; 
   - осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти. 
   В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности: 
   - осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; 
   - организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; 
   - обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; 
   - обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ; 
   - принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; 
   - руководит гражданской обороной. 
   В сфере внешней политики и международных отношений: 
   - осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; 
   - обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; 
   - в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; 
   - отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; 
   - осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества. 
   Свои полномочия Правительство РФ реализует прежде всего через правовые акты, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. 
   Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. 
   Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. 
   Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. 
   Правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий устанавливаются в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", иными федеральными законами и указами Президента РФ, Регламентом Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260*(68). Регламентом определяются порядок планирования, подготовки и проведения заседаний, оформления принятых решений, внесения и рассмотрения проектов актов, работы с обращениями граждан и другие вопросы. 
   Согласно Регламенту рассмотрение вопросов на заседаниях Правительства РФ планируется, как правило, на полугодовой период. План заседаний Правительства на очередной период включает в себя перечень основных вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях, с указанием по каждому вопросу даты его рассмотрения и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку вопроса. Проект плана заседаний представляется Председателю Правительства РФ. По решению Председателя Правительства проект плана может быть внесен для обсуждения на заседание Правительства. План заседаний утверждается Председателем Правительства. Решение об изменении утвержденного плана в части содержания вопроса и срока его рассмотрения принимается Председателем Правительства по мотивированному предложению ответственного за подготовку вопроса руководителя федерального органа исполнительной власти. Рассмотрение на заседаниях дополнительных (внеплановых) вопросов осуществляется по решению Председателя Правительства. 
   Решения, принятые на заседании Правительства РФ, оформляются протоколом. Протокол заседания Правительства оформляется Аппаратом Правительства РФ в течение 24 часов после окончания заседания и подписывается председательствовавшим на заседании. В случае необходимости доработки проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, иных рассмотренных на заседании актов, по которым высказаны предложения и замечания, Правительство дает поручения федеральным министерствам, иным федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство. Если срок доработки специально не оговаривается, то она осуществляется в срок до 10 дней. Протоколы заседаний Правительства РФ рассылаются членам Правительства, а также органам, организациям и должностным лицам по списку, утверждаемому руководителем Аппарата Правительства, в двухдневный срок после заседания. 
   В соответствии с Регламентом проекты нормативных актов вносятся в Правительство РФ с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений. В сопроводительном письме указываются основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Проекты актов с соответствующими экспертными заключениями рассматриваются заместителями Председателя Правительства и представляются руководителем Аппарата Правительства Председателю Правительства на подпись или для внесения на заседание Правительства. По результатам рассмотрения проектов актов Председателем Правительства или его заместителями проекты могут быть возвращены внесшим их руководителям федеральных органов исполнительной власти для доработки или в связи с нецелесообразностью их принятия. 
   Координационные органы при Правительстве РФ именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач. Совещательные органы при Правительстве именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. 
   Координационные и совещательные органы при Правительстве формируются на представительной основе. В состав координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса. Для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов актов координационные и совещательные органы могут своими решениями образовывать рабочие группы. 
   Решения координационных и совещательных органов оформляются протоколами заседаний. Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства РФ. 
   Правительственные комиссии и советы образуются в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами и поручениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и возглавляются Председателем Правительства, другими членами Правительства, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ либо Правительство РФ. Решения об образовании, реорганизации и упразднении правительственных комиссий и советов принимаются на заседаниях Правительства. Образование, реорганизация и упразднение правительственных комиссий и советов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются Правительством. Организационно-техническое обеспечение деятельности правительственных комиссий и советов возлагается на федеральный орган исполнительной власти, руководитель которого является председателем комиссии или совета, либо на Аппарат Правительства. 
   Организационные комитеты образуются для проведения мероприятий общегосударственного значения в установленные сроки. Решения об образовании, реорганизации и упразднении организационных комитетов принимаются на заседаниях Правительства РФ. Образование, реорганизация и упразднение организационных комитетов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются Правительством. 
   Организационные комитеты возглавляются, как правило, федеральным министром или заместителем федерального министра, руководителем или заместителем руководителя иного федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство. Руководство организационным комитетом может быть возложено на сопредседателей. Организационно-техническое обеспечение деятельности организационных комитетов возлагается на федеральный орган исполнительной власти, руководитель или заместитель руководителя которого является председателем организационного комитета. Организационный комитет прекращает свою деятельность после одобрения в Правительстве представленного его председателем доклада о решении задач, для которых организационный комитет был образован. 
   Межведомственные комиссии и советы образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения. Образование, реорганизация и упразднение межведомственных комиссий и советов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются, как правило, совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство. Совместное решение указанных федеральных органов исполнительной власти оформляется приказом или распоряжением и подписывается руководителями этих органов. Межведомственные комиссии и советы возглавляются, как правило, федеральным министром или заместителем федерального министра, руководителем или заместителем руководителя иного федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство. Руководство межведомственной комиссией или советом может быть возложено на сопредседателей. Организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной комиссии или совета возлагается на федеральный орган исполнительной власти, руководитель или заместитель руководителя которого является председателем комиссии или совета. 
   Деятельность Правительства РФ и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений обеспечивает Аппарат Правительства РФ. 
   Аппарат Правительства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений. 
   Аппарат Правительства выполняет такие функции, как подготовка экспертных заключений на поступившие в Правительство проектов актов, по которым требуется решение Правительства, организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания, обеспечивает представление интересов Правительства в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, обеспечивает организацию проведения протокольных мероприятий Правительства, а также выполняет другие функции в соответствии с решениями Правительства и поручениями Председателя Правительства. 
   Указом Президента РФ от 20 марта 2006 г. N 231 в целях реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства была образована Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ (ВПК). Она является постоянно действующим органом, осуществляющим:  
   а) организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам: разработки концепций, программ и планов в области военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, реализации этих концепций, программ и планов и контроля за их исполнением; разработки, производства и утилизации вооружения, военной и специальной техники; мобилизационной подготовки государства; развития оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства; осуществления экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения; 
   б) функции по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации и формированию государственного оборонного заказа.[ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ (ОТВ. РЕД. Л.Л. ПОПОВ) 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. — 752 с.]
 
1.2.2 Отраслевые и межотраслевые  органы исполнительной власти
В систему федеральных  органов исполнительной власти входят кроме Правительства Российской Федерации отраслевые и межотраслевые  федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время  включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему межотраслевых федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства Российской Федерации, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии Российской Федерации, федеральные службы России, федеральные агентства, федеральные надзоры России (приложение 4).
Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные  органы исполнительной власти - это  самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий  функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.
Министерство Российской Федерации является центральным  органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство  порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Образуется оно на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности также Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России.
Министр входит в состав Правительства, его функциями является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.
При каждом министерстве имеется совещательный орган  в лице коллегии, состоящей из министра-председателя, его заместителей и других руководящих работников министерства.
В настоящее время  функционирует 18 министерств.
Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.
Государственный комитет  образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется  председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Президентом России.
Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, относящимся  к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.
К федеральным органам  исполнительной власти также относятся:
Федеральные комиссии - это  коллегиальные органы, учреждаемые  Президентом Российской Федерации. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; федеральное агентство - генеральный директор; федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.
В настоящее время  действуют 33 федеральные службы,23 федеральных агентств.
Федеральные комиссии, федеральные  службы, федеральные агентства и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.
К федеральным органам  исполнительной власти относятся также  межведомственные, правительственные  комиссии и советы.
Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций  основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции.
3. Эффективность деятельности
В данной работе наиболее подробно рассмотрена одна из ветвей власти в Российской - это исполнительная власть, а конкретнее центральные органы этой власти. 
Эффективность деятельности этих органов зависит от многих причин. 
Особое влияние на деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти оказывает взаимодействие этих органов власти с двумя другими ветвями власти - законодательной и судебной.  
Что бы ни предпринимало Правительство РФ, какие бы решения оно не выносило, но без согласия на то остальных властных органов, результата получено не будет. Вся деятельность исполнительной власти тесно связана с парламентом. 
Кроме этого особое место занимает взаимодействие исполнительной власти с Президентом РФ. Все разногласия между Президентом РФ и Правительством РФ все равно решаются в пользу Президента РФ, который может даже принять решение об отставке Правительства РФ. 
Эти воздействия на Правительство со стороны парламента и Президента РФ, а также его оппонентов, ставят Правительство и министров в тяжелое положение и затрудняют его работу. 
Особое влияние на эффективность деятельности Правительства РФ оказывает рациональная организация федеральной исполнительной власти. 
Правительство РФ и другие структуры не могут работать эффективно вне единой системы. Механизм действия администраций, правительств республик, краев и областей находится в постоянном взаимодействии федеральными властями. 
В дальнейшем развитии нашей страны как демократического государства дает возможность полагать, что будут совершенствоваться способы взаимодействия всех властных структур России, усовершенствоваться методы их работы, а, следовательно, будет повышаться эффективность их деятельности. 
Заключение
  Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они –отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления – хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-власт
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.