На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Философско-правовые взгляды Б.Спинозы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§1. Жизненный путь Б.Спинозы
стр. 6
§ 2. Взгляды  Б.Спинозы
стр. 8
2.1 Философские воззрения Б.Спинозы
стр. 8
2.2 Взгляды на общество, государство  и право Б. Спинозы
стр. 14
Заключение
стр. 24
Список использованной литературы
стр. 28

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
VXII-VXIII столетия — это эпоха выдающихся достижений философии, науки и культуры в Западной Европе. Новое время открывает новую эпоху в историческом развитии европейской экономики и права, возникает необходимость в территориально масштабных государствах, имеющих возможность обеспечить функционирование не только внутренних, но и международных связей (экономических, политических, культурных и т. п.).
Идейный и интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального. Это относится и к правоведению, поэтому естественно воспринимаются такие интеллектуальные продукты, как право и гражданская философия в качестве учения о государстве и природе права. Основой универсального права стала признаваться философия, а не римское право. Под влиянием обозначенных выше факторов, а также философии рационализма Нового времени правовые учения сделали своим главным предметом разработку естественного права. Учение о естественном праве получает новую окраску. Во-первых, оно освободилось от богословских трактований. Во-вторых, естественное право в это время не смешивается с правом общенародным. В нем начинают усматривать совокупность тех идеальных норм, которые должны служить прообразом для всякого законодательства. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII —XVIII столетий. Родоначальником ее был голландский юрист, политик и дипломат Гуго Гроций (1583-1645).
Задачу философии права  Нового времени Гроций и его сторонники усматривали в раскрытии рационалистическими  способами абсолютного, неизменного, равного для всех народов и  времен права, данного самой природой, а потому стоящего выше положительного права.
Голландский философ Бенедикт Спиноза был одним из представителей рационализма XVII столетия. Рационализм Спинозы базировался на тезисе, что все сущее связано логической необходимостью.
Целью  данной  работы  является  исследование философских  и правовых взглядов Бенедикта Спинозы. Но прежде чем перейти к рассмотрению воззрений мыслителя обратим внимание на эпоху, в которой он жил.
Голландия в течение большей  части XVII в. находилась в центре экономического и культурного развития Западной Европы. Завоевав независимость от феодальной Испании в конце XVI — начале XVII в., она стала наиболее развитым государством. Здесь процветало мануфактурное производство и торговля, достигшая поистине всемирных масштабов. Примечательной особенностью экономической жизни Голландии был тот факт, что часть населения, занимавшаяся сельским хозяйством и жившая в деревне, составляла здесь меньшинство, чего не было ни в одной другой стране.
XVII век – эпоха описываемая в литературе как Новое время. Новое время - это исторический период, для которого характерно доминирование научного, и, особенно, естественнонаучного познания в большинстве сфер человеческой жизни. Человеку этой эпохи казалось, что, познав объективные законы окружающей действительности и научившись покорять природу и использовать её богатство для своих утилитарных нужд, человек станет счастливым и решит все свои проблемы. Новое время предстаёт своеобразной антитезой Средневековья. Если в Средние века человек пытался осмыслить духовный абсолют, приобщиться к нему и присущему ему высокому знанию, то в Новое время человек стремится покорить материальный космос, чтобы, господствуя в нём, перестроить этот космос по своему образу и подобию. Перестроить для себя и силой своего, человеческого знания.
Характерные черты философской мысли Нового времени:
    Человеческая мысль сосредоточена преимущественно на познании окружающей действительности, причем познании, имеющем практическое, прикладное значение.
    Рассмотрение человека как одной из частей природы, «мыслящего винтика» в её сложном механизме. Характерное для Нового времени представление об отсутствии уникальной человеческой миссии в универсуме приводит к существенному кризису системы гуманитарного знания, закладывая основы для процесса дегуманизации действительности, характерного и для современной цивилизации.
    Копирование естественных наук по форме, стилю и манере изложения. Делаются попытки сделать из философии «точную науку».
    Преимущественно светский характер философского знания и доминирование в нём материалистических тенденций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§1. Жизненный путь Б.Спинозы.
Бенедикт (Барух) Спиноза (24 ноября  1632, Амстердам - 21 февраля 1677, Гаага) —  голландский философ – рационалист. Годы жизни, которого совпали с началом эпохи Нового времени. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией.
Родился в  Амстердаме 24 ноября 1632 в состоятельной  семье испанских евреев (вынужденных скрываться от преследований инквизиции и принять христианство, втайне сохраняя верность своей прежней вере). Семья переехала из Португалии в Голландию, чтобы укрыться1.
Спиноза посещал  начальную религиозную школу, где  изучал иврит, Талмуд и другую литературу, а также основы еврейского богословия и риторики. Здесь он знакомится с трудами Аверроэса2, Авиценныи Аристотеля, берёт уроки латыни.
После смерти отца Барух  и его брат Габриэль берут управление фирмой. Сближение Спинозы с сектантами и отход от иудаизма вскоре приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины(1656, после конфликта с городскими властями Спиноза был подвергнут «великому отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды).
Спиноза берет имя Бенедикт, продаёт свою долю в фирме брату  и уезжает в пригород Амстердама. Однако вскоре возвращается и поступает  в частный колледж, где совершенствует  латынь, учит греческий, философию (греческую, средневековую и новую, в том числе  Гоббса, Макиавелли), естественные науки, обучается рисованию и шлифовке оптических стёкол. Здесь же знакомится с трудами Рене Декарта.
1660 был вынужден  перебраться на несколько лет  в деревушку Рейнсбург близ  Лейдена. Из Рейнсбурга он переселился  в Ворбург – селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил в самой Гааге. Спиноза зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими учеными того времени. В 1673 ему было предложено место профессора на кафедре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны официальной церкви опасаясь, что пост может ограничить его свободу как мыслителя. Он умер от туберкулеза в 1677 г. в возрасте 44 лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§2.Взгляды  Б.Спинозы.
2.1. Философские воззрения  Б.Спинозы.
Главной сферой интересов  Спинозы является философская антропология, исследование человека в его отношении  к обществу и всему мирозданию. Оригинальность его идей заключалась  в попытке распространить «коперниканскую  революцию» на сферы  психологии, этики  и политики. Иначе говоря, Спиноза  рассматривал природу в целом  и человеческую природу в частности  объективно.
Следуя Джордано Бруно, Спиноза  рассматривал космос не как конечную, но как бесконечную систему и  придерживался гелиоцентрической, а не геоцентрической гипотезы, принятой в схоластике. Природа, согласно Спинозе, является причиной самой себя (causa sui). Спиноза считал человека частью природного порядка, а не каким-то особым творением, не подчиняющимся универсальным законам природы. Бог – это динамический принцип.
В основном произведении «Этика, доказанная в геометрическом порядке» изложены философские, этические, правовые и политические понятия и категории  в форме аксиом, лемм, теорем, доказательств.
«Этика» состоит из пяти частей:
1. Учение о субстанции, или Боге (метафизика).
2. О природе и происхождении  ума (физика).
3. О происхождении и  природе страстей (психология).
4. О рабстве человека, или о могуществе страстей.
5. О силе разума, или  человеческой свободе. 
Метафизика Спинозы является лучшим примером того, что можно назвать «логическим монизмом»4, а именно доктрины о том, что мир в целом есть единая субстанция, ни одна из частей которой логически не способна существовать самостоятельно.
Спиноза думал, что природа  мира и человеческой жизни могла  бы быть логически выделена из самоочевидных  аксиом.
Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив: «Каждый защищает чужой интерес  лишь постольку, поскольку думает тем  самым упрочить свое благосостояние»5. Спиноза искренне осуждал погоню за наживой, жадность к деньгам, которому подвержена толпа.
В Этике Спиноза пытается построить психологию эмоций как динамических сил, подчиняющихся законам, которые могут быть логически выведены из трех первичных аффектов или эмоций, а именно удовольствия (радости), неудовольствия (печали) и желания.
Учение Спинозы о субстанции. В основе учении Спинозы о природе, лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. Под субстанцией Спиноза понимает то «. . . что существует само по себе и представляется само через себя.»6. Согласно этому учению сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присуще бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутам. Первый из них определяет телесную субстанцию - это атрибут «протяженности». Спиноза толкует протяженность в физическом смысле, как отрицание пустоты. Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженной материи, так как ей присущ еще и атрибут «мышления». В этом отличие учения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разные субстанции - протяжение и мышление, связь между которыми совершалась высшим существом (Богом), стоящим вне обеих этих субстанций. У Спинозы субстанция, имеющая два основных атрибута протяжение и мышление, отождествляется с Богом. И тем самым, Спиноза отрицает существование Бога как конкретной личности. 
Таким образом,  Спиноза  придерживается монизма. Он отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (causasui) и не нуждается ни в каких других причинах. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.
Единая Субстанция обладает множеством модусов двух типов – протяжением и мышлением. Модусы относятся к единой субстанции как бесчисленные точки. Наряду с протяжением материя начинается с камня и кончается мозгом, способная мыслить. Мышление трактовалось как самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости мира и вывод: порядок и связь идей те же, что и порядок, и связь вещей. Понимать вещь, значит идти от модуса (простых вещей) к субстанции. Разум стремиться постичь исходя из всей совокупности. Вечное бытие вытекает из ее сущности. Природа – Бог, а Бог – природа. Бог, существо из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира.
Категорически отрицает свободу  человеческой воли, понимая ее как  активизирующую силу истинных идей.
Пантеизм7 Спинозы является важным понятием, которое завершает его учение, о единой субстанции. На основании выше рассмотренных вопросов можно сделать заключение, что под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов – бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога.
Следует заметить, что понятие природы по Спинозе  понимается иначе, нежели декартовская природа, ограниченная двумя субстанциями. Ибо Спиноза показывает, что Бог  осуществляется в природе (посредством  атрибутов и модусов), природа  же – это и есть проявление форм Бога. Также можно заключить, что  некоторая часть Бога присутствует в каждой вещи. Происходит единство природы Бога и сущности. Так как  проявление Бога происходит через бесчисленное количество атрибутов и модусов, то, следовательно, эти бесконечные  проявления исчерпывают Бога, и это  означает, что все вещи уже сотворены.
Далее рассмотрим понятие природа. В учении Спинозы  это понятие подразделяется на «природу порождающую» и «природу порожденную». Порождающая природа – это причина, а порожденная природа – следствие этой причины. Таким образом, мы видим, что есть две совершенно разные природы: порождающая и порожденная.
Порождающая природа – Бог, который существует сам через себя (т.е. причина самого себя) и сам в себе, как проявление в атрибутах. Бог есть также свободная  причина, потому как действует по законам своей природы без чьего-либо принуждения. А так как все вытекает из необходимости божественной природы, Бог есть имманентная причина вещей. 
Порожденная природа – мир, который вытекает из необходимости природы Бога и  атрибутов, т.е. мир вытекает из внешнего и по необходимости природы Бога. Мир есть порожденная природа.
Следовательно, пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т.к. все находится в нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической.
Также мы можем  понять, почему Спиноза не приписывал Богу разум, волю и любовь. Бог –  есть субстанция, в то время как  разум, воля и любовь являются модусами атрибута мышления. Как было сказано  выше, атрибуты являются проявлениями, а модусы – состояниями проявления субстанции. Отсюда следует, что модусы – бесконечные или конечные –  принадлежат к порожденной природе - миру, причиной которой является субстанция - Бог. Следовательно, Бог является причиной и, как было сказано выше, имманентной  причиной, а модусы являются только следствиями этой причины, т.е. разум, любовь и т.д. являются только следствиями  этой причины. Нельзя сказать, что Бог  задумал сотворение мира разумом, что  он желал его создание в результате свободного выбора или сотворил его  из любви, ибо все это апостериорно Богу и от него происходит. И приписывать  эти свойства Богу означало бы путать порождающую природу с порожденной.
Теперь становится понятно, почему пантеизм Спинозы на протяжении веков вызывал полемику мыслителей разных рангов, которые  оспаривали и опровергали его идеи.
Спиноза доказывал, что движение не есть следствие божественного  толчка, ведь природа есть причина  самой себя. Движение составляет ее сущность и источник. Однако оно все-таки у Спинозы не атрибут, а вечный и бесконечный модус атрибута протяженности, также как и покой. По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Таким образом, философ не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как «причину самой себя»: источник движения – взаимные внешние толчки модусов. 
Вместе с  тем Спиноза - последовательный детерминист. Он считал, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. В основе материального мира находится принцип причинно-следственных связей, которые человек может познать, изучая модусы и атрибуты материи. Он учил о причинности двоякого рода: внутренней (имманентной) и внешней (механической). Первая присуща субстанции, а вторая – модусам. 
Таким образом, Спиноза обосновал идею о субстанциональном  единстве мира и дал диалектическое толкование материи, понимая ее как  единство конечного и бесконечного, единого и многого. 

 
 
 
 
 
2.2. Взгляды на общество, государство  и право Б. Спинозы.
В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм, который целиком  может найти свое объяснение в  категориях физической природы. Спиноза  отождествляет божество и государство. По его мнению, государство возникает  не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти и законов как норм «умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы люде». С этой точки зрения назначение государства состоит в том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом и, тем самым, обретать свою свободу.  
Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал, что верховная  власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и слова, свободу  совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода  лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления.  
Учение о  государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз менялись со временем, но этические воззрения  Спинозы актуальны и сейчас, так  как они охватывают вечные человечества категории.
Спиноза видел  главную задачу своей философии  в обосновании этических вопросов, в выработке теории индивидуального  поведения. Этическая направленность философских интересов Спинозы  подчеркнута им самим, главный труд философа называется «Этика». 
В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие добродетели. Это совершенствование  своего познания или разума, так  как «в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека». Вершина добродетели - это «человек, руководствующийся разумом». Философ  считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши. 
В учении Спинозы  обоснованны критерии индивидуального  поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем  одному: «из их сообщества гораздо  больше удобств чем вреда»,  поэтому  «людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы». А для этого надо помнить, что «души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием». Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и самоунижение одинокого дурны. Не надо делать то, после чего мы будем испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны. Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня. 
В своем учении об этике философ указал путь, который  ведет к познанию самого себя, к  уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его  нелегко, но высшая цель человека идти поэтому пути.
«Богословско-политический трактат» Спинозы как исследование взаимоотношений  богословия, государства и религии. Теория естественного права
Обоснованию свободы совести, науки, мнений, слова посвящен «Богословско-политический трактат», где Спиноза доказывал, что никто не может перенести  на другого свое естественное право  или свою способность свободно рассуждать и судить о каких бы то ни было вещах, и никто не может быть принужден  к этому.
«Богословско-политический тракт» было единственное прижизненное издание  Спинозы. Уже из заглавия книги видно, что Спиноза намерен исследовать  три области культурной жизни  в их существе и взаимных отношениях друг к другу.
Трактат делится на двадцать глав. Из них пятнадцать посвящены богословию, в трех излагается учение о государстве  и его отношения с религией. В двух заключительных главах речь идет о свободе философствовать, что на языке того времени означало право свободно мыслить вообще.
Произведение это не было случайным  явлением, плодом оторванной от жизни  умственной деятельности, но было вызвано  насущными потребностями века. В  нем, как в фокусе, Спиноза собрал и отразил все отдельные попытки и стремления человеческой мысли к самостоятельности. В этом смысле Бенедикт Спиноза стал продолжателем дела Реформации; то, что она выразила как факт действительности, он довершил в области сознания.
В трактате Спиноза поставил перед  собой задачу раз и навсегда установить отношения между религией и разумом, между государством и церковью. При  этом автор не останавливался ни перед какими препятствиями, будь то общепризнанные религиозные либо философские системы.
Критика Спинозы была направлена против книг Ветхого завета. Исторически  это было вполне оправданно; давно  пора было произвести основательную  чистку Ветхого завета, который, естественно, утратил всякую силу с введением  Нового.
А между тем именно Ветхий завет  в руках кальвинистского духовенства  являлся опасным оружием, которым  оно пользовалось для своих иерархических  вторжений в государственную  жизнь.
Эту-то неуместную эксплуатацию Священного Писания и хотел прекратить Спиноза  в интересах свободной общественности, которой должна руководить сильная  и надежная рука, заботящаяся исключительно  о благоденствии нации.
В Ветхом завете Спиноза видит не более чем исторический памятник, канонические книги которого, в том  числе и Тора (пятикнижие Моисеево), написаны в разные времена и разными авторами. На основе самой Библии он доказал, что норму для ее понимания нужно искать в самом тексте, что между нею и сознанием нет ничего общего.
Сущность религии, в понимании  Спинозы, заключается не в следовании догматическим доктринам, не в строгом  соблюдении церковных обрядов, но в  любви к Богу. Лучшее выражение  этой любви — благочестие и  послушание, ведущие к добродетельной жизни.
Спиноза утверждал в трактате строгую  необходимость разграничения, с  одной стороны, между сферою разума и сферою религии, а с другой —  между государством и церковью. Более  того, Спиноза требовал подчинения церкви государству, неограниченной государственной  власти не только в делах гражданских, но и в делах веры.
Когда господствовал самодержавный  католицизм, т. е. существовала единая католическая церковь, о единстве государства  не могло быть и речи. Но Реформация разрушила единство церкви и вместе с тем внесла в государственную  жизнь факт возможности существования  гражданского союза между людьми даже различных вероисповеданий. Впрочем, неограниченную власть государства  по отношению к церкви Спиноза  признавал по отношению лишь к  внешним формам богослужения, внутренние же отношения каждого верующего  с Богом не могут подлежать  никакой регламентации и всецело  принадлежат самому верующему.
Необходимым условием единого государства, управляемого законами разума, как  считал Спиноза, должна стать свобода  совести, свобода слова и печати, потому что конечной целью государства  является разумная свобода и при  образовании государства каждый может только отказаться от права  действовать по собственной воле, но не может отказаться от своего природного права как угодно мыслить и  высказывать свои мысли. Таким образом, раздельность разума и религии, государства и церкви не требуют, чтобы они были враждебны между собой и взаимно исключали друг друга.
Познание сути вещей нисколько  не мешает благочестивым убеждениям: напротив, чем жизнь разумнее, тем  благочестивее становится душа. Равным образом невозможно, чтобы государство, которое судит человека за его дела, а не за его помыслы, насильно вмешивалось в духовную жизнь человека и ограничивало его внутреннюю свободу; напротив, чем меньше подвержена опасности внутренняя свобода отдельного человека, тем прочнее и безопаснее целое.
По своим политическим убеждениям, Спиноза был республиканцем. Из всех форм правления наиболее подходящей для себя он считал демократическую республику, которую называл наилучшим образом приспособленной к человеческой природе правительственной формой, потому что она, по его словам, предоставляет больше всего гарантий прочности и незыблемости государства. При этом он убедительно доказывал всю пагубность абсолютистской системы Людовика XIV, с легкой руки которого все более и более стали распространяться вербуемые и наемные войска, служащие орудием для порабощения народов.
Исходные посылки социально-политической философии Спинозы близки взглядам Гоббса: каждый индивид обладает верховным  правом на все, что он может, и право  каждого простирается так далеко, как простирается его мощь. Каждый человек имеет верховное право  на то, чтобы существовать и действовать  сообразно с тем, как он к тому был естественно предопределен. Таким образом, естественное право - это не что иное, как «правила природы каждого индивидуума, сообразно  с которыми мы мыслим каждого человека естественно определенным к существованию  и деятельности определенного рода». Оно определяется не «здравым рассудком», но «желанием и мощью» каждого  человека. И если рассматривать человека как действующего только по повелению  одной лишь природы, то все, что он считает для себя полезным, верховное  право природы позволяет ему  присваивать и захватывать - силой  ли, хитростью ли или просьбой; и, следовательно, такой человек может  считать своим врагом всякого, кто  ему в этом захочет воспрепятствовать. Естественное право, т.е. право, действующее  в естественном состоянии, запрещает  только то, чего никто не желает или  чего никто не хочет. Поэтому в  естественном состоянии возможны распри, ненависть человека к человеку, проявления гнева, хитрость.8
Право, определяемое мощью народа, - верховная власть - сосредоточена  в руках того, на кого с общего согласия возложена забота о делах  правления. Соответственно Спиноза - достаточно традиционно - различает три вида гражданского состояния:
- монархия, при которой власть  сосредоточена в руках одного  лица;
- аристократия, когда власть отправляется  коллегией, в состав которой  входят только избранные граждане;
-демократия, представляющая собой  коллегию, составленную из всего  народа.
Но вот в вопросе о наилучшей  форме правления Спиноза значительно  отступает от традиции считать наилучшей  формой правления монархию как способную  адекватным образом управлять государством. По его мнению, наилучшая власть та, при которой люди живут в  согласии и законы соблюдаются всеми  и неукоснительно. Такой формой у  него выступает демократия, при которой  граждане, предназначенные для управления государством, определяются не врожденными  привилегиями, но законом. Главный аргумент Спинозы в пользу демократического правления состоит в том, что  только при демократии менее всего  стоит опасаться ошибок и заблуждений, ибо «невелика вероятность того, что множество людей сойдутся в одной нелепости». Кроме того, демократия менее других режимов  удаляется от естественной свободы  и равенства, так как каждый индивид  передает свое естественное право не просто другому человеку, но большинству  граждан; здесь все равны, подобно  тому, как все равны в естественном состоянии.
Но наиболее радикален Спиноза  в своем учении о свободном  государстве. Он считает, что конечная цель государства состоит не в том, чтобы держать людей в страхе, подчиняя их власти другого человека, а в том, чтобы освободить от страха каждого человека, дабы тот жил в безопасности, т.е. «наилучшим образом удерживал свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим».
Свобода - не в том, чтобы превращать людей из разумных существ в животных или бездумные автоматы, но, напротив, в том, чтобы «их душа и тело отправляли свои функции, не подвергаясь опасности, а сами они пользовались свободным разумом». Поэтому, заключает философ, истинная «цель государства в действительности есть свобода».9
Для Спинозы критерием свободы  государства является свобода мышления. Свободно государство, в котором  каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает. Соответственно насильственное правление - это правление, посягающее на умы  людей, а узурпация и несправедливость в обществе господствуют тогда, когда  власть предписывает каждому, что тот  должен принимать за истину или отвергать  как ложь. Подвергать гонениям можно  только мятежные мнения, т.е. такие, которые  нацелены на сами основы общества - на ликвидацию общественного договора.
Спино
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.