На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Социально-политические идеи и течения 19-20 веков

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
    Введение
    Основная часть
      Либерализм
      Консерватизм
      Марксизм
    Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Либерализм, консерватизм и марксизм представляют собой «боль-
шие» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая
политическая  доктрина обозначенного периода  может быть отнесена к од-
ной из этих идеологий - с большей или меньшей  степенью обоснованно-
сти. Во всяком случае, любая политическая концепция или партийная
платформа, любое общественно-политическое движение может быть ос-
мыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и
социалистических  идей.
     «Большие» идеологии 19-20 веков  образовались в процессе постепен-
ного размывания традиционных политических мировоззрений – реалисти-
ческого, утопического и теократического, которые были формой сущест-
вования и развития конкретных политических концепций со II тысячелетия
до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формирование новых
мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазных
революций –  английской, североамериканской и Великой  французской.
Поэтому либерализм, консерватизм и марксизм, сложившиеся в конце 18
- начале 19 вв. в Западной Европе, представляют собой разные способы
осмысления  социальной действительности, как она  сложилась в Европе и
Северной  Америке в результате революций  и промышленного переворота,
и предлагают пути совершенствования буржуазного  общества или его за-
мены другим общественно-политическим строем. Индустриальное и по-        
стиндустриальное общества как стадии развития современной западной
цивилизации обязаны многими своими чертами  сознательным усилиям ли-
беральных, социал-демократических, консервативных (косвенно – и ком-
мунистических) партий, которые преобразовывали мир, стремясь претво-
рить в жизнь свои политические платформы и программы.
     Таким образом, понятия либерализм, консерватизм и марксизм мно-
гозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную фило-
софскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира
в целом, прежде всего, общества и способов его развития. В этом смысле
мировоззрения 19-20 вв. играют в науках об обществе методологическую
роль, выступая в качестве инструмента познания политических концепций
и партийных  платформ. Как политические идеологии  либерализм, консер-
ватизм и марксизм рисуют картину желаемого будущего и основных пу-
тей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает неко-
торую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам
представляется  оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая
идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле сло-
ва. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций,
принципов и  идей, обычно лежащая в основе платформ политических
партий. Отсюда следует, что либерализм, консерватизм и марксизм – это
также политическая программа и политическая практика. Итак, «большие»
политические  идеологии 19-20 веков – это одновременно методология,
теория, программа  и практика.
     Либерализм, консерватизм и марксизм прошли длительный путь раз-
вития. Рассмотрим их основные типы и виды.
                                Либерализм
     Понятие «либерализм» появилось  в начале 19 века. Первоначально
либералами  называли группу депутатов-националистов  в кортесах – ис-
панском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки,
однако в  несколько ином значении.
     Сущность либерализма остается  неизменной на протяжении всей  ис-
тории его  существования. Либерализм – это  утверждение ценности чело-
веческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либера-
лизм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число не-
отчуждаемых прав личности либералы включали и  включают право на
жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание
уделяется частной  собственности и свободе, поскольку  считается, что соб-
ственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосыл-
ка успеха в жизни отдельного человека, процветания  общества и государ-
ства. Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где на-
чинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксиру-
ются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором
провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объеди-
нений и т.п.).
     Первым историческим типом мировоззрения,  содержащего обозна-
ченный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 – 70-
80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное про-
должение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом
либерализма»  называют Джона Локка, а создатели  классического либера-
лизма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представи-
телями позднего Просвещения в Англии. На протяжении 19 века либе-
ральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан
и Алексис  де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц
Штейн (Германия).
     Классический либерализм включает  ряд принципов и концепций.  Его
философской основой является номиналистический  постулат о приоритете
единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип
индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государ-
ства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а
личность  имеет право защищать их против посягательств  со стороны дру-
гих лиц, организаций, общества и государства.
     Если рассматривать принцип индивидуализма  с точки зрения его со-
ответствия действительному положению вещей, следует констатировать
его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не
могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация
означала  бы гибель государства. Любопытно, что  впервые на это обратил
внимание  один из основоположников классического  либерализма И. Бен-
там. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые  и священные права ни-
когда не существовали», так как они несовместимы с  государством;
«…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее,
принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную  роль в
развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает
личности  законное право отстаивать свои интересы перед лицом государ-
ства.
     Принцип утилитаризма представляет  собой дальнейшее развитие и
конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И.
Бентам полагал, что общество – это фиктивное  тело, состоящее из отдель-
ных личностей. Общее благо – также фикция. Действительный интерес
общества  не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов.
Поэтому любые  действия политиков и любые институты  должны оцени-
ваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют
уменьшению  страданий и увеличению счастья  отдельных людей. Конст-
руирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нуж-
ное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие.
     Тем не менее, основываясь на  принципах индивидуализма и утилита-
ризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной впол-
не конкретную модель общества и государства. Сердцевину этой модели
составляет  разработанная А. Смитом концепция  общественной саморегу-
ляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основан-
ной на частной  собственности и конкуренции, отдельные  индивиды пре-
следуют свои эгоистические интересы, а в результате их столкновения и
взаимодействия  образуется общественная гармония, предполагающая эф-
фективное экономическое развитие страны. Государству не следует вме-
шиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее на-
рушить гармонию, чем содействовать ее установлению.
     Концепции общественной саморегуляции в сфере политики соответ-
ствует концепция правового государства. Целью такого государства явля-
ется формальное равенство возможностей граждан, средством – принятие
соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения
всеми, в  том числе, государственными чиновниками. При этом материаль-
ное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным
делом, а  не сферой заботы государства. Смягчение  крайностей нищеты
предполагается  за счет частной благотворительности. Сущность правового
государства кратко выражается формулой: «закон превыше  всего».
   Классический либерализм выступал за отделение церкви от государства.                                                                               
Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека.
Можно сказать, что любой либерализм, в том  числе и классический, в це-
лом безразличен  к религии, которая не рассматривается ни как положи-
тельная, ни как отрицательная ценность.
     Программы либеральных партий  обычно включали следующие требо-
вания: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то
есть переход  к таким формам организации государства, при которых пра-
вительство формируется парламентом; провозглашение и реализация де-
мократических прав и свобод; отделение церкви от государства.
     С конца 18 века и по первые  два десятилетия 20 века инициатива  со-
циального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала
либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либера-
лизма.    
Теория общественной саморегуляции никогда в полной мере не соот-
ветствовала действительности. Первый кризис перепроизводства произо-
шел в Англии в 1825 году, то есть сразу же после  завершения промышлен-
ного переворота. С тех пор кризисы этого типа периодически происходили
во всех развитых капиталистических странах и  стали неотъемлемой частью
индустриального общества. Социальной гармонии также  не наблюдалось.
     Отказ от концепции общественной  саморегуляции неизбежно привел
к пересмотру представлений о роли государства  в обществе.
Концепция правового государства трансформировалась в концепцию социаль-
ного государства, предполагающую, что государство не только подчиняет-
ся существующими законам и создает формально равные возможности
для всех граждан, но и берет на себя социальные обязательства: обеспече-
ние достойного уровня жизни населения и его неуклонного роста.
     Появление социального либерализма  не означало преодоление кризи-
са либеральной идеологии и либеральных партий. Либерализм лишь при-
способился к новым условиям. Популярность либеральных партий в Евро-
пе на протяжении 20 века неизменно падала, и после второй мировой вой-
ны инициатива социального реформаторства перешла к социал-
демократам  не только идейно, но и фактически: социал-демократическую
программу совершенствования  буржуазного общества стали осуществлять
социал-демократические  или коалиционные правительства. В  США либе-
ралы не утратили своих позиций. Там соответствующая программа прово-
дилась демократической (либеральной) партией.
     В 70-е годы 20 века модель общества, предполагающая государствен-
ное регулирование рыночной экономики, основанной на частной собст-
венности, оказалась в состоянии кризиса. Поскольку разработка основных
принципов этой модели и ее реализация были связаны  с деятельностью со-
циал-демократов и либералов, идеология социал-демократии и либерализм
оказались ответственны за снижение темпов экономического роста, ин-
фляцию и безработицу, а инициатива социального реформаторства пере-
шла к неоконсерваторам, сумевшим предложить новую общественную мо-
дель. В результате либеральная идеология снова изменилась, на этот раз
под воздействием неоконсерватизма. Появился современный либерализм (с
конца 70-х  годов 20 века и до наших дней), представленный социальным
либерализмом, воспринявшим ряд неоконсервативных идей, и неолибера-
лизмом, который можно определить как воскрешение основных принципов
классического либерализма в условиях конца 20 века. Идейную основу со-
временного  либерализма составляет разработанная основоположниками
классического либерализма и взятая на вооружение неоконсерваторами
концепция общественной саморегуляции.
     Ведущим направлением либерализма  в настоящее время является  со-
временный социальный либерализм, наиболее известным представителем
которого является германский социолог и политолог Р. Дарендорф. Сход-
ные идеи развивают в своих работах немецкие либералы Ф. Шиллер и Ф.
Науман.
     Эта идейно-политическая конструкция  занимает в общем и целом
среднее положение  между социал-демократией и неоконсерватизмом. Со-
храняется приверженность таким важнейшим постулатам социального ли-
берализма как государственное регулирование экономики и государствен-
ные программы социальной помощи наиболее малоимущим слоям населе-
ния. Более того, многие представители этого течения современной либе-
ральной мысли полагают, что только государственное вмешательство в
экономическую и социальную сферы может сгладить социально-классовые
и этнические конфликты и защитить общество конца 20 – начала 21 века
от революционных  потрясений.
                               Консерватизм
     Понятие «консерватизм» происходит  от названия литературного жур-
нала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский
писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан. В отличии от либерализма, суть ко-
торого всегда неизменна, консерватизм исторически изменчив. Конкретное
содержание  консервативных концепций меняется в зависимости от того,
каким идеям  данные концепции противостоят в  тот или иной исторический
период. Поэтому  сущность консервативной идеологии  может быть опреде-
лена следующим  образом. Консерватизм – это защита конкретных об-
ществ от разрушительного воздействия революционных и рационалисти-
ческих идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следу-
ет, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих
существующее  общество, и против радикальных реформ, негативное воз-
действие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствия-
ми революций. Однако было бы неверно думать, что  консерватизм проти-
востоит всяким изменениям вообще. По словам известного германского
политического деятеля консервативной ориентации Р. Вайцзеккера, кон-
серваторы выступают за прогресс, поскольку «тот, кто закрывает дорогу
прогрессу, становится реакционером». Но изменения  в обществе должны
происходить естественным путем, а реформы –  помогать проявиться уже
назревшим переменам, сохраняя все то ценное, что было достигнуто в
процессе предшествующего исторического развития. К числу непреходя-
щих ценностей, необходимых для нормального функционирования и раз-
вития любого общества, консерваторы относят патриотизм, дисциплину,
прочную семью  и религию. Эти ценности, а также  исторически сформиро-
вавшиеся в конкретных обществах устойчивые и проверенные временем
формы организации  жизни людей, обычаи, традиции, особенности  куль-
туры и  менталитета должны не уничтожаться в процессе неизбежных из-
менений общества, а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая
стабильность  и преемственность.
     Первым историческим типом консервативной  идеологии стал класси-
ческий консерватизм (конец 18 века – первая половина 19 века). Его осно-
воположником считается английский политический мыслитель и государ-
ственный деятель Эдмунд Бёрк, получивший европейскую известность
благодаря своему эссе «Размышления о Французской революции», вы-
шедшему в  свет в 1790 году. Основополагающие положения классического
консерватизма были также сформулированы в работах  французских писа-
телей-эмигрантов Луи де Бональда и Жозефа де Местра, немецких полити-
ческих мыслителей Карла Людвига фон Галлера и Адама Мюллера.
     Философскую основу классического  консерватизма составляет реали-
стический постулат о том, что общее выше единичного. (Имеется в виду
средневековый реализм – направление в схоластике, утверждающее реаль-
ное существование общих понятий и вторичность по отношению к ним
единичных предметов). Соответственно утверждается, что интересы обще-
ства и государства выше интересов личности, что общий интерес не фик-
ция, а реальность, имеющая к тому же большую ценность, чем интерес от-
дельного  человека, который должен быть подчинен интересу общему –
общественному и государственному. Следует подчеркнуть, что на практи-
ке любое государство и общество руководствуется этим принципом, даже
если официально считается иначе.
     Представление о том, что единичное  всегда подчинено общему, со-
ставляет с ним единое целое нашло отражение в концепции общества как
живого целостного организма, ни один элемент которого не может быть
произвольно устранен или заменен без вреда для самого организма. Такие
перемены  ведут к болезни общества, а  может быть и к его смерти, особен-
но если будет  задет источник жизненной энергии  организма – его душа.
Эта концепция  противостояла свойственному идеологам  Просвещения, ре-
волюционерам и либералам представлению об обществе как о механизме,
который можно совершенствовать, произвольно заменяя отдельные дета-
ли, устраняя ненужное, добавляя новое, полезное.
     Механизм не имеет собственной  истории, саморазвития. Организм,
напротив, постоянно  развивается, меняется естественным путем. Отсюда
следует, что  попытки революционеров и государственных  деятелей вопло-
тить в жизнь созданные разумом абстрактные модели общества обречены
на неудачу  и опасны. Реформировать общество можно только постепенно,
сохраняя  его особенности, возникшие в  результате предшествующего ис-
торического развития, и основные, свойственные данному обществу цен-
ности. Идеи основоположников классического консерватизма об обществе
как целостной  структуре, основанной на органической взаимосвязи и
взаимозависимости составляющих его элементов, о сложности  успешного
реформирования  общества и об основных принципах  такого реформирова-
ния являются верными и актуальными для всех обществ, находящихся в
процессе активной перестройки.
     Классическому консерватизму свойственен  историзм. Его представи-
тели считали, что все особенности того или иного общества обусловлены
исторически. В этом они были вполне согласны с Ш.Л. Монтескье. Однако
причины, определяющие характер исторического развития, консерваторы
определяли  иначе. Решающее значение в истории  того или иного народа
консерваторы  придавали иррациональным, не поддающимся точной ха-
рактеристике факторам, таким как обычаи, традиции, чувства, верования,
национальный  дух.
     Наиболее влиятельное направление - неоконсерватизм (иногда выде-
ляются отдельно неоконсерваторы и новые правые, объединяемые ввиду
большего  сходства их взглядов в радикалистское направление современно-
го консерватизма). Его основоположники - такие известные политические
деятели как  Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер, проводившие неоконсер-
вативный политический курс в 80-е годы 20 века соответственно в США и
Англии. Ведущими теоретиками являются также И. Кристол (США) и А.
де Бенуа (Франция).
     Своеобразие неоконсерватизма как  современного течения консерва-
тивной идеологии заключается в том, что его основоположники выступили
с инициативой  проведения достаточно масштабных и  радикальных ре-
форм, что  в принципе консерватизму не свойственно. Правда, их програм-
ма предполагала не утверждение какой-то абсолютно новой общественной
модели, а  возврат к модели либеральной, положительно зарекомендовав-
шей себя, по мнению неоконсерваторов, в прошлом. Следует резко сокра-
тить государственное вмешательство в экономику, вернуться к принципам
свободного  рынка и свободной конкуренции, отказаться от дорогостоящих
и тормозящих экономическое развитие социальных программ, провозгла-
сив принцип  опоры каждого на собственные силы.
     Социальный консерватизм не имеет  большего распространения на За-
паде. Он наиболее заметен в Германии, но представляет определенный ин-
терес, поскольку любой современный консерватизм в принципе не может
не быть в  какой-то мере социальным. По мнению приверженцев данной
разновидности консервативной идеологии, государство  призвано неуклон-
но заботиться о материальном благосостоянии населения  и о постоянном
росте этого  благосостояния, но главное средство реализации социальных
функций государства  – эффективное развитие экономики, что может быть
обеспечено  лишь на основе принципов, общих для  всего современного
консерватизма. Среди традиционных консервативных ценностей приори-
тет принадлежит национальной культуре, сохранение верности которой
рассматривается как необходимое условие общественного  прогресса. Пра-
вые сторонники социального консерватизма сближаются с традиционали-
стами в трактовке государства и патриотизма.
     Консервативная идеология и придерживающиеся  ее партии в настоя-
щее время успешно развиваются. Консервативные партии периодически
приходят  к власти, конкурируя с социал-демократами, а консервативная
идеология оказывает  существенное воздействие на либерализм и социа-
лизм, на практическую политику социалистических и либеральных партий.
                                            Марксизм
В середине XIX в. развивается марксизм-теория, противоположная не только
либерализму, но и всем буржуазным концепциям. Его  основоположники - Карл
Маркс (1818-1888) и Ф. Энгельс (1820-1895 )- связали свое учение с интересами
рабочего  класса - самого обездоленного в  период утверждения капиталистического
строя. В  пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал 
социалистов-утопистов  в реальность: построить общество, путем насильственной
 ликвидации  частной собственности, в котором царит социальная справедливость
и подлинная  свобода.
 
Марксистская  социалистическая доктрина включала ряд  политических идей,
которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими 
из них  были:
 
- доминирование  классовой борьбы как движущей  силы исторического
 прогресса  в общественной жизни, в истории  всех антагонистических формаций;
считали, что  государство - продукт классовых  отношений и служит интересам
 экономически  господствующего класса;
 
- мессианское  предназначение пролетариата - осуществить  переворот в
капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда,
классы. В  этом всемирно историческая роль рабочего класса;
 
- необходимость  насильственной политической революции  для выполнения 
пролетарской  миссии могильщика капитализма;
 
- для организации  рабочего класса на политическую  борьбу за власть и построение 
общества, основанного  на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа;
 
- центральная  идея марксисткой политической  теории - идея диктатуры пролетариата
 как орудия  построения основ социализма  в переходный период от капитализма  к
социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной,
 исполнительной  и судебной власти;
 
- чтобы вести  за собой пролетариат к намеченной  цели, партия должна проводить
 решительную  идеологическую борьбу с классовыми  противниками.
(Маркс и  Энгельс вели борьбу с II.Прудоном, Л. Лассалем, М. Бакуниным.
Ленин с меньшевиками. Сталин с троцкистами, «националистами» и др.);
 
Марксистские  идеи оказали серьезное влияние  на развитие социально –
 политической  мысли, особенно европейской.  Однако они не стали основой
 современной  политологии. Критическое переосмысление  марксистской
 политической  концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика
 социализма  обнаружила ее уязвимые места:  абсолютизация роли рабочего 
класса и  пренебрежение другими слоями; использование  насильственных
(революционных  - часто преступных) форм социально-политических
 преобразований; преувеличение экономических факторов  и пренебрежение 
социально-политическимив развитии общественной жизни; нетерпимость
к инакомыслию; отрицание исторических возможностей и перспектив в
развитии капитализма и др.
Заключение
Подведем  итоги. Развитие «больших» политических мировоззрений
на протяжении 19 –20 века показывает, что в наши дни либера-
лизм, консерватизм и марксизим переживают кризис, хотя и в разной сте-
пени. Это  проявляется в следующем. Три  современные политические
идеологии настолько  сблизились между собой, что у многих политических
мыслителей  возникает проблема самоидентификации. Сторонники либера-
лизма, консерватизма и марксизма пришли к консенсу-
су относительно основополагающих характеристик наиболее приемлемой
модели общественного  развития. Эта модель предполагает рыночную, ос-
нованную на частной собственности экономику, в необходимых пределах
эффективно  регулируемую демократическим государством, в котором га-
рантированы свободы и права граждан, осуществляются в большей или
меньшей степени  социальные программы, поощряется личная предприни-
мательская инициатива. Ничего принципиально нового, способного со-
вершенствовать эту модель, ни одна идеология не предлагает.
    Другая  форма проявления кризиса связана  с тем, что в настоящее вре-
мя успешное развитие и само качественное своеобразие западной цивили-
зации находятся под угрозой в связи с обострением так называемых гло-
бальных проблем  современности. Особенно остро стоят  экологическая
проблема, проблема Север-Юг и проблема международного терроризма.
Между тем, ни либерализм, ни консерватизм, ни идеология  социал-
демократии  не предлагают конструктивных ответов  на обозначенные вы-
зовы времени.
    В  связи с этим можно предположить, что в ближайшее время завер-
шится второй крупный период в развитии общественно-политической
мысли, подобно  тому, как первый период закончился в 18 веке. Сущест-
вующие идеологии размываются, теряют свои, ранее определенные, ха-
рактеристики и не отвечают на злободневные вопросы современности.
Возможно, в  обозримом будущем появятся какие-то новые идеологии,
контуры которых пока еще ясно не обозначились.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.