На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Религия, как социальный институт

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Предмет социологии религии……………………………………………….…4
2. Взаимосвязь социологии религии с другими науками о религии………..…5
3. Виды религий, их эволюция…………………………………………………...6
4. Церковь как социальный институт……………………………………………7
5. Функции религии……………………………………………………………...15
6. Понятие "сакрализации" и "секуляризации"………………………………...16
7. Религия как социальное явление……………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список литературы………………………………………………………………25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Религия является сложным  социальным явлением, имеющим многообразие форм, культов, функций, методов воздействия  на социальную жизнь. Однако, какой  бы ни была религиозная система, она  обязательно имеет сходство с  другими в своей сути, заключается в вере, необходимости соблюдать религиозные обряды верующих, связям с личностью и обществом в целом.
Религия - исторически  сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей и норм поведения, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях, религиозной деятельности лиц, которые признают свою принадлежность к данной религиозной системы. Таким образом, религия всегда представляет собой систему верований и духовных ценностей, а также практических действий (культов, ритуалов, обрядов), которые формируют особый религиозное мировоззрение и религиозное поведение верующего человека. Так религия является и социальным явлением, поскольку связана с особым поведением и деятельностью людей, и социальным институтом, способным организовывать социальные субъекты, выполнять специфические функции в обществе, и в определенной общиной людей с одинаковыми религиозными представлениями.
Цель работы – раскрыть понятие религии, как социального института.
 

 
 
 
 
 
 
1. Предмет социологии религии
 
Социология религии  относится к числу специальных  социологических теорий. Она должна отражать прежде всего1:
- Социальные условия,  породившие религии;
- Место и роль религии  в обществе;
- Функции религии в  обществе;
- Социальные закономерности  развития религии;
- Социальную структуру  и взаимодействие ее элементов;
- Влияние религии на  другие стороны жизни людей:  их жизненные позиции, семейную жизнь и т.д.
В социологии религии  выделяют следующие уровни знания:
1) система фундаментальных  положений, раскрывающих сущность  религии, ее отношение к экономическому  базису, ее социальные корни и  т.п.;
2) система знаний, которая  характеризуется меньшей степенью  обобщения по сравнению с первым уровнем. К понятиям этого уровня относятся "структура религии", "функции религии", "уровне религиозного сознания", "культ", "религиозная группа", "секта", "церковь" и др.;
3) совокупность понятий,  интерпретируемых и эмпирических  обобщений: "религиозность", "критерии религиозности", "состояние религиозности", "отношение людей к религии и атеизма" и т.п.
Операциональная интерпретация  понятий играет важную роль в разработке методики социологических исследований, а эмпирические обобщения являются основой теоретического анализа.
 
 
 
 
2. Взаимосвязь социологии религии с другими науками о религии
 
Социология религии  находится в тесном взаимодействии с другими науками о религии. В связи с тем, что религия  включает в себя определенное мировоззрение  и имеет социальные корни, социологическое изучение религии не может быть оторвано от решения специфических мировоззренческих проблем. С другой стороны, раскрытие социальных причин, порождающих религию, позволяет глубже понять природу религиозного мировоззрения, раскрыть связь гносеологических корней религии с ее социальными корнями. В этом плане очевидна связь социологии религии теории атеизма2.
Социология религии  взаимодействует также с психологией  религии. Рассматривая структурные  элементы религии, социология религии  не может не коснуться анализа религиозного сознания: массовой, групповой и индивидуальной. Изучение сознания, психологии верующих с точки зрения их детерминированности (прежде всего экономическими отношениями) дает основу для исследования элементов религии и в психологическом плане. С другой стороны, раскрытие структуры религиозного сознания в социологическом плане, понимание социальной роли религии, выяснение влияния религии на сознание людей требует учитывать данные психологии религии.
Социология религии  довольно тесно родственная и с философией религии. Философия познает наиболее общие основания бытия природы и человека, пытается охватить вселенную в целом.
Философия и религия  частично совпадают по своему предмету (мировосприятие и жизни человека), но они разные по методам, которыми овладевают этот предмет. Религия опирается на непосредственный опыт, это сама жизнь. Философия же пользуется логикой.
3. Виды религий, их эволюция
 
По научным данным возникновения религии связывается  с появлением ранней родовой общины, примерно 40 тыс. лет назад3. За время, прошедшее религия существенно изменилась, приобрела самых разнообразных форм. Сегодня мы видим обилие религий, которые исповедуют разные люди и народы. Собственно, словом «религия» обозначаются как соответствующая сфера жизни и сознания людей, что является общим для любых народов, так и отдельные системы религиозных представлений и богослужения, отдельные вероисповедания.
Ученые предлагали много  подходов к классификации религий, в которых в той или иной степени учитывались как историческое развитие, так и содержание вероисповеданий. Поскольку религии всегда связаны с этносом, целесообразно было бы их различать в связи с различными типами этносов. Так, выделяют племенные культы, национально-государственные и мировые религии.
Племенные культы предшествовали любым другим формам религии, сохранились  ныне в отсталых народов и племен Африки, Азии, Америки. Как правило, эти культы не имеют какого-то обобщенного (догматического) представление о  Боге. Объектом поклонения является природа и ее явления, животных, материальные предметы. Преобладают формы тотемизма (вера в родство с животным или растением - основателем рода, тотема) и культа предков.
Национально-государственные  религии появляются с формированием  народностей и классового общества и играют важную роль при создании государственной организации. Они отличаются национальной ограниченностью. По уровню своего развития эти религии очень разные, но в целом преобладают антропоморфные, то есть такие, что представляют Бога похожим по виду на человека. Национально-государственные религии существовали в древних Египте, Греции, Риме, Персии. Среди современных религий это иудаизм, конфуцианство, индуизм и некоторые другие.
Мировые религии появляются позже других, на почве каких-то национально-государственных, отличаясь от них космополитизмом, т.е. не связаны с отдельной нацией, и прозелитизмом, то есть стремлением привлечь больше поклонников, поэтому, как правило, ведут активную миссионерскую деятельность. Для них также характерно достаточно развита догматика, культ и все остальные атрибуты. К мировым религиям причисляют буддизм, христианство и ислам4.
Религии также зависят  от того, сколько богов является объектом поклонения. Политеистические религии исповедуют многобожие, монотеистические - единобожие. Переходной формой между ними есть генотеизм, который признает существование многих богов, но среди них уважает только одного - заместителя своего народа.
 
4. Церковь как социальный институт
 
Религия является одним из древнейших социальных институтов и имеет довольно сложную структуру. Основными ее элементами являются религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации5.
Религиозное сознание - это религиозная  вера, религиозные нормы, символы, ценностные ориентации, санкции, запреты, предупреждения и т.д.
Религиозное сознание бывает массовой, групповой и индивидуальной.
Религиозная деятельность - это практически  духовное освоение мира. Различают  два вида религиозной деятельности: внекультовая и культовую. Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии относятся к духовной сфере. К практической сферы относятся миссионерская деятельность религиозных индивидов (их группы) преподавания богосливських дисциплин в учебных заведениях; управленческая деятельность в системе религиозных организаций и др.
Культовая деятельность - это культ  в собственном смысле этого слова, т.е. это религиозные действия верующих (поклоны, вставания на колени, сложение рук, крестное знамение и т.д. при молитвах, а также символические боготворного акты - чин богослужения, обряд, проповедь, жертвы, таинства).
Религиозные отношения вовлечены  до систем общественных отношений - материальных и идеологических. Они составляются в соответствии с религиозным сознанием, существуют через религиозную деятельность. В связи с этим религиозные отношения бывают культовые (существуют через культовую деятельность) и внекультовые (существуют через внекультовая деятельность). Носителями религиозных отношений выступают религиозные индивиды, группы, организации6.
Религиозные организации. Структура  религиозной организации связана  с традицией и обычаем, церковным  правом или уставом. В религиозной  организации складываются связи координации (взаимодействие по горизонтали) и субординации (подчиненности по вертикали), действуют отношения авторитарного характера.
Организация обеспечивает существование  и функционирование религиозной  общности, т.е. совокупности последователей определенного вероисповедания. Общность со своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение, первичным очагом которого выступает человек. Над общиной надстраивается комплекс звеньев (вплоть до высшего звена - центра объединения), что обеспечивает целостность объединения.
В социологической литературе выделяют следующие типы религиозных объединений7: церковь (для организационной структуры характерно наличие института священства, четкая иерархия по "горизонтали" и "вертакали" в соответствии с нормативной системой и тенденция дальнейшей институционализации) секта (институт священства, наоборот, отсутствует, лидерство определяется харизматическим: право на него предоставляется лицу, которое обнаружило якобы особую способность руководства, воспринимаемую как милость Бога и направленную на раскол религиозной общности) деноминация (ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в конфронтации к церкви и секты; характерна четкая организация как по "горизонтали", так и по "вертикали"; несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководства, существует элита постоянных руководителей, которые наделены широкими полномочиями).
Организованная религия  при наличии определенных условий  выражается в такой специфической организационной форме, как церковь. Церковь характеризуется рядом признаков. В христианстве она утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое "тело Христово". Как таковая, она ведает священными институциями - "таинствами", с которыми внутренне связаны духовные дары, которые могут быть переданы верующим. Священники являются служителями церкви, церковь всегда есть церковь священников (хотя на разных этапах церковной истории были попытки преодолеть идею распределяющих благодать священнослужителей, но преодолена она так и не была, даже в протестантизме, провозгласившем идею "всеобщего священства").
Церковь всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения, на эксклюзивность в этом отношении: если она является "священным институтом" в мире, то рядом с ней не может быть другой церкви с аналогичными притязаниями.
Церковь выступает в своих исторических воплощениях как форма власти, господства, она всегда есть институт принуждения. Мировые религии основываются как свободные сообщества, приобщение к которым является делом свободного личного решения. Однако очень скоро они превращаются в организации, характеризующиеся эксклюзивностью и тотальностью. В последующем дети верующих включаются в существующие уже при их рождении общины не по личному выбору и решению, а просто по рождению и остаются в них часто в силу инерции, без внутреннего приобщения. Преследования еретиков, инквизиция - насильственные средства, с помощью которых церковь стремилась обеспечить свою власть не только над телом, но и душой своих чад8.
Итак, первой специфически религиозной  формой организации ("религиозным  сообществом") была община, в которую  входили учитель и его ученики. Здесь впервые выражена идея, - а на ней строится организация, - идея "союза", который может осуществляться в разных формах (в таких социологических образованиях, как община, орден, секта, церковь). Главное отличие нового типа религиозных сообществ, ранней общины исторических религий в том, что принадлежность к ним не предопределена судьбой, фактом рождения, а является делом выбора индивида, хотя бы в принципе, "по идее". В последующем восстанавливается принцип включения в общину по рождению. Но иначе быть не могло: первичные общины должны были измениться, они-то как раз не были организованы, не знали священнослужителей, были не формой господства, власти, но общинами любви. Эти общины характеризовались спонтанностью проявлений веры: "дух веет, где он хочет", - а это возможно при минимуме организованности религиозной жизни. Там, где царит дух, там не нужны организационные формы. Но когда жизненный порыв, энтузиазм веры улетучивается, возникает необходимость в организации, объединяющей, руководящей, направляющей "жизнь духа" в определенное русло, облекающей ее в организационную форму. Чтобы сохранить духовное наследие основателя, его нужно закрепить в твердо фиксированных понятиях и доступных массовому пониманию воззрениях. Так возникает "учение" в отличие от возвещения, откровения основателя религии: живое слово уступает место рационализации, интеллектуалистической обработке верований, религиозного опыта. Разные варианты такой интерпретации создают основу образования разных сообществ даже в пределах одной и той же религии, появляются конфессии. Складывается традиция, и появляется духовенство как ее хранитель и посредник в передаче религиозного наследия. Возникает феномен организованной религии, появляется религиозная организация, в том числе такого типа, как церковь9.
Ранние христианские общины уже называли себя церковью, но тогда это понятие обозначало иную социологическую структуру, чем в последующую эпоху. Первоначально это просто название христианских общин, о членах которых в Новом Завете говорится: "Они оставались в учении апостольском, и в общине, и в преломлении хлеба, и в молитве". Здесь перечислены все элементы, образующие церковь как первохристианскую общину: учение, община, совместная молитва, сакральный праздник общины - совместная трапеза. Учение, пение и совместная молитва перешли из синагогальной богослужебной традиции, общинный же ритуал совместной трапезы имеет аналог в эллинистических мистических братствах. Первоначально действительная трапеза во II в. становится символическим действием и в конце концов приходит к идее мессы как бескровному воспроизведению жертвы Христа.
Эта социологическая структура  ранней христианской общины была преобразована ап. Павлом. Ранняя община объединяла входивших в нее верой в Христа. Первоначально церковь - это христианская община как избранный Богом народ, т.е. сообщество людей, ожидающих конца этого мира и наступления царства их Господа и свершения его обещаний. "Церковь" в этом смысле есть частица "Царства Божьего" уже здесь, на земле, находящаяся под водительством Божьим; это не только невидимая духовная общность верующих, но и вполне зримая величина, реально существующая организация верующих христиан. Благодаря ап. Павлу понятие церкви приобретает новое значение: появившиеся в разных местах христианские общины Павел называл также "экклезиа" (в пер. с греч. - "народное собрание"), имея в виду и обозначая этим понятием собрание всех христиан, живущих в одном месте, собирающихся время от времени в одном помещении, - людей, преисполненных "духом Христовым". Все вместе такие общины, мистически связанные духом Христа, образуют церковь как "тело Христово", в которую входят совершением обряда крещения и пребывают через причастие, вкушая "тело Господне"10.
Эта исходная модель христианской церкви изменилась сравнительно мало, ее основные характеристики: территориальный принцип построения, который полное значение получил с конца III столетия; внутреннее разделение функций и образование иерархии; правила, регулирующие "акт приема", появления новых членов; своя юрисдикция и нормы, регулирующие отношения с внешним миром. Последний момент очень важен: входя в христианскую общину, индивид не выключается из всей совокупности существующих общественных отношений, т.е. той социальной жизни, которой живут нечлены христианской общины (в той мере, в какой эти отношения не являются религиозно и морально предосудительными подобно проституции, ростовщичеству и т.п.). Тем самым возникает определенная двойственность положения христианина, обязанного проявлять двойную лояльность - к гражданским обязанностям и религиозным. Эта двойная лояльность всегда таит в себе возможность конфликта, противоречия, в основе которых - притязания церкви на эксклюзивность и тотальность, притязания, свойственные религиозной организации как таковой.
Однако возможен и другой тип  организации религии, церковь образуется не во всех религиях спасения. Так, в исламе, хотя дело шло к образованию церкви, перед побегом в Медину Мухаммед сплотил вокруг себя группу последователей. Не произошло образования церкви в силу особенностей дальнейшего распространения ислама. Уже будучи в Медине, пророк заключил договор с несколькими племенами, которые приняли новую веру, так что эта вера стала составной частью культуры этих племен и дальше распространялась путем расширения их влияния и распространения областей их господства, т.е. экспансии власти исламизированных арабских племен. Завоевываемые области становились частью Уммы, исламизировались11.
На первых порах в Мекке образовалась настоящая религиозная община, членов которой объединяли лишь чувство  зависимости от Аллаха и харизматический лидер: "Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по его милости братьями!" [Сура 3, 98]. Однако в Медине характер ислама изменился - религиозная община трансформировалась в политическое образование, чтобы потом, при первых халифах, превратиться в мирское сообщество-государство. Черты настоящей религиозной общины присущи местным объединениям мусульман (особенно пятничным богослужениям, в которых должно участвовать не менее 40 верующих и которые складываются из совместной молитвы и проповеди, т.е. имеют тот же вид, что и иудаистское или христианское богослужение).
В социологии религии наиболее исследована  организация христианской религии - церковь, ее роль в качестве социального института. Церковь - человеческая организация. Цели существования и деятельности церкви, как она их сама понимает, выходят за рамки земной ситуации человека (спасение души и обретение вечного блаженства), позволяют объединять людей чем-то большим, чем только межчеловеческие связи, устанавливаемые ею отношения - это отношения мистического единения в Боге12.
Но церковь складывается не только из отношения людей к  Богу, но и из отношений между людьми. Ее члены - люди, и организационные структуры и проблемы церкви в значительной степени те же, что и организационные проблемы нерелигиозных объединений. Социология религии рассматривает церковь в понятиях социологии организаций. Подобно другим организациям, церковь имеет определенную структуру - сложившуюся модель отношений. Люди создают структуры, стремятся рутинизировать свою деятельность, чтобы иметь возможность концентрироваться на самом главном. Каждое человеческое сообщество, каким бы малым или большим оно ни было, создает определенные образцы поведения. Критическая для всех сообществ проблема заключается не в том, может ли оно существовать без институциональных структур, а в том, может ли оно создать структуры, которые не превращали бы себя из средства - в цель.
Особенности стиля деятельности организованных структур зависят от характеристик культуры, в рамках которой существует данная структура, а также решаемых ею задач. Одна из важнейших проблем церкви как религиозной организации обусловлена тенденцией канонизировать однажды сложившиеся образцы отношений, оправданные для определенных ситуаций, но не отвечающие изменившимся условиям.
Каждая организованная система должна решать задачи, к  которым относятся характер взаимоотношений  с окружающим миром, взаимодействие с изменяющейся средой своего существования, в ходе которого она всегда стремится, насколько это возможно, сохранить свою идентичность. Поскольку оказывается, что это взаимодействие невозможно обеспечить, сохраняя принципы организации неизменными, существует опасность слишком большой приспособляемости, которая чревата утратой идентичности. И напротив, организация может утратить значение в изменившемся обществе, пытаясь слишком жестко пресекать любые изменения, соответствующие требованиям среды, избегать любых компромиссов. Эти две крайности применительно к религиозной организации можно идеально типически обозначить как "церковь" и "секта"13.
 
5. Функции религии
 
Под функциями религии  понимают различные способы ее действия в обществе. В литературе выделяют 5 функций14:
1) мировоззренческая  (определенное миропонимание - объяснение  мира, место человека в нем  и т.д.);
2) компенсаторська (религия  выполняет роль компенсатора  в обществе, т.е. религиозного "заполнения" действительности - социальное неравенство, например, превращается в равенство в страдании; разобщенность заменяется братством в общине и т.д.);
3) коммуникативная (религия  способствует общению людей через  культовую и внекультовая деятельность);
4) регулятивная (религиозные  идеи, ценности, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают как регуляторы поведения людей);
5) интегративная (итог  поведение и деятельность индивидов,  объединяя их мысли, стремления, направляя усилия социальных  групп и институтов, религия в какой-то мере способствует стабильности в обществе).
 
6. Понятие "сакрализации" и "секуляризации"
 
Функции религии меняются с развитием общества. Эти изменения  отражены в понятиях "сакрализация" и "секуляризация"15.
Сакрализация - это процесс  вовлечения в сферу религиозного санкционирования других форм массовой (индивидуальной) сознания, социальных отношений, деятельности людей и институтов. С этим связано повышение влияния религии на общественную систему, распространение ее функций в обществе. Другими словами, это процесс, при котором в основе общественных отношений лежит культовое религиозная деятельность.
Сакрализация характерна для ранних стадий истории религии, рецидивы ее обнаруживаются и позже.
Секуляризация - это процесс, противоположный сакрализации, это, наоборот, освобождение массовой и индивидуального сознания от влияния религиозных идей, социальных отношений - от религиозного санкционирования, т.е. высвобождение общественной жизни от влияния религии и церкви, переход функций, выполняла религия, в других социальных институтов. Процесс секуляризации наиболее присущ социалистическому обществу.
Сегодня влияние религии  на сознание масс в мире весьма значительным, и поэтому политические деятели  любой страны стремятся использовать конфессии для достижения определенных политических целей или нейтрализовать их общественное влияние с этой целью. Некоторые конфессии также активно вмешиваются в политику, создавая религиозные партии, профсоюзы, возглавляя национально-освободительные движения.
 
7. Религия как социальное явление
 
Слово "религия" переводится  с латинского как благочестие, святыня, предмет культа. Религия является не только представлением о Боге, не только сознанием. Это и реальная жизнь, действия людей - культ, богослужение, церковная организация, наконец, это формы и принципы организации общественной жизни, в той или иной степени основываются на религиозных основаниях. То есть религия - это соответствующее мировосприятие и определенная сфера жизни человека, связанные с отношением его к Богу16.
Роль, которую играет религия в обществе, как раз и следует из ее объективной сущности как связи человека с Богом. Через эту связь человек выступает не столько как личность, сколько как представитель рода человеческого. Чувствуя связь с Богом, одновременно он ощущает связь, сочетание с человеческим обществом. Интимное общение человека с Богом всегда не ограничивается ее индивидуальностью, а выводит эту индивидуальность в пространство совместного существования.
С этой точки зрения религия  более социальная, чем другие - политические, правовые, экономические - отношения между людьми.
Религиозное сознание является древнейшей среди других видов сознания, и человеческое общество - как осознание  людьми их определенной общности - возникло именно на основании общей религии, тогда как все другие объединения (государство, хозяйство, культура) имеют уже производный, вторичный характер. Поэтому религия является основой любой социальности.
Религия предстает как  основа социальности еще и потому, что именно она создает такие  первичные принципы общественности, как солидарность, свобода, служение.
Солидарность, есть чувство  общей причастности людей к определенному  целого, единого "мы" порождается  единственной связью между всеми  людьми и Богом, в котором они  впервые чувствуют себя какой-то семьей, общиной. Но в этой причастности не исчезает человеческая личность. Наоборот именно богочеловечестве порождает человеческую свободу. Эта свобода, способность к творчеству является началом человеческого общения.
Формированию религии  как социального явления способствовали ряд факторов - психологические, гносеологические и социальные, причем влияние последних оказался наиболее весомым. Религия как социальный институт функционирует на двух уровнях - ценностно-нормативном и организационном17.
Ценностно-нормативный уровень представляет собой систему верований, обрядов, ритуалов, символов, заповеди, которые фиксируются в священных текстов. Они формируют в верующего человека систему представлений о строении мира, детерминанты его развития, свое место в природе и обществе. В результате у человека формируются определенные психические факторы, связанные с религиозным мировоззрением - эмоции, переживания, ценности, идеи, стремления, желания. Внешне эти психические факторы проявляются в особой религиозной поведении лица, в этике и культуре ее отношений с другими социальными субъектами. 
Организационный уровень связан с образованием религиозных организаций. Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты.
Церковь как правило  является классической организацией определенной религиозной системы, имеет четкую внутренне организационную структуру, включающую духовенство (клир) и миряне, характеризуется массовостью и  тесно связана с обществом  и действует внутри него. Клиром считаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу, имеют право организовывать и проводить его. В православной церкви клир делится на церковнослужителей, не имеющих духовного сана и священнослужителей - лиц, имеющих духовный сан (по рангам они делятся на диаконов, священников и архиереев). Мирянами считаются простые верующие, которые не могут проводить религиозные обряды, но имеют право и должны участвовать в них. Церковь возникает в процессе развития определенного вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами - политикой, идеологией, культурой и т.д.. Церковь является универсальной организацией, поскольку в нее входят лица разных полов, возрастов и статусных групп, она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников18.
Деноминацией считается  организация, которая поддерживает социальные связи с обществом  и нормальные отношения с церковью, но не имеет такой широкой социальной базы, как церковь, четкой внутренней структуры, не делится на духовенство и мирян, сплачивает вокруг себя малые группы сторонников, которых не удовлетворяют постулаты ортодоксальной церкви. Деноминации возникают в результате плюрализации ведущих религиозных систем в обществе. Они должны конкурировать между собой, доказывая потенциальным сторонникам правильность, истинность учения, которое несет деноминация. Если церковь требует безусловной преданности своих поклонников, то деноминация пытается привлечь как можно больше своих последователей, независимо от чистоты их верований. В основных протестантских деноминация относятся баптисты, адвентисты седьмого дня (субботники), евангелисты, свидетели Иеговы.
Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи  с обществом и церковью. Она  как правило, возникает на фунте оппозиции официальной церкви. Секты часто характеризуются такими чертами как19:
• слепая вера последователей в идеалы секты,
• самоизоляция и обособленность от других общин, 
• противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующих в обществе,
• признание исключительности своей религиозной системы, избранности  ее Богом;
• принцип вождизма, основанной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.