На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Архитектура Беларуси 11-15 веков

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
Учреждение образования 
«Гомельский государственный  университет 
имени Франциска Скорины»
 
   исторический факультет 
                                                        
Кафедра истории Беларуси
 
 
 
                                                                           
 
архитектура Беларуси 11-15 веков
 
Курсовая работа
 
 
 
 
 
 
Исполнитель
студент группы И-11      ____________     Гордовенко Сергей  
                                                                                                  Владимирович
      
 
 
Научный руководитель
Доцент                                        ____________                  Пичуков Виктор  
                                                                                                  Петрович              
     
 
 
 
 
 
 
 
Гомель 2012
 
 
 
Введение
 
 
 За время своего  существования Белорусский народ  создал оригинальную архитектуру.  Архитектура, которой и посвящается  данная работа, является ее составной  частью и занимает среди памятников - материальной и духовной культуры  особенное место. Именно архитектура  больше чем, в какой либо  сфере человеческой деятельности  показана вся история человечества: не только его идеология, социально-политическая  жизнь, но и экономическое развитие  государства.
Здесь всегда интенсивно давал  о себе знать процесс взаимовлияния  культур, что определяется, прежде всего, положением страны «на рубеже культур» — на пограничье Востока и Запада, если эти понятия трактовать в  широком культурологическом и историческом смысле. Местные традиции, налагаясь на эти течения, обогащали традиционную культуру и содействовали развитию новых направлений. Этот плодотворный синтез как нельзя лучше и рельефнее проявился в архитектуре, скульптуре и живописи. Средневековая белорусская архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Церкви в начале 16 века были представлены очень массивными зданиями. На Беларуси сохранилось множество неповторимых по своей красоте и оригинальному архитектурному решению памятников Белорусского зодчества.
Из этого следует, что  целью данной курсовой работы является:
 проследить историю  развития архитектуры Беларуси  в течении16-18вв. Проанализировать  особенности Архитектурного строительства  на Белоруссии и дать их  характеристику и охарактеризовать.
К задачам данного исследования относятся:
 Выявить отличительные  особенности архитектурных частей. Также попробовать рассмотреть  особенности строительства Белорусских  шедевров архитектуры, которые  и по сегодняшний день интересны  своей красотой и оригинальностью  многим туристам.
Актуальность настоящей  работы обусловлена, большим интересом  к изучению культурно-исторического  наследия Республики Беларусь.
Объектом данного исследования  является исследования описания конкретных архитектурных и культурно-исторических памятников Беларуси.
Предметом исследования являются сооружения как культового, так и  гражданского типа.
 Источником по данной  теме является: Фотографии, Схемы,  Планы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Анализ источников и литературы
Издание «Свода памятников истории и культуры Беларуси», которое  является частью Свода памятников истории  и культуры народов СССР, - конкретное осуществление положений Конституции  СССР и Конституции БССР об охране памятников и других культурных ценностей, закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры »и соответствующего Закона Белорусскому ССР. «Сбор памятников истории и культуры Беларуси» - официальный документ, включающий памятники, что взят или должны быть взяты под государственную охрану.
Предлагаемый том Свода  памятников истории и культуры Витебской  области составлен на основе научного исследования памятников, изучения первоисточников и литературы о времени, событиях и людях, которым они посвящены.[1.]
ЧАНТУРЫЯ Владимир Александрович (28.6.1923, Баку-28.11.1988), белорусский архитектор, историк архитектуры, педагог. Д-р  архитектуры (1965), профессор (1968). Окончил Азербайджанский индустриальный институт (1947). Работал в институте «Белгос-проект» (1947-49) в Минске. 3 1953 преподаватель, с 1969 зав. кафедрой теории и истории архитектуры БПІ. Автор работ по истории русской архитектуры и (в соавторстве) проектов детальной планировки исторических центров Гродно (1970) и Витебска (1972). Под его руководством проведены обмеры памятников белорусского зодчества (1954-70) и обследование ист. застройки городов Беларуси (1971-82). Государственная премия БССР 1980 за книгу «История архитектуры Беларуси» (к-октябрьские, 2-е издание, 1977).
В своей курсовой я обратил внимание на следующие его работы: История архитектуры Белоруссии: дооктябрьский период и Атлас памятников архитектуры и мемориальных комплексов Белоруссии.
Атлас представляет собой  собрание графических материалов (увражей) по выдающимся памятникам монументальной архитектуры и мемориальным комплексам Белоруссии. Подобраны наиболее характерные объекты той или иной исторической эпохи.
А в Истории архитектуры Белоруссии: дооктябрьский период рассматриваются развитие белорусского зодчества и градостроительства в дооктябрьский период, памятники архитектуры, оценивается вклад белорусского народа в общую сокровищницу культуры нашей страны. [2,3.]
Габрусь Тамара Викторовна (р. 2.10. 1945, Минск), белорусский историк архитектуры. Канд. архитектуры (1979). Окончила БПІ (1968). Работала в институте «Белпром проект» (1968-70), в Специальных научных реставрацийно производственных мастерских Министерства культуры Беларуси (1973 -74), издательстве «Белорусская Советская Энциклопедия» Имени Петруся Бровки! (1974 80). 3 1980 сотрудник института искусствоведения, этнографии и фальклору АН Беларуси, с 1990 одновременно преподает в Белорусском академии искусств, исследует монументальную архитектуру Беларуси 16 - 18 в.. Один из авторов книг История белорусского искусства "(т 1, 2; 1987- 8). Собрание памятников истории I культуры Беларуси, статьей в журналах «Искусство Беларуси», «Строительство и архитектура Белоруссии».
А вот те её работы, которые  использовал я:
Саборы помняць усё: готыка і рэнесанс у сакральным дойлідстве Беларусі, в книге дается отражение и историко-культурное обоснование самобытности проявлений общеевропейских архитектурно-художественных стилей готики и ренессанса в сакральном зодчестве Беларуси. Авторский анализ построен на исторических источниках, а также на материалах предыдущих исследований белорусских, польских и литовских археологов, реставраторов, историков архитектуры. Издание богато иллюстрировано натурными съемками и графическими материалами.
А также, в книге “Мураваныя харалы” Автор исследует истоки и пути развития каменного сакрального зодчества на Беларуси со времен принятия христианства и до разделов Речи Посполитой, а также определяет этапы эволюции художественного стиля белорусского барокко. Книга богато иллюстрирована. Для искусствоведов, архитекторов, всех, кто интересуется историей отечественного искусства. [4,5.]
Локотко Александр Иванович - доктор наук, профессор, директор Института  искусствоведения, этнографии и фольклора  им. К. Крапивы НАН Беларуси, член-корреспондент  НАН Беларуси, академик Белорусской  академии архитектуры (г. Минск, Беларусь).Член Президиума Республиканского Совета общества охраны памятников истории и культуры, вице-президент комиссии по архитектуре и дизайну международной организации народного творчества ЮНЕСКО, двух специализированных ученых советов по присуждению ученых степеней доктора наук, экспертного совета Высшего аттестационного комитета Беларуси, академик Белорусской академии архитектуры. Выполненные им научные исследования отмечены Стипендией Президента Республики Беларусь (2000 г.), Премией Национальной академии наук Беларуси (1999 г.).
В моей работе, я использую целых четыре его произведения, так как, на мой взгляд, это один из самых выдающихся белорусов в вопросах об архитектуре нашей страны.
Книга (Архитектурное наследие Беларуси) члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси, профессора А. И. Локотко являет собой первое комплексное исследование национального архитектурного наследия в контексте развития традиций, охраны и реставрации, выполненное в рамках соответствующей тематики Государственного фонда градостроительного развития Министерства архитектуры и строительств Республики Беларусь. На основе обширных фактологических данных, выявленных в архивах и в ходе многолетних натурных исследований, раскрыты национальные, региональные и локальные черты архитектурного наследия Беларуси. Раскрыты проблемы охраны и реставрации памятников архитектуры и градостроительства. Изложены теория и методология роли архитектурного наследия в идеологии белорусского государства, развития традиций и их внедрения в современную архитектуру.
Книга (Нацыанальныя рысы беларускай архітэктуры) посвящена историческому анализу белорусского зодчества на протяжении тысячелетия как часть процесса формирования среды обитания. Родные улицы под сенью, которые шепчутся старые легенды, родительская усадьба, двор, площадь с магазинами школа на холме, неподалеку виден макушки церкви и острый шпиль костела, словно фигура призрака силуэт замка - вот коляска исконной бытности. Село, поселок, город-пространства нашего мира. В путешествие по ним ведут строки этой книги.
В следующей книге (Белорусское народное зодчество) рассмотрены общие и региональные особенности поселений, усадеб, жилища, интерьера и архитектурного декора в народном зодчестве Белоруссии. Выделены регионы и локальные районы ряда особенностей, межэтнические черты отдельных компонентов народной архитектуры. Исследованы современные тенденции развития сельского зодчества, основные направления: народно-традиционное и индустриальное. Книга иллюстрирована.
Последняя его книга (Пад стрэхамі прашчураў), в моей работе, посвящена народному белорусскому зодчеству, которое рассматривается как среда пребывания этноса. В популярной форме раскрываются исторически обусловленные особенности расселения наших далеких предков, характеризуются типы поселений, общественных и культовых сооружений, дворов и усадеб, производственных построек. Показаны возможности воплощения народных традиций в современной архитектуре.[6,7,8,9.]
Ткачев Михаил Александрович (10.3. 1942, г. Мстиславль - 31.10.1992), белорусский археолог, Доктор исторических наук (1987), профессор (1989). Закончил БГУ (1964). 3 1968 в Институте истории АН Беларуси, с 1978 в Гродненского университете (преподаватель, зав. Кафедрой), с 1989 зав. редакции истории Беларуси издательство «Белорусский Энциклопедия» имени Петруся Бровки, с апреля 1992 был Главном редактором этого издательства. Изучал военно-оборонительное зодчество, материальную культуру и архитектуру городов Беларуси 11-18 в.: Витебска, Гальшан, Гомеля, Гродно, Заславля, Каменца, Крево, Лиды, Любче, Мира, Новогрудка, Чечерска и др. Один из авторов книг «Очерки по археологии Беларуси».[10]
Якимович Юрий Александрович (р. тринадцатой 10.1946, Минск), белорусский  историк архитектуры, педагог. Кандидат архитектуры (1979). Окончил БПИ (1969). Работал  в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси (с 1969), издательстве «Белорусский Советская Энциклопедия" имени П. Бровки (с 1980, зав. Редакции). 3 1986 в Витебском педагогическом институте (профессор с 1988). Исследует  историю архитектуры (преимущественно  дооктябрьский период), творчество художников 19 в. (Н. Орды, Ю. Пешки, Деян. Струкова и др.).. Выделил школы Полесского деревянного зодчества, показал особенности их развития в 17-19 в. Автор статей в «Сборы памятников истории и культуры Беларуси», «Истории искусства народов СССР» (т. 9, М., 1982), «Истории белорусского искусства» (т. 1, Мн., 1987) и др.. Сделал отдельные реконструкции усадебно-дворцовых и замковых построек 16-17 вв.
В книге (Зодчество Белоруссии XVI-сер. XVIIв.), автор рассказывает о реконструкции многих уникальных зданий и сооружений, ансамблей и комплексов, когда в белорусском зодчестве синтезировались стили.[11.]
Щекотихин Николай Николаевич (13:10. 1896, Москва - 1.4.1940), белорусский  искусствовед, историк и теоретик искусства, педагог. Учился в Московском университете (1914-18). 3 1922 в Минске, работал  в БГУ (1922-24), в Институте белорусской  культуры (1925-28), АН БССР (1929-30). 3 1931 в  башкирской АССР. Один из зачинателей  белорусского советского искусствоведения. Исследовал изобразительное искусство и архитектуру Беларуси от сторожа. времен до современности: культовое зодчество и монументальная живопись 11-19 веков, иконопись 17-18 веков, оборонительные сооружения, сторожа. бел. гравюры, искусство книг Ф. Скорины, творчество многих бел. художников и др.. Впервые в белорусском советском искусствоведении выработал научную концепцию истории русского искусства, основные направления его развития, сделал попытку периодизации. Пристальное внимание отдавал становлению национальной художественной школы, организации художественной жизни республики. Выступал с публикациями по проблемам белорусского искусства, автор статьи про белорусские искусства для 1-го издания Большой Советской Энциклопедии (т. 5, 1930).
"Очерки ..." являются  переизданиями первого (и единственного) тома главного труда выдающегося белорусского ученого М. Щекатихина (1896-1940), который первым разработал стройную концепцию истории развития белорусского искусства и заложил основы национального искусствоведения.[12.]
ЧЕРНЯВСКАЯ Тамара Игнатьевна (р. 2.10.1934, Москва), белорусский историк архитектуры. Канд. архитектуры (1967). Окончила БПИ (1959). С 1961 в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси (с 1971 старший научный сотрудник), одновременно в 1963 - 71 преподаватель БПИ. Исследует историческую планировку и застройку Витебска, Могилева, Минска, памятники архитектуры Беларуси. Один из авторов "Свода памятников истории и культуры Беларуси" (Государственная премия БССР 1990), "Истории белорусского искусства".
В монографии (Архітэктура Віцебска) исследуются планировка и застройка Витебска со времени его возникновения до наших дней. Показываются оборонительные укрепления витебских замков XIV-XVII вв., Формирование общественного центра в XVIII в., Развитие планировочной структуры XIX-XX вв. Рассматриваются также лучшие памятники архитектуры города. Отдельная глава посвящена достижениям градостроительства и архитектуры советского периода.
В книге (памятники архитектуры Минска XVII-нач. XXв.) рассматриваются памятники архитектуры XVII—начала XX в., сохранившиеся до настоящего времени. Освещаются основные этапы градостроительства Минска, дается анализ застройки трех историко-архитектурных зон, а также отдельных памятников, расположенных в центральной части города. Имеется библиография.[13,14.]
Книги (Архітектура Беларусі: Нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславянскім і еўрапейскім кантэксце,у 4 томах) посвящены исследованию белорусского народного зодчества. Впервые в широком диапазоне времени (от Древней Руси и до наших дней) анализируется эволюция системы расселения, народно-традиционной архитектуры городов, сельских усадеб и жилья, церковно-монументального зодчества. Народная архитектура раскрывается как яркая страница традиционной художественной культуры славян и народов Европы. Исследуются проблемы развития традиций в современном сельском строительстве, сохранение и адаптация памятников народной архитектуры и их использование в сфере туризма инфраструктуры музеев под открытым небом.[15,16,17.]
Кушнеревич А.Н. - белорусский историк архитектуры, искусствовед. Исследует готическую зодчества Великого Княжества Литовского.1982 - окончил Минский педагогический институт.1982-1987 - археолог института «Белспецпроектреставрация».С 1987 - работал в институте Национальной Академии Наук Беларуси. С 1992 - преподает в Белорусском государственном педагогическом университете.1995 - доцент.2005 - доктор искусствоведения. С 2005 - заведующий кафедры истории мировой цивилизации Международного гуманитарного-экономического института.
В книге (Культавае дойлідства Беларусі XII - XVI стст.) прослеживается процесс развития на белорусских землях культового зодчества в XIII-XVI вв. Приведены результаты исторического и архитектурно-археологического изучения памятников этого периода, введенный в научный оборот ранее неизвестные, исследованные автором культовые постройки. Книга богато иллюстрирована.[18.]
Сергачёв С.А.- Белорусское народное зодчество. Эта книга посвящена прогрессивным традициям белорусского зодчества - важнейшего элемента национальной культуры. Народное зодчество формировалось на протяжении столетий. Оно вобрало в себя чаяния и мечты белорусского крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Финансирование этого издания взяли на себя МП «Оракул», «Крок уперад» и «Харугва». Благодаря им читатели Республики Беларусь ознакомятся с почти забытыми страницами летописи народного зодчества, эстетические идеи и архитектурные формы которого находят отражение в современной архитектуре.[19.]
Были использован публикации Копыского и Спиридонова из газеты НАША СЛОВА. Вёска і горад у часы ваеннага ліхалецця і анархіі[20.]
Николай Феодосьевич Гуляницкий (1927—1995)—историк архитектуры и градостроительства. Работал в НИИТАГ. В 2000 году (посмертно) за издание «Русское градостроительное искусство» в 4-х томах стал лауреатом Государственной премии РФ. Написанная им «История архитектуры» выдержала несколько переизданий. Круг научных интересов: история архитектуры и градостроительства. Изучаемый период: XVII-XIX вв.
Архитектура  гражданских  и промышленных зданий том 1, в котором изложена история архитектуры от времени ее зарождения до наших днем с учетом развития конструктивной основы зодчества и строительных приемов. При сохранении структуры и содержания предшествующего издания настоящим учебник модернизирован в соответствии с требованиями современного образования.[21.]
Трусов Олег Анатольевич (г. Мстиславль), белорусский археолог. Кандидат исторических наук (1981). Закончил БГУ (1976). 3 1988 начальник археологического отдела института «Белспецпроектреставрация». Изучает военно-оборонительное зодчество, материальную культуру и архитектуру городов Беларуси 11-18 в.: Лиды, Мира, Крево, Мозыря, Заславля, Гродно, Витебска, Новогрудка, Могилева, Мстиславля и др. Опубликовал более 400 научных и научно-популярных статей.
В книге (Памятники монументального зодчества Белоруссии XI— XVII вв.) разработана классификация каменных кладок, кирпича, плиток пола, изразцов, черепицы, определена хронология их развития. Результаты исследований могут быть использованы как в практике полевых архитектурно-археологических исследований, так и при реставрационных работах.[22.]
В однотомной энциклопедии содержится более 1200 статей, посвященных лучшим произведением белорусского архитектуры 12 - 20 в. Читатель может найти информацию о замечательные памятники зодчества, которые вошли в сокровищницу многонациональной культуры народов нашей страны. В книге есть справки и про лучшие ансамбли и отдельные здания советского времени. В томе также содержится терминологический словарь, биографические статьи. Книга богато иллюстрирована цветными и черно-белыми снимками, рисунками и чертежами.[23.]
Кацер Михаил Сергеевич [н. 25.10 (7.11) 1906, д. Климовичи Сенненского района], белорусский историк искусства, педагог. Д-р искусствоведения (1952), профессор (1956). Окончил Московский институт истории, философии (1939). 3 1946 в АН БССР: до 1950 в Институте языка, литературы и искусства (с 1947 зав. Сектором изобразительного искусства), (в 1957-64, 1969-70 зав. Секторов изобразительного искусства и сбора памятников истории и культуры Беларуси). Одновременно в 1953-56 заведующий кафедрой изобразительного искусства Бел. театрально-художественного института.
Искусство, созданное белорусским  народом, является прекрасным материалом для изучения жизни народа, его  культуры и быта. Оно повествует нам о его героической борьбе против социального и национального  угнетения, о его любви к своей  Родине, языку и культуре. О большом  значении культурного наследия в  деле создания советской культуры говорил  на съезде комсомола в 1920 г. вождь В. И. Ленин. Именно этими словами автор и начинает свою книгу «Белорусская архитектура». В которой описание архитектуры идёт под давлением марксистско-ленинской идеологии.[24.]
Кулагин Анатолий Николаевич (р. 23.1. 1947, Борисов), белорусский искусствовед, историк архитектуры. Канд. искусствоведения (1986). Окончил БПИ (1960). 3 1970 в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси. Печатается с 1970. Работы по истории и теории архитектуры и искусства Беларуси. Один из авторов «Свода памятников истории и культуры Беларуси» (Госпремия БССР 1990), "Истории белорусского искусства".
Книга (Архитектура и искусство рококо в Белоруссии) посвящена малоизвестному стилю рококо, который широко и своеобразно воплотился в архитектуре и искусстве Белоруссии XVIII в. Многообразие проявления стиля в дворцово-усадебном и культовом строительстве, садово-парковом, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве показано в социально-экономическом и философско-мировоззренческом аспектах. Книга богато иллюстрирована.
Энциклопедический справочник «Православные храмы на Беларуси»  посвящен церковному зодчеству со времен древности до наших дней. В нем  содержится информация об известных памятниках - церкви, монастыри, часовни, вошедшие в сокровищницу мировой архитектуры, малоизвестные памятники и те, которые не дошли до нас по разным причинам.[25,26.]
АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ:
Оригинальный прием использован  при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную  крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под одним покрытием. Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием по существу превращает крышу постройки с трехапсидным планом в одноапсидную, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения.
В архитектуре церкви имеются  детали древнерусского и готического  зодчества. К первым можно отнести  архитектурный поясок, охватывающий апсиды и две восточные круглые  башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые  арки проемов, крутая крыша, применение звездчатого свода в правой апсиде — элементы готики. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными  декоративными нишами, которые делают стены менее тяжеловесными. «см.  ПРИЛОЖЕНИЕ А»
Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, ведущими к бойницам, опоясывающим верхнюю часть храма. План церкви — четырехстолпный одноапсидный; компактный объем завершен высокой двускатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. Апсида занимает всю ширину храма, способствуя созданию зального интерьера.
Своеобразна конструкция  перекрытий; сплетения гуртов и нервюр звездчатых сводов образуют треугольники и ромбы различного очертания  и величины. Система готических сводов характеризуется изяществом и тонким рисунком. Поверхности наружных стен, фронтона и башен украшены многочисленными  неглубокими нишами. Спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком близки к  формам декорации памятников московского  каменного зодчества. Круглое окно над входом — прием обычный  для культовых памятников романской  и готической архитектуры.  «см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б»
Костел был построен в  комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.) и садом. Он представляет собой трехнефную купольную базилику с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты, — крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.
Главный фасад костела  имеет двухъярусную композицию с  ярко выраженными вертикальными  и горизонтальными членениями. Первые представлены пилястрами, вторые —  развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для  барокко криволинейные формы  верхнего яруса, насыщенность фасада элементами ордерной системы, обилие раскреповок, сложные профилировки, введение ниш  со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью. В его украшении  больше использованы живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. «см. ПРИЛОЖЕНИЕ В»
Преображенская церковь, построенная в середине XVI в., - бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное, приземистое здание ее перекрыто щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипятиметровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Башня была пристроена позже, очевидно в XVII в. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами. Она трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре ренессанса в Белоруссии. «см.ПРИЛОЖЕНИЕ Г»
Николаевская церковь  в Могилеве (1669 г.) размещена в  стороне от центра города, в районе так называемого Подниколья. В ее архитектуре получили дальнейшее развитие и совершенство приемы, свойственные другому памятнику Могилева — Богоявленскому собору (1636 г.), разрушенному во время Великой Отечественной войны.
Трехчастный план церкви с  высокими нефом и трансептом отмечается компактностью. В объемной композиции определяющим является восьмигранный  барабан с куполом. Вырастая из средокрестия, он сливается с массой храма, придавая ему устойчивость и массивность.
Выделяется своим ярусным  построением и декорацией архитектура  главного фасада. Его художественная трактовка, основанная на местных декоративных приемах, отличается оригинальностью. Она далека от архитектуры костелов и при определенном родстве с  декоративным убором памятников русского зодчества имеет отличительные  черты. Одна из них проявилась в членении развитыми карнизами плоскости  фасада на ярусы различной высоты и декорации. Каждый ярус при едином принятом мотиве плоских арочных  ниш разнообразных величин и  пропорций получил свое убранство  в виде пилястр или небольших  колонн, покрытых лепным растительным орнаментом.
Найдено удачное единение декора главного фасада с убранством интерьера, которое прежде всего определяется резным иконостасом. Деревянный иконостас по тонкости исполнения и сложности форм является выдающимся произведением белорусских мастеров. По построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз — излюбленный мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, выполненному для Смоленского собора и Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 гг. «см. ПРИЛОЖЕНИЕ Д»
В плане она имеет вид  прямоугольника (около 8x20 м). Впечатление  растянутости фасада по вертикали достигается  группами тонких полуколонн, скульптурным щитом на главном фасаде, который  выступает за пределы объема здания. Богатой пластике главного фасада противопоставлены  аскетичные боковые поверхности  стен. Силуэтное построение церкви подчеркивает декоративный граненый барабан под куполом. Выполнен он из дерева и врезан в стропила крыши. «см. ПРИЛОЖЕНИЕ Е»
Парадная лестница, залы, гостиные сосредоточены в центральном  корпусе дворца. Его планировка проста: средняя часть отведена под трехмаршевую лестницу и восьмигранный зал, в боковых частях размещены малые залы и кабинеты. Коридор, продольно разрезающий основной корпус дворца, переходит в полуциркульные галереи, ведущие к флигелям. Такая планировка обеспечивает удобную связь отдельных частей всего комплекса.
В главном корпусе дворца применен распространенный для дворцовых  сооружений того времени прием композиции фасада с тремя ризалитами. Каждый из слегка выступающих боковых ризалитов  отмечен спаренными пилястрами, между  которыми расположено высокое полуциркульное окно. Венчаются боковые ризалиты изогнутыми фронтонами. В парковом фасаде боковым ризалитам противопоставлен пятигранный выступ главных залов. Эта выступающая часть дворца, украшенная пилястрами и завершенная  фигурной крышей, трактуется как монументальный эркер. Устройство подобного эркера с полукруглыми угловыми частями  характерно для барокко.
Основная отделка дворца концентрировалась на втором этаже  и носила черты как барокко, так и классицизма. Стены основного зала украшались колоннами, наличники дверей были покрыты изящным рельефом, а глубокие ниши вместили камины со скульптурами. В оформлении интерьера были применены два типа декорации - лепной и живописный. Последний занимал большое место и был весьма разнообразным как по стилю, так и по тематике. В одних случаях стенная живопись изображала античные статуи, вазоны и ниши, в других — пейзажи. «см. ПРИЛОЖЕНИЕ Ж»
Главный корпус дворца представляет собой компактный двухэтажный объем  с возвышающейся центральной  частью, завершенной куполом. Посреди  него расположен квадратный зал с  широкими нишами по сторонам, обрамленный  рядами стройных колонн. Подобное построение плана встречается во многих русских  дворцах эпохи классицизма. Положительным  в плане гомельского дворца следует  считать простоту и ясность в  решении группы основных помещений  без коридоров и темных проходов. Раскрытые пространства придают  интерьеру необычайную парадность. Основным элементом декора зала является классический коринфский ордер. Колонны  с каннелюрами выполнены в  искусственном мраморе белого цвета. Использование полой керамики в  виде коротких гофрированных труб в  куполе и сводах обеспечивало легкость конструкции. В интерьере было много  живописи и лепного орнамента  тонкого рисунка. Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление. Четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью стены и ризалитами. Парковый фасад дворца, обращенный к реке Сож, выглядит иначе. Его средняя часть в виде развитого шести колонного портика является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная терраса служит удачным переходом от дворца к парку. «см. ПРИЛОЖЕНИЕ К»
 
 
 
 
 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.