На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Содержание понятия управленческая деятельность. Анализ уровня управленческой деятельности ООО Вереск-Уфа. Анализ платежеспособности и ликвидности, оценка изменения финансовой устойчивости предприятия. Анализ отрасли, в которой действует предприятие.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКМХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ (г. Москва)
Уфимский филиал
Факультет: Бухгалтерский учёт
Курс: 2 курс
Контрольная работа
На тему: Анализ и совершенствование управлений деятельности на примере ООО "Вереск-Уфа"
По дисциплине: Менеджмент
Уфа
2008
Введение
Глубокие изменения, произошедшие в экономике нашей страны за последние годы, привели к пересмотру роли и значимости управленческого персонала на предприятии. В современных условиях бизнеса менеджмент осуществляет не только текущее управление предприятием, но и определяет стратегию развития предприятия. Необходимость совершенствования управленческой деятельности привела к профессионализации менеджмента.
Влияние научно-технического прогресса непосредственно на производственный процесс, призванное повысить производительность труда непосредственных исполнителей на производстве, не могло не отразиться на методах управления. Возросли требования к росту эффективности работы управленческого персонала, качеству и научной обоснованности управленческих решений. В силу возросшей степени ответственности за управляемый объект, все чаще результативность деятельности аппарата управления отождествляется с результативностью деятельности предприятия и наоборот. Несомненно, эффективная управленческая деятельность является ключевой предпосылкой успешного функционирования предприятий. Отсюда вытекает объективная необходимость изучения факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности на предприятиях.
Использование объективной оценки и анализа системы управления на предприятиях должно учитывать специфические черты их хозяйственной деятельности в современных экономических условиях и служить инструментом для выявления направлений повышения эффективности и результативности управленческой деятельности на предприятиях.
Однако проблема оценки управленческой деятельности остается актуальной. Это связано с тем, что существующие или предлагаемые ранее подходы не в полной мере адаптированы к современным условиям деятельности российских предприятий и не учитывает многообразия их организационно-правовых форм.
Содержание управленческой деятельности можно истолковать следующим образом: воздействие на управляемую систему через выполнение совокупности функций с целью получения эффективного результата деятельности управляемой системы (объекта управления).
Сферой данного исследования является деятельность торговых предприятий, а также торговая отрасль Республики Башкортостан.
Целью данной контрольной работы является совершенствование управленческой деятельности на предприятии.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения контрольной работы необходимо реализовать следующие задачи:
- определить содержание понятия управленческая деятельность;
- разработать методику оценки и анализа управленческой деятельности на предприятии и оценить существующий уровень деятельности предприятия;
- проанализировать уровень управленческой деятельности на предприятии;
- разработать меры, способствующие повышению уровня управленческой деятельности на предприятии.
Методологию и категориальный аппарат исследования составляют понятия, принципы, методы, используемые в рыночной экономике. Для выполнения контрольной работы был применен экспертный метод оценки.
Объект исследования - процессы и явления, порождающие проблемную ситуацию, связанную с низкой эффективностью уровня управления на предприятии и сказывающуюся на результатах деятельности предприятия.
Предмет исследования -- совершенствование управленческой деятельности на предприятии.
Работа выполнена на базе исходных данных, полученных в ООО «Вереск-Уфа», а также результаты маркетинговых исследований по вопросам уровня деятельности предприятий РБ.
Рассмотрены данные годовой статистической отчетности торговой отрасли Республики Башкортостан за 2001-2006гг., материалы коллегии МВЭСТ РБ за период 2001-2006гг.
1. Общая характеристика предприятия

На территории Российской Федерации в 1998 году была создана крупная торговая сеть магазинов «Ветвяна». В Республике Башкортостан магазины сети «Ветвяна» существуют в четырех городах республики. Это четыре магазина розничной торговли в г. Уфе - «Вереск-Уфа», «Сезон», «Гармония», «Клеопатра» и два склад-магазина оптово-розничной торговли «КЭШ1» и «КЭШ2»; в г. Стерлитамаке - магазин «1000 мелочей»; в г. Салавате - «Яшьлек»; в г. Нефтекамске - «Ларец».
Торговая сеть «Ветвяна» - это сеть магазинов, специализирующихся на посуде, светильниках, подарках, шторах, картинах, хозяйственных товарах, постельных принадлежностях, одежде. Это стильные и функциональные товары ведущих мировых производителей.
Общество с ограниченной ответственностью «Вереск-Уфа» создано в декабре 1999года в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» для осуществления хозяйственной, производственной и иной коммерческой деятельности, удовлетворения общественных потребностей в продукции, товарах, работах и услугах, и получения прибыли. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
ООО «Вереск-Уфа» магазин «Ветвяна» осуществляет следующие виды деятельности:
· прочая оптовая;
· розничная торговля различной домашней утварью, ножевыми изделиями, посудой, изделиями из стекла и керамики, в т.ч. фарфора и фаянса;
· розничная торговля светильниками;
· розничная торговля бытовыми электротоварами;
· розничная торговля бытовыми изделиями и приборами, не включенными в другие группировки;
· розничная торговля строительными материалами, не включенными в другие группировки;
· розничная торговля скобяными изделиями;
· производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины;
· предоставление прочих персональных услуг;
· деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;
· инженерные изыскания для строительства;
· иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Магазин «Ветвяна» представляет собой встроенное двухэтажное здание, расположенной в центральной части города. На прилегающей к нему территории имеется автостоянка для 20 легковых автомобилей. Магазин оснащен современным торгово-технологическим оборудованием, что позволяет осуществлять все торгово-технологические процессы своевременно. Общая площадь магазина 1500 кв.м., в т.ч. торговые залы - 1250кв.м., подсобные складские и административные - 250 кв.м. Магазин имеет шесть складских помещений. Торговый зал магазина состоит из восьми секций. Это секция №1 «Светильники» (130кв.м.), секция №2 «Посуда» (180кв.м.), секция №3 «Одежда» (300кв.м.), секция №4 «Обои»(60кв.м.), секция №5 «Шторы» (33кв.м.), секция №6 «Постель» (337 кв.м.), секция №7 «Хозтовары» (180кв.м.), секция №8 «Картины» (30кв.м.). Численность работников магазина составляет 67 человек.
Реквизиты ООО «Вереск-Уфа»:
ИНН 0276056716
КПП 027601001
Р/с 40702810900010000859 в ОАО «УРАЛСИБ»
К/с 30101810600000000754
БИК 048073754
ОКОНХ 71200
ОКПО 50811376
Юридический и фактический адрес: г.Уфа, 450071, ул. Менделеева,201
Телефон/Факс 232-14-20
Единая справочная служба 232-84-59
Директор Ветчинова Любовь Павловна
Организационная структура управления организацией построена по принципу линейно-функциональной системы. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов).
Процесс принятия решения может быть рассмотрен с точки зрения участия в нем менеджмента различных уровней управления. Современные исследователи, как отечественные, так и иностранные, выделяют три иерархических уровня менеджеров: низшее, среднее и высшее.
Менеджеры высшего уровня принимают решения, связанные с определением стратегии развития предприятия, определением приоритетов задач и целей, стоящих перед предприятием. К менеджерам высшего уровня в ООО «Вереск-Уфа» относятся директор предприятия, его заместитель и главный бухгалтер. Менеджеры среднего уровня отвечают за подготовку информации, подвергают ее фильтрации для менеджеров высшего звена. Собственно, на менеджеров среднего уровня ложится ответственность за начальный этап алгоритма принятия решения. На предприятии ООО «Вереск-Уфа» средний уровень структуры менеджмента занимают руководители отделов, подразделений и служб. Они также разрабатывают решения, но их решения предопределены решениями высшего уровня менеджмента. Поэтому продуктом деятельности менеджера среднего звена может являться как информация, подготовленная для принятия управленческих решений, так и сами решения, но менее значимые, чем те, разработку которых они готовят. Менеджеры низшего уровня отвечают за непосредственное использование ресурсов, выделенных им, руководят исполнителями производственных заданий, обеспечивают сбор и анализ информации в процессе реализации решений, контролируют процесс реализации. К низшему звену в ООО «Вереск-Уфа относятся продавцы магазина. На них ложится и важная функция учета. Таким образом, процесс принятия решений включает в себя взаимосвязанную деятельность всех уровней управления. Управленческий персонал каждого уровня вносит свой вклад в принятие и реализацию управленческих решений. Следовательно, следует рассматривать управленческую деятельность на предприятии как единый процесс воздействия на управляемую систему всех иерархических уровней управления.
Анализируя персонал ООО «Вереск-Уфа» можно сказать, что высшее звено - руководитель предприятия, его заместитель и главный бухгалтер имеют высшее экономическое образование. Среднее звено предприятия составляют в основном персонал также преимущественно с высшим образованием. Младший персонал, как правило, имеет средне специальное образование.
Что касается социальных благ, то их перечень определяется на общем собрании коллектива предприятия и зависит от доходов и финансового состояния предприятия. Минимальный перечень социальных благ, одинаковых для всех сотрудников, записывается в коллективном договоре и включает в себя:
· Оплаченные банкеты сотрудников в праздничные дни;
· Оплату фирменной одежды сотрудников;
· Оплату командировочных и представительских расходов по нормам, действующим на предприятии;
· Подарки к дням рождения и юбилейным датам;
· Оплату расходов в случае свадьбы сотрудника, рождения ребенка;
Весь персонал, а также администрация магазина руководствуются положениями, указанными в должностных инструкциях, изготовленные на каждую категорию персонала.
Руководитель организации, использует преимущественно демократический стиль, стремиться как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, доверяет людям. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива. Здесь учитывается мнения коллектива, советы, присутствует творческая обстановка в коллективе.
Магазин «Ветвяна» осуществляет розничную продажу товаров на основе самообслуживания покупателей. Это один из самых удобных для покупателей методов покупки товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговой зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в едином контрольно-кассовом узле расчета магазина. И поэтому в магазине функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
ООО «Вереск-Уфа» магазин «Ветвяна» предлагает следующий перечень дополнительных услуг:
· информационно-консультационные;
· доставка крупногабаритных товаров по г. Уфе осуществляется бесплатно;
· комплектование и оформление подарков по секциям;
· прием и хранение вещей покупателей;
· парковка личных автомашин покупателей
· выдача карт «Постоянного покупателя» при совершении покупки на сумму свыше двух тысяч рублей;
· обслуживание со скидками;
· продажа товаров под заказ покупателей;
· продажа товаров по безналичному расчету;
· продажа товаров в кредит.
Особое внимание уделяется постоянным клиентам сети магазинов «Ветвяна». Здесь действует уникальная система обслуживания постоянных покупателей. Им предоставляется постоянная скидка 5% на все товары, а также существует возможность приобретать 20 наименований высококачественных товаров со скидкой 20% в торговой сети «Ветвяна» и магазинах «Сезон» и «Том Тейлор». Также предоставляются бесплатные услуги по подгону одежды в магазине «Сезон» для покупателей магазинов «Вереск», «Сезон» и «Том Тейлор». Несколько раз в год постоянные покупатели приглашаются на особые мероприятия и распродажи. Также каждые два месяца постоянные покупатели получают по почте каталог Постоянного Покупателя. Информация представленная в каталоге, помогает ознакомиться со специальными предложениями.
Руководство магазина заботится о формировании положительного имиджа. Здесь регулярно проводятся различные рекламные акции. Магазин принимает участие во всех праздничных и социально значимых мероприятиях города, отмечает календарные даты.
ООО «Вереск-Уфа» установил выгодные экономические связи на поставку товаров с предприятиями РФ, стран СНГ и Европы. Сеть магазинов «Ветвяна» работают с 150 поставщиками, основными из которых являются поставщики Германии, Италии, Чехии и РФ.
Торговую деятельность магазина можно охарактеризовать как стабильную. В 2007году товарооборот магазина составил почти 110 млн. руб.
Оформим данные по предприятию в виде таблицы, тыс. руб.:
Таблица 1.1 - Исходные данные деятельности ООО «Вереск-Уфа»
Показатели
2005
2006
2007
Валюта баланса (сумма всех источников финансовых ресурсов)
3188
5600
56830
Выручка от реализации
110340
104560
108940
Денежные средства
1000
1000
1000
Дебиторская задолженность
9200
10300
8600
Долгосрочные заемные средства
0
0
0
Кредиторская задолженность (краткосрочные обязательства)
3320
5220
9400
Краткосрочные финансовые вложения
76
100
100
Оборотные средства
85920
86300
93450
Собственные средства
2000
2800
30150
а) Анализ платежеспособности и ликвидности
Одним из важнейших критериев оценки финансового положения предприятия является его платежеспособность. Различают долгосрочную и текущею платежеспособность.
Под долгосрочной понимается способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Способность платить по своим краткосрочным обязательствам принято называть ликвидностью (текущей платежеспособностью). Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, когда оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы.
Для анализа ликвидности рассчитываются следующие показатели:
· Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности), который показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно.
Кабс.ликв. = (Дс + Кфв)/Кз>0,2,
где Дс - денежные средства,
Кфв - краткосрочные финансовые вложения,
Кз - краткосрочная задолженность.
2005г.: Кабс.ликв = (1000+76)/3320 = 0,32
2006г.: Кабс.ликв = (1000 + 100)/5220 = 0,21
2007г.: Кабс.ликв = (1000 + 100)/9400 =0,12
· Уточненный коэффициент ликвидности (быстрой ликвидности) характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию.
Кбыстр.ликв. = ( Дс+Цб+Дз)/Ко,

где Дс - денежные средства,
Цб - ценные бумаги,
Дз - дебюторская задолженность,
Ко - краткосрочные обязательства.
2005г.: Кбыстр.ликв = (1000+0+9200)/3320 = 3,07
2006г.: Кбыстр.ликв = (1000+0+10300)/5220 = 2,16
2007г.: Кбыстр.ликв = (1000+0+8600)/9400 = 1,02
· Общий коэффициент ликвидности (покрытия) определяется возможностью погашения краткосрочных обязательств за счет текущих активов.
Кпокр. = ОС/Ко?2,

где ОС - оборотные средства,
Ко - краткосрочные обязательства.
2005г.: Кпокр = 85920/3320 = 25,88
2006г.: Кпокр = 86300/5220 = 16,53
2007г.: Кпокр = 93450/9400 = 9,94
Как видно из результатов расчета Кпокр 2 с 2005 по 2007г., а это значит, что предприятие может покрывать краткосрочные обязательства за счет текущих активов.
б) Оценка изменения финансовой устойчивости
· Коэффициент автономии показывает степень независимости финансового состояния предприятия от заемных источников.

Кавт. = (Собств. ср-ва /сумма всех ист-ков фин. рез-тов)?0,5

2005г.: Кавт. =(2000/3188) = 0,62
2006г.: Кавт. =(2800/5600) = 0,5
2007г.: Кавт. = (30150/56830) = 0,53
Этот коэффициент важен как для инвесторов, так и для кредиторов предприятия, в период с 2005 по 2007гг. Кавт. 0,5, т. е. предприятие не зависит от кредитов и различных займов.
· Коэффициент финансовой устойчивости (стабильности) показывает долю тех источников финансирования, которые предприятие может использовать длительное время.
Кфин.уст. = (Собств. ср-ва + долгоср. Заемн. ср-ва)/сумма всех ист-в фин.рес-в п/п

2005г.: Кфин.уст. = =(2000+0)/3188 = 0,62
2006г.: Кфин.уст. = =(2800+0)/5600 = 0,5
2007г.: Кфин.уст. = (30150+0)/56830 = 0,53
в) Анализ оборачиваемости оборотных средств
Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность непосредственно зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество, может оцениваться следующими основными показателями: скорость оборота (количество оборотов, которое делают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие) и период оборота - средний срок, за который возвращаются в пределы хозяйства вложенные в производственно- коммерческие операции денежные средства.
· Оборачиваемости дебиторской задолженности:
Выручка от реализации/Сред. дебиторск. задолж-ть,

где Сред. дебиторск. задолж-ть = (Дз н.г. + Дз к.г.)/2
Дз н.г. и Дз к.г. - дебиторская задолженность на начало и конец года.
2005г.: (8150 + 9200)/2 = 8675 Одз = 110340/8675 = 13 об-тов
2006г.: (9200 +10300)/2 = 9750 Одз = 104560/9750 = 11 об-тов
2007г.: (10300 + 8600)/2 = 9450 Одз = 108940/9450 = 12 об-тов
· Период погашения дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:
360/Оборачиваемость дебиторск. задолженности
2005г.: 360/13 = 27 дней
2006г.: 360/11 = 32 дня
2007г.: 360/12 = 30 дней
г) Анализ доходности предприятия
Эффективность функционирования предприятия зависит от его способности приносит необходимую прибыль. Существуют некоторые соотношения показателей, необходимые для нормального функционирования предприятия. Так, себестоимость продукции должна находиться в удовлетворительном отношении к объему реализации, выручка - в приемлемом отношении к вложенному капиталу и т.д. Этими соотношениями во многом определяются основные ценностные критерии прибыльного предприятия. На основе анализа сложившегося состояния таких критериев и наметившихся тенденций их изменения разрабатываются мероприятия необходимые для стабилизации благоприятных тенденций или, наоборот, для устранения неблагоприятных. Определить фактические причины этих явлений можно лишь посредством анализа состояния основных показателей доходности.
Таблица 1.2 - Отчет о прибылях и убытках за 2005-2007гг., тыс. руб.
Показатели
2005
2006
2007
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг, работ (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Валовая прибыль
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
110340
73560
36780
10240
-
16300
104560
72240
32320
15830
-
16490
108940
75650
33290
20350
-
12940
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
Проценты к уплате
Доходы от участия в других организациях
Прочие операционные доходы
Прочие операционные расходы
Внереализационные доходы
Внереализационные расходы
17300
56600
30200
18500
67000
58900
39400
150400
120200
Прибыль (убыток) до налогообложения
Отложенные налоговые активы
Отложенные налоговые обязательства
Текущий налог на прибыль, 24%
60000
-
-
14400
43090
-
-
10341,6
82540
-
-
19809,6
Чистая прибыль (убыток)
45600
32748,4
62730,4
Выручка - денежные средства, полученные вырученные организацией.
Прибыль - разница между доходами от деятельности предприятия и расходами на осуществление этой деятельности.
Рентабельность предприятия - способность предприятия оправдывать свои расходы, т.е. быть безубыточным, доходным.
Расчеты по таблице:
Валовая прибыль = Выручка от продажи товара - Себест-ть проданных товаров
2005г.: 110340 - 73560 = 36780
2006г.: 104560 - 72240 = 32320
2007г.: 108940 - 75650 = 33290
Прибыль от продаж = Валовая прибыль - Коммерческие расходы
2005г.: 36780 - 10240 = 16300
2006г.: 32320 - 15830 = 16490
2007г.: 33290 - 20350 = 12940
Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль (убыток) от продаж - Прочие расходы + Прочие доходы
2005г.: 16300 +17300+56600-30200 = 60000
2006г.: 16490+18500+67000-58900 = 43090
2007г.: 12940+39400+150400-120200 = 202740
Чистая прибыль = Прибыль (убыток) до налогообложения - Текущий налог на прибыль
2005г.: 60000+14400 = 45600
2006г.: 43090+10341,6 = 32748,4
2007г.: 82540+19809,6 = 62730,4
Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж/ Себест-ть проданных товаров
2005г.: 16300/73560 =0,222
2006г.: 16490/72240 = 0,23
2008г.:12940/75650 = 0,17
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж/ Выручка от продажи товара
2005г.: 16300/110340 = 0,15, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие имеет прибыль в размере 15ти копеек.
2006г.: 16490/104560 = 0,16, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие имеет прибыль в размере 16ти копеек.
2007г.: 12940/108940 = 0,12, т.е. с каждого рубля реализованной продукции предприятие имеет прибыль в размере 12ти копеек.
В рассмотренной выше организации ООО «Вереск-Уфа» общее финансовое положение можно охарактеризовать как стабильное, потому что прибыль от предпринимательской деятельности предприятия в период с 2005 по 2007год максимально возросла. Поэтому проанализировав и сделав выводы можно сказать, что организация «Вереск-Уфа» имеет в будущем большие возможности давать неплохие результаты.
2. Анализ отрасли, в которой действует предприятие

Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговая отрасль тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За последние годы она получила новые импульсы своего развития, существенно расширив «поле и правила игры» в экономике переходного периода. Сложилось так, что именно в сфере торговли началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы. В ней, как ни в одной другой отрасли, оформилась богатая конкурентная среда, позволяющая обеспечить эффективную деятельность и высокий уровень организации обслуживания.
Современная обстановка на внутреннем рынке показывает, что рыночные преобразования во многом оказали решающее значение для дальнейшего развития торговой отрасли и перехода к экономическому росту. Рассматривая внутреннюю торговлю, следует отметить, что анализ состояния торговой отрасли с 90-х годов и до сегодняшних дней является весьма актуальным. С самого начала реформирования экономики торговле уделялось недостаточно внимания. Отсутствие стратегии перехода на новые экономические условия породило многие негативные тенденции в деятельности торговых организаций. Эффективное функционирование предприятий потребительского рынка требует формирования инфраструктуры, обеспечивающей работу оптового и розничного звеньев как целостной системы.
Торговля - одна из отраслей народного хозяйства, где наиболее активно осуществляются процессы экономической реформы, совершенствуются рыночные отношения /11/.
Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Отрасль, которая динамично развивается и занимает важное место в социально-экономической жизни республики.
Основные направления развития Башкортостана: это обеспечение устойчиво высоких темпов роста, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышения качества жизни населения. Основной задачей поставленной Правительством РБ, является подъем экономики.
Сегодня потребительский рынок городов и районов республики является зеркалом экономики, отражающим не только социально-экономическое состояние общества, но и настроение населения. Он остается одним из динамично развивающихся секторов экономики с высокой предпринимательской и инвестиционной активностью.
Одним из направлений государственной политики республики Башкортостан является насыщение потребительского рынка качественными товарами различной ценовой шкалы.
Координация и регулирование деятельности в области внутренней торговли направлена на обеспечение дальнейшего развития устойчивого цивилизованного потребительского рынка.
Торговую отрасль республики представляют около 20 тысяч предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания, 178 рынка и 57 тысяч частных предпринимателей.
Торговля превратилась в одну из динамично развивающихся отраслей экономики:
? последние годы характеризуется стабильным ростом оборота;
? ежегодно в республике открывается от 800 до 1000 объектов торговли (прирост составляет в среднем 7-8%);
? укрепляется материально-техническая база отрасли, повышается технический уровень торгового обслуживания, растет число предприятий, отвечающих современным требованиям. Торговля приобретает все более цивилизованный вид.
Отрасль занимает важное место в социально-экономической жизни республики. В структуре валового регионального продукта на долю торговли приходится 12%, отрасль обеспечивает 8,4% налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики. В сфере торгового обслуживания занято более 15% экономически активного населения республики.
Торговая отрасль характеризуется как наиболее конкурентоспособный сектор экономики. Отрасль развивается динамично, ежегодные темпы прироста оборота розничной торговли в республике начиная с 2001 года составляют 13-18 % круге. По абсолютному показателю оборота розничной торговли РБ входит в первую десятку регионов РФ и занимает второе место в Приволжском федеральном округе. По обороту розничной торговли на душу населения республика занимает четвертое место среди регионов Приволжского федерального округа.
В соответствии со статистическими данными Министерства внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан в таблице 2.1 и 2.2 показана динамика оборота розничной торговли за 2001-2005гг.
В таблице 2.1 и 2.2 указана динамика оборота розничной торговли за 2001-2005 года.
Таблица 2.1 - Динамика оборота розничной торговли за 2001-2005гг
Показатели
2001г
2002г
2003г
2004г
2005г
Оборот розничной торговли
в сумме, млрд.руб.
65,7
82,0
103,8
133,6
177,4
В % к предш.году в сопоставимых ценах
113,9
113,0
115,9
117,8
121,3
На рисунке 1 показана динамика оборота розничной торговли за 2001-2005 года.
Рис. 1 - Динамика оборота розничной торговли за 2001-2005гг
Таблица 2.2 - Динамика оборота розничной торговли РБ за 2001-2005гг.
Год
Оборот розничной торговли, млрд.рублей

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.