На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Североамериканская ассоциация свободной торговли

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Министерство образования и науки
Томский государственный  университет систем управления и
радиоэлектроники
Контрольная работа №1
по дисциплине «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
учебное пособие Петрова  Р.С. «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Вариант №4
Выполнил студент 
гр. з-820-а
специальности 080105
Чильдинова Ирина Константиновна
14.01.2013
                                                                                                                                                    
   
 
                                             г. Орск
 
Задание 1. Североамериканская ассоциация свободной торговли:
      Предпосылки создания.
 
    Первой официальной акцией, направленной на активизацию  интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 году. В 1959 Канада и США заключают соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
    Вторым шагом стало  заключенное в 1965 году соглашение  о либерализации торговли автомобильной  продукцией, которое способствовало  интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения  США, Канады и Мексики стала воплощаться в жизнь в 1970-е годы. Вначале речь шла об оформлении энергетического союза. Эта идея была поддержана в 1980-е годы президентами Джорджем Бушем и Рональдом Рейганом.
В сентябре 1988 года после долгих трехлетних переговоров было подписано американо-канадское «Соглашение о свободной торговле» (CUSFTA), по которому в течение десяти лет США и Канада должны были создать зону свободной торговли.
    Соглашение о создании  Североамериканской ассоциации  свободной торговли (НАФТА) вступило  в силу с 1 января 1994 года, сохранив и подтвердив «Соглашение о свободной торговле» между США и Канадой (CUSFTA) 1988 года.
Создание НАФТА в большей  мере было инициировано решениями политиков, хотя значение экономических императивов  при этом нисколько не приуменьшается. В начале 90-х годов с окончанием «холодной войны» радикальным образом изменилась экономическая и военно-политическая ситуация в мире: исчезли СЭВ, ОВД, резко ослабли экономические и военно-стратегические позиции России и других республик СНГ. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения Японии, Западной Европы, стран Азиатско-Тихоокеанского региона выйти из-под американского контроля, направить средства на укрепление экономической мощи.
    Ведущая роль в развитии  интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период беспрекословного лидерства на мировых рынках, а также подавляющего преимущества американской экономики на континенте, США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу.
    Экономика Канады тесно  связана с экономикой США. Доля  США во внешнеторговом обороте  Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады – 20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции – чуть выше 10%. Вместе с тем, лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея ввиду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для фирм американских.
    Большие надежды связывает  с НАФТА Мексика. Она рассчитывает  резко ускорить темпы своего  развития, провести реформы и  уже через 10-15 лет приблизиться  по уровню своего развития  к промышленно развитым странам.  Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций.
    США, Канаду и Мексику  объединяет наличие общих географических  границ, а также исторически сложившихся  хозяйственных связей и транспортных  коммуникаций.
В качестве одной из предпосылок  объединения выступает наличие  взаимодополняющих структур экономики  интегрирующихся стран. Одной из предпосылок объединения выступил так называемый «демонстрационный  эффект», который в свою очередь  заключается в том, что под  влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию или создать свой блок. Таким образом, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.
 
   1.2. Принципы и некоторые итоги функционирования НАФТА
  
    В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.
Цели НАФТА:
    Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения
    Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли
    Привлечение инвестиций в страны-члены соглашения
    Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности
    Создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления
    Создание базы для будущей трехсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения
    Создание единого континентального рынка
    В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т.д.
Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью  расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных поставок товара и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей, в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении.
    В других регионах  интеграция осуществлялась «сверху  вниз», когда межправительственные  соглашения стимулировали контакты  предпринимателей разных стран.  В НАФТА, наоборот, процесс интеграции  шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.
    Внутри НАФТА есть  только один центр экономической  силы – США, чья экономика  в несколько раз превосходит  Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление, но одновременно создает среду потенциальных конфликтов. Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
     Центральным организационным  институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. При формировании объема компетенции комиссии использован следующий принцип: в пределы компетенции этой комиссии включены полномочия, которыми страны обычно наделяют министров торговли.
     Участники НАФТА не  намерены трансформировать его,  как это было в ЕС, в таможенный  союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому США хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.
     С возникновением  и развитием НАФТА усилилась  конкурентная борьба между тремя  мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.
     Интеграция стран  в общий рынок обычно происходит  болезненно. Теоретически цена такого  переустройства должна равно  разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.
    Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001 года.
     Сторонники развития  НАФТА указывают на значительный  рост общего оборота торговли  всех трех стран. Так, за  период 1993-2000 взаимный товарооборот  США и Канады увеличился с  197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 до 247,6 млрд.долл. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США. Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.
      Хотя НАФТА стимулирует  взаимную торговлю, однако ее  недолгая история знает и примеры  торговых войн, когда члены НАФТА  не могли договориться о мерах  регулирования торговли. Так, в  1996-1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США.
     Необходимо отметить, что при подготовке договора  Мексика, Канада и США рассматривали  значение, потенциал НАФТА с различных позиций.
      Для США североамериканское  соглашение призвано обеспечить  приращение не только экономической,  но и геополитической мощи  Соединенных Штатов. Оно – составная  часть стратегической политики  США, направленной на достижение  широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей.
      Для Мексики НАФТА  была необходима для успешного  выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок, увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника GPB.
      Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимущества CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.
     Согласно многим исследованиям,  в результате либерализации торговли  США, Канада и Мексика смогут  повысить благосостояние за счет  выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек  по сделкам, улучшения условий  окружающей среды, повышения активности капиталовложений и технического прогресса. Важнейшее значение для всех стран имеет проведенное сокращение таможенных тарифов.
    Другим положительным  эффектом реализации НАФТА является  высокий темп роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.
    В апреле 1999 года Комиссия  договора о зоне свободной  торговли в Северной Америке  опубликовала данные о том,  что США за 5 лет существования  НАФТА за счет роста экспорта  в страны-партнеры получили 12,8 млн. новых рабочих мест, в то время как Мексика – 2,2 млн., а Канада – 1,3 млн. Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика. У Мексики также есть причины для беспокойства: американские  и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом, в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских  хозяйств.
    Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. В декабре 1994 года обвал фондового рынка, падение курса
мексиканского песо сопровождались бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также с других «нарождающихся рынков», стали первым серьезным вызовом для североамериканского интеграционного процесса. Более того, ряд специалистов небезосновательно отмечали, что хотя между вступлением Мексики в полосу социально-политических и экономических потрясений и началом функционирования НАФТА и нет прямой связи, тем не менее курс на форсированную подготовку экономики страны к интеграции с США и Канадой, проводимый правительством К. Салинаса в 1988-1993 гг., привел к столь острым формам проявления глубинных противоречий мексиканского общества.
     Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действенных мер по спасению американских держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.
    НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса, но и в
дальнейшем  показала свою жизнеспособность. По оценкам  большинства
специалистов, североамериканский интеграционный процесс  к концу 90-х годов
обрел необратимый характер. Об этом свидетельствовали не только такие
показатели, как динамика внешней торговли и движение капиталов и услуг. И
в США, и в Канаде, и  в Мексике ни одна из политических партий, крупных
предпринимательских организаций  уже не выступала против НАФТА.
    Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить. Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полушария. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной торговли.
     В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако, необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.
 
Задание 2. Характеристика экономического развития стран Северной   Европы.
     К странам Северной Европы относят Норвегию, Швецию и Финляндию. При этом Швеция и Норвегия располагаются на Скандинавском полуострове полностью, а Финляндия лишь частично. Все три страны имеют выход к морю и обладают самыми большими запасами леса в Европе.
     Государства Северной Европы объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В общем регион – это крупный экономический комплекс, занимающий благодаря специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения. Если доля скандинавских стран в капиталистическом мире составляет по населению около 1%, то по внутреннему валовому продукту и промышленному производству – примерно 3%, а по экспорту около 5%.
    Все скандинавские страны относятся  к группе так называемых малых  стран. На них приходится всего  1% ВВП и промышленной продукции  развитых государств. Однако по  показателям ВВП и промышленного  производства на душу населения, страны Северной Европы входят в первую двадцатку самых высокоразвитых государств мира. Отраслевая структура национального хозяйства скандинавских стран полностью соответствует экономике других развитых стран. Таким образом, в структуре ВВП всех стран Северной Европы за последние несколько десятков лет происходили сдвиги, аналогичные структурным изменениям в мировом хозяйстве, а именно: рост доли сферы услуг, падение доли сельского хозяйства, возрастающее значение отраслей науки.
    В национальном хозяйстве стран Северной Европы ведущими являются два крупных комплекса отраслей: лесная промышленность, включающая в себя деревообработку и целлюлозно-бумажное производство, и так называемая металлопромышленность, объединяющая металлургию, металлообработку и все отрасли машиностроения, среди которых выделяются автомобилестроение, судостроение, производство оборудования для всего комплекса отраслей лесной и пищевой промышленности, производство средств связи, электротехнического и электронного оборудования. Кроме того, в Норвегии важнейшим отраслевым комплексом является нефте- и газодобыча. Нефтепереработка и химическая промышленность развиваются там на основе собственного сырья, а в других государствах региона – импортируемого.
    Одним из основных факторов, способствующих динамичному экономическому росту скандинавских стран, стал инвестиционный фактор. Норма накопления в них довольно высокая, особенно в Норвегии и Финляндии – 25-30%. Акцент на инвестиционный фактор стал важнейшей составной частью государственной стратегии экономического роста в этих странах.
 
    Финляндия - государство на севере Европы, граничащая с Россией, Норвегией и Швецией и имеющая выход к Ботническому и Финскому заливу Балтийского моря. Это одно из самых северных государств мира, 1/4 территории которого лежит за полярным кругом, что затрудняет хозяйственное развитие значительной части страны.
    Леса – основа национальной экономики страны. Они повсеместно используются и вырубаются. Масштабы вырубок оказались столь велики, что финские лесоводы забили тревогу по поводу расхищения запасов древесины. В последние годы повышенное внимание уделяется возобновлению леса, однако, посаженные леса не обладают первозданной красотой и разнообразием коренных таежных ландшафтов.
    Для земледелия используется 2,5 млн. га пахотной земли, или более 8 % территории страны. В лесном и сельском хозяйствах в настоящее время занято более 13% населения страны, в строительстве и промышленности – 35%, в торговле и на транспорте – более 23%. Среди остальной части населения большинство работают в сфере обслуживания, значительна также доля административного аппарата.
    Среди экономически активного  населения доля лиц, работающих  по найму, составляет 90%.
    Финляндия – развитая  индустриально-аграрная страна, имеющая современную промышленность, интенсивное сельское и лесное хозяйство. Доля промышленности и строительства в ВВП превысила 2/5, а сельского, лесного и рыбного хозяйства уменьшилась до 0,1. резко возросло число занятых в сфере обслуживания. Резко возросло число занятых в сфере обслуживания.
    Финляндия позже других  стран Северной Европы вступила  на путь капиталистического промышленного  развития, которое длительное время  сдерживалось рядом причин: сравнительной  суровостью природных условий, слабой заселенностью территорий, политической зависимостью сперва от Швеции, потом от России, нехватка национальных капиталов.
    Таким путем уже в  начале 20 века сложились основы  специализации Финляндии в международном  разделении труда как одного из главных производителей и экспортеров лесобумажных товаров. Однако вплоть до середины 20 века Финляндия оставалась страной с преобладанием сельского и лесного хозяйства над промышленностью, которая к тому же имела ярко выраженный односторонний характер: накануне второй мировой войны древесина и продукты ее переработки составляли более 4/5 стоимости финского экспорта.
    Из аграрно-индустриальной  страны Финляндия превратилась  в индустриально-аграрную. В этом  она догнала соседние скандинавские  государства.
    Характерная черта финской  экономики – высокая степень  централизации и концентрации  капитала и производства. Три  десятка крупнейших концернов,  частных, государственных и смешанных,  сосредоточили на своих предприятиях  около половины рабочей силы  страны, они выпускают более 50% промышленной продукции и обеспечивают до 75% экспорта Финляндии.
    Предприятия, находящиеся  под государственным контролем,  выпускают около 20% промышленной  продукции. Наиболее значительна  доля государственного сектора  в горнодобывающей промышленности, электроэнергетике, металлургии, машиностроении и нефтепереработке. Государство владеет третей частью земельной и четвертой частью лесной площади страны.
    Сельское хозяйство продолжает  играть важную роль в экономике  Финляндии, хотя доля занятого в нем экономически активного населения за последние два десятка лет уменьшилась почти в три раза. Эта отрасль полностью обеспечивает страну мясными и молочными продуктами.
    Машиностроение за послевоенные  годы из отрасли, работавшей  только на внутренний рынок, превратилось в отрасль, чья продукция занимает в экспорте страны второе место после лесобумажного производства.
    Почти полуостровное  положение страны способствует  развитию морских перевозок. Морем  идет 80% импорта и около 90% экспорта Финляндии.
    Внешние экономические  связи имеют большое значение  для хозяйственной жизни страны. Об этом свидетельствует тот  факт, что доля Финляндии в  мировой торговле вдвое превышает  ее долю в мировом промышленном  производстве. На внешнем рынке  реализуется более 25% валового национального продукта. Одновременно импорт покрывает более 30% потребностей страны в товарах и услугах.
 
Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова и имеет по сравнению со своими соседями наибольшую численность населения.
    К основным минеральным  ресурсам, добываемым в Швеции, относят  железную, медную и урановую руду. Нехватка собственных трудовых  ресурсов привела к притоку  в Швецию трудовых мигрантов.  Число иностранных рабочих, занятых  в разных секторах экономики составляет более 350 тысяч человек. Около 50% экономически активного населения Швеции заняты в банковском и страховом деле, торговле, здравоохранении, просвещении, и прочих отраслях сферы услуг.
     Несмотря на то, что  такие  высокотехнологичные отрасли, как медицинские технологии, производство компьютерной техники и электроники играют относительно малую роль в промышленном производстве, Швеция одна из ведущих стран по удельному весу в ВВП промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИКОР). В 1993 году расходы на промышленные НИКОР составили 2% ВВП. Эта цифра не включает связанные с промышленностью исследования, проводящиеся в университетах и других высших учебных заведениях. Практические расходы на НИКОР сильно сконцентрированы в некоторых отраслях. Около 80% приходится на транспортное и машинное оборудование, фармацевтические и электротовары.
    С 1985 по 1984 год экспорт  фармацевтической продукции увеличивался  в среднем на 20% в год. На  Швецию приходится около 4% мирового экспорта в этой области. Шведская фармацевтическая промышленность расходует примерно 16% своих доходов на НИКОР. Страна стала мировым лидером в производстве определенных видов стали и сплавов.
     Более половины территории  Швеции покрыто лесом, в основном хвойным, поэтому не удивительно, что лесная промышленность была и остается важной отраслью. Примерно половина всех лесов принадлежит частным лицам. Акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству, шведской церкви и коммунам. Швеция является лидером в использовании экологически чистых методов лесничества. Около 80% продукции экспортируется. По экспорту хвойной продукции впереди Швеции идет только Канада. Около 50% шведского леса идет на строительство, примерно 40%  - на упаковочные материалы и остальное – на изготовление мебели. Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80% которого идет в страны ЕС. За последние годы шведские лесопромышленные компании купили много предприятий в странах ЕС.
     Сельское хозяйство играет довольно ограниченную роль в экономической жизни страны. В сельскохозяйственном производстве используется только 8% ее территории, в нем занято менее 5% экономически активного населения в продовольствии.
     Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. В 1996 году объем экспорта составлял 40% валового внутреннего продукта. Свыше 80% всего экспорта составляют промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной Европе. Более половины шведского экспорта направляется в ЕС. Большое значение имеют также соседние скандинавские страны – Финляндия и Норвегия.
    В настоящее время  экономика Швеции сильно зависит от деятельности ограниченного числа очень крупных международных компаний. Согласно оценке ООН в 1992 году в мире имелось примерно 35 тыс. многонациональных корпораций. Среди них примерно 2700 имеют свои штаб-квартиры в Швеции.
   Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет продукция машиностроения. Основными экспортируемыми товарами являются машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и автомобили. Другие важные составляющие экспорта – бумага, бумажная масса, бумажная продукция, лесоматериалы, продукция химической промышленности, в том числе фармацевтические товары. Если промышленность, основанная на сырьевых материалах, экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами Европы.
    В то время, как  шведские компании вели активную  деятельность на иностранных  рынках, прямые инвестиции в шведскую  промышленность были невелики. Однако  с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тысяч человек. В 1993, 1990 и 1980 эта цифра соответственно равнялась 210, 206 и 115 тысяч человек.
 
Норвегия входит в число экономически наиболее развитых государств мира. Располагая передовой производственной базой и высококвалифицированной силой, Норвегия с ее зависимостью от внешних рынков долгое время шла преимущественно по пути поиска и закрепления своих «ниш», относительно узкой специализации на производстве определенных продуктов, систем, компонентов, узлов.
    При этом, экономике Норвегии  всегда была присуща способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике. Изначально специализация базировалась на природных богатствах и географическом положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом.
     Последние десятилетия  на первый план вышли отрасли,  использующие современные технологии. В настоящее время все больше  усиливается ориентация на выпуск  наукоемкой, высокотехнологичной продукции  (электроника, промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.
    Норвегия – индустриально-аграрная  страна с высоким удельным весом в экономике энергоемких отраслей промышленности, а также судоходства, рыболовного промысла и в последние годы – нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Господствующее положение в  экономике занимает частнокапиталистический  сектор. В послевоенный период в стране происходит интенсивный процесс концентрации капитала. Постоянно усиливается проникновение в страну иностранных
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.