На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятии и сущность банковского права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное учреждение
Челябинский институт экономики и права
им. М.В. Ладошина 

Заочный факультет 
Специальность 030501 Юриспруденция 

Контрольная работа по предмету
Банковское право 
 
 
 

                              Выполнил студент  гр. ЮЗ-429с
                                               Е.С. Шкребун
                                               Проверил
                                               К.Н. Новиков
                              «____» ______________ 201_г.
                              Оценка____________________
                              ___________________________
            (подпись  преподавателя) 
             
             
             
             
             
             
             

Челябинск
2011 

Оглавление
                                                                                                                              С
1.Понятие и сущность банковского права………………...………………     3 
2.История банковской системы России…………………………………….   7 
3.Правовое положение Центрального банка РФ……………….………….  11 4.Расчётно-кассовый центр Банка России…………………………..……..  23

5.Правовое положение  кредитных организаций: коммерческие  банки………………………………………………….……………………..    27
6.Осуществление  расчётных операций кредитными  организациями…..    33
7.Небанковские  кредитные организации и их правовое положение……    34 
 
 
 
 

1.Понятие банковского права, его предмет и метод

     Банковское  право как отрасль выделяется в системе российского права.
Банковское  право - совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в том числе в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России и других органов государственной власти, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций.
Банковское  правоотношение - это урегулированное  нормами банковского и иного  законодательства общественное отношение, которое представляет собой комплексную (сложную и смешанную) форму социального  взаимодействия и участники которого, обладая взаимными корреспондирующими правами и обязанностями, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по поводу осуществления банковской деятельности.
Банковское  законодательство - это совокупность законодательных актов и отдельных  нормативных предписаний, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения в сфере банковской деятельности.
Банковское  право - это совокупность не только правовых норм, но и правовых идей, институтов, понятий, а также принципов банковского  права, которые, взаимодействуя, исполняют роль системообразующего фактора, занимая центральное место и обеспечивая связи между банковским правом в целом и его отдельными компонентами, а также банковским правом как системой и др. социальными системами.
Объектами, в отношении которых возникают банковские отношения, являются вещи, деньги, ценные бумаги, валютные ценности, а также информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.
Предметом банковского права являются, общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства.
Банковская  деятельность является одним из видов  предпринимательской деятельности, в связи с этим право, регулирующее эту деятельность, детерминируется  принципами двух типов:
Во-первых, являющимися общими для предпринимательской деятельности в целом;
Во-вторых, являющимися специфичными для банковской деятельности.
Принципы  первой группы определяют конституционный  статус субъектов предпринимательской (банковской) деятельности. Вторая группа принципов определяет порядок построения, функционирования и развития банковской системы РФ.
Принципы  второй группы подразделяются на две  подгруппы:
Принципы  организационно-правового построения и развития банковской системы РФ;
Принципы, определяющие порядок осуществления банковской деятельности в процессе функционирования банковской системы.
Принципы  определяющие конституционный статус субъектов банковской деятельности:
Принцип неприкосновенности собственности. Основан  на положениях статьи 35 Конституции РФ. Обеспечивается стабильное осуществление правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим собственнику имуществом.
Принцип свободы экономической (банковской) деятельности Статья 8 ч. 1 Конституции  РФ, ст. 34 ч. 1. Свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Принцип поощрения конкуренции и запрещения монополизации - ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции  РФ - основа рыночной экономики.
Принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве ч. 1 ст. 8 Конституция РФ. Необходима единая банковская система, свобода передвижения по территории РФ.
Принцип паритета (гармонизации) интересов  всех субъектов банковского права - вопрос об оптимальном сочетании  в банковском праве частных интересов банков и их клиентов с экономическими публичными интересами.
Принципы  организационно-правового построения и развития банковской системы РФ.
Первая  подгруппа - принципы построения и развития банковской системы РФ
Принцип двухуровневого построения банковской системы РФ - это Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
Принцип экономического районирования при  организационном построении Банка  России - производная от конституционного принципа осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве - ст. 85 Закона о Банке России.
Принцип полисубъектности верхнего уровня банковской системы РФ - дифференциация и фиксирование полномочий органов верхнего уровня банковской системы РФ. Один и тот же орган не может сочетать нормотворческую, контрольную и надзорную функции, выполнять роль кредитора последней инстанции и одновременно выступать как хозяйствующий субъект.
Вторая  подгруппа - порядок осуществления  банковской деятельности в процессе функционирования банковской системы
Принцип ответственности Банка России за осуществление законодательно закрепленных за ним функций ч. 2 ст. 75 Конституции, ст. 3 Закона о Банке России. - защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центробанка РФ, развитие и укрепление банковской системы РФ.
Принцип монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег и  организации их обращения ч. 1 ст. 75 Конституции РФ..
Принцип сочетания государственного управления банковской системой и ее самоуправляемости - экономические методы управления - в виде нормативного регулирования, рекомендаций. Самоуправление системы - управление ее функционированием осуществляется механизмами, заложенными в самой этой системе.
Принцип недопустимости вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций - ст. 9 Закона о банках - органы не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Гражданско-правовой метод - равноправие участников правоотношения, автономия этих участников, свободны осуществлять свои права в своем  интересе, свободно распоряжаются своим  имуществом.
Публично-правовой метод - формирование и использование  правоотношений по принципу команда-исполнение, субъекты, выполняющие властные, управленческие функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий. 

2.История  банковской системы
     В городах-республиках средневековой  Руси, в Пскове и Новгороде, первые купеческие ассоциации возникли уже в 18 веке. А в 1665 г. Псковский воевода А.М. Ордин-Нащёкин создал небольшой банк для поддержания «маломочных» купцов. Он просуществовал недолго и был закрыт, когда воеводу отозвали в Москву.
Серьезным препятствием для развития банков стала острая нехватка благородных металлов, прежде всего серебра. В 1654г. правительство уравняло стоимость медных и серебряных денег. Однако это решение спровоцировало инфляцию, поскольку медь дешевле серебра.
На медных и серебряных монетах значилась одна и та же стоимость, но покупная способность у них была разная. Ситуация осложнялась тем, что государство платило служилым людям медью, а налоги требовало серебром. После Медного бунта (1662 г.) правительство изъяло медные деньги из обращения.
В начале 18 века Пётр 1 начал реформу российских финансов. Стали выпускаться крупные  серебряные монеты - рубля, а также  полтинники (50 коп.). Для упорядочения финансовой системы царь создал Камер-коллегию по управлению доходами страны, Штатс-контор-коллегию по управлению расходами и Ревизион-коллегию, контролировавшую первые две. Пётр 1 поощрял развитие предпринимательства, однако препятствовал возникновению независимых банков. Чтобы проводить реформы, нужно было сконцентрировать все средства в одних, в данном случае царских, руках.
     Первые  банки в России были открыты в 1754 г.: Государственные заемные банки  для дворянства (иногда их называли просто Дворянские) и Банк для поправления  коммерции и купечества (Купеческий). В отличие от Западной Европы, где банки создавались частными лицами, в России их учреждало правительство. Запрет на учреждение частных банков в России существовал вплоть до 1870 г. Дворянские банки в 1781 г. слились в единый Государственный заемный банк, который предоставлял денежные займы помещикам под залог имущества. Деньги выдавали под льготные проценты и на большой срок; возвращались они очень медленно и неаккуратно. Деятельность купеческого банка была мало успешной, и в 1770 г. его закрыли. В 1772 г. в Москве и Санкт-Петербурге появились ссудные и сохранные кассы, а также приказы общественного призрения: они поддерживали мелкопоместное и разорившееся дворянство. Существовал еще Медный банк, который выдавал ссуды купечеству медными деньгами.
В 1860 г. был создан Государственный банк России, деятельность которого сводилась в основном к обмену денег. Старые, истершиеся банковские билеты заменялись новыми, крупные деньги меняли на мелкие, золото и серебро - на бумажные деньги. В 60-70-х гг. 19 века правительство взяло курс на поддержку частного предпринимательства. В 1864-1873 гг. образовалось около 40 банков, среди них частный коммерческий банк, Московский купеческий банк, Торговый банк, Учетный банк, северное страховое общество и т.д. До 75% всех финансовых ресурсов приходилось на 12 банков. Мелкие банки принимали участие в различных предпринимательских проектах, и прежде всего в строительстве железных дорог.
     Банковская  система страны в основном сложилась  к 1909-1914 гг. в ее центре находился  Государственный банк, который хранил золотой запас страны и руководил выпуском денег. Он контролировал крупные частные (коммерческие) банки, которые финансировали развитие экономики страны. В 1914 г. в России насчитывалось 47 крупных частных банков. Почти половина всего банковского капитала принадлежала трем банкам: Руско-Азиатскому, Петербургскому международному и Азово-Донскому. Хотя многие крупные российские банки охотно привлекали иностранный капитал, собственно иностранных банков в России не было. Единственным исключением являлось отделение французского банка «Лионский кредит», который являлся кредитором императорского двора.
После Октября 1917 г. все банки национализировали. Государственный банк объединили с  акционерными коммерческими и переименовали  в Народный банк Советской республики. Владельцам некоторых мелких и средних банков удалось перевести капитал за границу. Одновременно большевики объявили, что не признают какие-либо внешние и внутренние долги царского правительства, и отказались выплачивать их не только западным государствам, но и населению.
Борьба  с частной собственностью привела  к разрушению банковской системы, денежное обращение в стране нарушилось. Уверенные, что «коммунистическое общество не будет знать денег», большевики спокойно относились к их обесцениванию. Народный банк получил распоряжение печатать столько денег, сколько нужно для хозяйства государства. Вплоть до начала 20-х гг. в стране ходили и царские рубли («николаевки») и деньги Временного правительства («керенки»). «Керенки» представляли собой обычные талоны достоинством 20 и 40 рублей. Выпускали их на листах величиной с газетный разворот, даже не разрезая на отдельные билеты.
В результате инфляции в промышленности стала  распространенной система безденежных  расчетов. Центральные или местные  власти выписывали распоряжения, по которым одни предприятия бесплатно отпускали свою продукцию другим. Также бесплатно, по команде из центра, организации снабжались сырьем, топливом, материалом. Налоги отменялись, долги аннулировались. Банковский кредит был заменен централизованным государственным финансированием и материально-техническим снабжением.
С изменением экономического курса - введением новой  экономической политики (НЭП) - в  стране стали проводить курс на стабилизацию рубля. В 1922-1924 гг. были проведены деноминация (пропорциональное изменение стоимости денег. В просторечии ее называют сокращением нулей) и обмен денег. В оборот пустили новую советскую валюту - червонец, который прировняли к царской десятирублевой золотой монете. Эту твердую валюту принимали и обменивали все иностранные банки.
Вновь появились Торгово-промышленный банк (Промбанк), Электробанк, Банк для внешней  торговли (Внешторгбанк), Центральный  банк коммунального хозяйства и  жилищного строительства (Цекомбанк) и т.д. Они финансировали восстановление разрушенных отраслей хозяйства. Мелкие банки, которые финансировали в основном строительство дорог, заводов, магазинов, привлекали средства кооперативов, предприятий, частных лиц и даже иностранных граждан. В 1923 г. в стране насчитывалось 17 негосударственных банков, а к 1926 г. их число возросло до 61.
Однако  с 1926 г. централизованное распределение  денежных ресурсов вновь становится основой финансовой политики государства. Частные банки были ликвидированы, а хранившиеся в них средства переданы Госбанку. К концу 1930 г. в стране действовало всего 7 банков. В 1959 г. их число сократилось до трех: остались Госбанк, Внешторгбанк и Сбербанк.
     Опорой  банковской системы СССР был Госбанк. Кроме собственного Центрального банка  он имел 185 филиалов на территории СССР, включая центральные банки союзных и автономных республик, а также 4274 региональных отделения. Главными специализированными банками СССР являлись Внешторгбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Стройбанк, Жилсоцбанк.
В период «перестройки» (1985-1990 гг.) начала формироваться современная банковская система России. С разрешения правительства специализированные банки становились коммерческими, получали самостоятельность.
3.Правовое  положение Центрального  банка РФ
     Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом; центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную  эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное  регулирование и банковский надзор.
За центральным  банком как представителем государства  законодательно закреплена эмиссионная  монополия в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег. Следует отметить, что в промышленно  развитых странах банкноты составляют незначительную часть денежной массы, поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ в таких странах несколько снижена. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.
Центральный банк не имеет дела непосредственно  с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.
Принимая  на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает  им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства  центральный банк выступает его  кассиром и кредитором, в нем открыты  счета правительства и правительственных  ведомств. Центральный банк, как  правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы.
В условиях хронического дефицита государственных бюджетов многих стран усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. При этом центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные .обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.
Центральный банк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и  золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.
Необходимо  подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.
Центральный банк РФ - это банк, возглавляющий  кредитную систему страны, имеющий  монопольное право эмиссии банкнот  и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.
Местонахождение центральных органов ЦБ РФ - г. Москва.
Банковская  система РФ включает Банк России, кредитные  организации, филиалы и представительства  иностранных банков.
Банковская  система РФ:
Первый  уровень - Центральный банк РФ (Банк России)
Второй  уровень:
филиалы и представительства иностранных  банков;
кредитные организации;
банковские  кредитные организации:
коммерческие  банки;
небанковские  кредитные организации:
брокерские  и дилерские фирмы;
инвестиционные  и финансовые компании;
пенсионные  фонды;
кредитные союзы;
кассы взаимопомощи, ломбарды, благотворительные  фонды;
лизинговые  и страховые компании.
Банк  России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Деятельность  Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Правовое  положение Банка России и его  взаимоотношения с кредитными организациями  определяются на основе того, что с  одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Защита  и обеспечение устойчивости рубля -- основная функция Центрального банка  Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной  власти.
Банк  России не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов (банков) и иных кредитных организаций непосредственно, ЦБ РФ принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.
Для обеспечения  стабильности банковской системы в  целом ЦБ РФ создает страховой  фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций. Данные отчисления осуществляются на условиях и в порядке, которые определяет Банк России.
Банк  России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
Банк  России несет ответственность в  порядке, установленном федеральными законами.
Он имеет  право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В суде и арбитражном суде интересы Банка  России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Банк  России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой -- юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.
Банк  России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение печными  бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о  федеральном бюджете:
российским  кредитным организациям;
иностранным кредитным организациям;
Правительству РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает счета бюджетов и  осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.
Целями  деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:
защита  и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности по отношению к иностранным  валютам;
развитие  и укрепление банковской системы  Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
В соответствии с целями, поставленными перед  Центральным банком РФ, его основными  задачами являются следующие:
активное  участие в разработке денежно-кредитной  и финансово-бюджетной' политики Правительства  РФ;
всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
сокращение  бюджетного дефицита, поддержание стабильного  денежного обращения;
обеспечение устойчивости курса рубля как  государственной валюты;
обеспечение государственного фонда валютных резервов;
расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда:
расширение  возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы
властей;
максимальное  использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.
Исходя  из поставленных целей и задач  Банк России выполняет следующие  функции:
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
монопольно  осуществляет эмиссию наличных денег  и организует их обращение;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.