На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Фианансовые преобразования Витте

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Финансовые  преобразования Витте
Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.
В истории России конца XIX -- начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета -- таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики импе-рии, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.
Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.
Вместе  со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и  спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук, что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.
После окончания университета С.Ю. Витте  мечтал о кафедре математики. Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили  его, что университетская кафедра - карьера не для дворянина. Уступив  давлению, в 1869 г. в 20 лет он поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через несколько месяцев  перешел в управление службы Одесской железной дороги. Железная дорога сначала  была казенной, потом стала эксплуатироваться  частным обществом, а затем вошла  в состав общества Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника  бухгалтера до руководителя службы движения.
Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда он стал лично известен императору Александру III. Он отказался  пустить царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита  императора, и тем самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после этого  произошла катастрофа именно по названным  Витте причинам. О нем вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.
Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения на частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом - с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения.
В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается  Министром финансов и остается на этом посту одиннадцать лет. С  этой работой связаны все успехи и достижения С.Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни - денежная реформа 1895-1897 гг.
Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной эко-номической программы развития промышленности, индустриализа-ции экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими ша-гами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и про-пагандировать как один из ярких опытов в истории мировой эконо-мики.
Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направле-ния, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.
Первый шаг состоял в проведе-нии финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная ре-форма С. Ю. Витте, гарантировав-шая стабильность и платежеспособ-ность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банков-ского дела и расширению иностран-ных капиталовложений.
Вторым шагом преобразований была последовательная промышлен-ная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денеж-ной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому само-произвольному развитию промыш-ленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная по-литика по поддержке и развитию на-циональной экономики предопреде-лила успех реформы С.Ю. Витте.
Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, за-емные средства -- не могли покрыть потребность промышленности в ка-питале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил су-щественно расширить источники финансирования. Приток иностран-ного капитала стал массовым явле-нием и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.
Политика  С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекцио-низм. Высокие таможенные пошли-ны на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом по-рядке иностранные капиталы.
Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия госу-дарства, национальных промышлен-ников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Раз-витие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной сто-роны, добывающих отраслей и металлургии, с другой -- требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, при-водила к региональной специализа-ции в сельском хозяйстве и больше-му разделению труда в экономике.
В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александ-ру III доклад "О способах сооруже-ния Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строите-льства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япо-ния, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодо-рожной линии было крупным успе-хом С.Ю. Витте.
Строительство КВЖД не только расширяло экономические  возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические  выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских тамо-женных пошлин на ввозимые и вы-возимые товары, свободу установле-ния железнодорожных тарифов и др. Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте - «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 14. - С. 4.
Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен  перед фактом нали-чия больших запасов золота, кото-рые не могли быть пущены в обра-щение. В то же время Государствен-ный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а каз-начейству было необходимо осуще-ствить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С.Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен во-прос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.
В конце 1894 г. вопрос о ликви-дации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877--1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.
При С.Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование ра-боты Государственного банка, кото-рый, с одной стороны, играл роль местного операционного учрежде-ния для Петербурга и его района, а с другой -- должен был осуществлять банковское дело всей страны.
В 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте  поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел  и операций города Петербурга.
Совершенствовать  деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С.Ю. Витте продолжил. Было утверждено "расписание должнос-тей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обя-зательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса -- не менее 6 лет.
При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура  бюджета в сторону возрастания  в нем доли до-ходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили тамо-женные пошлины и питейный ак-циз.
В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при про-ведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой поли-тике государства.
Развитие  отечественной промышленности и  необходимое для этого развернутое  строительство железных дорог С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической  деятельности: торговли с другими  государ-ствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте - «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 14. - С. 5..
Глава III. Денежная реформа 1895--1897 годов
Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля.
В XIX в., особенно в последней его четверти, большинство стран перешло к золотовалютной системе в связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия фактически перешла к золотой валюте в конце XVIII в., а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816г. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских странах, в странах латинского монетного союза (Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии), а также в Греции и США, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 9.. Таким образом, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.
Денежная  реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка Белоусов Р. Исторический анализ бюджетной политики России // Экономическая безопасность. Производство - Финансы - Банки. - М.: Финстатинформ, 1998. - С. 248..
Началу  денежной реформы предшествовал  ряд актов, призванных сократить  объем спекулятивных сделок и  ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.
К числу подготовительных мер можно  отнести и заключение таможенного  договора с Германией. В ответ  на высокие пошлины на русский  хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет  закон, в соответствии с которым  тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наи-большего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия тако-го режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.
В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Коми-тетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правитель-ства в области валютной политики, ограничения в пользовании золо-той валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.
В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным  проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный  совет. Новая денежная система, построенная  на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.
1. Десятирублевая золотая монета  новой чеканки представляла собой  основную монету России и законное  средство платежа. Золотые монеты  чеканки по закону 1885 г. были  обязательны к приему по всем  платежам до изъятия их из  обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.
2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.
3. Государственные кредитные билеты  имели силу законного средства  платежа и включались в пассив  банка. Их обмен на золото  осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.