Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Фианансовые преобразования Витте

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Финансовые  преобразования Витте
Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.
В истории России конца XIX -- начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета -- таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики импе-рии, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.
Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.
Вместе  со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и  спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук, что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.
После окончания университета С.Ю. Витте  мечтал о кафедре математики. Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили  его, что университетская кафедра - карьера не для дворянина. Уступив  давлению, в 1869 г. в 20 лет он поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через несколько месяцев  перешел в управление службы Одесской железной дороги. Железная дорога сначала  была казенной, потом стала эксплуатироваться  частным обществом, а затем вошла  в состав общества Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника  бухгалтера до руководителя службы движения.
Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда он стал лично известен императору Александру III. Он отказался  пустить царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита  императора, и тем самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после этого  произошла катастрофа именно по названным  Витте причинам. О нем вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.
Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения на частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом - с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения.
В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается  Министром финансов и остается на этом посту одиннадцать лет. С  этой работой связаны все успехи и достижения С.Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни - денежная реформа 1895-1897 гг.
Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной эко-номической программы развития промышленности, индустриализа-ции экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими ша-гами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и про-пагандировать как один из ярких опытов в истории мировой эконо-мики.
Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направле-ния, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.
Первый шаг состоял в проведе-нии финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная ре-форма С. Ю. Витте, гарантировав-шая стабильность и платежеспособ-ность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банков-ского дела и расширению иностран-ных капиталовложений.
Вторым шагом преобразований была последовательная промышлен-ная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денеж-ной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому само-произвольному развитию промыш-ленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная по-литика по поддержке и развитию на-циональной экономики предопреде-лила успех реформы С.Ю. Витте.
Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, за-емные средства -- не могли покрыть потребность промышленности в ка-питале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил су-щественно расширить источники финансирования. Приток иностран-ного капитала стал массовым явле-нием и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.
Политика  С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекцио-низм. Высокие таможенные пошли-ны на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом по-рядке иностранные капиталы.
Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия госу-дарства, национальных промышлен-ников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Раз-витие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной сто-роны, добывающих отраслей и металлургии, с другой -- требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, при-водила к региональной специализа-ции в сельском хозяйстве и больше-му разделению труда в экономике.
В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александ-ру III доклад "О способах сооруже-ния Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строите-льства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япо-ния, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодо-рожной линии было крупным успе-хом С.Ю. Витте.
Строительство КВЖД не только расширяло экономические  возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические  выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских тамо-женных пошлин на ввозимые и вы-возимые товары, свободу установле-ния железнодорожных тарифов и др. Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте - «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 14. - С. 4.
Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен  перед фактом нали-чия больших запасов золота, кото-рые не могли быть пущены в обра-щение. В то же время Государствен-ный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а каз-начейству было необходимо осуще-ствить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С.Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен во-прос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.
В конце 1894 г. вопрос о ликви-дации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877--1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.
При С.Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование ра-боты Государственного банка, кото-рый, с одной стороны, играл роль местного операционного учрежде-ния для Петербурга и его района, а с другой -- должен был осуществлять банковское дело всей страны.
В 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте  поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел  и операций города Петербурга.
Совершенствовать  деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С.Ю. Витте продолжил. Было утверждено "расписание должнос-тей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обя-зательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса -- не менее 6 лет.
При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура  бюджета в сторону возрастания  в нем доли до-ходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили тамо-женные пошлины и питейный ак-циз.
В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при про-ведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой поли-тике государства.
Развитие  отечественной промышленности и  необходимое для этого развернутое  строительство железных дорог С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической  деятельности: торговли с другими  государ-ствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте - «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 14. - С. 5..
Глава III. Денежная реформа 1895--1897 годов
Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля.
В XIX в., особенно в последней его четверти, большинство стран перешло к золотовалютной системе в связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия фактически перешла к золотой валюте в конце XVIII в., а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816г. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских странах, в странах латинского монетного союза (Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии), а также в Греции и США, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 9.. Таким образом, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.
Денежная  реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка Белоусов Р. Исторический анализ бюджетной политики России // Экономическая безопасность. Производство - Финансы - Банки. - М.: Финстатинформ, 1998. - С. 248..
Началу  денежной реформы предшествовал  ряд актов, призванных сократить  объем спекулятивных сделок и  ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.
К числу подготовительных мер можно  отнести и заключение таможенного  договора с Германией. В ответ  на высокие пошлины на русский  хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет  закон, в соответствии с которым  тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наи-большего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия тако-го режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.
В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Коми-тетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правитель-ства в области валютной политики, ограничения в пользовании золо-той валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.
В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным  проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный  совет. Новая денежная система, построенная  на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.
1. Десятирублевая золотая монета  новой чеканки представляла собой  основную монету России и законное  средство платежа. Золотые монеты  чеканки по закону 1885 г. были  обязательны к приему по всем  платежам до изъятия их из  обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.
2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.
3. Государственные кредитные билеты  имели силу законного средства  платежа и включались в пассив  банка. Их обмен на золото  осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.