На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые основы PR

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение____________________________________________________________________2
1.Понятие, принципы и  функции PR ____________________________________________4
2.Правовое регулирование  PR___________________________________________________7
     2.1.Мировой  опыт регулирования PR__________________________________________7
     2.2.Законы и  нормативные акты, регулирующие  PR-деятельность в России_________10
     2.3.Уголовное  право и PR:практика и методология______________________________15
3.Кодексы профессионального  поведения как способ саморегулирования  в PR________20
      3.1.Зарубежные  кодексы профессионального поведения  и история их появления___20
      3.2. Российский кодекс профессиональных и этических принципов поведения в сфере PR и кодекс российского журналиста____________________________________________23
Заключение_________________________________________________________________31
Список использованной литературы____________________________________________32 

Введение.
Public relations, как и всякие другие сферы профессиональной деятельности, обусловлены необходимостью соблюдения требований к ним общества во всем их многообразии.
При осуществлении PR надо учитывать  комплекс нормативных положений  о сути, содержании и регулятивных механизмах в PR .
В этот комплекс входят также и  сугубо этические критерии, свойственные PR как самостоятельной деятельности со всеми присущими ей закономерностями и противоречиями.
Одна из задач государства –  в той или иной мере регулировать деятельность физических и юридических  лиц. Не исключение - и PR. То есть государство  должно позаботиться о том, чтобы PR-мероприятия  не ущемляли права и интересы как отдельных граждан, так и общества в целом. А PR-специалистам, в свою очередь, нужны четкие представления об объеме и пределах своей профессиональной компетенции.
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.
Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм.
Саморегулирование, же, не носит обязательный и всеобщий характер, его основным признаком является добровольность следования декларированным нормам. Это более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет общественно опасного деяния. К саморегулированию также, можно отнести общественные устои, мораль, этикет.
Как и любое другое активно развивающееся  явление общественной жизни, связи  с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной  базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы. Воздействие связей с общественностью  на общество происходит, прежде всего, с помощью информации, транслируемой  через СМИ. Информация, в результате интенсивного развития рынка PR, рекламы  и других составляющих комплекса  ИМК стала активно использоваться для создания паблицитного капитала, имиджа, бренда, таким образом, экономика начала осваивать информационный ресурс как товар, как объект производства, как равноценного участника коммерческих отношений.
Нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли  права - информационной.
Информационное право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации  законодательства, регулирующего отношения  в этой отрасли, преждевременно. Отдельные  положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене» и др., а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений.
Следует также отметить, что право  и этика взаимосвязаны. Многие действия, рассматриваемые как неэтичные, также являются и нелегальными. Однако бывают случаи, когда действие является абсолютно легальным, но совершенно не этичным, но бывают и ситуации, когда поступок считается нелегальным, но не противоречит законам этики. Таким образом, принимая решения о плане действий в конкретной ситуации, PR-специалист должен проанализировать не только правовые аспекты, но и учесть этические факторы.
Целью данной работы выявление  приемов регулирования PR-деятельности в международном масштабе, а также особенностей регулирования PR в России.
В соответствие с целью данной работы необходимо решить следующие задачи:
1)Изучить основные положения  PR;
2)Изучить основные законы, регулирующие сферу PR;
3)Исследовать взаимосвязь PR и уголовного права;
3)Изучить документы, регулирующие профессиональное поведение.
Объектом исследования является сфера PR и её правовые аспекты.
Предметом исследования являются методики регулирования PR, основные правовые и этические нормы, которыми руководствуются PR – специалисты.
При разработке данной темы были использованы труды Варакуты С.А., Егорова Ю.Н., Королько В.Г., Г.Н.Татариновой, а также тексты законов «О СМИ», «О государственной тайне» и пр. Также я использовала данные с сайтов, посвящённых PR. 
Лoгикa иccлeдoвaния oбуcлoвилa cтруктуру рaбoты, cocтoящeй из ввeдeния, трeх глaв, зaключeния, cпиcкa иcпoльзoвaннoй литeрaтуры. Пeрвaя глaвa пocвящeнa теоретическим основам PR. Втoрaя глaвa рaccмaтривaeт ocoбeннocти регулирования PR нормами права. Трeтья глaвa пocвящeнa этическому регулированию PR. В зaключeнии пoдвoдятcя итoги прoвeдeннoгo иccлeдoвaния и обуславливается важность данной темы.
 
 
 
 
 
1.Понятие, принципы и функции PR.
В настоящее время  в теории связей с общественностью  существует довольно много определений термина «Public Relations» («паблик рилейшнз», т. е. связи с общественностью, - PR).
По мнению известного ученого Сэма Блэка, «лучшим из ныне существующих определений является мексиканское заявление, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций PR выступили в Мехико 11 августа 1978 г.:«PR — это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности».
Кроме того, Сэм  Блэк приводит объяснение термина «Public Relations», содержащееся в международном словаре Уэбстера: это «содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции». Сам же Сэм Блэк предпочитает следующее определение: «Public Relations» - искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».
Достаточно краткое  и емкое определение понятия  «паблик рилейшнз» дает И.М. Синяева: «Паблик рилейшнз (PR) — система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, так и за ее пределами».
И.В. Алешина приводит (со ссылкой на американский учебник для будущих журналистов) определение рассматриваемого понятия с точки зрения теории управления: «Паблик рилейшнз — это функция менеджмента, которая оценивает отношения общественности, идентифицирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действий для обретения общественного понимания и принятия».
Приведенные определения  характеризуют термин «паблик рилейшнз» с различных точек зрения. Для лучшего его понимания необходимо рассмотреть общие принципы установления и поддержания связей с общественностью, основные правила и методы реализации коммуникационной политики фирмы.
Общие принципы установления и поддержания связей с общественностью остаются неизменными для всех ее категорий, видов коммуникаций и средств распространения информации: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность. Эти принципы закладывают основу эффективного взаимодействия компании с собственным персоналом, потребителями ее продукции (работ, услуг), поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, акционерами, кредиторами, торговыми посредниками, финансовыми структурами, страховщиками, контролирующими органами, местной администрацией, населением, конкурентами и другими категориями общественности.
Планомерность в работе по осуществлению связей с общественностью предполагает прогнозирование тенденций изменения общественного мнения, долгосрочное и оперативное планирование различных мероприятий и программ по развитию коммуникаций. При этом все планы установления и поддержания связей с общественностью должны быть экономически обоснованы, иметь соответствующее ресурсное обеспечение и быть увязаны по срокам с наиболее значимыми событиями в деятельности компании.
Комплексность в осуществлении связей с общественностью означает прежде всего учет при разработке и реализации основных PR-мероприятий интересов всех категорий и групп общественности. Комплексность также требует проведения не единичных акций, а серии взаимосогласованных мероприятий с использованием различных, дополняющих друг друга средств распространения информации.
Оперативность при осуществлении связей с общественностью требует от специалистов соответствующих внутрифирменных служб достаточно быстрой реакции на изменения общественного мнения, связанные с деятельностью компании. Оперативное вмешательство в развитие той или иной ситуации способно уменьшить вероятность возникновения негативных последствий, предотвратить осложнения во взаимоотношениях с некоторыми категориями общественности.
Непрерывность в работе по осуществлению связей с общественностью требует обеспечения постоянного воздействия на конкретных потребителей информации и общественное мнение в целом. Непрерывный поток новостей, исходящих от компании, целесообразно подкреплять периодическими ПР-мероприятиями (выставками, ярмарками, торговыми показами, презентациями, конференциями, деловыми встречами, приемами и т. п.).
Объективность при осуществлении связей с общественностью достигается прежде всего за счет использования достоверной и полной информации, умения специалистов соответствующих внутрифирменных служб проводить непредвзятый анализ поступающих сведений, готовности признавать допущенные ошибки, способности быстро реагировать на необъективные публикации и высказывания о деятельности фирмы, умения отстаивать правильную точку зрения и добиваться необходимых опровержений.
В деятельности по установлению и поддержанию связей с общественностью должны использоваться только легитимные способы получения, обработки и распространения информации. Законность должна соблюдаться также при работе со сведениями, содержащими государственную тайну, охраняемую интеллектуальную собственность, коммерческую тай ну и т. п. Реализация данного принципа достаточно важна при планировании и проведении рекламных кампаний и специальных ПР-мероприятий.
Работа по осуществлению  связей с общественностью должна быть эффективной. Результаты деятельности соответствующих внутрифирменных служб, выражающиеся в изменении конкретных экономических показателей фирмы, должны превышать ее совокупные затраты на содержание этих служб и общую стоимость подготовки и осуществления конкретных мероприятий и программ по обеспечению связей с общественностью. [6]
Специалист по PR выступает в роли советника руководителя и, будучи посредником, помогает переводить его собственные цели и намерения на понятный, приемлемый для общественности язык политики. Как функция управления PR охватывают:
• предвидение, анализ и  интерпретацию общественного мнения, отношений и спорных вопросов, способных положительно или отрицательно повлиять на деятельность и планы организации;
• консультирование руководства  всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления  действий и коммуникации с обязательным учетом общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом;
•    постоянную разработку, выполнение и оценку программ деятельности и коммуникации для обеспечения  понимания целей организации  информированной публикой, что является важной предпосылкой их достижения. Это могут быть программы маркетинга, финансирования, сбора средств, отношений со служащими, правительственными учреждениями и т.д.;
•    планирование и  реализацию усилий организации, направленных на совершенствование социальной политики;
• определение целей, составление  плана и бюджета, подбор и подготовку кадров, изыскание средств, другими  словами, управление ресурсами для выполнения всего вышеизложенного.
Для профессиональной практики в сфере связей с общественностью необходимы знания по искусству коммуникации, психологии, социальной психологии, социологии, политологии, экономике, основам менеджмента и этики. Нужны также технические знания и опыт изучения общественного мнения, анализа социальных проблем, связей со средствами информации, прямой переписки, институциональной рекламы, публикации материалов, создания кинолент (видеоклипов), организации специальных событий, подготовки докладов и презентаций. [7]
 
 
2.Правовое регулирование в сфере PR.
2.1.Мировой опыт регулирования сферы PR. Вписываясь в общую систему деловых отношений и предпринимательства,  PR прежде всего регламентируется существующими на сей счет правовыми нормами.
Эти нормы охватывают главные направления  деятельности PR- предприятия как  субъекта предпринимательства или  же подразделения фирмы (организации).
В целом же деятельность в PR определяют следующие условия:
    требования общего законодательства к субъекту право-хозяйственных отношений;
    положения уставных документов фирмы. Кроме общих обязательных разделов они должны отражать специфику паблик рилейшнз, иначе эту деятельность можно будет отождествлять с той же рекламой и тогда возникнут определенные сложности во взаимоотношениях, скажем, с налоговыми службами;
    регламенты работы отделов, управлений и других PR структур внутри фирмы ( организации ) или ведомства. Здесь на основе общих подходов к PR и управленческих принципов надо предусмотреть права и обязанности сотрудников и всего подразделения, а также схемы их взаимодействия с другими звеньями в общей системе фирмы ( ведомства );
    нормативные акты по отдельным смежным сферам. Например, обращаясь к рекламе или прессе, надо знать их правовые пределы и с учетом этого планировать свои акции и компании.
Кроме того, в процессе работы PR-специалистам приходится учитывать и достаточно специфические условия, которые  вытекают из характера этой сферы  и объектов ее внимания. Каждый PR-профессионал должен знать законодательство, которым  руководствуется его организация. Например, специалист, работающий в  клинике, должен разбираться в медицинском  законодательстве и сопутствующих  правовых нормах. А профессионал, работающий в определенной отрасли – химической, компьютерной, спортивной, - должен понимать законодательство данной конкретной области.
После определения всех этих основополагающих условий и хозяйственно-правовой формы предприятия только и возможна собственно работа. Она в свою очередь  требует соответствующих правовых действий. В частности к ним  относится подготовка соглашений, договоров  и прочих документов.
В этой цепочке процедур прежде всего приходится оформлять протоколы о намерениях к будущему сотрудничеству. В этой связи нужно учитывать, что они в принципе ни к чему стороны не обязывают и лишь определяют момент, когда наступают юридические отношения или просто их предваряют в форме декларации.
В отличие от этих документов, заключаемые  сторонами контракты (договоры) защищены законом и потому обязательны к исполнению и должны быть надежны. Надежный же договор – это такой документ, который заключен в интересах фирмы, не нарушает действующее законодательство и обеспечивает строгое исполнение сторонами обязательств. Для этого необходимо четко определить цель предстоящей сделки и наиболее важные ее аспекты. Желательно создать идеальную модель предстоящей операции, а затем, переходя от общего к частному, разбить ее на этапы и узлы и определить, что и как должно быть сделано в каждом из них, какие для этого потребуются конкретные шаги, какой возможен риск и как его избежать. Еще следует узнать о партнере как можно больше: ознакомиться с учредительными документами и свидетельством о регистрации его фирмы, обратить внимание на состав учредителей и акционеров, размер уставного фонда, расположение офиса фирмы, а не ограничиться так называемым юридическим адресом.
В договоре имеет значение каждая буква, каждая запятая и в нем  нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз.
Поскольку в предпринимательской  практике для получения односторонних  преимуществ, основанных на незнании второй стороной всех юридических подробностей, встречаются случаи преднамеренного  смешения различных документов (соглашения о конфиденциальности, договора о  передачи ноу-хау или права на использование товарного знака), то их следует предотвратить.
Стоит позаботиться и о защите интеллектуальной собственности, создаваемой в процессе PR (концепции, исследования, учебные  планы). Для этого рекомендуется  каждый такой продукт регистрировать. Или, как минимум, определять условия  использования, тиражирования, передачи третьей стороне.
Порой партнер стремится получить выгоду путем сокращения текста договора, опуская некоторые важные пункты, чего желательно не делать, ибо впоследствии могут возникнуть осложнения при  решении спорных вопросов. А передача какой-либо документации без предварительного соглашения приведет к использованию  этой информации при передаче ее третьим  лицам. До заключения договора о конфиденциальности партнеру может быть передана только реклама, не раскрывающая сущности предмета деятельности.
Наконец, не надо готовить и уж во всяком случае подписывать договора без юристов. А чтобы эти документы были грамотны и логичны, с их текстами должны работать редакторы.
Законодательные нормы, охраняющие неприкосновенность личной жизни, также имеют большое  значение для PR-деятельности. Достаточно любопытными являются те законодательные  акты, которые касаются ложных высказываний СМИ. Когда такая дезинформация  относится к публичной фигуре, законодательство становится курьезным. В целом, неприкосновенность личной жизни обычного гражданина защищена законом. Однако человек, постоянно находящийся “в свете рампы”, сталкивается с более сложной проблемой, особенно пытаясь доказать факт дискредитации личности. Для того чтобы доказать обоснованность такого обвинения, публичная фигура должна продемонстрировать, что средство информации преследовало злой умысел. “Злой умысел” в деле о клевете в отношении такой фигуры означает, что высказывания были опубликованы со знанием их ложности или с пренебрежением относительно того, что они могли быть ложными. Доказать это достаточно сложно.
Один из аспектов законодательства, особенно важный для PR-деятельности, - это законодательные акты об авторских  правах и защите, предлагаемой авторам. Закон об авторских правах предоставляет  основную, автоматическую защиту авторам, если рукопись зарегистрирована в Бюро регистрации авторских прав или  даже опубликована.
Защита авторских прав распространяется на самые разнообразные категории  произведений: литературные произведения; музыкальные произведения, включая  сопроводительный текст; драматические  произведения, включая сопровождающую их музыку; пантомимы и хореографические представления; художественные, графические  и скульптурные работы; кинофильмы и аудиовизуальные произведения; звуковые записи. Закон об авторских  правах дает их владельцу эксклюзивное право воспроизводить и уполномочивать других воспроизводить произведения, готовить производные работы, основанные на авторском материале, и публично демонстрировать произведение.
Некоторые категории материала  не подлежат защите со стороны Закона об авторских правах. В их число  входят названия и короткие лозунги; работы, полностью состоящие из общедоступного материала или материала, полученного  из общественных источников, таких, как  календари, реестры и расписания, а также тексты выступлений, не зафиксированные  на бумаге или на пленке. Произведения, находящиеся в общедоступном  пользовании (материалы, на которые  никогда не было авторского права  или оно потеряло свою силу, материалы не обладающие подлинностью, и тезисы и сюжеты), не могут быть защищены авторским правом.
Идеи также не защищаются авторским  правом. Это означает, что старая идея в новой упаковке абсолютна разрешена, легальна и даже рекомендуема. На самом деле в мире существует очень мало новых идей, это просто старые идеи, по-новому объединенные воедино. Таким образом, PR-специалист не должен особенно беспокоиться о нарушении Закона об авторских правах при разработке кампании, программы или подготовке речи в пользу своего клиента.
Интернет создал новое измерение  в законодательстве, касающимся свободы  слова. Современное законодательство запрещает компаниям регистрировать торговые марки, в точности повторяющие уже зарегистрированные, но дело в том, что захватчики киберпространства часто регистрируют имена, которые лишь незначительно отличаются от оригинала. Они знают, что те, кто ищет сайт организации в Интернете, будут использовать для поиска различные варианты написания наименования фирмы. Затем они либо пытаются продать имена, либо используют сайты для подрыва деятельности компании. Интернет заполнен юридическими проблемами. Проблема усложняется еще и тем, что Интернет меняется ежедневно. Сегодняшнее законодательство может не соответствовать ситуации или устареть завтра.
Помимо вовлеченности во все  эти правовые аспекты, сфера PR сама по себе стала основываться на юридических  контрактах: между агентствами и  клиентами, между работодателями и  персоналом, между покупателями и  продавцами. Все контракты – как  письменные, так и устные – связывают  стороны определенными обязательствами  и должны непременно исполняться. Совершенно очевидно, что связь межу PR и правом значительно усилится в XXI веке. [11]
 2.2.Законы и нормативные акты, регулирующие PR-деятельность в России. Вопрос законодательного обеспечения деятельности в PR является одним из решающих для дальнейшего развития PR в России. Сегодня законодательство в этой сфере находится на начальной стадии формирования, что обусловлено не только интенсивной динамикой институциональной эволюции PR и низкими темпами развития законодательства, но и спецификой такого нового для России явления, как PR. Универсальность PR-технологий, возможность их эффективного применения в различных сферах взаимодействия многочисленных общественных и государственных институтов представляют определенные трудности для законодателей.
Очевидно, что невозможно издать единый законодательный акт, охватывающий всю сферу применения PR-технологий. Поэтому в большинстве  случаев PR-практика регулируется косвенно, т.е. через смежные области деятельности.
PR-специалисты в первую  очередь  должны руководствоваться :
-Конституцией РФ (принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г.) — признает и гарантирует  права физических и юридических  лиц «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять  информацию любым законным способом»  (ст. 29);
- Гражданским кодексом  РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в  ре Федерального закона от 20 февраля  1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г.  № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 139-ФЗ). Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельное (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Также в России каждый работник сферы PR должен знать:
1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Основным полем деятельности PR-специалиста является информация. И одна из задач PR-службы любой организации – накапливать всевозможные сведения как о государственных учреждениях, общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так и их руководителях. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права физических и юридических лиц “свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом ”.
При этом Федеральный закон “О государственной тайне” содержит большой  перечень сведений, сбор и распространение  которых запрещены. Несомненно информация о привычках, увлечениях, вкусах топ-менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации презентаций, лоббировании, других PR-мероприятий. Но и в этом случае законодатели предусмотрели ограничения. Так Законом «Об информации, информатизации и защите информации» не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия кроме как на основании судебного решения.
2. Закон “О рекламе”. Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую роль играет корпоративная реклама. Зачастую и здесь как и при продвижении товаров и услуг используются образы детей, женщин и животных. Однако Федеральный закон “О рекламе” четко оговаривает правомерность использования, в частности детских образов. Они могут присутствовать в рекламе, в том числе и корпоративной, только тех фирм, которые занимаются производством товаров и услуг именно для несовершеннолетних.
PR-специалисты, для которых реклама  также является одним из рабочих  инструментов, зачастую не ведают  о положениях рекламного законодательства. [9]
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная  реклама не допускаются.
  Недобросовестной признается реклама,  которая:
1) содержит некорректные сравнения  рекламируемого товара с находящимися  в обороте товарами, которые произведены  другими изготовителями или реализуются  другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным  способом, в данное время или  в данном месте, если она  осуществляется под видом рекламы  другого товара, товарный знак  или знак обслуживания которого  тождествен или сходен до степени  смешения с товарным знаком  или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого  установлены соответствующие требования  и ограничения, а также под  видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной  конкуренции в соответствии с  антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается реклама,  которая содержит не соответствующие  действительности сведения. [3]
 
3. Закон “Об авторском праве и смежных правах”. Не лучше обстоят дела и со знанием авторских прав. Немногим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т. п. являются произведениями, охраняемыми Законом “Об авторском праве и смежных правах”. Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании.
4. Закон “О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров”. В PR-сфере важны все аспекты, в том числе и способ придания индивидуальности организации, ее товарам и услугам. Здесь не обойтись без привлекательного, хорошо запоминающегося фирменного знака. На первый взгляд кажется, что все тут во власти дизайнера. Однако Федеральный Закон “О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров” содержит ряд правовых норм, запрещающих использование знаков аналогичных запатентованным. Следовательно, прежде чем запустить тот или иной фирменный знак в деловой оборот, необходимо проверить его на патентную чистоту. [9]
5.Закон «О средствах массовой  информации» 1991г. Данный закон содержит положения об организации деятельности СМИ, отношениях СМИ с гражданами и организациями, межгосударственном сотрудничестве, правах и обязанностях журналиста, а также об ответственности за нарушения законодательства о СМИ.
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.( ст.1 ФЗ «О СМИ»)
Настоящий Закон применяется  в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых  за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в  Российской Федерации.
Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства  пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и  гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.(ст.8 ФЗ «О СМИ») [4]
6.Закон «О государственной  тайне». Данный закон содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну, положения о засекречивании и рассекречивании сведений, а также о распоряжении ими и их защите.
Государственную тайну составляют:
1) сведения  в военной области:
2) сведения  в области экономики, науки  и техники: о  содержании  планов  подготовки к  возможным военным действиям, об  использовании  инфраструктуры  в целях  обеспечения обороноспособности и безопасности государства,   о  силах и средствах  гражданской обороны, об  объемах,  о  планах  (заданиях)  государственного  оборонного  заказа, о достижениях науки и  техники, имеющих  важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность  государства, об  объемах  запасов,  добычи,  передачи  и  потребления платины,  металлов платиновой  группы, природных  алмазов, а  также об  объемах  других стратегических видов полезных ископаемых;
3) сведения  в области внешней политики  и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности,  преждевременное  распространение  которых  может  нанести  ущерб безопасности государства, о  финансовой  политике  в  отношении  иностранных государств, а также  о финансовой  или денежно  - кредитной  деятельности, преждевременное  распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения  в  области разведывательной, контрразведывательной  и  оперативно - розыскной деятельности. [1]
7.Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Пресс-службы федеральных органов государственной власти ведут аудио-  и  видеозапись  всех  официальных  мероприятий  с  участием   Президента   Российской Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы,  Правительства Российской Федерации и его президиума.  Для таких  записей  устанавливается  бессрочный режим хранения.  Записи закрытых мероприятий  производятся и хранятся в соответствии с  требованиями  законодательства  Российской Федерации.
Журналисты средств  массовой информации имеют  право  ознакомиться  с  записями и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий.
При использовании  записей  в  теле-  и  радиопрограммах  ссылка  на  соответствующую пресс-службу не требуется.
Настоящая статья не ограничивает право  аккредитованных  журналистов  производить собственную аудио- и видеозапись на заседаниях, совещаниях и  иных открытых официальных мероприятиях. [2]
8.Закон «Об участии в международном информационном обмене». Объекты международного информационного обмена:  документированная информация, информационные ресурсы,  информационные  продукты,   информационные   услуги,   средства международного  информационного обмена.
Субъектами  международного информационного обмена в  Российской  Федерации могут являться:  Российская Федерация, субъекты  Российской  Федерации, органы государственной власти и органы  местного самоуправления, физические и  юридические лица Российской  Федерации,  физические  и  юридические  лица  иностранных  государств,  лица  без  гражданства.
Документированная  информация, вывоз  которой из  Российской Федерации не ограничен:
·  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов, устанавливающих  правовой  статус  органов  государственной  власти,  органов местного  самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права,  свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
·  документов,  содержащих  информацию  о  чрезвычайных ситуациях,  экологическую,   метеорологическую, демографическую,  санитарно-эпидемиологическую  и  другую  информацию,  необходимую для  обеспечения   безопасного   функционирования населенных  пунктов,  производственных   объектов,   безопасности   граждан  иностранных  государств;
·  документов, накапливаемых  в открытых  фондах библиотек  и других  видах информационных систем;
·  массовой  информации и иной  информации в соответствии  с  законодательством Российской Федерации.
Ограничивается вывоз  из Российской Федерации документированной  информации, отнесенной к:
·  государственной тайне или иной конфиденциальной информации;
·  общероссийскому национальному достоянию;
·  архивному фонду;
·  иным категориям документированной информации, вывоз которой может  быть ограничен законодательством Российской Федерации.
Возможность  вывоза  с  территории  Российской  Федерации такой  документированной информации  определяется Правительством  Российской  Федерации в каждом отдельном случае.
Данные ограничения распространяются и на перемещение с территории  Российской Федерации документированной информации при  предоставлении  доступа пользователям, находящимся за пределами территории Российской  Федерации,  к информационным системам,  сетям, находящимся на  территории Российской Федерации.
  Право  ввоза  на  территорию Российской Федерации иностранных  информационных продуктов, которые могут быть применены  для  осуществления  запрещенных  законодательством  Российской Федерации  видов деятельности  или промыслов  или иных  противоправных действий,  предоставляется  юридическим  лицам,  уполномоченным Правительством  Российской Федерации.
 Собственник или владелец  документированной информации,  информационных   ресурсов,   информационных   продуктов, средств  международного  информационного  обмена вправе  обжаловать  в суд  действия   должностных   лиц   по   ограничению   международного  информационного  обмена,  если,  по  его  мнению,  эти  действия не  обоснованы и нарушают его права. [5]
2.3.Уголовное право и PR: практика и методология. Общее начало PR и права состоит в использовании информации для целенаправленного влияния на социальные процессы. Из всех отраслей уголовное право выделяется степенью затрагиваемых интересов личности, общества и государства, соответственно именно для него особо актуален поиск путей повышения эффективности, в том числе и в сфере синтеза различных видов социальной практики. Рассмотрим взаимодействие уголовного права и PR двух аспектах: практическом и методологическом.
В сфере социальной практики можно  выделить три основных вида взаимодействия уголовного права и PR:
    Уголовно-правовое регулирование PR.
    PR уголовного права, включая информационное сопровождение изменений уголовного законодательства.
    PR политических сил с использованием уголовного права, в основном с помощью изменения уголовного законодательства.
Уголовно-правовое регулирование  связей с общественностью проявляется  в законодательном установлении предельных границ оборота информации в обществе. Соответствующие составы  действующего УК РФ можно разделить на две группы:
1) составы, регулирующие распространение отдельных разновидностей информации (информация - предмет преступления) и информационное воздействие на объекты уголовно-правовой охраны (информация – средство совершения преступления): ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны», ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 129 УК РФ «Клевета» и др.;
2) составы, связанные с охраной законной деятельности по обороту информации: ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации», ст. 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» и др.
Направлениями совершенствования  регламентации PR средствами уголовного права являются: закрепление уголовной  ответственности за некоторые разновидности  использования компрометирующих сведений, установление ответственности за нарушение  норм, выработанных в рамках корпоративного саморегулирования (Кодекс профессиональной и деловой этики Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).
PR уголовного права связан с информированием населения о состоянии и изменении уголовного законодательства и правоприменительной практики, а также формировании благоприятного общественного мнения в отношении уголовной политики и обеспечении интернализации (принятия как своих) норм уголовного права индивидами. Стоит отметить, что в отношении «продвижения» уголовного права происходит процесс перехода от пропаганды, т.е. одностороннего информирования к PR, т.е. двухсторонней коммуникации, учитывающей обратную связь.
Интересно, что правильный PR уголовно-правовых норм может стать и условием привлечения к уголовной ответственности в конкретных случаях. Так П.С. Яни отмечает, что впечатления разрешенности свободного оборота цветных и драгоценных металлов может препятствовать наказанию лиц, совершивших деяние, предусмотренное ст. 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга». В то же время, мы все являемся свидетелями активной деятельности, связанной с формированием общественного мнения в отношении неуплаты налогов.
PR изменений уголовного законодательства  особо актуален в настоящее  время в связи с масштабной  либерализацией УК РФ. Информационное  сопровождение последних изменений  оставляет желать лучшего, т.к.  часто у аудитории средств массовой информации создается не совсем верное представление о содержании уголовно-правовых норм. Например, в отношении новой редакции ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона» из сообщений СМИ часто следует заключение о возможности «беспредельной» обороны во всех случаях. Соответственно важным моментом повышения эффективности PR уголовного права является проведение криминологической экспертизы сообщений исходящих от официальных органов.
К сожалению, современная ситуация в России дает возможность выделить еще такой вид взаимодействия уголовного права и PR как использование  изменения уголовного законодательства для создания благоприятного общественного  мнения в отношении отдельных  субъектов политической деятельности. Так, введение некоторых новых статей в Уголовный кодекс РФ выполняет не функцию охраны определенных общественных отношений, а предназначены создания благоприятного имиджа власти, «жестко» реагирующей на невыплаты заработной платы (ст. 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»), веерные отключения электроэнергии за неуплату (ст. 215.1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения») или рост экстремизма (ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации»). Эти составы преступлений из-за особенности их конструкций практически не применяются и применяться не могут, в то же время задачи охраны соответствующих социальных ценностей могут выполнять «старые» составы.
Политически, но не криминологически, обусловленные изменения уголовного законодательства ведут к негативной общественной оценке эффективности уголовно-правовых норм и правоохранительной деятельности. Появление новой «актуальной» статьи сначала действительно может поднять рейтинг инициатора изменений, но отсутствие практики и результатов ее применения ведет к описанным «неэкологичным» последствиям. Можно отметить, что в данном случае PR действует дисфункционально по отношению к уголовному праву и системе социального управления.
Этот вид взаимодействия уголовного права и PR должен заменяться PR-деятельностью, связанной с освещением введения новых, криминологически и доктринально обусловленных составов преступлений, оптимизации практики применения действующих составов УК РФ. 
Таким образом, совершенствование  взаимодействия уголовного права и PR в сфере социальной практики должно учитывать системные закономерности функционирования и взаимовлияния  этих инструментов регулирования общественных отношений.
Методологический аспект позволяет  на базе анализа формирования методологии PR в рамках науки пиарологии по новому взглянуть на пути изменения методологии уголовного права. Выделим некоторые черты, проявляющиеся в методологии PR, принятие которых наукой уголовного права, по нашему мнению, может способствовать повышению ее адекватности современным условиям:
    комплексность, синтез различных наук;
    практическая направленность, с учетом различных традиций эффективности (европейской, китайской);
    использование системного подхода для обеспечения экологии управления.
Рассмотрим обзорно наличное и  возможное проявление этих черт в  методологии PR и уголовного права.
Исследователи отмечают, что пиарология, наука, объектом которой является социальная коммуникация, а предметом – PR, является «комплексной, интегративной отраслью знания…, что обусловлено общей тенденцией развития процессов познания объективного и субъективного мира…». PR использует категориальный аппарат и методы многих наук: информатики, кибернетики, семиотики, психологии и т.д. Стоит отметить, что особо важное место занимают элементы наук информационного, коммуникативного цикла. И если мы принимаем первоначальный тезис об общности опоры PR и права как видов деятельности на использование информации, то необходимо обратиться к рассмотрению возможностей использования семиотики, кибернетики, теории систем, экологии, синергетики и в науке уголовного права. К сожалению, в уголовном праве попытки синтеза носят скорее характер «коллекционирования редких знаний и их сочетаний», чем научно-исследовательской программы, однако процесс синтеза, будучи адекватен требованиям практики и общенаучным тенденциям, является перспективным направлением развития. Тем более, что как отмечает исследователь методологических проблем юридической науки Н.Н, Тарасов в настоящее время происходит «расширение ее (юриспруденции) границ и обогащение научного содержания через обращение, условно говоря, к неюридическим предметностям…».
Практическая направленность пиарологии означает не только ориентир на системное обеспечение и воспроизводство практики, но и изучение особенностей обратной связи, возникающ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.