На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Общая характеристика Французского Просвещения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Общая характеристика Французского Просвещения.
           Хотя  Просвещение   зародилось  в  Англии,  как  широкое   культурно-идеологическое  движение  общественной  мысли  оно  впервые   оформилось именно  во  Франции,  где  его  основные  черты  выразились  с  классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское Просвеще-ние было представлено плеядой  выдающихся  мыслителей.  Вольтер,  Дидро, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо -  вот  далеко  не полный перечень имен философов-просветителей.  Просветительские идеи на длительный   период   предопределили   развитие   всей   духовной   культуры Франции, стали общественным достоянием.  Причем эти идеи  распространя-лись  не  только посредством собственно  философских  произведений,  но  и через художественную литературу (Вольтер, Монтескье,  Дидро,  Руссо были крупнейшими писателями своего времени).
       В социально-политическом отношении  французское  Просвещение пред-ставляло собой  идеологическую подготовку  Великой  французской  револю-ции, выступало как идейное оружие в  борьбе  с  "феодально-абсолютистским строем". Можно утверждать, что прежде чем  Великая  французская  револю-ция свершилась в действительности, она сначала  произошла  в  умах филосо-фов-просветителей, которые в течение всего XVIII в. ковали новое,  антифео-дальное сознание, новые ценностные установки  и мировоззренческие ориен-тиры, готовили массы к штурму твердынь феодализма. Движение  Просвеще-ния,  таким образом,  было  во  Франции  философской  революцией,  которая подготовила революцию политическую.
Мыслители эпохи Просвещения   были  уверены,  что решающую  роль   в исправлении социальных отношений  призвано  сыграть  знание,  и  особенно познание   "естественного  порядка".  "Естественный порядок",  считали  они, может   быть  достигнут  лишь  тогда,   когда  социальные  отношении  будут приведены в гармоническое соответствие с природой человека.                       "Естественный порядок" познаваем человеческим  разумом   и  соответствует подлинным,  неиспорченным  желаниям  человека.  Виной  тому,  что  этот порядок пока  еще  не  утвердился   в   жизнедеятельности   людей,  являются невежество, мракобесие,  религиозный  фанатизм и  тому  подобные  вещи.    Именно  они  -  главная   причина  человеческих  бедствий,  всякого  зла   и несчастья.   Преодолеть  зло  и  несчастье   можно  только  избавившись  от невежества, просветив разум. Исходя из этого, просветители формулируют свою главную практическую  задачу  -  просветить  разум  людей,  дать  им правильные знания. Только на этой основе, с их точки зрения, может  быть преобразована жизнь общества и человека.
    Философы этой  эпохи  считали,  что  обществу  свойственно  постепенное развитие на основе  неуклонного  совершенствования  человеческого  разума; разум и только разум является основой всякого прогресса, всякого  движения вперед.
     Убежденные   в  силе  и  независимости  разума,  философы  Просвещения считали,  что  он  способен  преодолеть  ложь   и  заблуждения  и  обеспечить прогрессивное развитие человечества.  Уверенность  в силе  разума  соединя-лась у них с уверенностью в неуклонности исторического прогресса. Разум и прогресс - вот два главных лозунга философии Просвещения. При этом  про-светители пытались совместить рационалистические убеждения в  могущест-ве и независимости разума с эмпирическим взглядом на происхождение  зна-ния. Они считали, что знание возникает опытным путем, но  мера  его  истин-ности определяется разумом.  Поэтому  философов-просветителей,  несмотря на явные элементы сенсуализма в их теориях познания, справедливо  называ-ли "рационалистами".
 
 
 
 
 
 
 
 
Атеистический материализм Ламетри и Гольбаха.
       Среди   французских   просветителей   выделялась   группа   убежденных материалистов-атеистов (Ламетри, Гольбах, Гельвеций и др.). Эти мыслители решительно порвали  с  деистической  формой  материализма  и   попытались разработать   последовательно  материалистическое   понимание   природы  и человека. При всех их индивидуальных различиях для  них  была  характерна метафизичность, переходящая  в  механицизм,  антиисторическая  концепция неизменной (или мало изменяющейся)  "человеческой  природы", стремление к перенесению законов природы на общественную жизнь и т.д. Они заверши-ли создание механико-материалистической картины мира.  В  результате мир оказался "расколдованным", подчиненным жестким механическим зависимо-стям и однозначным причинно-следственным связям.
   Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) родился в состоятельной купеческой семье в г.Сен-Мало. После окончания в Париже медицинского факультета он был направлен в голландский город Лейден для усвоения передовой медици-нской теории и практики под   руководством  всемирно   известного   ученого Г.Бургаве, в трудах которого  содержался  ряд  материалистических   положе-ний. По возвращении во Францию Ламетри в течение  восьми  лет  занимался врачебной практикой в Сен-Мало, после чего получил  в  Париже  должность врача королевской гвардии. Углубленное  осмысление  медицинских  наблю-дений, в частности наблюдение за протеканием горячки, которой  он  сам  за-болел, привело его к  убеждению,  что  духовная  деятельность  человека  все-цело определяется его телесной организацией. Эта  идея  легла  в  основу  его первого   философского  сочинения  "Естественная   история   души"   (1745), последующие издания которого выходили под заглавием "Трактат о душе".
   В "Естественной истории души" Ламетри открыто обосновал атеизм. Книгу сожгли, а Ламетри вынужден  был  эмигрировать  в  Голландию.  Здесь он анонимно издал свое главное философское  сочинение  "Человек-машина" (1747), которое тоже публично сожгли. В 1748 г. Ламетри  принял  приглаше-ние прусского короля Фридриха II переехать в Берлин.  В  Берлине   он  издал свои новые сочинения "Человек-растение" (1748) и "Система Эпикура"
(1751). В этом же году Ламетри скончался,  испытывая  на  себе новый  метод лечения.
       Ламетри был убеждение в том,  что  материальный мир  "существует  сам по себе", что у него не было начала и  не  будет конца,   поскольку   элементы материи обладают "несокрушимой прочностью".
        Человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума,   ибо,  согласно Ламетри,  потреб-ности тела являются "мерилом ума".   Человеческий  организм  философ  рас-сматривал как самостоятельно заводящуюся машину,  подобную   механизму. Тем самым Ламетри первым  во  Франции  дал  последовательное  изложение системы механического материализма.
        Духовный мир человека  и  его  поведение,  по  мнению Ламетри,  строго определяются  телесной  организацией,  с  которой  он  родился,  и  средой,  в которой он сформировался  (природа,  климат,  особенности  социальной сре-ды). Увлеченный этой идеей, Ламетри заявляет,  что  и  создание  "говорящей машины" - дело, по-видимому, вполне осуществимое, а также, что  человеко-образную обезьяну можно, вероятно, обучить речи и мышлению, превратив в человека.
    Все изменения, которые происходят в материи,  согласно  Ламетри,  имеют механический   характер   и   подчиняются  жестко   определенным   законам, поэтому и человек трактуется Ламетри  как  механизм,  очень  сложный   и   в высшей степени совершенный, но механизм. "Я  не  ошибусь,  -  пишет  он,  - утверждая, что человек представляет собой часовой механизм,  но  огромных размеров и  построенный  с  таким  искусством  и  изощренностью,  что  если остановить колеса, отмечающие секунды, то колеса,  обозначающие  минуты, будут идти и т.д.".
    Материализм Ламетри нашел во Франции XVIII в. множество сторонников и последователей. К концу столетия именно материализм  стал  идеологичес-кой основой Великой французской революции.
 
 
    Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в г.Эдесхейме в Пфальце, воспи-тывался и жил в Париже. Он был соратником Дидро  и  Гельвеция, принимал активное   участие   в  создании   "Энциклопедии",  крупную   роль  сыграл   в идейной подготовке Французской революции конца XVIII в.  Используя  дан-ные современного ему естествознания, Гольбах  создал   свой  главный   труд "Система природы, или О законах  мира   физического   и   духовного" (1770), явившийся, по словам современников, "Библией материализма".
   Гольбах был выдающимся систематизатором   мировоззрения  французских материалистов    XVIII в.    Основным   идеям     материализма   он  придал законченные формулировки: движение как перемещение в пространстве  есть способ   существования  материи,  которая  вечна  во  времени   и  бесконечна  в пространстве и  представляет   собой  организованное   целое,  пронизанное сетью   причинных   связей;  самая  малая  причина  ("шальной атом")   может привести к огромным последствиям; мысль о  творении мира   (креационизм) ложна, поскольку жизнь и сознание - продукты материи.
      Гольбах был противником агностицизма, утверждая способность  челове-ческого разума познать мир и его законы. Его теория  опиралась  на  материа-листически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания.                   
  Жизнь общества и человека Гольбах пытался объяснить с тех же позиций,  с которых им была осмыслена природа. Эту его установку  можно  охарактери-зовать, как стремление распространить на понимание общества  тот  материа-лизм,   который  был  выработан  при  осмыслении  природных  явлений.   Но реализовать последовательно и непротиворечиво это стремление  Гольбах  не смог. Например, он ставил вопрос о человеческой воле  как  о  "модификации мозга",     которая   "предрасполагает   его    к  действию  или  подготавливает приведение в движение соответствующих органов".  Строго  говоря,  Гольбах начал с чисто натуралистического понимания воли как определяемой исклю-чительно   природными  факторами  биологического   или  даже  физического характера.
      Гольбах делает акцент на том,  что   "размышление,  опыт,   разум"  могут задержать и остановить человеческую деятельность, без чего она  "неизбежно поддалась бы первым побуждениям, толкавшим   ее  к  желанной  цели".  При рассмотрении ситуаций, когда спонтанные желания влекут человека в  одном направлении, а разумная воля  подсказывает  совершенно  противоположный образ действия (например, томимый жаждой путник отказывается пить  воду, узнав, что она отравлена), Гольбах приходит к выводу, что мысли могут быть более сильными мотивами человеческих  поступков,  чем   самые настоятель-ные   физиологические  потребности.    Рассматривая  героические   поступки людей, Гольбах признавал, что сознательные волевые  решения   могут   даже подавить инстинкт самосохранения. На основании  этого   он  вынужден  был заключить, что не только  материально-природные  факторы,  но   "все может стать импульсом для воли". "Иногда достаточно  одного  слова,  чтобы  изме-нить весь ход жизни человека, навсегда определить его наклонности", -  утве-рждал мыслитель. Отсюда, кстати сказать, его  просветительское  убеждение, что "хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать  могу-щественной причиной, которая  с  необходимостью  повлияет   на  поведение целого народа". Последнее высказывание Гольбаха непосредственно  связано с его точкой зрения  на  развитие  человеческого  общества  как  на  результат деятельности правительств, выдающихся личностей и просвещения.  Он  был убежден, что "человеческий род стал несчастным" потому, что впал  в  заблу-ждение,   создав   богов,   которые   "стали  единственными   предметами   его надежд и опасений". Поэтому, осуждая феодальный строй   как   неразумный, Гольбах  ожидал  осуществления   "царства разума"   в  результате  появления просвещенного и гуманного монарха.
      В целом материализм  Гольбаха   -  не   только  наиболее   радикальное   и последовательное материалистическое учение того времени,  но  и   наиболее
сухое, схематичное и механистическое.
 
 
 
Материалистический сенсуализм философии            Гельвеция.
    Клод   Адриан   Гельвеций  (1715-1771)  -  наиболее   яркий   представитель этического направления   в  Просвещении.   Он   родился   в  Париже  в  семье придворного врача, учился в коллеже   иезуитского ордена.  Уже   в   старших классах  коллежа  он  под   влиянием   "Философских писем"   Вольтера   стал горячим приверженцем материалистического сенсуализма, вынашивая мысль о его применении для углубления понимания жизнедеятельности  человека  и общества. В 1738 г. королева Мария Лещинская, желая облагодетельствовать своего личного врача, предоставила его сыну,   молодому  Гельвецию,  долж-ность генерального откупщика с годовой рентой  300  тыс.  ливров.  Будущий философ неожиданно стал богатейшим человеком.
      В 1758 г. увидела свет книга Гельвеция "Об уме". Книга эта -  плод  более чем двадцатилетних раздумий  автора  -  вызвала  всеобщий  интерес  и  стала одной из важнейших вех в развитии  материалистической  мысли  XVIII  в. во Франции. Вместе с тем  это   философское   сочинение   навлекло   на   автора самые злобные   нападки    со    стороны    противников  материалистического мировоззрения и защитников старого режима. Книга Гельвеция  была  приго-ворена парижским парламентом к  сожжению.  Только  связи  родителей  при дворе и отречение Гельвеция от   своей  книги  спасли  его  от  ареста  и  суда.
Гельвеций был ошеломлен исключительной враждебностью, с  которой  была встречена его книга, чрезвычайно тяжело  пережил  бурю  преследований,  но втайне остался верен своим убеждениям. В 60-е годы он приступил  к  подго-товке новой книги, намереваясь подробнее изложить  и  лучше  обосновать  в ней положения своей  антропосоциальной   концепции.   К   середине   1769 г. работа над книгой, получившей название "О человеке",  была   завершена,  но от намерения     опубликовать  ее   Гельвеций  отказался,  опасаясь   жестоких репрессий. Впервые эта книга была издана в 1772 г, в Гааге благодаря  усили-ям русского посла в Голландии князя Д. А. Голицына.
   В целом влияние Гельвеция на современников было огромным. Его работы, запрещенные во Франции, выходили большими тиражами за границей и
переводились на многие европейские языки.
    Деятельность человеческого  сознания  (ума)  Гельвеций  характеризовал  с позиций материалистического сенсуализма. Как и многие другие сторонники сенсуализма, он отталкивался от учения Локка, к  которому  в  молодые  годы испытывал исключительный интерес.
    Гельвеций  приходит к выводу, что наш разум не   способен  самостоятель-но, вне чувственного опыта творить "чистую мысль". С его  точки  зрения,  из ощущения, из   чувственного   восприятия  можно  вывести  все,  даже  самые абстрактные понятия. Согласно ему, "причина образования  наших    мыслей" заключается в двух "пассивных силах", или способностях, человека:   "Одна - способность получать различные впечатления,  производимые  на  нас  внеш-ними  предметами;  она  называется  физической  чувственностью.    Другая - способность сохранять впечатления, производимые на нас внешними предме-тами. Она называется памятью, которая есть  не  что  иное,  как длящееся,  но ослабленное ощущение". "Чувственность производит   все  наши  представле-ния", а в действиях нашего ума "все ... сводится к ощущению",  -  вот  центра-льный пункт гносеологии Гельвеция. Он полагал, что   существо  этих  дейст-вий состоит "в нашей способности замечать сходства  и  различия",  и  в  этом смысле "все операции ума сводятся к суждению".
    Гельвеций - убежденный защитник  чувственного   познания,  которое   так высокомерно было отвергнуто в  абстрактно-рационалистич
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.