На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инфляция и основные направления антиинфляционной политики в Росии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…..…………………………..3
ГЛАВА 1.Сущность, формы и виды инфляции…………………………………5
1.1 Понятие и  сущность инфляции…………………………...………………….5
1.2 Виды инфляции……………………………………………………………….8
1.3 Социально-экономические  последствия инфляции……….………………11
ГЛАВА 2. Особенности инфляции в России…………………………………..16
2.1 Причины инфляционных  процессов в России………….…….……………16
2.2 Инфляционные  процессы в условиях перехода  к рыночным отношениям………………………………………………………………………24
2.3 Инфляция  за 2008-2010 года и прогнозы на 2011-2013 год…………..…..36
ГЛАВА 3. Основные направления антиинфляционной политики в России………………………………………………………………...………..…39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………………..47
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…….49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..………..50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Тема  работы представляет собой интерес  тем, что инфляция и спад производства являются одной из актуальных проблем  в стране. Об инфляции много говорят  и много пишут, однако далеко не всегда приходят к единому мнению.
     Инфляция  (от лат. Inflatio – вздутие) – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
     Переход нашей экономики на рыночные отношения  резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
     Как показывает опыт нашей страны, а  также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым  ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
     Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
     Целью данной работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни, как инфляция.
     При выполнении курсовой работы были поставлены следующие задачи:
     1. Раскрыть понятие и сущность  инфляции;
     2. Проследить особенности инфляции  в России;
     3. Определить основные направления антиинфляционной политики в России.
     4. Какова инфляция на сегодняшний  день и прогнозы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Сущность, формы и виды инфляции
      Понятие и сущность инфляции
 
        Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
      Термин инфляция (от латинского inflatio — вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе — с середины 20-х гг.
    Наиболее  общее, традиционное определение инфляции — переполнение каналов обращения  денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение  денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
    Однако  определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения  обесценивающимися бумажными   деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена  лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
    Инфляция - это длительное и быстрое обесценение денег вследствие чрезмерного роста их массы в обороте. При этом стремительный рост денежной массы может быть как абсолютным, так и относительным.
    Несмотря  на очевидность связи инфляции с  обесцениванием денег, сущность этого явления не нашла однозначного в экономической литературе.
    Чаще  всего его трактуют как обесценивание  денег из-за роста цен или просто как процесс роста цен. 
    Инфляция - явление довольно сложное по форме  ее проявления и по совокупности факторов, которые ее вызывают. Внешне она проявляется в росте цен на товары и тарифов на услуги, в падении валютного курса национальных денег, в развитии товарного дефицита. Все эти явления являются проявлением обесценивания денег, независимо от причинно-следственных связей между деньгами и товарами на рынке.
     Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:
    как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценивающейся в меньшей степени;
    как любое обесценение денег;
    как повышение общего уровня цен;
    как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.
     Хотя  внешним признаком инфляции чаще всего является повышение цен, она представляет собой сложный социально-экономический процесс, свидетельствующий о разбалансированности хозяйства страны.
     Глубинные причины инфляции находятся как  в сфере обращения, так и в  сфере производства и очень часто  обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
     К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение  кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничению его движения и др.
     К неденежным факторам инфляции относятся  факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве; затратным механизмом хозяйствования; государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.
     Все это свидетельствует о том, что  инфляция представляет собой многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, особенностями политики государства, эмиссионных и коммерческих банков.
     При инфляции капитал перемещается из сферы  производства в сферу обращения, в которой скорость оборота значительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а при его действии нарастает дефицит сбережений, сокращаются кредиты, инвестиции в производство и предложение товаров.
     Таким образом, факторы инфляции действуют  как при производстве и реализации товаров, так и при изменении  массы и скорости обращения денег.
     Типичным  проявлением инфляции выступает  общее повышение товарных цен  и понижение курса национальной валюты. Вместе с тем при планово-распределительной системе в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше – в повышении цен. Искусственное, административное сдерживание цен тормозит развитие производства, совершенствование его технического уровня и порождает его товарный дефицит.
     Цены, регулируемые государством, длительное время могу оставаться неизменными, но купить многие товары по фиксированным  ценам практически невозможно –  их нет в свободной продаже. В таких случаях, как правило, возникает официальное и неофициальное нормирование, усиливаются распределительные отношения, в хозяйстве появляются различные рынки, на которых товары реализуются по повышенным ценам.
     Такая инфляция называется подавленной (скрытой) в отличие от открытой, официально регистрируемой статистическими службами. Скрытая инфляция проявляется и в том, что за прежние суммы приобретается продукция низкого качества и в меньшем количестве, цены на новые изделия растут быстрее, чем качество, из торговли «вымывается» более дешевый ассортимент.
     Подавленная инфляция может происходить и  при рыночных отношениях. Правительство  пытается подавить инфляцию не путем  развития производства, а «зажимая»  денежную массу и фиксируя курс доллара. В этом случае инфляция проявляется в хронических неплатежах, натурализации хозяйственных отношений, падении объема производства.
     Для достижения заданного уровня инфляции государство задерживает платежи  по государственным заказам, оплате труда, выдачу пенсий и компенсаций, финансирование бюджетных отраслей.
     Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повышение цен связано  с инфляцией. Повышение товарных цен может происходить и в  условиях обращения золотой валюты, в период оживления и подъема  экономики, когда наряду с ростом цен растут доходы. Общий рост цен, связанный с появлением более современных или новых товаров, вызванный изменением их стоимости и потребительной стоимости, может не иметь социально-экономических последствий. 

    1.2 Виды инфляции 

      В литературе встречаются десятки различных формулировок видов инфляции. При этом авторы не всегда придерживаются определенных критериев для определения того или иного вида. Поэтому наряду могут употребляться такие понятия инфляции, как инфляция цен, импортированные инфляция, инфляция спроса, инфляция налоговая, инфляция издержек и т.д. При такой классификации инфляция теряет любую определенность и содержательность, существенно усложняется познанию ее сущности.
      Наиболее  корректной является классификация  видов инфляции по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции.
По формам проявления инфляции можно выделить:
- Ценовую  инфляцию, которая проявляется в  форме роста цен; 
- Инфляцию  сбережений, когда обесценивание  денег проявляется в росте вынужденных сбережений при зафиксированных государством ценах и доходах;
- Девальвацию, при которой обесценивание денег проявляется в падении их курса к иностранным валютам.
      Основным  видом инфляции в развитой рыночной экономике является ценовая инфляция, поскольку в условиях рынке вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.
          По темпам обесценивания денег обычно выделяют три вида инфляции:
- Ползучие, характеризующийся ускоренным ростом массы денег в обороте без заметного повышения или с незначительным ростом цен - до 5% в год;
- Умеренную,  открытую, которая проявляется в  ускорении обесценивания денег  в форме роста цен, который  колеблется в пределах 5-20% в год. Такая инфляция становится ощутимой для экономических субъектов, и они начинают принимать адаптационные меры. Больше всего это удается предприятиям монополизированных секторов экономики, особенно «естественным монополистам». Занятые здесь предприниматели начинают учащенно повышать цены на свои товары в ответ на рост спроса. Их покупатели начинают нести дополнительные расходы, и поэтому повышают цены на свои товары. Постепенно инфляция распространяется на все секторы экономики, нарушая равновесие всего рынка;
- Галопирующей  инфляции, когда рост цен 20-50%, а иногда 100% в год. Для этого  вида инфляции характерно скачкообразно,  крайне неравномерное роста цен,  которое трудно предсказать и  которое не поддается регулированию.  От такой инфляции трудно защититься, и влияние ее на экономику резко отрицательный;
- Гиперинфляция,  характеризуется чрезвычайно высокими  темпами роста цен - более 100% в год. На этой стадии деньги  начинают терять свои функции,  купюры низких номиналов и  разменная монета исчезают из  обращения, падает роль денег в экономике, распространяется бартер. Нарушается кредитный механизм, усиливаются стихийные процессы в экономике и т.д.
      По  факторам, вызывающим инфляционный процесс, можно выделить много видов инфляции. Однако на практике все эти факторы зачастую действуют одновременно, накладываясь друг на друга. Поэтому четко выделить такие виды инфляции практически невозможно, и в литературе по этому критерию принято выделять только два вида инфляции:
- Инфляцию  издержек;
- Инфляцию  спроса.
     В мировой практике под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Предложение при прежних ценах падает, что и вызывает рост цен. При этом объем производства, и занятость уменьшаются - признак недостаточного спроса.  Для инфляции издержек характерен рост всех компонентов производственных затрат (материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.) и затем распространяется - в свою очередь, через повышение издержек - на конечный продукт.
     Инфляция  спроса порождается выпуском в обращение  дополнительной массы платежных  средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.
      Эти два вида инфляции, по сути, выделенные в зависимости от того, с какой  стороны осуществляется давление на цены со стороны предложения и  со стороны спроса. Такое давление на цены с каждой стороны может многими факторами, а значит инфляция издержек и инфляция спроса является многосложных ее видами. Однако для понимания сути инфляции и разработки эффективной антиинфляционной политики такой обобщенной классификации видов инфляции достаточно. 

    1.3 Социально-экономические последствия инфляции 

          Инфляция приводит к ощутимым последствиям во многих сферах общественной жизни, прежде всего в социальной и экономической. Как раз через эти последствия инфляция постоянно находится в центре общественного внимания, вызывает беспокойство у предпринимателей, политиков, всей общественности.
          В социальной сфере инфляция создает предпосылки для перераспределения доходов между наемными работниками и предпринимателями в пользу последних. Рост товарных цен как проявление инфляции непосредственно способствует увеличению прибыли предпринимателей и уменьшает реальные доходы рабочих, служащих и других слоев населения, которые вынуждены покупать товары за растущими ценами.
          Однако в реальной действительности эта закономерность не всегда реализуется так однозначно. Ведь предприниматели не только продают, но и покупают товары за растущими ценами, а работники не только покупают товары, но и продают свой товар - рабочую силу, цена на которую в период инфляции тоже растет. Поэтому получить выигрыш или потери от инфляции могут представители любой социальной группы.
          Если цены на товары, которые продает предприниматель, растут медленнее, чем цены на товары, которые он покупает, то он понесет убытки. Вместе с тем если заработная плата работника увеличивается соответственно или скорее рост цен на товары народного потребления, то его материальное положение не изменится или даже улучшится. Все зависит от способности того или иного экономического субъекта или их группы защитить свои доходы, добиться их адекватного роста, который определяется монопольным положением на рынке товаров или труда, политической организованность и силой профсоюзов и т.п.
          Однако есть социальные группы населения, которые не имеют возможности защитить себя от потерь вследствие инфляции. Это, прежде всего, пенсионеры, лица, живущие за счет выплат по социальному страхованию, все работники с фиксированным доходом, в частности служащие государственных учреждений, ученые, студенты и др.
Особенно  негативно влияет инфляция на материальное положение людей преклонного  возраста, которые нередко живут  за счет своих сбережений. Вследствие инфляции эти сбережения заметно  обесцениваются или даже исчезают вовсе.
          Кроме прямых потерь, которые испытывает через инфляцию значительное количество экономических субъектов, ее негативными социальными последствиями является также общая неуверенность предпринимателей и всех работников в перспективе своего экономического положения, обострение социальных противоречий, усиление группового эгоизма. Все это влечет за собой социальную и политическую нестабильность в обществе, что нередко заканчивается бурными потрясениями, в результате которых устанавливается в той или иной форме диктатура.
          Еще шире диапазон негативных последствий инфляции в экономической сфере. Особенно заметно она влияет на развитие производства, торговлю, кредитную и денежную системы, государственные финансы, валютную систему и на платежный баланс страны.
         Сначала, в частности на стадии ползучей инфляции, последняя обеспечивает временное стимулирование развития производства благодаря тому, что государство путем дефицитного финансирования расширяет свои заказы предприятиям, помогает им в обновлении основного капитала, в создании социально-экономической инфраструктуры и т.д. Одновременно возникает особая экономическая ситуация, в которой, с одной стороны, растет спрос на инфляционное финансирование, а с другой - притупляется ощущение опасности чрезмерного насыщения оборота денежными средствами, вследствие чего инфляция поднимается на высшую ступень и превращается в тормоз экономического развития, если ее своевременно не остановить.
         Инфляция вызывает усиление хаотичности и диспропорциональности развития общественного производства. Ссудные капиталы направляются преимущественно в отрасли с быстрым ростом цен и отвлекаются из других отраслей, где может наступить застой и упадок производства. Частые колебания и скачки цен усиливают экономический риск инвестиций, что вызывает сокращение новых капиталовложений и затухание научно-технического прогресса.
         Сокращая платежеспособный спрос населения, инфляция приводит к сужению рынка сбыта товаров народного потребления, что может вызвать затухание темпов их роста или даже сокращения объемов производства. Нередко возникает затоваривания на этих рынках при абсолютном сокращении личного потребления.
          Спад производства может определяться также оттоком капиталов из производственной сферы в торговлю, где инфляционный рост цен усиливается спекуляцией, которая обусловливает ускорение оборота капитала и рост прибылей. В сферу спекулятивной торговли отвлекается также значительная часть рабочей силы, что также сдерживает развитие производства. Погоня за спекулятивной наживой приводит к разрыву устоявшихся хозяйственных связей между экономическими субъектами, к значительным нерациональным перевозкам товаров, в результате чего дезорганизуется производство, растут издержки обращения.
          Инфляция отрицательно влияет на структуру потребительского спроса, что дезорганизует хозяйственные связи и производство, а также вызывает перераспределение богатства в обществе. Те экономические субъекты, которые сумели цены на свои товары повысить побольше, в том числе и спекулятивным путем, полученные сверхприбыли содержат преимущественно в реальные ценности - земельные участки, золото, картины, ювелирные украшения, здания и т.п. Одновременно уменьшают свои традиционные расходы, прежде всего производственного назначения, которые связаны с повышенным риском при обесценивания денег.
          В условиях инфляции экономическим субъектам невыгодно держать свои активы в денежной форме. Это негативно влияет на кредитные отношения и денежное обращение. Собственники денежных средств не будут вкладывать их в банки, если депозитный процент не компенсирует инфляционных потерь. Если же банки увеличат депозитный процент, то это неизбежно приведет к удорожанию банковских займов, следствием чего будет сокращение спроса на них и дальнейшее повышение цен предпринимателями с целью компенсаций своих дополнительных расходов на оплату процентов. Сворачивается также коммерческий кредит, поскольку кредиторам невыгодно и рискованно продавать свою продукцию с отсрочкой платежа.
          Инфляция, особенно на галопирующей и гипервысокой стадиях, сама предопределяет новые инфляционные факторы и усиливает разрушительное воздействие на денежный оборот. Стремление экономических субъектов быстрее избавиться от «горячих» денег ускоряет их обращение, что уменьшает необходимую для его обслуживания денежную массу. У владельцев товаров постепенно снижается желание реализовывать их за обесцененные деньги, и они переходят на бартерные операции или продают их за иностранную валюту. Натурализации обмена ускоряющий инфляционное обесценивание денег, поскольку сужается материальная основа их оборота, а также вызывает разрыв традиционных хозяйственных связей, товарооборот и вызывает дополнительные издержки обращения.
По мере углубления инфляции, особенно на гипервысокой стадии, возникает «голод» на денежные знаки, так как мелкие купюры вовсе теряют свою стоимость и перестают функционировать. Поэтому быстро возрастает потребность в крупных купюрах, за которым не успевает их выпуск эмиссионным центром. Создается парадоксальная ситуация, когда при наличии в обращении большой массы лишних денег все экономические субъекты испытывают нехватку платежных средств (денежный «голод»). Постепенно этот «голод» распространяется и на оборот денежного капитала, вследствие чего у всё большей части предприятий усиливается нехватка основного и оборотного капитала. Развивается глубокий кризис неплатежей.
           Негативно влияет инфляция и на финансовую систему, особенно на второй стадии, когда эмиссия денег не успевает за их обесцениванием. Реальная стоимость всей суммы государственных доходов постоянно уменьшается. Поэтому государство вынуждено все время использовать печатный станок, чтобы компенсировать финансовые потери от инфляции. Поскольку сделать это невозможно, то ей приходится так или иначе уменьшать свои издержки, прежде всего на социальные нужды, что еще больше обостряет социально-политическую нестабильность в стране. На определенной стадии инфляции дальнейший рост эмиссии становится финансово невыгодным и социально опасным.
          Особого внимания заслуживает вопрос влияния инфляции на внешнеэкономические связи. Наиболее обобщенным следствием ее является падение курса национальной валюты относительно валют стран, где инфляция отсутствует или развивается ниже темпами.
         Падение курса происходит неравномерно и неадекватно снижению покупательной силы денег на внутреннем рынке. При попытках государства вмешиваться во внешнеэкономические и валютные отношения возникают расхождения между официальным и рыночным курсом валюты, формируется несколько рыночных курсов и т.д. Все эти явления дезорганизуют внешнеэкономические связи, вносят в них значительный спекулятивный элемент, сдерживающие приток иностранного капитала, ухудшают платежный баланс страны, ее валютное положение, подрывают ее позиции на мировом рынке. 

ГЛАВА 2. Особенности инфляции в России
2.1. Причины  инфляционных процессов в России 

     В каждой стране инфляционный процесс  имеет свою специфику, связанную  с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.
     Современную инфляцию в России нельзя рассматривать  без учета специфики планово-распределительной  системы хозяйствования, без учета  политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В  связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию.
     Важным  фактором инфляционных процессов в  стране выступала планово-распределительная  система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:
    в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
    в производстве средств производства и товаров народного потребления;
    в доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
    в кредитных и финансовых ресурсах.
     Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в  сложившейся структуре народного  хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при недостаточном  уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.
     Условия для искажения хозяйственных  пропорций создавала повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывали ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом объема незавершенного строительства, достигавшего 2/3 суммы инвестиций.
     Провозглашенная самостоятельность предприятий, введение полного хозрасчета не сочетались с  административной системой управления производством - диктатом министерств  и ведомств. Приоритет ведомственных  интересов по сравнению с общественными, жесткий план и фондирование основной массы материальных ресурсов, невозможность распоряжаться изготовленной продукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий, нейтрализовали действие стимулов эффективного хозяйствования.
     Основой хозяйствования был план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальными и трудовыми ресурсами, а в строительстве - и строительными механизмами. Это заставляло направлять усилия коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались.
     Стремление  выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному использованию  трудовых, материальных и финансовых ресурсов, нарушению материальных и  стоимостных пропорций. Не сыграли должной роли повышение значимости таких показателей, как прибыль и реализация, усиление заинтересованности в них как фондообразующих показателях, поэтому не произошло снижение себестоимости выпускаемой продукции. Во многих случаях рост затрат компенсировался ростом оптовых цен.
     Открывалось большое число многопрофильных, неспециализированных производств, продукция  которых не отличалась большим качеством, но требовала огромных затрат. Не учитывались  экономическая целесообразность создания собственных строительных организаций, производства инструментов, оснастки, создания агроцехов, цехов ширпотреба и т.д.
     В строительстве капитальные вложения распылялись по многочисленным стройкам и объектам, не достигалась сопряженность  в обеспечении строек трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и в результате повсеместно не соблюдались сроки строительства, а его сметная стоимость возрастала в несколько раз. Огромные капитальные вложения в «проекты века» затрудняли сбалансирование государственного бюджета (который стал дефицитным), нарушали пропорции денежного оборота. Нарастала дефицитность экономики.
     В стране в эти годы существовал  острейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна была первой в мире по производству металла, топлива, электроэнергии, хлопка и др.
     Материально-финансовая несбалансированность привела к  тому, что был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и  оборудование не устанавливались в цехах по 10-15 лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продолжались, хотя не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. Вследствие этого металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство - от перерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ, животноводство - от кормовой базы и т.д.
     Все это приводило к огромным материальным и денежным потерям, разбалансированности экономики, росту дефицита одних товаров и перепроизводства других, нарушению соотношения денежной массы и товарной массы. Именно таким образом создавался затратный механизм хозяйствования, что усугублялось применением системы плановых заданий, которые выполнялись во многих случаях независимо от значительных затрат.
     В стране формировался избыточный платежеспособный спрос как у населения, так  и у государственных предприятий. Предприятия, создав за счет прибыли  различные фонды экономического стимулирования, зачастую не могли их использовать из-за отсутствия материалов, оборудования, новых технологических линий и т.д.
     Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения  и предприятий, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение, с другой - создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что в свою очередь способствовало расширению масштабов действия затратного механизма хозяйствования.
     Большую роль в развитии инфляции играло расширение масштабов кредитования сверх реальных потребностей экономики, что привело к росту эмиссии кредитных средств и наращиванию платежеспособного спроса. В СССР в 80-е годы кредит стал основным источником формирования оборотных средств, что вызвало резкое сокращение доли собственных ресурсов. Он перестал регулировать денежный оборот, результатом чего явилось его перенасыщение денежными и платежными средствами.
     Кредит  привел к деформации пропорций между  доходами и расходами государства, постепенному наращиванию бюджетного дефицита, который полностью покрывался ресурсами банков. По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты Госбанка СССР Министерству финансов все увеличивались; в 1990 и 1991 годах они превысили кредиту народному хозяйству.
     Негативное  воздействие на денежный оборот оказало неоправданное развитие сферы платежных кредитов, задачей которого было покрытие разрыва в платежном обороте хозяйств и сокращение неплатежей в народном хозяйстве. Упрощенный порядок предоставления и оформления этого кредита, неограниченность лимитами позволили неоправданно насыщать денежный оборот платежными средствами за счет перекредитования хозяйственных органов (одни и те же ценности кредитовались по два-три раза) и «втягивать» эти ссуды в покрытие финансовых прорывов.
     В условиях несбалансированного плана  и недостатков материально-технического снабжения хозяйственные организации  стремились накапливать материальные ценности, не считаясь с имеющимися денежными ресурсами, что усугубляло материально-стоимостные диспропорции, приводящие к обострению товарного дефицита, нарастанию денежных накоплений, не подкрепленных товарными ресурсами. В результате в 1971-1985 годах не был обеспечен товарами каждый второй рубль, выпущенный в обращение. За 1971-1985 годы количество наличных денег в обращении возросло в 3,1 раза, вклады в сберкассы - в 5,2 раза, а производство товаров народного потребления - только в 2 раза.
     Процесс разбалансированности народного хозяйства  усугублялся широким вовлечением  кредита в покрытие «финансовых  прорывов» на всех уровнях народного хозяйства, что приводило к увеличению денежной массы в обращении.
     Важным  фактором инфляционных тенденций в  стране выступала государственная  система ценообразования. Поддержание  многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от происходивших изменений в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному соотношению стоимости отдельных товаров и услуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государственное регулирование цен не способствовало устранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.
     Инфляционные процессы в 70 - 80-х годах ХХ века набирали силу как в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными.
     Регулярно пересматривая оптовые, закупочные цены, государство оставляло неизменными низкие розничные цены. Это требовало дотаций государственного бюджета и порождало ситуацию, когда рост выпуска сельскохозяйственной продукции, добычи сырьевых ресурсов увеличивал убытки государства. При этом надбавки к закупочным ценам распределялись по регионам страны не с учетом эффективности производства той или иной сельскохозяйственной продукции, а с учетом затрат. Чем выше себестоимость выпускаемой продукции, тем в большем размере компенсировались затраты государства. Такая практика порождала иждивенческие настроения и незаинтересованность в эффективном хозяйствовании.
     Недостаточно  обоснованная дифференциация цен приводила  к возникновению дефицита одних  товаров, оседанию других в торговле и промышленности и как следствие - к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей товаров не было стимулов повышать качество продукции и снижать себестоимость. В эти годы осуществлялась огромная ежегодная уценка и списание товаров в торговле (составляющие 1,5-2 млрд. руб.)
     К разбалансированию хозяйства вела также либерализация хозяйственных  отношений во всех отраслях экономики, включая банковскую и финансовую сферы, внешнеэкономическую деятельность, валютные отношения, без создания надлежащих правовых основ и без учета большой внутренней и внешней задолженности государства.
     Усиление  самостоятельности предприятий, переход  к договорным ценам и изменение  порядка расходования прибыли, которая  в значительной доле оставалась в распоряжении хозяйств, затем принятие закона о кооперации (быстро освоившей технику обналичивания безналичных средств) вызвали увеличение в 1990 году наличной денежной массы, значительно превышающей товарное предложение.
     В дальнейшем, когда предприятиям была предоставлена свобода в выборе ассортимента выпускаемой продукции, порядка ее сбыта, а позже - в выходе на внешний рынок, товарный дефицит стал тотальным.
     Особое  место среди негативных факторов, вызывающих инфляцию, занимает дефицит  государственного бюджета.
     Радикальная экономическая реформа, начатая  в 1985 году, предусматривала ускоренное развитие производства на базе масштабного  увеличения капитальных вложений в  машиностроение, за счет которого предполагалось обновить основные фонды и повысить эффективность хозяйствования. Для этих целей активно использовался бюджет, дефицит которого из года в год нарастал: с 47,8 млрд. руб. в 1986 году до 150,0 млрд.руб. в 1991 году.
     Дефицитность  экономики в определенной степени  балансировалась огромными импортными поставками, которые стали возможны за счет интенсивного экспорта нефти, резкого увеличения цен на нее на мировом рынке. Вместе с тем отсталая структура экспорта сделала внешнюю торговлю уязвимой для колебаний цен на нефть. Их падение повлекло за собой огромные потери для государственного бюджета.
     Уменьшение  доходов государства было связано  не только со снижением поступлений  от экспорта энергоносителей, сокращением  импорта товаров народного потребления, проведением антиалкогольной политики, но и резким увеличением непредвиденных расходов по ведению афганской войны, затрат, связанных с ликвидацией последствий аварий в Чернобыле, Спитаке и др. Одновременно государство расширяло круг социальных льгот: повышение заработной платы, максимальных размеров пенсий и т.д.
     Нарастание  дефицита бюджета требовало применения рестрикционной финансовой политики, которая не была осуществлена. Однако с 1 января 1991 года более чем на 50% повысились оптовые цены промышленности при сохранении фиксированных розничных  цен, что означало увеличение дотаций из государственного бюджета, повышение его дефицитности и увеличение денежной массы в обращении.
     Рост  в апреле розничных цен в среднем  на 55% снизил на 1/3 «денежный навес», существовавший в экономике страны.
     Отрицательную роль в стабилизационных мероприятиях союзного правительства сыграл Банк России, проводивший политику денежно-кредитной экспансии, увеличивший почти в 2 раза выдачу наличных денег, бюджетных кредитов правительству России. В результате в 2 раза выросла денежная масса и количество наличных денег. С этого момента государство фактически потеряло контроль над денежным оборотом и эмиссией денег. 

     2.2. Инфляционные процессы в условиях  перехода к рыночным отношениям 

     С конца 1991 г. страна взяла курс на изменение  базовых основ российской экономики - перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения при разгосударствлении в максимально короткие сроки по упрощенной схеме собственности, приватизации предприятий, финансовой и банковских систем и либерализации всех сфер хозяйствования. Эти отношения устанавливались при неразработанности правовой базы и невозможности установить правовую ответственность всех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков.
     В рамках рыночных преобразований с начала 1992 года должна была осуществляться либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массой, накопившейся к этому времени.
     Существовало  мнение, что в новых условиях хозяйствования сразу же заработают рыночные механизмы самонастройки, свободного переливания капитала, обеспечивающие структурную перестройку экономики.
     Отказ от государственного ценового регулирования  в январе 1992 года, как считали некоторые экономисты, был единственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации «подавленной» инфляции, преодоления товарного дефицита, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного равновесия.
     В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический  кризис, приведший к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению в конкурентоспособных собственников. Схемы демонополизации и разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны, их применение начиналось без надежной правовой базы при деформированной структуре производства и крайне низкой его эффективности.
     Нарастанию  хозяйственного и финансовых кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.
     Дезинтеграция экономики стимулировала нарастание инфляции в результате резкого спада  производства и введения национальных валют. Глобальный развал товарных рынков, обособление денежных систем бывших союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российский республиканский рынок - свыше 1 трлн.руб., что подняло цены в Российской Федерации примерно на 10%. Под государственным контролем оставались цены на топливно-энергетические ресурсы, ряд важнейших видов продовольственных товаров, жилье, транспортные услуги.
     Либерализация цен ликвидировала избыток денежной массы в обращении, но создала  огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотный капитал в промышленности, что привело к депрессии в ведущих отраслях производства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджет России.
     Экономическое напряжение усугублялось расстройством  финансовой системы, «войной бюджетов»  между центром и другими регионами, огромными потерями государства  из-за спада производства, затрат, связанных  с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран дальнего и ближнего зарубежья, военных действий на окраинах бывшего СССР.
     Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных  цен в отсутствие конкуренции  и государственного регулирования  повышал затраты государства  на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования. Увеличивался дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка России, создавая в денежном обороте ничем не обеспеченную массу платежных средств.
     Огромной  проблемой для России стали внешние  займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внешнего долга.
     Таким образом, спровоцированная «отпуском» цен инфляция издержек дополнялась  инфляцией спроса.
     Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.
     Отказ от торговых и валютных барьеров привел к огромным потокам дешевых импортных  товаров, которые вытеснили с  внутреннего рынка аналогичную отечественную продукцию и привели к сокращению ее производства.
     Мощные  спекуляции на валютном рынке вызвали  быстрое падение курса рубля  и удорожание всех импортируемых  товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции.
     Одновременно  резко сократились возможности  импорта инвестиционных товаров, сводя  на нет долгосрочные перспективы  экономического роста и решение  проблем инвестиций в народном хозяйстве. Мощным негативным фактором в этом плане стало «бегство» капиталов за рубеж, лишивших только в 1992 году российскую экономику инвестиций в размере 12-13 млрд. дол., что эквивалентно 15-16% ВВП. В последующие годы этот процесс нарастал.
     Особенность российской инфляции явилось то, что  она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж валюты осуществляется на межбанковском рынке.
     Разрешение  использовать на территории России в качестве платежного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизации экономики и дополнительному росту денежной массы в обращении в объеме обращающейся иностранной валюты.
     Наиболее  сильно после либерализации цен  финансовый кризис поразил промышленные предприятия; хронические неплатежи, спад производства, снижение налогооблагаемой базы, нарастание бюджетного дефицита.
     Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила государственные  предприятия возможности нормально работать, обесценив их оборотные средства.
     Следует отметить, что государственные предприятия  в стране никогда не наделялись в  достаточной степени оборотными средствами, необходимыми для финансово-хозяйственной  деятельности. Минимальный размер оборотных средств компенсировался возможностью получения доступных расчетно-платежных кредитов (по ставке 2% годовых) для покрытия разрыва в платежном обороте. У всех государственных предприятий предусматривалось формирование части оборотных средств - товаров отгруженных - за счет ссуд под расчетные документы в пути.
     Потери  оборотных средств государство  предприятиям не компенсировало, оптовые  цены возрастали значительно быстрее  возможности увеличения оборотных  средств. Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной на снижение темпов инфляции.
     Некоторым предприятиям за счет централизованных источников был предоставлен кредит на пополнение оборотных средств, но при условии использования этого кредита в первую очередь для внесения платежей в бюджет. В итоге банк кредитовал бюджет за счет роста задолженности предприятий банковской системе
     Обесценение активов предприятий не компенсировалось переоценкой основных фондов, которая была осуществлена только в октябре 1992 года. За это время сумма недоначисленной амортизации, поступившей в виде налога на прибыль в доходы бюджета, составила около 1 трлн.руб. В 1993 году стоимость фондов не изменилась, что явилось главным фактором выбытия основных фондов без компенсации для создания новых. Амортизация утратила свойство одного из важнейших и надежных источников инвестиций и не в состоянии была обеспечить даже простое воспроизводство основных фондов.
     Проблема  обеспечения промышленных предприятий платежными средствами резко обострилась из-за кризиса сбыта, поскольку внутренний рынок был утерян отечественными товаропроизводителями.
     В первой половине 1992 года в результате проведения жесткой денежно-кредитной  политики удалось резко сжать денежную массу, поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась бесконтрольная выдача кредитов бывшим республикам СССР.
     Либерализация хозяйственных связей создавала  огромные возможности для вывоза материальных и валютных ресурсов в  ближнее и дальнее зарубежье, создавая дефицит на товарных и финансовых рынках России.
     В то же время нарастала задолженность  бывших союзных республик Центральному банку Российской Федерации по «техническим»  кредитам, связанных с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции.
     Сжатие  денежной массы внутри Росси вызвало  колоссальный платежный кризис.
     Масштабы  этого кризиса существенно сократились  после проведения в середине 1992 года зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн.руб. Вследствие этого наблюдался временный подъем промышленного производства при одновременном росте денежной массы и темпов инфляции в 2 раза.
     В 1993 году, используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно  низкого уровня - 14 % к ВВП против 73,2 % в 1990 году. Это произошло при  высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60 % за счет эмиссии Центрального банка Российской Федерации.
     При таком уровне монетизации (отношение  денежной массы М2 к объему ВВП в текущих ценах) рост экономики становится практически невозможным.
     Реакцией  на жесткую денежно-кредитную политику явился новый виток нарастания взаимных неплатежей. Темпы роста неплатежей коррелируют с динамикой инфляции и денежной массы. Чем ниже темпы роста инфляции и денежной массы, тем выше темпы роста неплатежей. В 1993 году увеличение взаимных неплатежей происходило уже на фоне активного сокращения объемов производства, натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежных суррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения.
     Стремление  проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи - спад (остановка) производства - сокращение доходной базы бюджета - потребность в кредите для его финансирования.
     Сокращая  дефицит бюджета, государство увеличивало  свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами  по технологическим цепочкам и общим платежным кризисом к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.
     В 1994 и 1995 годах характер денежной политики государства изменился. Оно любой  ценой добивалось снижения темпов роста денежной массы и на этой основе снижения темпов инфляции.
     Для «связывания» избыточной денежной массы  и ослабления давления с ее стороны  на валютный рынок были задействованы  возможности рынка государственных  ценных бумаг путем установления чрезвычайно привлекательного для инвесторов уровня доходности. Это обеспечило значительный приток средств на этот рынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынке стабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение рубля.
     С 1995 года существенным моментом денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике.
     Правительство отказалось от использования кредитов Банка Росси для покрытия дефицита федерального бюджета как основного фактора инфляции. Было предусмотрено 53% дефицита покрывать доходами от операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке, 47% - за счет внешних заимствований.
     Вместе  с тем используемые государством формы «неэмиссионного» механизма финансирования нараставшего дефицита государственного бюджета создали огромные проблемы для бюджета по обслуживанию и погашению государственного долга и продолжали разрушать отечественное производство, лишая его финансовой базы развития.
     При низком уровне рентабельности промышленности (6%) и убыточности сельского хозяйства (18%) временно свободные денежные средства в экономике направлялись в государственные  ценные бумаги, доходность по которым  достигла 80% годовых, а в некоторые периоды - 200, 300%. Одновременно Банк России фактически прекратил прямое предоставление централизованных кредитов коммерческим банкам, он перешел к проведению кредитных аукционов, где на конкурсной основе продавались кредитные ресурсы.
     Развивая  инструментарий денежно-кредитного регулирования, Банк России отказался от дифференцированного применения основных рычагов денежно-кредитной политики по регионам (ставки рефинансирования; лимиты кредитования; определение приоритетных сфер деятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервных требований).
     Несмотря  на принятую жесткую программу, темпы  инфляции в первом полугодии 1995 года сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 годом. На них оказывало  влияние неоднократное увеличение цен на основные виды энергоресурсов; их рост превышал рост инфляции. Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозок грузов на транспорте и рост потребительских цен.
     Посредством ряда жестких административных мер, в частности установления валютного коридора, а также массированных валютных интервенций, Банк Росси стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционный эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18% в январе 1995 года до 7,9% к середине года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.