На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Формирование нравственности учащихся

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Волгоградская государственная  академия физической культуры. 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Формирование  нравственности учащихся 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2008 

 

1 Формирование нравственности  учащихся – важнейшая задача
школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определённым образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определённым нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть  существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несёт юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, различных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. sanctio – строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
Иное  дело нравственность или мораль. Нормы  и правила, которые относятся  к её сфере, такого обязательного  характера не имеют, и практически  их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек  их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Возьмём тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике (лат. ethica – обычай, характер) – философской науке о морали – существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
        Понимание этого и побуждает  личность вести себя в соответствии  с моральными требованиями общества, совершенствовать своё поведение,  что одновременно означает и её моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и её содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходит моральное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.
Но моральные  усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнём следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних врёмён считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности.
Идеи  известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времён. Подчеркнём, что  они связывались главным образом  с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский. В своём трактате «наставление нравов» он приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Г.Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая  вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог  И.Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором  он жил, он вкладывал в понятие  нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины, безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые  должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Однако  из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал  роль нравственного воспитания в  развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал:
«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы  ботанические или зоологические  познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии, он останется тем же, вредным для общества пронырой…
Убеждённые  в том, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного влияния, мы ещё  убеждены и в том, что… влияние нравственного составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями…»
Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и  формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаём правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого его члена.
Содержание  нравственного воспитания. Сущность нравственности личности.
Осмысливая  сущность нравственности личности, следует  иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизнедеятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Но что  означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению  личности? Они есть не что иное, как выражение определённых отношений, предписываемых моралью общества к поведению, деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным Родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д.
Мораль  общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно чётко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:
А) отношение  к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития, правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.
Б) отношение к Родине, другим странам и народам: любовь и преданность Родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений
В) отношение  к труду: добросовестный труд на общее  и личное благо; соблюдение дисциплины туда
Г) отношение  к общественному состоянию  и  материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы
Д) отношение  к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей
Е) отношение  к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.
Как видим, каждое из перечисленных отношений  включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые  составляют основу её жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.
Но для  нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в  его содержании. Не менее важно  детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чём, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своём поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.
В условиях обновляющихся в стране социальных отношений, демократизации и свободы  общества исключительно важно, чтобы  сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря  внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н.В.Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона».
Нравственным  нужно считать такого человека, для  которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своём истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив (от лат. imperativus – повелительный, настойчивый) личности, в качестве побудительных сил которого выступают её здоровье, общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С.Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведёт себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведёт себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
В этом смысле нравственность личности органически  связана с её моральными чувствами, с её совестью, с постоянной оценкой  своего поведения и стремлением  к искреннему раскаянию в тех  случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы её нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придаётся должное значение. «Раскаяние, - пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений в области человеческого духа – в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины – в действиях ли, через осознание вины – в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения?» Всё это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования её моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.
Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы её внешние  и внутренние психологические механизмы?
4. Моральное воспитание  как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.
Рассматривая  содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии  и политике страны, Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, нравственное воспитание представляют собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой в школе разнообразной учебной  внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Исходя  из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие  виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной её организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как её необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие). Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее  существенным является и другое положение. Во вступительной части к этому  разделу подчёркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Но чтобы  вырабатывать эти личностные качества, необходимо – и это опять-таки уже отмечалось во вступлении к этому  разделу пособия – формировать  у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах. 

II)Общее понятие о методах и средствах воспитания
Методы  нравственного воспитания – способы педагогического  воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются  тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные убеждения, чувства и привычки нравственного поведения.
Средства  нравственного воспитания – это  те виды деятельности, которые используются для решения задач нравственного  воспитания.
К ним  обычно относят труд, учёбу, игру, физическую культуру и спорт, общественную деятельность.
Нравственное  формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в  результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде, в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определённой линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.
Эмоциональность и коллективный характер физкультурной  и спортивной деятельности, разнообразие её положительных мотивов, постоянное стремление к физическому и духовному  совершенствованию, максимальная реализация своих творческих возможностей – все эти особенности также дают право рассматривать её как важное средство нравственного воспитания.
Физкультурная и спортивная деятельность органически  сочетается с общественно полезной деятельностью, является её составной частью.
Ни один из методов, а также ни одно из средств  нравственного воспитания не могу применяться  изолированно в отрыве друг от друга. Для методики нравственного воспитания спортсмена характерны взаимосвязь  и единство методов и средств воспитательного воздействия.
Существуют  массовые, групповые и индивидуальные формы и методы воспитательной работы, которые направляются на формирование характера, взглядов, убеждений, норм общественного  поведения спортсменов.
Опрос тренеров, который проводится, чтобы узнать, какие средства воспитания используются и оцениваются ими особенно высоко, показал следующее: по их мнению, наибольшее влияние на спортсменов оказывает развитие в коллективе критики и самокритики, обсуждение важных вопросов деятельности и поступков отдельных членов коллектива, проведение этических бесед, встреч с ветеранами спорта, известными деятелями науки и культуры, героями труда; в арсенал средств воспитания включали также участие в общественно полезном труде и общественной жизни коллектива; совместное посещение соревнований, шефство над новичками, использование средств наглядной агитации (стенды с портретами лучших спортсменов, показателями их выступлений и достижений коллектива).
Рассмотрим  подробнее основные средства, методы и формы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания, норм общественного поведения, поощрения и наказания. Это поможет тренерам, учителям физического воспитания, методистам глубже ознакомиться с ними, чтобы затем использовать в своей практической работе.

Воспитание  в процессе спортивной тренировки

Методы  формирования норм общественного поведения  тесно связаны с методами формирования нравственного сознания, так как  именно сознательное начало является необходимым условием воспитания норм и привычек поведения. Эти методы, кроме того, имеют и свою специфику – они направлены прежде всего на организацию общественно полезной деятельности, в процессе которой складывается положительный нравственный опыт. Именно он способствует воспитанию твердых убеждений, гражданской зрелости, высоких моральных качеств, формирует положительные нравственные привычки.
Где же и как может создаваться и  приобретаться спортсменами положительный  опыт поведения?
    Прежде всего, в различных видах  общественно полезной деятельности: в труде, учёбе, общественной работе, в процессе занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований.
Активное  участие во всех этих формах организации  социального опыта – одно из условий  формирования убеждений, высоконравственного поведения, моральных качеств.
Принимая  участие в общественно полезных делах спортсмен встречается  с другими людьми, общается с ними, попадает во всевозможные жизненные  ситуации, в которых бывает необходимо оказать помощь товарищу, поддержать его в чём-то, выступить с критикой того или иного отрицательного явления, выбрать для себя определённую линию поведения, принять решение. При этом имеют значение не только содержание и результаты поступков, но и внутренний мир личности, сложный и противоречивый процесс осмысления и переживания поступков. Каждый поступок совершается под влиянием всевозможных мотивов, т.е. определённых стимулов действий.
Приобщение  к спортивной деятельности также  происходит под воздействием различных  мотивов. Ими могут быть? Стремление к личному совершенствованию, к личной славе, выполнение долга перед коллективом, понимание общественной значимости спорта.
От характера  мотива зависит тот или иной поступок к спортсмена.
Если  на соревнованиях спортсменом движет только стремление к личному успеху, он может прекратить борьбу, когда увидит, что лично для него она уже не имеет смысла. Когда же спортсмен прежде всего думает о своей команде, интересах коллектива, - он готов вести спортивную борьбу даже несмотря на личный проигрыш. Поэтому, используя полезную деятельность как средство воспитания, надо всегда учитывать отношение к ней спортсмена, мотивы, побудившие его участвовать в данной деятельности.
В создаваемом  нравственном опыте синтезируется  не вся практика поведения, а прежде всего те нравственные действия, которые приобретают для человека определённую значимость и порождают необходимую интеллектуальную и эмоциональную активность. Поэтому важно не только знать, учитывать и использовать, но и целенаправленного создавать в процессе воспитания значимые для воспитания сферы накопления нравственного опыта.
Спортивная  деятельность, доставляющая спортсменам  большое эмоциональное удовлетворение, если она педагогически правильно  организована, - это настоящая школа  нравственного опыта, а процесс спортивной тренировки – одно из средств воспитания.
В этом педагогическом процессе, направленном на достижение высоких спортивных результатов  на основе всестороннего развития личности, совершенствуются нравственные качества, мысли и чувства спортсмена.
Чтобы тренировка имела воспитывающий характер, в ней необходимо рационально сочетать теоретические и практические занятия. При обучении и воспитании важным является то, чтобы спортсмен умел не только выполнять то или иное действие, но и знал его научно-теоретические основы.
Тренер, который на занятиях со спортсменами использует знания из области педагогики, теории и истории физического  воспитания, психологии, анатомии, физиологии, биомеханики, ссылается на научные  данные при обосновании техники, тактики, методики обучения и тренировки, помогает своим воспитанникам расширить кругозор, повысит знания, прививает интерес к изучению научных вопросов.
Понимание сущности двигательного действия, умение самостоятельно проанализировать его, ответить на ряд вопросов по технике и методике обучения избранному виду спорта, самостоятельное решение отдельных двигательных задач, требующих исследовательского подхода, комментирование упражнений по ходу их выполнения – всё это помогает не только лучше овладеть спортивными умениями и навыками, но и воспитывает внимание, повышает ответственность, развивает самостоятельность и инициативу, формирует черты коллективизма, повышает дисциплину.
Воспитание  спортсмена во многом зависит от культуры проведения тренировочных занятий, которая заключается в их чёткой организации, деловитости, требовательности педагога-тренера к занимающимся, в создании необходимых условий. Культура проведения тренировки – это и эстетика обстановки, в которой спортсмены занимаются, и внешний облик занимающихся и тренера.
Неопрятная  спортивная форма, неряшливая причёска, грубость и небрежность в обращении  друг к другу, иногда и к тренеру  – всё это несовместимо с культурой  проведения тренировки, значительно снижает её воспитательный эффект.
Важным  условием воспитания в процессе тренировки являются взаимоотношения, которые  складываются между тренером и спортсменами.
Взаимное  уважение, доброжелательный, спокойно твёрдый и решительный тон  педагога, вежливость и такт, личный пример высокой дисциплинированности и преданности своему делу создают необходимые предпосылки к решению основных задач воспитания. И нет ничего опаснее в деле воспитания спортсмена, чем панибратство, попустительство, низкая требовательность тренера.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.