На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Диалог как форма психологического воздействия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию 

Федеральное государственное  образовательное учреждение 

Высшего профессионального  образования 

"ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ" 

Экономический факультет 

Кафедра теории и  практики государственного 

регулирования экономики 
 

ДОКЛАД 

по дисциплине "Психология делового общения" 

на тему: "Диалог как форма психологического воздействия" 
 

Студентки 

4 курса 9 группы 

Борищенко Анны Антоновны 

Ростов-на-Дону 2010 
 

Содержание 

Введение 

1. Диалогическая  природа общения 

2. Диалог как форма  психологического воздействия 

3. Структура психологического  воздействия 

Вывод 

Список использованных источников 

Введение  

В реальной психологической  практике феномен психологического воздействия выступает как интегральный и отчетливо проявляет себя на разных уровнях, предполагающих эффективное  использование конкретных психологических  средств и методов, будь то воздействие, опосредованное средствами массовой коммуникации или реализующееся в прямом контакте "лицом к лицу", т.е. диалог, характер и эффективность которых обусловливается  конкретными условиями реализации и задачами, определяющими содержание и форму психологических воздействий. В данной работе мы рассмотрим наиболее общие проблемы, связанные с характером и возможностями психологического воздействия одного человека на другого  в процессе непосредственного межличностного общения, дадим определение диалога, раскроем его цель, специфику, главное  об общении и об его роли в развитии характера и других психических  образований в личности каждого  человека. 

1. Диалогическая  природа общения  

  

Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. 

При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно  еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество. 

Диалог всегда подразумевает  желание собеседников слышать и  понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих  себя, - это уже не диалог, а два  параллельных монолога, не имеющих  никаких точек соприкосновения. Общение характеризует - взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые  теми или иными мотивами и пользуясь  речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает  на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения  и, с другой стороны, как ход и  результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое  заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние  на особенности познавательных процессов  человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних  друг с другом. Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения. Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько  близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении  с другой личностью, от этого в  немалой степени зависят полнота  и точность расшифровки им внутреннего  мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зависимости  не только прослеживаются, но и объясняются. Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира  автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или  обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже - свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как  доказывается теорема Пифагора, или  когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники  общения стараются до тонкостей  учесть индивидуальные особенности  друг друга и очень творчески  выбрать способы обращения друг с другом. 

Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности - в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в  третьих индивидуально-психологической - не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот  или иной вид общения. И по объективным  и по субъективным причинам возникают  психологические трудности общения. 

 
2. Диалог как форма  психологического воздействия  

  

Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократному обмену репликами, акцией и реакцией, мы и  будем считать основной единицей диалога. Его связность задается целенаправленностью акции и  целесообразностью реакции. Очевидно, возможны две основные модели акта речевого взаимодействия: одна, фактическая, включающая двух собеседников, обменивающихся взаимонаправленными речевыми действиями, и другая, информативная, содержащая еще и объект их действий, - то, о  чем идет речь, предмет речи. Развитие диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию. Если цель общения, которую ставит инициатор  диалога, не осуществлена в рамках одного акта, диалог продолжается как сцепление  актов, в которых реакция одного акта служит акцией для последующего. 

Цель общения задает общую стратегию инициатора диалога - это управление или поиск содействия; ответные стратегии - подчинения, содействия или противодействия. Цели сообщения  могут определять тактические ходы участников диалога, характер их речевых  действий на основании выбранной  стратегии. 

В соответствии с  этими целями (общения и сообщения) речевые действия могут быть разложены  на элементарные составляющие: речевое  воздействие, объектом которого является собеседник, и собственно коммуникативное  действие, объектом которого является предмет речи. То, что делается по отношению к нему как к некоторой  пропозиции (утверждение, отрицание, предположение, выражение желательности, необходимости, неизбежности некоторого положения  дел во внешней ситуации, которая  мыслится отличной, отдельной от ситуации общения) и рассматривается как  коммуникативное действие. В языке  такие действия фиксируются в  глаголах с валентностью на объект речи: доказывать гипотезу, отрицать факт, предсказывать будущее, сомневаться  в успехе и т.п. 

Речевое воздействие - это то, что является движущей силой  диалога: некоторое приглашение  к взаимодействию (А.Н. Баранов и  Г.Е. Крейдлин обозначают его термином "иллокутивное вынуждение"). Даже самое обычное высказывание, не содержащее просьбы или вопроса, уже требует  ответа самим фактом обращенности к  собеседнику. В различных своих  формах это может быть просьба  и отказ, вопрос и разъяснение, приветствие  и извинение. Для глаголов, выражающих речевое воздействие, характерно наличие  актанта - адресата речи: просить кого о чем, разрешать кому что, докладывать  кому о чем, благодарить кого. 

Речевое воздействие  в современных исследованиях (П.Б. Паршин, А.Н. Баранов, А.А. Котов [12; 8]) часто  понимается как манипулирование, обман, скрытое внушение. Но само понятие  шире и не обязано иметь такой  морально-оценочный аспект. 

Если исходить из начального представления о речевом  воздействии - то это воздействие  словом, высказыванием на поведение  или образ мыслей собеседника, некоторый  способ управления им, стремление подчинить  своей воле. Доречевое воздействие - взглядом, жестом - на уровне психологического контакта - осуществляет порой бессознательное  подчинение. Пара, связанная таким  контактом, представляет как бы единый механизм, остатки которого и в  речевом общении проявляются  в автоматизме, естественности ответа на обращение, отклика на оклик, если только не активизированы силы противодействия  общению, препятствующие контакту. Обычно не отвечать труднее, чем ответить. Первичная форма речи - команда  по Ю.В. Кнорозову, интердикция (запрет) по Б.Ф. Поршневу - это управление поведением адресата. Речевое, знаковое воздействие  можно поместить где-то между  физическим, непосредственным, и психологическим, доречевым. Речевое воздействие  усиливается при непосредственном, зрительном контакте (это используется при гипнозе). 

Кроме коммуникативного действия и речевого воздействия, в  структуре речевого действия можно  выделить еще одну элементарную составляющую - речевое самовыражение. У него нет  собственного объекта, как и нет  обязательной валентности (кроме субъектной) у глаголов, описывающих это действие: шутить, дразниться, грозиться (акцент на субъекте действия). 

Все эти элементарные составляющие могут быть заключены  в любом речевом действии, однако обычно одна из них активизируется в соответствии с коммуникативным  намерением говорящего. При этом адресат  может отреагировать на любую  другую - и это создает более  широкую перспективу ведения  диалога, увеличивая число возможных  тактических ходов. 

Акт речевого взаимодействия может анализироваться на основании  языковых особенностей составляющих его  реплик, но это само по себе не дает возможности выйти за пределы  обычной грамматики. Для более  глубокого объяснения диалогических  явлений необходимо рассматривать  его в ситуации общения. 

Необходимыми компонентами ее модели являются: 

1. Собеседники, вступающие  в общение с определенными  целями и в определенных ролях; 

2. Наличие общего  кода; 

3. Контакт, обеспечивающий  обмен речевыми действиями. 

Модель ситуации общения предполагает несколько  уровней интерпретации: социальный, психологический, собственно коммуникативный. Все эти уровни, относятся, по сути, к прагматике. 

Так, на социальном уровне речь идет о выборе стратегий, задаваемом целью общения - воздействия (управления или поиска содействия) - инициатора диалога. На выбор стратегии оказывают  влияние социальные роли участников общения (Начальника или Подчиненного, Учителя или Ученика и т.д.). Собеседник может избрать ответную стратегию подчинения, содействия или  противодействия (впрочем, для определенных социальных ролей - например солдата  в диалоге с офицером - стратегия  противодействия запрещена). Наличие  общего кода является необходимым условием взаимодействия собеседников. Социальное содержание общего кода не сводится к  общему языку, но предполагает знание норм социального взаимодействия, этикетных  правил. Контакт также имеет социальное содержание: соотношение социальных ролей (по признакам: Выше - Ниже, Свой - Чужой) задает один из его возможных  вариантов - формально-иерархический, формально-нейтральный (к Чужому) или  неформальный. Для каждого из них  действуют свои ограничения в  выборе тактических форм, большие  для формальных типов, меньшие для  неформальных. 

Психологический уровень  общения - это реализация стратегий  взаимодействия, т.е. столкновение личностей, воль; на нем производится поиск  тактических приемов воздействия, форм речевых действий. Психологические  роли - это и есть те способы самовыражения, которые выбирают собеседники: это  могут быть роли Просителя или  Благодетеля, Обиженного или Обидчика, Насмешника или Мишени, Поклонника или Кумира. Поскольку роли парные, то выбор Инициатора диалога требует  стратегии содействия со стороны  адресата [2] . В психологическом плане  диалог можно уподобить игре, в  которую участники вступают в  разных позициях: сильной и слабой, - и развитие игры приводит их либо к  подтверждению баланса, либо к смене  ролей. 

Психологическое содержание общего кода для каждой пары свое собственное: это могут быть особые речевые  формы общения, мимика, жесты, позы. 

Контакт на психологическом  уровне характеризуется степенью расположенности  к общению в данной ситуации, к  игре в предложенных позициях. Она  может быть позитивной у обеих  сторон, либо негативной, либо нулевой, или же контакт может быть несимметричным. Каждый из вариантов по-разному влияет на развитие диалога: либо способствуя, либо препятствуя ему. В более  широком смысле психологический  контакт - это не только расположенность  к общению, но и понимание эмоционального состояния собеседника, даже способность  к молчаливому сотрудничеству. Наконец, коммуникативный уровень добавляет  более конкретные характеристики ситуации общения. Так, конкретную коммуникативную  цель, цель сообщения, формирует обычно Инициатор диалога (это и есть его коммуникативная роль), тот, кому есть, что сказать или о чем спросить. Его адресат принимает роль Отвечающего или Отзывающегося. Для характеристики кода на коммуникативном уровне важно, чтобы он был если не полностью общим, то хотя бы обеспечивающим определенный минимум понимания. 

Контакт на коммуникативном  уровне может быть охарактеризован  рядом бинарных признаков: непосредственный - опосредованный, речевой - неречевой, информационный (коммуникативный) - неинформационный (некоммуникативный). Непосредственный контакт - это общение находящихся  рядом собеседников, с возможностью повернуться лицом к лицу, взглянуть  в глаза друг к другу, улавливать мимику. Он важен для оценки эмоциональной  реакции собеседника. Опосредованный контакт может иметь место  при отсутствии зрительного. Речевой - когда стороны пользуются звуковой речью, неречевой - без ее участия. Наконец, коммуникативный - это контакт, при  котором происходит взаимопонимание, основанное на заинтересованном восприятии передаваемой информации. Фактические  акты не требуют коммуникативного контакта (например, обмен приветствиями, прощание и т.п.). Поддержанию коммуникативного контакта служат акции выяснения, уточнения. 

 
3. Структура психологического  воздействия  

В настоящее время  существуют различные модели диалога, анализа речевых стратегий и  классификации речевых действий. Грамматика диалога предлагается как  еще один способ описания диалога, ориентированный  на его социально-коммуникативную  природу и позиционно-игровой  характер. Воздействие всегда реализуется  в общении, будь то обычный разговор, или - в случае манипулирования общественным сознанием (пропаганда), - в прослушивании  лекции, или же в форме прочитывания какого-либо текста. 

Для психологов представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических  функций человека - ее взаимоотношении  с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны  те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривают  речь как речевую деятельность, выступающую  или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую  мотивацию, не реализуемую другими  видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую  деятельность. Структура речевой  деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего  программирования" или "речь про  себя"), реализации и контроля. 

Специфика речевого действия, в сравнении с другими  видами действия формируется следующим  образом: 1) речевое действие всегда коммуникативно (от лат.communico - делаю  общим, связываю) и может быть всегда понято и интерпретировано; 2) речевое действие осуществляется с помощью элементов знаковой системы; 3) речевое действие осуществляется во взаимодействии с другими типами действия; 4) речевое действие осуществляет когнитивную (от лат. cognitio - знание) функцию, в ходе его планирования и реализации протекают определенные мыслительные и оценочные процессы (Н.А. Безменова, 1991). 

Искусство "направлять интеллект и действовать" предполагает внушение другому "мысли, чувства, решения, чтобы овладеть его разумом, сердцем  и волей" (A. Pelhssier, 1894 г.). Влияя на огромные массы людей, оратор формирует  мнение, о котором Б. Паскаль говорил, что оно правит миром. Наиболее известным  является современное определение  риторики, хорошо согласуемое с классическим, как теория убеждающей коммуникации (C. Perelman, 1977 г.). 

Объект классической риторики - монологическая речь.В ней  решение сверхзадачи (влияние на систему убеждений другого человека) упрощается из-за единственной цели и  однонаправленности коммуникации. В  диалоге, как и в любой форме  интеракции (от англ. interaction - взаимодействие), коммуникативные шансы симметричны, поэтому воздействие имеет более  сложную направленность. 

Вывод  

Вступая в общение  с людьми или общностями, человек  обнаруживает определенную направленность. Готовность человека к полноценному межличностному общению - это сложнейший многокомпонентный процесс, который  предполагает одновременное развитие психики человека по нескольким взаимосвязанным  направлениям. Главное в нем формирование гуманистического по своему характеру  коммуникативного ядра личности, т.е. достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая  большая ценность. 

Психологические факторы  обеспечивающие успешность или затрудненность общения. Сформированность в личности направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих  особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности ориентировку, прежде всего на положительные  качества в другом человеке. А такая  ориентировка важна для общения, т.к. она способствует раскрытию  личностного потенциала человека, с  которым мы общаемся. Помимо направленности на людей - своеобразной психологической "повернутости" к ним, человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь  в своем интеллекте, а также  в своих эмоциональной и волевой  сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение  и обеспечивали. Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать  у себя воображение. Воображение  в этом случае проявляется в нашем  умении ставить себя на место другого  человека. Важнейшим компонентом  успешного общения, также является умение выбирать по отношению другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним. Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом связаны. Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведения зависит от нашего знания не только другого человека, но и, прежде всего - самих себя, от нашего умения на основе этого знания сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения. 

Список использованных источников  

1. Диалог как форма  психологического воздействия // Общение и диалог в практике  обучения, воспитания и … Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалёва, Г.А.  Ковалёва. -М.: Изд.АПН СССР, 1986, С.113-127.91. Копьев А.Ф. О 

2. Диалог как форма  психологического воздействия. // Из: "Общение и диалог в практике  обучения, воспитания и психологической  консультации".М., 1987, совместное  Г.А; Ковалевым 

3. Бодалев А.А., Караковский  В.А., Новикова Л.И. Психологические  проблемы воспитания в современных  условиях // Советская педагогика. 1991. №5. 
 

Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р. 

Оценить/Добавить комментарий:Имя:
 
      Оценка:
Неудовлетворительно
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично 
 

Работы, похожие на Доклад: Диалог как форма психологического воздействияСоциально-культурная деятельность
 Социально-культурная  деятельность Киселева Т.Г., Красильников  Ю.Д. В учебнике рассматриваются  история, теоретические основы, сферы  реализации ...
 При характеристике  образования мы исходим из  его сути как творческой деятельности, рассчитанной на адресата, на  диалог, на усвоение знаний, предполагающее  личностное открытие ...
 Не случайно  повседневные формальные и неформальные  общественные отношения, межличностные  контакты, коммуникативное общение  на самых разных уровнях рассматриваются  как одна из ...   Раздел: Рефераты по социологии
 Тип: учебное  пособие Просмотров: 13307 Комментариев: 0 Похожие работы
 Оценило: 2 человек  Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать  

Журналистика
1. Журналистика как  социальный институт общества. СМИ  как 4 власть В обществе существует  множество формализованных и  неформализованных социальных ...
 С понятиями  манипуляция и пропаганда PR связан  лишь косвенно, поскольку по декларируемому  определению является инструментом  осознанного диалога двух равных  субьектов.
 Роль журналиста  в таком интервью - задать своими  вопросами направление анализа,  получить у собеседника развёрнутые  ответы.
 В этой связи  вновь стоит вспомнить о речевом  этикете, о культуре общения.  Раздел: Рефераты по журналистике
 Тип: шпаргалка  Просмотров: 1284 Комментариев: 0 Похожие  работы
 Оценило: 1 человек  Средний балл: 5 Оценка: неизвестно     Скачать  

Психологический словарь
 Борис Гурьевич  Мещеряков, Владимир Петрович  Зинченко Большой психологический  словарь Оглавление Предисловие  Персоналии Список авторов Список ...
... или эстетическая  функция), соотносится с реальностью,  контекстом (коммуникативная, или  референтивная функция), входит в  контакт со своим собеседником (фатическая функция) и т. д.
 Отсюда следует  важнейший для понимания не  только речевого, но и М. вообще  вывод: в совместно-разделенной  жизнедеятельности людей (в их  предметно-деятельностном общении)  обращение к ...   Раздел: Рефераты по психологии
 Тип: книга  Просмотров: 1699 Комментариев: 0 Похожие  работы
 Оценило: 0 человек  Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать  

Русский язык и культура речи
 Содержание ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ЯЗЫК-ОСНОВА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.. 1 Речевая  деятельность, ее значение для  человека. 4 Положение русского языка  в современном мире. 7 ...
 Поскольку в  акте общения принимают участие  адресант (создатель информации) и  адресат /адресаты (воспринимающие  информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами ...
 Специалисты к  ним относят потребность в  общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника,  близость мировоззрения говорящего  и слушающего; умение ...   Раздел: Топики по английскому языку
 Тип: учебное  пособие Просмотров: 2342 Комментариев: 0 Похожие работы
 Оценило: 1 человек  Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать  

Процесс развития коммуникативной  культуры студентов, обучающихся в ...
 ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ  КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ,  ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ  Содержание Введение Глава I. Коммуникативная  культура будущего ...
 В действительности  все гораздо сложнее, можно  вычленить следующие основные  функции контакта в общении:  включение собеседника в общение,  установление уровня интимности ...
Коммуникативная сторона  реализуется в обмене информацией, интерактивная - регуляцией взаимодействия партнёров общения при условии  однозначности кодирования и  декодирования ими ...   Раздел: Рефераты по психологии
 Тип: дипломная  работа Просмотров: 5279 Комментариев: 0 Похожие работы
 Оценило: 0 человек  Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать  

... личности учителей  с разными стилями педагогического  общения
 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение  Глава 1: Анализ теоретико-методологических  аспектов изучения педагогического  общения в психологии 1.1. Психология  и структура ...
 К.К. Платонов  и Г.Г. Голубев (58) выделили пять  видов речевого общения, которые  необходимо использовать в педагогической  деятельности: интеллектуальное (вводить  учащихся в ...
 Понятно, что  это лишь наиболее важные, так  сказать, укрупненные группы коммуникативных  умений учителя, которые, в  свою очередь, включают в себя  массу других компонентов: умение ...   Раздел: Рефераты по педагогике
 Тип: дипломная  работа Просмотров: 997 Комментариев: 0 Похожие работы
 Оценило: 0 человек  Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать  

Риторика
1. Определение современной  риторики, предмета риторики. Общая  и частная риторика С новой  силой интерес к риторике вспыхнул  в середине ХХ века. Он ...
 Чтобы письменная  и устная речь была воспринята  читающим или слушающим именно  так, как мы этого хотим,  она должна соответствовать условиям  общения и коммуникативным задачам  речевых ...
 Под этическими  нормами общения понимается речевой  этикет (речевые формулы приветствия,  просьбы, вопросы, благодарности  и т.п., обращение на "ты" и  "Вы" и т.д.). Этический компонент  ...   Раздел: Топики по английскому языку
 Тип: шпаргалка  Просмотров: 1109 Комментариев: 0 Похожие  работы
 Оценило: 1 человек  Средний балл: 5 Оценка: неизвестно     Скачать  

Основы психологии
 Московский экономико-финансовый  институт Специальность - бухгалтерский  учет, анализ и аудит Психология  конспект Студентка Глухова Надежда  ...
Речевая культура в  деловом общении выражается в  оценке уровня мышления собеседника, его  жизненного опыта и в обращении  к собеседнику на понятном для  него языке.
 Не следует  вступать в контакт, когда собеседник  занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и  т.п.), обращаться к собеседнику  со слов "Я", "Мне", лучше  начать ...   Раздел: Рефераты по психологии
 Тип: учебное  пособие Просмотров: 1184 Комментариев: 0 Похожие работы
 Оценило: 0 человек  Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать  

Особенности невербального  общения в деятельности учителя
 РЕФЕРАТ Дипломная  работа содержит 82 страницы, 3 таблицы,1 схему, 55 использованных источников. Перечень ключевых слов: общение,  педагогическое ...
 Средствами коммуникативного  процесса являются различные  знаковые системы, прежде всего  речь, а также невербальные средства  общения - оптико-кинетическая система  знаков (жесты ...
... жест" (ранг I), что  говорит о специфике педагогического  труда, в котором жесты указания  используются в качестве заместителей  вербальных обращений для быстроты  общения, сворачивания ...   Раздел: Рефераты по педагогике
 Тип: реферат  Просмотров: 10641 Комментариев: 0 Похожие  работы
 Оценило: 4 человек  Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно     Скачать  

Теория речевых  актов и ее место в современной  лингвистике
 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ И ЕЕ  МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ  1.1 Становление теории речевых  актов как науки 1.2 Речевой  акт, его ...
Речевой акт - это  минимальная единица речевой  деятельности, выделяемая и изучаемая  в теории речевых актов - учении, являющемся, как было отмечено ранее, важнейшей составной частью ...
 Прибегая по  той или иной причине (например, из вежливости или для более  глубокого воздействия на адресата) к косвенному способу выражения  своей иллокутивной цели, говорящий  ...   Раздел: Топики по английскому языку
 Тип: дипломная  работа Просмотров: 691 Комментариев: 0 Похожие работы
 Оценило: 0 человек  Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать 
 
 
 

В религиоведческой среде – в связи с процессами кризиса религиозности, трансформации  религиозного сознания, адаптации религиозных  институтов к современности –  все более популярным становится понятие диалога как методологической основы межрелигиозных отношений. Это  объясняет, почему в течение последних  лет проходили многочисленные встречи, симпозиумы, коллоквиумы, конференции, «круглые столы» с участием представителей различных вероисповеданий, возникали  новые религиозные институты, организации  и исследовательские группы при  ведущих университетах мира, которые  призваны способствовать развитию контактов  между религиями, углублению взаимопонимания  между их адептами. В итоге диалог религий постепенно становится одной  из характерных черт современной  эпохи, однако, при всей своей востребованности, феномен диалога религий остается по-прежнему малоисследованным. 

Осмысление идеи диалога нашло выражение в  трудах Г.Г. Шпета, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Ю.М. Лотмана, В.С. Библера, В.В. Бибихина, С.Л. Франка и др. Для  этих философов диалог, общность через  диалог, мышление как форма диалога  видятся как основы философии, культуры и человеческого знания. Подобного  рода диалогическая направленность мысли имеет свои параллели в  философии, связанной с именами  М. Бубера, Ф. Розенцвейга, Ф. Эбнера, Е. Левинаса[1]. Важное место в работах  философов занимает идея диалога  культур. Получает распространение  и идея диалога религий как  неотъемлемой составляющей культуры. На Западе освещению феномена диалога  религий посвящены труды Э.Д. Шарпа, К.М. Роджерса, К. Бааге, Р. Тайлора, Д. Гриффита; активно работают в этом направлении  Ватикан, протестантские деноминации, международные и межгосударственные организации и фонды. Проблемам  межрелигиозного диалога посвящены труды А.В. Журавского, С. Хоружего, статьи Ю.П. Зуева, А.А. Нурулаева, Н.Б. Бестужева-Лады, О.П. Томина и многих других. 

При этом диалог в  философской традиции понимается достаточно широко. Понятие диалога употребляется  и как синоним коммуникации, и  как обобщенное толкование разных видов  общения (беседы, спора, дискуссии и  т.п.), имеющих различные цели. В  целом в философии диалога  сложилось два направления: 

– субъективистское, или в современной философии  феноменологическое направление (Г.Г. Гадамер, М. Бубер), которое ставит на первое место горизонтальные диалоги: человек–человек; 

– объективистское, или структурно-функциональное направление (С. Каган, В.С. Библер), ставящее на первое место вертикальные диалоги: человек–Бог–трансцендентное. 

Во второй половине XX в. получила распространение идея диалога культур. Одним из наиболее ярких представителей этого направления  выступил М. Бахтин, для него «диалог» – корень и основание для всех определений человеческого бытия: «Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается. Поэтому диалог, в сущности, не может  и не должен кончиться»[2]. Если в  бахтинском понимании диалог предстает  как диалог культурных эпох (Античность, Средневековье, Новое время), то у  В. Библера феномен диалога отводится  к области первоначал бытия и  мышления. Именно в его интерпретации  диалог – это диалог различных  форм разумения. В. Библер говорит о  том, что европейский разум есть диалог «разума эйдического» (античность), «разума причащающегося» (Средние  века), «разума познающего» (Новое  время) и возникающего в XX в. особого  разумения, в котором осуществляется одновременное общение всех исторически  определенных форм разумения – диалогического[3]. 

Что касается межрелигиозного  диалога, то он прошел длинный путь становления и утверждения, и  существовавшие в древнее время  диалоги принципиально отличаются от современных. Если же религиозный  диалог подвергнуть классификации, то в первую очередь следует выделить классический и современный. Под  классическим диалогом можно понимать существовавшую до XIX в. историю взаимоотношения  между религиями, то есть историю  их культурных, религиозных связей и конфликтов, историю представлений  и знаний друг о друге. Современный  религиозный диалог понимается уже  как сознательная установка, как  некий императив, требующий концептуальной разработки и институционального оформления (он приобретает системный характер, и начиная с XIX в., в связи с  ростом новых религиозных течений, главной целью диалога является уже не прозелитизм, а собственная  адаптация к иным религиям, признание  их нового религиозного статуса). 

В свою очередь в  классическом религиозном диалоге  различают три вида: 

– Прозелитический  диалог, то есть диалог, основной целью  которого было привлечение новых  адептов. Уже во II–IV вв. имели место  богословские диспуты между христианами  апологетами, с одной стороны, и  их античными критиками, – с другой. Такие диалоги, призванные разрушить  предубеждения общества против христиан и защититься от нападок манихеев, привлечь единомышленников, больше носили характер споров и во многом напоминали обмен монологами, чем диалог. Одним  из известных примеров явилась здесь  поездка св. Кирилла Философа в 858 г. в Хазарию как ответ на просьбу  хазарского кагана к императору Михаилу III о направлении в его страну компетентного богослова в ситуации соперничества иудейских и мусульманских  миссионеров. В результате этих богословских прений до двухсот хазар приняли  крещение[4]; 

– Народный диалог (неосознанное принятие религиозных верований  инородной культуры). Так это было с синкретизмом религий в период Римской империи, когда египетский культ Исиды вобрал многие черты  греческих и римских богинь и  впоследствии распространился по всей территории Римской империи, позже  образ Исиды был воплощен в  образе Девы Марии. Синкретическими  являлись культы Сераписа, воплощавшего в себе черты Осириса, Аписа, Зевса, Аида и Асклепия; 

– Интеллектуальный диалог. Примером яркого интеллектуального  диалога могла служить иудео-христианско-мусульманская  общность, которая складывалась в  период военного и политического  противоборства ислама и христианства в Средние века. Вспышки религиозной  ксенофобии и чудовищные образы ислама в массовом сознании уживались с  довольно ясным пониманием европейской  религиозной и культурной элитой реальности обмена духовными и материальными  ценностями, а равно и с уважением  к достижениям «враждебной» цивилизации  в области культуры. Труды мусульманских  и иудейских авторов пользовались одинаковым авторитетом у католических теологов, а работы последних переводились на иврит и использовались в полемике раввинских школ[5]. 

Современный диалог также подразделяется на три, но иные разновидности: 

– Межрелигиозный диалог, то есть диалог, проходящий между представителями  различных религий. В строгом  смысле слова здесь происходят уже  не диалоги, а полилоги, при которых  идет поиск решения общих социальных и религиозных задач, таких как  борьба с терроризмом и религиозным  экстремизмом, проблемы экологии, культуры, нравственного воспитания, защиты от деструктивных религиозных организаций  и от вызовов глобализации. Целью  межрелигиозного диалога является преодоление конфронтации, формирование толерантных взаимоотношений между  конфессиональными общностями, обеспечение  мирного сосуществования религий  и религиозных объединений, а  в идеале – «...организация доброго  сотрудничества по различным вопросам, волнующим общество, среди которых  одно из важнейших – формирование культуры мира и ненасилия»[6]; 

– Межконфессиональный  диалог: диалог, призванный решать спорные  моменты между различными религиозными деноминациями внутри одной религии (например, вопрос о канонических территориях). К такому диалогу относятся собеседования  православных церквей с нехалкидонскими  церквями, прежде всего, с Армянской  Апостольской. Так, в течение нескольких веков православные полемисты полагали, что Армянская церковь не признает богочеловеческой, нераздельной и неслиянной природы Спасителя, однако благодаря  диалогу выяснилось, что это всего  лишь терминологическое недоразумение: разница в языке, а не в доктрине[7]; 

– Секулярный диалог, включающий в себя научную элиту, религиоведов, социологов, политологов, представителей международных и  государственных организаций. Такой  диалог посвящен проблемам изучения религий и их истории, закономерностям  развития, выработке методологии  религиоведческого исследования, законам  функционирования и взаимодействия. 

Конечно, следует  признать, что приведенное деление  весьма условно, поскольку, например, при  совместных конференциях довольно часто  происходит совмещение разных видов  религиозного диалога. В то же время  довольно часто научные религиоведческие конгрессы проходят вообще без участия  каких бы то ни было представителей духовенства. Так, на конференции Международной  ассоциации истории религий никогда  не приглашаются теологи, хотя во второй половине ХХ в. на Западе появляются теологические  «звезды» первой величины (К. Ранер, Б. Лонерган, И.Б. Метц, В. Панненберг и  др.). Теологическая терминология и  аргументация также не встречают  одобрения в религиоведческой среде. Впрочем, и сами теологи предпочитают участвовать не в религиоведческих, а в теологических форумах  и публиковаться – в теологических  же журналах[8]. 

Следует, однако, вспомнить, что мощный импульс развитию межрелигиозного  диалога некогда дал еще П. Абеляр. Свою диалектику как метод  обретения истины через спор, в  котором сталкиваются противоположные  мнения, он применил в области церковной  догматики. В своем сочинении  «Да и нет» П. Абеляр сопоставил фрагменты  из Библии и святоотеческих творений, приводя цитаты, находящиеся в  кажущемся противоречии; противоречия эти он умело разрешал, прибегая к принципу «Понимать, чтобы верить». Считая просвещенный разум высшим арбитром, мыслитель пытался утверждать в  межконфессиональных отношениях принцип  толерантности. В «Диалоге между  философом, иудеем и христианином»  он создавал теоретические предпосылки  для развития культуры межконфессионального диалога[9]. Н. Кузанский и Иоанн  из Сеговии исходили из того, что  война не решит спора между  религиями, так что пытаться обратить мусульман в христианство бессмысленно: необходимо выявить реальные разногласия  и найти общее. С этой целью  они разрабатывали идею некой  дискуссии – контраференции. При  этом Н. Кузанский хотел собрать  купцов из разных городов Востока, чтобы  из первых уст получить сведения об исламе, а затем послать специально подготовленных людей в мусульманские  страны, где те должны были бы подготовить  почву для «контраференции»[10]. 

Мирное сосуществование  различных конфессий на территории одного несветского государства, как  показывает история, все-таки возможно, но при условии господствующего, покровительственного отношения одной  религии над другими. Так это  было, например, в Османской империи, когда, при покровительственном  положении ислама, допускалась значительная свобода вероисповедания для  христиан. Приблизительно так же это  происходит в настоящее время  и в России: «Поскольку самой массовой, имеющей своих приверженцев практически  во всех регионах страны является Русская  православная церковь, то основные векторы  религиозно-конфессиональных отношений  располагаются между нею и  всеми другими религиозными объединениями. Именно эта церковь в настоящее  время определяет характер, диапазон и интенсивность этих отношений»[11]. Однако поворотным моментом в развитии диалога религий стал II Ватиканский  собор (1962–1965). Впервые в истории  христианства Собор на доктринальном  уровне рассмотрел проблему отношения  церкви к нехристианским религиям. Этому вопросу была посвящена  специальная декларация «О взаимоотношения  Церкви с нехристианскими религиями», где с полной определенностью  сказано: «Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято» в других мировых религиях, «Она с искренним уважением рассматривает  те образы делания и жизни, те правила  и учения...», которые, хотя и отличаются во многом от христианства, «...приносят все же нередко луч истины, просвещающий всех людей». 

Характерной чертой межрелигиозного диалога является то, что в нем участвуют практически  только представители монотеистических или мировых религий, что отражено в том числе и в формировании специального, объединяющего понятийного  аппарата. Так, декларация I
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.