На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонополная политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского
 
 
 
Экономический факультет
Кафедра «Экономики народного хозяйства»
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине «Государственное регулирование  национальной экономики»
 
на тему:


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Руководитель Трифонова Е.Ю.   
 
                                                                                      __________________________________
        подпись               
Студентка 2 курса группы 722-2
Павлова О.А.  
 
                                                                                __________________________________
подпись
 
 
 
 
 
 
 
г. Н. Новгород, 2007 г.
 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед  органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам — все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями - целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения и смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.
Совершенствование     антимонопольного     регулирования очень актуально для развития   российской экономики, где степень монополизации рынка выше,  чем в государствах с исторически сложившимся рыночным  хозяйством.  Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень  концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики -  электроэнергетике и транспорте.    Антимонопольное   регулирование   в сочетании с поддержкой отечественного  предпринимательства и  организацией  защиты  прав  потребителей  служат  одним  из  существенных условий успешного социально-экономического развития   России.
Сегодня огромное   значение   имеет   создание   и усовершенствование   законодательной   базы    по    поводу    регулирования монополистических  процессов  и  конкуренции,  понимание  населением  России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Целью моей курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования в национальной экономике. Основные задачи – изучить теоретические аспекты антимонопольного регулирования, формирование антимонопольной  политики в России и анализ деятельности антимонопольных органов.
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

1.1 Понятие монополии  и её виды.

Монополия представляет собой рыночную структуру, которая предполагает существование  фирмы-монополиста, являющейся единственным продавцом продукта, не имеющего близких  аналогов. Она характеризуется как соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях.
Такое абсолютное преобладание предоставляет  предпринимательской фирме или  иным субъектам хозяйствования, добившимся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления».
Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам. Представим следующие классификационные признаки монополий: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения (см. Схема 1 в Приложении).
Пo характеру движущих сил можно выделить три типа монополии: естественную, продуктовую и протекционистскую.
Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно, спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены.
Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями производства и реализации продукции. В подавляющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей-коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления, — транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и др.
Достижение монопольного положения  может быть как результатом активного  внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиально нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использования технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара-заменителя такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции. В связи с тем что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.
Возникновение протекционистских монополий связано с активной политикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого существенные административные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются прямые субсидии и льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов и др.
Протекционистские монополии при  малоэффективной деятельности могут  добиваться успешных экономических результатов за счет манипулирования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. Протекционистские монополии, действуя в условиях государственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально важный фактор, предопределяющий особенности их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатами законодательно не урегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка могут быть нарушение экономического равновесия на рынке, технологические и социальные конфликты, проявление монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.
По форме собственности можно выделить два типа монополий: частную и государственную.
Частная монополия  реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных в перспективе условий для деятельности.
Особенность государственной монополии состоит в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.
По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования монополий — экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный).
В основе данной классификации лежат  географические границы рынка, на котором осуществляет свою деятельность монополия. Соответственно, масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться. В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму транснациональных монополий (например, компания «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов).
Национальные монополии  осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн «АвтоВАЗ», ОАО «Русский алюминий» и др.
Региональные монополии  действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.
Местные (локальные) монополии  существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно закрыты.
По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.
Организационная монополия  возникает путем договоренностей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картелей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.).
В экономической теории различают  следующие формы монополистических объединений:
•    картель — монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод;
•    синдикат — форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей. Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;
•    трест — монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объединение производства и сбыта, финансов и управления;
•    многоотраслевой концерн — монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.
Типичными современными концернами являются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ).
Технологическая монополия  существует чаще всего при наличии уникальных продукта, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и появления товара-заменителя.
Экономическая монополия  возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.
Структура рынка, в которой отдельно взятая фирма может исказить эффективное  распределение ресурсов, существует не только в условиях наличия продавца, но и покупателя. Монопсония — ситуация на рынке, когда имеется один покупатель, полностью контролирующий спрос на определенный товар или услугу. Понятие «монопсония» находится в своеобразной симметрии к понятию «монополия». Монопсоническая власть проявляется в способности фирмы-покупателя влиять на цену товара и условия его приобретения. Характерная форма монопсонии — закупка предприятиями пищевой промышленности сырья (молока, мяса, зерна и др.) у предприятий-сельхозпроизводителей. При массовости закупок крупное предприятие, имеющее монопсоническую власть, способно добиваться более низких закупочных цен, чем цены, которые пришлось бы платить мелким потребителям.
В современных условиях экономическая  жизнь общества реагирует на наличие  двух противоположных тенденций: с  одной стороны, на развитие активного конкурентного соперничества, с другой — на рост влияния на рынок монополистического поведения отдельных групп фирм для достижения определенных целей. Монополистическое поведение усиливается вследствие:
•    ускорения концентрации и централизации капитала, слияний  и поглощений компаний;
•    усиления дифференциации продуктов; •    уникальности производимого продукта или услуги;
•     роста ограничений  па использование ресурсов;
•    ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях:
•     преимуществ реализации конкурентных стратегий компаний, сочетающих знание условий функционирования рынка и грамотное управление компанией;
•    усложнения отраслевой структуры  производства, резкого повышения роли инфраструктуры,
•    открытия рынков отдельных  стран международному капиталу, расширения роли транснациональных корпораций;
•    скорости роста рынка:
•    активизации горизонтальной и вертикальной интеграции;
•     активной государственной  поддержки и помощи отдельным
субъектам рынка;
•    согласованного поведения (картеля) па рынке независимых субъектов. Соотношение элементов монополии и конкуренции в разных секторах резко различается, как и реакция на смену субъектов рынка. Глобализация экономических процессов приводит к сокращению числа монополизированных товарных рынков и увеличению степени монополизации на рынках услуг.1

1.2 Система показателей, оценивающих экономическую концентрацию рынка.

Разработка системы показателей, способных дать оценку состоянию, уровню и направлению развития конкуренции на российских товарных рынках, приобретает в последнее время все большую актуальность вследствие растущего влияния структуры рынков как на стратегии предприятий, так и на решения органов государственной власти. Показатели концентрации характеризуют степень неравномерности распределения объемов производства или продаж товара между хозяйствующими субъектами, а также возможность воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. В зависимости от метода расчета, экономического содержания и направления анализа все искомые показатели концентрации могут быть представлены в виде двух необособленных групп — абсолютные и относительные показатели (см. Схема 2 в Приложении).
Абсолютное измерение концентрации предполагает оценку количества предприятий на рынке и совокупной доли, приходящейся на ограниченное число единиц. Пропорциональность рынка, представляющая в первую очередь соотношение между различными его элементами, характеризуется относительными измерителями концентрации.
Наиболее  распространенный и часто применяемый показатель для характеристики абсолютной концентрации — коэффициент рыночной концентрации (CR). Он показывает кумулированные доли признака концентрации наиболее крупных единиц и определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка (может измеряться в долях или в процентах).
CR
=

q - доля продаж i-й фирмы в объеме реализации рынка (в %);
n – количество хозяйствующих субъектов на рынке.
Рыночная  доля продавца вычисляется как отношение не только объема продаж, но и численности занятых, величины активов или величины добавленной стоимости данной фирмы к суммарному значению данного показателя для рынка в целом. Этот показатель является обязательным для статистического мониторинга состояния рынка в большинстве промышленно развитых стран мира, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий.
Наиболее популярный обобщающий показатель — коэффициент Герфиндаля—Гиршмана (HHI) — учитывает как число предприятий, так и неравенство их положения на рынке и характеризует уровень монополизации.
HHI=

q - доля продаж i-й фирмы в объеме реализации рынка (в %);
n – количество хозяйствующих субъектов на рынке.
Значение коэффициента снижается  с увеличением числа предприятий  и возрастает с усилением неравенства  между предприятиями при любом их количестве. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если данные о долях рынка очень мелких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка будет невелика.
Чем меньшие HHI, тем меньше концентрация, тем при прочих равных условиях сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть отдельных предприятий. Для конкурентного рынка (если число предприятий на нем превышает 100) HHI стремится к единице, для монопольного рынка — к 10 000. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля—Гиршмана по степени концентрации выделяются три типа рынков: высоко, средне- и низкоконцентрированные.
Дискретным  абсолютным показателем концентрации является также индекс Линда (L). Индекс определяет степень неравенства между лидирующими на рынке предприятиями и используется в качестве определителя «границы» олигополии.
L=

K – число крупных поставщиков;
Q - соотношение между средней долей рынка I поставщиков и долей K-i поставщиков;
i – число ведущих поставщиков среди К крупных поставщиков.
Q
=

А - общая доля рынка, приходящаяся на i поставщиков;
А - доля рынка, приходящаяся на K крупных поставщиков.
Рассчитывается L для К=2, К=3 и так далее до тех пор, пока L +1> L , т.е. до момента, пока не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения   L - минимального размера по сравнению с L +1. Определяемая граница может характеризовать рынок на наличие жесткой или размытой олигополии, тем самым позволяя эмпирически вычислить предполагаемый круг субъектов, которые могут осуществлять согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции.
Выявленное ядро олигополии может  быть использовано только для дополнительного анализа и наблюдения, но строить на нем какие-либо прогнозы или заключения невозможно.
Коэффициент Холла—Тайдмана (HT). Рассчитывается на основе сопоставления рангов предприятий на рынке и их рыночных долей. Максимальное значение показателя равно единице (в условиях монополии). Минимальное его значение равно 1/n (п — число фирм в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом Герфиндаля—Гиршмана, однако к достоинствам индекса Холла—Тайдмана следует отнести возможность учета соотношения размеров фирм — крупных продавцов, что помогает осуществить более глубокий анализ рыночной структуры отрасли.
Коэффициент энтропии (Е). Коэффициент энтропии служит для измерения степени неопределенности на рынке и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше величина Е, тем больше экономическая неопределенность и тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Он представляет собой сумму долей продаж предприятий, действующих на рынке, взвешенных по натуральному логарифму обратной ей величины.
Результаты (абсолютные значения) рассчитываются как для анализа тенденций, происходящих на одном и том же товарном рынке за определенный период времени, так и для сопоставительного анализа различных типов рынков.
Пропорциональность  рынка, представляющая в первую очередь  соотношение между различными его элементами, является важнейшим условием поступательного развития последнего. Относительные измерители концентрации, оценивающие вариабельность субъектов рынка, равномерность распределения долей и соотношение размеров отдельных субъектов между собой, представляют косвенные, но необходимые показатели концентрации.
Чем более неравномерно распределены доли между предприятиями, тем заметнее будет тенденция к снижению конкуренции и росту монополизации рынка. При анализе этих колебаний и изучении условий формирования конкурентной среды важное место занимает коэффициент вариации.
V=

- среднеквадратическое отклонение
 =
- средняя арифметическая из удельных весов совокупности фирм в объеме продаж на данном рынке или продукции данной отрасли.
Чем более неравномерно распределение  долей между предприятиями, тем заметнее будут различия двух вариантов уровня концентрации.
Чем ниже коэффициент  вариации, тем выше степень равномерности распределения объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации. При большем отклонении от средней величины крайних значений ряда вариация выше и, следовательно, выше уровень концентрации.
Коэффициент вариации не отражает средние размеры  фирм. Для рынка с двумя и  со 100 фирмами одинакового размера  дисперсия будет одинакова и  равна нулю, но уровень концентрации будет различным. При низком коэффициенте вариации могут скрываться субъекты, имеющие доминирующее положение или монопольную власть. Поэтому данный показатель скорее следовало бы применять только в качестве вспомогательного средства для оценки неравенства в размерах фирм, а не для оценки уровня концентрации.
Дисперсия логарифмов рыночных долей ( )так же, как и коэффициент вариации, характеризует степень равномерности распределения объемов продаж между фирмами (степень неравенства размеров фирм, действующих на рынке):
Показатель дисперсии характеризует  возможную рыночную власть фирм через  неравенство их размеров. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным  и более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.
Коэффициент относительной  концентрации (К) основывается на сопоставлении числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:
К=[20 + 3
]/

К – коэффициент относительной  концентрации;
 - доля крупнейших предприятий рынка в общем числе предприятий в процентах;
- доля продаж данных предприятий  в общем объеме реализуемой  продукции в процентах.
О воздействии крупнейшей фирмы на рынок можно говорить тогда, когда объем ее продаж составляет по крайней мере 20% совокупного выпуска.
При К=1 между долями существует линейная зависимость: 1/30 фирм выпускает 30%, а 1/10 — 50% совокупного объема реализованной продукции.
При К >1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным.
При К<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика.
Наиболее наглядно степень неравенства  компаний на рынке, отражающую относительную концентрацию, можно изобразить графически с помощью кривой Лоренца (см. рис. 1 в Приложении). На оси ординат на графике приведены кумулятивные значения долей рынка фирм, рассчитанные нарастающим итогом от наиболее мелких до самых крупных, расположенные по возрастанию, а на оси абсцисс — процент субъектов рынка, упорядоченный по возрастанию. Аналогично можно расположить данные при убывании, и тогда кривая примет форму зеркального отображения.
Область между кривой, обозначающей абсолютное равенство (биссектриса), и кривой Лоренца отражает степень неравенства субъектов рынка. Чем ниже концентрация, тем сильнее кривая Лоренца приближается к диагонали, и наоборот: чем концентрация выше, тем площадь между диагональю и кривой больше.
Статистический показатель, количественно интерпретирующий график Лоренца, — коэффициент Джини. Геометрически коэффициент Джини (G) представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой абсолютного равенства (биссектрисой), к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат. Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и, следовательно, при прочих равных условиях выше уровень концентрации.
Основными показателями рыночной (монопольной) власти фирм, используемыми в мировой  практике, являются индекс Бейна, индекс Лернера и индекс Тобина. В связи  со сложностью их расчетов, индексы  Бейна и Тобина редко используются в практической деятельности антимонопольных органов за рубежом.
Вместе с тем индекс Лернера достаточно доступен как в плане его расчета, так и в плане экономической интерпретации полученных результатов и определяется как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене:
L=
;
L – индекс Лернера;
P – рыночная цена;
МС – предельные издержки производства товара.
Достоинство данного показателя состоит  в том, что он непосредственно отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Чем больше цена реализации фирмы отклоняется от конкурентных норм, тем выше коэффициент Лернера. Индекс Лернера колеблется от нуля до единицы. Для совершенно конкурентного рынка он принимает значение, равное нулю (рыночная власть отсутствует); для рынка монополистической конкуренции находится в диапазоне 0,3-0,5; для рынка олигополии — 0,6—0,8 в зависимости от числа фирм (чем их меньше, тем, скорее всего, значения индекса Лернера будут больше); для рынков с доминирующей фирмой индекс может достигать 0,8-0,9 и для рынка монополии — приближаться к единице.2

1.3 Антимонопольная политика государства.

Одной из важнейших функций государства  является создание условий для нормального функционирования рынка. Существование монополистической структуры приводит к значительным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма.  Поэтому государство разрабатывает и реализует антимонопольную политику. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.).
Можно  выделить три  направления  антимонопольной  политики.
Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается  монополизированным, если доля одной  фирмы составляет 60% и выше. При  этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.
Не во всех случаях антимонопольное  законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская  ответственность.
В России, как указывалось выше, наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. При этом если в странах Запада тенденция к монополизму порождена системой  конкуренции  и  государство стремится ее преодолеть, то в нашей стране монополизм, наоборот, в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.
В настоящее время действует  Закон Российской Федерации «О конкуренции». Законом установлено понятие «доминирующее положение», т. е. исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 50% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.                   
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Какую политику проводит государство  по отношению к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли.  С другой  стороны,  как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены  на их продукцию.
Обычно, устанавливая цены на продукцию  естественных монополий, государство  в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала «нормальной» и снижались издержки.3

1.4 Опыт регулирования монополий в США.

Монополии оказались в числе  первых деловых структур, деятельность которых администрация США попыталась регулировать в интересах общества.
Первый антитрестовский статус был принят в США 2 июля 1890г. под названием "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий" и известен как закон Шермана (Sherman Antitrust Act). Это первый в своём роде федеральный акт, положивший краеугольный камень в антимонопольное законодательство США, носит общий характер, оставляя на усмотрение судов вопросы его интерпретации и применения. В этом законе любой контракт, трастовый договор или просто соглашение, ограничивающее торговлю в нескольких штатах или с другими государствами, признавались незаконными (раздел 1), а любое лицо, которое самостоятельно или совместно с кем-либо монополизирует или пытается монополизировать торговую деятельность между штатами или с другими государствами, признается совершающим преступление (раздел 2). Однако в процессе юридической интерпретации и применения принципов обычного права не всякое ограничение признавалось как нарушающее закон, а только необоснованное ограничение торговли (правило мотивировки).4
В 1914г. закон Шермана был существенно  расширен и дополнен - конгресс принял ещё два закона, призванных дополнить  собой антитрестовский закон Шермана: это были антитрестовский закон Клейтона (Clayton Act) и закон о Федеральной торговой комиссии - и с тех пор уже как закон Шермана-Клейтона он существует без сколько-нибудь существенных поправок. В законе даётся определение недобросовестных методов конкуренции, подлежащих запрету, включая запрет на монополистические объединения, предусматриваются уголовно-правовые санкции против виновных лиц, определяется верховный орган, которому поручается следить за применением и исполнением антитрестовского законодательства.
Антитрестовский закон Клейтона яснее  определял, что именно является незаконным ограничением торговли. Закон запрещал ценовую дискриминацию, дававшую одним  покупателям преимущества над другими, а также заключение договоров, согласно которым производители продавали продукцию только тем дилерам, которые обязывались не продавать продукцию конкурентов; также запрещались некоторые типы слияний и другие действия, способные уменьшить конкуренцию. Закон о Федеральной торговой комиссии предусматривал создание государственной комиссии, призванной предотвращать нечестную деловую практику и борьбу с конкуренцией.
Критики считали, что даже эти новые  инструменты борьбы с монополизмом недостаточно эффективны. “United States Steal”, контролировавшая производство более половины всей американской стали, в 1912г. была обвинена в монополизме. Правовые действия против компании продолжались до 1920 года, когда было принято историческое решение Верховного суда, согласно которому “United States Steal ” не была монополией, поскольку не занималась “неоправданным” ограничением торговли. Суд сформулировал различия между очень большим бизнесом и монополией и высказал мнение, что очень большой бизнес не всегда плох.
Пункт 2 закона Клейтона запрещал ценовую дискриминацию покупателей, если она вела к снижению уровня конкуренции. В 1936г. в этот пункт были внесены поправки в связи с принятием закона Робинсона-Пэтмэна (Robinson-Patman Act). Этот закон расширил рамки запрещаемой дискриминации, включив в неё не только попытку устранения конкурентов, но и также нанесение им какого-либо ущерба.
В современных условиях обычно при  судебной интерпретации закона в  вопросах, касающихся размеров рынка  и власти над ним, исходят из того, что любое ограничение является нарушением, особенно, если при этом имелось намерение достичь монопольного положения на рынке. “Правило мотивировки” при этом не применяется в случаях явного стремления ограничения ценовой конкуренции.
Следует учитывать историческое время  принятия этого закона. Человечество находилось на пороге Второй мировой войны и требовались усилия по концентрации экономики, произошли важные изменения в роли государства во время “Нового курса” - ответа Франклина Д. Рузвельта на Великую депрессию. В этот период 30-х годов США пережили тяжелейший экономический кризис и самую массовую безработицу за всю историю страны. Многие американцы решили, что необузданный капитализм потерпел поражение. Они возлагали надежды на государство, которое должно было уменьшить тяготы и то, что казалось саморазрушительной конкуренцией. Рузвельт и Конгресс приняли множество новых законов, дававших государству право вмешиваться в экономику. Помимо прочего, эти законы регулировали продажу акций, признавали право рабочих создавать профсоюзы, устанавливали правила в области заработной платы и продолжительности работы, обеспечивали выплату пособий по безработице и пенсий по старости, предусматривали дотации для фермерских хозяйств, страхование банковских вкладов и так далее.
Влияние государственных регулирующих правил распространяется почти на все продаваемые в США товары: производители продуктов питания должны ясно сообщать о том, что находится в банке или коробке; не допускается продажа лекарств до их тщательной проверки; автомобили должны создаваться в соответствии с нормами безопасности и экологическими требованиями; цена на товары должна быть ясно указанной; рекламодатели не имеют права вводить покупателей в заблуждение.5
Государство продолжает осуществлять судебные антитрестовские преследования  после Второй мировой войны. Федеральная торговая комиссия и Антитрестовское подразделение министерства юстиции следят за потенциальными монополиями или предотвращают слияния, способные уменьшить конкуренцию в той степени, которая причинила бы ущерб потребителям. В 1950г. в США принимается федеральный закон Селлера-Кефовера (Celler-Kefauver Act), как поправка к Акту Клейтона, в которой уточнялось понятие незаконного  слияния и запрещающая фирме приобретать активы другой фирмы, если это приводит к ослаблению конкуренции. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то  поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.
Антитрестовское законодательство не следует рассматривать исключительно  как средство противодействия созданию трестов и их ограничительной практике. В настоящее время оно являет собой одну из специфических форм государственного регулирования экономики, попытку регулировать рыночные отношения, уровень и масштабы конкуренции с целью повышения эффективности экономики. Для разбирательства дел во всех странах, имеющих антитрестовское законодательство, созданы специальные суды. Возбудить дело о нарушении этого законодательства могут как государственный орган (в США - Федеральная торговая комиссия), так и частные фирмы, пострадавшие от монополистической практики. Следующие прецеденты демонстрируют сферу этой деятельности:
    в 1961 году несколько компаний, производящих электрическое оборудование, были признаны виновными в установлении цен для ограничения конкуренции. И хотя компании согласились возместить существенный ущерб потребителям, некоторые высокопоставленные менеджеры попали в тюрьму.
    в 1963 году Верховный суд США признал, что объединение компаний, которым принадлежат большие доли рынка, может считаться действием, ухудшающим конкуренцию. В рамках дела рассматривалась деятельность “Филадельфия Нейшнл Банк”. Суд постановил, что если в результате слияния компания начинает контролировать чрезмерно большую долю рынка, и нет доказательств безопасности этого слияния, то такое слияние не должно осуществляться.
    в 1997 году федеральный суд признал, что, несмотря на то, что обычно розничная торговля является рассредоточенной, некоторые компании розничной торговли, например, “супермагазины”, торгующие офисными принадлежностями, конкурируют на отдельных рынках. Суд заявил, что на таких рынках слияние двух крупных компаний нанесло бы ущерб конкуренции. При этом речь шла о компании “Стейплс”, поставщике товаров для домашних офисов, и компании “Хоум Депо”, поставщике строительных материалов. Запланированное слияние было отменено.
    в 2001 году “Дело Гейтса" лишний раз проиллюстрировало, что в США перед деловым законодательством равны начинающий фермер и могущественный олигарх. "Все компании, какими бы могущественными они ни были, должны действовать по общим правилам" - с явным удовлетворением отметил один из руководителей антимонопольного ведомства США. Безусловно, для Гейтса бумерангом в виде столь неприятного для него исхода "антимонопольного" дела стали когда-то произнесенные им сгоряча слова о том, что он может перенести часть своих предприятий в Европу, а, следовательно, заставив работать свою монополию не только на благо своей страны.
Как показывают эти примеры, не всегда легко определить, имеет ли место  нарушение антитрестовского законодательства. Интерпретация законов меняется, аналитики часто расходятся во мнениях относительно того, достаточно ли могущественна компания для вмешательства в функционирование рынка.
Более того, условия меняются, и  объединения компаний, казавшиеся опасными с точки зрения антимонопольного законодательства в одну эпоху, представляются менее опасными в другую.
Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная  практика компаний, действующих в  самых различных отраслях производства и сферах коммерции - столь многогранен, что полностью не может быть охвачен специальными правилами, оформленными в виде законов. Именно этим можно объяснить некоторую обобщенность формулировок основных антитрестовских законов, неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел. Эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету их деятельности, смена приоритетов антимонопольного регулирования, неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка в результате стратегических шагов действующих на нём компаний с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом, так называемых нарушений “per se”. Доктрина нарушений “per se” была выдвинута в 1940г. К основным нарушениям относят:
    горизонтальное фиксирование цен - заключение по соглашению цен между действующими на рынке компаниями-поставщиками;
    бойкот - полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами - поставщиками или потребителем продукции в целях навязывания своих условий её реализации;
    раздел рынка между компаниями поставщиками на сферы сбыта;
    раздел и закрепление покупателей между компаниями-поставщиками в результате договоренности между последними;
    лишение конкурентов возможности действовать на данном рынке.
США предлагают свою систему свободного предпринимательства другим странам в качестве образца для подражания. Экономический успех этой страны, кажется, подтверждает точку зрения, согласно которой экономика функционирует наилучшим образом, когда государство даёт возможность компаниям и частным лицам самостоятельно добиваться успеха - или терпеть неудачи - в зависимости от их заслуг на открытых рынках в условиях свободной конкуренции. Однако свободен ли бизнес в американской системе свободного предпринимательства? Правильный ответ – “не совсем”. Сложная паутина устанавливаемых государством регулирующих правил определяет многие аспекты деловой активности. Ежегодно государство издаёт новые регулирующие правила, занимающие тысячи страниц и часто содержащие подробнейшие указания относительно того, что предприниматели могут делать, а что - нет.
Американский подход к государственному регулированию отнюдь не является полностью сложившимся. Регулирование в последние годы становилось более жёстким в одних областях и более мягким в других. Одной из вечных тем новейшей экономической истории Америки был и остается вопрос о том, когда и насколько государство должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность.6
 

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

2.1 Анализ законодательной базы.

Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной политики состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах правил.
Становление антимонопольной политики проходило  одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 года, после принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
При разработке данного закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния  экономики Российской Федерации. При разработке методов борьбы с монополизмом учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция не запрета самого монопольного положения, а только злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Применение  Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон много раз подвергался редактированию, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи7.
Одним из инструментов проведения государственной  антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, является ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Целевое назначение Реестра — подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике.
За период проведения антимонопольной политики в России существовали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от экономических условий.
Государственный Реестр РФ объединений  и предприятий-монополистов являлся инструментом предупреждения и пресечения монополистической деятельности с 1992 по 1995 гг., носил жестко принудительный характер, формировался на основе приказа  Государственного Комитета по Антимонопольной Политике (ГКАП) России и основывался на одновременном наличии двух признаков – доминирующего положения хозяйствующего субъекта (ХС) на товарном рынке и факта злоупотребления этим положением. Под государственным регулированием в 1993 г. находилось около 5-6 % выпускаемой продукции на федеральном уровне и около 15-20%  - на региональном.
Новая редакция Закона «О конкуренции…» (1995г.) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого документа  – «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного  товара более 35процентов» - указывает на его информационно-справочное назначение. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приобретении акций  в уставном капитале.  Соответственно, изменились не только название, но и форма легитимности Реестра.
Практическая работа по формированию Реестра показала, что с 1997г. количество включенных  в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и их снижение. По состоянию на 1 января 2005г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 – в федеральный раздел.
Совсем  недавно, 26 октября 2006 года был принят принципиально новый закон «О защите конкуренции», так как многие положения прежнего закона вошли в явное противоречие с экономическими и правовыми реалиями современной России. Учитывая особую значимость защиты конкуренции на современном этапе развития экономики РФ, закон «О защите конкуренции» предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по ее защите, уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках.
Закон предусматривает изменение  подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. Уточняются понятия товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе. Определяются понятия координации деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящей ущерб конкуренции, а также понятие согласованных действий.
В законе существенно  модифицировано понимание доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Снижено пороговое значение его доли на товарном рынке с 65% до 50%, после чего положение такого хозяйствующего субъекта на товарном рынке признано доминирующим (если он не докажет обратное). Дополнительно в законе вводится определение множественного (коллективного) доминирования на товарном рынке и предлагаются критерии определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта для случая такого доминирования. Закон содержит принципиально новый подход к контролю за монополистической деятельностью. Для случаев злоупотребления доминирующим положением, соглашениями и согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, устанавливается перечень нарушений «per se», не требующих доказательства их негативного влияния на конкуренцию.
Одной из существенных особенностей закона является введение четких и ясных критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект и не приводящие к недопущению и устранению конкуренции, могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми.
Избирательное предоставление органами государственной власти и местного самоуправления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам является одной из основных угроз конкуренции. Закон вводит принципиально новый подход к контролю за распределением таких льгот и преимуществ.
Он также содержит определение  государственной помощи, которое устраняет существовавшую ранее неопределенность в подходе к определению понятий ограничивающей конкуренцию государственной помощи и мер государственной поддержки.
Серьезной проблемой остается эффективность государственного контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых сынках. В качестве критериев такого контроля закон вводит новые пороговые значения оборотных показателей хозяйствующих субъектов — участников сделки, подлежащей контролю. Для повышения действенности антимонопольного контроля в законопроекте конкретизированы нормы, определяющие обязанность хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефиниариях) и об участвующих в сделках офшорных компаниях.
Изменился  подход к определению  размера штрафа за нарушение в  различных сферах и порядок его  исчисления. Новый порядок исходит из определения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в зависимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера оборота компании, нарушившей антимонопольные требования или не исполнившей решения или предписания антимонопольных органов
В законе расширены полномочия антимонопольного органа при проведении расследования дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Новый закон «О защите конкуренции» разработан в связи с совершенствованием законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках, закрепления в законодательстве комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях справедливой конкуренции.
Политика антимонопольного регулирования  России осуществлялась не только за счет совершенствования базового Закона, применяемого для товарных рынков, но и других законодательных актов, достаточно самостоятельных по своей сущности (см. Таблица 1 в Приложении).
Важное место в антимонопольной  практике занимает контроль за деятельностью  субъектов естественных монополий. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» распространяется только на деятельность субъектов естественных монополий, регулируемых федеральным законодательством. Круг естественных монополий составляют исключительно отдельные базовые сферы инфраструктурных отраслей.
По мере развития конкуренции на отдельных  рынках все большую роль начинала играть реклама. В июле 1995г. Был принят Федеральный закон от 18.03.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законодательства и устанавливающий  правила поведения фирм на рынке рекламной продукции.
Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг», разработанный Министерством  по Антимонопольной Политике России, принят летом 1999г. и вступил в  силу только с января 2000г., что свидетельствует о наметившемся влиянии МАП на деятельность финансовых организации наравне с Центробанком России, ФКЦБ России, Минфином России.
За последние  годы в основном сформированы направления  конкурентной политики и система  антимонопольного законодательства, охватывающего практически все сферы экономической деятельности, создан профессиональный антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления), который может осуществлять новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики8.

2.2 Структура органов управления.

Одним из важнейших компонентов  политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.
Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных  органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 г. впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России).
В 1995 г. в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в РФ был  создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 г. для реализации Федерального закона «О естественных монополиях» были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.
В целях формирования эффективной  структуры федеральных органов  исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 «О структуре федеральных  органов исполнительной власти»  существовавшие на тот момент антимонопольные органы были упразднены и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).
В начале марта 2004 г. в контексте  реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в связи с этим Постановлением Правительства были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы9.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа)10.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) объединяет в себе основные функции упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) и часть функций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ.
В соответствии с концепцией административной реформы несколько изменились направления деятельности антимонопольных органов.
Функция предупреждения и пресечения фактов нарушений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, сохраняется. При этом единственным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и дальнейших действий являются обращения потребителей, где обосновывается вред, причиняемый, по их мнению, их финансовым интересам.
Функция рассмотрения ходатайств (уведомлений) о сделках и действиях, подлежащих антимонопольному контролю, сохраняется, однако уведомление антимонопольного органа о сделках становится добровольным. Предварительное и добровольное обращение за разрешением на совершение сделки в случае положительного решения органа создает иммунитет от дельнейшего судебного преследования сделки по искам потребителей.
Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности МАП и подд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.