На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Образование средневековых городов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

 
Оглавление 2
Введение 3
Монастыри, замки  и зарождение городов западной европы в V-XV вв 4
Заключение 21
Список использованной литературы 22
 

+

6

Введение

Возникновение города –  исторически обусловленный акт. Появившись на исторически определенном этапе естественно-исторического процесса, город становится необходимым моментом организации общества и важным фактором его развития. На разных этапах исторического развития он имеет свои характерные черты, отражающие особенности социальной организации, разную социальную базу, соответствующего общества ценностные установки уровень культуры. Именно понимание всеобщности города, его реальной значимости в организации и развитии обеспечивает возможность рассмотрения города как фактора прогрессивного развития.
Город - феномен исторический. Его социо-культурное содержание и  его функции не оставались неизменными  по мере смены исторических эпох и  цивилизаций. Город не только менялся  сам в ходе цивилизационных процессов, но и воздействовал на динамику их движения. Именно в силу этой его  природы и роли в развитии цивилизации  проблема города выступает как одна из фундаментальных проблем науки  и прежде всего – исторической.
Исследования в области  истории городов сопряжены с  рассмотрением актуальных задач  исторического познания в целом.
В данной работе будет подробно рассмотрено возникновение монастырей и замков, а также зарождение и  развитие городов вокруг них на территории Западной Европы в V-XV вв. 

Монастыри, замки  и зарождение городов западной европы в V-XV вв

Начало средневекового периода  в истории Западной Европы относится к V-X вв, к эпохе становления феодального уклада жизни, сменившего рабовладельческую формацию. Результатом этого процесса явилось возникновение двух антагонистических классов: крестьян и феодалов, в руках которых постепенно сконцентрировалась военно- административная власть, тогда как деятельность земледельцев ограничивалась лишь сферой производства сельскохозяйственных продуктов и связанных с ними предметов ремесла. Процесс феодализации сопровождался распространением христианства. Христианская церковь была его идеологической базой, одной из важных сил, способствовавших установлению нового правопорядка.
Падение Римской империи  и образование на ее территории мелких и крупных варварских государств вызвали упадок городской культуры. Старые римские города утратили свое былое социальное и экономическое значение. Главной экономической ячейкой в этот период уже был не город, а поместье. В Европе воцарилось господство натурального хозяйства, а вместе с ним и сельский характер населения. Некогда цветущие провинциальные города Римской империи превратились в руины.
Новые города в период раннего  средневековья практически не строились. Правда, постоянные войны, которые вели короли сначала меровингской, а затем каролингской династий, вызывали необходимость сооружать укрепленные поселения, особенно в пограничных районах, однако они скорее походили на феодальные поместья - пфальцы, нежели на крепости или замки в полном смысле этого слова. Единственными центрами раннесредневековой материальной и духовной культуры были монастыри.
Монастыри строились на свободных, никому не принадлежавших ранее территориях и на первых порах носили характер трудовых общин. Жизнь в монастырях раннего средневековья была строго регламентирована.
Обычно монастыри располагались  поблизости от поселений, как, например, древние аббатства Сен-Дени и  Сен-Жермен в окрестностях Парижа, или более поздние монастыри францисканцев и доминиканцев во Флоренции, но в некоторых случаях они сами становились причиной возникновения городов. Примером такого рода может служить аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции.
В Нормандии, на высокой скале, омываемой морем, в середине VIII в. возник монастырь. Вскоре монахи монастыря построили в скале полуподземную церковь, расширив тем самым верхнюю площадку холма. В романский период (1017-1144 гг) на этой площадке был построен собор св. Архангела Михаила. В дальнейшем после обрушения он был перестроен в готическом стиле. Почти одновременно возникли и монастырские постройки. У подножья аббатства, вдоль единственной поднимавшейся к нему дорога выросло городское поселение, жители которого обслуживали монастырь и многочисленных паломников, прибывавших сюда из самых отдаленных углов католической Франции. Поскольку монастырь на всем протяжении своего существования играл роль военной цитадели, в ХIV-ХV вв. город был дополнительно укреплен крепостными стенами.

Рис 1. Мон-Сен-Мишель. План аббатства и города. Аббатство основано в XIII в. Собор построен в XI-XV вв. Монастырские здания относятся к XIII в. Городские стены – XIV-XV вв.
1 - городские ворота; 2 - ворота и Башня короля; 3 - приходская церковь; 4 - вход в аббатство; 5 - Бель-Щез; 6 - жилые помещения; 7 - водоем; 8 - вход в собор; 9 - трапезная.
 
Суровое существование среди  клокочущих волн Ла-Манша во время приливов и среди зыбучих песков во время отливов создавало у жителей впечатление полной отрезанности от всего мира. А отсутствие сельских окрестностей, непосредственно окружающих и кормящих город, вызывало необходимость с риском для жизни доставлять продукты питания с материка. Исключительные природные условия, в которых развивался монастырь и город, способствовали вынужденному союзу духовного феодала с городским населением. Это, конечно, не значит, что жители Мон-Сен-Мишель не восставали против чрезмерных притязаний верхнего клерикального замка, однако в целом история Мон-Ссн-Мишель свидетельствует о том, что взаимозависимость монастыря и города была сильнее их закономерного антагонизма.
Следует отметить, что своим  возникновением западноевропейские города в большинстве своем были обязаны не монастырям, а замкам. Интенсивное замковое строительство совпадает с завершением процесса становления феодального строя в Западной Европе, с периодом, когда сложилась как крупная феодальная земельная собственность, так и сеньоральная (вотчинная) система землевладения. Потребность в защите своей семьи и подвластного населения от подобных же феодалов-соседей или иноземцев повлекла за собой создание мощных оборонительных сооружений, состоявших из жилой и дозорной башни-донжона, крепостных стен, внутреннего двора и хозяйственных построек. Обычно для строительства замка выбиралось самое неприступное место на скале, на острове, у слияния рек и т.д. Замки строились постепенно, в течение одного, а иногда и двух столетий, наращивая дополнительные оборонительные и хозяйственные сооружения. Иногда крупные феодалы строили замки в более короткий срок. Особую разновидность замков составляли крепости феодалов, построенные в пограничных районах европейских государств и княжеств.
Примером этому может  служить Каркассон, расположенный  на юге Франции, на правом берегу р. Од, берущей свое начало в Пиренейских  горах. В средние века этот район  был ареной постоянных военных конфликтов. Каркассон долгое время существовал  как столица местного графства, а  затем попал в подчинение герцогу  Тулузскому. В XII в. на вершине холма  был построен замок местных феодалов. Замок был окружен рвом и соединялся с внешним миром лишь тогда, когда  опускался подъемный мост. С западной стороны замок имел дополнительное укрепление в виде массивной башни - барбакана, вынесенной вперед за пределы  замковых стен. Почти одновременно с замком возле него возникло торгово-ремесленное  поселение, окруженное в XIII в. крепостными  стенами по распоряжению короля Людовика IX. Городские стены, мастерски сложенные из местного камня, окружали город двумя параллельными кольцами. Многочисленные башни и мощные крепостные ворота делали город неприступной твердыней, как бы ощетинившейся каменными стрелами башен.

Рис 2. Каркассон. План верхнего города.
1 - замок, отделенный от города мощными стенами и рвами; 2 - собор Сен Назэр; 3 - Нарбоннезские ворота; 4 - Одские ворота; 5 - несохранившееся крепостное сооружение.
 
В тех случаях, когда замки  принадлежали очень крупным феодалам или членам королевской фамилии, они становились не просто жилищем хозяина в центре своего владения, а скорее дворцовой резиденцией. В этом случае дорога, ведущая к замку, играла роль парадного въезда, а вассальное поселение строилось вдоль этого пути. Примером замка такого рода может служить замок Пьерфон.
В Х-ХII вв. в период активного строительства городов, связанного с дальнейшим развитием производительных сил и отделением ремесла от сельского хозяйства, феодальные замки стали центрами концентрации торгово-ремесленного населения. Оживились в этот период и некоторые старые римские города (Милан, Флоренция, Париж, Кельн, Лион, Лондон).
Большое значение в развитии средневековых городов ХII-ХIII вв. имела торговля. Помимо торговли с окрестным сельским населением в некоторых городах велась активная международная торговля. Особое значение для европейских городов имела торговля с восточными странами через Византию. Венеция и Генуя обязаны были своим расцветом этой торговле. Большое значение в жизни средневековых городов имели ярмарочные центры. В раннее средневековье ярмарки были единственными местами обмена. В дальнейшем с развитием городов и международной торговли значение и число ярмарок увеличилось. Размеры и численность населения средневековых городов зависели от их экономического значения. Основная масса городов имела незначительные размеры.
Вся история средневековых  городов проходила под знаком борьбы городского населения сначала с феодалами, на земле которых располагался город, а затем с городским патрициатом, состоявшим из разбогатевших купцов и ремесленных мастеров. Если в начале местный сеньор собирал со своих поселян оброки натурой, то по мере развития денежных отношений средством феодальной эксплуатации стали различные пошлины: ввозные, выездные, рыночные, за пользование мостом, а также пошлины на соль, вино и другие товары. Режим сеньоральной эксплуатации в городе тормозил его экономическое развитие и вызывал активную оппозицию со стороны городских торговцев и ремесленников, прежде всего наиболее зажиточных из них.
Борьба с феодалами, владевшими землями, на которых располагался город, принимала различный характер. Коммунальное движение (так называлась эта борьба) наиболее активно протекало в ХI-ХII вв. В некоторых случаях городские права и вольности завоевывались с оружием в руках и горожане добивались более или менее полного самоуправления, как например, северные и среднеитальянские города, а также северофранцузские города и некоторые города Фландрии. Открытая борьба часто сочеталась с выкупами у сеньоров отдельных повинностей, прав и муниципальной независимости.
В тех случаях, когда город  на ранних стадиях своего развития находился под властью крупных  феодалов (духовных или светских), процесс  получения вольностей протекал менее остро, чем в условиях мелкого сеньората. Городские права в этих случаях приобретались главным образом за счет денежного выкупа, а иногда «даровались» самими сеньорами, разумеется, не безвозмездно.
Так, например, Наумбург, возникший в X в. как небольшое поселение у замка местных феодалов, вскоре был превращен в епископский город и власть фактически перешла в руки епископа Наумбургского, имевшего свою резиденцию рядом с кафедральным собором, построенным в XI в
Следует отметить, что рыночная площадь в Наумбурге являлась типичным примером средневековой торговой площади. Несмотря на ее небольшие размеры и обилие выходящих на нее улиц, пространство площади сохраняло свой замкнутый характер, чему способствовало отсутствие сквозных проездов. В результате этого перспектива каждой выходящей на площадь улицы была замкнутой, что придавало ей архитектурную целенаправленность, а площади - камерность и разнообразие.
Другим характерным примером города, развившегося из поселения у подножья замка крупного феодала, был Мейсен.
Следует отметить, однако, что  городов, возникших на землях крупных феодалов, было не так уж много, основная же масса средневековых городов прошла тяжелый путь борьбы за свою независимость.
Вольности, за которые боролись жители средневековых городов, заключались в праве иметь свой городской суд, в замене сеньоральных повинностей денежными взносами, в признании за городской общиной права содержать свое войско и строить укрепления, а также иметь свои выборные органы управления - городской совет.
К концу XIII в. большинство  средневековых городов Западной Европы имело городские советы, в обязанности которых входило следить за взиманием налогов, осуществлять надзор за торговлей и ремеслом, распоряжаться финансами, следить за обороноспособностью города и его благоустройством.
Первоначально в городские  советы избирались наиболее богатые  и именитые граждане города, но по мере развития городского ремесла и увеличения числа членов цеховых корпораций, т. е. мелких производителей, начали возникать постоянные конфликты между городским патрициатом и беднотой.
Иногда добытые в тяжелой  борьбе городские права и вольности  приобретали характер свода законов, в котором отражались не только торговые, ремесленные и налоговые правила, но и статьи, касающиеся городского землевладения. размежевания городских территорий и правил соседского общежития. Наиболее интересным документом такого рода было так называемое Магдебургское городское право, сильно повлиявшее на строительство многих европейских городов.
Магдебургское городское  право возникло в XIII в. в Магдебурге - крупном ганзейском городе, оплоте германизации и христианизации славян и других народов, соседствовавших со Священной империей. В основу кодекса были положены привилегии, полученные жителями Магдебурга от архиепископа этого города в 1188 г., а также более древний свод законов - так называемое «Саксонское зерцало».
Города, построенные в  соответствии с Магдебургским городским правом, получали самоуправление, льготы в отношении ремесла и торговли, право судопроизводства и взимания налогов. Они освобождались от феодальных повинностей и, что особенно существенно, становились коллективными собственниками городской земли. Последнее имело большое значение и позволяло членить территорию города на более или менее равные земельные участки, которые отдавались в «держание» жителям этого города.
То обстоятельство, что  земля считалась общегородской, позволило ввести ряд дополнительных правил по эксплуатации и застройке участков. Так, например, жители могли устраивать плодовые сады на своих участках, но так, чтобы ветви фруктовых деревьев не свешивались на участок соседа. С этой целью, а также с целью закрепления первичной конфигурации участка предписывалось ограждать их заборами.
Большое внимание уделялось  наследованию права пользования земельным участком. Закон строго следил, чтобы участок получали прямые наследники умершего, в противном же случае участок отчуждался в пользу городской общины. Конфискация участков производилась и в тех случаях, если тот или иной житель города совершал преступление.
Все эти правила имели  целью предотвратить анархию в городском землепользовании и воспрепятствовать образованию крупных наделов в руках феодалов или разбогатевших бюргеров. Кроме того, Магдебургское право, несомненно, служило средством привлечения торгово-ремесленного люда в районы, нуждавшиеся в заселении в интересах отдельных феодалов или целых феодальных государств.
Многие города, построенные  в соответствии с Магдебургским правом, первоначально сохраняли следы первичного межевания, но были и такие, в которых равенство размеров земельных наделов довольно быстро разрушалось.
Одним из наиболее характерных  примеров средневековых городов, воспринявших в процессе развития Магдебургское право, был город Пирна. Применение этого свода законов предопределило регулярную планировочную структуру.

Рис 3. Пирна. План средневекового города по В. Рауда. Город построен единовременно в XIII в. и имеет сравнительно регулярную планировку улиц.
1 - собор; 2 - рыночная площадь со зданием ратуши в центре; 3 - монастырь; 4 - школа; 5 - замок Зонненштейн; 6 - церковь св. Екатерины; 7 - Донешештрассе.
 
Пирна была построена неподалеку от Дрездена, также на левом берегу Эльбы, у переправы, возле старого  замка Зонненштейн. Город возник в XIII в. но воле маркграфов Мейсенских и довольно быстро превратился в военный торгово-ремесленный центр. Город имел четкую планировку, свойственную всем полувоенным поселениям. Главная улица Донешештрассе начиналась у приречных ворот и кончалась противолежащими городскими воротами, другая значительная улица проходила параллельно реке и соединяла замковые ворота с территорией доминиканского монастыря. В центре города располагалась рыночная площадь, на которой находилась ратуша города. Рядом с рынком, на другой площади размещалась церковь Мариенкирхе. Единовременность закладки и строительства Пирны позволила ее создателям разместить ведущие сооружения города в соответствии с потребностями и вкусами времени. Это особенно касается здания ратуши, которое заняло почетное место в середине центральной площади города.
Новые города по заранее  продуманному плану строились не только в немецких землях и странах Восточной Европы, такое строительство велось и во Франции, где новые города возводились либо крупными сеньорами для увеличения численности населения в их владениях, либо королями в военно-стратегических целях.
Наибольшее число городов  возникло на юге Франции, где по берегам  Гаронны и ее притоков, вдоль Пиренеев, в Перигоре и Гаскони возникла потребность в строительстве городов-крепостей.
В ХII-ХIII вв. земли этих районов оказались в руках английских королей династии Плантагенетов, которые были выходцами из дома герцогов Анжуйских. Бесконечные распри и споры за эти владения, которые в конечном итоге привели к Столетней войне, вызвали активное градостроительство в пограничных районах. Возникшие здесь укрепленные города назывались бастидами.
Среди французских городов, построенных в XIII в., следует упомянуть возведенные по распоряжению Людовика IX города Эг-Морт и Нижний город в Каркассоне.
Новые города строились не только на территории Священной империи  и королевства Франции. Много крепостей и бастид было построено английским королем Эдуардом I Плантагенетом и в самой Англии.
Английские бастиды значительно  отличались от бастид, построенных в тот же период на французских землях. Это различие заключалось, прежде всего, в значительно меньших размерах, а, кроме того, в отсутствии в них общественных городских площадей.
Планировка регулярных городов  занимала средневековых архитекторов не только в практическом, но и в теоретическом плане. Это относится к средневековой Италии, где, как известно, сохранилось наибольшее число городов, спланированных по тину военного лагеря. В большинстве своем эти города послужили ядрами для средневековых городских образований. Во всех случаях в истории этих городов наступал момент, когда они выходили за границы античного поселения и продолжали свое развитие вдоль сложившихся к этому времени дорог.
Стремление горожан к  корпоративности, диктуемое самой городской жизнью, нашло отражение в планировочной структуре и в архитектурном облике средневековых поселений. К этому следует добавить феодальную иерархию, которая даже в тех случаях, когда города имели полную муниципальную самостоятельность, вес же имела место.
Если представить себе Париж XI в., то прежде всего бросилась бы в глаза разбросанность городской территории и ее членение на отдельные крупные и мелкие владения местных сеньоров. Париж, в отличие от большинства других городов, представлял собой конгломерат феодальных владений (земли короля, епископов, аббатств, светских сеньоров) с расположенными на них домами зависимых ремесленников.
Большое значение в процессе формирования уличной системы Парижа сыграли его торговые центры. Часть из них возникла еще в период раннего средневековья (например, ярмарки около загородных монастырей Сен-Дени, Сен- Жермен, Сен-Лоран), а также более поздние рынки у Тампля (монастырь тамплиеров) и аббатства Сен-Жак (ордена госпитальеров). Значительные территории по берегам Сены в восточной части города и за его пределами были заняты рынками оптовой торговли зерном, вином, дровами и сеном. Помимо перечисленных выше торгов в Париже функционировал главный рынок (будущее «чрево Парижа»), возникший в западной части города у ворот Сент-Оноре, на котором продавались все разновидности товаров, в основном парижского производства. Рынки и торги «цементировали» приходскую раздробленную структуру средневекового города и наряду с главными общегородскими центрами - церковным, гражданским и дворцовым - формировали его архитектурно-пространственную структуру.
В градостроительстве средневековья особое значение имела символика, однако не была его определяющей чертой. В основе лежали насущные потребности городских жителей-ремесленников и торговцев, которые и влияли решающим образом на архитектурно-планировочное формообразование городских поселений.
В этом смысле городские  ансамбли готического периода (XII-XIV вв.) в большей степени зависели от потребностей и вкусов своего времени, чем их романские предшественники, полные религиозной символики и стремления к подражанию древним легендарным градостроительным образцам.
К XIII в. у горожан сложились такие понятия, как «рынок», «собор», «ратуша», за которыми подразумевались как сами сооружения, так и связанные с ними пространства, еще не носившие названия городских площадей. Улицы, также прежде всего различались по их назначению. Таким образом, в понятие городского ансамбля в готический период прежде всего входила принадлежность того или иного здания или пространства своему функциональному назначению.
Городские центры средневековых  городов имели общие черты, свойственные всем городам Европы, что отнюдь не исключало огромного разнообразия архитектурно-пространственных решений.
Доминирующее положение  в любом средневековом городе занимал собор. Обыкновенно соборы строились на средства горожан на свободной от застройки территории. В одних случаях собор занимал весь участок, от которого оставалось лишь небольшое пространство перед входом в здание (собор Парижской богоматери); в других - вокруг собора имелся круговой обход (соборная площадь во Флоренции); в третьих - собор находился в центре обширного городского пространства (соборная площадь в Пизе).
Собор имел не только одно культовое предназначение. Он был одновременно и самым крупным городским сооружением, в котором можно было укрыться в случае опасности. Конструктивные элементы, украшенные скульптурой, служили своего рода «открытой книгой», в которой жители средневековых городов, в большинстве своем неграмотные, черпали элементарные сведения из священной истории и истории своего родного края. Готическая скульптура и ее размещение подчинялись определенной сюжетной программе, повторявшейся во многих городах Западной Европы. Стройность и уравновешенная гармония архитектурных форм в сочетании с устремленностью ввысь была характерной чертой всех без исключения готических соборов, где бы они ни были построены и из каких материалов они ни были бы сложены.
Крупные городские соборы часто занимали центральное положение в городе. Ярким примером в этом отношении является собор в Амьене, построенный в XIII в. на месте более древней романской базилики, а также собор в Вене.
Исключительные исторические и природные условия, в которых  развивалась Вена, способствовали сравнительно быстрому образованию торгово-ремесленного городского поселения, укрепленного городскими стенами.
Не менее распространенными  были случаи внецентренного расположения городского собора относительно территории города. Наиболее ярким примером в этом отношении являлся соборный ансамбль в Эрфурте.
Иногда городские пространства, окружавшие здание собора, превращались в систему взаимосвязанных площадей. Таковыми были площади в центре Зальцбурга.
Большую роль в жизни средневековых городов играли городские рынки. Обыкновенно рыночные площади располагались рядом с собором и часто соприкасались с соборной площадью под углом. Для городов свойственно было стремление создать несколько торговых площадей с раздельной торговлей чистыми товарами и продуктами питания или оптовой торговли. Обычно, кроме главной рыночной площади, застроенной монументальными сооружениями домов цеховых общин, ратушей, церковью, жилыми домами зажиточных бюргеров, существовали отдельные городские пространства для торговли мясом, рыбой, сеном, дровами и т. д. Архитектура рыночных площадей составляла особую тему в средневековом градостроительстве. Большую роль на рыночных площадях играли скульптура и городские бассейны. Эти сооружения часто украшались каменной резьбой наподобие готических стрел и имели металлические ограждения.
Главным зданием, олицетворявшим гражданскую жизнь средневековых  городов, была ратуша. Как и городские соборы, ратуши строились на средства самих горожан и отражали характер и вкусы того или иного городского поселения. Даже в пределах одной и той же страны в архитектуре ратуш наблюдалось большое разнообразие. В крупных торговых городах архитектурный облик ратуш отражал их значение как крупных общественных зданий. В небольших городах ратуши по своему облику более походили на дома зажиточных бюргеров и часто строились в виде фахверковых сооружений. Обыкновенно здание городского управления имело вытянутую в плане конфигурацию и располагалось вдоль одной из сторон рыночной площади. В других случаях оно имело более компактный объем и занимало на площади угловое или центральное положение. Часто здания ратуш увенчивались башнями. В некоторых городах здания муниципальных советов были подлинными шедеврами готической архитектуры.
Во многих торгово-ремесленных  центрах Италии, где коммунальная жизнь была наиболее развита, ратуша занимала доминирующее положение в  городе и наряду с городским собором служила главной архитектурной вертикалью.
Характеристика средневековых  городов Западной Европы была бы не полной, если не остановиться на улицах, соединявших жилые районы с церковными и торговыми центрами. Для жителей средневековья улицы не составляли самостоятельной архитектурной темы. Они были коммуникациями и в этом видели их главное назначение.
Улицы средневековых городов  были узкими, грязными и имели замощение  в исключительных случаях. Основная масса средневековых городов не имела уличного замощения. Жилые дома горожан с нависшими один над другим этажами придавали улицам вид узких каньонов, в которых застаивался воздух и куда часто сливались нечистоты. Для вьючного и конного транспорта такие проходы были плохо приспособлены. Исключение составляли лишь улицы, по которым проходили религиозные или гражданские процессии, а также пути следования королей и крупных феодалов.
Благоустройство средневековых  городов оставляло желать лучшего. Большая скученность населения в пределах городских стен повлияла на формирование жилища городского типа, которое развивалось чрезвычайно медленно, приспосабливаясь к условиям городской жизни. В зависимости от того, какими строительными материалами располагали городские жители, определялся характер жилой застройки. Так, в Италии и Южной Франции многие городские дома строились из камня. В городах северной Германии и Нидерландах распространено было кирпичное и фахверковое строительство. Деревянные дома с каменным низом имели большое распространение в Центральной Европе и в Англии. Фахверковые дома строились почти повсеместно и были весьма удобны в конструктивном и противопожарном отношениях. Известно, что частые пожары уничтожали целые поселения. Задача быстрого восстановления жилых домов на прежних основаниях выработала этот весьма характерный для средневековья тип застройки, состоявший из каменного или кирпичного основания и деревянного каркаса, собранного из вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами. Роль заполнителя в этой конструкции играл кирпич и ли бутовый камень на глиняном растворе. Народные мастера создавали из этих материалов замечательные произведения архитектуры, которые придавали средневековым городам живописность и уют.
Внутренняя структура  городского средневекового жилища была традиционной. На первом этаже размещались хозяйственные помещения, кухня, кладовые, иногда ремесленные мастерские и лавки. В верхних этажах находились общая комната и жилые помещения. Конечно, в различных странах Западной Европы эта схема расположения внутренних помещений жилого дома несколько варьировалась, но в целом она была присуща для большинства городов. Жилые дома выходили на улицы либо боковыми фасадами, либо торцами, часто увенчанными щипцовыми крышами, отчего силуэт улицы приобретал зубчатый характер.
В больших городах жилые  дома почти не имели дворовых участков, зато в небольших городских поселениях, особенно в сельскохозяйственных районах, где было развито скотоводство, виноделие, пивоварение, у каждого горожанина имелось необходимое для хозяйственных нужд дворовое пространство.
Оценивая в целом западноевропейское средневековое градостроительство, можно отметить следующие положения.
Средневековое градостроительство представляло собой длительный исторический процесс, на протяжении которого многие поселения, находившиеся в прямой феодальной зависимости от местного сеньора, превратились в торгово-ремесленные центры, имевшие определенную административную автономию. Этот процесс, протекавший в общем русле развития феодальной социально-экономической формации, был присущ в равной степени всем западноевропейским государствам, однако формы и характер его проявления были различны в зависимости от экономических, природных и стратегических качеств местности, в которой развивался тот или иной город.
 


Заключение

Образование средневековых  городов с их новыми формами хозяйства  и быта было явлением прогрессивным  на определенном этапе развития западноевропейского феодального общества. В городах складывались новые формы товарного производства, делались технические открытия, развивалась наука, возникали новая городская культура и искусство, формировались новые типы архитектурных сооружений и приемы городской планировки.
Средневековые городские  ансамбли создавались руками народных мастеров, вкладывавших в свои произведения талант, умение и любовь к родному городу. Соборы, ратуши, жилые дома, крепостные стены и башни, построенные в определенных утилитарных целях, несли на себе печать большого искусства, следы которого сохранились на территории многих современных городов и которые являются в настоящее время предметом охраны и реставрации.
Однако в оценке средневекового градостроительства было бы несправедливо ограничиваться только упоминанием о художественной ценности материальных остатков этой эпохи. Значение его в общем процессе развития градостроительного мастерства было гораздо более активным: умелое использование природных данных местности и экономное отношение к городской территории, способность создавать из простых строительных материалов шедевры архитектуры, терпеливое строительство крупных городских сооружений силами нескольких поколений зодчих - все это способствовало выработке наиболее ценных качеств средневекового градостроительства (гибкости их архитектурно-планировочных структур и способности к преемственному развитию). В недрах городской культуры западноевропейского средневековья созрели все предпосылки для развития градостроительных принципов эпохи Возрождения.
 


Список использованной литературы


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.