На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Инфляционное таргетирование

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
    Инфляция, её виды и формы………………………………………..3
    Сущность инфляционного таргетирования, требования для его проведения……………………………………………………………………….13
    Опыт промышленно-развитых стран по применению инфляционного таргетирования………………………………………………..18
    Перспективы инфляционного таргетирования в России……….23
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Инфляция, её виды и  формы.
Инфляция - неизбежный спутник  долгосрочного развития экономики  с гибкими ценами. Поддержание  уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования  рыночной экономики. [19 с.599]
Как экономическое явление  инфляция существует уже длительное время. Термин «инфляция» (от лат.inflatio-вздутие) означает переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценивание, как результат, повышение цен на  товары и услуги, падение покупательной способности денег [12;с.147].Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением бумажных денег, с функционированием которых неразрывно связана. Впервые этот термин стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажноденежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся в Англии и Франции. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов) [19 с.600]. Инфляция - это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Современной инфляции присущ ряд особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас — Ронический. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. [12;с.147]
Рост цен может быть связан с превышением спроса над  предложением товаров. Однако такой  рост цен, связанный с диспропорцией  между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке, — это не инфляция. Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, выражаемый в росте цен, не связанный с повышением качества товаров [12с.147]. Для современной рыночной экономики инфляция стала неотъемлемым явлением, прежде всего из-за того, что современный рынок далёк от условий совершенной конкуренции. По сути, инфляция многообразна в своём проявлении.
Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. Существует классификация инфляции по нескольким параметрам: с позиции темпа роста  цен, с точки зрения сбалансированности роста цен,  с позиций предсказуемости  инфляции и исходя из степени вмешательства  государства в рыночные процессы. Рассмотрим данные классификации на рисунке 1.1
спроса
инфляция

открытая

предложения





подавляемая
Умеренная
  сбалансированная
  ожидаемая

 
Галлопирующая
несбалансированная
неожидаемая



Гиперинфляция

      Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценивание денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5% в год [19;с.602].
      Существует несколько представлений о галопирующей инфляции. Одни считают, что галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до 100 % в год [19;с.602]. Другие характеризуют её, как рост цен до 200% в год [7;с.342]. Это явление в виде скачкообразного роста цен, которое, как правило, вызывается резкими изменениями в объёме денежной массы или изменениями цен под воздействием внешних факторов [12;с.150].Что приводит к  превышению спроса над предложением [7;с.342]. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться. [19;с.602]. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными, долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Такая инфляция уже опасна для экономики и требует проведения антиинфляционных мер [7;с.342]. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах [1].
      Гиперинфляция характеризуется сокращением производства, усилением его автономности и натурализацией, переходом к бартерным сделкам, «бегством» от денег с целью превращения их в товары. Формальный критерий гиперинфляции был введен американским экономистом Ф. Кэганом. Он предложил началом гиперинфляции считать месяц, в котором цены впервые увеличились более чем на 50%. Завершением гиперинфляции считается месяц, предшествовавший тому, в котором цены увеличились менее 50% и не достигают этого уровня в течение года [7;с.343]. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом.  Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции практически невозможно.
С точки зрения критерия - соотносительности  роста цен по различным товарным группам различают:
      сбалансированная инфляция;
      несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны  относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению  друг к  другу, причем в различных пропорциях. [7;с.343]
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Также  опасности для экономики она  не представляет: если факторы производства подорожали в20раз, и конечный продукт  так же подорожал в 20 раз, то возникает  лишь неудобство в расчетах. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке  повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних  кооперационных связях [7;с.343].
Несбалансированность инфляции –  составляет большую проблему  для  экономики. В России наблюдается  именно этот вид инфляции. В условиях несбалансированной инфляции невозможно рассчитать и сравнить доходность различных  инвестиционных проектов [ 19;с.601].Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем.
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:
        ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнозируется заранее, причем с достаточной степенью надежности
        неожидаемую инфляцию, возникающую стихийно. В этом случае повышение цен даже на 10% может привести к существенному снижению эффективности деятельности фирм и снижению доходов населения [7;с.343]. 
Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий [19;с.605].
Если исходить из степени вмешательства  государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:
    открытую;
    подавляемую.
Открытая инфляция характеризуется  обесцениванием денег, ростом уровня цен. Она характерна для рыночной экономики, где цены и доходы формируются  под воздействием спроса и предложения. Инфляционный рост цен деформирует  рыночный механизм, но не ликвидирует  реакцию экономики на рыночные сигналы: в долгосрочном периоде она не теряет способности к самонастройке  в направлении равновесия при  новом уровне цен [16;с.289]. 
Подавленная инфляция имеет место при формировании государством иен и доходов. Не проявляясь в росте цен, макроэкономическое неравновесие проявляется в этом случае прежде всего в хронических товарных дефицитах. Под подавляемой инфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Особо это характерно для отраслей с высокими издержками производства.
 Подавленная инфляция ломает механизм рыночной самонастройки, так как предприниматели не получают «условных сигналов» для перемещения капиталов и выгод от такого перемещения. Это ведет к сохранению структурных дисбалансов, неэффективных производств, воспроизводству ситуации макроэкономического неравновесия [16;с.290].
В условиях подавленной инфляции потери несут все экономические агенты официальной экономики. Выигрывают лишь теневые и криминальные структуры. Подавленная инфляция особенно характерна для стран с тоталитарной командной экономикой, где цены, доходы, физический объем, и структура ВНП жестко определяются и контролирую государством [16;с.290].
 Инфляция является результатом  нарушения равновесия между спросом  и предложением. Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется инфляцией спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.
Подробнее рассмотрим инфляцию спроса: Инфляция спроса - это избыток в обращении платежных средств(избыток совокупного спроса), наталкивающийся на ограниченное по тем или иным причинам предложение товаров и услуг. Она характерна для ситуации, когда экономика близка к состоянию полной занятости и полной загруженности производственных мощностей [15;с.295]. Механизм инфляции спроса графически изображен на рисунке 1.2.
 
Рис. 1.2. Инфляция спроса      Рис. 1.3.Инфляция предложения
        
На рисунке 1.2 на промежуточном отрезке кривой AS рост цен может соответствовать росту производства либо обгонять его. На вертикальном отрезке кривой AS,что соответствует совокупному предложению в долгосрочном плане, находящемуся на уровне полной занятости, дальнейшее расширение совокупного спpoса вызовет только повышение уровня цен, т. е. инфляцию.
Мы видим, что расширение совокупного спроса в условии» приближения к полной занятости и при ее достижении вызывает рост общего уровня цен. Получается, что без инфляции нельзя добиться увеличения ВВП (на промежуточном отрезке AS). [7;с.606].
Инфляция спроса порождается  выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что  создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные  расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии  денег. [19;с.607].
Факторы, обусловливающие избыток совокупного спроса (смещение кривой AD), могут быть следующие:
    рост государственных расходов на военные и социальные программы;
    дефицит государственного бюджета, обусловливающий займы в центральном банке, дополнительную денежную эмиссию;
3)неконтролируемый рост кредитных денег, в том числе за счет так называемой скрытой эмиссии. Дело в том, что порой государство практикует списание долгов или кредиторской задолженности. Прекращение выплат кредиторской задолженности или процентов за кредит означает увеличение на соответствующую сумму кредитных денег;
4) увеличение частных расходов на инвестиции за счет банковского 
кредита;
    увеличение частных расходов на потребление за счет использования сбережений;
    индексация денежных доходов населения в необоснованных размерах;
7) рост заработной платы как результат деятельности профсоюзов;
8) рост чистого экспорта, когда произведенные товары потребляются  
за рубежом, а доходы от их производства формируются в национальной  
ной экономике [15;с.296].
Как результат перечисленных явлений, увеличивается денежная масса в обращении. Следует отметить, что рост цен, особенно в условиях ограниченного предложения, может повлечь ажиотажный спрос — стремление осуществить закупки впрок, в более ранние, чем прежде намечалось, сроки. Это увеличивает скорость оборота денег. Как отмечалось выше, рост денежной массы в обращении и скорость ее обращения обусловливает увеличение совокупного спроса.
Однако не увеличение совокупного спроса само по себе вызывает рост уровня цен, а то, что оно сталкивается с невозможностью соответствующего увеличения совокупного предложения [15;с.296].
Выделим основные факторы, обусловливающие дефицит предложения на вертикальном отрезке кривой AS:
    отсутствие незагруженных производственных мощностей и неиспользуемых ресурсов, что препятствует росту производства на данной технической базе;
    нехватка запасов в сфере торговли;
    проблемы с увеличением импортных закупок для насыщения внутреннего рынка, связанные, например, с нехваткой валютных ресурсов;
    сдерживание роста предложения монопольными и олигопольными структурами, заинтересованными в поддержании высокого уровня цен.
Отметим, что все перечисленные факторы, формирующие избыток совокупного спроса и дефицит предложения, присущи современной рыночной экономике, не носящей чисто конкурентного характера [15;с.296].
Второй альтернативный источник (механизм) открытой инфляции - инфляция издержек (инфляция предложения). Она вызывается ростом издержек в расчете на единицу продукции. Механизм инфляции предложения графически изображен на рис. 1.3. Рост цен на факторы производства ( сырьё, энергоносители и т.д) сокращает прибыль фирм, что приводит к уменьшению совокупного предложения, и кривая AS сдвигается влево (Рис.1.3). В результате цены на товары и услуги растут, что приводит к дальнейшему удорожанию как факторов производства, так и потребительских товаров [7;с.342].
Рост издержек может быть обусловлен рядом факторов:
1) повышением цен на продукцию и услуги монополистов, особенно в базовых отраслях, обеспечивающих поставки сырья и топливно-энергетических ресурсов.
2) профсоюзной политикой, нацеленной на повышение заработной платы и ограничением предложения труда, поскольку заработная плата является существенным элементом издержек.
3) повышением ставок прямых и косвенных налогов, ставок процента за кредит, индексацию заработной платы, устанавливая дополнительные и увеличивая размеры действующих, гарантированных законодательством социальных льгот и компенсаций работникам, повышая размеры отчислений в социальные внебюджетные фонды и пр.
Все это ведет к увеличению издержек на производство и снижению нормы прибыли. Рост издержек ведет к росту цен. Подорожавший товар производственного назначения, являясь ресурсом для последующего производителя, заставляет его также повышать цену. Рост цен на потребительские товары и услуги обусловливает снижение реальных доходов работающих и оправдывает выдвижение новых требований по увеличению заработной платы. Возникает «инфляционный передаточный механизм», инфляция издержек распространяется подобно эпидемии [15;с.298].
Существует также понятие структурной инфляции. Она возникает при нарушении общего равновесия, несбалансированном развитии отраслей, когда спрос на отдельные виды продукции неудовлетворен. В результате в экономике наблюдается рост цен. Для того, чтобы обуздать такую инфляцию, необходимы инвестиции в те отрасли, продукции которых не хватает. Эта форма открытой инфляции возникает также при структурных сдвигах в совокупном спросе, когда появляются новые товары с высокими «престижными» ценами. При этом даже если цены на традиционные товары не растут, общий уровень цен в экономике повышается [7;с.342].
 
    Сущность инфляционного таргетирования, требования для его проведения.
Таргетирование инфляции является сравнительно новым режимом монетарной политики. Термин «таргетирование» заимствован из английского языка (targeting) и означает «установление целевых ориентиров или количественных параметров» [9].
Считается, что впервые  его применил центральный банк Новой  Зеландии в 1990 году. За прошедшее десятилетие  число стран, перешедших к проведению монетарной политики с использованием инфляционного таргетирования, быстро росло: Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция, Финляндия и Австралия (1993) и другие. В целом инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира (номинального якоря). Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров. При проведении монетарной политики центральный банк может использовать любые индикативные параметры. Ряд крупных центральных банков придерживаются различных вариаций этой политики, а сторонники утверждают, что режим инфляционного таргетирования,
в конечном счете, оказывается  более эффективным способом контроля над инфляцией [18].
 Основное преимущество  инфляционного таргетирования состоит в том, что для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей. В отличие от других известных режимов монетарной политики инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий центрального банка. В случае применения промежуточных целевых ориентиров по обменному курсу или денежной массе население и предприятия могут свободно проконтролировать их выполнение и, исходя из этого, сделать выводы о текущем состоянии монетарной политики. Это позволяет центральному банку стабилизировать инфляционные ожидания, оказывающие существенное влияние на результаты монетарной политикию. При использовании инфляционного таргетирования центральный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира. В связи с этим экономические агенты не могут оперативно отслеживать состояние монетарной политики, что налагает на центральный банк большую ответственность за результаты его политики: принятые целевые ориентиры должны, безусловно, выполняться [9].
Для проведения инфляционного  таргетирования центральный банк должен соблюдать некоторые условия. Рассмотрим их подробнее.
Чтобы проводить  монетарную политику с использованием инфляционного таргетирования центральный банк, во-первых должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества во-вторых, его действия должны быть прозрачны [9]. Существует несколько минимально необходимых условий для использования этого режима монетарной политики:
    Прежде всего инфляционное таргетирование возможно только там, где обеспечение низкой инфляции не только формально, но и фактически является основополагающей целью монетарной политики.
    Обеспечение должной степени автономности центрального банка и отказ от таргетирования каких- либо показателей, кроме прогноза инфляции. В практическом плане это означает запрет на кредитование правительства и монетизацию бюджетного дефицита, а также на предоставление прямых кредитов экономике[9].
    Кроме того, центральный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики. В основе принципа фискального доминирования лежит проблема временного несоответствия монетарной политики, суть которой состоит в следующем. Сроки работы правительства ограничены во времени (как правило, 3—5 лет). Правительство всегда стремится контролировать центральный банк и использовать эмиссию в своих интересах. Последствия такой политики проявляются позже, с существенным временным лагом, в виде высокой инфляции нестабильности в сфере денежного обращения, падения темпов реального роста экономики. Однако решать эти проблемы, как правило, приходится уже другому составу правительства.
    Обязательным условием использования инфляционного таргетирования является также отсутствие официально принимаемых ориентиров по другим показателям, например, по обменному курсу или агрегатам денежной массы.
Создав рассмотренные  предпосылки для использования  инфляционного таргетирования, центральный банк должен выполнить ряд технических условий. В частности, необходимо определить контролируемый центральным банком показатель, характеризующий темпы роста цен в экономике страны. Преимущественно в качестве контролируемого центральными банками показателя инфляции используется индекс потребительских цен (далее — ИПЦ ) [9]. Различают:
      обычный ИПЦ
      «очищенный» (скорректированный) ИПЦ
В обычный ИПЦ  входят группы товаров и услуг, цены на которые подвержены воздействию  факторов, неподконтрольных центральному банку: административное регулирование  цен, повышение косвенных налогов, рост цен на импортируемые товары и др. По этой причине зачастую в  качестве контролируемого центральным  банком показателя используется скорректированный, или «очищенный», индекс, когда из обычного ИПЦ исключаются отдельные  группы товаров и услуг, цены на которые  регулируются правительством либо подвержены существенным колебаниям, не зависящим от действий центрального банка. Кроме регулируемых цен, исключаются изменения косвенных налогов, цен на импортные товары, цен продовольствие и на товары агропромышленного производства, которые подвержены существенным колебаниям и малочувствительны к инструментам монетарной политики.
В условиях переходного  периода использование инфляционного  таргетирования предъявляет повышенные требования к статистическим и исследовательским подразделениям центрального банка поскольку в основу практического применения этого режима монетарной политики положены прогнозы инфляции на планируемый период. При прогнозировании инфляции определяющую роль играет знание работы передаточного механизма монетарной политики. Однако это знание всегда несовершенно даже в промышленно развитых странах с устойчивой экономикой, поскольку временные лаги и каналы передаточного механизма подвержены постоянным изменениям, что, безусловно, влияет на качество прогнозирования. Точность прогнозов затрудняется и наличием следующих факторов, не поддающихся прогнозированию:
      колебания цен на сырье и материалы (особенно на энергоносители) на мировых рынках;
      изменения условий сельскохозяйственного производства, оказывающие влияние на цены продукции агропромышленного производства;
      природные катаклизмы и другие форс-мажорные события, проявляющиеся в форме шоков спроса и предложения
      отклонения обменного курса национальной валюты от прогнозных значений, не являющиеся результатом внутренней экономической и монетарной политики. Кроме того, в условиях переходного периода возникают проблемы с качеством статистических данных и длиной доступных временных отрезков. Данных за 7—10 лет не всегда достаточно для построения точных эконометрических моделей, на основе которых прогнозируется ситуация на перспективу. Наличие рассмотренных проблем в странах с переходной экономикой серьезно затрудняет качественное прогнозирование, а значит, и эффективность использования инфляционного таргетирования. В связи с этим при установлении ориентиров по инфляции на год, три, пять лет центральным банкам, особенно в условиях переходной экономики, целесообразно оставлять пространство для маневра и задавать ориентиры не в форме точки, а в форме коридора (то есть максимально и минимально возможного значения показателя[9].
С начала 1990-х годов семь промышленно развитых стран и  ряд стран с формирующейся  экономикой начали использовать инфляционное таргетирование в качестве базового компонента своей денежно-кредитной политики.
 
3. Опыт промышленно-развитых стран по применению инфляционного таргетирования.
В связи с ограничением информации по использованию таргетирования в России, рассмотрим данный механизм промышленно развитых стран, на примере Новой Зеландии [3].
Как уже говорилось выше Новая Зеландия - одна из первых промышленно-развитых стран, применившая  инфляционное таргетирование. В то время как идеи инфляционного таргетирования обсуждались во многих странах, новозеландцы первыми решились на их практическое внедрение. Осознание необходимости в активном развитии денежно-кредитной политики явилось в Новой Зеландии реакцией на экономическую ситуацию,    складывавшуюся в 60 – 70-х годах.
Новая Зеландия, подобно  большинству западных государств, испытывала значительные издержки от высокого уровня инфляции. Попытки государства снизить  инфляцию административными мерами не давали нужного результата, в  то же время зарубежный опыт свидетельствовал, что инфляцию можно снизить за счет проведения жесткой денежно-кредитной  политики.
 Главная задача центрального  банка в этот период заключалась  в определении допустимых пределов  ужесточения политики с тем,  чтобы в краткосрочном периоде  негативный эффект на экономику  и финансовое состояние экономических  агентов не оказался чрезмерным[3]. Распространившаяся в 1980-х годах тенденция к либерализации и появление развитого финансового рынка значительно расширили потенциальные возможности Резервного банка оказывать влияние на инфляционные процессы методами денежно-кредитной политики. Несмотря на ряд нерешенных вопросов, в тот период в большинстве западных стран уже сложилось мнение о том, что именно центральный банк должен обеспечивать стабильность цен. В Новой Зеландии переориентация монетарной политики, на замедление инфляции, произошла в 1984 г. Задача денежно-кредитной политики состояла в снижении инфляции до уровня менее 10% в год[3]. На рисунке 2.1рассмотрено изменение уровня инфляции.

Рис.2.1 Динамика инфляционных процессов
 
В заявлении Резервного банка  говорилось, что через два года инфляция будет замедлена до уровня ниже 4% за год. Заявленный Резервным  банком уровень был достигнут годом ранее: по итогам 1988 финансового года, как видно на рисунке 2.1, инфляция со ставила 4%. После этого в следующем году инфляция вновь стала расти и по итогам 1989 финансового года составила 7%. Несмотря на это в марте 1990 г. было подписано первое соглашение с правительством о денежно-кредитной политике, в котором была поставлена цель снизить инфляцию до 2% к декабрю 1992 года. Именно 1990 г. считается годом официального перехода Новой Зеландии на таргетирование инфляции. Поставленная цель была достигнута досрочно: в декабре1991 г. инфляция составила 1,0%, и в декабре 1992 г. –1,3%.
 За период установления  целевых показателей инфляции  было подписано семь соглашений  между министром финансов и  председателем Резервного банка.
Первое официальное соглашение с правительством о целевом ориентире по инфляции как о главной цели денежно-кредитной политики было подписано 2 марта 1990 г. Цель по инфляции была сформулирована следующим образом: к декабрю1992 г. инфляция по индексу потребительских цен должна быть замедлена до уровня от 0 до 2% и варьироваться в этом диапазоне в течение оставшегося срока работы председателя Резервного банка (до 31 августа 1993 г.). Главной особенностью первого соглашения был механизм приостановки его действия при наступлении заранее оговоренных условий путем заключения в течение 30 дней нового соглашения. К упомянутым условиям, например, было отнесено возникновение разницы в 0,5 процентного пункта между индексом потребительских цен CPI (рассчитываемым Национальным статистическим агентством Новой Зеландии) и ценовым индексом потребительской инфляции (рассчитываемым Резервным банком) HAPIF F (CPI без учета цен на недвижимость), для обеспечения возможности проводить международные сравнения инфляционных процессов. В этом случае Резервный банк должен проинформировать министра финансов о произошедшем расхождении[3].
До конца 1990 г. в Новой  Зеландии не произошло ничего, что  могло бы вызвать необходимость  пересмотра подписанного соглашения. Однако 19 декабря 1990 г. было подписано  второе соглашение, отражающее про изошедшие за год изменения представлений Резервного банка о ситуациях, в которых нужно предусматривать изменение цели по инфляции. Целевой интервал остался прежним, его достижение было перенесено на год позже – к декабрю 1993 года.
Согласно третьему соглашению, подписанному 16 декабря 1992 г., Резервный банк был обязан обеспечить постоянное нахождение индекса потребительских цен в интервале от 0 до 2%, а вместо рассчитываемого Резервным банком индекса HAPI стал использоваться индекс потребительских цен без учета стоимости обслуживания кредитов (CPIX – Consumer Price Index Excluding Credit Services). Данное соглашение действовало четыре года.
В 1995 г. произошло существенное отклонение инфляции от цели. В середине года отклонение составило 2,6 процентного  пункта. Банк полагал, что данное отклонение было временным (в 1995 г. урожай сельскохозяйственной продукции оказался на низком уровне, наблюдался значительный рост цен на продовольствие). Чтобы избежать в  будущем столь сильных колебаний  инструментов денежно-кредитной политики, было принято решение расширить  границы целевого коридора по инфляции. В итоге в четвертом соглашении от 10 декабря 1996 г. был расширен целевой интервал по инфляции – от 0 до 3%. Пятое соглашение, в котором таргетируемым показателем инфляции стал индекс потребительских цен без учета стоимости обслуживания кредитов, было подписано 15 декабря1997 г. В новом соглашении вместо раздела «отклонение инфляции от цели» появился раздел «исключительные события» такие как изменение конъюнктуры внешних рынков, ставок косвенных налогов, политики правительства, стихийные бедствия[3].
Важным шагом в развитии режима инфляционного таргетирования в Новой Зеландии стало шестое соглашение от 16 декабря 1999 г., оно содержало новую ключевую фразу о том, что колебания инструментов денежно-кредитной политики, направленные на достижение цели по инфляции, не должны приводить к значительным колебаниям валового внутреннего продукта, рыночных процентных ставок и валютного курса. Это положение ознаменовало переход от «жесткого» к «гибкому» инфляционному таргетированию, которое в настоящее время многими центральными банками признано лучшей практикой в области денежно-кредитной политики. Еще одним отличием от предыдущего соглашения стал возврат к измерению инфляции по полному индексу потребительских цен.
Седьмое соглашение было подписано 17 сентября 2002 г. К этому моменту Резервный банк имел двенадцатилетний опыт таргетирования инфляции, не позволявший думать об обеспечении нахождения инфляции в границах целевого диапазона как о легкой задаче, как это представлялось в первые годы таргетирования. Резервный банк накопил достаточный авторитет у экономических агентов, позволявший допускать краткосрочные отклонения инфляции от цели без потери контроля над инфляционными ожиданиями. К этому моменту сложившаяся система таргетирования инфляции уже предусматривала возможность допущения краткосрочных отклонений инфляции от цели, обусловленных неожиданными исключительными событиями. Необходимо было уточнить допустимые границы возможного отклонения инфляции от целевого диапазона. Были пересмотрены границы целевого интервала – инфляция должна находиться в пределах от 1 до 3%. Все вы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.