На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Неравенство в распределении доходов населения России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ТАМОЖЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА
 
 
 
 
 
 
Курсовая Работа
на тему:
« Неравенство  в распределении доходов населения  России»
 
 
 
Выполнила:
студентка  2  курса
группы  ТД-22 
Патрина М. Н. 
 
 
                                                                 Научный руководитель:
 к.э.н, доцент 
Капканщикова Светлана Викторовна
 Работа сдана: "__" декабря 2010 г.
 Работа допущена: "__" февраля 2010 г. 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.

Неравенство в  распределении доходов.

1.1 Понятие дохода……………………………………………………………4

1.2 Причины дифференциации. Плюсы и минусы неравенства доходов населения………………………………………………………………………6

 1.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини…………………………….10

Глава 2.

Государственная политика доходов – часть социальной политики

2.1 Цели политики  доходов………………………………………………….15

2.2 Инструменты  политики доходов……………………………………17

Глава 3.

Регулирование доходов в условиях кризиса 2008 – 2009 годов.

3.1 Состояние  ( статистика)…………………………………………………23

3.2 Цели и  инструменты регулирования…………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованных источников………………………………………33 
Введение

На современном этапе  развития экономики России тема уровня жизни населения и доходов, как  главного показателя уровня жизни, очень  актуальна.
 Одной из наиболее  серьезных проблем в сегодняшней  России является беспрецедентная по своим масштабам поляризация доходов населения, которая привела к социальному разлому общества, при котором возник глубокий провал между высшими элитарными стратами и основной массой населения. Этот провал образовался на том месте, где в нормальной социальной структуре располагаются средние слои. Фактически, мы можем говорить о появлении «двух Россий», двух расходящихся в разные стороны социальных ветвей, резко отличающихся друг от друга своим поведением, предпочтениями, ориентацией. Образовалось два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, отличающихся не только ценами, но и набором потребительских благ.
Цель данного исследования имеет комплексный характер и  заключается в объяснении экономических  и социальных изменений, и как они оказали влияние на распределении доходов населения в России.
Указанная цель определяет следующие задачи:
    Определить источники и структуру доходов населения России.
    Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
    Охарактеризовать современные направления социальной политики государства.
В качестве объекта исследования выступают доходы населения России, которые за последние десятилетия  претерпели колоссальные изменения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, приложений, заключения и списка использованных источников.
 
 

Глава 1
Неравенство в  распределении доходов
      Доходы населения как социально-экономическая категория.
 
Доходы общества представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход  какой-либо части общества (социального  страта, группы домохозяйств, домохозяйства, семьи или лица) – это часть  и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая присваивается этой частью общества.1 Поскольку основная масса потребительских благ принимает товарную форму, их движению по стадиям воспроизводственного цикла соответствуют процессы формирования и движения доходов. Распределению предметов потребления в натуре, как правило, предшествует распределение доходов. В результате свою долю в национальном продукте, используемую для удовлетворения личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов.
Политика доходов населения, осуществляемая обществом, представляет собой наиболее важную часть общей социально-экономической политики, так как показатели доходов населения являются характеристиками уровня жизни и экономическими характеристиками одновременно.2 Номинальные и реальные доходы, а также размеры и динамика основных доходов отдельных групп населения, таких, как заработная плата, пенсии или стипендии, позволяют судить об уровне жизни и его динамике в первом приближении.
Доходы населения являются лучшим инструментом для измерения благосостояния общества. Рыночная экономика, ориентируя население на повышение своего благосостояния, прежде всего за счет роста трудовой активности, инициативы и предпринимательства, наряду с поддержкой социально незащищенных групп населения требует государственных гарантий обеспечения минимума потребления для всех граждан.
При исследовании доходов  имеет смысл различать такие  стадии воспроизводственного процесса, как образование, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережений. Эти стадии могут быть исследованы и на уровне домохозяйства, а характеристики объемов и структуры доходов на каждой стадии будут характеризовать различные стороны экономического поведения домохозяйств: образование доходов (поступление всех ресурсов в домохозяйство), формирование конечных доходов (налоговые и иные платежи), использование конечных доходов на потребление и накопление.3
Виды доходов населения  многообразны. Основную массу личных доходов составляют доходы в денежной форме. К ним относятся: оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, доходы от собственности и самозанятости.
Под натуральными доходами понимаются поступления натурой от предприятий, государства и из подсобного личного сельского хозяйства, а также условные начисления от проживания в собственном жилище.
Совокупные доходы предсталяют  собой общую сумму денежных и  натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.
Номинальные доходы характеризую уровень денежных доходов независимо от налогооблажения и изменения  цен. Располагаемые доходы – это  номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, то есть средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов). Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индексе потребительских цен.
 
      Причины дифференциации доходов. Плюсы и минусы неравентсва доходов населения.
 
Рыночная экономика  «спокойно относится» к высокой степени неравенства доходов, а вознаграждение людей определяется на основе того, сколько ресурсов они вносят в общественное производство. Однако есть и более специфические факторы, способствующие неравенству:
    Различия в способностях: у людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Лишь немногие наделены талантом, остальные же относятся к категории «обычных» людей и обречены заниматься среднеоплачиваемой работой.4
    Образование и обучение: только одни природные способности редко приносят большой доход, поэтому необходимо их совершенствовать, получать образование и профессиональную подготовку. Люди редко отличаются тем, какое образование и подготовку они смогли получить, а ведь именно это часто определяет, кто из них будет иметь высокие доходы. Различия могут возникнуть и в результате собственного выбора людей.5 Люди также отличаются тем, какую профессиональную подготовку они получили на рабочем месте, что также способствует неравенству доходов. Так, некоторые работники каждый год осваивают новые ценные специальности прямо на рабочем месте, и за счет этого их доход все время растет, их же коллеги проходят лишь очень короткий курс обучения или вообще не получают никакой дополнительной подготовки и поэтому в 50 лет зарабатывают столько же, сколько и в 30 лет. Более того, фирмы, как правило, отбирают работников для повышения квалификации на рабочем месте и обычно приглашают тех, у кого уже есть самое лучшее формальное образование. Эта дополнительная подготовка увеличивает различие в уровне доходов а основе обучения между тем, у кого образование лучше, и тем, у кого оно хуже.
    Дискриминация: дискриминация в образовании, найме на работу, профессиональной подготовке и продвижении по карьерной лестнице, несомненно, является дополнительным источником неравенства доходов в любой стране, хотя величина этого влияния пока не до конца ясна. Дискриминация по различным признакам приводит к тому, что дискриминируемые индивиды получают доступ только к низкооплачиваемым профессиям, предложение рабочей силы там по сравнению со спросом будет настолько большим, что зарплата и доходы этих людей будут низкими. И наоборот, дискриминация понижает степень конкуренции в тех профессиональных областях, где доминируют дискриминирующие индивиды. А это приводит к искусственному ограничению предложения по сравнению со спросом на эти профессии, в результате чего заработная плата и доходы этой группы повышаются.6
    Предпочтения и риски: доходы различаются и из-за разного желания участвовать в работе, или вообще не участвовать в ней, а также из-за профессиональных пристрастий. У тех, кто выбирает вариант остаться дома и заниматься, например, воспитанием детей, предпочитает сокращенный рабочий день или рано выходит на пенсию, обычно бывает и более низкие доходы, чем у тех, кто действует иначе. Люди, готовые заниматься изнурительно, неприятной работой, например, добывать уголь или собирать автомобили, и очень интенсивно работать в течение многих часов, в том числе на нескольких работах, обычно зарабатывает больше тех, кто трудится не так напряженно. Люди отличаются также друг от друга и готовностью рисковать. Это также вносит свой вклад в неравенство дохода.
    Неравное распределение богатства: доход – это поток средств, который складывается из заработной платы и окладов, а также ренты, процентных платежей и прибыли. Богатство – это запас, показывающий в какой-то момент времени количество финансовых и реальных активов, которые накоплены человеком за предыдущую жизнь. В связи с этим, те, кто владеет большим числом оборудования, недвижимости, землями, акциями, облигациями, сберегательными счетами, несомненно, получают больший доход от этой собственности, чем люди, обладающие меньшим богатством или вовсе его не имеющие.7
    Рыночная мощь: безусловно, на степень неравенства доходов также влияет способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах. Например, на рынках некоторых ресурсов профсоюзы и профессиональные группы прибегают к таким мерам, которые ограничивают предложение оказываемых ими производственных услуг и тем самым повышают доходы своих членов. Законодательство, предусматривающее выдачу профессиональных лицензий, также может стать основой для завоевания господства на рынке группами лиц, получивших лицензии. То же самое относится и к товарному рынку: те, кто получают прибыль, борются и завоевывают монопольную власть на рынке, за которой следуют более высокие прибыли и еще больший доход владельцев компании.
    Удача, связи, неудачи.
Изменения в доходах  населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам. .
Неравенство доходов  и богатства может достигать  огромных масштабов и тогда оно  создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Но сначала попробуем  разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.    Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду.8 Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?
Если оплачивать одинаково  – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в
оплате труда оказали  крайне губительное влияние на экономику  СССР и стали одной из главных  причин постепенного прекращения ее роста.
Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку  врожденные способности к труду  у людей различны, а на это еще  наслаиваются различия в приобретенной  квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.
В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
 
      Проблема измерения неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини.
 
Располагаемый доход  – это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов  со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода. Именно располагаемый доход дает более точное представление об уровне жизни населения, нежели личный доход.9
Теперь, вспомнив категории  личного и располагаемого дохода, можно обратиться к конкретным проблемам  неравенства в распределении  доходов: какова пропасть между богатыми и бедными? И можно ли вообще измерить неравенство в распределении доходов?
Одним из наиболее известных  способов измерения этого неравенства  является построение кривой Лоренца, названной  так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет при этом о персональном, а не функциональном распределении доходов.

Если мы разделим все  население страны на 5 частей (квинтелей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можно увидеть, что линия. Исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов.
Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных  долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой.10 На оси абсцисс мы откладываем первые 20 % населения; затем, добавив вторую группу. Получаем 40% населения, затем 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения – 40% доходов, и т. Д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного неравенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населениия – 15% доходов, 60% населения – 35% доходов, 80% населения – 60% доходов, и, наконец, 100% населения – 100% всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. Мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE). Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов. Так, в США уменьшение неравенства в распределении располагаемых доходов обусловлено не столько вычетом налогов (американская налоговая система слабопрогрессивна), сколько выплатой трансфертов. Государственные трансфертные платежи в США составляют около 75% дохода группы людей с самыми низкими доходами.
Как и отмечалось ранее, больше всего приближается к линии абсолютного равенства кривая Лоренца, отражающая распределение доходов с учетом трансфертных выплат, а далее всего от нее находится кривая, демонстрирующая распределение доходов от собственности.
Есть и другие способы  измерения неравенства в распределении доходов: наиболее известный из них – децильный коэффициент: все население разбивается на 10 групп по 10% и сравниваются доходы 10%высшей группы с доходом 10% населения из низшей группы.11
Так, например, в Швеции, если брать доходы низших 10% и высших 10% групп населения до вычета налогов и получения трансфертов, то соотношение будет 1:100, а если взять соотношение располагаемых доходов, то 1:4.
Еще одним показателем, используемым в экономической науке  для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини, или индекс концентрации доходов. Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца. На рис.   Мы можем его рассчитать как отношение площади фигуры, находящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади треугольника OFE, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства:
G = T/OFE,
Где величина G изменяется в пределах от нуля до единицы, т. е.
0<G<1
По данным Отчета Всемирного банка «От плана к рынку», на 1989 г. Страны со средним уровнем ВНП  на душу населения имели коэффициент Джини 0,45, а страны OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) – 0,35. Примечательна динамика коэффициента Джини в России. Так, в СССР в 1991 г. Он составлял 0,260. а в 1993 г., по данным Всемирного банка, после одного года экономических преобразований уже 0,496. Очевидно, что переход к рыночному механизму распределения ресурсов и доходов неизбежно сопровождается большей дифференциацией доходов населения, нежели в условиях уравнительного распределения в период социалистического хозяйства. При этом необходимо сделать оговорку, что расчеты официальных статистических органов могут не учитывать доходы, не декларируемые субъектами теневой экономики и просто граждан, далеких от законопослушания. Следовательно, в России коэффициент Джини может оказаться величиной еще большей по сравнению с официальными цифрами.
Анализ динамики децильного коэффициента в России демонстрирует  те же закономерности: периоды экономических  потрясений, высокой инфляции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, если в советский период разрыв в доходах наименее обеспеченных и наиболее обеспеченных групп населения не превышал, согласно официальным расчетам. 4 раз. То в период перехода к рынку децильный коэффициент резко вырос, составляя по разным регионам России величину от 6 до 15 раз.
Следует обратить внимание на то, что и коэффициент Джини, и децильный коэффициент могут  рассчитываться для различных видов  доходов и их субъектов. Можно  рассчитывать индексы по величине заработной платы, по доходу от предпринимательской деятельности, по величине ВВП (ВНП) на душу населения, по валовому доходу домашнего хозяйства и другим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2
Государственная политика доходов, как составная  часть социальной политики.
2.1 Цели политики  доходов.
 
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям  населения через систему социального  обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя  через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства  в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в  форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).
Перераспределение доходов  от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
 
2.2 Инструменты  политики доходов
 
1. Регулирование доходов.
Государство непосредственно  вмешивается в первичное распределение  денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.
Методы осуществления  политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут  быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.
Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991 г. действует  периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.
В 1994-1999 гг. МРОТ колебался  в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.
Значительное влияние  на уровень реальных доходов населения  оказывает инфляция. Поэтому одним  из важнейших условий рационального  государственного регулирования доходов  является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).
2. Индексация доходов.
Особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С  этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий  через коллективный договор Она  предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В России индексация денежных доходов установлена законом  от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.
Индексация доходов  имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться  на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер. 
3. Поддержка бедных слоев населения.
Важным направлением в социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу  имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.
Относительная черта  бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.
Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%). Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии - 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.
Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.
Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более  широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание - 45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.
Рациональный потребительский  бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги-23.
Дифференциация населения  по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
1) «бедные» семьи, душевой  доход в которых ниже или  соответствует прожиточному минимуму;
2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
3) «обеспеченные» семьи,  душевой доход в которых находится  в интервале между минимальным  потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
4) «богатые» семьи,  уровень душевого дохода в  которых выше рационального потребительского  бюджета.
В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3
Регулирование доходов в условиях кризиса 2008-2009 годов.
      Состояние (статистика)
 
Среднедушевые денежные доходы населения по России

и т.д.................


  рублей/месяц
в % к
соответствующему  периоду прошлого года
предыдущему периоду
2008 год
январь
10 481,4
125,0
53,1
февраль
12 970,4
125,2
123,8
март
13 382,5
119,7
103,2
I квартал
12 278,1
123,1
78,3
апрель
14 823,7

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.