На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Риторика Древней Греции и Рима

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Возникновение риторики
Риторика - первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.
Начало европейской риторики обычно связывают с античной цивилизацией. Ее хронологические рамки: V в. до н.э. - V в. н.э.
В истории европейской риторики выделяют следующие этапы: древнегреческая  риторика, древнеримская риторика, средневековая риторика, новые европейские  риторики (XVI-XIX вв.).
Колыбелью риторики является Древняя  Греция. Именно там 2,5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука, сложилась в систему в 3-2 вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 веке до н.э.
Хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали уже  в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии - социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку.
По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу  Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора - не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.
Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам  примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.
Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю, где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение Горгий противопоставлял утверждению истины. Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы.
Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам.
2. Риторика Древнего  Рима
Красноречие Древнего Рима развивалось  под влиянием греческого наследия и  достигло расцвета во времена могущества Римской республики.
Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в школе грамматиста - письму; а на высшей ступени - в школе ритора - прививали навыки красноречия, осваивали теорию, упражнялись в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы, общественной жизни.
Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта - docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»).
Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.
Вершиной развития ораторского  искусства Древнего Рима считается  творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) - одного из самых выдающихся ораторов мира.
Цицерон получает всестороннее образование  в Греции и стремится реализовать  греческий риторический идеал у  себя на родине.
Взгляды на риторическую науку Цицерон  изложил в книгах:
«Об ораторе», где представлен  образ идеального оратора-философа,
«Брут, или О знаменитых ораторах» - история красноречия,
«Оратор», в которой рассматриваются  вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления.
Все эти произведения объединяет общая  идея - идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.
Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг и написан в форме  диалога. Собеседники Цицерона - известные  в свое время ораторы. Содержание - ответ Цицерона на сомнение одного из них в необходимости общих  знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия.
По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта («Об ораторе», 1, 107-110). Задача воспитания оратора не в том, чтобы научить красивой речи, а в том, чтобы научить пользоваться ею. Его успех основан на даровании, обучении и практике.
Из трех разделов древней философии: учения о природе, учения о нравственности и учения о логике Цицерон считал наиболее полезными для оратора последние два - этику и логику. Знание логики помогает правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.
В этой работе Цицерон определил  конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие  эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию.
На русской почве уже в XIX веке взгляды Цицерона разделяли и  лицейские учителя Пушкина - Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич.
Глубиной разработки теории ораторского  искусства, знанием и мастерским владением им Цицерон в значительной мере обязан своей активной практической деятельности. Иногда он был склонен упрекать толпу в отсутствии вкуса, но вместе с тем был вынужден его учитывать: римская публика формировалась на культуре площадей, любила эффектные приемы, оратор должен знать много и быть артистом.
Цицерон соблюдал существующие правила  с той точностью, какой этого  требовали обстоятельства. Когда  было нужно, он с легкостью пренебрегал  ими, демонстрируя разумную гибкость, большую творческую свободу и  искусность. Он утверждал, что «говорить стройно и складно, но без мыслей есть недостаток разума, а говорить с мыслями, но без порядка и меры слов есть недостаток красноречия». Кроме того, оратору необходимо: расположить к себе слушателей; изложить существо дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; придать блеск своим аргументам.
Цицерону принадлежит немалое  число трактатов об ораторском искусстве. В сокровищницу ораторского искусства  вошли такие разноплановые, но точные выражения и поучения Цицерона: «Статность речи» (построенной в форме тезисов), «Они научились говорить перед другими, но не сами с собой», «Оживить (согреть) речь юмором», «Красноречие заключается в искусстве говорить», «Пустое словопрение» и др.
Древнеримская риторика разрабатывала свои правила преимущественно на конкретном материале судебного красноречия, включающего речи обвинительные и защитительные.
Во вступлении оратор стремился  добиться понимания у публики  и предварительного расположения судей; далее в повествовании он вел последовательный рассказ о предмете разбирательства в желательном для него освещении; выдвигал доказательства и опровергал доводы противника. Наконец, в заключении, в самой эмоциональной части речи, оратор старался воздействовать на чувства слушателей и судей, вызвать их сострадание к участи подсудимого или, напротив, возмущение его действиями, взывал о вынесении справедливого приговора.
Правила композиции никогда не являлись строгим каноном. Сущность речи сама подсказывала возможные отклонения. Не считая непреложным традиционный порядок следования частей ораторской речи, Цицерон отступал от него, если того требовали польза и здравый смысл. Ведь кроме ясности, правдоподобия, разнообразия ситуация требовала от речи еще живости и непосредственности. Сама простота стиля рассматривалась как признак высокого мастерства.
Итак, оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить (выразить, изложить известным слогом). Этому оратора  обучали три крупные раздела  риторики:
I. Изобретение (inventio),
II. Расположение (dispositio),
III. Украшение (elocutio).
К ним примыкали:
IV. Произнесение (actio),
V. Память (memoria).
Именно эти разделы на многие времена определили содержание классической риторики. Без этих пяти канонов  невозможно и современное обучение красноречию.
В диалоге «Об ораторе» Цицерон впервые дает обстоятельную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии, опираясь на работы греческого ученого Феофаста «О смешном», «Характеры».
Большое внимание в трактате уделено  проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.
Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями - Брутом и Аттиком. Трактат содержит немало практических указаний и советов и завершается автобиографическим очерком.
Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: «Каков идеал красноречия?». В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое - его долг, второе - залог его популярности, третье - необходимое условие успеха. Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто «умеет говорить о низком - просто, о высоком - важно и о среднем - умеренно».
Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»: …Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев…».
Все эти качества современники находили в Цицероне. Он не был кабинетным теоретиком красноречия. Он был пламенным  римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, т.е. художником слова.
О чем бы он ни говорил и ни писал - о политическом ли убийстве или  о моральной проблеме - он всегда находил самые точные и выразительные  слова, которые складывались в ритмические  стройные периоды, полные то пафоса, то иронии, то гнева.
Наиболее полное выражение римская  риторика получила в работах Марка Фабия Квинтилиана (около 35-100 гг. до н.э.), который становится теоретиком классического красноречия.
Квинтилиан активно занимался  обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи. Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении «Риторические наставления».
В его риторической школе широкое  общее гуманитарное образование  сочеталось с глубоким изучением  ораторского искусства времён античного  классицизма. Наследие Квинтилиана  содержит тщательный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений.
Автор намечает пути развития ораторских качеств: «…приобретение запаса лучших выражений сообразно предписанным заранее правилам, образование слога, путем продолжительных и добросовестных стилистических упражнений, причем даже то, что случайно сходит с пера, должно носить характер написанного, и, наконец, долгие устные беседы при долгих письменных работах, - лёгкость дают преимущественно привычка и практика».
По мнению Квинтилиана, хорошего оратора отличает как умение чётко и ясно говорить, так и красота и изящество речи. Значительно подробнее, чем предыдущие теоретики, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логике выступления и путях украшения речи, даёт советы по улучшению техники речи, развивает мысли о значении жестов, мимики, телодвижений в ораторской практике.
Знания Квинтилиана в области  риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы  он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием «Образование оратора» (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским).
Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Труд Квинтилиана состоит из 12 книг:
I книга - о воспитании будущего  оратора в семье и у грамматика  до начала занятий риторикой;
II книга - о природе риторики  как науки, общие сведения, о  занятиях в риторической школе;
III-IX книги - энциклопедия традиционной  теории ораторского искусства;
X книга - обзор греческой и  римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора;
XI книга - о внешних приемах и  манерах оратора;
XII книга - о моральном и общественном  облике оратора.
В своем трактате Квинтилиан изложил  советы, опираясь в основном на систему  Цицерона, потому что считал искусство  красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Цицерон, по мнению Квинтилиана, лучший, талантливейший оратор, ироничный и остроумный, легко убеждающий и прекрасно излагающий свои доводы.
Основные  положения труда Квинтилиана  близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия. Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан считает философию и все другие науки вторичными, они - лишь подготовка к риторике.
Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия:
о манере поведения оратора перед  слушателями,
о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений,
о постановке дыхания и голоса.
Сравним высказывания Цицерона и Квинтилиана  о риторике.
Цицерон (вслед за Аристотелем): Риторика - искусство убеждать.
Квинтилиан: Риторика - наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.
Многие  расхождения во взглядах Цицерона и  Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон - в эпоху республики, Квинтилиан - в эпоху империи.
В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой  практической деятельности. Однако в  поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению - выражать мысли и чувства.
Направление в ораторском искусстве, возглавляемое  Квинтилианом, было своеобразным последним  этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и  римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.
Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль  речи, но до известной степени и  образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни. Философия и риторика были не просто частями культуры античного типа; они были самым ее сердцем.
Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.
Без предварительного знакомства с античной риторикой, которая лежит в основании всех европейских риторик, в том числе и русской, невозможно понять и осмыслить пути развития этого учебного предмета в России, понять сущность и структуру первых отечественных сочинений, учебных руководств по красноречию.
Список используемой литературы
риторика рим ораторский аргументация
1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов на Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
2. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 320 с.
3. Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. Учебное пособие / Е.Н. Корнилова. - М.: изд-во УРАО, 1998. - С. 109-178.
4. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры / О.И. Марченко. - М.: Наука, 1994. - 191 с.
5. Плюснина Т.Д. Основы ораторского искусства и риторики: Учебное пособие / Т.Д. Плюснина, И.С. Успенская. Часть I. - СПб: ЛТА, 2000. - 80 с.
6. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592 с.
Риторика в Древнем Риме
29 августа 2012, среда 
Относительно развития риторики в Древнем Риме следует  отметить, что для эпохи республики не был характерен культ чистого слова, звуковой гармонии, наслаждение от изящества оратора. Когда римляне обратились к греческой риторики, то они были очарованы ее красотой. Состоялся движение от простоты речи к накоплению, к азианства.
В этот период обостряется  вражда между риторикой и философией. Ведь большинство римских учеников пошли учиться в
риторов и лишь единицы - к философам. Философы считали, что риторика - не наука, все положительное содержание похитила в философии, только философ может быть по-настоящему красноречивым. В произведении Цицерона "Об ораторе" один из персонажей (Марк Антоний) вспоминает такой случай. Когда он задержался в Афинах, то местные философы, узнав о том, что он является известным оратором, завели перед ним бурную спор и доказывали, что для оратора философия гораздо важнее риторики 1 .
И ст. до н. е. характеризуется тем, что в это время был создан учебник по риторике, который называется "к Гереннию" (ЛйНегеппиит). Долгое время считалось, что он принадлежит Цицерону, однако дальнейшие исследования показали, что известный римский оратор не был автором этого учебника. Однако попытки установить автора ни к чему не привели. Автор этого учебника, в отличие от Цицерона, выступает против греческой риторики и ее связи с философией. Во введении частности говорится:
"Умение говорить  и изящество речи приносят  большую пользу, если они руководствуются  правильным размышлениям и сдержанной  умеренностью души. Поэтому мы  опустили все то, что греческие  авторы в своей тщетной тщеславия  выдают за свое. Ведь они, чтобы  не казалось, что они знают довольно мало, взяли и то, что дела совсем не касается, чтобы искусство это казалось более сложным для постижения; мы же взяли только то, что, по нашему мнению, относится к искусству речи "2 .
Современные исследователи  этого памятника считают, что авторство данного учебника принадлежит представителю латинской риторической школы, которая в те времена ориентировалась прежде всего на умение оратора вести политическую борьбу.

Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима

Министерство образования Республики Башкортостан
ГОУ ВУЗ БГПУ им. М. Акмуллы
 
Реферат
Тема: «Великие ораторы  Древней Греции и Древнего Рима»
 
Оглавление
 
Введение
Глава 1 Древнегреческая риторика
1.1 Софисты- учителя риторики
1.2 Сократ и Платон – создатели  теории «подлинного красноречия»
1.3 Аристотель и его риторика
Глава 2 Риторика Древнего Рима
2.1 Цицерон и его сочинения  об ораторском искусстве 
2.2 Квинтилиан – автор риторических  наставлений
Заключение
Литература
 
Введение
 
«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,— очень метко и образно заметил один из древнейших философов-просветителей Горгий. Однако слово — это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово — могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?
Ответ на эти и другие вопросы, связанные  с умением владеть словом, дает риторика (от греч искусство красноречия) — наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон).
А кто же такой оратор? В «Словаре современного русского языка» (в 17 томах) читаем такое определение этого  слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи.
Не нужно, наверное, убеждать вас  в том, что говорить публично приходится каждому школьнику, студенту, который  готовит сообщения к урокам или  занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.
Для того, чтобы быть отличным ритором  нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние  ораторы. В этом и заключается актуальность данной темы.
Глава1 Древнегреческая  риторика
 
1.1 Софисты - учителя  риторики
 
Родиной красноречия считается  Древняя Греция, хотя ораторское искусство  знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово  имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»
Долгое время ораторское искусство  существовало лишь в устной форме. Образцы  речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели  письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства — риторику Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).
Получил признание и внес свой вклад  в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Главное  внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.
 
1.2 Сократ и Платон  – создатели теории «подлинного  красноречия»
 
Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет»
Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой  говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».
Ясно и четко говорится в  диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.
Ценное в теории красноречия  Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо  знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким  образом воздействует на душу.
Итак, по мнению Платона, подлинное  красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.
 
1.3 Аристотель и его риторика
 
Достижения греческого ораторского  искусства были обобщены и возведены  в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей  из трех книг.
В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.
Вторая книга рассказывает о  страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.
Третья книга посвящена проблемам  стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мысли, о  составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.
 
Глава 2 Ораторы Древнего Рима
 
2.1 Цицерон и его  сочинения об ораторском искусстве
 
Культура Древней Греции, в том  числе и достижения в области  риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.