На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Расчет микроэконмических показателей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Введение
 Целью этой  курсовой работы  является теоретическое и практическое  изучение  курса экономической  теории.
Термин  «экономика» происходит от двух греческих  слов: «ойкос» — дом или хозяйство, и «номос» — учение или закон. То есть получается, что экономика  — это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство.  
      Экономика выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфер.  Микроэкономика выступает как особый раздел в фундаментальном курсе экономической теории. Наиболее устойчивой является структура курса экономической теории, в основу которой положен предмет экономической науки — экономика и ее уровни — отдельное предприятие, фирма, национальная экономика, интернациональные процессы в экономике. Структурно экономическая теория включает в себя три раздела: микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику.  
       В экономической теории дается характеристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки. В микроэкономике  исследуются природа экономической системы общества, место и роль отношений собственности в экономической системе и в совокупности экономических отношений.   
       Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности.   
Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства.
Объектом  исследования микроэкономики является национальный продукт, экономический  рост, занятость, инфляция.
Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики.   
Мировая экономика рассматривает экономические отношения в мировом сообществе, принципы их функционирования и регулирования.  
Задачей  является основные вопросы  которые рассматривается в данной  курсовой работе.
Курсовая работа содержит: 1 Теоретическая часть
                                                2  Практическая часть
Страница:78
Рисунок: 38
Таблица: 1
Формулы: 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1            Теоретическая часть
     1.1         Рациональное поведение потребителя
   1.1.1     Принципы рационального поведения потребителя
 
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.
Полезность какого-либо блага мы в дальнейшем будем определять как его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.
Впервые термин "полезность" был введен в научный оборот И. Бентамом (1748-1832), английским философом  и социологом, который считал, что  принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека. Рациональный потребитель так управляет  своими расходами на приобретение товаров  и услуг, чтобы получить максимальное "удовлетворение", или максимальную полезность.
Полезность, заключенная  в товарах и услугах, связана  с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или  иные желания людей. К таким качесвам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качетсв делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным.                                
Полезность товара может  меняться в зависимости от времени  и места. Так полезность прохладительных  напитков различна летом и зимой, на севере и на юге.
 Понятия рационального выбора и рационального поведения потребителя играют важнейшую роль в экономической теории. Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, в которых оно означает «разумное», «адекватное ситуации». Рациональное поведение с экономической точки зрения подразумевает соответствие его разумным, с точки зрения экономики, интересам. Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.
Полезность блага  (utility)  - это способность экономического блага удовлетворять одну  или несколько человеческих потребностей.
Рациональное поведение - поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ.
Функциональным рациональное поведение называют потому, что потребитель, увеличивая величину полезности, максимизирует, таким образом, функцию полезности, которую мы рассмотрим на этом занятии  позже.
 
 
           Количественная,порядковая полезность
   
 Количественная полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
  Количественную теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.
  Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.
      Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.
Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:
TU=F(QA,QB,...,QZ),                                                                                      (1)
TU                   -  общая полезность данного  набора благ;
QA, QB, ..., Qz -  объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.
Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
                         
                          Рисунок 1 -  Общая полезность
                          
                            Рисунок 2 - Предельная полезность
Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного  блага. Ценности различных благ, в  отличие от полезности, количественно  сравнимы, ибо выражаются в одних  и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного  количества блага. Стоимость данного  блага - это рыночная цена одной единицы  блага, умноженная на количество единиц данного блага. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.
Большинство благ обладают свойством  убывающей предельной полезности, согласно которому, чем больше потребление  некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного  блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный  наклон. На рисунке 3 показано, что для  голодного человека полезность первого потребляемого им ломки хлеба очень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB дополнительной полезности.
                  
            Рисунок 3 - Убывающая предельная полезность
Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и торгового же блага его общая  полезность возрастает замедленно.
Порядковая полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.
Выделим следующие аксиомы.
    Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А >- Б, или Б >- А, или А ~ Б, где знак ">-" выражает отношение предпочтения, а знак " ~ " - отношение равноценности или безразличия.
    Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А >- Б, а Б >- В, то всегда А >- В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б - большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.
    Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей.
     Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения.
              
                        Рисунок 4 - Кривая безразличия
1.1.3.     Закон убывающей полезности
 
 Немецким экономистом Германом Госсеном была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага (товара или услуги) обладают убывающей полезностью для потребителя. Теперь важно разделить понятия: полезность общая полезность и предельная полезность.
Полезность {utility) ~ это свойство блага удовлетворять потребность в нем, то есть это полезность блага, о которой мы с вами уже говорили.
Общая, суммарная полезность (total utility) ТU- возрастает с каждой последующей порцией потребляемого блага, равняется максимуму при полном насыщении благом и убывает после точки максимума.
Предельная полезность MU - польза (выгода), ! получаемая потребителем от дополнительно использованной единицы блага.
Итак, если дальнейшее потребление  блага приносит потребителю вред (предельная полезность блага отрицатель-па), то общая полезность снижается. Чем  большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет  для нас каждая дополнительная единица  этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.                                
              
                     Рисунок 5 - Общая и придельная полезность
Закон уменьшения предельной полезности лежит в  основе определения спроса.
                                                                                                             (2)
На графике точка максимума  общей полезности (верхний график, ей соответствует нулевая предельная полезность - на нижнем графике) называется иначе точкой насыщения.
Предельная полезность может  возникать на разных уровнях потребления  благ. В таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления новой единицы какого-то продукта (например, одной порции мороженого).
Когда же этот рубеж в  потреблении преодолевается, то обычный  продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность.
Согласно теории, развиваемой  сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. А функция полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага  с ростом его количества.
Функция полезности в общем  виде записывается следующим образом:
                     U = f(ql,q2,...qn)                                                                              (3)
(U) -это функция (f) от определенного количества потребляемых  благ  (ql,q2,...qn).
 
 
              Максимизация полезности 
 
Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие.
В результате максимизации полезности потребитель:
    во-первых, полностью расходует свой доход на приобретение товаров и на накопление (максимизация полезности не означает, что потребитель должен обязательно израсходовать все свои деньги, сбережения также обладают полезностью и служат стимулом для будущего потребления);
    во-вторых, так организовывает свои покупки, чтобы получить одинаковое удовлетворение от денежных средств, направленных на приобретение каждого товара (включая сбережения).
     Взвешенная предельная полезность:
MU1/P=MU2/P=MUn/P                                                                                  (4)
Сумма всех затрат потребителя  на товары и услуги плюс сбережения, должна быть равна его денежному  доходу, т.е.:
P1*Q1+P2*Q2+Pn*Qn+накопления=доход потребителя                                   (5)
 
 
     1.1.5    Предельная норма замещения
 
Предельной нормой замещения  благом Х блага У (MRSxy – marginal rate of substitution) называют количество блага У, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:                                          
                                                                                                            (6)
 
 
 
 
 
 
 
 1.2        Производство и теория затрат
 
       1.2.1     Концепция затрат
     
      Как уже было отмечено, выручка – это доход от реализации продукции, а подиздержками понимаются затраты фирмы на производство и реализацию продукции. Разница между ними образует прибыль.
Возможны две трактовки  издержек, которые получили название бухгалтерских и экономических.
Бухгалтерские издержки – это явные затраты, связанные с оплатой ресурсов, не принадлежащих самому предприятию, и учитывающиеся при расчете остающейся у него прибыли. К ним относятся:
· амортизация основных средств:
· расходы на сырье, комплектующие, энергию;
· заработная плата  рабочих и служащих;
· арендные платежи;
· оплата услуг сторонних  лиц;
· налоговые платежи;
· выплата процентов  по займам.
Разница между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую (чистую хозяйственную) прибыль. Термин «бухгалтерские» означает учитываемые издержки и не должен трактоваться как затраты, рассчитанные по правилам бухгалтерского учета. Бухгалтерские издержки иногда называются внешними (explicit cost), так как они выражают стоимость ресурсов, находящихся в чужой собственности.
Для сравнительной  оценки разных вариантов инвестиций кроме бухгалтерских (явных) затрат необходимо также учитывать неявные  – издержки упущенной выгоды.
Издержки упущенной  выгоды, равные по величине доходам  от лучшего из других вариантов развития бизнеса, должны рассматриваться как неявные издержки. Их можно назвать внутренними (implicit cost), так как они показывают скрытую стоимость ресурсов, принадлежащих самой фирме. В составе неявных издержек выделяют норму отдачи (скрытый процент на собственный капитал) и норму дохода (скрытую заработную плату самого предпринимателя).
Явные (бухгалтерские) и неявные издержки в совокупности образуют экономические (альтернативные) издержки. Они показывают стоимость всех ресурсов, используемых фирмой – как собственных, так и заемных. Разница между выручкой и экономическими издержками составляет экономическую прибыль, то есть превышение бухгалтерской прибыли над доходностью лучшего из альтернативных вложений капитала. Получение предприятием нулевой экономической прибыли не означает, что его деятельность лишена экономического смысла. Это свидетельствует лишь о том, что его доходность равна доходности применения капитала в других вариантах его использования.
 
 
1.2.2        Структура издержек фирмы
     
 В краткосрочном периоде издержки производства могут быть разделены на постоянные и переменные.
Постоянные издержки (FС) – это денежные затраты на ресурсы, составляющие постоянные факторы производства. Величина постоянных издержек не зависит от объема производства, к ним относятся затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, административно-управленческие расходы, арендная плата. Постоянные издержки существуют даже тогда, когда фирма ничего не производит, не осуществляет никакого производства. Поэтому постоянные издержки – это невозвратные издержки, создающие основу для возникновения убытков фирмы.
                             
                       Рисунок 6  - Постоянные издержки 
Переменные издержки (VС) – это денежные затраты на ресурсы, составляющие переменные факторы производства. Их величина меняется вместе с изменением объема производства, к ним обычно относятся затраты на материалы, сырье, заработную плату.
                         
                           Рисунок 7 – Переменные издержки
Деление издержек на постоянные и переменные условно, а для очень  продолжительных промежутков времени  отсутствует совсем, так как в  этом случае все издержки являются переменными. 
Валовые или общие издержки (ТС) 
Для фирмы это наименьшие общие денежные затраты, необходимые  для производства определенного  количества продукции. Суммарные издержки увеличиваются по мере роста количества производимой продукции.
           ТС= FС + VС                                                                                           (7) 
                      
                         Рисунок 8 – Общие издержки
Средние общие издержки (АТС) – издержки, приходящиеся на единицу продукции (равны частному от деления общих издержек количество произведенной продукции): 
             АТС=ТС/Q                                                                                              (8) 
Средние постоянные издержки определяются: 
            АFС=FС/Q                                                                                                (9) 
Средние переменные издержки определяются:
           АVС=VС/Q                                                                                             (10)
Предельные издержки (МС) – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. 
            МС = ?ТС/?Q                                                                                       (11)
Так как постоянные издержки неизменны, то издержки равны приросту переменных издержек, т.е. сырья, рабочей силы.
 
 
1.2.3     Затраты фирмы в длительном периоде
 
Как уже отмечалось, основное отличие затрат фирмы в длительном промежутке времени от краткосрочного периода заключается в том, что  все затраты на долгосрочных временных  интервалах становятся переменными  величинами. Это объясняется большими возможностями фирм относительно капитальных вложений, расширения производственных площадей, привлечения дополнительных заемных средств. Обычно, при изменении фиксированных затрат, фирма может перейти к более прогрессивным методам производства и экономить при этом на переменных затратах.
Кривая средних общих  затрат в длительном периоде (LATC) имеет  такую же U-образную форму, как и  кривая АТС в коротком периоде, но причины их одинакового поведения  разные. В коротком периоде форма  АТС зависит от действия закона убывающей  отдачи, а в длительном периоде  сначала на форму АТС действует  возрастающий эффект масштаба и величина средних общих затрат убывает. Но по мере роста объемов производства этот эффект исчезает, и общие средние  затраты начинают увеличиваться .
                           
         Рисунок 9 - Кривая средних общих затрат в длительном периоде
Между кривыми средних  краткосрочных и долгосрочных затрат существует прочная взаимосвязь. Формирование LATC происходит под влиянием краткосрочных  затрат для разных объемов производства. Предположим, что фирма постепенно увеличивает выпуск продукции, переходя последовательно от меньшего объема Qк большим Qи Q3. Каждому из этих объемов производства соответствует своя краткосрочная кривая АТС, (Обозначим их соответственно АТС1, АТС2, АТС3)
              
   Рисунок 10 - Кривые средних краткосрочных и долгосрочных затрат
Если фирма выпускает  количество продукции от Qдо Q1', то минимальные средние затраты для данного объема производства будут находиться на кривой АТС1, от начала кривой до точки C. Переход на кривую АТС- преждевременен, т.к.даст только увеличение средних затрат.
Выпуск объема продукции, начиная с точки C до точки C1, наиболее экономично производить с затратами, соответствующими кривой АТС2, а с точки Cи далее перейти на кривую АТС3.
Таким образом, кривая, соответствующая  долгосрочным средним общим затратам, огибает все три краткосрочные  кривые АТС, показывая минимальные  затраты производства при увеличивающемся  выпуске продукции.
                     
               Рисунок 11 – Кривая падения долгосрочных средних затрат
Постоянная отдача от масштаба имеет место в том случае, когда  величина долгосрочных средних общих  затрат не зависит от объема выпуска  продукции.
                
                 Рисунок 12 – Постоянная отдача долгосрочных затрат
Отрицательная (или убывающая) отдача от масштаба происходит тогда, когда долгосрочные средние общие  затраты растут по мере увеличения объема выпуска.
                      
                     Рисунок 13 – Увеличение объема выпуска
Следует отметить, что убывающая  отдача от масштаба наблюдается, когда  предприятие становится чрезмерно  большим. «Разбухает» его управленческий аппарат, теряется связь между руководящим  звеном и непосредственными исполнителями. Растут затраты на содержание административного  аппарата. Рост управленческих расходов приводит к увеличению средних общих  затрат и перекрывает ту экономию, которую получает фирма от возрастания  масштаба производства. В таком случае имеет смысл выделение нескольких, самостоятельно действующих небольших  предприятии.
1.3          Основа анализа спроса и предложения
1.3.1        Спрос: понятия, величина и факторы 
 
Спрос -  можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.
 Объемом спроса  на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.
Если прочие факторы, влияющие на объем спроса, принять за неизменные величины, то указанная зависимость  приобретет вид функции спроса от цены:
                                     Qdx = f (Px)                                                          (12)
 Qdx - объем спроса на товар «x»;
 P- цена товара «x».
  Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:
    Табличным
  2 Графическим
               
                  Рисунок 14 – Кривая спроса
    3  Аналитическим
                Qdx = a - b·P(например: Qd=7 - 2P)                 (13)
 К числу прочих факторов, определяющих объем спроса, относятся:
    размер дохода потребителя (I, incomе);
    вкусы покупателей (T, tastes);
    цены на другие товары (P... Pz, prices);
    общее число покупателей, размер рынка (X);
    накопленное имущество (W, wealth);
    инфляционные ожидания (IE, inflationary expectations);
    другие факторы.
В общем виде функция спроса записывается так:
                     Qdx = f (Px, I, T, Pa... Pz, X, W, IE и так далее)                      (14)
Английский экономист  Роберт Гриффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в XIX веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, сведя последнее к потреблению лишь картофеля.
                                
                                
 
 
 
 
 
                         Рисунок 15 – Парадокс Гриффена
 «Эффект Веблена», описывающий престижный спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующий, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Это спрос на престижные марки легковых автомашин, ювелирные изделия, модели одежды, созданные по индивидуальному заказу и так далее. Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность, а следовательно, и спрос на них.
Принято различать изменение объема спроса и изменение функции спроса. Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях прочих факторов. В этом случае имеет место движение вдоль линии спроса. Если же изменятся прочие факторы, то произойдет сдвиг линии спроса вправо или влево .Тогда говорят об изменении функции спроса. Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это означает, что в единицу времени большее количество товара по более высокой цене будет востребовано покупателями. И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, это свидетельствует об уменьшении спроса. Отметим также, что одному и тому же объему спроса при сдвиге кривой спроса соответствуют разные цены спроса (на рис.16б - это цены P и P1, соответствующие объему Q).
 

   Рисунок 16 – Функции изменений
Итак, к неценовым факторам, сдвигающим кривую спроса, относятся  такие, как вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары, число  покупателей, доходы населения и  размеры накопленного имущества, инфляционные ожидания. Остановимся на них более  подробно.
 Вкусы и предпочтения потребителей. Вполне очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар или услугу. Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и другое). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень быстро как в сторону увеличения, так и в обратную сторону. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.
 
 
      1.3.2       Предложение: понятия, величина и факторы
 
На рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением экономисты понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров  на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется  нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли. Объем прибыли, получаемой после реализации продукции, напрямую зависит от ее цены.
Кроме цены, на уровень предложения  какого-либо товара оказывают влияние  следующие факторы: наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R, resources); характер технологии (K); налоги и дотации (TS, tax and subsidy); природно-климатические условия (C, conditions); цены на ресурсы и другие товары (от Pдо Pz); и так далее.
Объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, перечисленных выше. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:
                      QSx = f (Px, Pa...Pz, R, K ,C, TS и др.)                                          (15)
Если все факторы, кроме  цены данного товара, принять за неизменные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от ее цены:
                                 QSx = f (Px)                                                                       (16)
QSx - объем предложения на товар «x», 
P- цена товара «x».
Зависимость объема предложения  от цены может быть различной, однако наиболее типичной является следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот (то есть имеет место прямая зависимость).
Функция предложения от цены также может задаваться тремя  способами:
    Аналитическим
  QSx = -a + b · P(например: QSx = -2 + 2P)                                      (17)
    Табличным
    Графическим
                  
                            Рисунок 17 – Кривая предложения
Обратимся теперь к неценовым  факторам, влияющим на объем предложения. К ним относятся:
Цены на исходные ресурсы. Чем ниже затраты производителя на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок. Таким образом кривая предложения сместится вправо и вниз.
Технологические возможности  производителей зависят от развития научно-технического прогресса. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится производство, то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производится все больше конечной продукции. Кривая предложения, следовательно, смещается вправо и вниз.
Цены на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве. В частности, снижение цены на говядину может побудить фермеров больше выращивать и предлагать к продаже мясо птицы. И наоборот, повышение цены на говядину приведет к сокращению предложения мяса птицы. Следовательно, изменения цен на другие товары способно смещать кривую предложения.
Число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный вид товара, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо. По мере уменьшения числа производителей в отрасли кривая предложения будет смещаться влево и вверх.
                       
              Рисунок 18 -  Изменение предложения
 
 
1.3.3          Взаимодействие спроса и предложения
 
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного  равновесия и равновесной цены.
Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.
Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.  
                                
                Рисунок 19 –Пересечения кривой спроса и предложения
Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е (equilibrium).
Для равновесного состояния  рынка характерно отсутствие у продавцов  и покупателей стимулов к изменению  своих решений относительно условий  купли-продажи. Однако равновесное  состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая  колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и  предложения заставляет развиваться  экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.
Существует два похода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное  равновесие). При втором - равновесие всей экономической системы как  целого (общее равновесие). Выбор  приемов и методов анализа  зависит от целей исследования.
В принципиальном плане нарушение  рыночного равновесия может произойти  в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.
Рассмотрим следующую  ситуацию. Допустим, в результате влияния  каких-то рыночных сил продажная  цена поднялась выше равновесной, например, до уровня P1. Как бы ни поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в разумных пределах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Hо объем спроса (Qd1) будет значительно меньше равновесного. Hаоборот, число желающих продать по этой цене увеличится и, следовательно,
                                 
             Рисунок 20 – Кривая рыночной  цены выше равновесной
объем предложения возрастет (до QS1). Hаглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS- Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке опять не восстановится равновесие.
В противоположной ситуации, то есть если рыночная цена (P2) почему-то спустится ниже равновесного уровня, возникает другое явление - недостаток товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет до Qd2. Количество же продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. Hа продажу будет выставлено гораздо меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до QS2. В условиях возникшего дефицита (Qd- QS2) появятся покупатели, готовые заплатить более высокую, чем сложившаяся продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и быстро восполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию.
Эффект сдвига кривой спроса. Предположим, что в результате увеличения дохода или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу вправо-вверх кривой спроса (рис. 16). Конкретно речь идет о том, что возрос объем требуемых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне. Если рыночная цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (Pe), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Qдо Qd1, а предложение останется на том же уровне Qe.


 
 
 
 
 
                            Рисунок 21 - Сдвиг кривой спроса
Активный спрос, превышающий  предложение, простимулирует повышение цены и расширение выпуска. Одновременно по мере роста цены активность спроса будет падать. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не придет в новое равновесное состояние E1. Эффект, полученный от такого сдвига кривой спроса, заключается в росте производства при одновременном увеличении цены (Qe> Qи Pe> Pe) и увеличении прибылей производителей. Обратная реакция рынка будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса влево-вниз.
Эффект сдвига кривой предложения. Предположим теперь, что произошло удорожание сырья (или государством введены жесткие требования по охране окружающей среды). Вырастет себестоимость продукции, и некоторые ее производители начнут нести убытки. Их уход из отрасли приведет к сокращению предложения, причем на каждом ценовом уровне. Короче говоря, произойдет сдвиг влево-вверх кривой предложения. Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на прежнем равновесном уровне (Pe) вызовет дефицит этой продукции, так как предложение сократится до QS1, а спрос останется на прежнем уровне Qe. Превышение спроса над упавшим предложением заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную цену. При этом объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цены спроса производители начнут расширять выпуск. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию Eпри цене Peи объеме Qe1.


 
 
 
 
 
                Рисунок 22 - Сдвиг кривой предложения
Hаконец, возможна такая ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения.
 
 
1.3.4      Индивидуальный и рыночный спрос ,предложения
 
Индивидуальные запросы  всех потребителей на данный товар  формируют платежеспособный рыночный спрос, а из предложений отдельных  продавцов (производителей) складывается рыночное предложение.
                            
                       Рисунок 23 –Зависимость спроса от цены
Чем более полого выглядит кривая спроса, тем сильнее зависимость объема спроса от изменения цены. В случае, если кривая спроса занимает горизонтальное положение (d4), эта зависимость становится бесконечно большой. В другом крайнем случае, когда линия спроса становится абсолютно вертикальной (d3), эта зависимость падает до нуля.
Индивидуальный спрос - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.. Эта задача может быть решена как табличным способом, так и путем графического суммирования.
                 
           Рисунок 24 – Графический вид индивидуального спроса
Чем сильнее изменяется предложение  в ответ на равное изменение цены, тем более полого выглядит на графике  линия индивидуального предложения. При горизонтальном ее расположении зависимость изменения объема от изменения цены стремится к бесконечности. Hаоборот, вертикальный вид линии предложения говорит о «нечувствительности» функции предложения к любым изменениям цены
                  
                      Рисунок 25 - Линии индивидуального предложения
Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).
 
 
1.3.5       Предложение  и равновесие в трех периодах
 
Условия функционирования рынков, как  уже отмечалось, непрерывно меняются. Более оперативно реагирует на воздействие  разнообразных факторов спрос. Приспособление же предложения (производства) к изменившимся условиям происходит более медленно. Рассматривая последствия сдвига кривой спроса для рыночного равновесия, надо обязательно учитывать фактор времени.
В зависимости от продолжительности  периода наблюдения за состоянием рынка  различают мгновенный, короткий и  длительный периоды.
Исходным толчком для прихода  экономической системы в движение является сравнительно быстрое увеличение объема спроса под влиянием каких-то внешних факторов (изменение вкусов, моды, доходов).
В мгновенном периоде все факторы, определяющие объем предложения, могут рассматриваться как постоянные (трудовые, материальные и финансовые ресурсы). В течение этого периода производитель практически не может изменить объем выпуска своей продукции. Линия предложения в мгновенном периоде (Si) принимает на графике вертикальное положение. Единственная возможность в этой ситуации ликвидировать неожиданно возникший дефицит заключается в росте цены с Pдо Pe1.
                  
        Рисунок  26 – Линии предложения и равновесия в 3-ех периодах
В коротком периоде невозможно ввести новые мощности по производству данного товара, но можно на имеющихся мощностях организовать многосменную работу, для чего надо нанять дополнительных работников и закупить необходимое сырье и материалы. Таким образом, в коротком периоде одни факторы продолжают рассматриваться как постоянные, в то время как другие становятся переменными величинами. В результате принятых мер производители смогут несколько увеличить выпуск своей продукции (до Qe2). Линия предложения займет положение SS. Равновесная цена при этом несколько понизится (с Peдо Pe2), хотя и будет оставаться выше первоначального уровня Pe.
В длительном периоде, если спрос на товар остается стабильно высоким, у производителей появляется возможность расширить производство за счет ввода новых мощностей, реконструкции и обновления действующих предприятий, перелива капитала из других отраслей. В данном случае все факторы, определяющие объем предложения, можно рассматривать как переменные. Кривая предложения будет иметь еще более пологий вид. Hовое равновесное состояние будет достигнуто в точке E3. При этом объем выпуска значительно возрастет (до Qe3), а равновесная цена еще более понизится (до Pe3), хотя, скорее всего, не достигнет исходного уровня. Это объясняется тем, что увеличение выпуска сопровождается обычно ростом затрат в расчете на единицу выпуска. Таким образом, в коротком и особенно длительном периодах на уровень цены оказывает влияние не только величина спроса, но и уровень затрат.
 
 
1.3.6       Эластичность спроса и предложения
 
Способность спроса и предложения  адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью  (В математике эластичность - это отношение относительного прироста функции (зависимой переменной) к относительному приросту аргумента (независимой переменной).)
Hачнем со спроса и прежде всего - с его реакции на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Hапример, подорожание коробка спичек с 1 коп. до 5 коп. (то есть в 5 раз!) в свое время не вызвало сокращение спроса на этот товар. С другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время практически парализовать спрос на подорожавший товар.
Графически различная ценовая  эластичность спроса на товар может  быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся  к бесконечности) графически будет  выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия .
                        
                 Рисунок  27 – Эластичный и неэластичный спрос
Эластичность зависит  от относительных (выраженных в процентах), а не абсолютной изменение цены количества товара.
Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто требуется дать точную количественную оценку этой характеристике спроса. Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности (E, price elasticity):
                                                 (18)
Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная, постольку коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной. Однако для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед  коэффициентом, а его абсолютная величина (|E|).
Применение процентов при исчислении коэффициентов эластичности позволяет  исключить влияние единиц измерения (тонн, литров, рублей и так далее) на величину эластичности.
В случае линейного вида функции спроса (прямая линия) независимо от наклона к координатным осям эластичность спроса будет различной на разных участках.
Естественно, при нелинейном виде функции спроса ее можно задать так, чтобы на любом участке кривой спроса эластичность была равна единице (при том, что отношение  Q/  будет меняться на всем ее протяжении) .
                                
                 Рисунок 28 - Нелинейной вид функции спроса
Кроме эластичности спроса по цене товара существуют, как уже упоминалось, другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов (условий). К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:
Ed=  Qd/Qd :  I/=  Qd/  ·I/Qd ,                                                   (19)
Qи I - первоначальные уровни объема спроса и дохода.
Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для  классификации товаров по качеству. Если Ed> 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода, как правило, ведет к росту спроса на такие товары, то есть доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Товар является низкокачественным при Ed< 0, когда по мере увеличения дохода спрос на подобные товары уменьшается. В этом случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < Ed< 1), второй необходимости (Ed= 1), и предметы роскоши (Ed> 1).
Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар «a» от процентного изменения цены на какой-то другой товар «b»:
Edab =  Qda/Qda :  Pb/Pb =  Qda/  Pb ·Pb/Qda .                                   (20)
Характер изменения спроса на товар  «a» от изменения цены на товар «b» зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары «a» и «b»:
если Edab > 0, то «a» и «b» скорее всего взаимозаменяемые товары (например, разные прохладительные напитки);
если Edab < 0, то товары «a» и «b» являются взаимодополняющими (автомобиль и бензин и т. п.);
если Edab = 0, то товары «a» и «b» практически не зависят друг от друга (например, хлеб и цемент).
Hа эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы:
    Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).
    Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
    Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.
    Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.
    Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.
    Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.
    «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).
Как и спрос, количество предлагаемого  на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и  прежде всего - от рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и  эластичность спроса, колеблется в  пределах от 0 до бесконечности. При  тех же самых оговорках различную  степень эластичности предложения  можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения.
                      
                     Рисунок 29 - Эластичность предложения
Вертикальная линия соответствует  абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, - абсолютно  эластичному. Другие положения линии предложения будут характеризовать либо эластичное (при E> 1), либо неэластичное (при E< 1) предложение. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения, важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям. В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1, но больше 0. Hа нижнем, наоборот, эластичность больше 1.
                             
                    Рисунок 30 - Единичная эластичность предложения
Помимо цены на эластичность предложения  влияют другие факторы:
    Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.
    Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения.
    Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот фактор рассматривается в предыдущем вопросе).
    Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.
    Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.
    Технологические особенности налаживания производства         определенного товара (постройка судов и хлебопечение).
 
 
1.3.7        Государственное регулирование рынка
 
При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью  исключить меры государственного регулирования  рынка.
Государство устанавливает  «правила экономической игры» и  следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный  оборот, проводит фискальную и кредитную  политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной  политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.
Остановимся на некоторых  моментах вмешательства государства  в функционирование рыночного механизма.
Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее. Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.
Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.
Рассмотрим воздействие  на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения.
                           
                       Рисунок 31 - Кривая спроса и предложения
Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Pe1 и объемом Qe1. Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S(в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S2. Прежний равновесный объем Qe1 производители захотят продать по цене P(P= Pe1+T). Hо при данной цене спрос (Qd2) значительно меньше прежнего (Qe1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E2). Hовая равновесная цена Pe2 окажется выше прежней (Pe1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Qe2 < Qe1).
Итогом прихода рынка  данного товара в новое равновесное  состояние станет фактическое распределение  потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену Pe2, которая выше прежней равновесной на величину (Pe2 - Pe1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену Pe2, выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену Pза свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (Pe1 - P-).
Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности.
         
         Рисунок 32 – Эластичность и неэластичность спроса и предложения
                                           к  изменению цены
В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно  повысит цену равновесия, но существенно  сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 33а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 33б).
 
              
                 Рисунок 33 - Распределение налогового бремени
Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).
Hовая равновесная цена будет больше P-, но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену Pза каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P- Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.
Дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.
Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения .
                      
                    Рисунок 34 - Кривая спроса и предложения
Колебания равновесных цен  являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать  цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P2), либо на более высоком (P1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.
 
 
1.3.8        Избыток (рента) покупателя и продавца
 
С понятием рыночного равновесия связано и такое важное явление, как излишек (рента) покупателя и  излишек (рента) продавца. Они возникают  в силу того, что весь равновесный  объем товара покупается (и продается) по единой равновесной цене. Рассмотрим это на конкретном примере.
                                     
 
      1.4.2        Структура рынка  
 Конкуренция - основная отличительная черта рыночных отношений. В зависимости от способов ее осуществления различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой и другие параметры Степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену характеризует совершенную или несовершенную конкуренцию.
 
 
1.4.3       Совершенная конкуренция
 
Рыночная структура характеризуется  совершенной конкуренцией если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния  на цену .
Конкуренция является совершенной  при наличии следующих условий:
    Большое число фирм, производящих однородную продукцию
      размеры по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы - менее 1%;
      езначительное влияние со стороны фирмы на цены;
      исключается соглашение между фирмами.
    Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора. Это простое условие сложно реализовать на практике, так как совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и других признаков.
    Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
    Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.
    Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).
    Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
Фирма, продающая свою продукцию  на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.
Спрос на продукцию отдельной  фирмы в условиях совершенной  конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса - горизонтальная линия 
                           
                       Рисунок 36 –Спрос на продукцию
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое  количество товара по цене Pили ниже ее.
Кривая спроса на рынке  действительно имеет отрицательный  наклон, когда рассматриваются все  возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может  продать по цене равновесия любое  количество единиц товара. Именно это  и показывает горизонтально расположенная  линия спроса фирмы.
              
      Рисунок  37 –Линия спроса конкурентной фирмы. Совпадение на      
             рынке цены равновесно с линией спроса функции
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Но при любой цене, превышающей P
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.