На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Уткир Хашимов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Уткир Хашимов
 
“По-моему, для  того, чтобы создать по-настоящему художественное произведение, которое  бы взволновало людей, которое бы каждый раз при повторном чтении дарило бы сердцу восторг, для этого  в первую очередь нужен талант, данный Богом”. Эти слова любимого писателя узбекского народа Уткура Хашимова вполне применимы к его жизни и творчеству.
 
Будущий писатель родился в Ташкенте в 1941 г. Школу  закончил с золотой медалью. Учился в Ташкентском государственном  университете (ныне Национальный Университет  Узбекистана). В студенческие годы занимался  журналистикой. Работал в газетах  различных СМИ, занимал разные должности  в издательстве литературы и искусств имени Гафура Гуляма. Потом стал главным редактором журнала “Шарк юлдузи”. Он депутат Олий Кенгаша Узбекистана, а потом его избрали депутатом Олий Мажлиса.
 
За роман  “Икки эшик ораси” (“Меж двумя дверьми”) писатель в 1986г. получил премию имени Хамзы, а в 1991 г. Уткур Хашимов удостоен звания Народного писателя Узбекистана.
 
 Творчество  свое Уткир Хашимов начал в 60-х годах со стихов и очерков. Его первая книга – сборник очерков, была опубликована в 1962 г., называлась она “Пулат чавандоз” (“Стальной наездник”). После этого были написаны книги “Воздух степей” (1963), “Что скажут люди”, “Ветер будет веять”, “Весна не вернется” (1970), “Слушай свое сердце” (1973), “Долгие вечера” (1975), “Что-то случилось” (1976), “Солнечные весы” (1980), “Дела земные” (1982), “Мятные пирожки” (1983), “Белая радуга” (1984), “Таинственная звезда” (1985), “Сокровищница” (1987), “Душевная боль” (1991), “Неизвестный остров” (1990), “Озорство” (1993), “Житейские хлопоты”, “Светлый мир” (1998), “Записи на полях тетради” (2001).
 
Каждая из этих книг стала свидетельством огромного  таланта писателя. Уткур Хашимов не стремился к тому, чтобы поведать что-то чрезвычайное, экстремальное, ошеломить неожиданным сюжетом, интригой, напряженным развитием событий.
 
В произведениях  Уткура Хашимова ведущим является национальное отношение к событиям в мире, он на все, что происходит вокруг, смотрит глазами своего народа. Именно поэтому почти все произведения писателя воспринимаются читателями тепло, обретают в их сердцах свое место.
 
Говорят, когда  слишком часто повторяется некая  мудрость, она становится банальной  и теряет свою значимость. Однако о  произведениях Уткура Хашимова мы не можем этого сказать. В повести “Дела земные” образ матери, ждущей сына, не смыкая глаз, - обычный образ, встречающийся в жизни каждого из нас. Но его символическое развитие – Мать, бродящая во сне героя с лампой в руках, – придает повести особый колорит. Это символический образ Божественного света, дарующего Жизнь, Веру, Надежду, Любовь.
 
В новеллах писателя “Книга, “Шейх махалли”, “Жеребенок”, “Воздержанность”, “Моя тетушка Ача”, “Золотая сережка”, “Мама русского мальчика”, “Мольба”, события, связанные с жизнью матери, изображены также интересно и впечатляюще. Писатель верно находит самые разнообразные ситуации и эпизоды, ловко и мастерски их вводит в сюжет.
 
Достойна  внимания и одобрения и деятельность Уткира Хашимова в области романистики. Он внес весомый вклад в развитие жанра романа, написав в 1979 г. – “Свет не без тени”, в 1986 г. – “Меж двумя дверьми”, в 1992 г. – “Жизни, прожитые во сне”. В этих романах писатель отразил и светлые стороны жизни, и теневые. В романах развернута новая интерпретация жизненных событий, описаны яркие характеры, даны интересные концепции сюжетно-композиционной организации текстов.
 
Уткир Хашимов в своих романах, пошел путем изображения жизни вне принципов идеализации, поэтому его романы истинно реалистичны, жизнь них представлена во всей совокупности своих сложных противоречий.
 
Читать романы Уткира Хашимова интересно и легко. Они и по содержанию, и по языковому мастерству и художественностью очень привлекательны.
 
Талант Уткира Хашимова проявился и в драматургии. Его перу принадлежат сценические произведения, созданные в разных формах: “Увядшая весна”, “Преданность человека”, “Поздравление со свадьбой!”, “Лекарство для совести”, “Репрессии”. Это очень интересные по теме, идейному содержанию, жанровому разнообразию сценические произведения.
 
Уткур Хашимов обладает многогранным талантом. Его вклад в современную узбекскую литературу огромен. Произведения писателя прекрасны по форме и содержанию, а их эстетико-воспитательная значимость – несравненна.
 
Эркин Вахидов
Эркин Вахидов (1936 - ) - узбекский поэт и общественный деятель. Один из ярких деятелей современной узбекской литературы. Поэта по праву можно назвать продолжателем традиций классического жанра газели. Любовь к Родине, ее бескрайним просторам, вера в светлое будущее родного края была и остаётся самой значительной в творчестве Эркина Вахидова.
 
Биография
 
Родился 1936 году 28 декабря в Алтиарыкском тумане в семье учителя. Учился в Ташкентском государственном университете (ныне Национальный государственный университет Республики Узбекистан) на филологическом факультете (1955-1960). После окончание учебы работал в разных издательствах и редакциях газет и журналов. Он был первым главным редактором журнала "Ёшлик" (1982).
 
Эркин Вахидов - поэт с ярко выраженной гражданской позицией. Его стихи наполнены тревогой за судьбу будущих поколений, автор стремится постичь глубинные духовные и нравственные процессы современной жизни. Таковы стихотворение "Башня" - о необходимости сохранять память прошлого; "Ночь в Самарканде" - о нерасторжимой связи времён; "Восточная легенда" - о смысле человеческой жизни; "Сердце поэта", "Абай", "Потерянное стихотворение" - о гражданском предназначении поэта.
 
Особое место  в творчестве Э. Вахидова занимает сатира. В циклах сатирических стихотворений "Анекдоты Дониш-кишлака" о Матмусе, поэт высмеивает подхалимство, предательство, жадность, стяжательство. Стихотворения интересны разнообразием жизненных наблюдений, глубиной их осмысления, своеобразием выразительных средств.
 
В басне "Страус" Э. Вахидов обыгрывает название птицы по-узбекски, состоящее из двух слов - верблюд и птица. Так рождается небольшое по объему, но очень меткое стихотворение о ничего не значащих людях, приспособленцах и трусах.
 
Заслуживает внимания любовная лирика Эркин Вахидова. Поэта по праву можно назвать продолжателем традиций классического жанра газели. Так, в стихотворениях "Всю ночь проплакал соловей", "Бутон" присутствуют традиционные атрибуты газели - образы соловья и розы, Фархада и Меджнуна как олицетворение страстной трагической любви, обязательное упоминание имени поэта в последних строчках:
 
 
 
Да прорастет  Эркина кровь,
 
Цветком в  саду любви твоей.
 
 
 
Бережно храня  традиции, автор передает и свое самобытное восприятие любви. В стихотворении "Родник" перед читателем предстает  девушка, сидящая у родника. Отталкиваясь от реального эпизода, поэт создает  лирическую историю любви, вернее сказать, ожидания любви. Любовь лирического  героя стихотворения подобна  чистому роднику, исходящему из глубин земли. Героиня стихотворения одновременно и возвышенна и проста в ожидании светлого чувства.
 
В стихотворении "Свободный край - Узбекистан" поэт воспевает самое драгоценное  завоевание народа - свободу и независимость  Родины. Эркин Вахидов обращается к историческому прошлому родной земли, когда "топтали орды хищно, зло, и на земле заметны раны". Поэт гордится тем, что извечное стремление к свободе и процветанию отчизны, выраженное в эпосах "Алпамыш", Тор-оглы" осуществляется в наше время, и он является непосредственным участником событий. Органично и точно сравнение родины с легендарным богатырским кры­латым конем - символом мощи, силы и свободы.
 
Поэт Роберт Рождественский восхищался творчеством  и писал о его работах:
 
 
 
Мне пришлась по душе его искренняя и жесткая  поэма "Стон земли", понравилась  многослойная и многоголосая поэма "Восстание бессмертных" - о бенгальском поэте Назруле Исламе. Здесь авторский голос демонстрирует все спои возможности и все регистры - от шепота до крика...
Заканчивая  эти недлинные заметки, хочу привести еще одно стихотворение из сборника. Принести целиком:
Не подыскав стихам своим названья,
Я над стихами  ставлю иногда
Звезду. В  ночи, средь сонного молчанья,
И в шуме дня  средь яркого сиянья,
Как верный страж  стиха, - гори, звезда.
Гори в  минуты радости глубокой,
Гори в  часы печали одинокой,
И в зной гори. И в холод. И тогда,
Когда моя  закатится звезда.
(Перевод  Ю. Казанцева)
 
"На мой  взгляд, это - очень хорошие, точные  стихи. А еще в них есть  мудрое спокойствие и простор.  А еще в них есть боль. Настоящая  человеческая боль..." - пишет русский  поэт Роберт Рождественский об  узбекском поэте Эркине Вахидове.
 
Признанием  заслуг поэта стало то, что в 1999 году Эркин Вахидов удостоен звания Герой Узбекистана.
 
 
Работы
 
Первый сборник  стихотворений:
 
"Утренее дыхание" (1961).
 
Сборники  стихотворений:
 
"Песни  для вас" (1962)
 
"Сердце  и ум" (1963)
 
"Крик души" (1964)
 
" Лирика" (1965)
 
"Поэма,  написанная в палатке" (1966)
 
"Диван  молодости" (1969)
 
"Чарогбон" (1970)
 
"Живые  планеты" (1978)
 
"Восточный  берег" (1981)
 
"Письма  к будущему" (1983)
 
"Любовь" (1984)
 
"Современная  молодежь" (1986)
 
"Страдания" (1991)
 
"Лучше  горькая правда..." (1992)
 
Пьесы:
 
"Золотая  стена"
 
"Истамбульская трагедия"
 
"Второй  талисман".
 
Другие работы:
 
Эркин Вахидов перевел на узбекский язык:
 
трагедию  Гете "Фауст",
 
стихи С. Есенина, А. Твардовского,
 
М. Икбала,
 
Р. Гамзатова,
 
Г. Эминс и других поэтов.
 
Биография
 
Родился в  семье чабана, во время войны подростком работал в колхозе родного  кишлака пахарем, косарем, табунщиком.
 
В 1951 г. окончил  факультет востоковедения Ташкентского государственного университета.
 
Работал старшим  научным сотрудником Института  языка и литературы Академии наук Узбекистана.
 
В 1990—2000 гг. — заместитель председателя, председатель Комитета Олий Мажлиса Республики Узбекистан по науке и культуре.
 
Первое произведение «Студенты» вышло в свет в 1950 г., когда  он сам был еще студентом. Способности  молодого прозаика привлекли внимание писателя Абдуллы Каххара. Он стал его наставником и посоветовал поехать учиться в Москву.
 
По рекомендации Союза писателей Узбекистана  в 1951 году П. Кадыров поступил в аспирантуру  Литературного института им. Горького, где успешно защитил диссертацию. Затем, в течение девяти лет, он работал  в Союзе писателей СССР консультантом  по узбекской литературе. В Москве он написал свой первый роман «Три коня» — о новом поколении  молодой интеллигенции, пробужденной к активной гражданской деятельности большими переменами, связанными с XX съездам  КПСС.
 
Второй роман  писателя — «Черные глаза» был  посвящен драматическим событиям из жизни горных чабанов, столкнувшихся  с должностными злоупотреблениями. Роман был переведен на русский  язык и литовский языки и издан  в Москве и Каунасе. По повести  П. Кадырова «Мои сокровища», рассказывающий о героике труда рабочих, был  снят художественный фильм «Твои  следы». Экранизованы также и повести «Вольность» и «Наследие».
 
В 1981 г. за роман  «Звездные ночи» П. Кадырову была присуждена республиканская государственная  премия им. Хамзы. Его следующий роман «Алмазный пояс» был удостоен премии Союза писателей СССР в 1983 г.
 
Автор книг для  детей: повести «Приключения Акрама», «Спасение» и «Яйра Поступает в институт». Среди малых произведений писателя популярными стали остросовременные рассказы «Жить хочется» и «Надежда» — они переведены на русский, украинский и другие языки.
 
Им переведены на узбекский язык «Казаки» Л. Толстого, «Бэла» М. Ю. Лермонтова, «Первые радости» Ф. Федина, роман «Судьба» туркменского писателя X.Деряева и повесть «Лето» таджикского писателя П. Толиса.
[править]
Награды и  звания
 
Награжден орденами «Эл-юрт хурмати» и «Буюк хизматлари учун».
 
Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, и Народный писатель Узбекистана, лауреат  Государственной премии Республики Узбекистан.
Гафур Гулям
Гафур Гулям - известнейший писатель Узбекистана. В поэзии и прозе Гафура Гуляма нашла свое художественное воплощение история узбекского народа. Творчество писателя разнообразно - стихи, песни, поэмы, оды, рассказы, повести. Творчество Гафура Гуляма послевоенного периода сыграло значительную роль в развитии узбекской литературы.
 
Биография
 
Гафур Гулям известен своими талантливыми переводами на узбекский язык произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского, Назыма Хикмета, Руставели, Низами, Шекспира, Данте, Бомарше и др.
 
Гафур Гулям родился 10 мая 1903 года в семье дехканина в Ташкенте. Отец его был грамотным человеком. Он читал произведения узбекской и таджикской классической литературы, владел русским языком, сам писал стихи. В его доме бывали поэты Мукими, Фуркат, Асири, Хислат и другие.
 
Осенью 1916 года Гафура определили в училище. После смерти матери (отец умер раньше), он вынужден был пойти работать. Перепробовав много профессий, он, наконец, поступил в типографию наборщиком, а затем стал учиться на педагогических курсах. С 1919 по 1927 год он был учителем, директором школы, председателем Союза работников просвещения, активно участвовал в организации детских домов.
 
С 1923 года началась литературная деятельность Г. Гуляма. Стихи, поэмы, очерки, юмористические рассказы, повести появляются в газетах и журналах. В 1923 году Гафур Гулям написал стихотворение "Дети Феликса", отобразив в нем свою жизнь - жизнь сироты, рассказав о детях-сиротах, а в журнале "Маориф ва укитувчи" было опубликовано второе стихотворение "В чем красота?" Один за другим выходят сборники его стихов: "Динамо", "Китайские картины", "Это мы с вами живые люди", "Живые песни", "Вам", "Подарок", "Песни рассвета", поэма "Кукан" и другие.
 
В стихотворениях Гафура Гуляма, написанных в начале 30-х годов, намечается поворот к новым формам, чему в немалой степени способствовало изучение русской классической поэзии. Кроме того, для описания таких удивительных изменений, которые происходили в его родном краю: бурный рост промышленности, строительство железнодорожной магис
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.