На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие и сущность культуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПУ
АМУРСКИЙ ИНСТИТУТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФИЛИАЛ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В Г.СВОБОДНОГО
 
 
КАФЕДРА: «Философия»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
на тему
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: Алексеева С.О.
Шифр: КТ-10-Э-907
Проверил: Веселова В.В.
 
 
 
 
2011 г.
 
 
 
 
Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

До сих пор не существует однозначного определения культуры. Некоторые авторы считают, что культура это - социальное наследование, организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления, воплощенные ценности и др.
Такие авторы как, Ю. Лотман, Б. Успенский, Ф. Энгельс, Э. Тейлор, А. Кребер, К. Клахон, И. Чавчавадзе, Э. Соколов и др. по разному трактовали определение «культуры».
В данной работе основные  3 задачи:
1. Выделить одно определение «культура», которое более всего отвечает субъективным оценкам автора.
2. Определить сущность исторической  периодизации культуры.
3. Составить словарь понятий  и биографических  описаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Приведите одно из существующих определений культуры.

Обоснуйте свой  выбор

Культура (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура - это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.
Данное определение более четко отражает структуру культуры, ее виды и понимание определения «культура» в общем. Вобыденной жизни мы часто говорим о культуре строительства, о культуре быта, о культуре торговли, о культуре общения, о культуре отдыха, о физической культуре, о культуре риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре риса, мы имеем ввиду не сам по себе рис, а об отобранных и систематизированных способах его возделывания, выращивания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. В чем заключается сущность исторической периодизации культуры

 
С понятием «историческое время» неразрывно связана периодизация — как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. Первую попытку периодизации всемирной культуры сделали историки-гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего — упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.
Идеологи Просвещения (Жан - Жак Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.
Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк А. Тойнби (30-е гг. XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (3) (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.1
В каждом культурно-социологическом анализе целесообразно различать сферы исторических процессов, а именно, проводить различие между общественным процессом, процессом цивилизации и движением культуры.
Политическая история, так же как история хозяйства и социальная история, изучает по своей сущности судьбу крупных исторических образований человечества, их больших, географически, событийно и культурно связанных друг с другом единств, намереваясь посредством установления представляющихся существенными для общего хода развития конкретных фактов уяснить в каждом данном случае их особую судьбу. Эти науки рассматривают каждую историческую и культурную сферу — китайскую, индийскую, переднеазиатскую, античную, арабскую, германо-романскую исторические сферы, а также другие, как в известном смысле «единое тело», внутри которого происходит определенная последовательность событий, как связанное местом и временем происходящего целое, для общей судьбы которого выявляются главные данные. При этом делается попытка связать изложение и отчасти также объяснение крупных событий, образы великих людей, судьбу масс с характером хозяйства, развитием структуры политических образований, с социальными преобразованиями и другими материальными формированиями и переформированиями исторических образований. Эта работа является конкретной исторической морфологией.
«Подлинная периодизация почти невозможна в этом фантастическом построении жизни и культуры, в котором новые интерпретирующие смысл образования — лишь немногие из них здесь названы, — почти беспрерывно возникают в любой ситуации, как яркие плоды в неизменяющейся листве…»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Составить словарь 5 понятий и 5 персоналий по данной теме

Понятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Понятия по теме «Понятие и сущность культуры»
 
Культурные ценности
нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты
2
Мораль
(нравственность) (лат. Moralis — нравственный, mores — нравы) — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. Мораль — постоянное нормотворчество людей, жизненный процесс, в котором основная фигура — сам индивид, человек, творец, своего бытия. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеальнодолжного, он самостоятельно делает выбор своего поведения, поступка, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации.

 
 
 
 
 
 
 
 
Продолжение Таблицы 1.
Идеология
(от греч. idea - понятие, представление и logos - слово, понятие, учение) - совокупность разнородных более или менее упорядоченных иллюзорных идей, концепций, мифов, верований, догматов, заклинаний, нормативов, обещаний, целевых установок, лозунгов и т.д., выражающая интересы одной или нескольких социальных общностей и ориентированная на замещение и подмену рациональных представлений о действительности в целях сохранения или изменения социальных идеалов, ценностей, норм, а также политических, общественных, экономических и бытовых отношений. Не являясь религиозной по сути, Идеология исходит из определенным образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание.
4
Возрождение 
термин «Возрождение», являющийся калькой французского термина «Ренессанс», введенного в научный оборот в середине XIX в. историком Ж. Мишле, обозначает эпоху в истории итальянской (а под ее воздействием и европейской) культуры XIV—XVI вв., ознаменовавшую переход от Средневековья к Новому времени. Гуманистическое мировоззрение Возрождения, в противовес средневековому теоцентризму поставившее в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Продолжение Таблицы 1.
Философия культуры
культурфилософия (нем. Kulturphilosophie), раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. нем. романтиком А. Мюллером. Философия культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.

 
 
Кребер (Кгоеbег) Альфред Луис - (1876-1960) - американский антрополог, культуролог, этнолог, представитель исторической школы в американской этнологии. В 1892 поступил в Колумбийский университет, был учеником Боаса.
Культура рассматривалась Кребером как особая реальность, имеющая свою особую природу и подчиненная собств. детерминизму. Эта теоретическая позиция, устанавливающая несводимость культурных феноменов низших порядков (биол., психол., социальных и т.п.), нашла отражение в креберовской концепции «сверхорганического».
Тойнби Арнольд Джозеф (Toynbee Arnold Joseph) – (1889-1975) - родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. Многочисленные публикации Тойнби включают научные монографии, в том числе Западный вопрос в Греции и Турции (The Western Question in Greece and Turkey, 1922), Греческая историческая мысль (Greek Historical Thought, 1924), Исследование истории (A Study of History, 12 vols., 1934-1961), а также несколько томов очерков и лекций, опубликованных после того, как под руководством Д.Сомервелла было выпущено ставшее бестселлером сокращенное (в одном томе) изложение первых шести томов Исследования истории.
Необыкновенная эрудиция Тойнби несомненна, однако его концепция и методы были подвергнуты уничтожающей критике. Популярность Тойнби - в значительной мере феномен американской культуры, в Англии у него больше критиков, чем поклонников. Тем не менее его идеи об историческом значении религии и плодотворности надматериальных ориентиров, разумеется, были вполне здравыми, и даже его критики признавали, что ему удалось их популяризировать.
Кассирер, Эрнст (Cassirer, Ernst) (1874-1945), немецкий философ и историк. Родился в Бреслау в Германии (ныне Вроцлав, Польша) 28 июля 1874. Получив начальное образование в родном городе, в 1892 поступил в Берлинский университет. В соответствии с европейской традицией, поощрявшей занятия в нескольких учебных заведениях, посещал лекции в университетах Лейпцига, Гейдельберга, Мюнхена и Марбурга. Вначале Кассирер намеревался изучать право, однако заинтересовался литературой и гуманитарными предметами; в дальнейшем, занимаясь философией, глубоко изучал физику и математику. В Марбурге (где он получил степень доктора философии в 1899, представив диссертацию об анализе Декартом математического и научного знания).
Перу Кассирера принадлежит обширный исторический труд Проблема познания в философии и науке Нового времени (Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, 1906-1957), в котором за систематическим изложением проблемы следует ее история от античности до 40-х годов 20 в. Сведя воедино результаты своих занятий культурологией, наукой и историей, он опубликовал еще один трехтомный труд — Философия символических форм (Philosophie der symbolischen Formen, 1923-1929).
В этих и других работах Кассирер анализировал функции языка, мифа и религии, искусства и истории как «символических форм», через которые человек обретает понимание самого себя и окружающего мира, так что сам человек определяется как «животное, создающее символы».
Соколов Эльмар Владимирович - (р. в 1932) — философ и культуролог; д-р филос. наук, проф. Акад. Академии гуманитарных наук. Заслуженный деятель науки РФ. Окончил хим. (1956) и филос. (1958) ф-ты МГУ. В 1958—1965 преподавал филос. в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена. В 1965—1970 работал ст. н. с. и доц. Ленингр. кафедры филос. АН СССР. В 1970—1975 — в Ленинградских секторах ИФ АН СССР. С 1975 работает проф. кафедры теории и истории культуры СПб. ун-та культуры (ранее Ленингр. института культуры им. Н.К.Крупской). Был одним из членов-учредителей Восточно-Европейского института психоанализа (СПб.), в котором преподает на протяжении ряда лет. Исследовал разл. проблемы этики, филос., социологии, культурологии и др.
Соч.: Культура и личность. 1972; Свободное время и культура досуга. 1978; Значение теорий "социального характера" и "коллективного бессознательного". Стиль и традиции в культуре. 1989; Культурология. Уч. пос. 1994; Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. Уч. пос. 1998.2
Флоренский Павел Александрович (09/21.01.1882-08.12.1937), религиозный философ, ученый-энциклопедист. В 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности. В 1914 защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине. Опыт православной теодицеи». В 1912-17 редактировал журнал «Богословский вестник». После Октября 1917 работал ученым секретарем комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, преподавал в Сергиевском институте народного образования (читал лекции по физике и математике). С 1919 центр тяжести его научных интересов перемещается в область физики и техники. В 1927 выслан в Нижний Новгород. В феврале 1933 арестован и в июле осужден на 10 лет. Расстрелян в 1937. Его смерть, писал С. Н. Булгаков, исполняет душу потрясающей скорбью, как одно из самых мрачных событий русской трагедии. «Из всех моих современников, которых мне суждено было встретить за мою долгую жизнь, он есть величайший, и величайшим является преступление поднявших на него руку».
Характерные черты мысли Флоренского: 1) тяга к платонизму и в целом к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; 2) «конкретность» — неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания и, в частности; 3) интеграция идей и методов современного естествознания в рамки религиозного мировоззрения — впоследствии становятся гл. установками его «конкретной метафизики» 1920-х. Это — метафизика всеединства на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых Флоренским идей философского символизма и семиотики. Ее задача — выявление неких первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
Культура (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей, но в переносном смысле это - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура.
Культура часто распадается на различные области, сферы: на все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры.
С понятием «историческое время» неразрывно связана периодизация — как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов.
Для развития периодизации характерно выделение общих черт развития культуры для определенного периода времени.
В данной работе рассмотрены понятия: «культурные ценности», «мораль», «идеология», «Возрождение», «Философия культуры»; биографии: Кребера А., Тойнби А., Кассирера Э., Соколова Э. В., Флоренского П. А..
 

Список литературы


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.