На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теневая экономика. Её роль в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……2
Глава I  Теневая экономика: понятие, сущность, структура………...….4
    Определение теневой экономики, ее сущность……………….....4
    Структура теневой экономики……………………………….........9
    Функции теневой экономики в России…….................................13
Глава II  Особенности теневой экономики в России………………..….16
    Причины теневой экономики ………………………………..…..16
    Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности, «за и против» ……………………............18
    Причины ухода малых предприятий России в тень…………….21
Глава III Пути  выхода из теневой экономики………………................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки  зрения всего влияния на протекание большинства обычных, “нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.
За последнее время термин «теневая экономика» употребляется достаточно часто. И потому, наверное, что встречается он в ряду таких негативных явлений, как рост преступности, ухудшение экологической обстановки, многие считают его «новообразованием» последних лет. У других остались смутные воспоминания о газетных публикациях, бичевавших теневую экономику социализма. Во всех странах и при всех режимах были и есть люди, стремящиеся делать деньги вне правого поля, вне законов.
До настоящего времени  не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики различно. Для одних это подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других – скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики.
Поэтому так важно  разобраться, что же на самом деле представляет собой теневая экономика.
Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины, роль и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. в первую очередь,  определить, что представляет собой «теневая экономика»,  определить ее структуру и функции;
2. выявить особенности,  причины и последствия «теневой  экономики»;
3. определить пути  выхода из скрытой экономики.
 

Глава I  Теневая экономика: понятие, сущность, структура
      Определение теневой экономики, ее сущность
 
В экономике каждой страны есть такая составляющая, которая  не укладывается в сложившиеся и  узаконенные представления о  норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. До настоящего времени не существует единого понятия «теневая экономика», причем данный термин трактуется по-разному как в разных странах, так и разными авторами, что, в общем-то, естественно. К определению сущности «теневой экономики»- термина получившего в последнее время широкое распространение, имеется большое число подходов.
Западные ученые часто  рассматривают её как деятельность или скрываемую от прямого статистического  учета, или уводимую из-под налогообложения. Так, Дж. Блэк определяет «теневую экономику» как «экономическую деятельность, о которой не сообщается в органы государственного обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения». Синонимами «теневой экономики» чаще всего являются понятия, заимствованные из международной терминологии, - «неофициальная», «неформальная», «скрытая», «нерегистрируемая» экономика и т.п. Однако они недостаточно четки, а иногда «пересекаются».
Отечественные специалисты, опираются, прежде всего, на признак  «неконролируемости». Контролируемые процессы, по определению, не являются «теневыми», или «скрытыми». Так, Большой экономический словарь трактует «теневую экономику» как «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть, скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».
Налицо теоретическая  путаница, которую предопределяют следующие основные моменты.
Во - первых, имеет место  некорректная интерпретация двух понятий  «shadow economy» и «black economy» , заимствованных из англоязычных источников. Часто  термин «black economy», означающий «черная  экономика», или «чисто криминальная», переводится как «теневая экономика»
Во - вторых, «теневая экономика» не может быть адекватно описана  с помощью норм существующего  права. Часть его диспозиций включает в себя деяния, «относимые к нелегальной, и к теневой экономике, некоторые нормы одновременно регулируют процессы и теневой, и контролируемой экономики, а отдельные негативные процессы теневой экономики вообще не урегулированы». Следует согласиться с тем, что на самом деле «теневая экономика» - экономический, а не правовой феномен, отражающий негативные экономические процессы в обществе. Это легальная, но не контролируемая экономическая деятельность, которую «сопровождают» различные правовые нарушения, будь то уголовные или административные. Она содержит незаконную часть.
В - третьих, долгое время существовал устойчивый стереотип, согласно которому вся экономика делится на «белую» и «черную», т.е. легальную и криминальную. Сегодня становится ясно, что «цветовой» спектр видов хозяйственной значительно шире: он представлен массой разнообразных оттенков или «различных градаций серого цвета»
На практике деятельность большинства хозяйствующих субъектов  осуществляется как в рамках легального, так и полулегального, а порой  и чисто криминального оборотов. Работа в русле легального оборота  дает возможность организации формировать благоприятный имидж на рынке, иметь кредитную историю, аппелировать к судебной или исполнительной власти, а также избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми или иными контролирующими органами. В то же время необходимость «ухода» от чрезмерных налогов, а часто и просто задачи максимизации прибыли обуславливают «перевод» части бизнеса на «серые» схемы. Таким образом, задействован эффективный механизм деформализации экономики, который непрерывно трансформирует формальные правила и встраивает их в неформальные отношения.
«Теневая экономика - параллельная подпольно функционирующая  экономическая структура мафиозного характера, ориентированная на извлечение скрываемых от налогообложения сверхприбылей  и подрывающая сложившиеся в обществе экономические отношения». При этом речь идет о широком спектре негативных экономических процессов «криминальной направленности[9, 10].
Различается «скрытая» (или теневая), неформальная (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.
Первая из названых - теневая - характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.
 «Скрытая экономика  включает всю легальную производственную  деятельность, которая умышленно  скрывается от государства».
Деятельность нелегальных  предприятий, так же как и легальных, предполагает производственный процесс. К нелегальному виду деятельности относятся незаконное производство или сбыт продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда). Сюда же входит «нелицензированная деятельность» практикующих врачей, адвокатов, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта и т.д. Конечно, преступная деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство и терроризм), не может быть включена в границы производства. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают. Таким образом, при определении ВВП должны быть учтены следующие показатели:
1) законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой  производителями в целях уклонения  от уплаты налогов или выполнения  других, оговоренных законом обязательств;
2) неформальной (неофициальной)  легальной деятельности, в том  числе деятельности некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;
3) неофициальной нелегальной  деятельности, в том числе:
а) легальных видов  деятельности, которыми занимаются нелегально;
б) нелегальной деятельности, предоставляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос;
в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.
С учетом вышесказанного термином « теневая экономика» логично  обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. [1.]
В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые  связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход.[7] Итак, как мы видим сущность «теневой экономики» можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует еще множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак- это скрытый характер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Структура  теневой экономики
 
 Из раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные критерии разграничения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень рынка своим цветом.
Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. П.Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.
Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д.
Розовый рынок функционирует  как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого  рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные оффшоры.
В настоящее время  наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма  обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением  официальных и неофициальных  льгот и преференций(налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других)для своих узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.
Серый рынок-зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды - проведение праздников, во внебюджетные фонды.
Этот рынок функционирует  на основе деятельности ряда полутеневых  предприятий, организаций и оказывающих  им содействие представителей федеральных  и региональных органов власти.
Эта система начала функционировать  еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.
Другая составляющая серого рынка - это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности (феномен «несунов»).Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны- скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.
В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.
Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.
Черный рынок-это своего рода оффшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».
Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность  позволяют сделать выводы о наличии  внутри страны параллельного государства  с аналогичной официальной системой управления.
Хозяйствующий субъект  черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. Черный рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «черный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от5% до 25% от численности всей пирамиды.
Вторая группа формирует  среднюю часть пирамиды и состоит  из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры). Представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как черного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.
Третья группа представлена наемными работниками физического  и умственного труда, для которых  нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки
 
 
 
 
 
 
 
3. Функции теневой экономики в России
 
Уже не раз говорилось, что теневая экономика стала  привычным для большинства населения  явлением. Что завершившийся процесс  институционализации теневой экономики  сделал её «неотъемлемым элементом  российской модели капитализма»[4]. А, следовательно, если теневая экономика-это особый институт в экономической системе, то она, как и любой другой институт, должна выполнять в обществе определенные функции. Она по большому счету выполняет две функции в обществе, которые имеют противоположный характер.
1.Стабилизирующая (регулятивная). Для некоторых социальных групп и слоев общества теневая экономика выступает стабилизирующим фактором. Во-первых, с точки зрения экономических агентов, теневая экономика позволяет хозяйствовать эффективнее, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Уклонение от налогов дает возможность предприятию увеличить чистую прибыль в несколько раз. Тем самым такое предприятие получает серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми кто работает в чисто легальном секторе, поскольку позволяет снизить отпускные цены. Отсюда становится понятным, почему только малая доля российских предприятий уплачивают все налоги своевременно. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около 1/3 предприятий вообще уклоняются от оплаты налогов.
Во-вторых, теневая экономика  расширяет возможность дополнительных заработков для занятых на официально зарегистрированных промышленных предприятиях. Большое количество трудоспособных россиян имеют вторую, официально не учтенную работу (в основном в посреднической деятельности, розничной торговле и челночном бизнесе).
Создавая новые рабочие места  и источники дохода, теневая экономика  выполняет роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство  доходов, уменьшает, социальное напряжение в обществе[3].
2.Дестабилизирующая. Конечно же, нельзя не видеть отрицательный, деструктивный характер теневой экономической деятельности, подрывающей основы социального благополучия больших групп населения.
Во-первых, теневая экономика вытесняет официальные механизмы налогообложения. Из общей суммы доходов, получаемых в легальном бизнесе, на выплачиваемые государству налоги приходится 25 %, тогда как выплаты «крышам» и чиновникам - 20% , а на плату за обналичивание-5%.
Во-вторых, теневая деятельность дезорганизует  производственный процесс в легальной  экономике, ослабляет трудовую, мотивацию  работников приводит, приводит во многих случаях к их деквалификации.
В-третьих, теневая экономика порождает  многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия.[3].
В-четвертых, жизнь по двойному стандарту  уже давно не воспринимается многими  россиянами как негласная, но, тем  не менее, общепринятая норма. А отнюдь не как «отклоняющееся поведение». Сегодня общество подошло к некоторому качественному рубежу, когда норма и отклонение от нее, норма и патология не только все более проникают друг в друга, но и меняются местами. То, что в сознании многих считалось патологией, становится нормой. Такая всеобщая теневизация, по мнению ученых, это формирование нового социального порядка, который носит отнюдь не либеральный, но принудительный характер. Он заставляет действовать вопреки законам цивилизованного общества, нарушать веками складывающиеся моральные устои[9].
В-пятых, криминальные процессы в отечественной  экономике вышли за пределы государства. Россия попала в черный список стран  с испорченной коммерческой репутацией. [9].
Несомненно, нельзя признать эффективной деятельность государственных  институтов допустивших разрастание масштабов коррупции в российской. Фактически в России ежегодно создается свой теневой бюджет рынка коррупции являющегося верхушкой «айсберга» теневой экономики. Не секрет, что по величине выплат в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляющим порядка 10% от суммы сделки или делового оборота, можно судить, что размер теневой российской экономики может вполне составлять 300-330 млрд. долларов. Это вполне коррелируется с данными правоохранительных органов о нахождении в теневом обороте не менее 40% денежной наличности и величине «серого оборота» в расчетах россиян из рук в руки - в 40,4 млрд. долларов[8]
Итак, из всего вышесказанного следует, что теневая экономика  позволяет решать кое-какие сиюминутные  проблемы, но, разрастаясь и переплетаясь с легальной экономикой, препятствует дальнейшему развитию рыночной экономики в России.
 

Глава II  Особенности теневой экономики в России
      Причины теневой экономики
 
Определив  понятие, структуру  и функции «теневой экономики» перейдем непосредственно к причинам ее возникновения  и развития.
Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.
1. Экономические факторы:
· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);
·переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);
· кризис финансовой системы  и влияние его негативных последствий  на экономику в целом;
· несовершенство процесса приватизации;
· деятельность незарегистрированных экономических структур.
2. Социальные факторы:
· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
·высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
· неравномерное распределение  валового внутреннего продукта.
3. Правовые факторы:
· несовершенство законодательства;
·недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
· несовершенство механизма  координации по борьбе с экономической  преступностью.
 
Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:
· Сокращается налоговая  база. Как следствие, растет налоговый  пресс на  легальный сектор экономики.
· Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень.
· Усиливается ресурсное  обеспечение коррупции, что ведет  к росту ее масштабов.
· Неконтролируемые крупные  финансовые ресурсы позволяют влиять на
государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
· Происходит перераспределение национального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой. Это ведет к сильному имущественному расслоению и ростуконфронтации в обществе.
· Происходит утечка капиталов  за границу.
· Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.
· Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях.
Кроме того, в предыдущем пункте было сказано об ошибках в государственном управлении, к которым ведет наличие развитой теневой экономики и неверная оценка ее масштабов.
 
 
 
 
 
 
 
2. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности, «за и против»
 
Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие.
Сейчас рассмотрим преимущественно негативные последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда.
Конкретные социально-экономические  последствия криминальной экономики  крайне многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность.
Рассмотрим наиболее значимые ее последствия.
Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях:
деформация налоговой  сферы;
деформация бюджетной  сферы;
влияние на эффективность  макроэкономической политики;
воздействие на кредитно-денежную сферу;
деформация структуры  экономики;
влияние на экономический  рост и развитие;
влияние на инвестиционный процесс;
влияние на состояние  природной среды;
деформация структуры  потребления;
влияние на режим конкуренции  и эффективность рыночного механизма;
влияние на систему международных экономических отношений;
 
Позитивные стороны  теневой экономики.
     1. Деформация  налоговой сферы находит проявление  во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры. Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политикии налоговых отношений.
2. Деформация бюджетной  сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.
Не менее важным результатом  сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой. В бедных странах сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.
Недофинансирование государственных  расходов является одной из важнейших  причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.
Уменьшается роль государства  в поставке на рынок общественных благ образование, здравоохранение, культура. Значительные масштабы имеет неэффективное распределении бюджетных ресурсов в результате кор
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.