На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Зарождение психоанализа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

По мере развития психологии как отдельной науки, обширнее становилось поле изучаемых  ею явлений. Успехи развития биологии изменили взгляд на все жизненные  функции, в том числе и психические. Восприятие, память, навыки, мышление, установки и чувства трактовались отныне как своего рода «инструменты», работающие на решение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные  ситуации. Рушилось воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир. Психические процессы стали исследоваться с точки зрения развития. Новые объекты требовали и новых объективных методов исследования. Ученые перешли из университетских лабораторий в детский сад, школу, психиатрическую клинику. Практика реальной исследовательской работы изменила взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание предмета, которое по-разному преломилось в теоретических воззрениях и системах, каждая школа отстаивала отличный от других собственный предмет. Вслед за структурализмом, представители которого считали, что психологи призваны заниматься поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами, получило распространение направление, которое считало главным делом выяснение, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей, т.е. изучали психические функции, а не элементы.

В начале ХХ века возникает мощное направление, утвердившее  в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакции  организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой  он адаптируется. Кредо направления  запечатлел термин «поведение» (англ. «бихевиор»), а само оно получило название бихевиоризм. Наряду с бихевиоризмом и в те же самые времена до основания подорвал психологию сознания психоанализ, на характеристике которого мы и остановимся подробнее.

 
 
 
 
 
1.Зарождение психоанализа

Без преувеличения  можно сказать, что австрийский  психолог и психиатр Зигмунд Фрейд  является одним из тех ученых, кто  во многом повлиял на все дальнейшее развитие психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский  психолог, психиатр, психотерапевт, автор  психоанализа, оказавший мировоззренческое  и культурное влияние на цивилизацию  ХХ века. Получил классическое образование. Знал греческий и латынь; немецкий, английский, французский, испанский, итальянский разговорные языки. Проявлял интерес к философии, поэзии, драматургии. За исключительную литературную одаренность в 1930 г. был отмечен Премией Гете. “Работать и любить” - жизненное кредо Фрейда. В работе и любви - гармония и счастье. Обладал колоссальной работоспособностью, имел любящую и любимую жену, шестерых детей. За 45 лет активной научной деятельности и клинической практики создал первую развернутую теорию личности, обширную систему клинических наблюдений, оригинальный метод лечения неврозов, метод исследования бессознательного.
 З.Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет и до самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведение отца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности (он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отца сверху вниз.   Смерть отца вызвала в душе мальчика гнетущее чувство вины. Он ревновал отца к матери, всегда хотел отвлечь ее внимание на себя и в глубине души всегда хотел, чтобы отца не было рядом с ним и матерью. Анализируя впоследствии свои чувства и желание единолично обладать матерью, Фрейд пришел к выводу, что ситуация напоминает ему античную драму о «Царе Эдипе», который сам того не ведая, убил отца и женился на матери. Так был открыт Эдипов комплекс - основа основ психоанализа.
Став врачом, занявшись  лечением больных психическими расстройствами, Фрейд на первых порах пытался  объяснить их симптомы динамикой  нервных процессов. Однако чем больше он углублялся в эту область, тем  острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел  средств, позволяющих объяснить  причины патологических изменений  в психике своих пациентов. Фрейд обратился от анализа сознания до анализа скрытых, глубинных слоёв психической активности личности. До него они не были предметом психологии, после же стали её неотъемлемой  частью.
Термин “психоанализ”  имеет три значения:
1) теория личности и  психопатологии,
2) метод терапии личностных  расстройств,
3) метод изучения неосознанных  мыслей и чувств индивидуума. 
Психоанализ З. Фрейда представлял  абсолютно новую психологическую  систему, которую часто называют психоаналитической революцией. Фрейд  писал, что предположение о бессознательных  психических процессах, признание  теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова  комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки  этой теории и что никто не может  считать себя психоаналитиком, если не признаёт их. Без психоанализа представить  себе и понять литературу, кино, живопись, музыку, философию, обыденную жизнь  просто невозможно. Психоанализ лежит  в основе понимания многих процессов  в общественном сознании, массовом поведении, предпочтениях и пристрастиях людей в сфере политики, информации, культуры. С точки зрения психоаналитической теории, современный человек живет  в мире напряженной психической  мотивации, одержим подавленными стремлениями и влечениями. Это и приводит его  к экранам телевизоров, телесериалам и другим формам массовой культуры, предоставляющей сублимационный эффект.
Одним из наиболее необычайных  и интересных открытий З. Фрейда есть его концепция истины. Истина одна из центральных категорий любой  философской системы. Так, например, простое толкование истины как соответствие высказываний реальностям, даёт логический позитивизм XX века. Однако данная категория  окрашена в плюралистические тона. В философии постмодернизма понятие  истины совсем теряется в общей культурно-игровой  атмосфере. Величие открытия Фрейда состоит в том, что он расширил концепцию истины до невероятных  размеров. Для него она не только то, во что мы осознанно верим  или что мы рационально постигаем, но так же и то, что мы в себе подавляем, потому что не хотим об этом думать. Он распространил метод  обретения истины на сферу, в которой  человек прежде такой возможности  не видел. Он смог это сделать благодаря  открытым механизмам подавления (репрессии) и рационализации. На богатом эмпирическом материале Фрейд показал, что  избавиться от заблуждений человеку можно, проникая в собственную психическую структуру. Это есть применение принципа освобождающей и исцеляющей истины.
Психоанализ является не только научной теорией. Это - философия  и терапевтическая практика, связанные  с исцелением души. Он не сводится к  экспериментальному научному знанию, но последовательно и без особого драматизма сближается со всеми гуманистическими и этически ориентированными концепциями и школами. Многие (Фромм, Витгенштейн, Поппер) оценивают теорию Фрейда как миф. Но что такое миф? Миф - выдающееся достижение человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ - уникальный - существования. В мифе воплощаются тайные желания человека, в частности, его галлюцинаторный опыт и драматургия бессознательного. Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчленённому мирочувствованию. Миф освящает человеческое существование, придаёт ему смысл и надежду. Он помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты. Понимая специфику мифа и его психофеноменологию, неисчерпаемый и универсальный смысл, Фрейд писал в упомянутом письме к А. Эйнштейну: "Может быть, Вам покажется, что наши теории являются своего рода мифологией, а в данном случае к тому же и нестройной. Но разве не каждая наука приходит, в конце концов, к такого рода мифологии? Разве нельзя то же самое сегодня сказать о Вашей физике?" (Архетип. 1995. № 1). Фрейд видел в своей теории огромную логику, которая позволяет освоить огромный материал бессознательного и иррационального, таящегося в психике человека. Будучи типичным либералом по взглядам, Фрейд создал радикальную теорию, обосновал ведущую роль подавления и фундаментальную важность бессознательного. Человек всегда верил в рациональное мышление как вершину человеческого опыта. Фрейд избавил человека от этой иллюзии. Но не только в этом дело. Заставив усомниться в непоколебимости рационального и разумного, Фрейд впервые поставил перед научным миром вопрос о том, почему, собственно, на рациональность можно всецело полагаться. Разве всегда она приносит утешение и избавляет от страданий? И разве страдание менее грандиозно по степени влияния на человека, чем способность разума? Фрейд доказал, что большая часть нашего рационального мышления лишь маскирует наши реальные мысли и чувства, то есть, служит сокрытию истины. И в этом открытии содержится огромный потенциал социальных преобразований.
В одной из самых блестящих  и глубоких работ "Будущее одной  иллюзии" Фрейд рассмотрел проблему отношения религии и психоанализа. В данном аспекте своей философии  Фрейд оказался дальновиднее, мудрее и "религиознее" многих религиозных  идеологов. Он раскрыл психологические  корни религии, показав, что она  является повторением детского опыта, возникает из беспомощности человека противостоящим силам природы и  внутренним инстинктивным силам. Он говорит, что религия опасна, потому что освящает дурные человеческие установление, ставит зависимость этики от веры и лишает нравственность перспективы. Фрейд показал, что запрет на критическое  мышление в отношении хотя бы одного предмета (религии) приводит к оскудению  критической способности человека в других сферах мышления и затрудняет применение разума в целом. Однако его духовность и связь с выдающимися религиозными учениями несомненна. Фрейд считал, что цель человеческого развития - в достижении таких идеалов, как знание (разум, истина, логос), братская любовь, в облегчении страданий, обретении независимости и ответственности. Тем самым он защищает этическое ядро религии и критикует её сверхъестественные стороны.
Фрейд оказал грандиозное  влияние на искусство и творчество. Представления о психоанализе осознанно  или неосознанно входят в наше сознание, определяют наши поступки, становятся нашим духовным опытом. Многие ученые считают, что именно Фрейд в наибольшей степени определяет лицо всей мировой  психологической науки. Прежде всего, тем, что именно он переместил психологическую  науку с периферии в центр, в самое ядро человеческой культуры. Психоанализ входит в любой феномен  гуманитарной культуры, а сам Зигмунд  Фрейд стал таким же универсальным  символом культуры 20-го века, как Эйнштейн, Пикассо, Хемингуэй, Чаплин, Станиславский  и еще немногие избранники.
Наиболее важно то, что  идеи Фрейда изменили и саму психологию человека, а не только науки о  нем. Стефан Цвейг писал: “Фрейдовские мысли... свободно обращаются в крови  эпохи и языка; отчеканенные им формулы  кажутся сами собой понятными; требуется, собственно говоря, большее напряжение для того, чтобы мыслить, вне их, чем для того, чтобы мыслить ими" /
Фрейд распространил психоанализ  на сферу мировоззрения и показал  его собственную силу в этой области. Подобно И. Канту, который сделал странное соединение "звездного  неба над головой" и нравственного  закона в нас, он поставил в центр  науки и научного мировоззрения  ирреальную субстанцию - душу. Фрейд  писал в лекции "О мировоззрении": "… дух и душа суть такие  же объекты научного исследования, как и какие-либо не присущие человеку вещи. Психоанализ имеет особое право  сказать здесь слово в защиту научного мировоззрения, потому что  его нельзя упрекнуть в том, что  он пренебрегает душевным в картине  мира. Его вклад в науку как  раз и состоит в распространении  исследования на область души" /17/.
Фрейд обосновал две основные противоположные движущие силы - “Эрос" и “Танатос” (жизнь и смерть; стремление к саморазрушению и самосохранению). На этих противоположно направленных влечениях - "влечении к жизни" и "влечении к смерти" основаны все деструктивные процессы в  человеке и социуме. Эрос ученый рассматривал в широком смысле, как стремление к жизни. Отводя ему центральное  место, он писал, что процесс культуры является делом эроса, который стремится  объединить отдельных индивидов, затем  семьи, затем племена, расы и нации  в один большой союз - в человечество. И почему это должно быть так, мы не знаем. Это просто работа эроса. Эти  массы должны быть объединены при помощи либидо. Сама по себе одна только необходимость и преимущества совместного труда не могут удержать людей вместе.
Психоанализ дал науке  понимание о важнейших явлениях человеческой психики, как "либидо" (сексуальное влечение). Центральная  идея Фрейда - идея бессознательной  сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том  числе тех его форм, которые  мы считаем высшими (как творчество, религия). За многими проявлениями фантазии, творчества лежит, прежде всего, скрытая  сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. При чем  не следует утрировать идеи Фрейда в этом отношении. Он вовсе не настаивал  и не предлагал за каждым образом  непременно видеть сексуальную подоплеку (ее может и не быть), но в общем  случае она несомненна.
С. Цвейг писал по поводу утверждения Фрейда о том, что  истоки некоторых неврозов следует  искать в сексуальных проблемах  так: “В продолжение целого столетия половой вопрос находится в Европе под карантином. Он не отрицается и  не утверждается, не ставится и не разрешается, он потихоньку отставляется за ширмы. Организуется громадная армия надсмотрщиков, одетых в форму учителей, воспитателей, пасторов, цензоров и гувернанток, чтобы  оградить юношество от всякой непосредственности и плотской радости... Следствием такого, целое столетие длящегося заговора - прятать свое “Я” и его замалчивать - является беспримерно низкий уровень  психологической науки... А невежественность всегда влечет за собой жестокость...".
Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего семейного  опыта в развитии личности. Переживания  детства накладывают неизгладимый след на жизнь человека, его достижения, неудачи, болезни. Они - есть осколки  старых переживаний.
Можно без преувеличения  сказать, что в современной психологии нет другой теории, которая имела  бы столько конкретных приложений, как психоанализ. Даже те, кто отвергает  её, признают её большой вклад в  решение личностных проблем.
 
 
 
2.Понятие бессознательного психического. Структура личности. Динамика отношений сознания и бессознательного
Самое яркое представление  о сущности теории Фрейда дает его  цитата: "... человек страдает от конфликта  между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается  в нем против них..."
Психоаналитическую теорию З. Фрейда иногда называют учением о  бессознательной психике. Действительно, ядром психоанализа является исследование активного аффективного комплекса, который образуется в результате вытесненных из сознания травмирующих переживаний. Наиболее сильной стороной психоанализа всегда признавалось то, что ему удалось привлечь внимание к невообразимой сложности аффективной  жизни человека, к проблеме отчётливо  переживаемых и скрытых влечений, к конфликтам, возникающим между  различными мотивами, к трагическим  противоречиям между сферой "желаемого" и "должного". Игнорирование неосознаваемых, но реальных психических процессов, как детерминант поведения, в  сфере образования неизбежно  ведёт к глубокому искажению  всего образа душевной жизни человека. А это, в свою очередь, создаёт  преграду на пути формирования более  глубоких представлений о природе  и механизмах духовного творчества, о законах поведения, о структуре  личности и её активности. Поэтому  педагогический поиск оснований  для воспитания и развития в психоаналитической теории уходит в более широкую  область: в новое видение проблем  личности. Психоанализ ставит в центр  внимания бессознательные процессы и мотивы и является методом, который  заставляет бессознательное говорить на языке сознания, проясняет его, выводит на свет для того, чтобы  найти причину страдания человека, внутреннего конфликта и преодолеть его. Фрейд вскрыл душевное подполье, когда "лучшее вижу, хвалю, но, к дурному, влекусь". Проблема бессознательного проявляется как очень острая не только в индивидуальной психологии, но и в социальной жизни, социальных взаимоотношениях. Под влиянием определенных факторов возникает неосознание  окружающей обстановки и собственного "Я", приводящее к грубой патологизации  общественного поведения. Так, неоднократно отмечалось, что длительное восприятие музыки повышенной степени громкости (до 100 децибел и более), при крайней  примитивности её мелодийной структуры (однообразие, дисгармоничность музыкальных  фраз) способно оказывать на психику  патологизирующее воздействие, далеко выходящее за пределы нарушения  деятельности нейронных систем. Если есть исходная предрасположенность  к агрессии, разрушениям, психологическим  диссонансам, то восприятие такой музыки ведет к их репрезентации, открытому  поведению. Человек утрачивает способность  критически мыслить и оценивать  свои действия. В образовательном  пространстве монотонность, однообразие, шаблон, стереотипизация и формализация способны вызвать подобные явления  в социальном и психокультурном  функционировании личности. Причем в  неосознаваемой форме.
Принцип удовольствия и принцип  реальности настолько важны для  понимания теории З. Фрейда, что нельзя не процитировать то, что относится к этим психическим феноменам: «…течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия, возбуждаясь каждый раз, связанным с неудовольствием напряжением, и принимая затем направление, совпадающее, в конечном счете, с уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением неудовольствия или получения удовольствия…»
Мы должны, однако, признать, что, собственно, неправильно говорить о том, что принцип удовольствия управляет течением психических  процессов. Если бы это было так, то подавляющее большинство наших  психических процессов должно было бы сопровождаться удовольствием или  вести к удовольствию, в то время  как весь наш обычный опыт резко  противоречит этому. Следовательно, дело может обстоять лишь так, что в  душе имеется сильная тенденция  к господству принципа удовольствия, которой, однако, противостоят различные  другие силы или условия, и, таким  образом, конечный исход не всегда будет  соответствовать принципу удовольствия. … Под влиянием стремления организма  к самосохранению этот принцип сменяется "принципом реальности", который, не оставляя конечной цели - достижения удовольствия, откладывает возможности  удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном и окольном пути к удовольствию". "Я" как психическая структура - это посредник между "ОНО" и внешним миром, между влечением и удовлетворением. Если "ОНО" целиком бессознательно, то "Я" руководствуется принципом реальности, сдерживает иррациональные импульсы "ОНО". Фрейд пишет: “Я", прежде всего, телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности". "Я" и "ОНО" не разделены резкой гранью. “Я” - это сущность психического, проникающая в бессознательные структуры и берущая часть их энергии для своих нужд, содержанием которых является обеспечение безопасности и самосохранения организма. "Я" - это наша безопасность, интеллектуальная рациональная стратегия, без которой "ОНО" своими агрессивными, иррациональными импульсами разрушило бы наш организм. Действует "Я" путем отсрочки реализации принципа удовольствия, торможения энергии или ее переадресовки в социально приемлемую область. К функциям "Я" относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов. Третья психическая структура - "СВЕРХ-Я". Она выступает у Фрейда как совесть и как бессознательное чувство вины, олицетворяет и требования долга и запреты. В труде “Будущее одной иллюзии" Фрейд пишет о том, что человеческая душа (психика) с древнейших времен проделала большой прогресс, сформировав особую психическую инстанцию "Сверх-Я", в которой внешнее (социально-культурное) принуждение стало внутренним. Фрейд приводит пример такого прогресса человеческой психики: "Развитие человека идёт в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх - Я, включает его в число своих заповедей. Каждый ребенок демонстрирует нам процесс подобного превращения, благодаря которому он приобщается к нравственности и социальности. Это усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры. Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры её носителями. Чем больше их число в том или ином культурном регионе, тем обеспеченнее данная культура, тем скорее она сможет обойтись без средств внешнего принуждения. В ней заключена морально-этическая сила личности, истоки которой идут от момента узнавания ребенком, что хорошо, что плохо. Эти морально-нравственные императивы ограничивают эгоистические и деструктивные влечения человека. "Сверх - Я" - это еще и "Я - идеал", область высоких стандартов, которые вырабатывает для себя человек, и которые поддерживаются в нем поощрениями и одобрениями со стороны родителей, воспитателей и т.п. Я - идеал соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке, является самым высоким достоянием души. "Сверх - Я" существует в основном бессознательно и проявляется в сознании как переживание совести, чувства страха, вины, депрессии, ощущения неполноценности или, наоборот, гордости и т.п. Таким образом, основной внутренний конфликт - это конфликт между желаниями и внутренними запретами, т.е. между "ОНО" и "Сверх - Я". "Я" становится своеобразным полем битвы между ними, его задача - помочь реализоваться желаниям, не обижая при этом запреты. Таким образом, сознательное “Я", только маленький островок, омываемый океаном бессознательного. В ситуации внутреннего конфликта "Я" вырабатывает психологические защиты, особые формы бессознательной психической активности, которые позволяют хотя бы временно облегчить конфликт, снять напряжение, освободиться от тревоги через искажение реального положения дел, изменение отношения к угрожающей ситуации, фальсификации восприятия реальности в конкретных жизненных обстоятельствах. Прежде чем дать характеристику защитных механизмов, остановимся на феномене тревоги, который занимает особое место в теории Фрейда: происхождение, действие, назначение. Тревога рассматривается как синоним аффективного психического состояния - страха, которому Фрейд отводит специальный раздел в труде “Введение в психоанализ". Ученый предупреждает, что не сможет дать полное решение проблемы страха, потому что это узловой пункт, в котором сходятся самые различные и тайные вопросы нашей душевной жизни. Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги: реалистическая, невротическая, моральная. Все три типа имеют цель - предупредить об опасности или угрозе, выработать стратегию поведения или адаптировать к угрожающей ситуации.
Реалистическая тревога - вполне рациональна и понятна. Она  определяется уровнем знания о реальности, ощущением собственной силы или  бессилия. В ней содержится смесь  аффекта и целесообразности действия, направленного на самосохранение. При  исчезновении угрозы реалистическая тревога  стихает. Невротическая тревога - форма  страха, проистекающая из ожиданий ужасных последствий, которые, по мнению боязливых, но вполне нормальных людей, непременно наступят. Содержанием страхов  являются различные объекты: свободное  пространство, высота, темнота, открытые площади, звери, пауки, гроза, кровь, переходы мостов, поездки и другое. Сильная  степень такого рода тревоги переходит  в невроз. Природа невротической  тревоги связана с боязнью, что  “Я” окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, исходящие  от “ОНО". Моральная тревога - эмоциональная реакция на угрозу наказания для “Я” со стороны “Сверх-Я". Сверх-Я направляет поведение в русло действий, одобренных моральными императивами личности, и выражается это в переживаниях чувства вины, совести, стыда и пр.
 
3.Психологические защиты
Защитные механизмы, определение  которым дано выше, помогают человеку справляться с тревогой путем  выработки сознательной стратегии. Сами же защитные механизмы неосознаваемы  и используются людьми в неравной степени и в любом сочетании. Ниже приведены некоторые защитные стратегии.
Отрицание. Это путь, используемый психикой для защиты от внешней угрозы. Любая неприятная, сильно травмирующая реальность не признается, вплоть до полного  её игнорирования. Так бывает, к примеру, при отрицании смерти близкого человека, критики или серьёзной болезни. Отрицание угрозы снижает психологически остроту переживаний и может  нанести вред (как и некоторые  другие психологические защиты) только при сильном искажении реальности, когда человек чрезмерно полагается на защитные механизмы, не воспринимает того, как он выглядит в глазах окружающих и что его ожидает.
Подавление (вытеснение). Процесс  удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. Фрейд полагал, что данная психологическая защита является основой для формирования более сложных защитных механизмов. Если отрицание направлено на внешние  стимулы, то стратегия подавления блокирует  со стороны “Я” внутренние импульсы и угрозы, идущие от “Сверх-Я". В  этом случае неприятные переживания  вытесняются в сферу бессознательного и не влияют на реальное поведение. Главным образом блокируется  распространение тревоги. Часто  подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим  же человеком моральным ценностям  и нормам. Положительная роль вытеснения не значительна по сравнению с  теми психологическими проблемами, которые  возникают под её влиянием. Вытесненные  мысли и импульсы не теряют своей  активности в бессознательном, "прорываются" в сознание непрестанно. На предотвращение этого прорыва требуется колоссальное количество психической энергии, которая  в более благоприятных для  человека обстоятельствах могла  бы использоваться для творчества, развития, адаптации. Фрейд в своих  трудах показывал, как вытесненный  материал в своих попытках к открытому  выражению может получать удовлетворение в шутках, сновидениях, оговорках  и во всем том, что он называл "психопатологией  обыденной жизни".
Проекция. Приписывание другим людям нежелательных свойств  и качеств, которых в самом  себе человек не признает. Во всех случаях, когда люди ищут "козла отпущения", ссылаются на свою особую культуру или обычаи своего народа, на этические нормы "своего круга" имеет место защитная стратегия "проекция". В литературе приводятся классические примеры приписывания вины преподавателю не успевающим студентом, обвинение его в нечестности и необъективности. Проекция бывает и более примитивная по сравнению с приведенным примером (обвинение компьютера в неудачах выполнения задания) и более сложная, объясняющая социальные стереотипы, расовые и этнические конфликты.
Рационализация. Данный защитный механизм имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой  иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным  в глазах окружающих: "я мог  бы…, но не хотел" или "я бы позвонил, но мне помешали обстоятельства". У Фрейда данный феномен описан, в частности, в "действиях по ошибке", когда они используются для того, чтобы выполнить желания, в которых  следовало бы себе отказать. К примеру, испытывая бессознательное стремление позвонить определенному лицу, которому не следует звонить, мы "ошибочно" набираем его номер. "Я ошибся" - есть ложный аргумент, оправдывающий  нас в собственных глазах и  перед другими людьми. Рационализация есть способ разумного оправдания любых  действий, противоречащих нравственным нормам или вызывающих беспокойство. Это бывает в случаях, когда люди оправдывают свою неспособность  сделать что-либо нежеланием это  делать, либо, когда поступок оправдывается  неблагоприятно сложившимися обстоятельствами. Не сдав испытательные экзамены в  университет, человек утешает себя тем, что на самом деле ему не очень  то и хотелось этого. Потерпев неудачу  в отношениях с девушкой, юноша  утешает себя тем, что она непривлекательна. “Рационализация" снимает напряжение при заниженной самооценке студента, когда другие его сокурсники представляются ему не столь совершенными, как  сами считают. Она также скрывает реальность ролевого конфликта путем  бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли лидера группы. Считается, что рационализация, искажая реальность, помогает справиться с фрустрацией и тревогой, защитить самооценку.
Интеллектуализация. Данный защитный механизм помогает уйти из эмоционально угрожающей ситуации с помощью ее обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных  терминах. Пересказывая сюжеты собственной  жизни, мы отстраняемся от них на расстояние, позволяющее нам менее пристрастно  отнестись к их неприятному содержанию, ещё раз "взвесить" и "понять" ситуацию.
Формирование реакции. Сокрытие от других и самих себя мотива собственного поведения. Например, неприязненное  отношение может выражаться в  нарочитом внимании к человеку. Социально  одобряемое поведение может быть выражением скрытого противоположного влечения. В обыденной жизни это  проявляется в активной критике  общественных пороков, преувеличенной добродетелью или пристрастной заботой  о нравах.
Замещение. Проявление инстинктивного импульса и его переадресовка. Проявляется  вспышками ярости, направленной на объект, не являющийся действительной причиной раздражения или аффекта. Этот феномен лежит в основе того, что называется толерантностью по отношению  к человеку, находящемуся в гневе, обрушившемуся неожиданно, безо всякой причины сделавшего из нас "мячик  для битья". Отмечается и такая  форма замещения, когда оно направлено против самого себя, приводящая человека в состояние подавленности и  переживаниям чувства вины.
Сублимация. Частичное удовлетворение чем-либо косвенным (если нельзя достичь  этого, буду заниматься другим). Фрейд  полагал, что данная психологическая  защита изменяет импульсы таким образом, что становится возможным их выражение  в социально-приемлемой форме. Сублимация считается конструктивной стратегией защиты, совершающей перенос психической  энергии с агрессивной ориентации на социально приемлемую, удовлетворяющую  лежащую в основе агрессии претензию  на превосходство над другими. В  этом её социальная роль.
Регрессия. Подобно отрицанию  и подавлению защитный механизм регрессия  помогает избавиться от щемящей, изматывающей душу и сковывающей тело тревоги. В каждом возрасте и в каждом периоде  жизни человека есть моменты вдохновенного  подъема, полной самореализации, которые  постепенно стираются из памяти, но к которым в трудные минуты человек возвращается с помощью  психологической защиты. Фрейд описывал случаи смягчения тревоги путем  возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Человек словно впадает в детство, демонстрируя обиду, недовольство, капризы, неоправданный риск или ребячливые модели поведения.
По Фрейду душевная деятельность подобна айсбергу, большая часть  которого скрыта под водой и который  управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и темные, даже дикие элементы, которые загнаны разумом и  социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и  страха, чтобы проявить свои демонические силы. В мир бессознательного есть проводники: сны, свободные ассоциации, фантазии, обмолвки и описки, невротические  симптомы, остроумие, творчество. Формируется  бессознательное в силу того, что  его элементы (желания, влечения, аффекты  и др.) не соответствуют правилам, нормам, идеалам, запретам, которые  вырабатываются у человека во взаимодействии с окружающей средой и под влиянием воспитания. Но, поскольку, это естественные для человека переживания, как бы аморальны с точки зрения воспитания и социальных норм они не были, то неизбежен их конфликт, подавление и вытеснение в область бессознательного.
 
4.Развитие личности
 
По Фрейду личность развивается  на основе четырех источников напряжения:
Физиологический рост;
Фрустрации;
Конфликты;
Угрозы
Личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и есть развитие. Есть два  метода, посредством которых личность обучается разрешать Фрустрации, конфликты, тревоги: идентификация  и смещение.
Идентификация - это метод, при помощи которого человек принимает  черты другого и делает их частью собственной личности. Человек моделирует поведение по чьему-то другому. Он не столько копирует (имитация) поведение, сколько стремится сделать его  своим более-менее постоянным приобретением. Часто это неосознаваемый процесс. Моделями являются те, кто нам кажется  более успешно справляется с  удовлетворением своих потребностей. В ходе идентификации возникает  множество проб и ошибок, так как  нет уверенности в том, что  же именно в другом обеспечивает успех. Если в результате идентификации  удается снизить напряжение, то она  принимается. Если нет - то отвергается  и начинается пои
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.