На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Черноречье. Православная история

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение…………………………………………………………………… - 2
Глава I. Черноречье и его жители. ………………………………………. - 6
Глава II. Христианские памятники Черноречья.
§1. Амвросиев Николаевский Дудин Монастырь. …………………….. - 11
§2. Благовещенская церковь  города Володарска и Никольская церковь в Решетихе. ………………………………………………………………… - 15
§3. Благовещенская церковь в поселке Желнино. …………………….. - 18
§4. Троицкая церковь села Черного. …………………………………… - 20
§5. Флорищева Пустынь. ………………………………………………... - 22
§6. Дзержинский храмовый комплекс. …………………………………. - 25
Глава III. Чернореченские староверы. ………………………………….. - 34
Заключение. ……………………………………………………………… - 39
Приложения. …………………………………………………………….. - 40
Список литературы……………………………………………………….-  42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Известно, что наш город некогда был образован из поселка Растяпино. Однако, несмотря на массовое возвращение прежних имен городам и поселкам после перестройки, жители Дзержинска снова называться растяпинцами не пожелали. Но, так или иначе,  это название часть нашей истории. По одной из легенд, так окрестил нашу местность Петр первый. Якобы довелось самодержцу проезжать через это селение, и нерасторопные местные жители в Петре царя не признали и ворот ему не открыли. «Растяпы!» - возмутился самодержец.1
Но это всего лишь легенда.
Деревня Растяпино впервые  упоминается в исторических документах в 1606 году в связи с передачей  её в собственность Дудину монастырю. Окружающие деревни и посёлки  Желнино, Игумново, Бабино, Пыра также  известны с XVII века.
Бывший поселок Растяпино получил своё название  по одноименной  железнодорожной станции.  А почему была так названа железнодорожная станция? Конечно же, не случайно, а по названию деревушки в близи села Черное. Очень живописной деревушки, куда век назад приезжали на отдых многие известные люди. Неудивительно, что с конца 19 века село и его окрестности стали местом паломничества дачников, и Растяпино прозвали  российской Ривьерой.
Здесь любили отдыхать М. Горький и В. Короленко. Первый в  этих местах работал  над «дачников», второй описал местный крестьянский быт. Здесь жил летом изобретатель радио А. Попов, останавливался художник Бенуа.
Река, лес, фруктовые сады, чистые вода и воздух привлекали не одних именитых и богатых людей. С каждым годом отдыхающих в Растяпино становилось все больше и больше. Железная дорога в летнюю пору даже открыла для них специальный рейс. Дачникам привычнее было называть Растяпиным не только деревушку, в которой отдыхали, но и станцию, куда прибывали из Нижнего.
И вот в 1908 году «по  высочайшему повелению» станция «Черное» получает своё новое наименование, затем и выселки села Черное, насчитывающие уже несколько сотен домов, были также переименованы в Растяпино. Сохранилось оно и за деревней с приставкой «старое».
Хороший отзыв о прекрасной местности распространялся и на её жителей. Здесь жили известные мастеровые люди.  Весьма много было купцов и промышленников, которые благодаря своей  предприимчивости не только сколотили большие состояния, но и прославили  наш край и сделали много для его  украшения.
Название «Растяпино» гордо звучало и за пределами местности. Растяпинские купцы, кустари и промышленники были постоянными участниками Нижегородской ярмарки.
В 1919 году Чернорецкая  волость Балахнинского уезда, куда входили и станция «Растяпино», и деревня, и ещё десяток селений, была переименовано в Растяпинскую.
В 1924 году был образован  Растяпинский район, который в июне 1929 года, вместе со станцией, был переименован в рабочий поселок Дзержинск, а 30 марта 1930 года в город с одноименным  названием.
Но не сразу коренные жители забыли старые названия своей местности. И до сих пор очень часто можно встретить и термин «Черноречье», и «Растяпино» на вывесках в городе.
Еще одно часто встречаемое название нашей местности – Черноречье
Это топоним произошел  от названия села Черного, довольно большого поселения, некогда центра края.
Все основные события  на земном пути православного чернорецкого жителя вершились в церкви. Рождался - его крестили, женился - венчали, каялся в грехах - причащали. Умирал человек - над ним совершали обряд отпевания.
 
Церкви Чернорецкой, Гнилицкой  и Мысовской волостей в начале XX века входили во второй благочинный  округ Балахнинского уезда. По списку церквей епархии 1911 года значились  храмы в селах Гнилицы, Горбатов-ка, Желнино, Решетиха, Селищи, Черное. До постройки церкви в Желнине православные совершали обряды в церкви села Подъяблонного, что на правом берегу Оки. В 1764 году дотла сгорела деревянная церковь у сельчан Подъяблонного. По их просьбе Успенский храм Дудина монастыря с благословения Иоакима - патриарха Московского и всея Руси был обращен в приходский вместо сгоревшего.
Все вышеперечисленные села теперь входят в состав Дзержинского благочинного округа.
Христианская история  края интересна и насыщена событиями, которые имели государственное значение.
Поэтому цель данной работы осветить основные моменты христианской истории  края и выявить основные тенденции развития христианской культуры в нашем регионе в будущем.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- осветить основные моменты истории жизни Черноречья и его жителей
- рассказать о христианских  памятниках Черноречья
- осветить современные тенденции  в развитии христианской культуры  края.
Тема  является достаточно исследуемой историками, но важна для восстановления полной картины истории города и района. Поэтому основными источниками при написании работы стали журнальные, газетные  статьи и статьи, находящиеся в Интернете, краеведческие работы и воспоминания жителей города.
Методы исследования:
1.      Теоретические –  анализ литературы.
2.      Эмпирические –  беседа,  анкетирование, анализ  продуктов деятельности  учащихся.
3.      Математические  – обработка информации.
 
Этапы научного исследования:
Изучение научной литературы.
Планирование системы  работы по изучению проблемы.
Анкетирование учащихся. Сбор и обработка фактического материала.
Оформление фактического материала.
 Работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Черноречье и его жители.
Все основные события на земном пути православного чернорецкого жителя вершились в церкви. Рождался - его крестили, женился - венчали, каялся в грехах - причащали. Умирал человек - над ним совершали обряд отпевания. Семью, как и всюду у православных, также планировала церковь. Веками отработанные правила поста предписывали воздержание в супружеских отношениях. А поста в православии до 205 суток на год!
Обязательная принадлежность любого старого дома в Черноречье - красный угол. Так называлось место, где висела божница, обращенная, как правило, на юг или восток. Кроме икон, на божнице хранили освященные предметы: веточки вербы, склянку со святой водой, венчальные свечки. Место за столом в красном углу считалось самым почетным: оно предназначалось для хозяина, священника, почетного гостя. Свято чтил и соблюдал православный люд заповеди Христовы.
Особенно любили повеселиться  чернореченские жители в храмовый праздник - престол. Это торжество, посвященное  Богу, Богородице, чудотворной иконе  или святому покровителю, именем которого названа церковь в селе или которому посвящен один из церковных алтарей. А так как престол в церкви не один, то и праздников в приходе получалось несколько. Для верующих местный святой был как бы вторым лицом после Бога. Он покровительствовал всем молящимся, и к нему, как к своему наиболее доверенному заступнику, обращались с просьбами, нуждами, молитвами.
Для прихожан церкви села Черного главным престольным  праздником была Троица, отмечаемая ими  на пятидесятый день после Пасхи, обычно в конце мая - начале июня. Вторым главным праздником православных здесь был Сергиев день. Желнинцы гуляли, славя Благовещенье. Более всех в нашей местности почитался святой Николай Чудотворец. В честь его названа церковь в Решетихе, придел Подъяблонской церкви (бывшего Дудина монастыря) в Петряевке, освящен престол в храме Желнина.
Церкви Чернорецкой, Гнилицкой  и Мысовской волостей в начале XX века входили во второй благочинный  округ Балахнинского уезда. По списку церквей епархии 1911 года значились храмы в селах Гнилицы, Горбатовка, Желнино, Решетиха, Селищи, Черное. До постройки церкви в Желнине православные совершали обряды в церкви села Подъяблонного, что на правом берегу Оки. В 1764 году дотла сгорела деревянная церковь у сельчан Подъяблонного. По их просьбе Успенский храм Дудина монастыря с благословения Иоакима - патриарха Московского и всея Руси был обращен в приходский вместо сгоревшего.
Благовещенская церковь  села Селищи-Мысы (ныне г.Володарск) построена  в 1816 году "тщанием господ Турчаниновых". В конце прошлого века к ее приходу относились жители деревень Голышево, Жаровитово, Красная Горка, Ластаново, Леоновка, Локтево, Охлопково, Передельново, Решетиха, Новинки (до постройки в 1900 году Никольской церкви), Сейма, Чернуха, Щелканово. В церкви два престола - во имя Благовещения, а также Святителя Чудотворца Николая. Содержал приход четыре училища - два в Мысах, в Решетихе, в Красной Горке. На станции Горбатовка среди заповедных вековых сосен в имении господ Турчаниновых красовалась когда-то двухэтажная домовая церковь, воздвигнутая в 1899 году с освящением двух престолов: в честь великомученика Пантелеймона и во имя Святого Духа и всех святых.
В пятнадцати верстах  от Селищенской церкви находился  Благовещенский храм села Желнина, построенный  в 1878 году, освященный в 1879 году "усилием прихожан и купца первой гильдии Степана Петровича Солина". В прошении, адресованном купцом Преосвятейшему епископу Нижегородскому и Арзамасскому в 1879 году, говорится: "Крайне скорблю об уклонении от православия некоторых своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил я сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией".2 Главной причиной склонности некоторых крестьян к расколу усматривал храмосоздатель в отдалении от Желнина приходской Подъяблонской церкви, к тому же отделенной рекой Окой.
Немалых трудов стоило устроить в деревне храм с учреждением  самостоятельного прихода купцу  Солину, но по воле Всевышнего Бога и  милостивейшему соизволению Преосвященнейшего  Филарета он был устроен полностью на его средства. Сбылось и другое желание: с дозволения владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского Желтоводского монастыря. Потратил на постройку благодетель более 100 тыс. руб. В 1879 году в храме освятили три престола: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила, Святителя и Чудотворца Николая.
В конце XIX века в приход сельской церкви входило 76 дворов с  его 639 жителями. Из них 24 числились  за военными, 10 - за мещанами, остальные - государственных крестьян. 12 человек значились в расколе. Долгое время священником в селе служил Иван Михайлович Лезвийский, затем Василий Вербицкий.
Только по старым планам да чудом уцелевшим фотографиям  можно представить каменную церковь в волостном селе Черном-Троицкую, построенную в 1831 году взамен деревянной, известной по документам с 1819 года, расширенную пристроем в 1894 году. К приходу Троицкого храма в селе Черном относились селения: Игумново, Колодкино, Петряевка, Юрьевец, Растяпино, Бабино, позже Выселки села Черного. В храме освящено два престола: главный - во имя Святой Троицы, в приделе - Сергия Радонежского. Ближайшие к селу церкви: Покровская в селе Дуденеве, Никольская в Оленине. В конце XIX века настоятелем церкви служил священник Кронид Васильевич Юрасов.
Самая "молодая" церковь  Черноречья - Никольская в Решетихе, сооруженная в 1900 году на средства промышленника  П.М.Гурьева - основателя сетевязального промысла в наших краях. Кроме  здания церкви, Гурьев построил для причта отдельные дома со всеми надворными постройками, пожертвовал приходу 100 десятин леса "на вечные времена". Еще в 1895 году жители деревни Решетихи обратились к архипастырю Нижегородскому Владимиру с просьбой разрешить построить им храм в своей деревне. Епархиальный зодчий А.К.Никитин выполнил проект здания. Его архитектура в стиле древнего русского храма пришлась по душе храмосоздателю и землякам. Решетихинцы на сходе 14 апреля. 1896 года уступили навечно землю под постройку. Закладка храма состоялась 27 июля 1896 года. Мастером из села Катунки Ф.И.Остроумовым был выполнен за семь тысяч рублей из мореного дуба многоярусный иконостас, представляющий точную копию с иконостаса Покровской церкви Нижнего Новгорода.
Иконы для храма писал  известный московский художник-иконописец М.И.Дикарев, подсвечники и серебряную утварь привезли из Москвы, колокол весом в 335 пудов, который стоил семь тысяч, - из Ярославля, красивую метлахскую плитку для пола - из Харькова. Паникадило пожертвовал в церковь И.С.Рябиков. Уже к осени 1899 года храм был готов и снабжен всем необходимым.
Колокольным звоном, пением церковного хора встречала Решетиха солнечное утро 30 января 1900 года. Гости, богомольцы со всей округи, и стар и  млад сходились и съезжались сюда в этот день на освящение церкви, построенной во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Рассчитанная на посещение шестисот человек, церковь в тот день не могла вместить всех желающих попасть на торжество. Освящение, богослужебные церемонии начались заранее. С этой целью в Решетиху прибыли священники из Желнина - отцы Лезвийский и Знаменский; из Черного - святой отец Мамонтов, дьякон Александро-Невского ярмарочного собора Нижнего Новгорода Л.И.Покровский, хор певчих. К всенощному бдению приехали почетные гости из Нижнего, Балахны. Освящение вел архимандрит Феодосии - настоятель городецкого Федоровского монастыря. Так начала действовать в Решетихе Никольская церковь.
Теперь подробнее о  каждом из этих памятников христианской культуры края.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II. Христианские памятники Черноречья.
§1. Амвросиев  Николаевский Дудин Монастырь.
В 1606 году земли Черноречья были пожалованы Амвросиево-Дудину монастырю, в котором по преданию в 1365 году побывал  Сергий Радонежский, посланный в  Нижний Новгород митрополитом Алексием мирить братьев - великих князей нижегородских. К тому времени относится и старая нижегородская поговорка: "Дмитрий да Борис за город подрались".3
В 1620-х годах в монастыре  кроме каменной каменной колокольни насчитывалось три деревянных храма: рубленный Успенский собор, Никольская церковь и на берегу Оки церковь Илии Пророка.
С 1676 года монастырь по грамоте царя Феодора Алексеевича  передан в ведение Патриарха  и стал именоваться Синодальным  домовым монастырем. 2 февраля 1677 года по указу Патриарха Иоакима заложен Успенский храм.
В 1785 году при Екатерине II монастырь был упразднен и  стал приходским храмом села Подъяблонного.
В 1920-е годы была утрачена чтимая чудотворная икона Николая  Чудотворца.
Официально Амвросиево-Дудин  монастырь просуществовал до 1939 года, когда оттуда был выдворен последний священник.
Теперь единственный частично сохранившийся храм в ансамбле Дудина монастыря – Успенский, который был построен в 1677 году.
Приходской совет Успенской  церкви образован в октябре 2000 года. 2 августа 2001 года благочинный Богородского округа священник Святослав Кутковец отслужил молебен Илье-пророку, и до 2006 года молитва священника в этих древних стенах не звучала.
В 2006 году через неделю после первого посещения крестным ходом с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери разрушенного монастыря в приход был назначен священник Василий Кривченков, возобновились молебны, службы, начались восстановительные работы. В 2007 году монастырь вновь посетил крестный ход с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери, а вскоре после этого с визитом приехал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который благословил восстанавливать здесь мужской монастырь со строгим уставом.
В феврале 2007 года на первом заседании комиссии по вопросам передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения было принято решение рекомендовать Правительству Нижегородской области передать ансамбль Амвросиева Дудина монастыря в безвозмездное пользование. 25 мая организован попечительский совет, главой которого назначен генеральный директор ЗАО «Пирс» Александр Иванович Шкилев.
25 июня 2007 года около  монастыря был установлен самый  большой в Нижегородской области  9-метровый поклонный крест, весом  2 тонны, который был доставлен  вертолётом. После установки креста территорию монастыря площадью около 400 квадратных метров начали обносить деревянным забором по аналогии с бывшем здесь ранее трехметровым каменным. В 2007—2008 годах на 150 метровом склоне обустроена лестница.
По данным озвученным старостой приходской общины Андреем Болдыревым к марту 2008 года была подведена автомобильная дорога, обитель обнесена 400-метровым деревянным забором, подведено электричество, построен дом для насельников монастыря, в началось строительство фундамента колокольни, оформлены монастырские земли. 9 марта владыкой Георгием была освящена молельная комната.
7 мая 2008 года состоялась  первая Божественная литургия, проведённая  после многолетнего запустения. После литургии архиепископ Георгий  сказал:
«Это место святое и намоленное. Наши предки освятили эту землю постом, бдением и молитвой, а сегодня в нашей жизни это оскудело. И нам надо не столько создавать новое, сколько вернуться к корням, к тем местам, где в веках совершалась молитва, потому что мы с вами совершенно немощны не столько телом, сколько духом.
В нашей жизни нам  нужны подпорки и костыли, дабы нам  не споткнуться. А здесь люди подвизались  в молитве, как адаманты веры. И  заботы о том, чтобы эти святыни  возрождались, нужны именно нам. Когда  мы очищаем их, мы ощущаем и видим, какая идет благодатная и живительная влага из этих источников. Мы к ним притекаем, чтобы пить воду живую, воду для жизни вечной — врачевать свои души и тела, трезвиться умом и возгораться сердцем ко Господу.»4
23 мая 2008 года в монастыре  появились первые насельники: отец Серафим (Сокольщик) и послушник Василий Стегура, а Владыка совершил молебен святителю Николаю. 26 мая через монастырь прошёл крестный ход с чудотворной Оранской иконой Божией матери.
30 декабря 2008 года освящены  и установлены колокола и купол с крестом для колокольни, а 23 февраля 2009 года — купол и крест восстанавливающегося Успенского храма.
6 мая 2009 года архиепископ  Нижегородский и Арзамасский  Георгий вместе с архиепископом  Сергиево-Посадским Феогностом и  епископ Брянский и Севский Феофилактом совершил Божественную литургию в Успенском храме. К этому времени к подсобным работам по восстановлению монастыря были привлечено 20 студентов Нижегородской духовной семинарии.
23 августа 2009 года был  освящён главный придел Успенского храма. Перед совершением чина освящения архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собравшимся в храме:
«Когда мы начинали восстанавливать этот монастырь, казалось, что это почти невозможно — настолько он был разрушен. Все то время, что здесь ведутся работы, мы сталкиваемся с самыми разнообразными трудностями. Но, вопреки всем препятствиям, храм построен, в нём много верующих и, что самое главное, — много детей и молодежи. А это означает, что мы трудились не зря.»5
Во время службы состоялась хиротония — строитель монастыря иеродиакон Никон (Ивашков) был рукоположен в иеромонаха.
После освящения главного придела усилия рабочих планируется  направить на отделку придела  в честь святителя Николая Чудотворца.
Если подняться на купол Успенского собора (11 м.), то далеко за Окой можно увидеть: дымную восточную промзону, белый Дзержинск, Желнино с Благовещенской церковью (1878 год), спрятавшуюся в лесу Решетиху с Никольской церковью (1900 год), и уже совсем вдали - Володарск.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§2. Благовещенская церковь города Володарска и Никольская церковь в Решетихе.
Благовещенская  церковь села Селищи-Мысы (ныне г. Володарск) построена в 1816 году «тщанием господ Турчаниновых».6
В конце прошлого века к ее приходу относились жители деревень Голышево, Жаровитово, Красная Горка, Ластаново, Леоновка, Локтево, Охлопково, Передельново, Решетиха, Новинки (до постройки в 1900 году Никольской церкви), Сейма, Чернуха, Щелканово.
В церкви два престола - во имя Благовещения, а также  Святителя Чудотворца Николая.
В 30-е годы позапрошлого столетия жители села Селищи переселились на новое место, деревня получила название Решетиха. Однако совершать церковные обряды они продолжали в своем приходе – в Благовещенской церкви в Мысах. Это создавало для крестьян трудности. И вот один из богатых решетихинцев, купец 2-й гильдии Павел Михайлович Гурьев решил на свои средства построить в Решетихе церковь.
В октябре 1895 года на сходе  решетихинское крестьянское общество приняло предложение Гурьева  и обратилось с прошением в  Нижегородскую консисторию о постройке храма и о назначении строителем П.М. Гурьева.
Нижегородский и Арзамасский  епископ Владимир одобрил деятельность верующих и поручил епархиальному  архитектору А.К. Никитину составить  план и проект храма. Архитектор спроектировал пятиглавый храм в стиле древне-русских церковных построек Московского периода зодчества конца XVII века с главами Византийского характера. Как одно целое, вместе с храмом спроектирована трапезная и колокольня над папертью, заканчивающаяся шатровой главой стиля XVI века.
После утверждения плана  и проекта храма на 600 посетителей  крестьяне Решетихи на сходе 14 апреля 1896 г. уступили навечно земли для  строительства храма, церковных  домов для священнослужителей и  кладбища.
Через два с половиной  месяца, когда Гурьев полностью заготовил кирпич и лес, после крестного хода 27 июня в присутствии протоирея г. Горбатова Лебединского, строителя храма П.М.Гурьева, его семьи и гостей церковь была заложена.7
Мастером из села Катунки  Ф.И.Остроумовым был выполнен за семь тысяч рублей из мореного дуба многоярусный иконостас, представляющий точную копию с иконостаса Покровской церкви Нижнего Новгорода.
Иконы для храма писал  известный московский художник-иконописец М.И.Дикарев, подсвечники и серебряную утварь привезли из Москвы, колокол весом в 335 пудов – из Ярославля, красивую метлахскую плитку для пола – из Харькова. Паникадило пожертвовал в церковь И.С.Рябников. Уже к осени 1899 года храм был готов и снабжен всем необходимым.
К осени храм был построен, но его законсервировали для просушки на 3 месяца. Накануне открытия храма, 30 января 1900 г. в Решетиху собралось все церковное начальство.
После целого ряда церковных  церемоний в 3 часа ночи на  30 января священник с. Желнино Знаменский совершил утреннюю службу, а утром  начался благовест.
Архимандрит Феодосий освятил  храм с двумя протоиреями и  с  4 священниками совершил Божественную литургию.
С тех пор Никольская церковь стала служить верующим. Но в 30-е годы прошлого столетия, как  и повсюду, служба была прекращена.
В 1935 году специально созданная комиссия Дзержинского горсовета проявила «заботу» о состоянии здания Никольского храма в Решетихе. После обследования сделали заключение: помещение непригодно для пользования из-за нарушений противопожарной безопасности, а посему церковь закрыть. Прихожанам удалось отстоять святыню. В 1936 году местный Совет вновь вернулся к этому вопросу. На этот раз храм решили закрыть… по желанию самих трудящихся. Для этого среди решетихинцев развернули усиленную агитацию и сбор подписей. Только с помощью нажима удалось достичь нужного количества, которое послужило основанием для закрытия церкви. По этой же схеме действовали борцы с православной верой в Желнине.
Никольская церковь  в Решетихе стоит более 100 лет. Она хорошо сохранилась, и нам необходимо её беречь как великолепное культовое сооружение XIX века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§3. Благовещенская церковь в поселке Желнино.
В пятнадцати верстах  от Селищенской церкви находился  Благовещенский храм села Желнина, построенный  в 1878 году, освященный в 1879 году «усилием прихожан и купца первой гильдии Степана Петровича Солина». Он был устроен полностью на его средства. Благодетель потратил на постройку более 100 тыс. руб.
В Желнинский храм были перенесены древние иконы из Макарьевского  Желтоводского монастыря.
В 1879 году в Желнинском храме Благовещения Пресвятой Богородицы освятили три престола: главный –  во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила, Святителя и Чудотворца Николая.
В конце XIX века в приход сельской церкви входило 76 дворов с его 639 жителями.
Долгое время священником  в селе служил Иван Михайлович Лезвийский, затем Василий Вербицкий.
Церковь Благовещения Пресвятой  Богородицы закрыли в первые годы советской власти. Старожилы помнят, как валили наземь колокола, жгли иконы. Прочую церковную утварь уничтожили и разграбили, разорили часовню и колокольню, а из самой церкви сделали склад.
В 1988 году Нижегородской  епархией было решено восстановить желнинский приход. А настоятелем храма стал иерей Николай Натаров.
Наследство, доставшееся  отцу Николаю, было незавидным. От когда-то богатого храма сохранились только стены да чудом уцелели кресты на куполах. Большинство первых прихожан имели смутное представление  о церковных богослужениях. И  в храм тогда приходили больше из любопытства, чем из потребности.
Исключение составляли старушки – хранительницы многовековых устоев православной веры. Они-то и  были главной опорой настоятеля на первых порах – певчими и постоянными  прихожанами.
Так началось второе рождение Благовещенского храма Пресвятой Богородици. Желнинский храм шаг за шагом постепенно восстановили. Отмыли от копоти стены, заново выложили церковный двор, восстановили крепкую чугунную ограду.
Восстановление внутренней отделки храма – иконостаса, алтаря, росписи куполов и стен, а также расположение храмовых икон – велось в строгом соответствии с первоначальным обликом церкви.
  Желнинская церковь – один из местных памятников архитектуры. Её здание было взято под охрану государства.
27 ноября 2010 года архиепископ  Георгий освятил правый предел в честь Николая Чудотворца.
С 5 мая 2010 года настоятелем  назначен иерей Михаил Сторонкин. Ранее обязанности настоятеля исполнял протоиерей Николай Натаров.
27 ноября 2010 года архиепископом  Георгием в сослужении благочинного  и настоятеля был освящён придел в честь Святителя Николая Чудотворца.8
Теперь Благовещенская трехалтарная церковь и вовсе  сияет радужным великолепием.
 
 
 
 
 
 
 
 
§4. Троицкая церковь  села Черного.
Тороицкая церковь села Черного – единственная, располагавшаяся в черте современного Дзержинска. Её бывший адрес: Дзержинск, улица Калинина.
Из архивных документов известно, что строительство каменной Троицкой церкви завершилось в 1832 году. Гораздо раньше здание храма было деревянным, находилось в непосредственной близости от Оки, а потому нередко затоплялось внешними водами.
В 1819 году прихожане Троицкой церкви совместно с советом верующих вынесли на сходе решение о  постройке каменной церкви, но пока ходатайствовали, готовили проект и  строили церковь минуло 10 лет.
В1832 году церковь была освящена. Это была единственная церковь  на всю Чернорецкую волость.
Внешний вид здания на всех имеющихся в фондах музея  фотографиях зафиксирован со стороны  колокольни. Представить себе её внешний  вид со стороны входа позволяет  «Опись имущества Троицкой церкви», составленная в 1928 году. «Церковь зданием каменная, выбелена и покрыта железом, колокольня вместе с церковью, у главного входа в церковь – крыльцо на каменных столбах. У крыльца над входом – медное изображение Распятия Господня.
На правой стороне  паперти – образ страшного  суда Господня, на левой стороне  – образ Смоленской Божией Матери. Над входом в церковь – образ  Воскресения Христова с лампадкой. На колокольне – семь колоколов.
Внутреннее убранство  церкви включало в себя большие и малые иконы, царские врата столярной работы были позолоченными, в них в клеймах – иконы Божией Матери и четыре Евангелиста.
На полу были постланы ковры в шесть и пять аршин  длиной, всё мерцало позолотой  и серебром.
После революции церковь  продолжала служить крестьянам. В 1922 году совет верующих и представители Растяпинского волисполкома изъяли из церкви в фонд помощи голодающим Поволжья серебрянные изделия весом 12 фунтов.
В 1929 году в селе Черном был открыт красный уголок, и комсомольцы  выступили с требованием закрытия церкви. Церковь вскоре закрыли варварским образом – предварительно сбросив колокола и кресты.
После Великой Отечественной  войны церковь оказалась разрушенной. По воспоминаниям очевидцев, остатки  каменной кладки здания церкви были взорваны в августе 1966 года.
Такова судьба этого  памятника истории и культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§5. Флорищева Пустынь.
Свято-Успенская Флорищева  пустынь — мужской монастырь  в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области, на холме, именуемом Флорищевой красной горой.
Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.