На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Осоменности маргинальной культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство образования  и науки Российской Федерации 
 
Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение
 
Сибирский государственный  аэрокосмический университет
им. академика  М.Ф. Решетнева
 
 
Кафедра рекламы и культурологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ по культурологии
 
Особенности маргинальной культуры      
 
 
 
 
 
 
                                                          
 
                                                                     Выполнил: ст. гр. УЗВ-01
                                                         Баяндина И.А.
 
                                                    Проверила:
                                                                                      Петрова О.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                  Красноярск 2013
Содержание
Введение 
    Определение маргинальной культуры
4
    Маргинальная  культура в средневековой Европе
5
    Маргинальная  культура в России
8
    Особенности маргинальной культуры
12
Заключение 
15
Библиографический список
17

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Культура  – это обобщающее понятие   для форм    жизнедеятельности 
человека, созданных  и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья», «современная культура» и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура. 
Маргинал - человек, находящийся  на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу  норм, ценностей. 
Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. 
Маргинальная  группа людей — группа, отвергающая  определённые ценности и традиции той  культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную  систему норм и ценностей. 
Цель  данной работы – определить особенности маргинальной культуры.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    Дать определение маргинальной культуры;
    Рассмотреть особенности маргинальной культуры в средневековой Европе;
    Определить отличительные особенности маргинальной культуры в России; 
    4. Изучить общие особенности маргинальной культуры.
 
  
  
 
1.  Определение маргинальной культуры
Так как центром культуры является человек  со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения  им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им  высокого  качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей.  Освоение  культурных богатств прошлого выполняет
интегрирующую  функцию  в   жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность  в постижении мира как единого целого.
Маргинальная  культура - совокупность локальных культур, субкультур, базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус маргинальных культур определяется их размещением на «окраинах» соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. 
Объективными  условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, «перестройка» и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена).  
Маргинальная культура удивительное явление, порождаемое человеческим обществом. Какой период времени  не возьми всегда есть место, занимаемое маргинальной культурой. Она существует в «недрах» человеческого общества. Как правило, она развивается и укрепляется в обществе постепенно, поэтапно захватывая большую часть общества, а с наступлением подходящего момента вырывающаяся наружу. Маргинальная культура приобретает статус контркультуры.
Часто маргинальную культуру называют «мятежной». Приверженцы 
маргинальных культур  всегда восстают против привычного образа жизни
или духовных норм. Их не устраивают стандартные правила, нормы и устои. У маргиналов своя мораль и  своя «религия».
Маргинальная  культура может возникать в результате длительных, спланированных действий. Но чаще она возникает спонтанно, проявляясь сначала как обыкновенный «крик души» человека, которому становятся не терпимы стандарты, существующие в настоящем. Ему хочется перемен. Бывает, этот человек так и остается в одиночестве, что часто способствует возвращению его к элитарной культуре. Но случается и такое, что у него находятся единомышленники, которые так же устали от существующей культуры человечества.
Случается, что маргинальная культура является результатом противостояния двух нетерпимых друг к другу культур (субкультур). Когда
в процессе конфликтных  ситуаций находятся приемлемые для  обеих сторон пути решения, которые  после берутся как основа для появления принципиально нового образа мысли. Вот именно в таком случае легко формируется маргинальная структура, которая отличается своей преемственностью.   
 
2. Маргинальная  культура в средневековой Европе
Варвары, расселившиеся   в  V веке  по  Римской   империи  (эпоха 
«Великого переселения народов») были отнюдь не дикими племенами, только что  вышедшими из своих лесов и степей. К V веку они прошли долгий путь
эволюции,  много видели и немало усвоили. В своих странствиях  они вступали
в    контакты  с   разными   культурами    и    цивилизациями,   от    которых  
 воспринимали   нравы, искусства и ремесла.
Прямо  или  косвенно  большинство  европейских  народов испытало влияние  азиатских  культур,  иранского  мира,  а  также  и  греко-римского, особенно его восточных, византийских провинций. В IV-V  вв.  среди готов,   вандалов,   бургундов,   лангобардов,   франков   и   др.    племен распространилось христианство. Уже в начале V века  в  Европе  были  созданы первые  ранние  государства.
В VIII -  X  вв.  средневековая  европейская  цивилизация  вступает  в следующий период развития.
Центром  экономической  и  социальной  жизни   была   деревня.   Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носителями основных  духовных и культурных  традиций.   
Средневековая      Европа    отличалась  общинно - корпоративным устройством: цехи,  гильдии,  рыцарские  ордена,  церковные  и сельские общины. Корпорации одного уровня объединялись в сословие. 
VIII -X вв. стали периодом  отражения   европейцами  натиска  викингов, скандинавских  воинов-мореходов,  и  кочевников.
Третий  период развития   средневековой   цивилизации   Европы  ,  X  -XIII вв., был насыщен очень важными и внутренне противоречивыми событиями.
Город,  состоявший  из  разнообразных  социальных   элементов, создавал новое общество. В X - XIII вв. города  превращаются  в  центры культуры. 
Здесь  активно  развивается  архитектура,   а   городские   школы решительно опережают монастырские. Свидетельством  роста политического и экономического  влияния  городов  в     средневековой       Европе     стало появление в XI - XIII вв.  коммунального  движения,  в  результате  которого горожане обрели свободу и права самоуправления.
В XIV - XV веках   средневековая      Европа    вступила  в  последний период своего существования,  который  означал  кризис  христианского  мира, мутацию и трансформацию основ цивилизации.
Глубокий  кризис  позднеантичного общества содействовал усилению
роли христианства, которое  в IV в. стало  государственной религией  и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. На протяжении всего  периода развития европейской культуры христианство пронизывает все  сферы  общества, прежде всего его духовную жизнь.  В  этих  условиях,
естественно,  главной чертой культуры является ее религиозность. Христианство не  просто  религия, оно выступает как фундамент, мировоззренческой основой сознания, всей  жизни человека и общества, всей средневековой культуры.1 Упадок культуры в  период раннего средневековья объясняется в  очень  большой  степени  той  церковно- феодальной  идеологией,  которая   вносилась   в   жизнь   нового   общества католической церковью. Люди воспитывались  в  духе  религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться  к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь  рекомендовала  посты, молитвы, покаяние.  Человеческое  тело рассматривалось  как  темница  души, которую нужно было освободить для высшего блаженства.
Нетерпимость в области  культуры,  существенным  элементом которой  является  религия  Христа,  способствовала  росту  нетерпимости   к инакомыслящим единоверцам и  впоследствии  послужила  одним  из культурных оснований для создания священной инквизиции.
Однако  деятельность  священной  инквизиции  не  смогла  предотвратить Реформации, и падение римско-католической церкви казалось  неизбежным.
 Это случилось в  тот момент, когда Европу со всеми ее  мирянами, 
духовенством  и монашескими  орденами  охватили  сомнения  в  истинности
доктрин   римско- католической церкви. Взрывы подобного рода сомнений 
 органически  связаны  с тем, что ее  нетерпимость  переплетается с 
неопределенностью  многих  догм христианства. 
Яркими  примерами маргинальной культуры того времени являлись несколько направлений.
- Ересь,   еретики   -   На   языке    церковной    догматики    Ересь означает  сознательное    и    преднамеренное    уклонение     от     ясно выраженного   и формулированного догмата веры христианской, и вместе с тем  -  выделение из состава церкви нового общества.
- Особое место в культуре средневековья, в системе его знания,  занимают алхимия и астрология.  Их роль была двойная: с одной  стороны,  теологически они несовместимы с  христианством  и  поэтому  маргинальны  в  средневековой культуре; с другой стороны, на эзотерическом уровне они имеют  немало  точек соприкосновения, что порой приводит к странному симбиозу.
- При всем национальном своеобразии искусство средневекового «цирка» и «эстрады»  развивалось  в  широком  культурно-географическою   ареале.   Оно обладало собственным универсальным и достаточно консервативным  языком)  и, благодаря чувственной наглядности, было доступно зрителям любой страны.  Для бродячих трупп по существовало языковых  барьеров:  выступления музыкантов, укротителей диких зверей,  фокусников-иллюзионистов и мимов,  «говоривших» лицом   и   руками,   не   требовали   перевода.   «Тех,   кто   изъясняется телодвижениями, все и поймут  одинаково».  Похожие акробатические  номера демонстрировали и греческому басилевсу,  и киевскому князю,  и китайскому императору. Нивелировке местных артистических особенностей  способствовали постоянные   передвижения   жонглеров-скоморохов. Сопутствуя   торговым караванам паломникам и крестоносным  ополчениям,  они  переправлялись  через широкие  реки,  проходили  богатые  города,   пересекали   границы   нередко враждующих государств. Нарушали все законы морали и правила поведения. Вели осуждаемую вольную жизнь. Именно поэтому они и стали маргиналами того времени.
 
3. Маргинальная  культура в России
В данном разделе речь пойдет не об экономической истории или истории политической, а об истории социокультурной, где ни количественные параметры, ни легальный статус сословий не имеют определяющего значения.
Маргинализация отдельных слоев культуры, сопровождаемая, понятно, и маргинализацией носителей соответствующих культурных ценностей (т.е. процессом социальным), представляется одной из важнейших характеристик культурного развития в императорский период. Наиболее отчетливо это развитие проявляется в отношении к духовенству, хотя отнюдь не сводится к маргинализации только этой социальной группы. В допетровской Руси именно духовные были носителями и источником образованности, и остатки такого положения вещей продолжают ощущаться еще в послепетровскую эпоху. Ко второй половине XVIII в. элитарная дворянская культура переходит на самообслуживание, а на культуру и образованность духовенства ложится печать социальной ущербности (т.е. маргинализации).
Понятно, что маргинализации подвергается прежде всего традиционная религиозная культура, оттесняемая на периферию секуляризацией и европеизацией дворянской элиты. Культура этой элиты вряд ли, однако, может рассматриваться как сословная, поскольку большая часть дворянства остается к ней непричастна. Только образованный класс привержен маргинальной культуре и при этом, видимо, осознает свою маргинальность. 
Дело  не сводится к маргинализации традиционной культуры под натиском культуры европеизированной. Европеизация захватывает все институализированное образование, духовное не в меньшей мере, чем светское. Воспитанники духовных семинарий читают классических авторов. От маргинализации, однако, это не спасает, поскольку господствующая культура требует не только (и не столько) образования, но и известных социальных навыков, образа жизни, принятого языка и т.д. Эти навыки оставались недоступны не только для духовенства, но и для значительной части небогатого или провинциального дворянства. В силу этого для России XVIII – начала XIX в. вряд ли можно говорить об интеллектуальной элите или вообще об интеллектуалах как определенной социальной. Социальная грань, отделяющая столичную дворянскую элиту от всего остального общества, проходит посреди образованного (или полуобразованного) класса, делая культуру существенной части этого класса маргинальной. Нет никаких оснований думать, что элита и маргиналы обладали общим отношением к власти, службе, европеизации, национальной традиции и т. п.
В условиях авторитарного режима эти  различия не становились, естественно,    предметом      публичной      дискуссии    и    поэтому      плохо 
засвидетельствованы  в источниках. Тем не менее, отдельные указания на них имеются, и по ним можно реконструировать более общую картину. Показательна, например, фигура петербургского митрополита Гавриила Петрова. Гавриил был как бы голосом екатерининского просвещенного рационализма. Гавриил несомненно был конформистом, воздерживаясь, по его же выражению, от «бесполезного прания против современных рожнов». Тем не менее, своим в петербургской элитарной культуре он себя не ощущал и вдали от наблюдательных глаз екатерининского истаблишмента оставался маргиналом и строил свою деятельность соответствующим образом.
Подобное  противополагание приводит к концу XVIII в. к формированию особой субкультуры духовенства, соответствую
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.