На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политические культуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2. Особое влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.
Примером «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность  оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.
По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:
культура высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;
элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;
архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.
По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:
подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;
гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.
Одним из критериев типологизации  политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два  основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:
рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;
бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.
Существуют и другие классификации  политической культуры, в частности  социально-классовая. В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа.
Демократическая политическая культура
Авторитарная политическая культура
Тоталитарная политическая культура
-Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы;
-правовое государство;
-гражданское общество;
-свободное участие в политике;
-идеологический, политический, экономический плюрализм;
-приоритет прав человека и гражданина;
-богатый политический язык
-Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе;
-соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней;
-государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп;
-к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики
-Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике;
-жестко идеологизированные стереотипы поведения;
-лояльная ориентированность на официальные институты и символы;
-политический язык формализован и идеологически жестко определен

Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как  имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).
Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются  редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной  политической культуре.
Типология политических культур 
Политическая культура любого общества влияет на характер политического участия. Достаточно интересна в данном отношении классификация, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, которые на основе сравнительного анализа США, Великобритании, Италии, Германии и Мексики выделили несколько типов политической культуры  и участия в политике, в зависимости от уровня развития общества - «традиционную» — политическую культуру экономически отсталых обществ; «подданническую» — политическую культуру в индустриальных, авторитарных обществах; «партисипаторную» — культуру участия в демократических обществах. 
 
Приходская политическая культура характерна для экономически отсталых обществ — африканских племен, местных автономных общин и т.д., где обычно не существует специализированных политических ролей, политические ориентации не отделены от религиозных или экономических, отношение к правительству мало определяется какими-либо нормами, политическое знание практически отсутствует, массы населения неграмотны. В обществе, где преобладает «подданническая политическая культура», люди знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают к ним определенные чувства, могут оценивать их и ориентироваться по отношению к ним, однако это отношение носит в целом весьма пассивный характер. В условиях «партисипаторной политической культуры», или «культуры участия», члены общества внутренне сориентированы на существующую политическую систему и все ее основные структуры, т.е. как на «вход», так и на «выход» системы, на осознанное и активное участие в политической жизни. 
 
Особую разновидность политической культуры по данной типологии представляет так называемая гражданская культура, которая характерна для США и Великобритании. Этот тип политической культуры характеризуется консенсусом легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, терпимостью к плюрализму интересов, компетентностью и взаимным доверием большинства граждан9. В рамках данной разновидности политической культуры многие граждане достаточно активны в политике, однако существует и значительная часть граждан, играющих в ней пассивную роль. 
 
Приведенная типология, без сомнения, полезна тем, что показывает, как в процессе исторического развития меняются ориентации субъекта в отношении политических институтов и его политическая активность. Вместе с тем, на наш взгляд, она идеализирует модель гражданской культуры, рассматривая ее в качестве образцовой. В ней также не прослежен вопрос о цивилизационно-религиозных аспектах и доминантах политической культуры, ее воздействии на политическую систему общества в целом.
 
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать  свои социально значимые интересы. Однако их реализация происходит не напрямую, а опосредуется теми значениями и смыслами, которыми субъекты политики наделяют свое отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т. д. Эти смыслы и значения задаются господствующей в обществе политической культурой, т. е. нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения и которая существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов. 
1. Политическая культура как элемент политической системы
Политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения.
Это ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение. Кратко политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения.
Политическая культура обусловливается  в основном двумя факторами: политическими институтами и процессами и состоянием общей культуры в целом. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура в нашу эпоху - это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение - это способ существования культуры.
Понимание политической культуры как  исключительно ценностно-нормативной  системы, элиминирование деятельностного  и институционального компонентов  политической культуры фактически ведет  к отождествлению ее с политическим сознанием.
Функции политической культуры отражают ее предназначение в обществе:
· функция идентификации - реализует  потребность человека в групповой  принадлежности;
· функция ориентации – помогает понять суть происходящих политических событий;
· функция адаптации и социализации – способствует приобщению к навыкам  политического поведения;
· функция интеграции – выражается в объединении различных социальных групп вокруг определенных ценностей;
· функция коммуникации – отражает взаимодействие субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и символов.
Важное значение для определения  содержания политической культуры имеет  четкое представление о ее структуре. Элементами политической культуры являются политические представления, политические ориентации, политические ценности, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа, политические мифы и стереотипы, модели политического поведения, политические символы.
Политическая культура влияет на поведение  людей и деятельность различных  организаций, на их воспитание, явления  внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.
Следует разобраться в том, что  политическая культура отражает троякую  способность субъекта политики: вычленять  в отношениях и явлениях власти внутренне  значимый для себя смысл, подчиняться  вытекающим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений.
Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей: во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение социальных изменений); во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.
Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и  качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности. Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Вместе с тем, неправильно будет отождествлять политическую культуру с исключительно образовательным или интеллектуальным уровнем.
Политическая культура включает в  себя те элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане - духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности.
При выявлении и определении  политической культуры возникает естественный вопрос о ее соотношении с другими компонентами политического, прежде всего с политической системой. Еще в 1968 г. Л. Пай предпринял попытку определить взаимосвязь между политической культурой и политической структурой. Он, в частности, писал: «Если нужно эффективно использовать концепцию политической культуры, то ее необходимо дополнить структурным анализом, но трудность состоит в том, что политические структуры можно рассматривать, с одной стороны, как продукты отражения политической культуры, а с другой стороны, они составляют «данные», формирующие политическую культуру».
При поисках адекватного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями культуры того или иного  народа, в свою очередь, оказывают  значительное влияние на содержание и проявление культуры. Поэтому естественно, что между, например, политическим поведением и политической культурой существует тесная взаимосвязь, хотя политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы политического, они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются друг с другом и не могут существовать друг без друга.
Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что  затрагивает проблемы власти и управления, участие людей в политике, а так же пограничные зоны: взаимодействие политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это позволяет рассматривать политическую культуру, как важнейший элемент политической системы любого общества, как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы
Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависят  от степени соотношения и соответствия ее ценностей ценностям политической культуры. Количество разделяемых всеми  членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры и принятия ею основных элементов является принятие гражданами идеи легитимности существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима.
Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. Обеспечение легитимности, или легитимизация, - это форма обоснования, которая призвана интегрировать разрозненные институциональные процессы и подсистемы значений и обоснований, тем самым придавая смысл всему социальному порядку. Это одновременно и когнитивное, и нормативное измерения. Легитимизация обеспечивает информирование, объяснение, рационализацию и обоснование сущности политической системы, принятие ее основополагающих норм, правил и ценностей большинством населения общества.
 

3Политическая  система  представляет  собой  важнейшую  составную   часть политической  жизни   общества.  Через  нее,  ее  организации  и  учреждения  осуществляются процессы формирования  власти и сфер ее действия, политической деятельности и принятия политических решений.
Политическая культура — это  один из основных элементов, составляющих духовный  потенциал  общества.  Она  выражает  суть  социально-политической системы, определяет «правила игры»  в политике, базовые политические ценности и основные  общественные  цели,  отражает  многообразие  политической  жизни, оказывая решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Без
политической  культуры  говорить  о  человеке  как  о  социально  значимой  личности трудно.  Политическая  культура  помогает  выяснить  социальные  интересы  и предпочтения  граждан  и  социальных  групп,  степень  осознания  людьми  их общественных  задач  и  их  практическую  роль  в  политической  жизни.  Уровень политической культуры во многом определяет общекультурный уровень отдельной личности, социальной общности и общества в целом.
Проблемы  политической  культуры  всегда  были  в  центре  внимания выдающихся мыслителей. Г. Спенсер, например, исследуя сложнейшие причинные связи  между  социальными  явлениями,  неоднократно  отмечал,  что  политикам, вмешивающимся  в  социальные  процессы,  надо  тщательно  изучать  их.  Он подчеркивал  роль  знания  как  основы  политической  культуры  и  считал,  что  если
овладение  любым  ремеслом  требует  обучения  ему,  то  тем  более  это  касается искусства политики. М. Вебер исследовал вопрос политической этики как составной части  политической  культуры  и  выделил  два  типа  ее: «этику  идеи»  и «этику ответственности».  Первая  подразумевает  бескомпромиссную  нацеленность  на реализацию  политического  идеала;  вторая — строгий  учет  всех  последствий политических акций и готовность отказаться от идеи, если ее реализация слишком
тяжело  сказывается  на  обществе.  Сам  Вебер  был  сторонником  скорее «этики ответственности», чем «этики идеи».
+Политическая система  общества имеет свою экономическую,  политическую, социальную, идеологическую  и нормативную основы. Последние  представляют собой соответствующий  - экономический, политический и иной базис, на котором, собственно, возникает и развивается политическая система.
Прежде всего нужно отметить, что нормативная основа выступает  в качестве важнейшей формы регулирования  политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом.
Следует подчеркнуть, что в отечественной  и зарубежной научной литературе нет единого мнения ни о месте  и роли нормативной основы в политической системе, ни о ее содержании.
С учетом многообразия социальных норм по содержанию и видам одни авторы говорят, например, о таких  слагаемых нормативной основы, как  право, нормы общественных организаций (прежде всего уставные), различные  нормы "государственной и общественно-политической жизни". Другие авторы к числу элементов нормативной основы относят нормы права, нормы, вырабатываемые общественными организациями, партийные решения, политические традиции и обычаи, нормы морали, этика политической жизни. Наконец, третья группа авторов к нормативной основе причисляет политические принципы и нормы, правовые нормы, политические традиции, "эталоны политического поведения" или "типичные реакции на политические события".
Как видно из сказанного выше, несмотря на разнобой во мнениях по поводу содержания нормативной основы, все авторы, тем не менее, сходятся в одном, а именно - что непременным атрибутом нормативной основы являются социальные нормы. От них, собственно, происходит и само название этой основы.
Однако далеко не все социальные принципы и нормы следует рассматривать в качестве слагаемых нормативной основы. Наряду с высказываниями, например, о необходимости отнесения к нормативной основе всех без исключения правовых норм в некоторых работах проводится мысль о том, что в качестве одного из слагаемых нормативной основы может выступать только часть правовых норм, а именно - нормы, регулирующие отношения, связанные с осуществлением власти. Бесспорно, есть все основания для такой постановки и решения вопроса.
Предметом регулирования  слагаемых нормативной основы являются политические отношения, возникающие  в политической системе либо в  процессе прямого осуществления  политической власти, либо по поводу ее. Политический аспект содержания принципов  и норм должен выступать в качестве одного из важнейших критериев "включения" их в нормативную основу*(385).
В реальной действительности существует, однако, целая группа социальных принципов и норм, не имеющих прямых связей с политической системой общества. Примером могут служить нормы семейного, трудового, гражданского права, принципы и нормы морали, традиции, обычаи, регулирующие неполитические по своему характеру и содержанию отношения. Влияние таких принципов и норм на политическую жизнь осуществляется не прямо, непосредственно, а через их взаимосвязь с системой политических принципов и норм, т.е. опосредованно.
Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов:
- правовые принципы  и нормы, имеющие политическое  содержание;
- принципы и нормы,  содержащиеся в актах партийных  органов и общественных организаций;
- политические традиции;
- политические обычаи;
- принципы и нормы  морали (нравственности).
Рассмотрим некоторые  из них.
Важнейшей составной  частью нормативной основы являются правовые принципы и нормы политического  характера.
В правовую форму облекаются не только отношения между различными звеньями государственного механизма и внутри отдельных его структурных частей, но также и самые разнообразные связи между элементами политической системы, которые реализуются в различных сферах взаимосвязи и взаимодействия государства с другими элементами - составными частями политической системы общества. Правовой характер такого рода связей позволяет учитывать интересы государства, с одной стороны, и политических партий, общественных организаций, политических движений, играющих фактически роль политических партий, - с другой.
В законодательном порядке  во всех без исключения странах закреплена политико-правовая база деятельности политической системы. Зафиксированы  различные формальные и фактические  принципы ее существования и функционирования, такие, как полновластие народа, демократизм, плюрализм, строгая законность и конституционность, и др. Посредством права принципам функционирования политической системы придается "всеобщее значение", обеспечивается установление "условий, имеющих силу для всех". Но это - теория, практика же зачастую свидетельствует об обратном.
Важнейшими актами нормативной  основы политической системы общества являются конституции. В них отражаются и закрепляются не только правовые основы политической системы и самого общества, но и его экономический, социальный, духовный и политический строй. В силу этого конституции должны рассматриваться соответственно не только в "чисто" правовом или материальном, но и во всех других аспектах, отражающих различные стороны политической, духовной, идеологической и иных сфер жизни общества.
Разумеется, что одну из важнейших ролей при этом играет их юридический и политико-идеологический аспект. В зависимости от его содержания и форм проявления в государственно-правовой теории и практике западных стран давно и не без оснований выделяются и анализируются две группы конституций - это старые, традиционные конституции государств, принятые в первоначальные периоды активного конституционного правотворчества на Западе, и относительно новые конструкции, принятые после Второй мировой войны.
К первой группе западных конституций можно отнести более  чем двухсотлетнюю Конституцию  США, Конституцию Норвегии (1814 г.), Бельгии (1832 г.), неписаную Конституцию Великобритании, Конституцию Люксембурга (1868 г.), Швейцарии (1874 г.) и др. Ко второй группе конституций следует отнести Конституцию Италии (1947 г.), Основной закон ФРГ (1949 г.), Конституцию Греции (1952 г. и 1975 г.), Японии (1947 г.) и других высокоразвитых в экономическом отношении государств.
Первая группа конституций  отражала и защищала послефеодальный, раннекапиталистический строй и  его успешную эволюцию на последующих  этапах. Особняком в этом плане  стояли и стоят Конституции Англии, Австрии (1920 г.), Ирландии (1937 г.) и некоторых других государств.
В то же время вторая группа конституций отражала и закрепляла, судя по их характеру и содержанию, в основном лишь общественные отношения, институты и учреждения, сложившиеся  на более поздних этапах развития капитализма, после Второй мировой войны. Проводя разносторонний анализ данных конституций, известные отечественные ученые В.А. Туманов и Б.А. Стародубский вполне резонно отмечают, что в настоящее время позволительно говорить о "некотором новом качестве", которым характеризуются, хотя и в неравной мере, все послевоенные конституции, ибо они дают "нечто вроде модели конституции развитого капиталистического буржуазно-демократического государства второй половины нашего века"*(386).
Характерными штрихами данной модели конституции можно  считать восстановление в тех  странах, где господствовали фашистские или профашистские режимы, буржуазно-демократических прав и свобод; повсеместное усиление в системе государственного механизма западных стран роли и влияния исполнительно-распорядительных органов; все более настойчивое стремление власть имущих к представлению существующих западных конституций не только в виде актов государства, каковыми они всегда были и являются на самом деле, но и в виде совместных актов "общества и государства"; известное усиление "социализации", политизации и идеологизации современных западных конституций*(387).
В чем последнее проявляется? Говоря об усилении "социализации" современных западных конституций, следует обратить внимание прежде всего на то, что они по сравнению с предшествующими им конституционными актами значительно больше и детальнее касаются таких проблем, как проблемы эмансипации женщин; гарантированности прав и свобод граждан; их, хотя и нередко декларированного, но, тем не менее, конституционно закрепленного политического и социального равноправия; проблемы охраны окружающей среды; обучения подрастающего поколения; урбанизации, и многое другое.
Идеологизация современных  западных конституций выражается в  неизменном стремлении законодателя закрепить в ней свои "нейтральные" взгляды на окружающую политическую и правовую действительность, представить в виде равных сторон власть имущих и неимущих, внушить населению мысль о том, что существующее государство - это не орган выражения и защиты интересов прежде всего господствующих слоев и классов, каковым оно является на самом деле, а орган выражения интересов всего общества, "государство всех и для всех".
Политизированный характер западных конституций находит конкретное выражение в том, что с помощью норм, содержащихся в этих основополагающих правовых документах, а также в актах, изданных на их основе и в их развитие, опосредуется в конечном счете вся сеть политических институтов, политических связей и отношений, существующих между различными институтами, система исторических, национальных и политических традиций, политико-правовых ценностей, включающих в себя значительное число принципов, лозунгов, правил, политических заповедей и т.д.
Стремясь подчеркнуть, например, политизированный характер Конституции США и ее значимость для развития политической системы американского общества, некоторые западные политологи и социологи не случайно называют ее не иначе, как "политической конституцией", "собранием социально-политических
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.