На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные тенденции в развитии образования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание.
Введение.
1.Основные тенденции в развитии образования.   
2. Проблемы использования новых технологий в образовании.
 
Заключение.
Список литературы.
 

Введение.
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.
При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании=обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные
формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование=обучению вообще не является образованием в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.
Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О,Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и пост-советском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было моно-культуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.
 

1.Основные тенденции в развитии образования.
          Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной       стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер       человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в       основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований,       характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы      образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в       этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в       последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса       образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование       новой образовательной системы.
          Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью,  которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения,  навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта    роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и  экономического развития.  Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами,    происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового  сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать    основные тенденции мирового образования.
      Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их      практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые      позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в       структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и       экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков,       утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся       фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной       экономике.
      Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном       обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение       жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера       образования существенно пересекается в информационном обществе с       экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность       становится важнейшей компонентой его экономического развития.  Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются       стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования,       во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.      Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в       развитии большей части человечества. Переход от индустриального к       информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах,
      грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем       современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран.       Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе       создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во       взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то
      возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать       человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в  развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых   стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом -  преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование  новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных  сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных  технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества   требует качественного повышения человеческого, интеллектуального       потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на
      первый план общественного развития. От решения проблем образования,       которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более       усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием       информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы       преодоления отсталости в мире.. Все в большей степени      образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже   вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как    образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели    поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений    и навыков.
      Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не    только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя       предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в       своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой       кадров.   Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и       противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные     образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить       формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть",       образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все       существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для       обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.     
Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития       личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов:       от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению       потребностей личности. Новая концепция предусматривает       индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать       возможности каждого конкретного человека и способствовать его       самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки       разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными       возможностями как учащихся, так и преподавателей.      Важным фактором в этом направлении развития образования является    формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных и перспективных средств  информационных технологий.
         Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости   технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и  даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент   корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не  с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".      Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на       практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло       радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в       современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь       преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной       современному обществу системы образования.  
 
 

2. Проблемы использования новых технологий в образовании
 
      На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие       информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной       реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных       сферах жизнедеятельности человека породило немало философских,      теоретико-методологических и социально-экономических проблем.       Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компьютерной   сети Интернет. Интернет представляет собой удобный источник разнообразных  сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения,    распространения и использования коллективного человеческого опыта. 
Интернет, являясь достижением  ХХ века, несомненно, определяет успех информатизации общества в ХХI веке.    Однако на сегодняшний день наблюдается постепенный отход от восторженности возможностями Интернет к осознанию и поиску путей разрешения различных  проблем, вызванных все более широким использованием средств       телекоммуникаций в различных сферах жизнедеятельности человека. Диапазон этих проблем простирается от этических до экологических. Такое отношение к использованию современных информационных технологий отражает необходимый и естественный этап развития общества. Ведь «основным объектом, подвергающимся влиянию информационных технологий, является человек.  Технические и информационные средства становятся некоторым продолжением не   только тела человека, но и его разума. Расширяя свои возможности, человек   все больше и больше попадает в неосознанную зависимость от искусственной   техносреды, им же самим созданной. При столь качественно новых социальных преобразованиях, естественно, изменяются и требования к членам общества». Что является необходимым  условием для комфортного существования личности в информационном обществе?  Как подготовить личность во всех ее аспектах к гармоничному развитию? Кто   и как должен этим заниматься? Попытаемся найти ответы на поставленные   вопросы.  Для обеспечения успешности решения проблем, возникающих в процессе   информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, формировать и  развивать информационную культуру личности. И решать эту задачу призвана  система непрерывного образования, различные ступени которой также   испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно  образование является основой социально-экономического и духовного развития    любого общества. Образование определяет положение государства в    современном мире и человека в обществе.  Создание принципиально новой техники не сделало машины основным фактором  социальной жизни, а лишь увеличило роль и значение собственно человеческих   факторов. Технократические тенденции электронного обучения оказываются несовместимыми с основной тенденцией современного образования, состоящей в переходе от знаниевой к личностной парадигме педагогического процесса.  Перед образованием на современном этапе ставятся задачи разработки       методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего   эффекта в становлении личности.
      Исходя из текущего состояния информатизации общества, необходимо расширить уже сложившееся представление об информационной культуре личности. Для  безопасного существования и гармоничного развития членов общества информационная культура должна отражать следующие аспекты: информационная этика, эстетика, эргономика информационных технологий, информационная безопасность, не только в смысле защиты информации, но и в смысле защиты  человеческой психики.
         Сегодня можно говорить об активизации процесса использования Интернет -технологий в современном школьном образовании. Этот процесс ставит ряд острых проблем, являющихся предметом обсуждения ученых, учителей, работников образования, связывающих развитие шк
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.