На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предпосылки воссоединения России и Украины

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение……………………………………………………………………...………3
1 Предпосылки воссоединения России и Украины…………………………..……6
1.1  Положение украинского  народа в конце VI- первой
 половине VII вв……………………………………………………………….6
1.2 Освободительная война  1649-1951 гг. во главе с Б.Хмельницким…..10
1.3 Военные действия на  Украине в 1651-1653 гг…………………….…..19
2 Процесс воссоединения  России и Украины…………………………………….22
3 Историческое значение  воссоединение России и Украины…………………...28
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Тесная взаимосвязь России и Украины обосновывается как  их геополитическим положением, так  и общей историей, повлекшей за собой тесное переплетение этнических, языковых, экономических, а также  множества других связей.
Проблемы и перспективы  развития российско-украинских отношений  имеют поистине судьбоносное значение как для России, так и для  Украины. Не удивительно, что содержание и направленность двусторонних отношений  вызывает пристальный интерес со стороны политиков, ученых, широких  кругов общественности в обеих странах.
Во второй половине XVI —  первой половине XVII века украинский социум, находясь в составе Речи Посполитой, переживает противоречивый и незавершенный  процесс смены элит («национальных  аристократий»): национальный организм утрачивает полонизированную старую элиту, формируется новая элита —  православная шляхта и городское  казачество. Параллельно происходит усвоение политической культуры корпоративно-сословных  прав и свобод.
Украина и Россия имеют  неразрывную раннюю историю, а Киев регулярно именуется "прародитель  городов русских" и считается  как колыбель православной восточнославянской государственности. Киевская Русь канонизируется обеими державами своим историческим родоначальником.
Воссоединение России и Украины  в XVII веке отложило отпечаток на дальнейшем взаимодействии этих стран, что достаточно актуально в современной интеграции между Россией  и Украиной.
 После монголо-татарского  нашествия на Русь судьбы русского  и украинского народов начали  расходиться. У северо-восточной  Руси получилось преодолеть феодальную  раздробленность и построить  сильное и единое Русское государство.
 Юго-западная Русь  попала под польско-литовским  владычеством, но растущее давление  на православных заставило запорожских  казаков вновь искать объединения  с Россией на Переяславской  Раде.
 После этого Украина  была постепенно интегрирована  в Российскую империю и этот  процесс был окочен в конце  18 века, когда была раздроблена  Польша и расформирована Запорожская  Сечь.
 Многие из уроженцев  Украины, называвшейся тогда Малороссией,  добилось выдающегося положения  в Российской империи, будучи  частью основной нации.
Важнейшей внешнеполитической акцией Российского государства в XVII в. явилась борьба за воссоединение  с Украиной.
Украинские земли в  первой половине XVII в. входили в состав Полыни, Венгрии, Османской империи  и России, причем наибольшая часть  Украины — от Карпат до Полтавы  и от Чернигова до Каменец-Подольска  — оставалась под властью Польши. Под ее же властью находилась и  Белоруссия.
Господство польских панов  и непрекращающиеся нападения турецко-татарских  полчищ угрожали самому существованию  украинского народа, тормозили рост производительных сил страны, создавали  смертельную опасность для украинской культуры.
Политика социального  и национально-религиозного угнетения  населения Украины, проводимая польскими  магнатами и шляхтой, встречала  решительный отпор со стороны  украинских крестьян, мещан и казаков. Борьба украинского народа против социального  гнета проявлялась в отказе от выполнения повинностей, поджоге панских  поместий, массовом бегстве на земли  Южцой Киевщины, Брацлавщингл и Подолии, а также в низовье Днепра.
Новый этап борьбы украинского  народа против социального, национального  и религиозного угнетения панской  Польши связан с именем Богдана Михайловича  Хмельницкого.
Обеспечить себе возможность  дальнейшего экономического и культурного  развития украинский народ мог лишь войдя в состав Русского государства, в соединении с русским народом, близким по языку и культуре, по общим историческим традициям и  давним экономическим связям. Только Русское государство могло обеспечить Украине эффективную защиту от иноземных  поработителей. К концу шестого  года освободительной войны проводившаяся  все это время подготовка к  воссоединению Украины с Россией  вступила в решающую фазу.
Для России настала пора решительных  действий. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении  Украины с Россией. На Украину  было отправлено посольство во главе  с боярином Бутурлиным. Рада в Переяславле 8 января 1654 г. единодушно высказалась  за вхождение Украины в состав России. В торжественной обстановке было провозглашено воссоединение  двух братских народов.
Цель данного исследования – сформировать целостное представление  о боевом прошлом некогда единого  украинского и русского народа накануне объединения двух государств.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
    определить предпосылки воссоединения России и Украины;
    выяснить, какие слои украинского общества были заинтересованы в борьбе с властью феодальной Польши над Украиной, в воссоединении ее с Русским государством и какие основные причины толкали их на эту героическую борьбу;
    проанализировать последствия объединения.
Эти вопросы сохраняют  актуальное значение и в настоящее  время, когда напряжение между Украиной и Российской Федерацией постоянно  то возрастает, то ослабевает. Противники украинско-русского единства искажают и сейчас, подстраивая старые аргументы  на свой лад, борьбу украинского народа XVII века за воссоединение его с  Русским государством.
 
 
 
 
1 Предпосылки  воссоединения России и Украины
 
1.1 Положение украинского народа в конце VI - первой половины VII вв.
 
Усиление феодальной эксплуатации в Речи Посполитой и рост политического  влияния магнатства с особой силой  проявились на украинских и белорусских  землях. Путем насильственных захватов земель на Украине были созданы огромные латифундии таких магнатов, как Конецпольские, Потоцкие, Калиновские, Замойские и  др. Так, Конецпольскому на одной Брацлавщине  принадлежало 170 городов и местечек, 740 сел. Он же владел обширными землями  на левобережье Днепра. Одновременно росло и крупное землевладение  украинских феодалов, которые к этому  времени приняли католическое вероисповедание  и ополячились. К их числу принадлежали Вишневецкие, Кисели, Острожские и др. Князьям Вишневецким, например, принадлежала почти вся Полтавщина с 40 тыс. крестьянских и городских дворов, Адаму Киселю — огромные поместья на Правобережье и т. д.
Рост магнатского и  шляхетского землевладения на Украине  сопровождался дальнейшим увеличением  крестьянских повинностей. В первой половине XVII в. размер барщины украинских крестьян резко увеличился. Кроме  выполнения барщинных повинностей, крестьяне были обязаны поставлять на панский двор хлеб, птицу, яйца. Шляхтичи и магнаты взимали с крестьян деньги и при оформлении брака  и при получении наследства. Крестьян принуждали молоть хлеб только на панской  мельнице, пользоваться только панской  кузницей и покупать водку и пиво исключительно в панской корчме. Особенно тяжелым было положение  крестьян в имениях, сдаваемых в  аренду купцам, ростовщикам или шляхтичам. Стремясь в кратчайший срок с лихвой возместить арендную плату, арендатор  хищнически эксплуатировал имение и  нередко начисто опустошал хозяйства  крестьян. Чтобы предотвратить бегство  крепостных, арендаторы часто высылали крестьян на работу в кандалах и  неделями не отпускали их из имений.
Жизнь и имущество крестьянина  находились в полном распоряжении феодала. Француз Боплан, проживший на Украине 17 лет, отмечал, что крестьяне там  чрезвычайно бедны, они вынуждены  отдавать своему пану все, что тот  захочет; их положение хуже, чем положение  галерных невольников. Шляхтичи и магнаты  называли украинских крестьян «быдлом», т. е. скотом. За малейшее неповиновение  крестьянин мог подвергнуться жестоким пыткам. Непокорных паны приказывали  вешать и сажать на кол. Конец польский предписывал своим подчиненным беспощадно расправляться с восставшими крестьянами: «...Вы должны карать их жен и детей, и дома их уничтожать, ибо лучше, чтобы на тех местах росла крапива, нежели размножались изменники его королевской милости и Речи Посполитой».
Почти в таком же бесправном положении находились жители городов  — мещане. Ни в одном государстве  Европы не было такого количества частновладельческих  городов, как в Польше. В Киевском и Брацлавском воеводствах более 80% городов и местечек принадлежало частным владельцам. Наиболее доходные промыслы в городах — винокурение, пивоварение, рудокопный, поташный и  др. — составляли монополию короны и шляхты. Мещане не могли конкурировать  с беспошлинной торговлей панов  продуктами, скотом, кожей. Наравне  с крестьянами они платили  панам многочисленные подати со всех источников своих доходов. Слабая королевская  власть не была в состоянии защитить горожан от произвола магнатов и  шляхты.
Тяжелое положение украинского  народа усугублялось господствовавшей в стране феодальной анархией. Крестьяне  страдали не только от своих панов, но и от постоянных наездов «чужих»  феодалов. Непрекращавшаяся вооруженная  борьба между отдельными шляхетскими  группировками разоряла украинские села и города. Особенно прославился  грабительскими набегами в 30—40-х годах XVII в. шляхтич Лащ. Современник писал  о Лаще, что он «насильничал, убивал, отрезал уши и носы, уводил девушек  и вдов и выдавал их замуж за своих негодяев, вместе с ним участвовавших  в грабежах». Лаща 236 раз приговаривали  к изгнанию и 37 раз к лишению  чести, но покровительство магната  Конецпольского обеспечивало ему полную безнаказанность. Демонстрируя эту  безнаказанность, Лащ однажды появился в королевском дворце в шубе, подшитой судебными приговорами.
Феодальная эксплуатация украинского народа усиливалась  национальным и религиозным гнетом. В некоторых крупных городах, например во Львове, украинцам был  закрыт доступ в цехи, их ограничивали в торговле, лишали права участвовать  в городском суде и самоуправлении, строить дома в центре города и  т. п. Официальным языком на Украине  был польский. Паны грубо попирали местные обычаи.
В своем наступлении на украинский и белорусский народы польские феодалы опирались на воинствующие католические круги. Католическое духовенство  во главе с папой не только поддерживало, но и вдохновляло политику ассимиляции  и окатоличивания украинского и  белорусского народов. Одной из важнейших  задач политики папства и господствующего  класса Речи Посполитой было насаждение католицизма среди украинского  и белорусского населения. С этой целью была введена уния православной и католической церквей. Униатская  церковь получала право отправлять церковную службу на славянском языке, но признавала главой церкви папу и  принимала католические догматы, становясь  в подчиненное отношение к  римской церкви. Поэтому уния православной и католической церквей, провозглашенная  на Брестском соборе 1596 г., стала  средством порабощения украинского  и белорусского народов польскими  феодалами. Украинцам в городах  чинили препятствия в отправлении  православных религиозных обрядов, запрещали строить православные церкви, заставляли все население  вносить десятину на содержание ксендзов и костелов.
Постоянной угрозой для  украинского народа были грабительские  вторжения татарских отрядов. Крымские татары из года в год совершали  набеги на Украину, опустошая ее села и города. Полные драматизма сцены  разыгрывались на невольничьих базарах  Стамбула и других турецких городов, где продавался «ясырь» — пленные, захваченные хищными кочевниками  во время их набегов на окраины  России и Украины.
Речь Посполитая слабо  охраняла южные границы государства  и не умела организовать настоящего отпора татаро-турецкой агрессии. В  то время как южные границы  России были защищены укрепленными чертами  с острожками и наблюдательными  пунктами, украинские земли оставались почти открытыми для нападения  кочевников.
Господство польских панов  и непрекращающиеся нападения турецко-татарских  полчищ угрожали самому существованию  украинского народа, тормозили рост производительных сил страны, создавали  смертельную опасность для украинской культуры.
Политика социального  и национально-религиозного угнетения  населения Украины, проводимая польскими  магнатами и шляхтой, встречала  решительный отпор со стороны  украинских крестьян, мещан и казаков. Борьба украинского народа против социального  гнета проявлялась в отказе от выполнения повинностей, поджоге панских  поместий, массовом бегстве на земли  Южцой Киевщины, Брацлавщингл и Подолии, а также в низовье Днепра.
Оседавшее здесь население  — в основном это были украинцы, но сюда прибывали также белорусы, русские, поляки, литовцы — выступало  против польских магнатов, католической церкви и боролось против татарских  набегов. В условиях этой борьбы еще  в начале XVI в. стало складываться украинское казачество, а в середине XVI в. на днепровских островах, расположенных  ниже порогов, возникла Запорожская  Сечь. Уже в конце XVI в. и особенно в первой половине XVII в. Сечь фактически не признавала власти Польши. На Сечь ориентировалось  не только население Поднепровья, но и все слои и группы украинского  общества, страдавшие от классового и  национального гнета. Сечь поддерживала постоянные связи с Россией, с  донскими казаками, нередко организовывала вопреки воле польского правительства  военные походы против Крымского  ханства и Турции.
В социальном отношении казачество не было однородным. Его верхушку составляли старшие казаки, или старшина. Они  владели землей на Киевщине, Брацлавщине, Полтавщине, эксплуатировали бедных казаков и крестьян, занимались ростовщичеством. Старшие казаки обычно выбирались на командные должности, причем, используя  свое влияние, они добивались переизбрания. Из среды этих казаков выходило немало мелких и средних украинских шляхтичей. Подавляющая масса казачества, не занесенная в особый список (реестр) и все время пополнявшаяся  беглыми крестьянами и горожанами, составляла наиболее активную силу в  борьбе против феодально-крепостнического гнета.
В этой борьбе участвовали  также украинские города. В среде  городского населения возникали  особые братства, например в Киеве, Львове и других городах. Формально  эти братства являлись объединениями  церковно-просветительного характера, по существу же они играли роль своего рода центров национально-освободительной  борьбы. Братства имели свои типографии, издавали учебники и публицистические произведения, направленные против католицизма  и унии. Таким образом, освободительное  движение на Украине охватывало различные  слои украинского народа, выливалось в самые разнообразные формы.
 
1.2 Освободительная  война 1649-1651 во главе с Богданом  Хмельницким
 
Сопротивление украинского  народа натиску польско-литовских  феодалов, а также наступлению  католической и униатской церкви усилилось в конце XVI и в первой половине XVII в., когда на Украине  одно за другим вспыхивали восстания  крестьян, казаков и мещан. Перевес  сил в этот период был на стороне  магнатско-шляхетской Речи Посполитой, которой удалось потопить народные восстания в крови. Однако, несмотря на жестокие расправы панов, борьба народных масс Украины не прекращалась. В 1648—1654 гг. она вылилась в широкую освободительную  войну, возглавленную выдающимся государственным  деятелем и полководцем Богданом Хмельницким (см. Рис. 1.1).
Богдан Хмельницкий был  широко известен украинскому народу задолго до начала освободительной  войны. Для своего времени он был  образованным человеком, знал несколько  языков, был хорошо знаком с историей своего народа, а также с историей соседних народов. Выходец из мелкой украинской шляхты, Хмельницкий начиная  с 20-х годов XVII в. принимал участие  в походах против крымских татар  и в освободительной борьбе украинского  народа, в частности в крестьянско-казацких восстаниях 1637—1638 гг. Полный тревог и  волнений жизненный путь Хмельницкого способствовал развитию в его  характере таких черт, как воля, настойчивость, мужество и отвага. «В поведении, — писал венецианец Вимина, — он мягок и прост, и этим вызывает к себе любовь казаков, но, с другой стороны, он поддерживает среди них  дисциплину суровыми карами». Паны знали  о том, что Хмельницкий, по словам того же Вимины, «был последователем бунтовщиков  Острянина и Гуни, участником дела, за которое сами предводители заплатили  своими головами, а он избежал заслуженного наказания». Участие в этих восстаниях не прошло, однако, бесследно для  Хмельницкого. В 1638 г. он был лишен  должности войскового писаря и стал простым Чигиринским сотником.
Хорошо зная настроение украинского  народа после поражения восстаний 1637—1638 гг., Хмельницкий был уверен в том, что национально-освободительная  борьба будет продолжаться. Об этом ярко свидетельствуют слова Хмельницкого, сказанные им гетману Конецпольскому в 1639 г. во время осмотра крепости Кодак, считавшейся оплотом польского  господства над Украиной. Когда Конецпольский  указал на Кодак, как на своего рода символ этого господства, Хмельницкий  заявил: «Все созданное рукою, рукою  же может быть разрушено».
Польские паны, напуганные недавними крестьянско-казацкими  восстаниями, с тревогой наблюдали  за деятельностью Хмельницкого. Еще  в эти годы польские власти неоднократно подсылали к нему убийц. Позже  он стал жертвой панского произвола: польский шляхтич Чаплинский во время  отсутствия Хмельницкого разграбил  его хутор Субботов, насмерть засек  батогами его малолетнего сына и  увез жену.
Террористические действия шляхты ускорили осуществление тех  планов, которые давно вынашивались Хмельницким и которые отвечали чаяниям самых широких слоев  украинского народа. Когда чаша терпения переполнилась и народ поднялся на борьбу, Хмельницкий выступил в  качестве организатора и предводителя его военных сил.
В конце 1647 г. Хмельницкий  во главе небольшого отряда направился в низовья Днепра. Пополняясь многочисленными  отрядами беглых крестьян и казаков, войско Хмельницкого быстро росло. Уже  в январе 1648 г. отряды Хмельницкого заставили капитулировать польский гарнизон, находившийся в районе Запорожской  Сечи. Вскоре Хмельницкий был провозглашен гетманом Войска Запорожского. Его  призывы к расширению борьбы против иноземного владычества находили широкую  поддержку у трудовых масс украинского  народа.
Развертывание освободительной  борьбы украинского народа протекало  в очень сложных внешнеполитических условиях. Еще при разработке планов восстания Хмельницкий считал, что  единственного верного союзника украинский народ имеет в лице русского народа и что целью борьбы является воссоединение Украины  с Россией. Вместе с тем Хмельницкий  знал, что Россия не может оказать  ему военную поддержку и что  на первом этапе войны придется опираться  только на вооруженные силы украинского  народа. Стремясь обезопасить свой тыл от татаро-турецких набегов и  предотвратить по крайней мере на ближайшее время возможность  сговора польских и крымских феодалов, Хмельницкий стал на путь переговоров  с крымским ханом.
Соглашение с Крымом, заключенное  в начале 1648 г., имело не только военное, но и политическое значение. Хмельницкий  прекрасно понимал, что крымский хан — ненадежный и временный  союзник, заинтересованный лишь в военной  добыче и в общем ослаблении всех своих северных соседей. Тем не менее  он был вынужден и считал необходимым  поддерживать союзные отношения  с Крымом до тех пор, пока Русское  государство не будет в состоянии  оказать Украине прямую вооруженную  помощь.
Между тем восстание в  Поднепровье разрасталось. В марте  коронный гетман Николай Потоцкий доносил  королю о том, что пламя там  уже разгорелось, «что не было ни одной  деревни, ни одного города, в котором  не раздавались бы призывы к своеволию  и где бы не замышляли на жизнь  и имущество своих панов и  арендаторов». В Польше хорошо понимали, что выступлением запорожского казачества дело не ограничится. Потоцкий с беспокойством  отмечал, что Хмельницкий с запорожцами  подняли восстание «в заговоре со всеми казацкими полками и  всей Украиной». Польские магнаты и  паны старались в зародыше подавить начинавшееся освободительное движение. Коронный гетман возглавил карательные  войска, отправленные на Украину.
6 мая 1648 г. Хмельницкий  полностью уничтожил авангард  польской армии у Желтых Вод.  Через 10 дней под Корсунью произошло  крупное сражение, в котором Хмельницкий  проявил себя выдающимся полководцем.  Располагая сведениями о пути  следования польско-шляхетских войск,  украинский гетман заранее выбрал  место сражения и занял возможные  пути отхода неприятеля. Зажатое  в клещи, польско-шляхетское войско  через несколько часов боя  было полностью разгромлено. Победителям  досталась вся неприятельская  артиллерия. Потоцкий, намеревавшийся  «победою над неприятелем украсить  святой крест, а также славное  имя королевской милости победным  лавром», сам оказался в плену. 
В результате побед у Желтых Вод и под Корсунью значительная часть Украины была освобождена. Крупные военные потери Речи Посполитой благоприятствовали дальнейшему развитию восстания, которое охватило новые  слои украинского крестьянства, казачества и мещан. Повсеместно возникали  крестьянские и казацкие отряды; крестьяне  массами «оказачивались». Восставшие занимали города и панские усадьбы, уничтожали остатки правительственных  и магнатских войск. Началось освободительное  движение и в Белоруссии. В развертывании  борьбы белорусского народа большую  роль сыграли направленные Хмельницким  в Белоруссию казацкие отряды. Так  восстание 1648 г. выросло в освободительную  войну украинского и белорусского народов против жестокого феодального  и национального гнета.
В ходе этой борьбы сложился широкий блок различных социальных сил, объединенных общей задачей  освобождения Украины. Главной и  решающей силой войны было угнетенное крестьянство, боровшееся против иноземного порабощения и выступавшее против магнатско-шляхетской эксплуатации. Одновременно в освободительной войне принимали  участие широкие слои казачества, а также городского населения  — средние и мелкие торговцы, мастера, подмастерья и ученики. Не оставалась в стороне от борьбы и украинская мелкая шляхта, связывавшая  с успехом восстания свои планы  ликвидации крупного магнатского землевладения  на Украине, укрепления своих экономических  и политических позиций и устранения влияния католической церкви. Только участием в освободительной войне  и захватом руководящих должностей украинская шляхта могла сохранить  влияние среди населения, с тем  чтобы в дальнейшем упрочить в  своих классовых интересах феодально-крепостнические  порядки. К движению примкнуло и  украинское православное духовенство. Существовавшие в лагере украинского  освободительного движения социальные противоречия временно отступали на задний план. Хотя в дальнейшем ходе борьбы эти противоречия обострялись  и становились все «более заметными, они все же не привели к распаду  сложившегося блока сил, боровшихся за освобождение Украины.
Освободительная война украинского  народа была вместе с тем и борьбой  за воссоединение Украины с Россией. Выражая волю украинского народа и выполняя решение созванной  под Корсунью войсковой Рады, единодушно высказавшейся за воссоединение  с Россией, Хмельницкий уже в 1648 г. поставил этот вопрос перед русским  правительством. В своем обращении  к царю в июне этого года он писал: «Зичили бихмо (желали бы мы. — Ред.) собi самодержца господаря такого в  своей землi, яко ваша царская  велможност православний хрестиянский цар...».
О всенародном стремлении Украины к воссоединению с  Россией заявляли украинцы, прибывавшие  в Москву, в этом убеждались и  русские люди, приезжавшие в то время на Украину.
Освободительная война украинского  народа и его стремление воссоединиться с Россией встречали горячее  одобрение и в Москве. Однако царское  правительство не могло в то время  удовлетворить просьбу украинского  народа о воссоединении. Этот акт  вызвал бы немедленную войну с  Польшей, к которой Россия, ослабленная  неудачной Смоленской войны 1632—1634 гг., еще не была готова. Кроме того, русское правительство напуганное происходившими в это время антифеодальными  выступлениями внутри страны опасалось  отправкой войск на фронт ослабить гарнизоны Москвы и других городов. Откладывая решение вопроса о  воссоединении и войне с Польшей  до более благоприятного времени, оно  оказывало украинцам помощь продовольствием, оружием, деньгами.
Опираясь на эту поддержку, Хмельницкий в течение лета 1648 г. достиг больших успехов в формировании боеспособной армии. В то же время  гетман не забывал о сложном внешнеполитическом окружении Украины и постоянно  следил за внутриполитической борьбой  в самой Речи Посполитой. Смерть короля Владислава IV и наступившее  затем бескоролевье обострили внутренние распри в лагере польских магнатов. В связи с трудностями формирования крупных вооруженных сил для войны на Украине в правящих кругах Речи Посполитой появились сторонники бескровного подавления украинского освободительного движения. Возглавлявшие эту «мирную» партию Е. Оссолиньский и А. Кисель считали несвоевременной тактику беспощадного применения оружия, которой придерживалось большинство владельцев украинских латифундий во главе с И. Вишневецким и А. Конецпольским. Рядом незначительных уступок украинской шляхте и зажиточному казачеству они надеялись расколоть лагерь восставших и уже затем разгромить движение.
Зная о разногласиях среди  панов, Хмельницкий летом 1648 г. завязал  переговоры с польским правительством. К этому времени, однако, перевес  получили сторонники беспощадного подавления восстания, и в Польше была спешно сформирована 40-тысячная армия, возглавленная  магнатами Д. Заславским, Н. Остророгом и А. Конецпольским. Иронизируя над  изнеженностью Заславского, неопытностью молодого Конецпольского и ученостью  Остророга, Богдан Хмельницкий называл  этот польский «триумвират» — «перина, дытына и латына».
Польско-шляхетская и крестьянско-казацкая армии встретились под Пилявцами, неподалеку от Староконстантинова (Южная  Волынь). Сражение распалось на ряд  схваток и длилось несколько  дней. Решающей была битва 13 сентября 1648 г; которая закончилась полным разгромом  польско-шляхетских войск. Украинская армия захватила богатые трофеи. Остатки неприятельских войск искали спасения в паническом бегстве («пилявчики», как презрительно прозвал народ  бежавших с поля шляхтичей, преодолели за три дня бегства 300 верст). Победа под Пилявцами способствовала развертыванию  освободительного движения в Западной Украине, на Волыни, а также в Белоруссии, где восставшие овладели такими крупными центрами, как Ииндк, Туров, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Брест. Вместе с белорусским  народом боролись пришедшие с  Украины отряды казаков под руководством Антона Небабы, Михненко, Кривошапки и  др. Однако борьба в Белоруссии протекала  менее организованно, чем на Украине. Это дало возможность польским войскам  захватить героически защищавшийся Пинск, а в начале 1649 г. овладеть Туровом, Мозырем и Бобруйском.
Несмотря на эти неудачи, борьба белорусского народа способствовала успехам освободительной войны  на Украине. Восставшие белорусы сковали  значительные силы Речи Посполитой и  тем самым обезопасили фланг  и тылы украинской народной армии  в тот момент, когда она продвинулась далеко на запад.
Преследуя отступающего противника, народно-освободительная армия к  концу сентября 1648 г. подошла к  стенам Львова, а потом и Замостья. Приближение украинской армии к  собственно польским землям сопровождалось подъемом антифеодального крестьянско-плебейского  движения в самой Польше. Потерпев ряд тяжелых поражений, многие польские феодалы стали склоняться к заключению перемирия.
В то же время и в украинском войске, осаждавшем Замостье, создалось  трудное положение. К ноябрю 1648 г. начал ощущаться недостаток продовольствия и боеприпасов, распространилась эпидемия чумы. Поэтому Хмельницкий согласился начать мирные переговоры. Отпустив по домам основную массу повстанцев, гетман в декабре прибыл в Киев, где был торжественно встречен населением.
Хмельницкий понимал, что  перемирие не может быть прочным  и длительным. Зимой гетман энергично  готовился к возобновлению военных  действий. В январе 1649 г. он направил в Москву посольство Мужиловского с  просьбой о принятии Украины в  состав Русского государства и с  предложением совместных военных действий против Речи Посполитой. Русское правительство  на этом этапе борьбы украинского  народа не возражало против участия  в ней «государевых людей» — донских  казаков. Оно стало открыто принимать  украинских переселенцев на порубежные территории. Царское правительство  оказало значительную дипломатическую  помощь Хмельницкому не только самим  фактом его признания, но и защитой  интересов Украины при переговорах  с Крымским ханством и Польшей.
Попытки польского правительства (в феврале 1649 г.) склонить Хмельницкого на свою сторону не дали результатов, и военные действия возобновились. В сражении под Зборовом польское войско потерпело поражение. Однако Хмельницкий не мог воспользоваться  результатами этой победы, так как  вероломное посредничество крымского  хана навязало ему маловыгодный Зборовский договор с Речью Посполитой.
По этому договору, заключенному 8 августа 1649 г., власть польских феодалов в Киевском, Черниговском и Брацлавском  воеводствах ограничивалась: административные посты в них могли занимать только представители украинской шляхты, казацкой старшины и мещан. Число  реестровых казаков было доведено до 40 тыс. Временными уступками украинской старшине польские паны надеялись расколоть  восставших и тем самым подготовить  условия для полного восстановления своей власти над Украиной.
Украинский народ не желал  мириться с условиями Зборовского  договора. Однако его не собирались выполнять также магнаты и  шляхта. Возвратившихся из армии крестьян паны «мучили и побивали и похвалялись: то-де вашему и Хмельницкому будет, дайте-де нам справитца». Было ясно, что польские феодалы при удобном  случае возобновят вооруженную борьбу. Поэтому одна из важнейших задач  украинского народа состояла в укреплении своих вооруженных сил. Современник  отметил значительные успехи в этом направлении: «А ружьем де войско всем сполнено. У иных огненой бой, а  у иных лучная стрельба, а с киями  де, как бывало преж сего, ныне в войске никого нет». Не теряла времени и  украинская старшина. На освобожденной  территории создавался новый военно-административный и судебный аппарат, возглавляемый  украинской шляхтой и казацкой старшиной. Местные органы власти, равно как  и центральные учреждения при  гетмане Хмельницком, стремились восстановить подорванные освободительной войной феодально-крепостнические порядки.
В это же время гетман все энергичнее ставил вопрос о более  тесном взаимодействии с Россией, чаще стал совершаться обмен посольствами. Стремясь предотвратить дальнейшее сближение Украины с Россией, правительство Речи Посполитой решило возобновить военные действия. Война  началась с вероломного нападения  польс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.