На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Профессионально значимые качества педагога

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
 
Введение……………………………………………………………………3.
Профессионально важные качества педагога…………………………..4-6.
Требования к индивидуальным качествам педагога.   ……………7-8.
Профессиональная компетентность.   …………………………………….9.
Педагогическая центрация   ………………………………………………10.   Профессионально-психологический профиль педагога  ………………11-13.
Заключение.   …………………………………………………………………14.
Список литературы.   ………………………………………………………...15.
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
               Введение. 
      Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, искусство. 
Первое свойство объективного характера заключается в степени  знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным  предметам, в широком образовании; потом  в  знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества.            
   Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.     
 В педагогической психологии  подчеркивается важнейшая социальная  роль педагога, его место, функции,  в обществе и анализируется  предъявляемые к нему требования  и формируемые по отношению  к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка  и самоподготовка учителя рассматриваются  в качестве одной из ведущих  проблем педагогической психологии.  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
    Профессионально важные качества педагога.
Важным компонентом в  структуре личности педагога выступают  профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными  качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность  деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам  он относит также и способности. От сформированности профессионально  важных качеств личности педагога зависит  и продуктивность педагогической деятельности.
Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как  совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.
В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в  способности воплощать мысли  и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных  педагогов показало, что им, как  правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально  делаемых характеристик, уверенность  в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание  постоянно совершенствоваться, высокий  уровень направленности на деятельность.
Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;
Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие  группы профессионально-педагогических умений:
гностические умения –  познавательные умения в области  приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой  информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
идеологические умения –  социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди  обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
дидактические умения –  общепедагогические умения определения  конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств  обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного  материала, демонстрации технических  объектов и приемов работы;
организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного  процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации  самоуправления;
коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
прогностические умения –  общепедагогические умения прогнозирования  успешности учебно-воспитательного  процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и  коллектива, контроль за процессом  и результатом;
рефлексивные умения –  способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального  поведения, самоактуализация;
организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического  воздействия и взаимодействия, организации  самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
общепрофессиональные умения – умения чтения и составления  чертежей, схем, технических диаграмм, заполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей  производства;
конструктивные умения –  интегративные умения разработки технологических  процессов и конструирования  технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической  документации, выполнение конструкторских  работ, составление технологических  карт, направляющих тестов;
технологические умения –  количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;
производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным  профессиям;
специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной  отрасли производства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Требования  к индивидуальным качествам педагога.
Рассмотрим индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются  к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны  к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог  вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает  ли математику, труд, язык и т. д.  
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как   адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности  обычно включают в структуру рассматриваемых  ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности  могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.  
Свойства личности, структура  которых  составляет собственно педагогические способности:
•     способность делать учебный материал доступным;
•     творчество в работе;
•     педагогически-волевое влияние на учащихся;
•     способность организовать коллектив учащихся;
•     интерес и любовь к детям;
•     содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
•     педагогический такт;
•     способность связать учебный предмет с жизнью;
•     наблюдательность;
•     педагогическая требовательность.  
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это  его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную  компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной  и дидактической потребности, потребности  общения, передачи опыта.
Устойчивое побуждение к  деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней  себя, применить свои знания, способности  отражает  сформированность  профессиональной  направленности личности. Это сложное,  интегративное качество. 
       Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  3.  Профессиональная компетентность.
Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.
Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? 
Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. 
       Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
 4. Педагогическая центрация.
Важной  характеристикой  социально-психологической   направленности педагога является тип педагогической центрации.        
         Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса.  
Выделяются 6 типов центрации:
•     конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;
•     эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я
•     гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такойцентрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;
•     центрация   на  интересах,  требованиях  администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;
•     центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.
•     методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.  Профессионально-психологический профиль педагога.
Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.
1.Социально-психологическая  направленность.
Тип педагогической центрации:
•     конформная,
•     эгоцентрическая,
•     гуманистическая,
•     авторитарная,
•     на интересах родителей,
•     методическая.
2.Профессиональная  компетентность.
2.1 .Педагогическая  компетентность.
2.2.Психологическая компетентность.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.