На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль налогов в национальной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                                 
                  Российская Открытая Академия Транспорта
       При Московском Государственном  Университете Путей Сообщения
                                                                      (МИИТ)
 
 
                                            Экономический факультет
                                      Кафедра Экономической теории
 
 
                                                 КУРСОВАЯ РАБОТА
                                              По экономической теории
                       На тему: Роль налогов в национальной  экономике 
                                                
 
 
                                                                                     Выполнил:
                                                                                     Студент II курса з/о
                                                                                     Чубаев Д.О
                                                                                     Шифр: 0810n/ ГМУ-1080
                                                                                     Научный руководитель:
                                                                                     А.С. Зарецкий
 
 
 
 
 
 
 
                                                     Москва 2010
План
Введение                                                                                                                3
Глава I Налоги и их роль в экономике                                                             4
   1.1 Понятие и сущность налогов.                                                                     4
   1.2 Функции налогов                                                                                         8
   1.3 Виды налогов                                                                                             12
   1.4 Принципы налогообложения                                                                    18
   1.5 Тяжесть налогообложения.  Кривая Лаффера.                                         23
   1.6 Переложение налогового  бремени                                                            25                            
   Глава II Бюджетно-налоговая политика.
Налоги и потребительский  спрос.                                                                      28                                                                                                              
   2.1 Понятие бюджетно-налоговой  политики                                                 28
   2.2 Налоги и потребительский  спрос.                                                             29
   2.3 Налоговая политика                                                                                   30
Заключение                                                                                                          37
Список использованной литературы                                                                 38 
Введение
В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.
Государственное регулирование  экономики и международных экономических  отношений имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  данное регулирование государство  использует широкий набор средств  и методов воздействия на экономику  таких, как бюджет,  кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Налоги являются важной ''кровеносной  артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют  огромное значение в развитии и регулировании  международных экономических отношений.
Вопросу о сущности налогов, построению системы налогообложения  и 
роли налогов в регулировании  международно-экономических отношений  и посвящена данная работа.
 
 
 


Глава I Налоги и их роль в экономике
   1.1 Понятие и сущность налогов.
          Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.
В понимании налогов важное значение имеют два аспекта:
      Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее
внутренняя сущность;
      Во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма
проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования  в реальной экономической  жизни (с субъективной стороны).
Налоги как экономическая  категория являются исходными и  основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная  сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она  определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.
Налог как экономическая  категория выражает денежные отношения  между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие  в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной  стоимости  ВНП и отчуждения части  ее стоимости в распоряжение государства  в обязательном порядке.
Субъективная  сторона  налогов (их виды, уровень ставок и  т.п.) определяется внешней средой, в  которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень  социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к  налоговым платежам. Нормативное  определение налога содержится в  Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):
«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается  обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических  лиц, уплата которого является  одним из условий совершения  в интересах плательщиков сборов  госорганами, органами местного  самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами  юридически значимых действий»
Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные  признаки, присущие именно налогам. Это  обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.1
          Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ... "2 . Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
          Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
          Проще говоря можно сказать  что:
          Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции Российская Федерация.
          Основными категориями в налоговом  законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.
          Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать ( или  незаинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности.
          Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник  налога  - т.е.  доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
          Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый -  (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
          Примером такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
         Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.
Примером может служить  налог на прибыль.
3) у источника
          Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
          Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Существуют два вида налоговой  системы: шедулярная и глобальная.
          В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на  части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
          В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового результата для предпринимателей.
       Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
 
      Функции налогов
          В  современных  условиях  налоги  выполняют   ряд определенных функций:
Регулирующая
          Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно  состоит главным образом в  определении "правил  игры", то есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения дейтсвующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и  наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков,  товарных и фондовых  бирж, а также бирж труда, торговых  домов,  устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно  с налогами не связано;
- регулирование развития  народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда  основным объективным экономическим  законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь  речь идет главным образом  о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы  людей, предпринимателей с целью  направления их деятельности  в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными  ставками, выделения из бюджета капитальных  вложений и дотаций, государственных  закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место  в этом комплексе экономических  методов занимают налоги.
          Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность  инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым  способствовать росту общенационального  фонда денежных средств3.
Стимулирующая
          С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная, или, вернее,  перераспределительная.
          Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
          С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
          Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите.
Фискальная
          Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
          Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
Социальная
          Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.)4.
Социальная функция  налогов  проявляется  и  непосредственно  через механизмы налоговых льгот  и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования с точки зрения ее усиления. , так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот Романенко И.В. «Экономическая теория: Конспект лекций» - С-Пб: «Изд-во Михайлова В.А.», 2000
т и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным  отношениям.
Контрольная
          Эта  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
          Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению5.
          В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
          Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом6.
          Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
 
1.3 Виды налогов
          Современная налоговая система включает различные виды налогов. Рассмотрим их подробнее:
По способу изъятия  налоги подразделяются на два вида:
         Первый вид - налоги на доходы и имущество:
    подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
    на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
    поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
    налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.
Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
          Второй вид - налоги на товары и услуги:
    налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;
    акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
    на наследство;
    на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
          Прямые  налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.
          Косвенные  налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога  с продаж), таможенные пошлины. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение  косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.  Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
         Косвенные налоги являются наиболее  весомой частью налоговых платежей  в федеральный бюджет РФ. Так,  в бюджете РФ на 1998 г. доля  доходов государства, полученных  за счет косвенных налогов,  составляла приблизительно 80% от  суммы всех налоговых поступлений.
          По характеру начисления на  объект обложения налоги и,  соответственно, налоговые системы  подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
          При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.
          Для прогрессивных налогов большое  значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.
          Регрессивный  налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.
         Пропорциональный  налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.
В современных условиях в  связи с расширением социальных  функций
государства широкое распространение получили взносы в фонд  социального
страхования. Они по своей  сущности  являются  целевыми  налогами,  поскольку имеют определенное назначение.
В зависимости от органа, который  взимает  налог  и  распоряжается  его суммой, различают государственные и местные налоги.  Государственные налоги взимаются центральным правительством на   основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет.  К  ним  относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины  и  т.  п.
Местные налоги взимаются  местными органами власти на   соответствующей территории  и  поступают  в   местный   бюджет.   Местные   власти  взимают коммунальный налог, рыночный сбор, курортный сбор и т.п.
Налоги по их использованию  подразделяются на общие, они  поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые)  (например,  налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел  в  США  направляется  в  дорожный фонд).
          Как правило, существует определенный  перечень льгот по каждому  налогу. Однако существует особый  порядок комплексных налоговых  льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное  влияние на процесс воспроизводства.  Такими льготами являются ускоренная  амортизация и инвестиционный  налоговый кредит.
          Политика ускоренной амортизации  способствует сокращению сроков  амортизационных отчислений путем  увеличения размеров годовой  нормы отчислений. Таким образом,  сокращаются сроки окупаемости  оборудования и у производителей  появляются стимулы для инвестиций  в передовые технологии. Проводя  такую политику, государство тем  самым отказывается от определенного  дохода в виде части налога  на прибыль в пользу увеличения  степени конкурентоспособности  национальной экономики.
          Инвестиционный налоговый кредит  представляет собой отсрочку  по уплате части налоговых  платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен  по налогу на прибыль, а также  по региональным и местным  налогам на срок от одного  до пяти лет. Сумма кредита  ограничивается 30% от стоимости   оборудования и не может превышать  50% от суммы начисленного к  уплате налога.
          Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей ( в РФ - каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.
Таким образом,
           Облагаемый доход = Валовый доход  - Вычеты
          При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.
          В подоходном налогообложении различают  подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий , организаций корпораций.
          Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом. Порядок налогообложения населения регулируется Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц”.
          Подоходной налог с граждан дает возможность обеспечить госбюджет устойчивым и возрастающим источником дохода. В этом Законе видится и  одно из средств достижения социальной справедливости именно в связи с заложенным в него принципом прогрессии в налогообложении.
          Подоходный  налог (налог на прибыль) предприятий, объединений, организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.
          Закон определяет единый, не зависящий от формы собственности и модели хозяйствования, объект налогообложения - прибыль предприятия, которая облагается налогом, состоящим из двух частей. Часть, зачисляемая в республиканский бюджет РФ , рассчитывается по ставке 13%. Вторая часть, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ, рассчитывается в размере не более 22% для организаций и предприятий, и не более 30 % для банков и страховщиков.
          Законом определены также льготы , которые стимулируют развитие малых предприятий, определенных отраслей  промышленности, использование труда инвалидов.
          Кроме того, Закон стимулирует направление средств предприятия в развитие производства, а не на потребление. Такие же ставки налога   действуют  при  превы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.