Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Японское чудо

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии
2. Период высоких темпов экономического роста (1960-1971)
3. Слабости японской экономики
4. Результаты «японского экономического чуда»
Заключение
Список литературы
 
 
 


ВВЕДЕНИЕ
Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства: от удивления  и восхищения до зависти и опасения. Действительно, как это удалось  Японии, потерпевшей жестокое поражение  в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически  в течение жизни одного поколения  не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную  экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и  торговли, науки и техники?
Целью работы является описание состояния экономики Японии во второй половине 20 века.
Основными задачами данной работы являются выявление объективных  причин японского экономического чуда, преимуществ и недостатков японской модели экономического развития, лежащей  в основе гигантских сдвигов в  её различных сферах – в промышленности, в сельском хозяйстве, транспорте, кредитно- финансовой системе, торговле и т.п.
В основу положены источники  таких авторов, как В.В. Алексеев, Бок Зи Коу, Н.Л. Дружинин, В.Н. Еремин, А.Е.Жуков, И.П. Лебедев, Осаму Нариаи и др., а также Интернет-ресурсы.
 
 

1.ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ
На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. Все это усугублялось господством политической реакции, подчинивших своим агрессивным целям народное хозяйство страны, а также беспощадной эксплуатацией бесправных трудящихся масс монополистическими концернами – «дзайбацу», сросшимися с военно-бюрократической правящей верхушкой. В 1940 году Япония заключила военный союз с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну.
Военная экономика Японии была лишена поставок сырья из заграницы, что, в свою очередь сделало невозможным  продолжение промышленного производства. Частые нападения с воздуха были опустошительны для жилого фонда  и средств производства страны, и к концу войны экономика неожиданно лишилась спроса со стороны своего крупнейшего потребителя - военной промышленности.
По данным обзора, проведённого Советом по Экономической стабилизации в 1948 году, во время воздушных налётов  и других бедствий, связанных с  войной (сюда не входит военное преимущество, оружие, военные самолёты и суда), было потеряно имущество на 49,6 миллиардов иен, в соответствии с послевоенными  ценами. Полный ущерб был нанесён  на 1,3 триллионов иен, если принять в  расчёт официальные расценки конца 1947 года. Ущерб приравнивается к 20% внутреннего  фонда Японии довоенного периода. Вдобавок был нанесён такой косвенный  ущерб, как амортизация имущества, связанный с отсроченными ремонтными работами из-за войны, потери строений и других средств из-за вынужденной передислокации и поиска оборудования, которое принадлежало разным отраслям промышленности в мирное время, удаление репарационных средств и потеря имущества за рубежом. В 1935 году, национальный доход Японии составлял 14,5 миллиардов иен, из которых около 2,2 миллиардов иен вкладывались в формирование капитала. В отношении цен в конце войны он дошёл до 6,5 миллиардов иен. Вышеупомянутая прямая потеря имущества была столь колоссальной, что даже при экономических условиях, сложившихся в 1935 году. Их возмещение заняло не менее 10 лет. Более того, если численность населения на 15% превосходила уровень 1935 года, то реальный национальный доход был на 40% ниже. Поэтому, по оценкам положения, должно было пройти целое десятилетие только для того. Чтобы вернуться к экономическому уровню 1935 года.
Промышленное производство снизилось до уровня 1926-27 года. Только производство электроэнергии, газа и  угля не упало ниже уровня, необходимого для поддержки минимального прожиточного уровня [6, с.30].
В первой половине 50-х годов  никто в Японии не помышлял о быстрых  темпах экономического роста, первые признаки которых появились лишь в середине десятилетия. Задачи были прозаичнее: накормить страну. Обеспечить основные жизненные потребности общества. В таких условиях японская правящая элита продемонстрировала трезвое  понимание характера взаимосвязи  экономических и политических проблем, стоявших перед страной.
Именно в этот период формируется  система стратегических приоритетов, получивших название «доктрина Ёсида» - концепция сосредоточения национальных ресурсов на решении, в первую очередь, экономических задач при обеспечении внутренней стабильности обороны от внешней угрозы за счёт тесного союза с США.
На первый взгляд, этот союз был навязан Японии исходом Второй мировой войны. Проигравший должен был следовать в русле победителя, нередко повинуясь диктатору. Однако нужно отдать должное японской правящей элите- она сделала, в целом, правильные выводы из уроков прошлого. Победа американцев в войне была воспринята как доказательство эффективности их модели общественного устройства, способности обеспечить более высокий уровень экономического и технического развития.
Политика ориентации США  в решающий момент была следствием осмысленного рационального выбора. Те, кто определял стратегию страны, понимали, что опора на США, наиболее богатую и развитую страну, может  дать Японии преимущества в ликвидации последствий войны [5, с. 552].
К 1952 – 1953 гг.в основном завершилось восстановление экономики Японии. Она вновь стала среднеразвитой индустриально-аграрной страной. Вместе с тем техническая база японской индустрии была отсталой, 70% станочного парка имело возраст свыше 10 лет. Важным источником финансирования экономики еще оставалась американская помощь. Слабым местом в национальной экономике пока оставалась внешняя торговля.
 
 
 


2.ПЕРИОД ВЫСОКИХ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА (1960-1971)
Период высоких темпов роста занимает особое место в  экономическом развитии Японии. Успехи, достигнутые ею в те годы, были столь  впечатляющи, что мир заговорил  о японском «экономическом чуде». За 15 лет—с 1958 по 1973 гг.—валовой национальный продукт Японии увеличился в 6,5 раз, а объем промышленного производства — более чем в 10 раз. Обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию и ФРГ, уже в конце 60-х годов Япония заняла второе место в капиталистическом мире по объему промышленного производства, а в начале 70-х годов — и по объему валового национального продукта. Темпы роста японской экономики в тот период были самыми высокими среди развитых капиталистических стран и составляли около 11 % в год.
Экономические успехи Японии были связаны главным образом  с бурным развитием обрабатывающей промышленности, обусловленным, прежде всего, огромными инвестициями в  расширение и обновление основного  капитала. В период высоких темпов роста на цели накопления расходовалось  в среднем около 30% ВВП страны, а из этих средств около 2/3 направлялось на развитие промышленности.
С завершением в 1957 г. восстановительных  процессов в промышленности стало  очевидно, что дальнейшее ее развитие невозможно без проведения коренной технической реконструкции. Со второй половины 50-х годов в Японии начался  интенсивный процесс обновления основного капитала в старых отраслях (черной металлургии, нефтепереработке, электромашиностроении, судостроении, в текстильной и пищевой промышленности, химических производствах). Одновременно с этим шло бурное строительство  предприятий новых отраслей и  производств, таких как радиоэлектроника, нефтехимия, производство пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон  и т.д.
Как реконструкция старых отраслей, так и создание новых  в значительной степени основывались на импорте иностранной техники  и технологии. Так, за 1950—1971 гг. Япония приобрела свыше 15 тыс. иностранных  патентов и лицензий, из них более 60% пришлось на долю США.
Реализация курса на техническую  реконструкцию и создание передовой  отраслевой структуры привела к тому, что основой экономического роста стал огромный и все более возрастающий спрос предприятий на машины, оборудование, строительные материалы и прочие инвестиционные товары. Это сопровождалось усилением концентрации инвестиций и производства в отраслях тяжелой промышленности, обслуживавших рынок инвестиционных товаров. При этом наиболее высокими темпами развивались машиностроительные производства.
В результате к концу 60-х-началу 70-х годов облик японской промышленности коренным образом изменился. Во-первых, в ее структуре значительно повысилась доля тяжелой промышленности: с 51,7% до 67,8% за 1956—1973 гг. (в том числе  доля отраслей машиностроительного  комплекса с 17,9% до 35,3%). Во- вторых, к  концу 60-х годов Япония создала  практически универсальную отраслевую структуру промышленного производства, в которой в той или ином объеме были представлены все виды современных производств, включая новейшие. И, в-третьих, все старые отрасли японской промышленности перешли на новые технологии производства и освоили выпуск современной продукции. Так, в черной металлургии был сделан решительный поворот от мартеновского способа выплавки стали и кислородно-конверторному; в судостроении была внедрена новая технология строительства гигантских танкеров и сухогрузов, в химической промышленности было установлено более эффективное оборудование по выпуску аммиака, искусственных удобрений и т.д.
В конце 60-х—начале 70-х годов  технический уровень японской промышленности был уже одним из самых высоких  в мире. Доля машин и оборудования в возрасте до 3 лет в начале 70-х годов составляла почти половину стоимости основных фондов, а в целом ряде ведущих отраслей по мощности и производительности оборудования Японии удалось обойти не только европейские страны, но и США (прежде всего в черной металлургии, нефтехимии, судостроении).
Коренным образом изменились место и роль Японии в мировом производстве. К концу 60-х годов она стала крупнейшим в мире производителем многих важных видов продукции тяжелой промышленности, выйдя по объему производства судов, кино- и фотоаппаратуры, химических волокон на первое место в мире, а по выплавке стали, производству электрооборудования, электрон ной техники, автомобилей, швейных машин и т.д. — на второе после США, опередив Великобританию и ФРГ.
Опираясь на свою все более  возрастающую промышленную мощь, Япония постепенно превращалась в одного из крупнейших в мире экспортеров промышленной продукции. Объем японского экспорта в 1957—1973 гг. увеличился почти в 10 раз, при резком изменении его внутренней структуры. Вывоз текстиля, на долю которого еще в конце 50-х годов  приходилось 20—25% стоимости экспорта, отошел на второй план, уступив место  широкому кругу изделий тяжелой  промышленности, таких как сталь, суда, автомобили, радиоприемники, оптические приборы, электрооборудование, швейные  машины, фотоаппараты, телевизоры и  т.д. В 1973 г. на текстильную продукцию приходилось всего лишь 9% стоимости экспорта, на долю машин и оборудования—55%, металлов и металлоизделий —8,5%, химических продуктов — около 6%. Причем, если прежде японская ниша на мировых рынках была заполнена в основном товарами, относительно невысокого качества и невысокой степени сложности, то к концу 60-х годов Япония уже имела репутацию поставщика высококачественной, технически сложной продукции.
Будучи лишена сколько-нибудь значимых запасов основных видов  природных ресурсов, Япония для поддержания  быстрого развития промышленности вынуждена была из года в год увеличивать ввоз сырья и топлива. Пользуясь тем, что цены на эти товары на мировых рынках долгое время были стабильными и даже понижались, Япония предпочитала ввозить необработанное сырье, организуя полный цикл его переработки на собственной территории. За 1957—1973 гг. объем импорта увеличился почти в 7 раз, при этом в конце периода на сырье приходилось около трети его стоимости, а на минеральное топливо — около 22% (в т.ч. 16% — на нефть). По-прежнему, довольно высокую долю в импорте—свыше 15% —занимали продовольственные товары. Хотя еще с конца 50-х годов Япония была в состоянии удовлетворять потребности населения в основном продукте питания — рисе — за счет внутреннего производства, рост уровня жизни населения требовал расширения ввоза различных видов продовольствия (прежде всего продукции животноводства и фруктов).
Что же касается машин и  оборудования, то зависимость Японии от их поставок из западных стран существенно  снизилась (за исключением небольшой  группы наиболее сложной наукоемкой техники, которую она сама пока не могла производить), а доля этих товаров  в импорте в начале 70-х годов  составляла менее 10%.
Натиск японских товаров  на мировые рынки был столь  мощным, что, несмотря на многократное возрастание объемов импорта, со второй половины 60-х годов торговый баланс Японии начал почти постоянно  сводиться с положительным сальдо, что позволило ей накопить значительные золотовалютные резервы и приступить к активному экспорту капитала. Всего  за 1951—1970 гг. японские инвестиции за рубежом  составили около 2,7 млрд. долл., из них 1,88 млрд. долл., или около 70%, были инвестированы  во второй половине 60-х годов.
Обрабатывающая промышленность в тот период, безусловно, выступила  в роли локомотива экономического роста  страны. Что же касается других сфер экономики, то судьба их сложилась по-разному.
Обилие дешевого и качественного  сырья на мировых рынках предопределило начало фактического сворачивания собственной  добывающей промышленности. В 1957—1970 гг. объем производства в добывающих отраслях увеличился лишь на 11 %, а их доля в общем объеме промышленного  производства сократилась с 5,1 до 2,1 %. В конце 60-х годов в добывающей промышленности было занято лишь около 500 тыс. чел., или примерно 1 % общего числа занятых в промышленности. Решающее значение для такой динамики имело сворачивание производства в крупнейшей подотрасли — угледобыче. Максимальный уровень добычи угля — 54,5 млн. т — был достигнут в 1961 г., затем она начала довольно быстро снижаться и в начале 70-х годов составляла всего лишь около 33 млн. т. При этом зависимость Японии от импорта угля за эти годы увеличилась с 36 до 56%.
Добыча всех прочих видов  сырья и топлива осуществлялась в крайне незначительных (часто символических) объемах.
Довольно быстро в период высоких темпов роста развивался транспорт: в1960—1973 гг. объем грузо- и пассажироперевозок почти утроился. Значительное развитие получил автомобильный транспорт—в начале 70-х годов на него приходилась почти половина перевозок пассажиров и около 40% перевозок грузов. Морской транспорт перевозил свыше 40% внутренних грузов и весь объем внешних грузов, а на железнодорожный транспорт падало около 20% грузо- и около половины пассажироперевозок.
Протяженность железных дорог  Японии с середины 30-х годов практически  не увеличивалась и в начале 70-х  годов составляла около 27 тыс.км (из них 21,3 тыс. км приходилось на государственные железные дороги), но в 60-е годы в этой отрасли был осуществлен ряд важных технических нововведений. Один за другим начали вводиться в строй участки высокоскоростной железнодорожной магистрали «Синкансэн», которая должна была соединить все основные города Японии. Средняя скорость движения поездов по этой магистрали составляла более 160 км/час.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.