На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Содержательные характеристики конституционных прав и свобод личности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Глава 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ  ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

    1.1. Понятие прав и свобод личности, их содержание и юридическая природа

    В системе основных прав и свобод следует  различать права человека и гражданина.

     Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

    Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

    Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина Российской Федерации заключаются в следующем:

    1) права и свободы граждан РФ  предоставляются им на основании гражданства Российской Федерации, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

    2) права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории Российской Федерации вне зависимости от его гражданства, в свою очередь, гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства Российской Федерации и гарантируются только по отношению к гражданам Российской Федерации.

    Понятия прав и свобод человека и прав и  свобод гражданина Российской Федерации соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан Российской Федерации есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности - обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства Российской Федерации, поэтому объем правомочий гражданина Российской Федерации всегда несколько шире, чем объем прав человека.

    Следует также различать понятия «права» и «свободы».

    Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

    Свободы это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон.

    Правам  и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в  Конституции Российской Федерации  глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.

    Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации.

      Характеризуя конституционные права,  свободы и обязанности граждан  как субъективные, необходимо подчеркнуть  тот несомненный факт, что они  принадлежат каждому гражданину, являются его личными правами,  свободами и обязанностями. Следует  самым решительным образом отвергнуть  утверждение, будто конституционные  права, свободы и обязанности  имеют своим адресатом некоего  абстрактного гражданина, а не  каждого человека. Субъективность  конституционных прав, свобод и  обязанностей и состоит именно в том, что они принадлежат не только всем вообще, но и каждому отдельному гражданину, что принадлежащее субъекту право (как вид и мера его возможного поведения) зависит в известных пределах от его воли и сознания, личного желания и усмотрения особенно в смысле использования. Однако такой характеристикой конституционные права, свободы и обязанности граждан ни в коей мере не отождествляются с их правами, свободами и обязанностями, приобретенными в результате вступления в те или иные конкретные правоотношения.

    Но  иногда между этими понятиями  проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека. При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы».

    Однако  разграничение между правами  и свободами провести трудно, поскольку  зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями так же именуют «свободами».

    Различие  между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.

    Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации  их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

    Не  отрицая большой новизны, специфики  и богатства содержания современных  развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем  иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений  с предшествующими правовыми  воззрениями на человека как участника  социальной жизни. Как реально, так  и теоретически каждая исторически  данная система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе1.

    В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

    Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:2

    - эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

    - эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

    - это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинствачеловека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Основным  личным правом человека является право на жизнь. Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого «охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни» 3. К такого рода факторам относятся, прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия.

    Важное  значение имеют и мероприятия  медицинского характера: надлежащее медицинское  обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

    Обеспечение права на жизнь напрямую связано  также с сохранением и восстановлением  природной среды обитания человека.

    Подход  к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все  отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные  нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу  осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его  смерти какими-либо действиями или  средствами) и многие другие.

    Однако  до настоящего времени государство  сохраняло за собой право при  определенных условиях принудительно  лишить человека жизни, подвергнув его  смертной казни, хотя такое право  противоречило международным обязательствам России.

    В силу чрезвычайности такой меры условия  применения смертной казни оговариваются  непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться  федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением  обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных  заседателей.

    Правозащитное движение рассматривает проблему смертной казни прежде всего с точки  зрения защиты фундаментальных прав человека, ибо права человека - один из главных критериев демократизации жизни общества. Рассматриваемая  проблема «неотделима от прав человека и несовместима с ними, ибо казнь всегда и везде попирает эти права и прежде всего - право на жизнь. С таких позиций отношение общества к этой варварской мере наказания является показателем его морального состояния, гуманизации и цивилизованности»4.

    В действующем Уголовном кодексе  Российской Федерации5 эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления. Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства о помиловании).

    Конституционный Суд Российской Федерации своим  постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан  по сути объявил в стране мораторий на вынесение смертных приговоров: до тех пор, пока в действующее законодательство не будут внесены изменения и дополнения, обеспечивающие на всей территории России реализацию права обвиняемого в преступлении, за совершение которого возможно назначение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности. Уважение достоинства личности — неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

    Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому  жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного  согласия подвергнут медицинским, научным  или иным опытам.

    Уважение  личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение  к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику  поведения работников государственных  органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных  для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного  возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

    Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует  о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и  всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта  конституционная норма еще очень  слабо реализуется практически.

    Отсутствие  уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения  как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

    Значительное  место в системе личных прав и  свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

    Неприкосновенность  личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

    Гарантия  неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

    Предусмотрены различные формы ответственности  за неосновательное вторжение в  личную жизнь граждан, за разглашение  тайны переписки, телефонных переговоров  и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях  в связи с расследованием уголовных  дел и при наличии судебного  решения могут быть наложен арест  на корреспонденцию и произведена  выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

    Впервые в Конституции закреплено право  человека на защиту своей чести и  доброго имени. Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

    Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется  в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения  информации о его частной жизни.

    Каждому должна быть предоставлена возможность  ознакомления с материалами и  документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    Новым в конституционном закреплении  личных прав и свобод является включение  такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

    Так, существовавшая с 1932 года прописка и  ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени  паспортов у колхозников, рынка  жилья приводили к тому, что  фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

    В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий  для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

    Однако  для претворения в жизнь данного  Закона пока отсутствуют необходимые  условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового  режима границ государства, крайне высокий  уровень преступности и пр.

    Закон устанавливает и определенные ограничения  на свободу передвижения и выбора места жительства, Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные  городки и административно-территориальные  образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для  проживания в связи с инфекционными  и массовыми неинфекционными  заболеваниями и отравлениями людей). В частности, Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.

    Конституция признает право каждого, кто законно  находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право  гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее.

    Принятый  в 1996 году Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

    Выезд, естественно, связан с согласием  той страны, в которую намерен  прибыть гражданин, и потому требуется  въездная виза последней.

    Право гражданина России на выезд из своей  страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

    1. имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    2. призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу — до окончания этих служб;

    3. задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

    4. осужден за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения от него;

    5. уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

    6. сообщил о себе заведомо ложные сведения — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

    Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.
    Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан  и лиц без гражданства, а также  порядок транзитного проезда  указанных лиц через территорию Российской Федерации.
    К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность.
    Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого  конкретного человека, означает его  свободу ассимилироваться в инонациональной  среде, которая стала для него родной и близкой по языку и  образу жизни.
    Важной  дополнительной правовой гарантией  равноправия независимо от национальности является конституционная норма  о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию9.
    В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г.10, к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением.
    Важное  место в системе личных прав и  свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
    Основополагающей  гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации. Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных концессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.
    В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 11 предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.
    Закон предусматривает право граждан  создавать религиозные группы и  религиозные организации при  условии, что их цели и действия не противоречат закону. Свободе выбора религиозных или атеистических  воззрений содействует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.
    Важной  сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли  и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
    Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных  или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода  слова означает безусловное право  человека делать свои мысли, убеждения  и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и  распространять информацию, запретом цензуры.
    Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»12 предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.
      В литературе высказывается мысль,  что юридическую природу основных  прав, свобод и обязанностей граждан  можно объяснить, исходя из  теории так называемых абсолютных  субъективных прав. Главный порок в предпринятой попытке заключается в том, что не учитывались особенности конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, не делались какие-либо различия между ними и другими записанными в законе правами, свободами и обязанностями граждан. В результате по своей юридической природе конституционные права, свободы и обязанности граждан приравниваются к праву частной собственности. Присущие праву собственности особенности переносятся на конституционные права. Они рассматриваются как абсолютные субъективные права, т.е. права, носителям которых в качестве обязанных субъектов противостоит неопределенное число лиц, каждое из которых должно воздерживаться от какого-либо вмешательства в их осуществление. Одни авторы анализируют эти права в рамках особых общерегулятивных правоотношений, в которых носителю конституционных прав в качестве обязанного субъекта противостоит неопределенное число лиц или определенный комплекс общественных отношений, соответствующих существующему строю. Другие же справедливо указывали на уязвимые стороны первой точки зрения и, стремясь избежать их, предлагали рассматривать конституционные права вне правоотношений
    Итак, конституционные права и свободы  человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, гарантируемые и защищаемые государством, составляющие основу правового статуса личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.