Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Эстетика Просвещения. Главные представители и идеи

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?4
 
Оглавление
 
 
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИДЕИ………………………………………………….4
1.1   Эпоха Просвещения  и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии   общества………………………………………………………………4
1.2   Эстетика в различных  формах Просвещения……………………….11
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………….25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества[1]. В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России. 
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации[2].
Целевая установка данной работы состоит в том, чтобы на основе ретроспективного анализа политических, культурных, научных, идеологических концепций периода Просвещения раскрыть истоки,  пути становления и эволюции эстетики данной эпохи.
Поставленная цель достигается определением той роли, которую сыграла новая эпоха в эстетическом развитии общества, а также последовательным анализом  различных просветительских форм (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра) с точки зрения их эстетического наполнения. 
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИДЕИ
 
 
1.1  Эпоха Просвещения  и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии   общества
 
Просвещение – идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно историче­ские рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая – дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии. Вторая дата – начало Французской революции, воспри­нимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.
Предпосылкой и первопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения, которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике,  идеологии стран и народов.
Деятели Просвещения боролись за установление «царства ра­зума», прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть «естественное равенство», а отсюда – политиче­ская свобода и гражданское равенство.
При всем многообразии мнений большинство мыслителей схо­дились в оценке Просвещения как передового новаторского явле­ния. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку исполь­зовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетического   раскре­пощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологи­ческую подготовку буржуазных революций.
Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже бо­жественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая – рассматри­вала историю как общественный регресс.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения – такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.
Эстетическим предпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности[3].
Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы универ­ситетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, ста­новясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и фи­лософии.
Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для эконо­мического и социального благоденствия, – пафос эпохи Просве­щения.
Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.
Просветители происходили из разных классов и сословий: ари­стократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышлен­ных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток на­циональной самобытности.
В Англии в XVII – XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Про­свещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпи­мости.  Это способствовало культурному и эстетическому развитию страны,  поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и нова­торскими, которые несло Просвещение.
В основных чертах политическая программа английского Про­свещения   была   сформулирована   философом   Джоном   Локком (1632 –1704). Основное его сочинение – «Опыт о человеческом разуме» – содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, считал Локк, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он тесно связывал с высокой оценкой человеческого труда. Воз­зрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита: как и представители классической буржуазной политэкономии, он убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.  Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов: правопо­рядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма (1711 – 1776) и Адама Смита (1723 –1790). Выдающийся теоретик товарно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по моральным, этическим и эстетическим соображениям. В своей теории он отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зави­симости при феодализме.
Выдающиеся     представители     французского Просвещения – Вольтер (1694 – 1778),  Жан-Жак Руссо (1712 – 1778),  Дени Дидро (1713 –  1784), Шарль Монтескье (1689 – 1755), Поль Анри Голь­бах (1723 – 1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697 – 1788) и др.
Во Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде политический радика­лизм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветитель­ского движения Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основы­вался на его этических воззрениях. В противоположность филосо­фам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с обществен­ным благом, он требовал подчинения личности благу общества.
Французские просветители вошли в историю как энциклопеди­сты, создатели французской Энциклопедии, или толкового словаря наук, ис­кусств и ремесел, открывшей новую эпоху в познании и истолкова­нии природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедий – Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, кле­рикального мировоззрения.
Один из энциклопедистов – естество­испытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, в которой выдвинул положение о единстве растительного и живот­ного мира.
Эпоху Просвещения во  Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их эко­номики, науки, культуры, политики и эстетики[4].
«Целью государства любой формы должны быть сохранение свободы на основе закона», «баланс интересов различных социально-духовных групп обеспечивает стабильность государства», «необходим принцип разделения властей в государстве» – это основные поло­жения трактата «О духе законов» Ш. Монтескье.
Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 –1804). Знаменитые вопросы Канта: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» – были подготовлены предшествующей философией.
Славу модного писателя принесла Канту работа «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Эстетические категории «прекрасное» и «возвышенное» слу­жит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюде­ния о человеческом в человеке[5]. Предметом теоретической фило­софии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, а исследование деятельности, установ­ление законов человеческого разума и его границ.
В трактате «Ответ на вопрос: что есть Просвещение» Кант подыто­живает основные идеи Просвещения, которое стремится освобо­дить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом решений был их собственный разум. «Будь смел ... и используй собственный разум. Это девиз Просвещения».
Особенно значителен вклад Канта в разработку теории право­вого государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта».
Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в рос­сийском обществе того времени. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде "Человек» И.П. Пнина (1773 – 1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба. Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783 – 1840) «Право естественное». Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремле­нием обрести свободу. Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей, – благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», – писал А.Ф. Бестужев (1761 – 1810), отец декабристов братьев Бес­тужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, че­ловек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева «О воспитании», опуб­ликованный в «Санкт-Петербургском журнале», который он изда­вал вместе с И.П. Пниным.
Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытно­стью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоз­зренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян[6]. Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломо­носов, стараниями которого был открыт университет в Москве. Эстетика просветительства нашла широкое распространение в рус­ской литературе – в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи – в полотнах Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого.
Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Ра­дищев (1749 – 1802) в своих произведениях (ода «Вольность», «Путе­шествие из Петербурга в Москву») отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.
Крупнейший представитель русского просветительства – Н.И. Новиков (1744 – 1818), публицист, издатель сатирических жур­налов, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отрасли знаний.
Самодержавие жестоко расправлялось с просветителями. Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» была конфискована и запрещена (только в 1905 г. вышло новое издание), а сам автор был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскую кре­пость и Новиков. Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, право­вого государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого заплатили. XVIII столетие подготовило также господство буржуазной куль­туры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время фи­лософов, социологов, экономистов, литераторов нового века – Просвещения. Эстетическое новаторство столетия проявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать тради­ционные формы, сколько в создании каких-то иных форм, суще­ствующих в обход традиции и как бы независимо от нее[7].
 
 
1.2  Эстетика в различных  формах Просвещения
 
Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе классицизм и романтизм[8]. Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические формы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях[9].
Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не ис­пытывавших потребности в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был, прежде всего, сентиментализм (от фр. – чувство), отразивший в полной мере просвети­тельские представления об изначальной чистоте и доброте челове­ческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений. В европейском искусстве XVIII в. было еще одно направление – рококо. Для него характерны красота, грациозность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства – причудливость, ироничность, вычурность, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина «рококо» возводят к французскому слову «рокайль» (бриллиант и украшение из раковин), обозначавшему стиль украшения интерьера, основывающийся на з-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо стал ведущим эстетическим направле­нием искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравно­мерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к ис­кусству программно-гражданственной направленности. В искусст­ве, и особенно, в литературе Англии, уже зарождались характерные черты реализма.
Молодой Гойя (1746 – 1828) в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизм нового столетия.
Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем ос­новы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисцип­лины, развитие которой тесно связано с успехами философии.
Основной литературный жанр эпохи Просве­щения – роман. Успех романа, особенно зна­чительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, на­сколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону Крузо из романа Даниэля Дефо (1660 – 1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье[10].
Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недву­смысленно свидетельствует Джонотан Свифт (1667 – 1754) в книге (Путешествия Гулливера», когда отправляет своего героя на остров ра­зумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человек от этой патриархально-справедливой жизни и мечтающий о разумном идеале, не напоминает ли он в действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчно перебирать драгоценные камешки? Карикатурные, сатирические и иронические мотивы просматриваются  в его творчестве.
Развертывая в своих книгах положительную программу, про­светители широко представили и то, как живет человек, обманы­вая и обманываясь.
Нравственно идиллические черты неизменно соседствует с сатирическими. В романах (например, «История Тома Джонса, найденыша» английского писа­теля Г. Филдинга, нередко прибегали к параллельному построеню сюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, ка­ждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Впервые в английской литературе Филдинг (1704 – 1754) продемонстрировал возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета, проницательного наблюдения.
Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естест­венного человека представлено в трактатах  Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) и его романах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Эмиль, или о воспитании».
Образцом всего благородного, возвышенного, лирического, поэтического и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения[11].
Это было время новых философских убеждений и эстетических поисков, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапа­зон просветительской мысли представлен в творчестве англий­ского поэта и сатирика А. Попа (1688 – 1744). Его дидактическая поэма «Опыт о человеке» стала для Европы учебником новой фило­софии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом русского Просвещения.
Распространению идей Просвещения в Германии способство­вали поэма «Мессиада» Ф. Клопштока (1722 – 1803), в которой автор стремился к выражению интимно-рациональных начал, которые лежат в основе многих поступков человека, а также «Обращение с людьми» – самое известное произведение А. фон Книгге (1753 – 1796). В этой работе Книгге изложил представления о светском, аристократическим образе жизни и жизни буржуазии, ориентиро­ванной на обыденные ценности, дал много практически  жизнен­ных советов, основанных на опыте и знании людей.
В музыке к концу XVII –XVIII вв. начинает складывать­ся тот  язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иоган Себастьян Бах (1685 – 1750) и Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759)[12].
Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер симфонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительна музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.
Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения – оратории  «Израиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты.
Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера – Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.
«Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна (1732 – 1809), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них – темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества – «12 Лондонских симфоний», написанных во вре­мя триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочи­нений, довел до классического совершенства симфонию, квартет сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории – «Сотворение Мира» и «Времена года», в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, со­чинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способно­сти Вольфганга развивались под руководством его отца – скрипа­ча и композитора Леопольда Моцарта. С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и жи­вые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья – к тонкой поэтической лирике.
Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концер­там, квартетам, в которых он создает высшие классические образ­цы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три его симфонии (всего Моцартом было написано около 50): «Ми бемоль мажор» (№ 39) – жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; «Соль минор» (№ 40) – глубокая лириче­ская поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремлений; «До-мажор» (№41), названная современниками «Юпитер», – обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утвер­ждая разумность и гармоничность его устройства.
Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец», – гово­рил Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827), чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера «Фиделио» и увертюры «Эгмонт», «Леонора», «Кориапан», фортепианная соната № 23. Завоевание свободы в результате упорной борьбы – вот главная идея его творчества.
Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он уже юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор – все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматические образы четырнадцатой («Лунной») и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление третьей («Героической») симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Компо­зитора привлекали и камерные жанры (вокальный цикл «К далекой возлюбленной»). Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глу­бины внутреннего мира человека.
Апофеоз его творчества – Девятая («Хоральная») симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шиллеровской «Оды к радости», избранной гимном Европы.
Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизве­дение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) – харак­терные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитие мировой художественной культуры[13].
Итальянское искусство XVIII в. достигло своего расцвета толь­ко в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., один из первых представителей итальянского рококо. Тьеполо принад­лежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и свет­ские. Его работы отличает легкий динамичный стиль, они наполнены светом и теплом.
Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты – городского архитектурного пейзажа. Это Антонио Каналетто, прославленный торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Виды родной Ве­неции писал и Франческа Гварди (1712 – 1793), поэтический, романтический мастер, искусно использовавший эффект отраженного света («Венецианский дворик»).
Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697 – 1764), живописца, графика, теоретика ис­кусства, автора серии гравюр «Карьера проститутки», обличительных жанровых зарисовок «Карьера мота». Хогарт был единственным ху­дожником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусст­вом театра, сатирическими журналами, с литературой Просвеще­ния. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате «Анализ кра­соты», где осудил некритичный подход к искусству и выдвинул в качестве критерия эстетического восприятия красоты двойную изогнутую линию. Хогарт много делал для введения в практику ху­дожественных выставок.
Замечательным художником-портретистом был Томас Гейнсборо (1727 – 1788). Портретным образам художника, нередко помещен­ным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны ду­шевная утонченность, одухотворенность и поэтичность. Знаменательно, что этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Ака­демии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей ко­торой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров стал следовать реалистическим традициям в пейзажной живописи.
В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим на­правлением в искусстве Франции XVIII в. стало рококо. Сюжеты полотен художников – только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».
Живописцем рококо был Жан-Антуан Ватто (1684 – 1721). Он разработал и развил новый жанр картин — галантные праздники, причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы («Отплытие на остров Киферу»). Ярким пред­ставителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703 – 1770). «Первый художник короля», директор Академии, Буше был истин­ным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для оте­лей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет и т.д. Типичные сюжеты его полотен – «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы» и т.п.
Картины на фривольные сюжеты, часто эротические («Качели»), писал Жан-Оноре Фрагонар (1732 – 1806), ведущий представитель рококо.
Идеи Просвещения не только влияли в целом на развитие ис­кусства, просветители активно вмешивались в его ход.  «Салоны» Дени Дидро (1713 – 1784) были первой формой критической литера­туры по искусству.
В русле новых эстетических идей в искусстве развивается твор­чество Жана Батиста Симона Шардена (1699 – 1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода – котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи («Молитва перед обедом», «Прачка»), а от нее – к портрету.
Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись[14]. Это преимущественно рокайльные формы в первой по­ловине века и классические черты – во второй. Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714 – 1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непо­средственности и изящества «Меркурии, подвязывающем сандалию».
Жан Антуан Гудон (1741 – 1828) – истинный историограф французского общества, передал в своей скульптур
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.