На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование среды функционирования предприятий с участием иностранного капитала в экономике Волгоградской области

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?7
Содержание
 
 
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Иностранные инвестиции как источник роста экономики российских регионов……………………………………………………………………………7
1.1. Иностранные инвестиции: сущность и формы вложения в национальную экономику………………………………………………………...7
1.2. Предприятия с участием иностранного капитала – организационная форма привлечения зарубежного капитала……………………………………13
Глава 2. Иностранные инвестиции как фактор социально-экономического развития ЮФО…………………………………………………………………...22
2.1. Динамика иностранных инвестиций в экономике Южного макрорегиона…………………………………………………………………….22
2.2. Современное состояние и проблемы функционирования предприятий с участием иностранного капитала в экономике Юга России..28
Глава 3. Совершенствование среды функционирования предприятий с участием иностранного капитала в экономике Волгоградской области…….36
3.1. Характеристика инвестиционного потенциала  Волгоградской области……………………………………………………………………………36
3.2. Направления совершенствования условий функционирования предприятий с участием иностранного капитала в Волгоградской области...45
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованной литературы…………………………………………...56
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике открытого типа, либерализация внешнеэкономических связей неразрывно связаны с развитием разнообразных форм предпринимательской деятельности. К числу наиболее перспективных из них можно отнести предприятия с участием иностранного капитала, осуществляющие международное межфирменное сотрудничество и действующие на основе международной корпорации. В деятельности предприятий с участием иностранного капитала тесно переплетаются различные аспекты экономики и политики, коммерции и дипломатии, осуществления научных исследований и промышленных разработок, торговых и кредитно-финансовых операций.
Функционирование предприятий с участием иностранного капитала тесно связано с проблемами иностранного инвестирования, особенно важного на данном этапе экономического развития страны.
Продуманное и обоснованное инвестирование, в том числе с участием иностранного капитала, обеспечивает решение целого комплекса социально-экономических задач на макро- и микроэкономическом уровнях. Это, в свою очередь, дает основания признать инвестиционную деятельность центральным поддерживающим элементом в развитии национальной экономики.
Одним из самых эффективных методов привлечения иностранных инвестиций является совместное предпринимательство, которое организационно осуществляется в форме предприятий с участием иностранного капитала. Мировой опыт свидетельствует, что для принимающей страны предприятия с участием иностранного капитала имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства. Предприятия с участием иностранного капитала позволяют решить существенный комплекс экономических и социальных проблем в стране-импортере инвестиций.
Степень разработанности проблемы. Особенности формирования предприятий с участием иностранного капитала на современном этапе рыночных отношений рассмотрены в работах отечественных экономистов: В.А. Дейнеко, В.В. Ковалева, В.В. Иванова, Е. И. Иншаковой, В.Н. Лисицы, В.А. Лялина, Н. Райской, Я. Сергиенко, А. Френкеля, А.А. Хачатуряна и др.
Цель ВКР – на основе исследования сущности предприятий с участием иностранного капитала обосновать направления совершенствования условий их функционирования в региональной экономике.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были поставлены и решены следующие основные задачи:
?      рассмотреть сущность и формы вложений иностранных инвестиций в национальную экономику;
?      исследовать предприятия с участием иностранного капитала, как организационную форму привлечения зарубежного капитала;
?      изучить динамику иностранных инвестиций в экономике Южного макрорегиона;
?      проанализировать современное состояние и проблемы функционирования предприятий с участием иностранного капитала  в экономике Юга России;
?      дать характеристику инвестиционному потенциалу  Волгоградской области;
?      предложить направления совершенствования условий функционирования предприятий с участием иностранного капитала в Волгоградской области.
Объектом исследования является процесс функционирования предприятий с участием иностранного капитала в современной экономике Юга России.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений и проблем, возникающих в процессе осуществления деятельности предприятий с участием иностранного капитала в экономике российских регионов.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды ведущих российских и зарубежных ученых по проблемам функционирования предприятий с участием иностранного капитала. В качестве нормативно-правовой базы были использованы федеральные законы и иные правовые акты Правительства Российской Федерации в области иностранных инвестиций.
Необходимая глубина анализа, достоверность выводов и рекомендаций обеспечиваются применением системного подхода, в рамках которого используются такие общенаучные методы познания, как исторический, логический, системно-объектный, структурно-функциональный, а также отдельные приемы статистического анализа.
Информационной базой для данной работы послужили статистические сборники Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. В качестве дополнительного материала использованы научные статьи по исследуемой проблематике, опубликованные периодических изданиях.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе работы представлены иностранные инвестиции как источник роста экономики российских регионов, рассмотрены сущность и формы вложения в национальную экономику иностранных инвестиций, в частности, предприятия с участием иностранного капитала.
Во второй главе анализируется динамика иностранных инвестиций в экономике Южного макрорегиона, а также современное состояние и проблемы функционирования предприятий с участием иностранного капитала  в экономике Юга России.
В третьей главе проводится анализ инвестиционного потенциала  Волгоградской области и направлений совершенствования условий функционирования предприятий с участием иностранного капитала в Волгоградской области.
В заключение работы изложены основные результаты проведенного исследования, сделаны выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Иностранные инвестиции как источник роста экономики российских регионов
 
1.1. Иностранные инвестиции: сущность и формы вложения в национальную экономику
 
Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.
Иностранные инвестиции – это все виды вложения имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода[1].
В законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на  территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ»[2].
По российскому законодательству (ст.128 Гражданского кодекса РФ), к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:
?                  вещи;
?                  иное имущество (в том числе имущественные права);
?                  работы и услуги;
?                  нематериальные блага;
?                  информация.
Приведенные данные в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.
В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:
?                  недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;
?                  ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);
?                  имущественные права;
?                  права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;
?                  права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора[3].
Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в таблице 1.
По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.
Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции – общий объем иностранные инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.
Различают также государственные и частные (иностранные) инвестиции.
 
 
Таблица 1
Классификация иностранных инвестиций
Критерии классификации
Типы инвестиций
По отношению к отдельным странам
Иностранные  - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.
Зарубежные – вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом.
По источникам происхождения и форме собственности
Частные инвестиции – инвестиции частных экономических субъектов.
Государственные инвестиции – инвестиции государственных органов или предприятий.
По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами
Прямые инвестиции, дающие права контроля.
Портфельные инвестиции, не дающие права контроля.
По характеру использования
Предпринимательские инвестиции, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.
Ссудные инвестиции, предоставляемее в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода.
По способу учета
Текущие потоки инвестиций – инвестиции, осуществляемые в течение года.
Накопленные инвестиции – объем инвестиций за весь период их осуществления.
Составлено по: Хачатурян, А.А. Иностранные инвестиции: Учебный курс (учебно-методический комплекс) / А.А. Хачатурян. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – С. 4
 
Государственные инвестиции – это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляет другим государствам. К ним относятся также государственное участие в капитале и смешанных предприятий и инвестиции государственных предприятий[4].
Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой[5].
В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции – это инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции – инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем  целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием»[6].
Основными способами осуществления прямых инвестиций являются[7]:
?                  создание за границей собственного филиала или предприятий, находящегося в полной (100%) собственности инвестора – это так называемое инвестирование «с нуля»;
?                  приобретение или поглощение зарубежных предприятий;
?                  финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;
?                  приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами и иных имущественных прав;
?                  предоставление акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельностью предприятия (такое участие иногда называют мажоритарным);
?                  реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.
В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым относятся[8]:
?                  приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
?                  вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;
?                  осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн.руб.;
?                  реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.
Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность коммерческой организации, а также в другие ценные бумаги принимающих государств – облигации, государственные долговые обязательства и т.д[9].
В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить средства в следующие рублевые активы, которые входят в состав портфельных инвестиций: акции российских компаний, акции коммерческих банков, государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации местных органов власти, банковские депозиты в рублях.
В качестве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут выступать:
?                  иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
?                  иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность, которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
?                  иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;
?                  лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;
?                  международная организация, причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которой ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;
?                  иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.
Таким образом, иностранные инвестиции – это все виды вложения имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода. Инвестиции выполняют важнейшие функции, без которых невозможно нормальное, экономически эффективное развитие страны. Именно инвестиции в значительной мере формируют будущее страны в целом, отдельных ее регионов, каждого хозяйствующего субъекта – инвестиции, произведенные сегодня, являются основой завтрашнего благосостояния. В свою очередь, современное экономическое состояние во многом предопределено прошлыми инвестициями.
 
1.2. Предприятия с участием иностранного капитала
– организационная форма привлечения зарубежного капитала
 
С принятием в 1996 году Гражданского кодекса РФ[10], а также, в 1999 году – Закона об иностранных инвестициях в РФ[11], предприятия с иностранными инвестициями, или совместные предприятия, стали называться коммерческими организациями с иностранными инвестициями (КОИИ) – объединениями инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом.
Согласно ст. 20 Закона 1999 г. КОИИ создается и ликвидируется на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона 1999 г[12].
КОИИ может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества, т.е. в тех же формах, что и предприятия, в которых нет иностранного капитала, в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Государственный контроль за иностранными инвестициями сведен лишь к государственной регистрации, т.е. контролю за учреждением КОИИ, а не за ее деятельностью и не за поступлением инвестиций или их оттоком из Российской Федерации.
Если в КОИИ участвуют российские и иностранные партнеры, то это – совместное предприятие. Если в КОИИ представлен один или несколько иностранных партнеров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и считается предприятием со 100–процентными иностранными инвестициями. В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в основные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной собственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и других документальных подтверждений вносимых имущественных прав.
Вклад инвестора, определяемый как права интеллектуальной собственности, может принимать форму:
1) документального подтверждения вносимых прав (патентов, лицензий и др.);
2) оценки интеллектуального потенциала инвестора;
3) оценки творческих возможностей инвестора;
4) оценки лицензионного вознаграждения.
Лицензионное вознаграждение, выступающее в роли цены технологии - это часть прибыли лицензиата. Как известно, использование технологического преимущества обеспечивает предпринимателю получение сверхприбыли. При продаже технологии лицензиар как бы продает свое право на получение этой сверхприбыли за некую ее долю. Такая доля прибыли называется роялти. При расчете ставки роялти обязательно учитывается размер применяемых банками процентных ставок, т.е. лицензиар, продавая лицензию, стремится получать на нее такую же прибыль, положив которую в банк под действующие процентные ставки, он мог бы получить доход, равный роялти.
В качестве оплаты прав на использование технологии может использоваться передача ценных бумаг (акции и облигаций). Данная форма вознаграждения встречается в чистом виде или в комбинации с другими формами примерно в 15% лицензионных соглашений. Чаще всего при этом лицензиар получает от 5 до 20% акций лицензиата, в отдельных случаях эта доля доходит до 40%[13].
КОИИ признается созданной в качестве субъекта права в определенной правовой форме – чаще акционерного общества или ООО – с момента государственной регистрации. Государственная регистрация имеет, согласно общему принципу, конститутивное значение. КОИИ регистрируется Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ. Правовой статус КОИИ в Законе 1999 г. четко не определен, отдельные положения об этом разбросаны по разным статьям и часто не согласованы между собой.
Из Закона 1999 г. неясно, относится ли сама КОИИ к иностранным инвесторам. В ст. 2 Закона 1999 г., где содержится перечень иностранных инвесторов, КОИИ не включена, т.е. следует сделать вывод, что она не признана иностранным инвестором. Вместе с тем та же статья признает КОИИ реинвестором. КОИИ может реинвестировать, так же как и иностранный инвестор, доходы и прибыли, полученные ею от иностранных инвестиций.
В п. 5 ст. 4 предусматривается, что лишь те КОИИ при осуществлении ими реинвестирования «пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом», в которых иностранный инвестор владеет не менее чем 10% ее уставного капитала. В п. 6 той же статьи говорится, что «российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора».
Далеко не все статьи Закона 1999 г. о гарантиях распространяются на КОИИ, что не всегда оправданно. Так, понятно, что гарантии перевода прибылей распространяются только на иностранного инвестора. Однако трудно объяснить, почему гарантия правовой защиты деятельности (ст. 5) относится лишь к иностранному инвестору и не относится к КОИИ, будучи общей нормой и предусматривающей, в частности, право на возмещение убытков, причиненных действием (бездействием) государственных органов. В то же время ст. 8 Закона 1999 г., предусматривающая гарантии при национализации и реквизиции имущества, распространяется, и справедливо, на КОИИ[14].
В п. 4 ст. 4 Закона 1999 г. специально оговаривается, что дочерние и зависимые общества КОИИ не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом об иностранных инвестициях, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
Закон 1999 г. содержит единственную ст. 16 отсылочного характера, где говорится: «Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».
Создание и ликвидация КОИИ регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах» или Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в зависимости от того, какую правовую форму избрала для себя КОИИ. Отсылка к такому законодательству вполне правомерна, поскольку в настоящее время процесс создания и ликвидации предприятий всех форм собственности, включая иностранную, регулируется едиными нормами, за очень редким исключением[15].
Иностранный капитал участвует в создании КОИИ на территории России не только для того чтобы получить больше прибыли, но и по другим соображениям. Так, по данным оксфордского журнала[16], 45% иностранных участников КОИИ в России намерены закрепить свои позиции сейчас в расчете на большую деятельность в будущем, 25% стремятся использовать дешевую и хорошо образованную рабочую силу, 20% заинтересованы в обширном российском рынке, а 10% хотят иметь доступ к местным энергоресурсам.
Российская сторона, подобно иностранному партнеру, при создании КОИИ тоже имеет свои экономические интересы. Прежде всего, предприятия с участием иностранного капитала, должны способствовать преодолению глубоких народнохозяйственных диспропорций, обеспечив увеличение производства дефицитных у нас товаров, в том числе товаров народного потребления. В отдельных случаях производство товаров на совместном предприятии даже при импорте им деталей будет предпочтительнее, чем импорт из-за рубежа готовых изделий, так как расходы валюты в этом случае будут сведены к минимуму[17].
Создаваемые в России совместные предприятия могут сыграть позитивную роль в привлечении в страну новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта. Более того, приток иностранных инвестиций в КОИИ может стать одним из возможных для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств на направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса. Немаловажное значение КОИИ состоит в том, что совместное создание производственных единиц с передовой технологией и техникой повышает их конкурентоспособность. В результате они могут успешнее соперничать на внутреннем рынке России с другими предприятиями и побуждать их снижать издержки производства своей продукции и повышать ее качество[18]. С другой стороны, создание конкурентоспособных предприятий позволяет российскому партнеру использовать торговые, административные и прочие связи зарубежных участников, их коммерческий опыт и знание местных условий и открывает благоприятные возможности для их выхода со своей продукцией на внешние рынки. Это особенно важно в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке со стороны крупных и эффективно функционирующих западных фирм[19].
Важную роль предприятия с участием иностранного капитала способны сыграть в преодолении различного рода барьеров, затрудняющих развитие внешнеэкономических связей между странами. Например, американская администрация обсуждает с Конгрессом США вопрос об отмене поправки Джексона-Вэника. Поправка принята американским Конгрессом в 1974 г., она ввела ограничения на торговлю с СССР. Причиной принятия поправки стало отсутствие в СССР свободы эмиграции. Поправка продолжает действовать в отношении государств-правопреемников СССР. С 1989 г. США ежегодно приостанавливали действие поправки, однако Конгресс официально ее не отменил.
Наконец, несмотря на то, что создание совместного предприятия представляет собой развитие международной кооперации производства, тем не менее, один из партнеров, скажем, иностранный, может использовать свое участие в нем для производства деталей и других частичных изделий с целью поставок их на свое материнское предприятие. И тогда совместное предприятие превращается в одного из участников международного производственного кооперирования, т.е. в субъекта углубления международного разделения труда в его внутриотраслевой форме[20].
Во многих случаях необходимость создания совместных предприятий порождается особыми экономическими условиями, сложившимися на момент решения вопроса об организации совместного предприятия. Одним из таких условий может быть недостаток имеющихся средств для возникновения предприятия оптимальных размеров или экономия средств по каким-либо соображениям. Привлечение же иностранного партнера снижает финансовое бремя российского предпринимателя на создание нового или расширения действующего предприятия, уменьшает издержки производства в результате рациональной организации труда и сбыта, применения передовой технологии и сокращения транспортных расходов.
Все перечисленные выше составляющие комплекса российских интересов в создании совместных предприятий при своей реализации должны привести к повышению получаемой ими прибыли, к росту эффективности функционирования всей национальной экономики. Взаимная заинтересованность участников КОИИ материализуется в конечном результате их деятельности — масштабах прибыли, которая является источником дальнейшего развития производства.
В последнее время в мировой практике, особенно в Китае, получил распространение способ развития совместной деятельности предпринимателей разных стран в форме так называемых толлинговых операций. Толлинг представляет собой работу предприятий на давальческой основе[21].
Суть ее состоит в том, что иностранная фирма заключает с заводом другой страны толлинговый договор, согласно которому она финансирует импорт сырья и его переработку, оплачивает работу завода. Собственником произведенной из сырья продукции является иностранный кредитор, а завод не только возмещает затраты на переработку сырья, но и получает прибыль, а также возможность проникновения со своей продукцией на рынок иностранного партнера.
В России толлинг впервые был разрешен распоряжением Президента в марте 1992 г. для Братского алюминиевого завода, а затем и в отношении других предприятий. Со стороны заграницы в толлинговых операциях с нашими заводами участвуют американская компания Ренова, английская Транс уорлд металз, немецкая Металлгезельшафт и швейцарские компании Марк Рич и Евромин, а всего более полутора десятка. Толлинговая деятельность этих иностранных компаний способствовала притоку финансовых средств в нашу страну и поддержала отечественную алюминиевую промышленность в самые трудные годы ее перехода к рыночным принципам функционирования. 80% экспортируемого алюминия выпускается в России на основе заключения толлинговых соглашений. Таким образом, благодаря толлингу, алюминиевые заводы нормально функционировали и увеличивали экспорт своей продукции вплоть до финансового кризиса 2008 года и вызванной им экономической рецессии.[22]
Разновидностью КОИИ, как формы привлечения ПИИ в развитые страны, является приобретение действующих в них фирм в форме слияний и поглощений. При слиянии происходит объединение активов и операций двух фирм с целью создания нового предприятия, контроль над которым принадлежит руководству одной из этих фирм или обеим компаниям. При приобретении, контроль над активами и операциями переходит от одной компании к другой (иностранной) компании[23]. В качестве разновидности трансграничных слияний и поглощений рассматривается также приватизация с участием иностранного инвестора. Формой недружественного поглощения является рейдерство.
Таким образом, иностранные инвестиции – это все виды вложения имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода. Инвестиции выполняют важнейшие функции, без которых невозможно нормальное, экономически эффективное развитие страны. Именно инвестиции в значительной мере формируют будущее страны в целом, отдельных ее регионов, каждого хозяйствующего субъекта - инвестиции, произведенные сегодня, являются основой завтрашнего благосостояния. В свою очередь, современное экономическое состояние во многом предопределено прошлыми инвестициями. Необходимость создания предприятий с участием иностранного капитала порождается особыми экономическими условиями, сложившимися на момент решения вопроса об организации совместного предприятия. Привлечение иностранного партнера снижает финансовое бремя российского предпринимателя на создание нового или расширения действующего предприятия, уменьшает издержки производства в результате рациональной организации труда и сбыта, применения передовой технологии и сокращения транспортных расходов. Все перечисленные выше составляющие комплекса российских интересов в создании совместных предприятий при своей реализации должны привести к повышению получаемой ими прибыли, к росту эффективности функционирования всей национальной экономики. Взаимная заинтересованность участников КОИИ материализуется в конечном результате их деятельности — масштабах прибыли, которая является источником дальнейшего развития производства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Иностранные инвестиции как фактор социально-экономического развития ЮФО
 
2.1. Динамика иностранных инвестиций в экономике Южного макрорегиона
 
Южный федеральный округ (ЮФО) объединяет в своем составе 6 субъектов Российской Федерации: Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области.
Округ расположен на крайнем юге европейской зоны России, занимает южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Прикаспийской низменности и западную часть Большого Кавказского хребта. Территория Южного федерального округа составляет 420,9 тыс. кв. километров.
Высокая социально-экономическая привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное улучшение в нем динамики демографических и миграционных процессов.
Как следствие, по плотности населения Южный федеральный округ занимает третье место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов), по динамике численности населения – второе место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер – первое место; достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране.
При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает третье место (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов); формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс, который стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края (в перспективе, после окончания работ на олимпийских объектах, его основные производственные звенья – трудоресурсное, строительное, технико-технологическое – могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа)[24].
Согласно Рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России рейтингового агентства «Эксперт РА» за 2011 год, Краснодарский край обладает минимальным инвестиционным риском в стране и занимает первое место в России.
              Рис. 1. Иностранные инвестиции в 2010 году (в % к общему объему по РФ)
С 2010 г. портфель проектов вырос с $41 до 50 млрд., прирост составил 22%. В 2010 г. регион был представлен 161 инвестиционным проектом, годом позже — уже 178 проектами[25].
Регион-партнер ТПП России - Ростовская область – занимает 6–е место в рейтинге «Эксперт РА». Далее со значительным отрывом идут Республика Адыгея — 33-е место, Астраханская область — 34–е место, Волгоградская область — 43-е место[26].
Важным резервом ускорения экономического роста являются иностранные инвестиции.
В  2010 году в Южный федеральный округ из-за рубежа поступило 2314 млн. долл. иностранных инвестиций (2% от российского объема)[27].
Из регионов Южного федерального округа основной поток иностранных инвестиций поступил в Ростовскую область (63,1%), в Краснодарском крае сосредоточено 23,5 % общего объема по округу, в Волгоградской области – 8,3 %, в Адыгее – 4,4%. Крайне мало иностранных инвестиций поступило в Астраханскую область (0,7%), в Калмыкию иностранные инвестиции, как и в 2009 году,  не поступали.

Рис. 2. Иностранные инвестиции в 2010 г. по субъектам ЮФО, млн. долл. США
Рост поступлений иностранных инвестиций по отношению к предыдущему году отмечен в Адыгее и  Ростовской области, в остальных регионах округа наблюдается спад.
Таблица 2
Иностранные инвестиции в ЮФО 2009 – 2010 гг.
 
Поступило,
млн.долларов
США
В том числе
прямые
инвестиции
портфельные
инвестиции
прочие
инвестиции
2009
2010
2009
2010
2009
2010
2009
2010
Республика Адыгея
46,2
102,3
15,1
22,9
-
-
31,1
79,4
Республика Калмыкия
-
-
-
-
-
-
-
-
Краснодарский край
579,5
543,2
234,9
208,6
1,8
0,1
342,8
334,6
Астраханская область
51,9
15,3
8,0
4,5
0,0
0,0
44,0
10,7
Волгоградская область
225,4
192,4
3,4
16,6
0,0
1,5
222,0
174,3
Ростовская область
742,0
1460,9
131,9
43,7
0,4
0,3
609,8
1416,9
Источник: Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2011 - М.: Статистика России, 2011. - 211 с.
 
В видовой структуре иностранных инвестиций основная часть (87%), как и в целом по России, приходится на прочие инвестиции (торговые, прочие кредиты), доля прямых инвестиций составляет 12,8 % (12% –- по РФ), портфельных – менее одного процента.  Среди регионов округа доля прочих инвестиций колеблется от 61,6 % в Краснодарском крае до 90–97 % в Волгоградской и Ростовской областях, прямые инвестиции составляют от 3 % в Ростовской области до 38,4 % в  Краснодарском крае. 
Таблица 3
Иностранные инвестиции в январе-сентябре 2011 года, тыс.долларов США
 
Поступило
В том числе по видам
всего
в % к
итогу
прямые
инвестиции
портфельные инвестиции
прочие
инвестиции
Российская Федерация,
  млн.долларов США
133784
100
11736
535
121513
    Южный  федеральный округ
2384489
1,8
276153
6487
2101849
Республика Адыгея
73961
0,1
22192
-
51769
Республика Калмыкия
-
-
-
-
-
Краснодарский край
334452
0,2
113174
6483
214795
Астраханская область
9084
0,0
2938
1
6145
Волгоградская область
276543
0,2
49469
0,0
227074
Ростовская область
1690449
1,3
88380
3
1602066
 
В разрезе видов деятельности более двух третей иностранных инвестиций ЮФО направлены в обрабатывающие производства, что главным образом определяется значительным объемом поступлений в Ростовскую область, возросшим по отношению к 2009 году в 4,2 раза.
Таблица 4
Иностранные инвестиции по отдельным видам экономической деятельности в 2010 году (по данным территориальных органов Росстата, тыс.долл.США)
 
Республика
Адыгея
Краснодарский
край
Астраханская
область
Волгоградская
область
Ростовская
область
Всего
102346,5
543224,5
15257,5
192365,3
1460931,2
в том числе по организациям
с основным видом деятельности:
сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство
5110,8
17487,6
0,3
-
10097,9
добыча полезных ископаемых
-
-
2470,7
-
16244,1
обрабатывающие производства
6966,8
142790,1
317,4
166177,1
1242499,4
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
-
-
0,6
-
-
строительство
3919,5
570,9
0,3
-
21232,2
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
395,8
177025,0
3287,2
12344,3
80848,7
транспорт и связь
-
111604,5
4830,7
-
15936,8
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
85953,6
5442,7
4349,7
5851,0
72357,7
 
Активные поступления иностранных инвестиций в торговые организации  Волгоградской области, Краснодарского края и  Адыгеи (рост, соответственно, на 18,7%, 49,7%, 79,9%) обусловили второе место этого вида деятельности в инвестиционном рейтинге ЮФО, далее следуют поступления в организации, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (7,5%), несколько ниже доля иностранных вложений в организации транспорта и связи Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей (5,7%).
Иностранных инвесторов в большей степени привлекают Краснодарский край и Ростовская область (рис. 3).

Рис 3. Динамика иностранных инвестиции в экономику субъектов ЮФО–6, млн. руб.
Результаты анализа показывают, что лидерство Краснодарского края в привлечении инвестиций еще больше укрепляется в связи с масштабными планами нового строительства спортивных и сопутствующих инфраструктурных объектов для успешного проведения Олимпиады–2014, что только в малой степени можно связывать с инновационной модернизацией экономики.
Таким образом, глобальный финансово-экономический кризис и наступившая мировая рецессия обусловили снижение притока инвестиций в Россию и, в том числе, в Южный федеральный округ. В условиях сокращения инвестиционной активности российские регионы с благоприятным инвестиционным климатом получат конкурентное преимущество перед менее привлека­тельными территориями. Это обстоятельство вызвано планами крупнейшего инвестора – государства вкладывать бюджетные средства в развитие инфраструктуры и крупных базовых производств – прежде всего, в регионы с мощным инвестиционным потенциалом и высоким качеством управления социально-экономическим развитием. Частный бизнес в условиях финансовых ограничений также будет более тщательно подходить к выбору места вложения капитала, определяя территории с устойчиво комфортными инвестиционными условиями и надежными правовыми гарантиями инвестиционной деятельности.              
 
2.2. Современное состояние и проблемы функционирования предприятий с иностранными инвестициями в экономике Юга России
 
Во время бурного экономического роста в начале 2000-х годов объем привлеченных иностранных инвестиций ЮФО составлял всего 8% от всего объема иностранных инвестиций в РФ. Аналогично выглядела ситуация и в 2009 году, когда округ занимал последнее место в списке ФО России с показателем в 77 долл. США на человека, что в 7,5 раза ниже, чем по России. Зато в последние кварталы 2010 года темп прироста этого показателя увеличился. Объем инвестиций в основной капитал в округе в январе — сентябре 2010 г. составил 7,3% в год против 3,7% по РФ в целом[28]. Динамика может сохраниться в том случае, если одним из инвесторов региональных проектов будет выступать государство.
На пике экономического бума по объему привлеченных иностранных инвестиций доля ЮФО по России составляла всего 8%. Тот же показатель на душу населения был в два раза ниже среднероссийского. Хотя Ростовская область, Краснодарский край в тот период развивались в данном направлении сравнительно активно, прирост по инвестициям для них в начале второй половины 2000–х годов составлял 20–40% в год.
Несколько лучше была ситуация в Краснодарском крае и Ростовской области. Здесь по общему объему инвестиций в долларах США на человека отставание от российских показателей данного индекса было, соответственно, 5,1 и 3,3 раза для всего объема привлеченных средств и 2,5 и 3,6 раза для прямых инвестиций. В то же время в последние кварталы 2010 года отмечено увеличение темпов прироста этого показателя для ЮФО, которые были заметно выше аналогичных показателей по Российской Федерации в целом. Безусловными лидерами вновь, как и до периода активной фазы кризиса, являлись в данном случае Ростовская область и Краснодарский край. Интерес к региону вызван, прежде всего, предстоящими в 2014 году Олимпийскими играми в Сочи. Объем иностранных инвестиций в Краснодарский край в I полугодии 2010 года увеличился на 43%[29].
Однако по сравнению с периодом бума номинальные объемы прироста вложений весьма невелики. За I полугодие 2010 года вклад зарубежных инвесторов в экономику региона составил 254,5 млн. долл. США. Всего же за последние пять лет в экономику Кубани инвестировано 30 млрд. долл. США, или 3 млрд. долл. США в среднем за полугодие. В Ростовской области по итогам I полугодия 2010 года наблюдалась аналогичная картина. Объем поступивших в регион иностранных инвестиций увеличился в 1,8 раза. Текущий портфель Агентства инвестиционного развития Ростовской области состоит из 69 инвестиционных проектов на сумму свыше 7 млрд. долл. США, при этом 70% проектов в портфеле сформировано с участием иностранных инвестиций[30].
Следует отметить при этом, что специфическим и негативным аспектом, характеризующим экономику округа, остается крайне неоднородное развитие инвестиционных процессов. Например, объем инвестиций в основной капитал. Если прирост этого показателя в январе — сентябре 2009 г. для Краснодарского края составил 23,4%, то для остальных областей округа, включая сравнительно благополучную с точки зрения этого индекса Ростовскую область, он снизился на 10-20%. Однако экономика региона сравнительно невелика, объем инвестиций в основной капитал равнялся в январе — сентябре 2010 г. 510,7 млрд. руб. против 5566,2 млрд. руб. по РФ в целом. В подобной ситуации государственные вложения, связанные прежде всего с реализацией проекта сочинской Олимпиады, а теперь после известных позитивных для РФ событий и с проведением чемпионата мира по футболу 2018 г., могут (в том числе за счет эффекта базы) вызвать инвестиционный бум в регионе[31].
Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в ЮФО являются топливно-энергетический комплекс, удельный вес которого составляет до половины от общего объема накопленных зарубежных инвестиций, а также пищевая промышленность, менее других пострадавшая от финансового кризиса. Эти тенденции соответствуют общероссийским. Проблема в том, что климатическая, геополитическая специфика России с ее низкой плотностью населения и, наконец, наличием в экономике на этом фоне неравномерной структуры перераспределения национального богатства не позволяет инвесторам рассчитывать на сравнительно высокий уровень прибыли в других отраслях экономики. Отстающими в сфере инвестиций и в регионе, и в России в целом по-прежнему являются отрасли, не связанные с переживавшим в последние годы период кредитного бума потребительским сектором и сырьевым сегментом, динамика показателей которого, в свою очередь, отражала повышенные в результате смягчения мировых монетарных условий инфляционные риски и долгосрочные риски дефицита природных ресурсов. Однако с учетом государственных инвестиций в экономику округа инвестиционная ситуация в нем существенно улучшится с точки зрения структуры внешних вложений. Общий объем необходимых на ближайшие годы региону инвестиций на официальном российском уровне оценивается в сравнительно небольшую по российским меркам сумму – в 1,4 трлн руб.[32]
При наличии частно-государственного партнерства, выраженного со стороны государства в предоставлении льготных кредитов, налоговых преференций, прямого вложения капитала, административной и информационной поддержки, эти средства вполне могут быть регионом получены и освоены. Доля государства в рыночных проектах может существенно варьироваться, однако, как показывает текущая практика инвестиций в российский автопром, она в целом, по крайней мере на данном посткризисном этапе, должна составлять порядка 50%. В подготовленном по инициативе полпредства президента в ЮФО инвестиционном атласе Юга России представлено 226 проектов на общую сумму 1,4 трлн рубл. Больше всего заявок поступило из тех отраслей, в которых регион обладает несомненными экономическими преимуществами – транспортом, курортной сферой и энергетикой. Значительные по объему запросы представили также предприятия по добыче и переработке природных ресурсов, химической промышленности и строительного комплекса. Большинство из этих инвестиционных предложений связаны так или иначе, очевидно, с ожидаемыми в ближайшие восемь лет мировыми спортивными форумами, которые пройдут в регионе. Особо надо отметить потенциал роста иностранных и внутренних инвестиций в региональный АПК.
С учетом выравнивания мировых инвестиционных рисков создание платежеспособного спроса в странах Африки и Азии может способствовать в мире угрозе дефицита отдельных продовольственных ресурсов, о чем неоднократно говорили эксперты ООН и других международных национальных исследовательских организаций. Можно говорить об ослаблении в период кризиса притока инвестиций в производственный сектор, который по своим основным показателям в отдельных отраслях допустил в последние годы просадку на 10–20%.
Такая ситуация является следствием отраслевой «закредитованности», низкой производительности труда. Сказалась также традиционно медленная реакция отраслей, не связанных с производством товаров первой необходимости, на экономическое восстановление. Обрабатывающая промышленность ЮФО продолжает отставать в своем восстановлении и остро нуждается в притоке частных и государственных инвестиций.
Таблица 5
Организации с участием иностранного капитала

и т.д.................


 
2008
2009
2010
Число  орг-ий
 
число работников,
тыс. чел.
Оборот,
млрд. руб.
Число  орг-ий
число работников,
тыс. чел.
Оборот,
млрд. руб.
Число  орг-ий
число работников,
тыс. чел.
Оборот,
млрд. руб.
Российская Федерация
16396
3328
22085
17372
3179
19792
15518
3215
26748
ЮФО
1116
170,5
554,6
1212
175,2
505,4
1137
165,8

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.